Налог на транспорт

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы исчисления и уплатытранспортного налога… 4
1.1. Общая характеристика транспортного налога… 4
1.2. Элементы транспортного налога… 7
1.3. Особенности взимания транспортного налога с физическихлиц… 20
Глава 2. Исчисление и уплата транспортного налога напримере автотранспортного предприятия… 25
Заключение. 38
Список использованной литературы… 41
/>Введение
Налоги являются одним изнаиболее эффективных инструментов государственного регулирования какнациональной экономики, так и международных экономических процессов. Налогиявляются главным методом мобилизации доходов в государственную казну. Необходимостьналогов обусловлена потребностями общественного развития.
Уплата налогов — это ненаказание, а выгодное для всех вложение денег в свою страну, посколькусобранные средства вернутся к налогоплательщику в виде конкретных социальныхблаг и гарантий, создавая основу стабильности и процветания общества. Добросовестноеотношение к выполнению своих налоговых обязательств должно восприниматься какпризнак цивилизованности, культуры, высокой нравственности.
С 1 января 2003 года главой 28Налогового кодекса РФ был введен новый налог — транспортный, его плательщикамиявляются как юридические, так и физические лица. Транспортный налог являетсяосновным источником финансирования дорожной отрасли, и от своевременности егопоступления напрямую зависят сроки и качество исполнения строительных программ.Транспортный налог является одним из основных налогов субъектов РоссийскойФедерации и занимает центральное место в системе имущественного налогообложенияРоссии.
Очень мало организаций обходитсябез транспортных средств, поэтому транспортный налог касается почти всех. Крометого, в некоторых случаях налог приходится платить и тем фирмам, у которыхсобственного транспорта нет и они пользуются им по доверенности. При этомтранспортный налог относится к региональным налогам и сборам, что означаетобязательность его уплаты только на территории того субъекта РФ, где такойналог введен в действие соответствующим законом.
Граждане, владеющиеавтомобилями, мотоциклами, мотосанями, катерами и т.д., также должны платитьтранспортный налог. С одной стороны, сделать это довольно просто, посколькучиновники сами рассчитывают сумму, которую человек должен казне, и отправляютему по почте уведомление вместе с платежным документом. Однако налогоплательщикдолжен следить за сроками, и лучше уплатить налог в тот период, которыйустановлен региональным законом о транспортном налоге, иначе придется платитьпени. Кроме того, имеет смысл убедиться, что в инспекции правильно рассчиталисумму налога. К тому же знание законодательства позволит проверить, нельзя ливоспользоваться налоговой льготой.
Учитывая все вышесказанное, внастоящее время особенно актуальны проблемы, связанные с расчетами организацийи физических лиц с бюджетом по транспортному налогу.
Целью данной работы являетсяизучение и оценка механизмов исчисления и взимания транспортного налога.
/>Глава 1. Теоретические основы исчисления и уплатытранспортного налога
 1.1. Общаяхарактеристика транспортного налога
Установление транспортногоналога с 1 января 2003 года было предусмотрено Федеральным законом от 24 июля2002 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налоговогокодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательстваРоссийской Федерации». Данный закон дополнил часть вторую Налогового кодекса РФглавой 28 «Транспортный налог».
Понятие «транспортный налог» неявляется новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортныйналог был введен указом Президента РФ от 22.12.93 N 2270 «О некоторыхизменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней».Налог взимался с предприятий, при этом объектом данного налога не былитранспортные средства. [1]
В подпункте «б» п.25 Указа былоустановлено, что транспортный налог взимается со всех предприятий иорганизаций, кроме бюджетных, в размере 1% от фонда оплаты труда. Средства отвзимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовойподдержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городскогоэлектротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортныйналог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствиес законодательством (Указ Президента РФ от 15.11.97 N 1233).
С введением транспортного налогаиз числа налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, были исключены:
— налог на пользователейавтодорог;
— налог с владельцевтранспортных средств;
— налог на водно-воздушныетранспортные средства, ранее уплачиваемый физическими лицами в соответствии сЗаконом РФ от 19.12.91 N 2003-1 «О налогах на имущество физическихлиц» (ст.3 Закона N 110-ФЗ).
— акцизы с продажи легковыхавтомобилей в личное пользование граждан (статьи 2 и 9 Закона N 110-ФЗ);
Новый транспортный налог заменилпрежний налог с владельцев транспортных средств, который зачислялся в дорожныефонды, а также налог на имущество физических лиц в отношении водных и воздушныхтранспортных средств. В отличие от прежнего, современный транспортный налоготносится к так называемым поимущественным налогам. Его объектом являютсятранспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями.
Транспортный налог — один издвух налогов, призванных обеспечивать доходные источники государства насодержание транспортной инфраструктуры. Первым из них является акциз нанефтепродукты, позволяющий возложить дополнительную налоговую нагрузку на тех,кто наиболее интенсивно пользуется дорожной инфраструктурой. Второй — этотранспортный налог, который поможет привлечь к финансированию государственныхрасходов тех, кто, зарегистрировав свое транспортное средство, заявил его кучастию в дорожном движении или предпринимательской деятельности.
Согласно ст.14 Налоговогокодекса РФ транспортный налог относится к региональным налогам. В соответствиис п.3 ст.12 Налогового кодекса РФ региональными налогами признаются налоги,которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах иобязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Так, в ст.356Налогового кодекса РФ сказано, что транспортный налог устанавливается Налоговымкодексом РФ и соответствующими законами субъектов Российской Федерации. [2]
Во многих субъектах РФ принятысоответствующие законы о транспортном налоге, в частности:
Закон Архангельской области от 1октября 2002 г. N 112-16-ОЗ «О транспортном налоге»;
Закон Томской области от 4октября 2002 г. N 77-ОЗ «О транспортном налоге»;
Закон Алтайского края от 10октября 2002 г. N 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайскогокрая»;
Закон Республики Мордовия от 17октября 2002 г. N 46-З «О транспортном налоге»;
Закон г. Москвы от 23 октября 2002г. N 48 «О транспортном налоге»;
Закон Тверской области от 6ноября 2002 г. N 75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области»;
Закон Волгоградской области от11 ноября 2002 г. N 750-ОД «О транспортном налоге»;
Закон Ульяновской области от 15ноября 2002 г. N 056-ЗО «О транспортном налоге в Ульяновской области»;
Закон Московской области от 16ноября 2002 г. N 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московскойобласти»;
Закон Калининградской области от16 ноября 2002 г. N 193 «О транспортном налоге»;
Закон Омской области от 18ноября 2002 г. N 407-ОЗ «О транспортном налоге»;
Закон Тюменской области от 19ноября 2002 г. N 93 «О транспортном налоге»;
Закон Рязанской области от 22ноября 2002 г. N 76-ОЗ «О транспортном налоге на территории Рязанской области»;
Закон Новосибирской области от22 ноября 2002 г. N 69-ОСД «О транспортном налоге»;
Закон Ленинградской области от22 ноября 2002 г. N 51-ОЗ «О транспортном налоге»;
Закон Иркутской области от 27ноября 2002 г. N 61-ОЗ «О транспортном налоге»;
Закон Владимирской области от 28ноября 2002 г. N 119-ОЗ «О введении на территории Владимирской областитранспортного налога».
После принятия законовсубъектами Российской Федерации транспортный налог становится обязательным иуплачивается на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Приисчислении транспортного налога необходимо руководствоваться положениями гл.28Налогового кодекса РФ и соответствующим региональным законом. Законы субъектовРФ не должны противоречить Налоговому кодексу РФ.
Налог считается установленнымлишь в том случае, когда определены налогоплательщики и такие элементыналогообложения, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период,налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Поэтомудалее в работе необходимо проанализировать основные элементы налогообложения,отраженные в главе 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса.
