–PAGE_BREAK–Система налогового законодательства устанавливает принципы налогообложения, порядок установления, введения и взимания налогов и сборов, определяет правомочия и ответственность участников налоговых правоотношений.
Система научных знаний в области налогообложения представляет собой совокупность теоретических знаний, полученных в результате научных разработок, анализа практики налогообложения, накопленных на определенный период времени.
Комплекс принципиальных установок для системы налогообложения разграничиваются на две подсистемы[13, с. 39]:
1) всеобщие, или фундаментальные принципы, которые так или иначе используются в податных системах стран мирового сообщества. Они как бы идеализируют налогообложение. Если налоговая система строится строго на основе их использования, то её можно считать оптимальной.
2) Функциональные, или экономические организационно- правовые, принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно- политического и социально- экономического развития страны. Это внутринациональные принципы, на основе которых создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития.
Данная система демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применены в этой стране, какие — лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему правовых отношений налогоплательщиков с государством.
Налоговая система, построенная функционирующая на основе вышеназванных принципов, способна быть мощным стимулом экономики. Это подтверждает опыт промышленно развитых
2. Классификация налоговых систем.
В мировой практике выделяют четыре базисных модели системы налогов в зависимости от ролей различных видов налогов[2, с. 11].
Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна.
Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных.
Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. Косвенные налоги наиболее путно реагируют на изменение цен, лучше защищают бюджет от инфляции, поэтому они и составляют основу систему налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги более просты, чем налоги прямые. Они не требуют развитого аппарата налоговых служб и изощренной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше, чем в преуспевающих странах, что также определяет незначительный уровень прямых налогов.
Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов.
2.1. Англосаксонская модель
Одним из представителей данной модели является Великобритания. Её налоговая система сложилась в прошлом столетии, в нее были внесены существенные изменения в процессе реформы 1973 г. В частности, была снижена ставка личного подоходного налога с 27 до 20%, устранена многоступенчатость деления доходов населения и прогрессивных ставок, применяемых к ним (вместо действовавшей ранее шкалы установлены три ставки подоходного налога в размере 20, 24 и 40%), введено раздельное налогообложение доходов супругов, значительно увеличены личные налоговые ставки и т.д.[6, с. 17]
Налоги Великобритании формируют ее государственный бюджет на 90%. На долю подоходного налога с населения приходятся до 64% поступлений в госбюджет, в то время как на долю налогов с доходов компаний только 19%. Доля поступлений налога с нефтяных компаний возросла в последние годы и составляет 11,5%. На долю гербового сбора приходится не более 2%.
Британский парламент обладает законодательной властью и уполномочен ежегодно вносить поправки в налоговое законодательство, которое утверждается правительством. Право регулировать вопросы применения налогового законодательства предоставляется специальному органу — тайному совету, министерствам и Управлению внутренних доходов. Полномочия этих органов определены четко парламентом.
Организация налоговой службы возложена на два правительственных департамента, подчиненных казначейству: Управление внутренних доходов и Управление пошлин и акцизов. Формально УВД является самостоятельным правительственным учреждением, и главной его функцией является контроль над взиманием налогов с юридических и физических лиц. В ведении УПА находится система косвенного обложения.
Личный подоходный налог уплачивают все граждане, получающие доход. Согласно законодательству, налогоплательщики подразделяются на резидентов и нерезидентов. Доходы резидентов подлежат обложению независимо от их источников его получения. Нерезидент уплачивает налог лишь с доходов, полученных на территории этой страны.
Подоходный налог с физических лиц взимается не по совокупному доходу, а по частям (шедулам). Таких шедул в налоговом законодательстве установлено шесть: А, В, С, Д, Е, F. По шедуле А облагаются доходы от собственности на землю, на строения и др.; по В — доходы от лесных массивов; по С — доходы от ценных бумаг, по которым выплачиваются проценты; по Д — облагается также прибыль от торговли, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.; по Е — доходы от заработной платы и пенсий, по F — доходы от дивидендов и т.д.
Из подлежащей уплате суммы подоходного налога вычитаются налоговые льготы, так называемые личные скидки. Не облагаются подоходным налогом пособия, проценты по национальным сертификатам, стипендии и другие выплаты. Подоходный налог начисляется с учетом совокупного годового дохода. Отчет о налоге осуществляется посредством подачи декларации.
Налог с наследства начинает действовать после 7 лет получения наследства при условии, если даритель в течение этих лет остается живым. Ставка налога устанавливается на уровне 40% от суммы имущества, превышающей 200 тыс.ф.ст.
