Налог как экономическая и правовая категория

Муниципальноеобразовательное учреждение
Перевозскаясредняя общеобразовательная школа
Нижегородскойобласти
Реферат
Тема: Налог какэкономическая и правовая категория
Выполнил ученик 11 “В” класса
Ахмадеев Артём
Научный руководитель
учитель экономики
высшей категории
Елена Васильевна Ахмадеева
Нижегородскаяобласть
г. Перевоз
2008

Содержание
Введение. 3
1. История возникновения иразвития налогов и налогообложения. 5
1.1 История развитияналогообложения с 4-го тыс. до н.э. по V в. н.э. 5
1.2 История развития налогов иналогообложения в Средние века (V—XVII в.в.) 6
1.3 История развития налогов иналогообложения в Новое время (XVII—XVIII вв. — конец XIX в.) 7
1.4 История развития налогов иналогообложения в Новейшее время (XX—XXI вв.) 8
2. Взаимосвязь моделей рыночнойэкономики и системы налогообложения  10
2.1 Рыночная экономика всовременных условиях. 10
2.2 Основные модели рыночнойэкономики. 12
2.3 Налогообложение в США… 14
2.4 Налогообложение в Германии. 17
3. Реформирование экономикиРоссии. 19
4. Теоретические основыналогообложения. 21
4.1 Признаки и функции налогов. 21
4.2 Правовые основы налоговойсистемы… 22
4.3 Сущность налогов и принципыналогообложения. 24
Заключение. 29
Литература. 30
Приложение №1. 31
Приложение №2. 32
Приложение №3. 33
Приложение №4. 34

Введение
“В этом мире все условно. Безусловны только две вещи – смертьи налоги” Бенджамин Франклин, 1789 год.
Для написания реферата мною выбрана тема: «Налог какэкономическая и правовая категория”. Налоги являются необходимым звеномэкономических отношений в обществе с момента возникновения государства.Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаютсяпреобразованием налоговой системы.
Система рыночных отношений является наиболееуниверсальной моделью хозяйствования, создающей условия для достижениямаксимального экономического эффекта, как на макро-, так и на микроуровне. Вначале 90-х годов Россия также начала строить рыночные отношения. Это напрямуюсказалось и на системе налогообложения. Вот уже на протяжении 17-ти лет в нашейстране происходит процесс становления новой налоговой системы, которая призванане просто собирать налоги в казну государства, но и воспитывать у гражданстраны осознанную необходимость уплаты налогов.
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемыегосударством с физических и юридических лиц по ставке, установленной взаконодательном порядке.
Работая над своим рефератом, я ставлю перед собой задачураскрыть сущность налога как экономической и правовой категории, показатьнеобходимость его своевременной уплаты и воспитать в себе добросовестногоналогоплательщика, которому не безразлична судьба своей Родины.
Тема налогов очень слабо раскрывается в предметеэкономика, но довольно подробно рассматривается в элективном курсе “Налоги иналоговая политика”. Я же, работая над рефератом, хочу более глубоко и подробнорассмотреть налоги именно с точки зрения их экономического и правового значениядля общества и государства. Это позволит мне осмыслить и проанализироватьсущность налогов, их функции и признаки, узнать принципы налогообложения,разобраться в различных моделях рыночной экономики и их связи с системойналогообложения.
В качестве целей реферата я выдвигаю следующие:
научиться комплексному восприятию и осмыслению сложныхобщественных отношений конца XX, начала XXI века в области налогообложения;
развить умения и навыки работы с учебной, научной,справочной литературой и работой в Интернете;
оценить свои возможности в работе, связанной с написаниемреферата.

1. История возникновения иразвития налогов и налогообложения
1.1 История развитияналогообложения с 4-го тыс. до н.э. по V в. н.э.
Точный момент возникновения налогов как экономическогоявления науке установить, пока не удалось. Однако не будет большим прегрешениемперед истиной утверждать, что они возникли вместе с возникновением государств всовременном понимании этого понятия. В древнее время первые налоги носилибессистемный характер и взимались по мере необходимости (война, крупныеирригационные и общественные стройки) в натуральной форме (продовольствием длячиновников и армии, строительными материалами, рабочей силой).
Например, в Афинах и Римской империи в мирное времяналоги не взимались, они вводились при наступлении войны. Обложение налогомосуществлялось в зависимости от имущественного и семейного положения (ценза). ВДревнем Египте введение налогов было связано в первую очередь со строительствомирригационных сооружений в долине Нила. Сбором налогов ведали жрецы храмов. ВКитае уже в V в. до н.э. взималась натуральная подушная подать.
По мере увеличения расходов государств налоги началивзиматься в денежной форме более регулярно и стали основным источником доходовгосударства. Другие источники государственных доходов: военная добыча, доходыот использования государственного имущества, доходы от государственныхмонополий. Например, в восточных деспотиях налоги взимались в виде аренднойплаты за проживание и возделывание земель, являющихся собственностью главыгосударства.

