Оглавление
Введение 2
1. Налогообложение банков. 5
2. Налогообложение банков(Зарубежный опыт) 14
3. Анализ ирекомендации. 17
Заключение 19
Список использованной литературы 22
Введение
До 1991 года большинство банков, действовавших в Российской Федерации,принадлежало государству. Появившиеся к этому времени коммерческие икооперативные банки были немногочисленны и не играли большой роли в экономике.
Начатое в конце 1990 года акционирование государственныхспециализированных банков и превращение их в коммерческие, завершенное в 1991году, практически совпало со становлением российской налоговой системы.
В 1991 году был принят действующий и внастоящее время Закон «Об основах налоговой системы в РоссийскойФедерации», с последующими изменениями и дополнениями определяющий общиепринципы построения налоговой системы и не претерпевший (за редким исключением)кардинальных изменений. Действующее в настоящее время налоговоезаконодательство не предусматривает каких-либо специальных налогов на банки,рассматривая их в плане налогообложения как обычные предприятия, но с учетомтех или иных особенностей. Таким образом, банки, как и любые другиепредприятия, должны платить все федеральные налоги, налоги субъектов Федерациии местные налоги. Фактически некоторые налоги банки не платят, посколькуЗаконом «О банках и банковской деятельности» банкам запрещены любыеоперации по производству и торговле материальными ценностями.
Налог на доходы банков платился в 1992-93 гг. по ставке 30 % от доходовбанка (прибыль плюс зарплата работников банка). В период действия этого налога вбанках получили широчайшее распространение разнообразные методы«неофициальной» выплаты зарплаты с выводом ее из-под налога:беспроцентные ссуды на длительный или неопределенный срок, вклады под 1000000 %годовых, льготная продажа валюты по курсу в 100000 раз ниже рыночного и томуподобные. Некоторые из этих методов в настоящее время фактически легализованы иоблагаются только подоходным налогом с физического лица, а некоторые формальнозапрещены, но продолжают использоваться благодаря нечетким формулировкамзаконодательства. Такие методы сохраняют эффективность и в условиях налога наприбыль в связи с высоким уровнем начислений на зарплату (Пенсионный фонд,соцстрах и т. п.).
Основными бюджетообразующими налогами в России являются налог на прибыльи налог на добавленную стоимость, дающие в сумме свыше 50 % доходов бюджета.Налогом на добавленную стоимость облагается только малая доля банковских услуг,как правило, менее 1 % всех доходов банка. Основную часть налоговых платежей вбанках составляет налог на прибыль, с 1994 года заменивший налог на доходыбанков.
Предоставление банкам такой льготы (в какой-то мере оправданной дляпредприятий-производителей) повлекло за собой дальнейшее повышение курсавалюты, так же как предоставление льгот по государственным ценным бумагамспособствовало строительству пирамиды ГКО. Тем самым банки вновь отвлекаются отреального сектора экономики.
Наличие значительных льгот, а также полулегальных возможностей дляуклонения от уплаты налога на прибыль привело к тому, что, например, вНижегородской области среди филиалов московских банков платили налог на прибыльтолько некоторые из малых учреждений, а ни средние, ни крупные налог неплатили.
Специфической проблемой стало неисполнение банками платежных порученийклиентов на перечисления налоговых платежей в бюджеты всех уровней ивнебюджетные фонды. В соответствии с действующим законодательством обязанностиналогоплательщика при этом считаются исполненными, а деньги в бюджет непоступают. Такое положение может длиться достаточно долгое время, пока у банкане будет отозвана лицензия. Необходимо отметить, что в последнее времянаметилась тенденция к ускорению процесса отзыва банковской лицензии, но исейчас сроки продолжают оставаться неоправданно большими (до одного года).
