Содержание
Введение
1. Надзор и контроль в области трудовых правоотношений
1.1 Органы государственного надзора и контроля
1.2 Полномочия государственнойинспекции труда
2. Ответственность за нарушение трудового законодательства
Заключение
Библиография
Введение
В ч.1 ст. 209 ГПК РФ охранатруда определена как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовойдеятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические,санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иныемероприятия. Перечисленные мероприятия призваны оградить работников в процессе трудовойдеятельности от воздействия вредных производственных факторов и опасных производственныхфакторов. Под вредным производственным фактором понимается воздействие наработника условий труда, которое может привести к его профессиональномузаболеванию. Опасным производственным фактором является воздействие наработника условий труда, которое может привести к травме.
Государственная деятельность в сфереохраны труда, которая призвана создать систему мероприятий по сохранению жизнии здоровья работников в процессе трудовой деятельности, должна протекать последующим направлениям:
1) обеспечения приоритетногосохранения жизни и здоровья работников;
2) принятия и реализации нормативныхправовых актов Российской Федерации и ее субъектов об охране труда, а также федеральных,региональных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
3) профилактики несчастных случаеви повреждения здоровья работников;
4) государственного управления охранойтруда;
5) государственного надзора засоблюдением требований охраны труда;
6) государственной экспертизыусловий труда;
7) расследования и учета несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний;
8) защиты законных интересовработников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний, а также членов их семей на основании обязательного социального страхованияработников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) установления компенсаций за работус вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническомуровне производства и организации труда;
10) координации деятельности вобласти охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видовэкономической и социальной деятельности;
11) распространения передовогоотечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
12) участия государства вфинансировании мероприятий по охране труда;
13) подготовки и повышения квалификацииспециалистов по охране труда;
14) организации государственнойстатистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме,об их материальных последствиях;
15) обеспечения функционированияединой информационной системы, охраны труда;
16) международного сотрудничествав области охраны труда;
17) проведения эффективной налоговойполитики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку ивнедрение новой техники и технологий, обеспечивающих безопасность труда,производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
18) установления порядкаобеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а такжесанитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическимисредствами за счет работодателей.
Перечисленные направлениягосударственной деятельности в сфере труда обеспечиваются путем принятия нормативныхправовых актов органами государственной власти Российской Федерации и еесубъектов, органами местного самоуправления, а также заключения соглашений иколлективных договоров. Реализация этих нормативных правовых актов происходит вконкретных организациях и работодателями — физическими лицами. Контроль засоблюдением содержащихся в указанных актах положений должны осуществлятьгосударственные органы, органы местного самоуправления и представители работниковв лице профессиональных союзов в пределах имеющихся у них полномочий.
Деятельность государственныхорганов и органов местного самоуправления в перечисленных направлениях обеспечиваетсяне только путем издания и реализации нормативных правовых актов в сфере охраны труда,но и выделением соответствующих материальных средств, проведениеморганизационных и иных мероприятий. В связи с чем можно сделать вывод о том,что охрана труда как система мероприятий по сохранению жизни и здоровья работниковв процессе трудовой деятельности выходит за рамки чисто правовой деятельности. Тогдакак охрана труда как институт трудового права представляет собой совокупностьнорм, создающих правовую основу для проведения мероприятий по сохранению жизнии здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Правовая составляющая всистеме мероприятий по охране труда должна занимать ведущее место, посколькусоздаваемые полномочными органами правила поведения призваны сохранить жизнь издоровье работников в процессе трудовой деятельности.
Из ст.362 ГПК РФ следует, что решениео применении норм трудового права будет законным при соблюдении следующих условий.
Во-первых, при правильномопределении правоприменителем обстоятельств, имеющих правовое значение. Во-вторых,при правовой оценке этих обстоятельств на предмет подтверждения и (или) опроверженияуказанных обстоятельств совокупностью относимых, допустимых, достоверных идостаточных, с точки зрения правоприменителя, доказательств. Сказанное позволяетвывести формулу применения норм трудового права. Прежде всего правоприменительдолжен найти норму трудового права, регламентирующую возникшие отношения. Из содержанияэтой нормы или нескольких норм определяются обстоятельства, имеющие значение дляпринятия правового решения. Затем названные обстоятельства проверяются на предметподтверждения и (или) опровержения относимыми, допустимыми, достоверными и достаточнымидоказательствами.