1.2 История развития налогов иналогообложения в Средние века (V—XVII в.в.)
Вплоть до XVII в. в Европе налоговые системы были слаборазвиты и крайне запутаны. В большинстве государств налоговые платежи не былирегулярными. Те или иные виды платежей вводились королем в связи снеобходимостью покрыть целевые затраты либо «когда в казне кончатся деньги».
В 1215 г. в Англии феодалам удается добиться широкихналоговых преференций: в подписанной Иоанном Безземельным Великой хартиивольности закреплен низкий размер рельефа (налог на наследство феодалов —баронов). Кроме того, в ст. 12 Хартии указывалось, что «ни щитовые деньги (сборна снаряжение королевского войска), ни какие-либо пособия королю не должнывзиматься… иначе как по общему совету королевства нашего». В общий совет вошлисами крупные феодалы, несколько ограничив, таким образом, право короля вводитьновые налоги. Впрочем, вскоре Хартия была разорвана.
Во Франции новые налоги вводил король, но сборединовременных налогов «в связи с опустением казны» — помощь казне онсогласовывал с сословно-представительным органом — Генеральными штатами. Сукреплением власти короля с XV в. Генеральные штаты не созывались.
Постепенно все большую роль стало играть косвенноеналогообложение — акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всехввозимых и вывозимых товаров. Не в последнюю очередь это связано сэкономическим процветанием в XV — первой половине XVI в.в. в первую очередь вГермании. В вольных городах Европы формируются системы подоходного и цеховогопоимущественного (предпринимательского) налогообложения.
При этом в большинстве стран Европы фактическискладывается следующая система налогообложения. Сельское население уплачиваетфеодалу подушный налог — капитицию (через откупщика). Города собираютподоходные налоги с горожан и акцизы. Затем город уплачивает фиксированнуюзаконодательным актом или договором сумму подати вассалу короля. Король времяот времени изымал часть собственности (земли вместе с «источниками налогов —городами и сельским населением») у своих вассалов. Другой источник казны короля— судебные пошлины (они частично шли на содержание королевских судей, поэтомуобъемы их сбора быстро росли), гильдейские и ремесленные пошлины, габель (налогна соль), косвенные налоги — акцизы на продукты питания, табак, бумагу.
Сбор налогов становится видом предпринимательскогопромысла. Им занимались так называемые откупщики — богатые буржуа, которыевыкупали у государства право собирать установленные налоги, внося валовую суммуналога в казну еще до начала сбора. Далее, применяя принуждение черезпомощников и суб-откупщиков, откупщик осуществлял сбор налогов с населения,учитывая, естественно, и свою прибыль. В помощь откупщикам предоставлялисьвойска, и сбор налогов напоминал военную кампанию — с убитыми и ранеными. Такаясистема возникла в период феодальной раздробленности, а затем развивалась. Приэтом духовенство и дворянство от уплаты налогов было освобождено.
К началу XVIII в. налоги стали главным источником доходовгосударственной казны.
1.3 История развития налогов иналогообложения в Новое время (XVII—XVIII вв. — конец XIX в.)
Новое время началось буржуазными революциями вНидерландах, затем в Англии. В Европе происходили бурные социальные иполитические изменения, утверждалось юридическое равенство всех граждан в сферечастноправовых отношений. Либеральные преобразования государственного строя вбольшинстве государств Европы, эпоха Просвещения и «естественных прав»порождали процесс юридизации налогообложения, придания налоговым системамбольшей организационной стройности.
В 1776 г. великий шотландский экономист и философ АдамСмит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговымплатежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также указал,что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства. ГосударстваЕвропы способствовали развитию «налоговой идеологии», направленной наразработку теоретических основ всеобщности налогообложения.
К середине XIX в. число налогов уменьшилось, возрослозначение соблюдения юридической формы при их введении и взимании. Постепеннонаряду с развитием финансовой науки формировались научно-теоретическиевоззрения на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическаяшкола, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросыгосударственных финансов и налогообложения. Во второй половине XIX в. многиегосударства предприняли попытки воплотить научные разработки на практике.
1.4 История развития налогов иналогообложения в Новейшее время (XX—XXI вв.)
Достижения финансовой науки были опробованы и в ходеналоговых реформ, проведенных после Первой мировой войны и полностью основанныхна научных принципах налогообложения. Именно тогда в большинстве индустриальноразвитых стран была заложена конструкция современных налоговых систем, вкоторой прямые налоги, прежде всего индивидуальный подоходно-прогрессивныйналог, заняли ведущее место.
Однако создать приемлемую в ходе продолжительного времениналоговую систему на основании упомянутых научных изысканий не удалось. Историяналоговых систем индустриально развитых капиталистических государств послеВторой мировой — это история непрекращающихся налоговых реформ, направленных напоиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения, степениналогового воздействия на экономику, величины налогового бремени, налоговыхльгот, период бурного совершенствования национального и международногоналогового законодательства.
На рубеже XX—XXI вв. в Европе началось формированиеналоговой системы Европейского союза.