Анализ показывает, что наиболее устойчивые банки являются одновременнонаиболее крупными плательщиками налога на прибыль, а кандидаты в банкроты либовообще не платят этот налог, либо платят в минимальных суммах. К сожалению,предложения по совершенствованию налогового законодательства, как правило,остаются без ответа. До настоящего времени не принята разработанная нескольколет назад новая редакция Положения об особенностях определения налогооблагаемойбазы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями,хотя и этот документ, по имеющимся сведениям, не позволяет полностью исключитьвсе негативные моменты в сложившейся системе налогообложения банков. На нашвзгляд, наиболее целесообразным изменением налогового законодательства внастоящее время было бы введение специального налога на банки в видеопределенного процента от валюты баланса.
По итогам 1998 года учреждения коммерческих банков, расположенные натерритории Нижегородской области, заплатили налоги в бюджеты всех уровней ивнебюджетные фонды на общую сумму 757,5 млн. руб., что составляет 6,4 % отобщей суммы налоговых поступлений (11 898,4 млн. руб.).
По налогу на прибыль доля коммерческих банков составила:
в федеральный бюджет — 16,9 % (205,9 и 1 217,9 млн. руб. соответственно);
в бюджеты территорий — 23 % (расчетно, исходя из ставок 30 % и 22 %).
При этом количество учреждений банков, являющихся плательщиками налога наприбыль, составило на 1 января 1999 г. всего 174 единицы, что составляет менее0,5 % от общего числа плательщиков налога на прибыль (35 263).
В результате проведенных проверок 105-ти учреждений коммерческих банковбыли выявлены нарушения в 42-х кредитных организациях и их филиалах. Суммадоначисленных платежей составила 49 993,3 тыс. руб. По итогам 1998 года балансоваяприбыль коммерческих банков составила 1 047 749,9 тыс. руб. С учетомкорректировки прибыли в соответствии с требованиями Инструкции? 37 от 10.08.95г. «О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль…»налогооблагаемая база составила 263 973,4 тыс. руб. По состоянию на 1 января1998 г., на территории Нижегородской области прекратили деятельность 12учреждений коммерческих банков, в том числе 11 — по причине отзыва лицензии (у«Инкотрансбанка» лицензия отозвана в 1999 г.). Этими банками неперечислены платежи в бюджет и внебюджетные фонды на общую сумму 134,7 млн.руб.
Налоговыми инспекциями в ходе регулярных проверок было выявлено 1 074случая задержки перечисления налоговых платежей в бюджеты всех уровней ивнебюджетные фонды на общую сумму 23,6 млн. руб. при наличии средств на счетахклиентов и банков.
Налоговыми инспекциями предъявлены санкции в виде пени на общую сумму 9,8млн. руб., однако взыскано только 0,2 млн. руб., поскольку в основном санкциипредъявлялись к неплатежеспособным банкам. В этой связи учреждениямиЦентрального банка Российской Федерации меры воздействия к неплатежеспособнымбанкам принимаются только тогда, когда положение уже невозможно исправить, ивсе воздействие сводится к отзыву лицензии.
Налог на прибыль предприятий платится банками по ставке 43 % отбалансовой прибыли, скорректированной согласно налоговому законодательству.Прибыль увеличивается на суммы: превышения лимита по нормируемым затратам(проценты по межбанковским кредитам, командировочные, представительские и рекламныерасходы, компенсации за использование личных автомобилей, затраты на подготовкукадров); отчислений в резерв по необеспеченным и некоторым иным ссудам; износаосновных фондов, материалов быстрого потребления и нематериальных активов, неиспользуемых для банковской деятельности; убытков от реализации основныхсредств и иного имущества; компенсации разниц в процентных ставках по льготнымссудам, выданным работникам банка, и возмещения разницы при продаже валюты польготному курсу (если эти операции осуществлялись не за счет банковскихфондов); санкций, внесенных в бюджет или внебюджетные фонды; доходов,образовавшихся при закрытии первоначальных договоров по договорам отступного,новации или передачи права требования третьему лицу, если эти доходы не былиотнесены на счета учета доходов; а также некоторые иные суммы. Прибыльуменьшается на суммы: восстановленного резерва по ссудам, если ранее он не былзаявлен в уменьшение налогооблагаемой базы; части прибыли от реализацииосновных фондов, освобождаемой от налогообложения в связи с применениеминдекса-дефлятора; сумм полученных дивидендов (облагаются у источника) идоходов по государственным ценным бумагам, а также некоторые другие суммы.