Подоходный налог с компаний (корпоративный налог) применяется по всем прибылям компаний резидентов, полученных ими в течение всего налогового года. Корпоративный налог взимается после разрешенных вычетов из доходов компании. Ставка налога устанавливается ежегодно бюджетом страны и применяется к доходам за предыдущий финансовый год. Ставки налога приняты в размере 33% и 24% для предприятий малого бизнеса. Компания уплачивает корпоративный налог по единой ставке со всех видов прибылей, но при этом не взимается у источника налога с дивидендов. Облагаемый доход компаний исчисляется путем вычета из валового дохода компании всех разрешенных расходов. Вычету подлежат[6, с. 26]:
— текущие расходы (аренда, стоимость ремонта, потери от валютных займов в результате изменения валютного курса, расходы по модернизации, платежи разного характера, налоговые штрафы и т.д.);
— компенсационные платежи при увольнении рабочих, затраты на техническую и профессиональную переподготовку кадров, премии и подарки;
— расходы на юридическое обслуживание и оплату услуг по бухучету, транспортные расходы;
— лицензионные и подобные им платежи;
— представительские расходы;
— расходы на заработную плату сотрудникам;
— расходы на электроснабжение, газ, водоснабжение, освещение, отопление и т.д.;
— взносы и пожертвования в благотворительные фонды,
— коммерческие и некоммерческие убытки;
— подоходный налог и другие виды налогов;
— просроченные долги.
Налог на добавленную стоимость входит в компетенцию Управления таможенных пошлин и акцизов Министерства финансов.
Предприниматели, как правило, ежеквартально заполняют декларацию и переводят налог в Управление. Регистрации в Управлении для уплаты налога подлежат все налогоплательщики.
В стране действуют три ставки НДС: 0, 8 и 17,5%. Нулевая ставка налога применяется к 17 группам товаров: продуктам питания; водоснабжению и канализации; книгам и пособиям для слепых; топливу и отоплению; транспортным средствам; международным услугам; одежде и обуви; благотворительности. Ставка в 8% применяется к услугам по коммунальным видам обеспечения. Ставка в 17,5% применяется ко всем иным видам товаров (услуг и работ).
Освобождается от уплаты налога земля, страхование, почтовые услуги, игорный бизнес, финансы, образование, здравоохранение, ритуальные услуги и др.
Гербовые сборы взимаются при оформлении лицами гражданско-правовых сделок в твердых ценах или в процентах от стоимости услуг. Ставка гербового сбора составляет 1% стоимости собственности, по ценным бумагам — 0,5% цены, уплачиваемой за ценные бумаги.
Источником налоговых поступлений являются платежи с недвижимого имущества (земли, жилых домов, магазинов, учреждений, заводов и фабрик).
2.2. Евроконтинентальная модель
Ярким представителем данной модели является Франция.
Систему налогообложения Франции условно можно разделить на три крупных блока[3, с. 12]:
— косвенные налоги, включаемые в цену товара, или налоги на потребление;
— налоги на прибыль или доход;
— налоги на собственность.
К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, внутренний налог на нефтепродукты, таможенные пошлины, которые дают около 60% налоговых доходов общего бюджета. Важную роль в системе поступлений играют и прямые налоги, которые дают около 40% доходов общего бюджета. Среди прямых налогов значительную роль играют подоходный налог физических лиц и налог на прибыль акционерных компаний.
Отличительными особенностями налоговой системы Франции являются:
— низкий уровень прямого налогообложения;
— высокий уровень косвенного обложения;
— высокая доля взносов в фонды социального назначения;
— высокая доля поступлений от налогов на товары и услуги в общем объеме обязательных отчислений;
— наращивание доли налоговых поступлений в бюджеты местных органов власти (регионов, департаментов, коммун).
В общей системе налогообложения можно выделить центральные налоги и местные налоги и сборы.
Налог на добавленную стоимость изымается в доходы центральных и местных бюджетов. Налог изымается в центральный бюджет, из которого часть средств передается в местные бюджеты. Налог применяется ко всем сделкам производственного и торгового характера. Обложению налогом подлежат все деловые операции, осуществляемые как коммерческими организациями, так и частными лицами. Базой обложения налогом является цена, которую покупатель должен уплатить поставщику товара. Эта цена включает все расходы, затраченные промышленником или торговцем, а также прибыль. При этом исключаются расходы, которые уже были обложены НДС, и сумма самого налога. Скидки подлежат вычету и не облагаются налогом.
При продажах товаров лицами, занимающимися перепродажей, или произведений искусства налогом облагается разница между покупной и продажной ценой в размере 30%.
Сырье и полуфабрикаты, изготовленные для собственных нужд предприятия, и услуги, оказываемые в пределах предприятия, облагаются налогом по ставкам, предусмотренным в законе.
Сделки с недвижимостью, торговые операции и импортные товары облагаются по внутренним ставкам.
НДС имеет четыре ставки: нормальную, сокращенную, промежуточную и повышенную.