 1.2. Элементытранспортного налога
Глава 28 Налогового кодекса РФ вотношении транспортного налога устанавливает следующие элементы налогообложения:перечень налогоплательщиков; объект налогообложения; налоговую базу; налоговыйпериод; базовые налоговые ставки; порядок исчисления налога; место уплатыналога.
Законодательные(представительные) органы субъекта Российской Федерации при принятиирегиональных законов о транспортном налоге устанавливают: конкретную ставкуналога (на основе базовой налоговой ставки); порядок уплаты налога; сроки уплатыналога.
Помимо этого при установленииналога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриватьсяналоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Таким образом, закон субъектаРоссийской Федерации не может изменять такие элементы налогообложения как: налогоплательщик,объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, базовые налоговыеставки, порядок исчисления налога, место уплаты налога. Конкретная налоговаяставка устанавливается на основе базовой налоговой ставки и не можетотклоняться от последней более, чем в пять раз. [3]/> />
Модель транспортного налога для наглядности приведена на рис.1.
Х Х =
Рис.1. Модель транспортногоналога.

Согласно ст. 19 Налоговогокодекса РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются организации ифизические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложенаобязанность уплачивать налоги:
Собственники наземныхтранспортных средств. Они указываются в справке-счете или ином документе,удостоверяющем право собственности.
Владельцы транспортных средств — по автотранспортным средствам, зарегистрированным в других странах, которыевременно (до шести месяцев) находятся и регистрируются на территории России.
Собственники судов или лица,владеющие судами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, — по судам, зарегистрированным в Государственном судовом реестре РФ или судовойкниге.
Фрахтователи судов — по судам,зарегистрированным в реестре арендованных иностранных судов.
Эксплуатанты — по воздушнымтранспортным средствам.
Уплачивать налоги должны в томчисле и органы государственной власти, на которых зарегистрированы транспортныесредства.
Нередко при продаже автомобиляих предпочитают передать его по доверенности, не составляя договоркупли-продажи. Кто будет платить налог в этой ситуации, зависит от того, когдавыдана доверенность:
если доверенность была выдана до30 июля 2002 года, налог будет платить тот, кто указан в доверенности;
если доверенность выдана начинаяс 30 июля 2002 года, налог будет платить тот, на кого зарегистрированотранспортное средство.
При этом в первом случаегражданин, на которого зарегистрирован транспорт, должен уведомить налоговуюинспекцию по месту своего жительства о том, что он передал его по доверенности.[4]
Признание налоговыми органамифизических и юридических лиц налогоплательщиками производится на основаниисведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средствазарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном ст.362 Налоговогокодекса РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортныхсредств (формы сведений утверждены приказом МНС России от 10.10.02 г. N БГ-3-02/729).Физические лица, владеющие и распоряжающиеся транспортными средствами наосновании доверенности, выданной до вступления в действие Федерального законаот 24.07.02 г. N 110-ФЗ лицами, на которые зарегистрированы транспортныесредства, также являются налогоплательщиками.
Государственная регистрациятранспортных средств осуществляется в соответствии со следующими документами:
постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 12.08.94 г. N 938 «О государственной регистрацииавтомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территорииРоссийской Федерации»;
приказ МВД России от 26.11.96 г.N 624 «О порядке регистрации транспортных средств»;
правила государственнойрегистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицеповк ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходныхмашин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора),утвержденные Минсельхозпродом России от 16.01.95 г.;
приказ Минобороны России от 23.06.97г. N 246 «О государственных регистрационных и опознавательных знаках,надписях и обозначениях на транспортных средствах Вооруженных Сил РоссийскойФедерации»;
другие документы. [5]
Государственная регистрация вотношении водных транспортных средств осуществляется в соответствии со ст.17Кодекса внутреннего водного транспорта, Кодексом торгового мореплаванияРоссийской Федерации. Порядок государственной регистрации водных транспортныхсредств установлен приказами Минтранса России от 26.09.01 г. N 144 и от 29.11.2000 г. N 145, а также приказом Минобороны России от 4.12. 2000 г. N 570.
Государственная регистрация вотношении воздушных транспортных средств (самолеты, вертолеты и иные воздушныетранспортные средства) осуществляется согласно ст.33 Воздушного кодексаРоссийской Федерации от 19.03.97 г. N 60-ФЗ в порядке, определенном приказомМинтранса России от 12.11.95 г. N ДВ-110, а также постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 31.01.01 г. N 74.
Налогоплательщики подлежатпостановке на учет в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств(ст.83 Налогового кодекса РФ). При этом место нахождения имущества в целяхпостановки на налоговый учет определяется в соответствии с п.5 ст.83 Налоговогокодекса РФ. Так, местом нахождения водных и воздушных транспортных средствявляется место нахождения организации (место государственной регистрации), накоторую зарегистрированы транспортные средства, а для физического лица — местожительства физического лица, где это физическое лицо постоянно илипреимущественно проживает (зарегистрировано). Местом нахождения наземныхтранспортных средств (автомотранспортных средств и другой самоходной техники) дляналогообложения транспортным налогом является место государственной регистрациитранспортных средств (или временной регистрации транспортных средств по меступребывания на территории соответствующего субъекта Российской Федерации). [6]
Одним из элементов каждогоналога является объект налогообложения – предмет, действие или явление(имущество, доход, продажа и т.д.), которые в соответствии с законом подлежатобложению.
Транспортные средства, которыеоблагаются налогом, можно разделить на три группы:
1) автотранспортные (автомобили,мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы напневматическом и гусеничном ходу);
2) водные (теплоходы, яхты,парусные суда, катера, моторные лодки, буксируемые суда и др.);
3) воздушные (самолеты,вертолеты и др.).
При применении ст.358 Налоговогокодекса РФ нужно учитывать, что в настоящее время используются следующиепонятия:
Транспортное средство (наземныетранспортные средства) — устройство, предназначенное для перевозки по дорогамлюдей, грузов или оборудования, установленного на нем (ст.2 Федерального законаот 10.12.95 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Для целейналогообложения транспортным налогом к ним относятся автомототранспортныесредства и другие виды самоходной техники максимальной конструктивной скоростьюболее 50 км/час и прицепы к ним, а также не предназначенные для движения поавтомобильным дорогам общего пользования, регистрация которых производится всоответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 г.N 938.
Воздушное транспортное средство(судно) — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счетвзаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженнымот поверхности земли или воды (ст.32 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Водное транспортное средство — самоходноеили несамоходное плавучее сооружение (судно), используемое в целях судоходства,в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный идноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооруженияподобного рода (ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта РоссийскойФедерации). [7]
При определении видовавтомототранспортных средств и отнесении к категории грузовых или легковыхавтомобилей следует руководствоваться:
Конвенцией о дорожном движении(Вена, 8 ноября 1968 г), ратифицированной указом президиума ВС СССР от 29.04.74г. N 5938-VIII;
Классификацией автотранспортныхсредств, принятой правилами Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН);
Положением о паспортахтранспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденным совместнымприказом МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.97 г. N399/388/195.
Распределение транспортныхсредств по категориям, предусмотренным главой 28 Налогового кодекса РФ, в целоманалогично категориям транспортных средств, которые предусмотрены Конвенцией одорожном движении, заключенной в Вене 8 ноября 1968 года.
Конвенция, в частности,предусматривает такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые игрузовые автомобили, автобусы, и устанавливает для них ряд критериев(разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение дляперевозки грузов или перевозки пассажиров), позволяющих отнести конкретноетранспортное средство к соответствующей категории.