2. Взаимосвязь моделей рыночнойэкономики и системы налогообложения
2.1 Рыночная экономика всовременных условиях
Рыночная экономика – это система организации хозяйства вмасштабах страны, основанная на товарно-денежных отношениях, многообразии формсобственности, экономической свободе и конкуренции граждан (как собственниковсвоей рабочей силы) и хозяйствующих субъектов в сфере производства и реализациитоваров и услуг.
Основу рыночных отношений между производителями ипотребителями, продавцами и покупателями составляют свобода каждого в выбоределового партнера, свободное движение товаров и услуг, финансового капитала ирабочей силы в пределах общего экономического пространства.
Рыночный механизм хозяйствования формирует и реализуетсистему экономических отношений:
Непосредственно между хозяйствующими субъектами –производителями и потребителями (продавцами и покупателями) товаров и услуг – всфере производства и обращения;
Между хозяйствующими субъектами (как налогоплательщиками)и государством – в финансово-бюджетной сфере;
Между хозяйствующими субъектами (как работодателями) инаёмными работниками – в сфере трудовых отношений.
Хозяйствующие субъекты многолики и функционируютодновременно в качестве производителя и потребителя на рынке товаров и услуг,инвестора – на финансовом рынке, работодателя на рынке труда.
Население (в совокупности и каждый индивид вотдельности), в свою очередь, выступает в качестве продавца своей рабочей силына рынке труда, потребителя – на рынке потребительских товаров и услуг,инвестора на финансовом рынке.
В рыночной экономике взаимодействуют, таким образом, триспецифических основных рынка:
1) рынок товаров и услуг,
2) рынок труда
3) рынок финансовых ресурсов.
На рынке товаров и услуг проявляются экономическиеотношения между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) поповоду объема, структуры и потребительских свойств предлагаемой к реализациипродукции, с одной стороны, и объема, структуры и качества необходимойпродукции (спроса) — с другой стороны. Сложные взаимоотношения спроса ипредложения на товарном рынке формируют цену единицы конкретного товарапотребительского или производственно-технического назначения.
Особые экономические отношения складываются на рынкахтруда по поводу занятости трудоспособного человека в качестве наемногоработника (путем предложения своей рабочей силы) и в связи с потребностьюхозяйствующего субъекта (работодателя) в рабочей силе определенного количестваи качества. И здесь соотношение спроса и предложения формирует цену конкретноготруда (заработную плату).
На рынке финансовых ресурсов проявляются экономическиеотношения между хозяйствующими субъектами, населением и государством по поводумобилизации и перераспределения (через банковскую систему и другие кредитныеучреждения) временно свободных денежных ресурсов для кредитных целей.
Все три рынка находятся в постоянном взаимодействии,выполняя специфические функции рыночной системы хозяйствования. Вместе с темименно рынок товаров и услуг определяет параметры функционирования рынка трудаи рынка финансовых ресурсов. К примеру, сокращение платежеспособного спросанаселения способствует снижению производства потребительских товаров,высвобождению работников с предприятий и их «попаданию” на рынок труда. Дляэтих рынков общей формой реализации экономических отношений являетсясоотношение спроса и предложения, в котором связующим звеном выступают цена,прибыль, заработная плата, процент. Спрос и предложение представляют собойвзаимосвязанные стороны экономического процесса. Связи эти характеризуютсяпостоянной возобновляемостью (с разной степенью взаимоотношения), выражая темсамым экономический закон спроса и предложения.
/>