Подтверждение такимидоказательствами каждого обстоятельства, вытекающего из содержания нормтрудового права, направленных на регулирование возникших отношений, позволяетсделать вывод об их превращении в юридические факты, что в свою очередь позволяетвынести положительное решение о применении указанных норм. Недоказанность хотябы одного из этих обстоятельств влечет возникновение юридических фактов со знакомминус, что обязывает правоприменителя отказать в удовлетворении требований, заявленныхна основании норм трудового права.
/>1. Надзор и контроль вобласти трудовых правоотношений 1.1 Органы государственного надзора и контроля
В статье 352 ТК РФ перечисленыосновные способы защиты трудовых прав работников. К их числу отнесены:
1) государственный надзор засоблюдением трудового законодательства;
2) защита трудовых правработников профессиональными союзами;
3) самозащита трудовых прав1.
Одним из способов защитытрудовых прав работников является государственный надзор за соблюдениемтрудового законодательства. Надзор могут осуществлять полномочныегосударственные органы. Как правило, основанием для их вмешательства в трудовыеотношения является обращение работника с заявлением о восстановлениинарушенного права. Однако в установленных федеральным законом случаяхгосударственные органы по надзору могут выступать в защиту неопределенногокруга работников, например, при осуществлении деятельности направленной напризнание недействующими нормативных правовых актов.
Государственные органы понадзору и контролю перечислены в ст.353 ТК РФ. Однако правовое положение этихорганов изменилось в связи с изданием Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года№ 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»,поскольку основные органы надзора за соблюдением трудового права входят всистему государственной исполнительной власти.
Органом государственного надзораи контроля является государственная инспекция труда, которая до изданияназванного Указа Президента РФ, находилась в ведении Минтруда РФ и егорегиональных органов. В настоящее время создана Федеральная служба по труду изанятости в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, котораяосуществляет государственный надзор за соблюдением трудового законодательства. Вэтой Федеральной службе находится государственная инспекция труда В ч.2 ст.353ТК РФ к числу органов государственного надзора в отдельных отраслях и наотдельных объектах промышленности отнесены специально уполномоченные органы,которые в соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 года № 314 такжеимею статус федеральной службы. В ст.366 ТК РФ к числу специальноуполномоченных органов отнесен Государственный горный и промышленный надзор,который названным Указом Президента РФ преобразован в Федеральную службу поэкологическому, технологическому и атомному надзору, находящуюся внепосредственном ведении Правительства РФ2.
Специально уполномоченныморганом по надзору за соблюдением мероприятий при обслуживании электрических итеплоизолирующих установок в ст.367 ТК РФ названы органы государственногоэнергетического надзора. Указом Президента № 314 функции по осуществлениюданного вида надзора также переданы Федеральной службе по экологическому,технологическому и атомному надзору.
В ст.368 ТК РФ специальноуполномоченным органом по надзору за соблюдением санитарно-гигиенических исанитарно-противоэпидемиологических норм и правил названы органыгосударственного санитарно-эпидемиологического надзора. Указом Президента РФ №314 функции по осуществлению государственного надзора за соблюдением указанныхнорм и правил переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты правпотребителей и благополучия человека, которая находится в ведении Министерстваздравоохранения и социального развития РФ.
В ст.369 ТК РФ специальноуполномоченным органом за соблюдением правил по ядерной и радиационнойбезопасности назван Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор),Указом Президента функции по осуществлению данного вида надзора переданыФедеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору,находящейся в ведении Правительства РФ.
Государственный надзор засоблюдением трудового законодательства осуществляет Генеральный прокурор РФЙ иподчиненные ему прокуроры в соответствии с имеющейся у них компетенцией. Всоответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор может выступать в защитунеопределенного круга работников путем предъявления в суде требований опризнании недействующими нормативных правовых актов. В частности, прокурорыГенеральной прокуратуры РФ могут обращаться с заявлением о признаниинедействующими любых нормативных правовых актов в сфере труда. Прокурорысубъектов Российской Федерации могут требовать в суде признания недействующиминормативных правовых актов соответствующего субъекта РФ, органов местногосамоуправления, локальных актов организаций, которые действуют на территории ихюрисдикции. Районные (городские) прокуроры могут потребовать признаниянедействующими нормативных правовых актов соответствующего органа местногосамоуправления, а также локальных нормативных актов организаций, действующих натерритории их юрисдикции. Таким образом, реализация надзорных полномочийпрокурора в сфере нормативного регулирования заканчивается обращением в суд,который по заявлению прокурора может признать нормативный правовой актнедействующим, т.е. не порождающим правовых последствий с момента вступлениясудебного решения в законную силу. В соответствии со ст.39 ГПК РФ прокурорможет выступать в защиту прав и свобод конкретного гражданина только наосновании поданного им заявления.