Поэтому, чтобы рассчитатьтранспортный налог по транспортному средству, отнеся его к той или инойкатегории, нужно руководствоваться конвенцией. А рассчитывая налог поавтоподъемникам и другим специализированным машинам, не упомянутым конвенцией,следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК013-94. Такие же разъяснения приведены в письме Минфина России от 22 ноября2006 г. N 03-06-04-02/15. [8]
Учет транспортных средств,признаваемых объектом налогообложения транспортным налогом, и лиц, признаваемыхсогласно ст.357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога,осуществляется в налоговом органе по месту нахождения транспортных средств.
В пункте 2 статьи 358 Налоговогокодекса РФ перечислены транспортные средства, которые не облагаются налогомабсолютно во всех регионах, даже если об этом ничего не сказано в законахсубъектов РФ. В частности, не подлежат налогообложению:
весельные лодки, а такжемоторные лодки с двигателем мощностью не свыше пяти лошадиных сил;
автомобили легковые, специальнооборудованные для использования инвалидами;
пассажирские и грузовые морские,речные и воздушные суда, находящиеся в собственности компаний, основным видомдеятельности которых являются пассажирские и грузовые перевозки;
транспортные средства,находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом,выдаваемым милицией.
При этом фирмы не должныспециально приносить в инспекцию документы, подтверждающие право не платитьналог с транспорта, перечисленного в статье 358. Однако при камеральной иливыездной проверке налоговики скорее всего затребуют такие бумаги (таблица 1. поэтомуони должны быть в наличии у организации.

Таблица 1.
Документы, подтверждающие правоне платить транспортный налогТранспортное средство Документ Весельные лодки, моторные лодки с двигателем мощностью не более 5 л. с. Паспорт самоходной машины и других видов техники Промысловые морские и речные суда Паспорт транспортного средства Суда, которые принадлежат организациям, осуществляющим пассажирские и грузовые перевозки Паспорт транспортного средства, учредительные документы фирмы Тракторы, самоходные комбайны и специальные машины, которые зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей Паспорт самоходной машины и других видов техники, учредительные документы фирмы Транспорт, который принадлежит федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная служба Паспорт транспортного средства и договор, на основании которого машина передана в оперативное правление или хозяйственное ведение организации Транспортные средства, которые находятся в розыске Справка из ГИБДД Самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы Паспорт транспортного средства Транспорт, зарегистрированный в Российском международном реестре судов Паспорт транспортного средства, выписка из реестра
Налоговая база – это часть объекта обложения, образующаяся в результате учетавсех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредственногоприменения налоговой ставки. Налоговая база определяется отдельно покаждому транспортному средству и зависит от его вида (ст.359 Налогового кодексаРФ). В связи с разнородностью объектов налогообложения Налоговый кодекс РФ предусматриваетразличный порядок определения налоговой базы по транспортному налогу (таблица 2).Например, в отношении водных несамоходных средств налоговая база — это валоваявместимость в тоннах, а в отношении транспортных средств, имеющих двигатель, — егомощность в лошадиных силах.
Таблица 2.
Порядок определения налоговойбазы по транспортному налогуОбъект налогообложения Налоговая база Транспортные средства, имеющие двигатели, кроме воздушных Мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах Воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактивного двигателя Паспортная статистическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях, в килограммах силы Водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, для которых определяется валовая вместимость Валовая вместимость в регистровых тоннах Прочие водные и воздушные транспортные средства Единица транспортного средства
Льготы по налогам не являютсяобязательным элементом налогообложения, однако в необходимых случаях внормативном правовом акте могут предусматриваться налоговые льготы и основаниядля их использования налогоплательщиком. Льготы по налогу – это предоставляемыеотдельным категориям налогоплательщиков преимущества, включая возможность неуплачивать налог (в исключительных случаях могут быть индивидуальными).
Глава 28 Налогового кодекса РФне устанавливает льгот по транспортному налогу. Закон субъекта РоссийскойФедерации может устанавливать и не устанавливать налоговые льготы. Приустановлении налоговых льгот должна быть четко определена категорияналогоплательщиков, которая может ими воспользоваться, основания для ихиспользования, а также возможность контроля целевого использованиясоответствующей категории транспортных средств. [9]
Льготы по налогам, в том числепо транспортному налогу, должны иметь социальную направленность, а также носитьстимулирующий характер. Как показывает практика, льготы по транспортному налогуустановлены во многих регионах для инвалидов разных категорий, многодетныхсемей, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, для лиц,подвергшихся воздействию радиации в результате экологических катастроф, ГероевСоветского Союза, Героев Труда, лиц, награжденных государственными наградами(например, орденом Мужества, орденом Славы), для пенсионеров, индивидуальныхпредпринимателей, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, льготы потранспортному налогу могут предоставляться бюджетным организациям, органамсоциальной защиты населения, учреждениям здравоохранения, общественныморганизациям инвалидов, интернатам, организациям автотранспорта, осуществляющимперевозки пассажиров, организациям, производящим ремонт и содержаниеавтомобильных дорог общего пользования, и т.д.
Налоговая ставка – это величинаналога на единицу обложения. Налогообложение транспортных средств производитсяпо налоговым ставкам, установленным законодательным (представительным) органомгосударственной власти субъекта Российской Федерации (но не выше установленныхп.2 ст.361 Налогового кодекса РФ).
В законах субъектов РоссийскойФедерации может быть предусмотрена уплата транспортного налога по ставкам,установленным в Налоговом кодексе. Кроме того, ставки налога могут бытьувеличены (уменьшены), но не более чем в пять раз по сравнению с базовой. Недопускается установление индивидуальных налоговых ставок для отдельныхналогоплательщиков. [10]
Налоговые ставки установлены в п.1ст.361 Налогового кодекса РФ в рублях в зависимости от категории транспортногосредства (вида транспортного средства), мощности двигателя на 1 лошадиную силу(л. с. /кВт), валовой вместимости на одну регистрационную тонну транспортногосредства или единицу транспортного средства. В указанных пределах допускаетсяустановление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категориитранспортного средства (вида транспортного средства, мощности двигателя,валовой вместимости), а также срока полезного использования транспортногосредства (он определяется в календарных годах от года выпуска транспортногосредства. При установлении ставок в зависимости от возраста транспортногосредства, определяемого в календарных годах от года выпуска транспортногосредства, возраст транспортного средства определяется по состоянию на 1 январятекущего года в календарных годах, следующих за годом выпуска транспортногосредства.
Сумма налога исчисляется какпроизведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. При этомучитываются налоговые льготы, а также количество календарных месяцев, в течениекоторых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика вистекшем налоговом периоде. Месяц регистрации транспортного средства, а такжемесяц снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключенияиз государственного судового реестра и т.д.) принимается за полный месяц. Вслучае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течениеодного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
В случае регистрациитранспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации втечение календарного года исчисление суммы налога производится с учетомкоэффициента, определяемого как отношение числа календарных месяцев, в течениекоторых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщикав истекшем налоговом периоде, к числу 12. [11]
Налоговый период – это периодвремени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумманалога, подлежащая уплате. Порядок уплаты транспортного налога согласно ст.58Налогового кодекса РФ представляет собой способ и форму его уплаты. По способуналоги могут уплачиваться по окончании налогового периода или с использованиемавансовых платежей. По форме налог уплачивается в наличном или безналичномпорядке. Форма уплаты налога установлена Налоговым кодексом РФ и не можетизменяться региональным законодательством. Следовательно, законодательные(представительные) органы субъекта Российской Федерации вправе самостоятельноустановить способ уплаты налога: по окончании налогового периода (единовременноили в несколько этапов) или с использованием авансовых платежей. Срок уплатыналога устанавливается в зависимости от вышеназванных способов его уплаты.
В субъектах РФ, где введеныотчетные периоды (а их большинство), следует исчислять квартальные авансовыеплатежи, а также отчитываться по ним. По общему правилу сроки, в которые нужноуплатить авансы и сдать квартальные расчеты, устанавливают региональные власти.То же самое можно сказать про уплату налога по итогам года и сдачу декларации.