Кроме того, при уплате налога на прибыль за 1998 год банки, как и другиепредприятия, были освобождены от уплаты налога на прибыль, полученную отпревышения положительных курсовых разниц от переоценки валюты надотрицательными.
1. Налогообложение банков.
1.1 Особенностиисчисления налогооблагаемой базы.
Плательщиками налога надоход в соответствии с Законом РФ «О налогообложении доходов банков»являются:
· коммерческие банки;
· кредитные учреждения,получившие лицензию Центрального банка
· Российской Федерации наосуществление отдельных банковских операций;
· Банк внешней торговлиРоссийской Федерации;
· Сберегательный банкРоссийской Федерации;
· специальные банки (банкиразвития), созданные в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующимизаконодательными актами Российской Федерации для финансирования отдельныхцелевых республиканских (Российской Федерации), региональных и иных программ;
· банки с участиеминостранного капитала, иностранные банки и филиалы банков-нерезидентов,получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации;
· Центральный банк РоссийскойФедерации и его учреждения не являются плательщиками налога.
1.1 Объект налогообложения:
1. Объектом налогообложения в соответствии сЗаконом являются доходы банка без учета полученного в установленном порядкеналога на добавленную стоимость, включая:
а) начисленные и полученные проценты поссудам;
б) полученную плату за кредитные ресурсы;
в) комиссионные и иные сборы поаккредитивным, инкассовым, переводным и другим банковским операциям;
г) комиссионные и иные сборы по гарантийным операциям;
д) комиссионные и иные сборы за услуги покорреспондентским отношениям и услуги, оказанные предприятиям, организациям,банкам и другим учреждениям;
е) от валютных операций;
ж) от лизинговых операций;
з) от факторинговых операций;
и) от приобретенных или арендуемых брокерскихмест на биржах;
к) платежи клиентов по возмещению почтовых,телеграфных и иных расходов банка;
л) проценты и комиссионные сборы, полученныеза прошлые (по отношению к отчетному) годы, и востребованные проценты икомиссионные сборы, излишне уплаченные банком клиентам в прошлые (по отношениюк отчетному) годы;
м) плату за услуги, оказанные населению;
н) платежи за инкассацию;
о) средства, поступившие от реализацииосновных фондов и иного имущества банка, определяемые в виде разницы междупродажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и иногоимущества, увеличенные на индекс инфляции в порядке, устанавливаемом ВерховнымСоветом Российской Федерации. При этом первоначальная стоимость имущества неприменяется к основным фондам, нематериальным активам, малоценным ибыстроизнашивающимся предметам.
При реализации или безвозмездной передачедругим юридическим и физическим лицам основных фондов, оборудования, патентов,лицензий и иных материальных и нематериальных активов, приобретенных банком,получившим в связи с этим налоговый кредит или льготы по налогу,предусмотренные законодательством, налогооблагаемый доход увеличивается насумму реализованных или переданных материальных и нематериальных активов вразмере не менее их первоначальной стоимости, увеличиваемой в соответствии синдексом инфляции, определяемым Верховным Советом Российской Федерации.
п) денежные средства, материальные инематериальные активы, товары народного потребления и иное имущество,передаваемое банку как безвозмездно, так и в счет погашения процентов заполученный кредит;
р) прочие доходы, полученные в результатеосуществления финансово-кредитных операций и сделок, иной хозяйственнойдеятельности, а также взысканные (полученные) банком пени, штрафы и неустойки.
2. Доходы, полученные банками в иностраннойвалюте, подлежат налогообложению вместе с доходами, полученными в рублях. Приэтом доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсуЦентрального банка Российской Федерации, действовавшему на день получениядохода.