Схема №1. Круговорот денег, ресурсов, товаров и услуг сучастием государства.
/>2.2 Основные модели рыночной экономики
В мировой практике развитых стран выделяют две основныемодели рыночной экономики, обеспечивающие экономический и социальный прогрессобщества. Это либеральная модель и модель социально-ориентированного рынка. Ониразличаются между собой, прежде всего по степени государственного регулированияэкономики. Характерные признаки либеральной модели, основанной нанезначительном вмешательстве государства:
— минимум предприятий государственного сектора;
— максимальная свобода хозяйствующих субъектов;
— минимальное участие государства в решение социальныхзадач;
— монетарный характер регулирования экономики,ограничивающийся в основном макроэкономическими процессами.
Такая модель при достижении исходного высокого уровняразвития экономики позволяет обеспечить достойный уровень жизни большинствуграждан. Государственный пантернализм охватывает только бедные слои населения,гарантируя и обеспечивая им довольно приличные условия жизнеобеспечения. Этамодель действует в США, Франции Великобритании.
Социально-ориентированная модель отличается большейстепенью государственного регулирования экономики. Здесь характерны следующиепризнаки:
довольно значительный госсектор предприятий;
рыночные “правила игры” отличаются высокой степеньюрегламентации;
государством регулируются не только макроэкономическиепроцессы, но и отдельные сферы деятельности хозяйствующих субъектов;
государственный пантернализм охватывает практически всехчленов общества, гарантируя определенный уровень удовлетворения потребностейнаселения в жилье, услугах здравоохранения, образования и культуры;
обеспечение занятости населения.
Эта модель характерна для Германии, Швеции, Австрии. Онапоказывает жизненность этой экономической модели, механизм которой обеспечиваетсочетание экономической эффективности и социальной ориентации хозяйства. С этоймоделью много общего имеет японская модель, которая также базируется наполитике активного вмешательства государства в экономику, но ориентирована нена интересы отдельного человека, а приоритеты коллектива (благополучиекомпании) и семьи.
Разумеется, каждая модель, принятая государством навооружение, имеет свои исторические корни, учитывает традиции хозяйствования иуправления, новые явления и т. д.
2.3 Налогообложение в США
Налоги зависят от типа государства и особенностей страны.Когда в США приступили к налоговой реформе, то ставили перед собой цельсущественно упростить систему налогообложения, сделать её справедливой истимулирующей рост производства. Если бизнесмен создаёт новое производство илирасширяет старое (а значит, увеличивает число рабочих мест), он вправерассчитывать на льготы по налогообложению.
В Соединённых Штатах вместо прогрессивного подоходногоналога от 15 до 50 процентов был введён налог с фиксированной ставкой 15 и 28процентов. Налог на прибыль был снижен с 46 до 34 процентов.
Акциз на алкоголь может составлять 20 процентов — в штатеГавайи с оптовых продаж или 48 процентов, как в штате Алабама, — от розничныхпродаж. Американцы платят косвенный налог. Когда они покупают бензин наавтозаправке, они знают, что в стоимость топлива заложены отчисления на дороги.Чем больше они ездят, тем больше платят налогов. Это кажется рациональным исправедливым.
В Соединенных Штатах каждый человек платит три видаподоходного налога (федеральный, штатный и местный), два вида поимущественногоналога, три налога на наследство и дарение и т.д. Например, в штате Массачусетсплатят сорок два вида налогов. В разных штатах – разное налоговоезаконодательство. В шести американских штатах (Флорида, Невада, Южная Дакота,Техас, Вашингтон и Вайоминг) подоходный налог на уровне штата не взимается.
Если доходы меньше определенной суммы (минимума), тоналог не платиться. Для одиноких налогоплательщиков до 65 лет налогооблагаемыйминимум составляет 5500 долларов в год; для супругов, совместно заполняющихдекларацию – 10000 долларов; для главы семьи, не имеющего супруга, новоспитывающего детей или содержащий родителей – 7150 долларов. После 65 летсумма налогооблагаемого минимума несколько возрастает. Подоходный налог штатуплатят его жители и граждане, получающие здесь доходы. Например, люди,работающие, но не живущие в Нью-Йорке, уплачивают здесь налог с заработнойплаты, а с остальных доходов платят по месту жительства. Все физические лица независимо от того, платят они налоги или нет, обязаны ежегодно до 15 апреляпредставлять налоговые декларации (если только они не освобождены от их подачизаконом). Каждому налогоплательщику присваивается федеральный идентификационныйномер.
Неуплата налогов — это, пожалуй, одно из самых серьезныхправонарушений. Американцы любят повторять в ситуации, когда они сталкиваются сгосударственными служащими: «Я – честный налогоплательщик».
В системе наказаний важную роль играет моральноеосуждение. Репутация человека, не платящего налоги, является одной из самых нежелательных. Как правило, множество политических скандалов и связанных с нимиразоблачений начинаются с проблем с налогами. На Западе не платить налогисчитается делом постыдным.
За не уплату налога инспекция налагает арест, вначале насчет в банке. Обычно этого достаточно. Если нет, то может наложить налог наимущество. Автомобиль могут прямо забрать с автостоянки. Запрещено изыматьжилище. После изъятия налога инспекция должна в любом случае оставитьналогоплательщика прожиточный минимум – примерно 200 долларов в месяц.
Тюремное заключение ждет тех, кто отказывается платить,имея деньги, или сделал под присягой лживое заявление, что денег у него нет.
В США поощряется, если человек сообщит о том, что кто-тоуклоняется от налогообложения. Если проверка подтвердит сведения, информаторможет получить 15 процентов от суммы, скрытой нарушителем.
Даже в США с их развитой системой электронных платежей,компьютеризацией и отсутствием расчетов «по бартеру или наличкой» труднопроверить все налоговые декларации. Вот почему налоговые службы страны сделалиупор на пропаганду доверия налогоплательщика к государству, а не на политикузапугивания. Каждый гражданин США имеет возможность в любое время бесплатнополучить от налоговой службы копию «Билля о правах налогоплательщика» — закона,в котором изложены права, предоставленные плательщику налогов.
Используя налоговое законодательство, правительства СШАсумело справиться даже с некоторыми знаменитыми гангстерами. Так, полиция никакне могла посадить в тюрьму Аль Капоне – известного мафиози, на счету бандыкоторого было множество жертв. Свое богатство он нажил на контрабандной торговлеспиртным во время действия «сухого закона» в 20-е годы. Следственным органам неудавалось доказать причастность Аль Капоне к преступлениям – свидетелей не находилось.Но то, что не сумела криминальная полиция, получилось у сотрудниковминистерства финансов США, которое специализировалась на борьбе с нарушенияминалогового законодательства. Они доказали, что знаменитый и богатый гангстер неплатил налогов, и его «упрятали» в тюрьму.