Но в законах субъектов РФ неможет устанавливаться срок сдачи расчетов или декларации, отличный от того,который указан в пункте 3 статьи 363.1. Налогового кодекса РФ. То есть сдаватьрасчеты по авансовым платежам нужно не позднее последнего числа месяца,следующего за отчетным кварталом. А декларацию по транспортному налогу нужноприносить в инспекцию не позднее 1 февраля года, следующего за текущим.
Что касается срока, до которогонужно перечислять авансовые платежи, то он обязательно должен быть прописан врегиональных законах. Глава 28 Налогового кодекса РФ по этому поводу ничего неговорит. Следовательно, если в региональном законе такой срок не указан, тоналогоплательщик имеет полное право авансовые платежи не исчислять.
Если же власти установили срокдля уплаты авансов, но фирма опоздала их перечислить, то налоговики могутначислить пени. Такая возможность у чиновников появилась с 1 января 2007 года — после того, как глава 28 Налогового кодекса РФ установила по налогу отчетныепериоды.
Налогоплательщики-организацииобязаны представить по окончании налогового периода в сроки, установленныезаконодательными органами по субъектам Российской Федерации, налоговуюдекларацию по транспортному налогу в налоговый орган по месту нахождениятранспортных средств. Налоговая декларация по транспортному налогу дляюридических лиц и инструкция по ее заполнению утверждаются МНС России всоответствии со ст.80 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщики — физическиелица декларацию по налогу не представляют.
 1.3. Особенностивзимания транспортного налога с физических лиц
Как уже отмечалось ранее,плательщиками транспортного налога признаются не только юридические, но ифизические лица, на которых в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектомналогообложения.
Государственная регистрацияавтомототранспортных средств и других видов самоходной техники, принадлежащихфизическим лицам, осуществляется в соответствии с постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 12.08.94 г. N 938 «О государственной регистрацииавтомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территорииРоссийской Федерации», согласно которому собственники транспортных средств либолица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся назаконных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядкезарегистрировать их или изменить регистрационные данные в государственнойинспекции или органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационногознака «Транзит» или в течение 5 суток после приобретения, таможенногооформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов иливозникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационныхданных. Так, регистрация автомототранспортных средств физических лиц — собственниковтранспортных средств осуществляется в Государственной инспекции безопасностидорожного движения по Правилам регистрация автомототранспортных средств иприцепов к ним, утвержденным приказом МВД России от 27.01.03 г. N 59.
По транспортным средствам,зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими наосновании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средствомдо 30 июля 2002 г., налогоплательщиком является лицо, указанное в такойдоверенности. Физические лица, на которых зарегистрированы указанныетранспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства опередаче на основании доверенности указанных транспортных средств. [12]
Передавая транспортное средствопо доверенности, следует иметь в виду, что согласно ст.186 Гражданского кодексаРоссийской Федерации срок действия доверенности не может превышать трех лет. Приотсутствии указания в доверенности о сроке ее действия доверенность действует втечение года со дня ее совершения. После истечения срока действия доверенностина право владения и распоряжения транспортным средством обязанность по уплатетранспортного налога возлагается на лицо, на которое зарегистрированотранспортное средство.
По транспортным средствам,зарегистрированным на физическое лицо, приобретенным и переданным им наосновании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средствомдругому физическому лицу после 30 июля 2002 г. (даты официального опубликованияФедерального закона от 24.07.02 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополненийв часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие актызаконодательства Российской Федерации»), налогоплательщиком является лицо, накоторое зарегистрированы указанные транспортные средства.
Пунктом 2 ст.358 главы 28«Транспортный налог» Налогового кодекса РФ предусмотрен перечень транспортныхсредств, не являющихся объектом обложения транспортным налогом. Так, неявляются объектом обложения транспортным налогом автомобили легковые,специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобилилегковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные(приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном закономпорядке.
В соответствии со ст.30Федерального закона от 24.11.95 г. N 181-ФЗ (в ред. от 23.10.03 г. N 132-ФЗ)«Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации», право на обеспечениеавтотранспортным средством имеют инвалиды, имеющие соответствующие медицинскиепоказания. Для непризнания автомобиля легкового объектом обложения транспортнымналогом налогоплательщик представляет в налоговый орган документы,подтверждающие факт получения (приобретения) указанного легкового автомобилячерез органы социальной защиты населения.
В соответствии с Инструкцией опорядке продажи инвалидам легковых автомобилей, утвержденной постановлениемСовета Министров Российской Федерации от 22.02.93 г. N 156, и письмомМинсоцзащиты России и Минфина России от 23.03.93 г. N 1-707-18, 28 при наличииу инвалида соответствующих медицинских показаний на обеспечение специальнымитранспортными средствами и отсутствии противопоказаний, препятствующих доступук управлению ими, существует возможность покупки автомобиля с ручным и обычнымуправлением с зачетом стоимости специально модифицированных автомобилей. Разрешенияна приобретение инвалидами легковых автомобилей с зачетом стоимостиполагающихся бесплатно автомобиля с ручным управлением или мотоколяски выдаютсяминистерствами социальной защиты населения республик в составе РоссийскойФедерации, комитетами, департаментами, главными управлениями, управлениями иотделами социальной защиты населения краев, областей, автономных образований,городов Москвы и Санкт-Петербурга по заявлениям инвалидов. [13]
Таким образом, легковыеавтомобили, приобретенные инвалидами за счет собственных средств ипереоборудованные ими для использования в соответствии с медицинскимипоказаниями, не подлежат обложению транспортным налогом при наличии указанногоразрешения органов социальной защиты населения и документов, подтверждающихфакт возмещения данными органами расходов в размере фактической стоимостиприобретенного автомобиля, но не выше стоимости полагающегося бесплатноавтомобиля.
Органы, осуществляющиегосударственную регистрацию транспортных средств, согласно пп.4 и 5 ст.362Налогового кодекса РФ обязаны сообщать в налоговые органы по месту своегонахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которыхзарегистрированы транспортные средства. На основании полученных из органовГосавтоинспекции МВД России сведений налоговые органы исчисляют физическимлицам, на которых зарегистрированы транспортные средства, сумму налога,подлежащую уплате в бюджет, и направляют налогоплательщикам налоговыеуведомления на уплату налога. [14]
Получив налоговое уведомление науплату транспортного налога, физическое лицо уплачивает налог в сроки, которыеустановлены законом соответствующего субъекта Российской Федерации и указаны вналоговом уведомлении. Хотя Налоговым кодексом РФ налоговым периодом потранспортному налогу признается календарный год, для транспортного средства,регистрация и (или) снятие с регистрации которого происходят в течениеналогового периода, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента,определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данноетранспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числукалендарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрациитранспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимаются заполный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортногосредства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается какодин полный месяц.
Если физическое лицо передалотранспортное средство по договору купли-продажи после уплаты транспортногоналога, но до окончания налогового периода, для перерасчета налога и возвратаизлишне уплаченной суммы налога ему необходимо обратиться с соответствующимзаявлением в налоговый орган по месту бывшей регистрации транспортногосредства, представив документы, подтверждающие факт перехода правасобственности на транспортное средство.
/>Глава 2. Исчисление иуплата транспортного налога на примере автотранспортного предприятия
Исчисление и уплататранспортного налога в г. Владикавказ осуществляется в соответствии стребованиями главы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса РоссийскойФедерации и Закона Республики Северная Осетия-Алания от 26 декабря 2002 года №25-РЗ «О транспортном налоге» (в редакции от 08 августа 2007 г. № 50-РЗ).