3. Налогообложение прибыли, получаемой припревышении установленной маржи коммерческими банками за счет использованиякредитов Центрального банка Российской Федерации, производится по прогрессивнойшкале в соответствии с положением, утверждаемым Верховным Советом РоссийскойФедерации.
1.2. Расчет налогооблагаемой базы:
Банк исчисляет налогооблагаемую базу путемуменьшения суммы доходов на сумму следующих расходов:
а) сумм, причитающихся к уплате в бюджет ввиде налога на имущество предприятия, земельного и целевых налогов на покрытиезатрат на финансирование строительства, реконструкцию, ремонт и содержаниеавтомобильных дорог общего пользования;
б) платежей, вносимых в Пенсионный фондРоссийской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования РоссийскойФедерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственныйфонд занятости населения Российской Федерации, а также других обязательныхплатежей;
в) начисленных и уплаченных процентов впределах ставки, устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации,увеличенной на 3 пункта;
г) уплаченных комиссионных сборов за услуги икорреспондентские отношения в пределах, устанавливаемых Центральным банкомРоссийской Федерации;
д) связанных с осуществлением валютныхопераций;
е) процентов и комиссионных сборов,уплаченных в счет прошлых
(по отношению к отчетному году) лет, ивозврата процентов и комиссионных сборов, излишне взысканных с клиентов запрошлые (по отношению к отчетному) годы;
ж) амортизационных отчислений на полноевосстановление основных фондов, начисленных в течение налогооблагаемогопериода, по нормам, утверждаемым в установленном порядке;
з) суммы износа нематериальных активов (в томчисле стоимость брокерского места), начисленной по нормам, рассчитанным банкомисходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования, но неболее срока деятельности банка. Норма износа нематериальных активов, срокполезного использования которых невозможно
определить, устанавливается в расчете надесять лет, но не превышает срок деятельности банка;
и) по аренде основных фондов в размереамортизационных отчислений на их полное восстановление, а нематериальныхактивов (в том числе брокерского места) — суммы начисленного износа. Банки сучастием иностранного капитала, иностранные банки и филиалы банков-нерезидентовпроизводят амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондови начисление суммы износа нематериальных активов по нормативам и в порядке,установленным для российских предприятий, если иное не предусмотреномеждународными договорами Российской Федерации и бывшего СССР,межреспубликанскими договорами Российской Федерации и действующим законодательством;
к) на рекламу, оплату консультационных,информационных и аудиторских услуг;
л) на эксплуатацию зданий, оборудования иинвентаря, принадлежащих и арендованных банку, в том числе плата за отопление,освещение, пожарную и сторожевую охрану, на ремонт. При этом расходы на оплатутруда не учитываются;
м) на служебные командировки,представительские расходы в пределах норм, устанавливаемых ПравительствомРоссийской Федерации;
н) операционных, канцелярских,почтово-телеграфных, по перевозке и хранению денежных средств и ценностей, атакже платы другим банкам за расчетно-кассовое обслуживание и услугивычислительных центров.
Уточнение состава доходов и расходов,учитываемых при исчислении налогооблагаемой базы, производится ПравительствомРоссийской Федерации.
1.3 Льготы по налогу:
1. От налогообложения освобождаются следующиедоходы:
а) проценты по кредитам, предоставленнымПравительству Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации иБанку внешней торговли Российской Федерации или под их гарантии;
б) проценты и дивиденды, полученные погосударственным облигациям и иным государственным ценным бумагам, а такжедоходы, полученные за работу по размещению государственных ценных бумаг.