В соответствии с ч.3 ст.353 ТКРФ внутриведомственный надзор за соблюдением трудового законодательства вподведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительнойвласти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местногосамоуправления. В связи с чем работники организаций, которые находятся введении государственных органов исполнительной власти и органов местногосамоуправления, могут обратиться с заявлением в эти органы с целью устранениянарушений трудовых прав. В свою очередь указанные органы могут потребовать отруководителей подведомственных организаций устранения нарушений трудовых правработников.
Общественный контроль засоблюдением трудового законодательства могут осуществлять профессиональныесоюзы в лице соответствующих органов. На основании ст.370 ТК РФ общероссийскиепрофессиональные союзы и их объединения, межрегиональные, а такжетерриториальные объединения (ассоциации) организации профессиональных союзов сцелью осуществления контроля за соблюдением норм трудового права могутсоздавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов,которые действуют на основании принимаемых ими положений, а также всоответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональныхсоюзов. Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют правобеспрепятственно посещать организации, в которых работают члены профсоюза, сцелью осуществления общественного контроля за соблюдением их работают членыпрофсоюза, с целью осуществления общественного контроля за соблюдением их прав.3
В соответствии с ч.7 ст.370 ТКРФ профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении общественного контролявзаимодействуют с государственными органами по надзору. Профессиональные союзына основании заключения инспекции труда могут подготовить заявление в судебныйорган по защите прав неопределенного круга лиц. Профсоюз вправе обжаловатьнормативный правовой акт любого уровня на предмет его признания противоречащимфедеральному или региональному закону. Признание нормативного актанедействующим исключает возможность его применения с момента вступления взаконную силу решения суда. С согласия работника, выраженного в письменнойформе, профессиональные союзы могут обращаться в защиту прав в государственные органыпо надзору за соблюдением трудового законодательства, а также в суд. В этомслучае интересы работника может представлять профсоюзный инспектор илиуполномоченный по охране труда. Таким образом, реализация полномочий пообщественному контролю за соблюдением трудовых прав работников также можетзаканчиваться обращением в государственные органы, имеющие механизмы повосстановлению нарушенных прав работников.
1.2 Полномочия государственной инспекции труда
Основным нормативным правовымактом, регламентирующим деятельность государственной инспекции труда, являетсяКонвенция МОТ № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле.
Естественно, в своейдеятельности государственный инспектор труда руководствуется положениями ТК РФ,
В соответствии со ст.12Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле инспектортруда, имеющий документы, подтверждающие его полномочия, имеет право:
1) беспрепятственного прохода влюбое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции;
2) входить в дневное время вовсе здания, которые он считает подпадающими по контроль инспекции;
3) осуществлять любые проверки,контроль и расследования, которые считает необходимым, чтобы удостовериться втом, что законодательные положения эффективно соблюдаются, и, в частности,инспектор труда может: а) наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросыпредпринимателю или персоналу организации по всем направлениям, относящимся кприменению положений законодательства о труде;
б) требовать ознакомления слюбыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписанозаконодательством по вопросам условий труда, с целью проверки их соответствиязаконодательным положениям и снятия с них копии;
в) требовать вывешиванияобъявлений в случаях, предусмотренных законодательством;
г) изымать или брать с собой дляанализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, приусловии уведомления предпринимателя или его представителя о том, что материалыили вещества изъяты и унесены с этой целью4.
В п.2 ст.12 Конвенции говоритсяо том, что в случае инспекционного посещения инспектор уведомляет о своемприсутствии предпринимателя или его представителя, если он не сочтет, что такоеуведомление может нанести ущерб эффективности контроля.
