Национальное счетоводство и теневая экономика

Министерствонауки и образования Российской Федерации
НовосибирскийГосударственный Архитектурно-Строительный Университет
Кафедраобщей экономической теории
Реферат
Подисциплине: макроэкономика
Натему: Национальное счетоводство и теневая экономика
Выполнил:студент 252 гр.
А.Е. Смирнов
Проверила:Профессор
В.А.Семенихина
Новосибирск2007

Содержание
Введение
1. Национальноесчетоводство и система национальных счетов
2. Теневаяэкономика
Заключение
Литература

Введение
Проблема отражения теневой экономики вданных официальной статистики в последние годы вызывает повышенное внимание намеждународном уровне. С одной стороны, это вызвано активизацией теневой экономики,с другой стороны – тем, что даже в странах с хорошо организованной системойотслеживания деятельности и доходов экономических единиц какая-то их частьостается за пределами статистического учета в силу не только их теневогохарактера, но и определенной ограниченности возможностей статистическогонаблюдения. Обсуждение этих вопросов на международных совещаниях и накоплениепрактического опыта в этой области в ряде стран позволило впервыесформулировать в системе национальных счетов четкие основополагающие концепции,определения и классификации для отражения различных аспектов теневой экономики,различные методы ее оценки. Для описания всех видов экономической деятельности,прямо не учитываемой регулярным статистическим наблюдением, был предложен обобщенныйтермин – «ненаблюдаемая экономика».
В странах с переходной экономикой, втом числе в России, проблема статического отражения ненаблюдаемой экономики внастоящее время особенно актуальна, т.к. в ходе проведения экономических реформи внедрения рыночных отношений масштабы этой части экономики возрастают.

1. Национальное счетоводство и СистемаНациональных Счетов
Макроэкономический анализ национальногохозяйства требует достоверных знаний о величине созданного валового продукта,общем уровне цен, безработице, инвестициях, личном потреблении, государственныхрасходах. Рыночной экономике адекватна система национальных счетов (СНС),представленная взаимосвязанными экономическими показателями развитиянационального хозяйства.
В рыночной экономике производитсяогромное количество разнообразных товаров и услуг. В процессе их созданияучаствуют различные факторы производства, собственниками которых являютсяизвестные нам основные субъекты рыночной экономики. СНС для измерения объеманационального производства использует ряд показателей, среди которых важнейшееместо занимает показатель валового внутреннего продукта (ВВП). ВВП – валоваярыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране втечение года вне зависимости от национальной принадлежности факторовпроизводства, используемых в экономической деятельности.
При расчете ВВПиспользуют три основных метода:
1. Метод добавленнойстоимости.
Для правильного расчетаВВП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, нобез повторного, или двойного счета. Вот почему в определении ВВП речь идет оконечных товарах и услугах. Эти блага потребляются в рамках домашних хозяйствили фирм, и не участвуют в дальнейшем производстве, в отличие от промежуточныхтоваров. Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости,который представляет разницу между продажами фирмами их готовой продукции ипокупкой материалов, инструментов, топлива, энергии и услуг и других фирм.Иными словами, добавленная стоимость, — это рыночная цена продукции фирмы, завычетом стоимости потребленного сырья и материалов, купленных у поставщиков.Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми фирмами в стране, можноопределить ВВП, который и представляет рыночную оценку всех выпущенных товарови услуг.
2. Метод расчета ВВПпо расходам.
Этот методнепосредственно вытекает из первого рассмотренного способа подсчета ВВП.Поскольку ВВП определяется как денежная оценка конечных товаров и услуг,произведенных за год, постольку необходимо суммировать все расходыэкономических субъектов на приобретение конечных продуктов. Действительно,нельзя складывать яблоки с апельсинами, но можно сложить расходы множествалюдей на покупку этих или иных товаров. При расчете ВВП на основе расходов, илипотока благ (этот метод называют также производственным методом) суммируютсяследующие величины:
1) Потребительские расходы населения (С).
2) Валовые частныеинвестиции в национальную экономику (I).
3) Государственныезакупки товаров и услуг (G).
4) чистый экспорт (Nx), который представляет разностьмежду экспортом и импортом данной страны.