2.4 Налогообложение в Германии
В Германии действует социально-ориентированная модельналогообложения. Это значит, что при высоких налоговых ставках граждане этойстраны понимают, что бюджетные средства будут израсходованы на них же самих.Поэтому уровень жизни в этой стране – один из самых высоких в мире.
Всего в Германии действует 45 видов налогов. Подоходныйналог с физических лиц – основной источник государственного дохода. Его ставкаколеблется от 25,9 до 53 %. На уплату налогов немецкая семья тратит почтиполовину своих доходов. На втором месте по удельному весу в бюджете страны –налог на добавленную стоимость. Действует также налог на доходы корпорации.Основной местный налог – промысловый. Им облагаются предприятия, товарищества,предприниматели, которые занимаются промышленной, торговой или другойдеятельностью.
Одним из самых старых является налог на собственность. Онбыл учрежден в VIII веке королем фон Габсбургом.
В разные времена в Германии вводились самые экзотичныеналоги. Так, прусский король Вильгельм Фридрих I установил налог на ношениепариков. В VIII веке придумали налог на воробьев. Каждая семья должна былауничтожить по 12 птиц. Выполнившему «норму” платили 6 крейцеров, а тот, кто несправился, должен был внести в казну 12 крейцеров. При Фридрихе Великом былвведен налог на кофе. Это привело лишь к тому, что любители напитка стали питьего тайком.
Хотя налогов в Германии много, каждый человек платиттолько несколько из них. Например, церковный налог платят только прихожанецеркви. Налог на противопожарную охрану собирается с сумм при страховании отпожара. существует необлагаемый минимум, льготы на детей, льготы на случайболезни. Есть льгота для тех, кто имеет земельный участок и т.д.
Чтобы ориентироваться в сложной системе налогообложения,надо быть специалистом. Вот почему в США и в Германии человек помимособственного адвоката, имеет и налогового консультанта. Он не просто помогаетзаполнить налоговую декларацию, но и консультирует, как правильно и в рамкахзакона снизить уровень налогооблагаемого дохода.
высокие налоговые ставки подоходного налога заставляютмногих известных деятелей искать «убежища” в странах с долее мягкимналогообложением. Немецкие футболисты, сыграв в родной стране, уезжают вБельгию, США или другие государства. Это дает им право не платить налоги вГермании. Также поступают знаменитые теннисисты Борис Беккер и Штефи Графт. Понекоторым подсчетам, ежегодный ущерб германской казны от разного рода ухищренийнеплательщиков налогов составляет от 150 до 400 млрд. долларов.
В германии крупные налоговые льготы получают фирмы,инвестирующие капитал в восточные земли (бывший ГДР). Поддерживается налоговымильготами Рурская область, где расположена сталелитейная промышленность. Этимсамым проявляется стимулирующая функция налогов. В Германии с помощью налоговпоощряют создание рабочих мест, а также подготовку или переподготовкуспециалистов. Налоговое законодательство германии стремится оптимизироватьналоги. они не должны препятствовать развитию свободного бизнеса и одновременнопризваны служить государственным приоритетам.