Отсутствие законных основанийдля проведения проверки деятельности работодателя является поводом дляпризнания действий по государственному контролю за соблюдением трудовогозаконодательства незаконными, что позволяет признать не имеющими юридическойсилы и документы, составленные в результате незаконного инспектирования работодателя.Однако выявленные нарушения трудовых прав работников должны быть устранены,поскольку в соответствии со ст.2, 17, 18 Конституции РФ они являются высшейценностью и составляют смысл государственного контроля за соблюдением трудовогозаконодательства. Однако, исходя из принципа диспозитивности, государственныйинспектор труда может потребовать восстановления нарушенного права работникатолько с его согласия, выраженного в письменной форме. Применение принципадиспозитивности также не позволяет воздержаться от сообщения работодателюсведений о работниках, которые настаивают на восстановлении нарушенногоработодателем права. В связи с чем в ТПК РФ следует исключить действие этогопринципа, обеспечивая восстановление нарушенного права без выяснения волеизъявленияработника. При этом в трудовом законодательстве могут существовать различныеспособы восстановления нарушенного права. Например, перечисление денежныхсредств на счет профсоюза, членом которого является работник, с целью ихпередачи пострадавшему от нарушений трудовых прав. Том случае представителиработодателя не должны иметь информации о том, передаются ли денежные средстваработнику.
Таким образом, государственнаяинспекция труда обязана проводить проверку заявлений работников на предметустранения нарушений их трудовых прав. В ч.2 ст.357 ТК РФ говорится о том, чтогосударственный инспектор труда не должен выдавать предписание, если споррассматривается в исковом порядке в суде или имеется вступившее в законную силурешение суда. Однако наличие аналогичного заявления в исковом производствесуда, а также вступившего в законную силу судебного решения не являетсязаконным основанием для освобождения государственной инспекции труда отобязанности провести проверку заявления работника, в том числе и путемвнепланового инспектирования работодателя. По результатам такой проверки государственныйинспектор труда должен выдать вместо предписания свое заключение по поводуразрешения заявления работника. При рассмотрении заявления работника в исковомпроизводстве такое заключение исследуется в качестве одного из доказательств поделу. Если заключение выдано после вступления решения суда в законную силу и внем имеются новые обстоятельства, например доказательства, опровергающ9иевыводы судебного решения, то подобное заключение в соответствии с. п.2 ст.392ГПК РФ является основанием для пересмотра судебного решения по вновьоткрывшимся обстоятельствам. В связи с изложенным работнику гарантируетсявосстановление нарушенного трудового права независимо от сроков совершения работодателемправонарушения и его обнаружения, что соответствует ст.2, 17, 18 КонституцииРФ, возлагающим на государственные органы обязанность по защите трудовых правработников, не ограничивая возможность восстановления нарушенного правакаким-либо сроком. Тогда как для судебной защиты трудовых правзаконодательством установлены укороченные сроки. В свою очередь длявосстановления нарушенного трудового права работника в административномпорядке, то есть путем обращения в государственную инспекцию труда, срокизаконодательством не установлены. Поэтому работники могут требовать рассмотрениясвоего заявления государственной инспекцией труда независимо от сроковсовершения работодателем правонарушения. Следовательно, отказ суда вудовлетворении исковых требований по причине пропуска срока для судебной защитытрудовых прав не препятствует обращению с аналогичным заявлением вгосударственную инспекцию труда, которая в подобной ситуации может выдатьзаключение о законности и обоснованности заявленных работником требований. Данноезаключение может стать основанием для пересмотра вступившего в законную силусудебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам.
Отказ в удовлетворениитребований работника государственной инспекцией труда может быть обжалован всудебном порядке. В соответствии с п.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправеобратиться в суд с заявлением о незаконных действиях государственной инспекциитруда в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении егоправ и свобод.
/>2. Ответственность занарушение трудового законодательства
В ст.362 ТК РФ говорится о том,что руководители и иные должные лица организаций, виновные в нарушениитрудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормытрудового права, несут ответственность в случаях и порядке, установленныхфедеральными законами. Можно выделить несколько видов ответственности, котораяможет наступать за нарушение норм трудового права.
Во-первых, руководители, иныедолжностные лица организации за нарушение норм трудового права могут быть привлеченык дисциплинарной ответственности лицами, полномочными применять дисциплинарные взыскания.Например, на основании пп.Д. п.5 ст.81 ТК РФ они могут быть уволены с работы занарушение требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкиепоследствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либозаведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.