Таким образом,перечисленные здесь расходы составляют объем ВВП, обозначаемого вмакроэкономической теории символом Y, и показывают рыночную оценку годового производства:
Y = C + I + G+ Nx  
3. Метод расчета ВВПпо доходам (распределительный метод).
ВВП можно представить как сумму факторных доходов(з/п., процент, прибыль и рента), т.е. определить как сумму вознагражденийвладельцев факторов производства. При этом, поскольку речь идет именно оваловом внутреннем продукте, в него включаются доходы всех субъектов,осуществляющих свою деятельность в географических рамках данной страны.
ВВП включает в себя только те товары и услуги, которыепрошли официальный рыночный обмен, поэтому и исходя из определения в ВВП невходят:
А) Труд на себя;
Б) Безвозмездная помощь;
В) Операции на финансовых рынках;
Г) Трансфертные платежи;
Д) Продукция теневой экономики.
2. Теневая экономика
Рассмотрим основныеподходы к определению интересующего нас понятия. Исследователи при изучении теневой экономики руководствуются в основном следующими целями: фундаментальныйтеоретический анализ, статистическая оценка, оптимизациясоциально-экономической политики, совершенствование правоохранительнойдеятельности, обеспечение экономической безопасности.
Возможно, наиболеесущественно различается понимание теневой экономики в зависимости от того,избирается ли теоретический либо операциональный подход.
При теоретическомподходе, характерном в большей степени для отечественных исследователей, теневая экономика рассматривается как экономическая категория, отражающая сложнуюсистему экономических отношений.
Для операциональногоподхода, более свойственного зарубежным исследователям, характерно определение теневой экономики через действия по ее измерению. Данный подход применяется прирешении прикладных, статистических задач, формулировании рекомендаций посовершенствованию законодательства и корректировке социально-экономическойполитики.
Экономические концепцииисследуют теневую  экономику на глобальном, макро и микроуровнях, а также винституциональном аспекте.
На уровне глобальной экономикирассматриваются международные теневые отношения (например, наркобизнес,отмывание денег, полученных преступным путем).
На макроуровнеанализируются теневая экономическая деятельность с точки зрения ее влияние наструктуру экономики, производство, распределение, перераспределение ипотребление валового внутреннего продукта, занятость, инфляцию, экономическийрост, и другие макроэкономические процессы.
На микроуровне вниманиеконцентрируется на изучении экономического поведения и принятие решенийсубъектами теневой  экономики, деловыми предприятиями, исследуются отдельныенелегальные рынки.
Институциональный уровеньанализа ставит в центр социально-экономические институты теневой  экономики, тоесть систему формальных и неформальных правил поведения, санкционный механизм,закономерности их развития.
В соответствии сконцепцией СНС-93 теневая экономика (в широком смысле слова) – это теневаяэкономическая деятельность по производству товаров и услуг и теневаядеятельность, связанная с незаконным перераспределением доходов и активов.Теневая экономика предполагает создание системы неформальных связей междуэкономическими субъектами, часто базирующейся на личных отношениях инепосредственных контактах между ними и дополняющей официально установленныйпорядок организации экономических связей.
Теневая экономика (в узком смысле) –это деятельность по производству обычных товаров и услуг, разрешенная законом ивыполняемая производителями, имеющими на это право, но намеренно скрываемая отгосударственных органов с целью уклонения от уплаты налогов, взносов насоциальное страхование, соблюдения правовых норм и стандартов (в отношениитехники безопасности, охраны окружающей среды и т.п.). Скрытое производствоможет иметь место и на предприятиях (мелких и крупных), частично утаивающихпродукцию и доходы. Между теневым и незаконным производством не всегда можнопровести четкую границу, т.к. незаконное производство также скрывается отгосударственных органов, а скрытое производство неизбежно связано с нарушениемправовых норм, т.е. в сущности является незаконным. Однако в СНС теоретическинет необходимости пытаться во всех случаях разграничивать незаконное и скрытоепроизводство, поскольку оба они должны быть включены в границы производства.