2. Налогооблагаемая база уменьшается насуммы:
а) отчислений в фонд страхования депозитов вкоммерческих банках, фонд страхования коммерческих банков от банкротства – поодному проценту от балансовой прибыли за квартал в каждый из перечисленныхфондов;
б) затрат, осуществляемых в соответствии сутвержденными местными органами государственной власти нормативами насодержание находящихся на балансе банков объектов здравоохранения, домовпрестарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, детских лагерейотдыха, объектов культуры, спорта, учреждений образования, жилищного фонда, атакже затрат банков на эти цели при их долевом участии в содержанииперечисленных объектов. Затраты банков при долевом участии принимаются в пределахнорм, утвержденных местными органами государственной власти, на территорияхкоторых находятся указанные объекты и учреждения;
в) взносов, направляемых на благотворительныецели в экологические, оздоровительные, образовательные и другие фонды(общественные объединения), общественным организациям инвалидов, домампрестарелых и инвалидов, религиозным объединениям, зарегистрированным вустановленном порядке, а также предприятиям, учреждениям и организациямкультуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры испорта в сумме, не превышающей одного процента налогооблагаемого дохода.
Все перечисленные фонды, предприятия,учреждения и организации, получившие такие средства, по окончании отчетногогода представляют в налоговый орган по месту своего нахождения отчет опоступивших суммах и их расходовании. Суммы, использованные не по назначению,изымаются в доход федерального бюджета.
г) затрат на техническое перевооружение, атакже на строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры.
Эта льгота предоставляется при условии полного использования сумм начисленного износа (амортизации) на последнююотчетную дату.
3. Для банков, получивших в предыдущем годуубыток (по данным годового бухгалтерского отчета), часть доходов, направленныхна его покрытие, освобождается от уплаты налога в течение последующих пяти лет(при условии полного использования на эти цели средств резервного и другиханалогичных по назначению фондов, создание которых предусмотренозаконодательством).
4. Налоговые льготы, установленныеподпунктами «б» — «г» пункта 2 и пунктом 3 настоящейстатьи, не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учетальгот, более чем на 50 процентов.
5. Иностранный участник банка с участиеминостранного капитала, имеющий в соответствии с международным договоромРоссийской Федерации или бывшего СССР право на полное или частичноеосвобождение от обложения налогом дохода, полученного им в результатераспределения дохода банка, подает заявление о снижении или отмене налога впорядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. В случаеподачи заявления после перевода полученного дохода за границу оно должно бытьпредставлено в течение календарного года со дня перевода. Заявление, поданноепо истечении указанного срока, к рассмотрению не принимается.
Иностранные банки, филиалыбанков-нерезидентов, имеющие в соответствии с международными договорамиРоссийской Федерации или бывшего СССР право на полное или частичноеосвобождение от налога на доходы от источников в Российской Федерации,реализуют это право в соответствии с порядком, предусмотренным для иностранногоучастника банка с участием иностранного капитала.
1.4 Порядок исчисления налога и сроки уплаты его в бюджет:
1. Сумма налога определяется плательщикамисамостоятельно исходя из величины налогооблагаемой базы с учетомпредоставленных льгот по налогу и установленных ставок налога.
2. В течение квартала плательщики производятавансовые взносы налога в бюджет, исчисленные из предполагаемой суммы дохода заналогооблагаемый период.
Авансовые взносы производятся не позднее 10 и25 числа каждого месяца равными долями в размере одной шестой квартальнойсуммы налога.
Если суммы налоговых платежей незначительны,то по ходатайству плательщика налоговый орган может установить один срок уплатыв бюджет — 20 числа каждого месяца, в размере одной трети квартальной суммыналога.
По окончании первого квартала, полугодия,девяти месяцев и года плательщики исчисляют нарастающим итогом сумму налогаисходя из фактически полученного ими дохода, подлежащего обложению налогом, иустановленной ставки. Уплата налога производится по квартальным расчетам впятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета(баланса) за квартал, а по годовым расчетам — в десятидневный срок со дня,установленного для представления бухгалтерского отчета (баланса) за год.
Платежные поручения на перечисление в бюджетналога на доход сдаются плательщиками в учреждения банков до наступления срокаплатежа.