В соответствии со ст.9 ЗаконаРеспублики Северная Осетия-Алания от 26 декабря 2002 года № 25-РЗ «Отранспортном налоге», от уплаты транспортного налога освобождаются следующиеюридические лица:
— организации, оказывающиеуслуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования и получающиедотации из республиканского и местного бюджетов, — по транспортным средствам,используемым для перевозки пассажиров (кроме такси);
— бюджетные организации – потранспортным средствам, принадлежащим им на праве хозяйственного ведения илиоперативного управления;
— общественные организацииинвалидов – по транспортным средствам, принадлежащим им и используемым ими дляосуществления уставной деятельности;
— сельхозтоваропроизводители –по специальным автотранспортным средствам, принадлежащим им и используемым имидля производства сельхозпродукции (автотранспорт для перевозки пчелопавильонов,автозаправщики и др.).
— казачьи общества, деятельностькоторых связана с государственной службой, в отношении принадлежащихтранспортных средств
Поскольку ООО «Звено» непринадлежит к перечисленным категориям юридических лиц, освобожденных отуплаты, то данная организация является плательщиком транспортного налога.
Сумма транспортного налога загод в целом в ООО «Звено» определяется в следующем порядке. Сначалаподсчитывается сумма налога по каждому транспортному средству. Для этогосоответствующая налоговая база (например, мощность двигателя автомобиля) умножаетсяна налоговую ставку. Затем полученные величины складываются.
Ставки транспортного налога на2007 год установлены ст.6 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 26декабря 2002 года № 25-РЗ «О транспортном налоге» (в редакции от 08 августа2007 г. № 50-РЗ) (таблица 3).
Таблица 3.
Ставки транспортного налога на2007 год№ п/п Наименование транспортного средства Налоговая ставка, руб. 1.  Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л. с. (до 73.55 кВт) включительно 5 свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73.55 кВт до 110.33 кВт) включительно 10 свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110.33 кВт до 147.1 кВт) включительно 20 свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147.1 кВт до 183.9 кВт) включительно 37.5 свыше 250 л. с. (свыше 183.9 кВт) 75 2. Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 20 л. с. (до 14.7. кВт) включительно 2 свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14.7. кВт до 25.74 кВт) включительно 4 свыше 35 л. с. (свыше 25.74 кВт) 10 3. Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 200 л. с. (до 147.1 кВт) включительно 10 свыше 200 л. с. (свыше 147.1 кВт) 20 4. Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 5 свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 8 свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 10 свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 18 свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 25 5. Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 5 6. Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно 5 свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт) 10 7. Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 10 свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 20 8. Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 25 свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 50 9. Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 20 свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 40 10. Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) 20 11. Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 25 12. Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 20 13. Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства 200
В соответствии с п.2 Закона Республики СевернаяОсетия-Алания от 26 декабря 2002 года № 25-РЗ «О транспортном налоге» (вредакции от 08 августа 2007 г. № 50-РЗ), перечисленные в таблице 2. налоговыеставки уменьшаются в зависимости от срока полезного использования транспортныхсредств, в следующих размерах:
— свыше 10 лет — на 20%;
— свыше 15 лет — на 50%;
— свыше 20 лет — на 70%.
Чтобы рассчитать транспортный налог, ООО «Звено» необходимоопределить, к какой категории относится транспортное средство. Распределениетранспортных средств по категориям, предусмотренным главой 28 Налоговогокодекса РФ, в целом аналогично категориям транспортных средств, которыепредусмотрены Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 8 ноября 1968года. Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортныхсредств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, иустанавливает для них ряд критериев (разрешенный максимальный вес, количествосидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров),позволяющих отнести конкретное транспортное средство к соответствующейкатегории.
Рассчитывая налог по автоподъемникам и другимспециализированным машинам, не упомянутым конвенцией, ООО «Звено» следуетруководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94. Такиеже разъяснения приведены в письме Минфина России от 22 ноября 2006 г. №03-06-04-02/15.
Рассмотрим порядок взимания налога с транспортных средств вусловиях ООО «Звено». В первую очередь предприятию необходимо произвестиклассификацию имеющихся транспортных средств. С этой целью определяется видтранспортного средства в соответствии с Конвенцией о дорожном движении (таблица4).
Таблица 4.
Классификация транспортных средств ООО «Звено»Наименование транспортного средства Вид транспортного средства в соответствии с Конвенцией о дорожном движении Срок полезного использования ВАЗ-2110 Легковой автомобиль 5 лет «Ауди-80» Легковой автомобиль 5 лет ГАЗ-52 Грузовой автомобиль 8 лет ГАЗ-33021 Грузовой автомобиль 12 лет КрАЗ-5444 Грузовой автомобиль 8 лет ГАЗ — 3110 Грузовой автомобиль 9 лет ЗИЛ-5301 Грузовой автомобиль 16 лет ГАЗ-3307 Грузовой автомобиль 4 года ГАЗ-3307 Грузовой автомобиль 3 года ГАЗ-3307 Грузовой автомобиль 1 год
 
В соответствии с п.2.1. Закона Республики СевернаяОсетия-Алания от 26 декабря 2002 года № 25-РЗ «О транспортном налоге» (вредакции от 08 августа 2007 г. № 50-РЗ), налогоплательщики, являющиесяорганизациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечениикаждого отчетного периода в размере одной четвертой произведениясоответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Рассмотрим порядок исчисления и уплаты транспортного налогав условиях ООО «Звено» за 2007 год. В общем случае сумма налога исчисляется так:
Н = НБ х НС,
где Н — сумма налога в рублях по одному транспортномусредству;
НБ — налоговая база — мощность двигателя одноготранспортного средства в лошадиных силах;
НС — налоговая ставка в рублях.
В течение 2007 г. на балансе ООО «Звено» находился легковойавтомобиль ВАЗ-2110 с мощностью двигателя 80.2 л. с. В соответствии с ЗакономРеспублики Северная Осетия-Алания от 26 декабря 2002 года № 25-РЗ «Отранспортном налоге» (в редакции от 08 августа 2007 г. № 50-РЗ), для указаннойкатегории транспортных средств налоговая ставка установлена в размере 5 руб. накаждую лошадиную силу. В эксплуатации автомобиль находится 5 лет. Рассчитаемсумму авансовых платежей транспортного налога по данному автомобилю:
За I квартал – 80.2 л. с. х 5 руб.: 4 = 100.25 руб.
За II квартал – 80.2 л. с. х 5 руб.: 4 = 100.25 руб.
За III квартал – 80.2 л. с. х 10 руб.: 4 = 100.25 руб.
Сумма налога за весь 2007 г. составит:
80,2 л. с. х 10 руб. = 802 руб.
Сумма налога, подлежащая доплате в бюджет по легковому автомобилю,по истечении года:
401 руб. — (100.25 руб. + 100.25 руб. + 100.25 руб) = 100.25руб.
Как уже отмечалось, Законом Республики СевернаяОсетия-Алания от 26 декабря 2002 года № 25-РЗ «О транспортном налоге» (вредакции от 08 августа 2007 г. № 50-РЗ) предусмотрены регрессивные ставкиналога. В течение 2007 г. на балансе ООО «Звено» находился грузовой автомобильГАЗ — 33021 с мощностью двигателя 120 л. с. В соответствии с Законом № 25-РЗ,для указанной категории транспортных средств налоговая ставка установлена вразмере 8 руб. на каждую лошадиную силу. В эксплуатации автомобиль находится 12лет, следовательно ООО «Звено» в данном случае вправе применить регрессивнуюставку налога (т.е. снизить действующую ставку на 20%):
8 руб. – (8 руб. х 20%) = 6.40 руб.
Рассчитаем сумму авансовых платежей транспортного налога поданному автомобилю:
За I квартал – 120 л. с. х 6.40: 4 = 192 руб.