Измерить точно теневую экономику — задача сложная и неоднозначная. Процитирую материалы страницы «Теневойсектор российской экономики». «В развитых странах для ее оценкииспользуют косвенные методы — например, „метод спроса на наличность“,т.е. когда оборот избыточной наличности, который сложно объяснить обычнымипричинами, сопоставляют с наличием факторов, заставляющих предприятия уходить втень. В развивающихся странах пользуются „методом физических затрат“,сравнивая потребление электроэнергии и объем выпуска продукции. „Избыточное“потребление электроэнергии говорит о присутствии в экономике теневого сектора.В таком случае может оказаться, что огромная энергоемкость и материалоемкостьотечественной продукции (а индекс энергоемкости российского ВВП, составлявший в1990 году 1,67, в 1999 году равнялся 2,14) являются результатом недоучетамасштабов теневой экономики. На Западе для теневиков существует проблемалегализации полученных доходов, а у нас 90 % предприятий в тех или иныхразмерах обналичивают деньги, переводя легальный „безнал“ в»черный нал”.”
Теневая экономика порождает рядследствий, негативно сказывающихся на экономике государства в целом. Вот лишьнекоторые из этих следствий:
1. Сокращается налоговая база. Какследствие, растет налоговый пресс на легальный сектор экономики.
2. Снижается конкурентоспособностьлегальной экономики. Это в свою очередь подталкивает и другие экономическиеструктуры к уходу в тень.
3. Усиливается ресурсное обеспечениекоррупции, что ведет к росту ее масштабов.
4. Неконтролируемые крупные финансовыересурсы позволяют влиять на государственную политику, СМИ и избирательныекомпании различного уровня. Это также способствует развитию коррупции.
5. Неконтролируемые крупные финансовыересурсы позволяют влиять на государственную политику, СМИ и избирательныекомпании различного уровня. Это также способствует развитию коррупции.
6. Происходит перераспределениенационального дохода в пользу элитной группы, обусловленное коррупцией иконтролем криминальных групп над теневой экономикой. Это ведет к сильномуимущественному расслоению и росту конфронтации в обществе.
7. Происходит утечка капиталов заграницу.
8. Расширяется неконтролируемаяторговля низкокачественными товарами и товарами, опасными для потребителя.
9. Трудность оценки масштабов теневойэкономики приводит к большим ошибкам в определении важнейших экономических исоциальных показателей развития общества. Это затрудняет выработку верныхуправленческих решений на различных уровнях.
Анализируя статистику, западныеисследователи обычно выделяют следующие факторы, определяющие масштабы идинамику «теневой» экономики: 1) тяжесть налогообложения; 2) размерыполучаемого дохода; 3) продолжительность рабочего времени; 4) масштабыбезработицы; 5) роль государственного сектора.
Многие западные специалисты считаютосновной, а то и единственной причиной развития «теневой» экономикиналоговый прессинг. Фактор, думается, не единственный, но весьма существенный.Отсюда можно сформулировать вывод: распространенность «теневой» деятельностив решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизнинаселения и исходящих от государства ограничений.
Взаимосвязь между коррупцией и теневойэкономикой остается не решенным вопросом. Являются ли два эти понятиявзаимодополняющими, так как бизнес уходит в тень, чтобы избежатькоррумпированных чиновников, или бизнес уходит в тень, дав взятку чиновнику?Или эти понятия замещают друг друга, что имеет место, когда официальнаяэкономика является убежищем от коррупции? В любом случае ясно, что и коррупция итеневая экономика являются результатом слабой судебной системы.
Опираясь назарубежный опыт и анализ отечественной практики, нельзя не увидеть, чтоопределяющую роль в резком росте масштабов «теневой» экономики вРоссии сыграли явные просчеты и ошибки в проведении экономическихпреобразований. Именно это привело к формированию «де стимулирующего»механизма легальной экономической деятельности и дестабилизации материальногоположения основной массы населения. Де стимулирующий механизм сложился в ходереализации модели экономического реформирования, включающей в себя: а) массовуюприватизацию; б) одномоментную либерализацию цен; в) «открытие»экономики внешнему миру; г) денежно — кредитную политику; д) жесткий налоговыйпрессинг производителей.