3. Реформирование экономикиРоссии
Реформирование экономики России с самого начала былоориентировано на переход к либеральной модели рынка. Первые практическиедействия в этом направлении выразились в либерализации хозяйственнойдеятельности и цен, снятии ограничений в оплате труда, ускоренном проведенииприватизации государственных предприятий. Имелось в виду, что именно саморегулируемыймеханизм нарождающейся рыночной системы расставит всех и вся по своим «нишам” исоздаст новую структуру хозяйства, новую систему разделения труда в российскойэкономике.
Первые годы рыночных преобразований в Россиихарактеризуются значительным спадом производства, сокращением инвестиций,разладом финансовой системы, снижением уровня жизни подавляющей частинаселения. Инфляционные процессы, обусловленные ростом цен и неплатежей,негативно сказались на устойчивости денежного обращения и финансово-кредитнойсистемы. Вносимые коррективы в монетаристскую стратегию осуществления реформощутимых перемен не принесли: стабилизация в экономике и финансах пока ненаступила.
Учитывая сложившуюся ситуацию, правительством России былорешено эффективно преобразовать налоговую систему, имея в виду, что она должнабыть стабильной и оптимальной, поддерживать товаропроизводителя, стимулироватьинвестиции.
В 1990 году в стране создана государственная налоговаяслужба Российской Федерации, а также Государственные налоговые инспекции краев,областей и республик. Им в свою очередь подчинялись государственные налоговыеслужбы городов и районов. Цель создания ГНС — совершенствование системыконтроля за соблюдением налогового законодательства, а также полнотой,правильностью и своевременностью перечисления платежей в бюджет. В 1998 годуГНС насчитывает в своих рядах 200 тысяч человек.
В 2001 году произошла реорганизация ГНС России, и в итогев Нижегородской области было создано Управление МНС России, которое с 1997 годаи по сей день, возглавляет Государственный советник налоговой службы РФ IIIранга Николай Федорович Поляков. Область была поделена на четыре региона:Восточный, Западный, Северный и Южный, в которых была создана 61 налоговаяинспекция (смотри Приложение № 1).
Тогда же (в 1990 году) была создана и государственнаяналоговая инспекция по Перевозскому району, весь коллектив которой состоял извосьми человек. В результате реорганизации налоговых органов в 2001 годусоздали межрайонную инспекцию министерства Российской Федерации по налогам исборам №11 по Нижегородской области на базе инспекций по Перевозскому,Бутурлинскому и Вадскому районам с центром в г. Перевоз. С первых дней еевозглавляет советник налоговой службы II ранга Вера Николаевна Коробова.Сегодня эта инспекция – большой коллектив из 90 человек, которые трудятся в 9отделах и не мало прилагают сил для пополнения бюджетов всех уровней (смотриПриложение №2).