За II квартал – 120 л. с. х 6.40: 4 = 192 руб.
За III квартал – 120 л. с. х 6.40: 4 = 192 руб.
Сумма налога за весь 2007 г. составит:
120 л. с. х 6.40 руб. = 768 руб.
Сумма налога, подлежащая доплате в бюджет по легковомуавтомобилю, по истечении года:
768 руб. — (192 руб. + 192 руб. + 192 руб) = 192 руб.
По транспортному средству, которое регистрируется илиснимается с регистрационного учета в течение года, сумма налога исчисляется сучетом коэффициента, определяемого путем деления числа полных месяцев, втечение которых это транспортное средство было зарегистрировано на организацию,на число календарных месяцев в налоговом периоде (12 месяцев). При этом месяцрегистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрациипринимаются за полный месяц (п.3 ст.362 Налогового кодекса РФ). В этом случаеформула для исчисления транспортного налога примет следующий вид:
ТН = ТНгод х к,
где ТН — сумма транспортного налога, подлежащая уплате вбюджет налогоплательщиком за налоговый период, руб.;
ТНгод — годовая сумма транспортного налога, руб.;
к — коэффициент, определяющий продолжительность налоговогопериода исходя из времени фактического нахождения транспортного средства уналогоплательщика.
Рассмотрим вышесказанное на примере. На ООО «Звено»зарегистрирован легковой автомобиль «Ауди-80» мощностью двигателя 90 л. с. ЗакономРеспублики Северная Осетия-Алания от 26 декабря 2002 года № 25-РЗ «Отранспортном налоге» (в редакции от 08 августа 2007 г. № 50-РЗ) для данногокласса автомобилей установлена налоговая ставка в размере 5 руб. /л. с. Виюне 2007 г. автомобиль был продан и снят с регистрации. Рассчитаем авансовыеплатежи и налоговый платеж по транспортному налогу за 2007 г. в отношенииданного автомобиля.
В I и во II кварталах 2007 г. понижающий коэффициент равен 1(3 мес.: 3 мес).
В III квартале 2007 г. понижающий коэффициент равен 0(0 мес.: 3 мес).
За 2007 г. понижающий коэффициент равен 0,5 (6 мес.: 12 мес).
Сумма авансовых платежей транспортного налогав I и во II кварталах 2007 г. составляет 212.5. руб.:
90 л. с. х 5 руб. /л. с. х 1: 4 = 212.5. руб.
Сумма авансового платежа в III квартале 2007 г. составляет0 руб.:
90 л. с. х 5 руб. /л. с. х 0: 4 = 0 руб.
Сумма налога, подлежащая уплате по окончании налоговогопериода, составляет 0 руб.:
90 л. с. х 5 руб. /л. с. х 0.5 — 212.5. руб. — 212.5. руб. =0 руб.
ЗАО «Звено» 30 марта 2007 г. приобрело грузовой автомобиль смощностью двигателя 230 л. с. На учет автомобиль был поставлен 3 апреля 2007 г.В связи с реализацией автомобиля 25 апреля 2007 г. он был снят с учета. Проведемрасчет суммы транспортного налога за 2007 год:
1. Мощность автомобиля: 230 л. с.;
2. Ставка налога, установленная Законом Республики СевернаяОсетия-Алания от 26 декабря 2002 года № 25-РЗ «О транспортном налоге» (вредакции от 08 августа 2007 г. № 50-РЗ) за каждую лошадиную силу — 18 руб.;
3. Месяц приобретения автомобиля: март 2007 г.;
4. Месяц постановки автомобиля на учет: апрель 2007 г.;
5. Месяц снятия автомобиля с учета: апрель 2007 г.;
6. Количество месяцев в году, в течение которых автомобильбыл зарегистрирован на организацию: 1 месяц (апрель 2007 г);
7. Коэффициент, определяющий время фактического нахождениятранспортного средства у налогоплательщика:
1 мес.: 12 мес. = 0,083
8. Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет за2007 год:
230 л. с. х 18 руб. х 0,083 = 343.62 руб.
Поскольку у ООО «Звено» недостаточно собственных средств дляпокупки собственной техники, в декабре 2006 года данное предприятие приобрелопо договору лизинга с ЗАО «Универсальная лизинговая компания» автомашинуГАЗ-3307. Поскольку предметом лизинговой сделки между ЗАО «Универсальнаялизинговая компания» и ООО «Звено» выступает транспортное средство, то оно приусловии соответствия критериям, приведенным в статье 358 Налогового кодекса РФ,признается объектом обложения транспортным налогом.
Долгое время шли споры, кто является плательщикомтранспортного налога по объектам лизинга. Однако письмом Минфина России от 06.03.06№ 03-06-04-04/07 «О порядке уплаты транспортного налога при передачетранспортных средств по договору лизинга» этот вопрос был урегулирован.
В соответствии с Правилами регистрации автомототранспортныхсредств и прицепов (утверждены приказом МВД России от 27.01.03 № 59), пописьменному соглашению сторон транспортное средство можно зарегистрировать какза лизингодателем, так и за лизингополучателем. Это возможно, если машинаприобретена в процессе заключения договора лизинга, специально по требованиюлизингополучателя. Если же автотранспорт на момент заключения договора ужезарегистрирован за лизингодателем, то на период лизинга можно временнозарегистрировать машину за лизингополучателем. Однако временная регистрациямашины на лизингополучателя не отменяет постоянную регистрацию той же машины зализингодателем. В результате одно и то же транспортное средство оказываетсязарегистрированным сразу на двух лиц.
По мнению Минфина, временная регистрация автотранспортногосредства за лизингополучателем не делает последнего плательщиком транспортногоналога, поскольку такая регистрация носит временный характер. При этомсобственником транспортного средства остается лизингодатель. Поскольку при этоммашина остается зарегистрированной на него, то именно на лизингодателе лежитобязанность платить транспортный налог. Лизингополучатель же, по мнениюМинфина, может быть плательщиком транспортного налога только если по взаимномусогласию между лизингополучателем и лизингодателем автомобиль зарегистрированна лизингополучателя, то есть в случае, когда машина приобретается уже впроцессе заключения договора лизинга и именно по заказу лизингополучателя.
Поскольку трактор для ООО «Звено» специально приобреталсялизингодателем ЗАО «Универсальная лизинговая компания» по требованию даннойорганизации в процессе заключения договора лизинга, транспортное средство былозарегистрировано на лизингополучателя. Следовательно, в данном случае плательщикомтранспортного налога является лизингополучатель. Рассмотрим порядок расчетатранспортного налога по трактору у ООО «Звено».
Трактор относится к группе техники «Другие самоходные транспортныесредства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу». Всоответствии с пунктом 1 статьи 359 Налогового кодекса РФ, налоговая база поэтим видам транспортных средств определяется как мощность двигателя, выраженнаяв лошадиных силах. Согласно п.18 Методических рекомендаций по применению главы28 Налогового кодекса РФ мощность двигателя определяется исходя из техническойдокументации и указывается в регистрационных документах. В соответствии стехническим паспортом, мощность автомашины составляет 200 лошадиных сил.
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 26 декабря 2002года № 25-РЗ «О транспортном налоге» (в редакции от 08 августа 2007 г. № 50-РЗ)для рассматриваемой группы транспортных средств установлена ставка налога вразмере 18 руб. с каждой лошадиной силы. Рассчитаем сумму налога, которую лизингополучательООО «Звено» должен будет уплатить в бюджет за 2007 год:
200 л. с. х 18 руб. = 3600 руб.
Таким образом, для лизингополучателя ООО «Звено» с точкизрения минимизации налогообложения наиболее оптимально получить тольковременную регистрацию транспортного средства. В данном случае плательщикомтранспортного налога был бы лизингодатель ЗАО «Универсальная лизинговаякомпания».
