«Национальная политика и межнациональные отношения в конце 80-х начале 90-х гг. 20 века. Распад ссср» Учебный предмет: история

Тема урока: « Национальная политика и межнациональные отношения в конце 80-х – начале 90-х гг. 20 века. Распад СССР»Учебный предмет: история.Автор: Алтухова Екатерина Федоровна, МОУ СОШ № 1 с. Некрасовка, Хабаровского муниципального района.Для 9 класса.Ожидаемы результаты:Учащиеся называют основные причины распада СССР, составляют представления о ходе центробежных процессов в союзных республиках, знакомятся с ролью республиканских элит в распаде СССР, учатся отстаивать свою точку зрения по факту распада Союза; осознают необходимость установления добрососедских отношений между бывшими членами «Союза нерушимого», который «сплотила на веки великая Русь».Идея занятия: учащиеся в группах работают на следующими заданиями.1 группа. Причины, вызвавшие национальные конфликты.2 группа. Цели, которые преследовали участники национальных движений.3 группа Роль руководящих « верхушек» в распаде СССР.4 группа. Отношение основной массы народов бывшего СССР к его кончине.5 группа. Эксперты.Основные понятия: СНГ, фундаментализм, Беловежские соглашения.Материалы: 1.документы « Заявление глав государств Республики Беларусь, РСФСР, Украины ( Минск, 8 декабря 1991 года), из выступления М.С. Горбачева по центральному телевидению ( 25 декабря 1991 года), из статьи в «Комсомольской правде» «Джентльменское соглашение одобрено» ( 13 декабря 1991 года), из выступления Б. Н. Ельцина по телевидению 29 декабря 1991 года, письма на телевидение И. Кузьмина, И. Кулиева, И. Сидоренко.2. Бумага, карандаши, ватман, маркеры.Вводная часть.Мотивация. Зачитывается фрагмент заявления глав государств Республики Беларусь, РСФСР, Украины (Минск, 8 декабря, 1991 года). « Мы руководители Беларуси, РСФСР, Украины……отмечаем, что « объективный процесс выхода республик из состава СССР и образования независимых государств стал реальным фактом…»Вопросы.Почему «вечный союз» прекратил свое существование?Задание: работая над текстом учебника , параграф 57, документами, вам выданными, постарайтесь в своих группах ответить на данные вам вопросы.Разделение на группы происходит по вытянутым номерам группы, так что получается 5 групп по 4 человека.Внутри группы учащиеся распределяются по ролям: лидер( организует работу, разъясняет получение задания), дублер( вместе с лидером прослушивает ответы других участников, оценивает) ,оратор ( выступает перед классом с результатами работы группы), отвечающий на месте(отвечает на поставленный вопрос внутри группы).Ответы на задания также вывешиваются в виде оформленного ватмана, это поможет оратору в ходе защиты задания.По ходу ответов, каждый учащийся заполняет таблицу.Краткие результаты. Причины национальных конфликтов Цели участников национальных движений Роль республиканских верхушек в распаде СССР Отношение народов к распаду СССР Рефлексия и оценивание.Анализ проделанной работы от группы экспертов.Оценивание работы внутри группы лидером.Личное отношение каждого к распаду СССР (в рисунке)Домашнее задание:Провести социологический опрос не менее пяти взрослых с вопросами:Как вы себя ощущали, живя в союзе с другими республиками?Ваше личное мнение по поводу распада СССР.