Наличие теневойэкономики негативно сказывается на макроэкономике страны и приводит к тому, чтодостичь и поддерживать макроэкономическую стабильность становиться все труднейи трудней. Ослабевает валютная политика, так как утрачивается связь теневогобизнеса с банковской системой и рынком ценных бумаг. Теневая экономикапереходит на бартер или иностранную валюту. К тому же официальная статистикаполучает неправильные показатели по макроэкономической деятельности. Наличиетеневой экономики искажает распределение ресурсов. У теневого бизнесапоявляется явное преимущество на рынке труда, так как на такой бизнес меньшевсего распространяется трудовое законодательство. Теневой бизнес забирает спросу легального бизнеса, так как цены теневого бизнеса будут меньше из-за того, чтоналоги не выплачиваются. Теневая экономика негативно влияет на национальныйвыпуск, так как ресурсы будут распределяться по секторам, которые наиболееподвержены теневой экономике (на пример торговля, сфера услуг), а не всоответствии с экономической необходимостью.
Вот примерынекоторых ошибок, к которым может привести неверная оценка теневой экономики:
· Недооценкаскорости экономического развития, связанная с заниженной оценкой скорости ростав теневом секторе, может привести к стимулированию экономического роста состороны правительства посредством расширения денежной массы и воздействия наспрос (рост государственных расходов, смягчение кредитно-финансовой политики),когда в этом нет необходимости. Это может привести к росту темпов инфляции.
· Неверныйучет цен в теневом секторе может привести к неверному определению темповинфляции и, как следствие, к выбору неверной антиинфляционной политики.
· Невернаяоценка числа занятых в теневой экономике ведет к неверной оценке уровнябезработицы. Результатом будет неоправданное увеличение государственныхрасходов на увеличение числа рабочих мест и возникновение нехватки рабочейсилы.
· Занижениеразмеров ВВП, не учитывающего товары и услуги в нелегальном секторе. Это ведетк неверному определению объема денежной массы, необходимой в экономике.
· Недополучениезначительного количества налогов. Неверный расчет доходной части бюджета.
Для дальнейшего развития экономикиПравительству необходимо разработать детальную программу легализации теневогокапитала, которая должна базироваться на следующих принципах:
· Благоприятныедля бизнеса изменения право- хозяйственных условий (налоговая политика,приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящиеупреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;
· Четкоеразграничение капиталов криминальных элементов и теневиков — хозяйственников иучет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованнойпреступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном Кодексе.
· Формированиенового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к «новымрусским», проживающим за рубежом, отношения на основе эффективнойпрограммы репартации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;
· Укреплениедоверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрациюэффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений,капиталов и самого института частной собственности;
· Установлениеобщественного контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов в границахправового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных оправонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловыхотношениях.
По данным Госкомстата доля теневойэкономики в России с 2000 по 2007 гг. устойчиво составляет около 40-45%.

Заключение
Если экономическая политика по отношению кпредпринимателю будет выражаться так: «Мы тебя будем давить, а ты выживай,как хочешь», то это не поможет снизить долю теневой экономики внациональном хозяйстве. А поскольку во многих законопроектах упор сделан напреследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению«теневой» деятельности в легальную, то экономические результаты могутоказаться противоположными. Вместо расширения налоговой базы — ее сужение,вместо подавления криминальных тенденций — их усиление. Борьба с теневойэкономикой должна быть комплексной, включать экономические, правовые исоциальные аспекты: реформирование налоговой системы, ужесточение борьбы скоррупцией, создание более привлекательного инвестиционного климата в стране,усиление контроля над финансовыми потоками.

Литература
1. Глинкина С. К вопросу о криминализации российскойэкономики. — Politekonom. 1997. № 1, с. 49—51.
2. Елисеева И.И. Измерение теневой экономики России. Экономическиеисследования: теория и приложения. Гальперинский сборник. — СПб.: Европейскийун-т в С.-Петербурге, 2000. – Вып.1.-384 с.
3. Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики вРоссии. — Вопросы экономики. 1998, № 3. с. 40-41.
4. Пономаренко Л. Подходы к определениюпараметров «теневой экономики». — Вопросы статистики. 1997. № 1, с.23-24.
5. Семенихина В.А. Макроэкономика. – учеб. Пособие. – Новосибирск:СИФБД, 2006. – 243 с.