Нормальная ставка применяется для всех операций, за исключением тех, по которым предусмотрены иные ставки. Сокращенная ставка применяется при оказании услуг в сфере продуктов питания и их производства. Промежуточная — применяется для обложения товаров: газа, электричества, горячей воды, угля, нефтепродуктов, спирта, кофе и др. Повышенная — применяется при покупке драгоценных металлов, мехов, аппаратуры, табака и др.
Налог на добавленную стоимость платят в момент представления декларации раз в месяц. Продавец товара вносит налог из выручки после реализации товара. Предприятие, облагаемое НДС, ежемесячно представляет налоговым органам декларацию, содержащую перечень товаров, подлежащих продаже, и размер оборота.
Налог на доходы от денежных капиталов взимается с доходов, получаемых с акций, помещенных капиталов (облигаций, кредитных обязательств, вкладов, бонов и др.) и доходов от иностранных ценных бумаг.
При исчислении дохода физических лиц от денежных капиталов учитывается прибыль, которую извлекает лицо от этой деятельности. Физические лица самостоятельно исчисляют облагаемый доход и указывают в декларации[3, с. 20].
Налог от прибыли от недвижимости, которым облагаются физические лица, взимается с прибыли, получаемой при строительстве; прибыли от недвижимости, носящей спекулятивный характер; от сверхприбыли, получаемой при продаже земли под застройку.
Чистые прибыли от недвижимости, получаемые физическими лицами, предварительно облагаются налогом в размере 25% от суммы прибыли в момент регистрации сделки. В момент уплаты налога эта сумма вычитается из общей суммы выплаты налога.
Налог на прибыль акционерных компаний взимается с юридических лиц с чистой прибыли. Налог исчисляется со всего дохода, полученного от различных видов деятельности, в том месте, где находится основное предприятие или учреждение. Начисление налога производится по декларации.
Облагаемой считается прибыль, устанавливаемая как разница между стоимостью активов на момент закрытия годового баланса и вычетом новых вложений. На практике облагаемая прибыль предприятия равна разнице между валовой прибылью (выручкой) и расходами, понесенными для ее получения, то есть за минусом расходов на зарплату, наем помещений, уплату процентов по кредитам, уплату налогов и др.
К налогам на доходы предприятий относят налог на ученичество и налог на фонд заработной платы. Оба налога поступают в госбюджет. Налог на ученичество взимается по фиксированной ставке от фонда заработной платы. Налог на заработную плату изымается по единой ставке от фонда заработной платы. Данный вид налога платят государственные и частные учреждения и организации, производящие пенсионные выплаты.
Налог на наследство и дарение взимается с физических лиц при всех видах перехода прав собственности. Обложению подвергается имущество, получаемое наследником по единым ставкам, определенным законодательством, с учетом степени родства.
Регистрационные и гербовые сборы взимаются с юридических актов, оформляемых с целью перехода различных видов собственности к новым владельцам. Основная часть сборов взимается в доход госбюджета.
Регистрационные сборы подразделяются на три категории: взимаемые по твердой ставке, пропорциональной и прогрессивной. По твердой ставке облагаются юридические акты, по которым не установлены тарифы распоряжениями. По пропорциональной ставке облагаются соглашения сторон по всем видам деятельности. По прогрессивной ставке облагается только бесплатная передача наследования между наследниками.
Регистрационный налог (сбор) взимается при продаже, переуступке, перепродаже всех видов имущества по общей или сокращенной ставке. Налог включается в цену имущества. Сокращенная ставка применяется при продаже дома или его части совместно с земельным наделом, при приобретении лесных угодий и в других случаях.
Промысловый налог уплачивается ежегодно физическими и юридическими лицами, занимающимися постоянно производственной деятельностью, не получающими за нее заработную плату. Обложению промысловым налогом подлежит деятельность, носящая постоянный характер, периодические сезонные работы, разовая закупка товара с целью перепродажи.
Ставка налога устанавливается каждой административно-территориальной единицей самостоятельно на каждый род занятий. Максимальный размер ставки не может превышать более чем в 2 раза среднюю ставку по этому налогу за прошлый год, установленную на национальном уровне. Государство получает от местных органов власти 7,6% общей суммы налоговых платежей.
Надбавки к промысловому налогу устанавливаются для покрытия расходов Товарно-промышленной палаты и выплачиваются субъектами промыслового налога.
Социальный налог на заработную плату (налог на фонд заработной платы) взимается с юридических лиц. Объектом налогообложения является фонд заработной платы организации. Ставки налога носят прогрессивный характер и варьируются в размере от 4,5 до 13,5%.[3, с. 38]
Налог на развитие профессионального образования взимается с юридических лиц. Объектом налогообложения является фонд заработной платы. Ставка налога составляет 0,5%, в том числе берется и надбавка в размере 0,1%.
продолжение
–PAGE_BREAK–