Во-вторых, руководителиорганизации, иные должностные лица за нарушение норм трудового права могут бытьпривлечены к материальной ответственности. В частности, за незаконноеувольнение с работы, повлекшее причинение работодателю ущерба в виде выплатыработнику среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсацииморального вреда. В зависимости от вида проступка руководители, иныедолжностные лица организации могут быть привлечены как к полной, так и полной,так и к ограниченной материальной ответственности в размере их среднегомесячного заработка.
В третьих, за нарушение нормтрудового права руководители, иные должностные лица организации могут бытьпривлечены к административной ответственности. В соответствии с ч.1 ст.5.27Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) руководители, иныедолжностные лица организации за нарушение законодательства о труде и об охранетруда могут быть подвергнуты штрафу государственным инспектором в размере отпяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Повторное в течение годанарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, которое подвергнутоадминистративному взысканию за аналогичное правонарушение, может повлечь егодисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ч.2 ст.5.27 КоАП РФ). Даннаямера ответственности применяется судьей на основании материалов, подготовленныхгосударственной инспекцией труда, она заключается в лишении физического лицаправа занимать руководящие должности в исполнительном органе управленияюридического лица, входить в его совет директоров (наблюдательный совет),осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом,а также осуществлять иное управление юридическим лицом (ст.3.11 КоАП РФ).
Нельзя не заметить, чтопривлечение к административной ответственности не гарантирует восстановлениенарушенного права работника, так как для его защиты, исходя из принципадиспозитивности, требуется наличие волеизъявления работника, которого может ине быть. В связи с чем теряется смысл привлечения к этим видам ответственности.По всей видимости, должны существовать особые способы восстановления трудовыхправ работников, которые следует предусмотреть в ТПК РФ.5
Заключение
Как и любая самостоятельная отрасльтрудовое право имеет особый метод правового регулирования. После принятияправовой нормы она не становится автоматически основанием для организации отношений,на регулирование которых она направлена. В законодательстве предусмотрены определенныеспособы, которые призваны обеспечить реализацию норм в конкретные отношения. Благодарятакой реализации отношения переходят в категорию правоотношений, то естьотношений, урегулированных нормами права. Способы, обеспечивающие реализациюнорм права в отношения, и составляют предмет отрасли права. Способы, входящие вметод трудового права, также имеют свои особенности. Такие особенности связаныс тем, что при реализации норм трудового права должна быть максимальнонивелирована разница в положении участников трудовых отношений. Если метод трудовогоправа этой цели не достигает, то реализация правовых норм ставится взависимость от волеизъявления работодателей, которые весьма неохотно соблюдают предписаниятрудового законодательства. Ведь нормы трудового права призваны защитить работниковот чрезмерных, с точки зрения требований закона, претензий работодателей. Любыеограничения не могут вызвать восторг участника отношений, которому установленыпределы свободного поведения. Гораздо проще действовать по своему усмотрениюбез каких-либо ограничений. Не секрет, что усмотрения работодателей весьмачасто отличаются от требований трудового законодательства. По этой причинедолжны существовать особые способы, обеспечивающие реализацию норм трудовогоправа в отношения, входящие в предмет данной отрасли. В связи с изложенным отрасльтрудового права может быть определена как совокупность правовых норм, направленныхна регулирование отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности работниковс определенными работодателем функциональными обязанностями, реализация которыхобеспечивается особыми способами, которые входят в метод данной отрасли.
/>Библиография
1. Данилов Е.П. Справочник адвоката:Консультации, защита в суде, образцы документов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:Юрайт-Издат, 2007. — 690с.
2. Комментарий к трудовому кодексуРФ (краткий, постатейный) / Отв. ред. проф. Ю.П. Орловский. — М.: Контракт: ИНФРА-М.,2008. — 574с.
3. Миронов В.М. Трудовое право. — М.:Изд-во «Бизнес-школа „Интел-Синтез“, 2005. — 569с.
4. Настольная книга судьи погражданским делам/ А.Ф. Ефимов (и др.); под ред. Н.К. Толчеева. — М.: ТК Велби,Изд-во Проспект, 2006. — 512с.
5. Судебная практика по трудовымделам / сост. Д.И. Рогачев. — М.: С89 ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 344с.