Иногда ООО «Звено» производит капитальный ремонттранспортных средств, и при этом увеличивается мощность двигателя. Увеличивмощность двигателя, организации придется начислить большую сумму транспортногоналога. Рассчитывать транспортный налог по новой ставке нужно начиная с тогомесяца, когда произошел ремонт. Такой вывод следует из пункта 31 Методическихрекомендаций по применению главы 28 Налогового кодекса РФ.
У ООО «Звено» на балансе числится грузовой автомобиль смощностью двигателя 150 л. с. В августе 2007 года машина сломалась — сгорелдвигатель. Вместо старого агрегата механик установил новый двигатель мощностью230 л. с. Законом Республики Северная Осетия-Алания от 26 декабря 2002 года №25-РЗ «О транспортном налоге» (в редакции от 08 августа 2007 г. № 50-РЗ) установленыследующие ставки налога:
— с мощностью двигателя 150 л. с. — 8 руб.;
— с мощностью двигателя 230 л. с. — 18 руб.
Следовательно, сумма налога по данному транспортномусредству за 2007 год составит 2425 руб.:
150 л. с. x 7 мес. / 12 мес. x 8 руб. + 230 л. с. x 5 мес.: 12мес. x 18 руб. = 2425 руб.
Рассчитаем транспортный налог, который ООО «Звено должнауплатить за 2007 год (таблица 2.6).
Сумму авансового платежа за I квартал 2007 г. ООО «Звено»уплатило 25 апреля 2007 г., за II квартал — 28 июля 2007 г., за III квартал — 30октября 2007 г. Общая сумма авансовых платежей составила 13323 руб.
По итогам 2007 года ООО «Звено» должно доплатить в бюджеттранспортный налог в сумме 3951 руб. При уплате транспортного налога ООО«Звено» указывает в платежном поручении код бюджетной классификации,установленный Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетнойклассификации Российской Федерации» (с изменениями от 18 декабря 2007 г) иБюджетным кодексом Российской Федерации — 182 1 06 04011 02 0000 110.

Таблица 6.
Расчет транспортного налога ООО «Звено» за 2007 годНаименование автотранспортного средства Налоговая база (мощность двигателя, л. с) Расчетный коэффициент Налоговая ставка, руб. Сумма налога за год в рублях Уплачено авансовых платежей, руб. Подлежит уплате по итогам года, руб. ВАЗ-2109 80.2 1 5 401 301 100 ГАЗ-33021 120 1 6.40 768 576 192 Ауди-80 90 6/12 5 225 225 – ГАЗ-52 230 1/12 18 344 344 – КрАЗ-5444 260 1 25 6500 4875 1625 ГАЗ — 3110 100 1 5 500 375 125 ЗИЛ-5301 109 1 4 436 327 109 ГАЗ-3307 200 1 18 3600 2700 900 ГАЗ-3307 200 1 18 3600 2700 900 ГАЗ-3307 200 3/12 18 900 900 – Итого: х х х 17274 13323 3951
Плательщикамитранспортного налога являются не только юридические, но физические лица. Рассмотрим практический пример расчета транспортного налогафизическим лицом.
Всоответствии со ст.9 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 26 декабря2002 года № 25-РЗ «О транспортном налоге», от уплаты транспортного налогаосвобождаются следующие физические лица:
ГероиСоветского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденомСлавы трех степеней, — за одно транспортное средство, зарегистрированное награждан указанной категории;
инвалидыи участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, инвалиды I иII групп, инвалиды с детства — за одно транспортное средство с мощностью двигателядо 100 л. с. включительно, зарегистрированное на граждан указанной категории;
Физическоелицо (директор ООО «Звено») не относится к перечисленным категориям,освобожденным от транспортного налога, и имеет три зарегистрированныхтранспортных средства: два автомобиля ВАЗ-2104 и катер. Мощность автомобилей — 75л. с., а мощность катера — 110 л. с. В г. Владикавказе установлена ставка дляавтомобиля ВАЗ-2104 — 5 руб. /л. с., для катера — 20 руб. /л. с.
АвтомобильВАЗ-2104 № 1 поставлен на учет 28 февраля 2006 года.
АвтомобильВАЗ-2104 № 2 поставлен на учет 20 марта 2007 года и снят с учета 3 октября 2007года.
Катерпринят к учету 2 июля 2007 года и снят с учета 25 июля 2007 года.
Приисчислении суммы налога за 2007 год значения поправочных коэффициентов будуттакими:
поВАЗ-2104 № 2 – 0.66 (8 мес.: 12 мес);
покатеру – 0.08 (1 мес.: 12 мес).
Поавтомобилю ВАЗ-2104 N 1 коэффициент не рассчитывается, так как он былзарегистрирован за физическим лицом в течение всего 2007 года.
Сумманалога по отдельным транспортным средствам будет равна:
поВАЗ-2104 № 1 — 375 руб. (75 л. с. x 5 руб. /л. с);
поВАЗ-2104 № 2 — 247,5 руб. (75 л. с. x 5 руб. /л. с. x 0,66);
покатеру — 176 руб. (110 л. с. x 20 руб. /л. с. x 0,08).
Общаясумма транспортного налога за 2007 год физического лица составит:
375 +247.5 + 176 = 798.5 руб.
Всоответствии со ст.7 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 26 декабря2002 года № 25-РЗ «О транспортном налоге», налогоплательщики, являющиесяфизическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налоговогоуведомления, направляемого налоговыми органами в срок не позднее 1 июнятекущего года. Уплата налога налогоплательщиками, являющимися физическимилицами, производится равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15ноября текущего года.
Такимобразом, физическое лицо в 2007 году должно было уплатить транспортный налог вследующие сроки и в следующих размерах:
— до15 сентября 2007 года – 399.25 руб.,
— до15 ноября 2007 года – 399.25 руб.
/>/>Заключение
Уплата транспортного налогарегулируется главой 28 Налогового кодекса РФ. Транспортный налог являетсярегиональным и устанавливается законами субъектов Российской Федерации. Этимиже законами определяются порядок и сроки его уплаты. После регистрацииавтомобиля организация становится плательщиком транспортного налога.
Исходя из мощности двигателятранспортного средства (валовой вместимости, единицы транспортного средства) организациисамостоятельно определяют сумму транспортного налога по данным техническогопаспорта в соответствии со свидетельством о государственной регистрациитранспортного средства. Налоговым периодом является год. Благодаря налогуобеспечиваются небольшие, но стабильные поступления доходов территориальныхбюджетов.
Законодательство в частитранспортного налога может быть оценено как стабильное, при этом расчет налогаявляется относительно простым.
Практическая часть данной работыбыла посвящена изучению механизма исчисления и уплаты транспортного налога вусловиях предприятия ООО «Звено». Данное предприятие является плательщикомтранспортного налога в соответствии с требованиями главы 28 «Транспортныйналог» Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Республики Северная Осетия-Аланияот 26 декабря 2002 года № 25-РЗ «О транспортном налоге» (в редакции от 08августа 2006 г. № 50-РЗ).
В ходе анализа выяснилось, чтоза 2004-2006 годы платежи транспортного налога ООО «Звено» увеличились на 1469руб., или на 9.3%. Рост налога связан с увеличением автомобилей,зарегистрированных на ООО «Звено». При этом наибольший удельный вестранспортного налога в ООО «Звено» приходится на грузовые автомобили (97.6%, 97.5%и 96.4% в 2004 г., 2005 г. и 2006 г. соответственно). На легковые автомобилиприходится незначительная часть налога, в 2006 году – всего 3.6%.