4. Теоретические основыналогообложения
4.1 Признаки и функции налогов
Признаки налогов:
а) императивность – субъект налогообложения не вправеотказаться от возложенной на него обязанности платить налоги, т.е. безвозмездновносить часть своего дохода в бюджет,
б) смена формы собственности дохода – часть доходасубъекта безвозмездно переходит в собственность государства, где доходобезличивается,
в) безвозвратность – субъект налога теряет на налогиправо после их уплаты в бюджет,
г) лигитивность – признание налогов на основе права ивзимание их только с законных операций.
/>
Схема №2 Функции налогов.
4.2 Правовые основы налоговойсистемы
Налоги – неотъемлемый элемент государства.Налогообложение представляет собой метод распределения доходов междугражданами, хозяйствующими субъектами и государством. Совокупность всехобязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, методы и принципы ихпостроения составляют налоговую систему. Ее построение определяется уровнемэкономического развития страны и государственной политикой. Российскаяналоговая система введена 1 января 1992 года в соответствии с Законом «Об основахналоговой системы в РФ” С января 2001 года начал действовать новый Налоговыйкодекс Российской Федерации, который явился правовой основой дляналогообложения в России.
На стадии становления налоговой системы, правовая форманалоговой системы не может быть совершенной. Пожалуй, и сегодня нельзя ещеутверждать, что российская налоговая система миновала стадию становления. Кнастоящему моменту все же возобладало мнение о том, что экономическая основаналоговой системы сформирована, и она не должна подвергаться в этом отношениисерьезным изменениям. Тогда на первый план выдвигается задача улучшения его правовойформы; главным образом за счет повышения роли законов в регулировании налоговыхотношений.
Важным направлением эффективного использования налоговявляется повышение их роли в стимулировании малого предпринимательства. Именнооно формирует конкурентную сферу, создает дополнительные рабочие места,оперативно внедряет передовые достижения, перестраивает производство взависимости от спроса и предложения, не требует повышенных первоначальныхзатрат.
Одним из ключевых звеньев механизма поддержки и развитиямалого предпринимательства является налоговая система. Опыт стран с развитойрыночной экономикой свидетельствует о том, что необходима целенаправленнаяпрограмма реформирования налоговой системы, нацеленная на укрепление иподдержку малого предпринимательства.
Мне кажется, что налоговая политика, прежде всего, должнабыть нацелена на расширение налоговой базы. Именно расширение налоговой базыпозволит реально увеличить поступление доходов в бюджет без усиления налоговогобремени. Без решения этой проблемы, невозможно обеспечить финансовую базуэкономического роста. Реальным шагом в деле расширения налогооблагаемой базыявляется всемерное стимулирование развития малого предпринимательства.
Налоговая система является одним из главных элементоврыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государствана развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социальногоразвития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система России былаадаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотрставок, льгот и так далее, несомненно, играет отрицательную роль, особенно впериод перехода российской экономики к рыночным отношениям, а так жепрепятствует инвестициям, как отечественным, так и иностранным. Нестабильностьналоговой системы на сегодняшний день — главная проблема налогообложения. Жизньпоказала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функциюналоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самымналогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
На сегодняшний день существует огромный, причемтеоретически обобщенный и осмысленный опыт взимания и использования налогов встранах запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку былобы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание спецификеэкономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущейлучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
4.3 Сущность налогов и принципыналогообложения
Государство, выражая интересы общества в различных сферахжизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику –экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Регулирующаяфункция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового,денежно – кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качествесредства взаимодействия объекта и субъекта системы государственногорегулирования экономики.
Бюджетно-финансовая система включает отношения по поводуформирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета ивнебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики,реализацию социальной и других функций государства. Важной «кровеноснойартерией” бюджетно-финансовой системы являются налоги.
Налоги возникли вместе с товарным производством,разделения общества на классы и появлением государства, которому требовалисьсредства на содержание армии, судов чиновников и другие нужды.
Налоги, таким образом, — это порождение государства, и вэтом своём качестве они существовали и могут в принципе существовать внетоварно-денежных отношений. К примеру, в некоторых докапиталистическихобщественных формах главными доходами государства были различного роданатуральные поборы. Кроме того, основная масса населения вынуждена былавыполнять натуральные повинности.
Государство устанавливало налоги в натуральном выражениис учетом специализации того или иного хозяйства, местности. С расширениемфункции феодального государства, образованием централизованных государств(абсолютных монархий) возрастала роль налогов в формировании государственнойказны, в проведении протекционистской политики. В эпоху становление и развитиякапиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержанияармии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья исбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.
Изъятие государством в свою пользу определённой частивалового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущностьналога. Взносы осуществляют основные участники производства валовоговнутреннего продукта:
— работники, своим трудом создающие материальные инематериальные блага и получающие определённый доход;
— хозяйствующие субъекты владельцы капитала.
За счет налоговых взносов формируется финансовые ресурсыгосударства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическоесодержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующихсубъектов и граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводуформирования государственных финансов.
Известный экономист Адам Смит в своем классическомсочинение «Исследование о природе и причинах богатства народов» считал основнымипринципами налогообложения всеобщность, справедливость, определённость иудобность. Подданные государства должны давать «средства к достижению целиобщества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу позаранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным дляплательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечениядостаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен всоответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выборанадлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.
Перечисленные принципы налогообложения учитывались и приформировании новой налоговой системы России, адекватной рыночнымпреобразованиям. В конце 1991 г. Был принят Закон РФ “Об основах налоговойсистемы Российской Федерации”, в котором система налогообложения Россииосновывается на соблюдении следующих основных принципов:
уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетомвозможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов.
необходимо, чтобы налогообложение носило однородныйхарактер,
обязательность уплаты налогов,
система уплаты налогов должна быть понятной, простой иудобной для налогоплательщика,
налоговая система должна быть гибкой и легко перестраиватьсяк изменениям в экономике,
налоговая система должна помогать выполнению вышеперечисленных функций налогов.
(смотри схему №3 в Приложении №2).
Законодательством установлено, что объектаминалогообложения являются:
прибыль (доход);
стоимость определенных товаров;
добавленная стоимость продукции;
имущество юридических и физических лиц;
передача имущества (дарение, продажа, наследование);
операции с ценными бумагами;
отдельные виды деятельности;
другие объекты, установленные законом.
Один и тот же объект облагается налогом одного видатолько один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал,полугодие, год).
По методу установления налоги подразделяются на прямыекосвенные. К числу прямых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсныеплатежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основаниемдля обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов,финансовых операций (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможеннаяпошлина, налог на операции с ценными бумагами).
В развитых странах роль прямых налогов, доказавших своюэффективность, значительно возросла и составила: в США – 91,1%, в Японии – 71,2%,в Англии – 54,3%, в Германии – 44,1%.
По мере повышения материального благосостояния населения,расширения круга товаров массового потребления косвенные налогиэволюционировались: от однократного налогообложения потребительских товаров настадии конечного потребления к многократному обложению хозяйственного оборота,начиная со стадии производства, т.е. от акциза к налогу с оборота и затем кналогу на добавленную стоимость и акцизам.
В нашей стране платежи государственных предприятий изприбыли не носили налогового характера. В 1913 г. государственное хозяйство,включая казённую винную монополию, обеспечивало 60% доходов бюджета, а прямыеналоги всего лишь 6%. В 1987 г. доля прямых налогов в доходах госбюджета СССРсоставляла 8,2%, а платежи госпредприятия из прибыли и налога с оборота – 61%.Другими словами, налоговая система в России хотя и видоизменилась по составу изначению отдельных налогов, но по сути оставалась закостенелой.
Осуществление рыночных преобразований в экономике Россииактивизировало работу по совершению налоговой системы. Вместо налога с оборотаи его новоиспеченного (в 1991 г.) «сателлита» — налога с продаж были введеныдва других косвенных налога: акцизный (на ограниченный круг товаров) и надобавленную стоимость. Введение с 1992 г. налога на добавленную стоимостьсоответствует требованием рыночных отношений, ибо охватывает и потребительскиетовары (которыми в основном ограничивался налог с оборота), и товарыпроизводственно-технического назначения на всех стадиях их производства иреализации вплоть до конечного потребления. Налоги также можно подразделить ещена две категории. Это налоги с физических лиц и налоги с юридических лиц, чтоотражено в Налоговом Кодексе РФ части I и II, принятом в 2001 году (смотрисхему №4 Приложение №3).