3. Излишне внесенные суммы налогазасчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику вдесятидневный срок со дня получения его письменного заявления.
1.5 Устранение двойного налогообложения:
1. Сумма дохода, полученная за пределамиРоссийской Федерации, включается в общую сумму дохода, подлежащуюналогообложению в Российской Федерации, и учитывается при определении размераналога.
2. Уплаченная за пределами РоссийскойФедерации в соответствии с законодательством других государств сумма налога надоход, полученный на территориях этих государств, засчитывается при уплатеналога на доход в Российской Федерации. При этом размер засчитываемой суммы не может превышать суммы налога на доход, подлежащей уплате в РоссийскойФедерации по доходу, полученному за ее пределами.
3. Правила устранения двойногоналогообложения не распространяются на иностранных юридических лиц, получающихдоходы в связи с деятельностью в Российской Федерации.
1.6 Плательщиками налога на доход в соответствии с Законом РФ «Оналогообложении доходов от страховой деятельности» являются:
· Плательщиками налога надоходы от страховой деятельности, осуществляемой на основе лицензии, считаютсяпредприятия, учреждения, организации, являющиеся юридическими лицами позаконодательству Российской Федерации, включая предприятия с иностраннымиинвестициями.
· Плательщиками налога надоходы от страховой деятельности являются также компании, фирмы, любые другиеорганизации, образованные в соответствии с законодательством иностранныхгосударств, которые осуществляют в установленном порядке страховую деятельностьв Российской Федерации через постоянные представительства.
Под постоянным представительством иностранного юридического лицадля целей налогообложения понимается бюро, контора, агентство, любое другоеместо осуществления страховой деятельности, а также организации и граждане,уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительскиефункции в Российской Федерации. Иностранное юридическое лицо подлежит учету вналоговом органе по месту нахождения его постоянного представительства.
· Предприятия, учреждения иорганизации, указанные в настоящей статье, именуются в дальнейшем — страховыеорганизации.
1.7 Объектобложения налогом:
1. Объектом обложения налогом является доходот страховой деятельности, уменьшенный на сумму затрат, включаемых всебестоимость страховых услуг. При этом затраты на оплату труда штатныхработников в себестоимость страховых услуг не включаются.
2. Доход от страховой деятельности представляет собой сумму страховыхплатежей (премий), получаемых по договорам страхования, перестрахования, атакже иных поступлений доходов, связанных со страховой деятельностью.
3. Доходы в иностранной валюте подлежатналогообложению по совокупности с доходом от страховой деятельности в рублях.При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсуЦентрального банка Российской Федерации, действовавшему на день поступлениясредств на валютный счет или в кассу предприятия.
4. Страховые организации, получившие доходот иной деятельности, уплачивают налог от этой деятельности в порядке, установленном законами о налогах на прибыль и доход предприятий, а такжедругими законодательными актами о налогах.
5. Налог на доходы от акций, облигаций ииных ценных бумаг, принадлежащих страховой организации, а также от долевогоучастия в других предприятиях взимается у источника этих доходов.