Поскольку в ООО «Звено» объектом налогообложения являются только легковыеи грузовые автомобили, налоговой базой является мощность двигателей в лошадиныхсилах. Ставки транспортного налога на предприятии ООО «Звено» применяются правильно, в соответствии стребованиями ст.6 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 26 декабря2002 года № 25-РЗ «О транспортном налоге» (в редакции от 08 августа 2006 г. №50-РЗ). Данным законом предусмотрены регрессивные ставки налога в зависимостиот срока полезного использования автомобиля.
Налоговую отчетность потранспортному налогу ООО «Звено» составляет правильно, и своевременнопредставляет ее в налоговые органы — не позднее 1 февраля года, следующего заистекшим налоговым периодом. Декларация представляется по форме, утвержденнойприказом Минфина России от 13 апреля 2006 г. N 65н.
В качестве недостатка ворганизации исчисления и уплаты транспортного налога в условиях ООО «Звено» былотмечен тот факт, что на предприятии не ведется налоговый учет по данномуналогу. Расчет транспортного налога осуществляется на основании данныхбухгалтерского учета, при этом регистры налогового учета не ведутся. В связи сэти для исследуемого предприятия была разработана форма налогового регистра дляучета сумм транспортного налога за налоговый период. На основании данногорегистра ООО «Звено» удобно будет заполнять налоговую декларацию потранспортному налогу.
С целью минимизациитранспортного налога ООО «Звено» были предложены следующие мероприятия:
— своевременно сниматьтранспортные средства с учета при их ликвидации или выбытии;
— при приобретении транспортногосредства по договору лизинга предусматривать в договоре условие его регистрациина лизингодателя, что позволит исследуемому предприятию не платить транспортныйналог с объекта лизинга;
— при продаже транспортныхсредств покупателям, которые не могут оплатить покупку в момент заключениясделки, включить в договор условие о рассрочке платежа, что позволит снять срегистрации транспортное средство в момент заключения договора и после этого неплатить транспортный налог.
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2 (утвержден ФедеральнымЗаконом от 5.08. 2000 г. № 118-ФЗ с изменениями от 30 декабря 2007 г)
2. Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г. с поправками от 1мая 1971 г)
3. Федеральный закон от 10.12.95 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожногодвижения»
4. Федеральный закон от 18 июня 2006 г. N 62-ФЗ «О внесении изменения встатью 363 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 20 октября 2006 г. N 131-ФЗ «О внесении изменений вглаву 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
6. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 „Огосударственной регистрации автомототранспортных средств и других видовсамоходной техники на территории Российской Федерации“ (с изменениями от12 августа 2005 г)
7. Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог»части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утв. приказом МНС РФ от 9апреля 2003 г. № БГ-3-21/177)
8. Приказ МНС РФ от 10.11. 2002 г. № БГ-3-04/641 «Об утверждении формсведений о транспортных средствах и лицах, на которые они зарегистрированы,представляемых органами, осуществляющими государственную регистрациютранспортных средств
9. Приказ ФНС РФ от 31.10. 2006 г. № САЭ-3-21/551 «Об утверждении формналоговых уведомлений»
10. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 26 декабря 2002 года № 25-РЗ«О транспортном налоге» (в редакции от 08 августа 2007 г. № 50-РЗ)
11. Приказ Минфина РФ от 13 апреля 2007 г. N 65н «Об утвержденииформы налоговой декларации по транспортному налогу и Порядка ее заполнения»
12. Приказ МВД РФ от 27 января 2003 г. N 59 „О порядке регистрациитранспортных средств“ (с изменениями от 26 марта 2006 г)
13. Приказ МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ иМинэкономразвития РФ от 23 июня 2006 г. N 496/192/134 «Об утвержденииПоложения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортныхсредств» (с изменениями от 24 августа 2007 г)
14. Письмо ФНС РФ от 23.12. 2006 г. № 21-5-07/552 «О транспортном налоге»
15. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФот 22 ноября 2006 г. N 03-06-04-02/15 «Об определении категорийтранспортных средств и ставках транспортного налога»
16. Аверина Т. Время платить за авто // Практическая бухгалтерия. – 2007. — №7. – С.12-15
17. Азымова Т.А. На повестке дня сложности транспортного налога // Главбух. –2007. — № 9. – С.33-35
18. Бартенева Т. Подмосковье отчитается за каждый автомобиль // Московскийбухгалтер. – 2007. — № 7. – С.15-16
19. Башинская Ю. Учет автотранспортных средств // Финансовая газета. — 2007.- № 14. – С.8
20. Бахмуров А.С. Транспортный налог и регистрирующие органы // Российскийналоговый курьер. – 2006. — № 11. – С.18-22
21. Верещагин С. Уплата транспортного налога юридическими лицами в Москве //Финансовая газета. – 2007. — № 36. – С.7
22. Викторова А. Транспортный налог. Отчитываемся за год // Двойная запись. –2007. — № 1. – С.28
23. Гаврилова Н.А. О транспортном налоге // Налоговый вестник. – 2006. — № 4.– С.15-16
24. Голомазова Л.А. Налоговый расчет по авансовым платежам по транспортномуналогу // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2007. — № 5. – С.22-25
25. Горшенина О. Виражи транспортного налога // Практическая бухгалтерия. –2006. — № 12. — С.22-25
26. Калохина Н. «Обновки» для транспортного налога // Расчет. – 2007. — № 2.– С.22-23
27. Кирюшина И. Любишь кататься — люби и платить // Новая бухгалтерия. –2007. — № 12. – С.22-25
28. Кузьмин Г. Исчисление транспортного налога в 2007 году // Бухгалтерскоеприложение к газете «Экономика и жизнь» — 2006. — № 49. – С.7-15
29. Ланина И. Изменения, внесенные в главу 28 «Транспортный налог» НК РФФедеральным законом от 18.06.05 г. N 62-ФЗ // Финансовая газета. – 2006. — № 39.– С.7
30. Мальцева О.С. Порядок заполнения декларации по транспортному налогу // Российскийналоговый курьер. – 2006. — № 6. – С.15-17
31. Мешалкин В. Транспорт и налоги // Новая бухгалтерия. – 2007. — № 6. – С.22-25
32. Огиренко Е.А. Новый порядок уплаты и отчетности для транспортного налога// Главбух. – 2006. — № 21. – С.22-26
33. Огиренко Е.А., Волошин Д.А. Пеней за недоплату авансов по транспортномуналогу быть не может // Главбух. – 2006. — № 11. – С.25-26
34. Озерова М.Н. Спорные вопросы уплаты транспортного налога // Новое вбухгалтерском учете и отчетности. – 2007. — № 19. – С.22-25
35. Пантелеева Е.Л. Тонкости «транспортного» налогообложения // Новое вбухгалтерском учете и отчетности. – 2007. — № 2. – С.32-33
36. Прокофьева Н.В. Транспортный налог изменился: самое важное // Главбух,Отраслевое приложение „Учет в производстве“. – 2007. — № 2. – С.12-13
37. Прокофьев Д.А. Каким будет транспортный налог в 2007 году? // Налоговыйучет для бухгалтера. – 2006. — № 12. – С.22-24
38. Семенов Д.В. Изменения, внесенные в транспортный налог с 2007 года // Консультантбухгалтера. – 2006. — № 12. – С.15-18
39. Соколова Т.Т. Исчисление и уплата транспортного налога // Консультантбухгалтера. – 2006. — № 4. – С.12-13
40. Трошина В. Изменения в порядке уплаты авансовых платежей потранспортному налогу // Финансовая газета — 2007. — № 24. – С.7
41. Филатова О.В. Транспортный налог: расчет по авансовым платежам // Российскийналоговый курьер. – 2007. — № 14. – С.25-26
42. Филатова О.В. Новые правила уплаты транспортного налога // Российскийналоговый курьер. – 2006. — № 24. – С.23-25
43. Ярошенко Р. Транспортный налог заплатит собственник // Практическаябухгалтерия. – 2006. — № 7. – С.21-23.