Заключение
В своей работе я раскрал сущность налога какэкономической и правовой категории, показал необходимость его своевременнойуплаты и постарался воспитать в себе добросовестного налогоплательщика,которому не безразлична судьба своей Родины.
В процессе работы над рефератом я глубже изучилтеоретический и фактический материал по заявленной теме. Более глубоко иподробно рассмотрел налоги именно с точки зрения их экономического и правовогозначения для общества и государства. Это позволило мне осмыслить ипроанализировать сущность налогов, их функции и признаки, узнать принципыналогообложения, разобраться в различных моделях рыночной экономики и их связис системой налогообложения.
Я лучше узнал как развитие и изменение формгосударственного устройства сопровождаются преобразованием налоговой системы,что из себя представляют различные модели рыночной экономики и как ониотражаются на налоговой системе государства.
Полученные знания по этой теме в ходе работы надрефератом дали мне возможность лучше усвоить материал по курсу «Налоги иналоговая политика”. Они позволили мне также осмыслить сложные общественныеотношения конца XX, начала XXI века в области налогообложения.
Я получил определенные навыки работы с учебной, научной исправочной литературой, приобрел дополнительные навыки работы в Интернете.
Считаю, что эти знания и навыки мне пригодятся вдальнейшей учебе и при поступлении в ВУЗ. Данной работой в дальнейшем такжемогут воспользоваться учащиеся 10-11 классов, изучающие элективный курс «Налогии налоговая политика”.

Литература
1. Бутова Т.А. Диалоги о налогах. Владивосток. Уссури. 1998.
2. Годин А.М. Бюджетная система Российской Федерации. М. Дашков и компания.2003.
3. Евстигнеев Е.Г… Налоги, налогообложение и налоговое законодательство.С-Петербург. 2000.
4. Журнал. Управление МНС России по Нижегородской области. Отчет о работеза 1991 год. Нижний Новгород. Деком. 1991.
5. Журнал. Управление МНС России по Нижегородской области. Отчет о работеза 1998 год. Нижний Новгород. Деком. 1998.
6. Комментарии к налоговому кодексу. Последний вариант.
7. Липсиц И.В. Экономика в 2-х книгах. М., Вита-пресс, 2006.
8. Налоговый кодекс РФ. Последнее издание.
9. Парыгина В.А.и др. Налоги и налогообложение в России. М. Эксмо. 2006.
10. Прикладная экономика. М., Поли-экспресс, 2003.
11. Пономарев А.И… Налоги. Ростов-на-Дону. Феникс. 2001.
12. Черник. Д.Г.Налоги. М. Финансы и статистика. 1994.
13. Юткина Т.Ф… Налоги и налогообложение. М. Инфра – М. 2003.
14. http://www.akdi.ru – Агентство консультаций и деловой информации“Экономика”.
15. http://www.eeg.ru. – макроэкономическая статистика России на сайтеэкономической экспертной группы Министерства финансов Российской Федерации.
16. http://www.nns.rn./analytdoc/anal2.html — аналитические доклады поэкономическим проблемам России на сайте Национальной электронной библиотеки.

Приложение №1
Управление МНС России по Нижегородской области
/>

Приложение №2/> />
Государственная налоговая инспекция Перевозского района
/>

Приложение №3
Состав налогов и налоговых платежей налоговой системы РоссийскойФедерации
/>

Приложение №4
Принципиальные основы налогообложения и функционированияроссийской налоговой системы
/>