Налоги и их функции

Балтийская Международная Академия Туризма
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА.
Студент: Чарыкова С. Ю.
2 курс, 2 поток
Проверил преподаватель:
Пузийчук С.В.
Санкт – Петербург
2000 год
Вступление…………………………………………………………..3
Сущность налогов………………………………………………….4
Виды налогов……………………………………………………….8
Принципы налогообложения.……………………………………10
Анализ основных видов налогов………………………….…….14
Функции налогов…………………………………………….……21
Налоговая система России………………………………………24
Заключение……………………………………….………..………27
Список использованной литературы……………….………….28
Вступление.
На протяжении всей истории человечества складывалась система
налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных
податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с
покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги
приобрели денежную форму.
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь
располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все
заинтересованные в выполнении функций государства стороны – граждане и
юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных
платежей государству.
Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет
налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые
ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной,
экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на
содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов,
финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде
налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения,
больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату
преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии.
Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту
здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.…
Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни
одно государство существовать не сможет.
Я выбрала тему налогообложения, т.к. она очень актуальна именно в России, в
стране с не развитой, но пытающейся выйти из кризиса экономикой.
Сущность налогов.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего
продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.
Налоги – это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи,
взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе
специального налогового законодательства.
Конституцией РФ и Законом «Об основах налоговой системы в РФ» определены и
закреплены основные принципы налогов:
власть вправе устанавливать налоги
всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)
однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться
налогами одного вида два раза за один период налогообложения)
очередность взимания налогов из одного источника (для уменьшения налогового
бремени)
определенность налогообложения (что и по какой ставке облагается налогом).
Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: как бы
велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не
должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной
деятельности. Следующий важный принцип – определённость: порядок
налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты
известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный,
обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.
Первый принцип заключается в том, что физические и юридические лица должны
уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от
государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых
правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для
финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть
общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа.
Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и
строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется
хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями.
Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком
размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на
национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на
первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что
оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают
пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не
имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно,
значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших
дорог. Кроме того, следуя этому принципу, необходимо было бы облагать
налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования
пособий, которые они получают.
Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого
дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы,
выплачивают и большие налоги и наоборот.
Рациональность данного принципа заключается в том, что существует,
естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на
потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой
степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать
ежемесячно по 50000 руб. у лица получающего 500 тыс. руб. дохода вовсе не
значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств
жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 500 руб. у
человека с доходом в 5000 руб. Жертва последнего не только больше, но и
вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители
действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы
на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые
товары и т.д.
Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако, проблема
заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-
либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится
в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в
зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и
потребности правительства в доходах.
Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в
зависимости от экономической и социальной целесообразности.
Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое
устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е.
определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:
субъекты налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;
носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;
объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог
(заработная плата, недвижимое имущество и т.д.)
ставка налога – размер налога, устанавливаемый на единицу обложения.
Определяется либо в твёрдой сумме, либо в проценте.
Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные
налоговые ставки.
1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения,
независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).
2. Пропорциональные – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту
налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в
СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %) .
3. Прогрессивные – средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере
возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения
налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но
и большую его долю.
4. Регрессивные – средняя ставка регрессивного налога понижается по мере
роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму,
а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении
доходов.
В общих чертах видно, что прогрессивные налоги – это те налоги, бремя
которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные
налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам,
обладающим незначительными доходами.
Налогоплательщик обязан:
своевременно и в полном размере уплачивать налоги;
вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной
деятельности;
представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов
документы и сведения;
выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений
законодательства о налогах;
Налогоплательщик имеет право:
пользоваться льготами по уплате налогов;
знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц;
Виды налогов
Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную
совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов
пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам
удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в
этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными для
населения.
В практике налогообложения используются различные виды налогов.
По способу платежа различают прямые и косвенные налоги
Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо
пропорциональны платежеспособности. Это подоходный налог с юридических и
физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на землю и др.
При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не
совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются
налогами на потребителей. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные
товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации.
Соответственно, покупатель этих товаров становится фактическим плательщиком
налога. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость,
акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог.
Таким образом, создается впечатление, что косвенные налоги – несправедливые
налоги. Чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает
государству в виде этих налогов.
В западных странах косвенные налоги находят более широкое применение. Они
позволяют оперативно и регулярно получать крупные суммы, что позволяет
стимулировать или сдерживать производство по тем или иным направлениям, а
так же регулировать потребление. В развитых капиталистических странах при
всех негативных сторонах косвенного налогообложения оно не противодействует
развитию экономики.
2. Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные
(целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования
общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго
определенное назначение, например, налоги на реализацию горюче-смазочных
материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства,
реконструкции и текущего ремонта дорог.
3. В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог,
различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и
местные налоги.
Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми
Федеральным собранием. К ним относятся налог на прибыль, налог на
добавленную стоимость, подоходный налог, таможенные пошлины и др.
К республиканским налогам относится налог на имущество предприятий, налог
на добычу природных ресурсов.
К местным налогам относится налог на недвижимое имущество граждан, налог на
транспортные средства, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью, другие сборы.
Принципы налогообложения
Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования
доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А. Смит
сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые
верны и сегодня:
1. Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим
способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е.
соответственно доходу, как им они пользуются под покровительством
государства…
2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть
точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма
платежа, – все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого
другого лица…
3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как
плательщику должно быть удобнее всего платить его…
4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и
удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит
казначейству государства.
Как видно, А. Смит исходил из следующих принципов налогообложения:
равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех
налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;
определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок
налогообложения;
простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;
не отягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата
которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.
В практике большинства государств получили распространение три способа
взимания налогов:
1) “кадастровый” – (от слова кадастр – таблица, справочник), когда объект
налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих
групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы
установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что
величина налога не зависит от доходности объекта.
Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных
средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного
средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или
простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта
неточно.
2) на основе декларации
Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет
годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является
то, что выплата налога производится после получения дохода. Примером может
служить налог на прибыль.
3) у источника
Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход, поэтому оплата налога
производится до получения дохода налогоплательщиком, причем получатель
дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается
предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до
выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и
перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Этот
способ наиболее распространен в нашей стране.
Исследую связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых
средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер
показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых
доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую объективную
границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал,
что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть
обеспечен и при высокой и при низкой налоговых ставках.
Это положение можно проиллюстрировать графически:
На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:
ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет;
ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной
экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»)
При всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а
государство их получать:
r в точке А: при определенном значении r(a) достигается максимум
поступлений налогов в бюджет, а r(a) считается оптимальным уровнем ставки
налога, T(a) – максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.
Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с r(a), то произойдет
не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. при
r(b)>r(a), T(b)