1.8 Расчетналогооблагаемой базы:
В целях налогообложениядоход уменьшается на сумму следующих расходов:
а) выплаченных страховых сумм и страховыхвозмещений;
б) комиссионных вознаграждений, выплаченныхпосредникам (страховым агентам, страховым брокерам) по операциям страхования иперестрахования;
в) страховых платежей (премий), переданных вперестрахование;
г) возврата перестраховщикам их долиспециальных страховых резервов предыдущего года;
д) отчислений в специальные страховые фонды ирезервы, образуемые в соответствии с законодательными актами;
е) сумм, вносимых в Пенсионный фондРоссийской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственныйфонд занятости населения Российской Федерации, а также других обязательныхплатежей;
ж) сумм, причитающихся к уплате в бюджетнуюсистему Российской Федерации в виде налога на имущество страховой организации,земельного налога и целевых налогов на покрытие затрат на финансированиестроительства, реконструкции, ремонта и содержание автомобильных дорог общегопользования;
з) расходов, включаемых в себестоимостьстраховых услуг и определяемых в соответствии с законодательными актами оналогообложении прибыли (дохода) предприятий;
и) амортизационных отчислений на полноевосстановление основных фондов, начисленных в течение налогооблагаемого периодапо нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
к) суммы износа нематериальных активов,начисленной по нормам, рассчитанным плательщиком налога исходя изпервоначальной стоимости и срока их полезного использования, но не более срокадеятельности плательщика. Норма износа нематериальных активов, срок полезногоиспользования которых невозможно определить, устанавливается в расчете надесять лет, но не более срока деятельности страховой организации;
л) по аренде основных фондов — в размереамортизационных отчислений на полное их восстановление, а нематериальныхактивов – в размере суммы начисленного износа. Страховые организации синостранными инвестициями, их филиалы, находящиеся за пределами РоссийскойФедерации, страховые организации, осуществляющие страховую деятельность вРоссийской Федерации через постоянные представительства, производятамортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и начислениесуммы износа нематериальных активов по нормативам и в порядке, установленнымдля российских предприятий, если иное не предусмотрено международными договорамиРоссийской Федерации и бывшего СССР, межреспубликанскими договорами РоссийскойФедерации и действующим законодательством;
м) других расходов, связанных с особенностямистраховой деятельности.
При определении налогооблагаемой базыстраховых организаций, получающих доходы от иной деятельности, отнесениерасходов на страховую деятельность, за исключением предусмотренных пунктами«а» — «д» настоящей статьи, производится исходя из долидохода от этого вида деятельности в общей сумме дохода страховых организаций.
Уточнение состава доходов и расходов,учитываемых при определении налогооблагаемой базы, производится ПравительствомРоссийской Федерации.
1.9 Порядок исчисления и сроки уплаты налога:
1. Суммы налога определяются страховойорганизацией на основании бухгалтерской отчетности самостоятельно всоответствии с положениями Закона.
2. В течение квартала страховая организацияпроизводит авансовые взносы налога исходя из предполагаемой суммы дохода заналогооблагаемый период и ставки налога.
Авансовые взносы налога производятсястраховой организацией не позднее 10 и 25 числа каждого месяца равными долями вразмере одной шестой квартальной суммы налога на доход.
По ходатайству страховой организации, имеющей незначительную сумму налога на доход, орган исполнительной власти поместу нахождения организации может установить один срок уплаты — 20 числакаждого месяца, в размере одной трети квартальной суммы налога.
По окончании первого квартала, полугодия,девяти месяцев и года страховая организация исчисляет сумму налога нарастающимитогом с начала года исходя из фактически полученного ею дохода, подлежащегоналогообложению, и ставки налога. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет,определяется с учетом ранее начисленных платежей.
3. Уплата налога производится по квартальнымрасчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представлениябухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам — в десятидневный сроксо дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.
Страховая организация обязана до наступлениясрока платежа сдать в соответствующие учреждения банка платежные поручения наперечисление налога в бюджет, которые исполняются в первоочередном порядке.
4. Излишне внесенные суммы налогазасчитываются в счет очередных платежей или возвращаются страховой организациив десятидневный срок со дня получения его письменного заявления.
1.10 Устранение двойного налогообложения:
1. Сумма дохода, полученная за пределамиРоссийской Федерации, включается в общую сумму дохода, подлежащуюналогообложению в Российской Федерации, и учитывается при определении размераналога
2. Уплаченная за пределами РоссийскойФедерации в соответствии с законодательствами других государств сумма налога надоход страховой организации, полученный на территориях этих государств,засчитывается при уплате страховой организацией налога на доход в РоссийскойФедерации. При этом размер засчитываемой суммы не может превышать суммы налогана доход, подлежащей уплате в Российской Федерации по доходу, полученному за еепределами.
2. Налогообложение банков (Зарубежныйопыт)
Рассмотрим сложившуюся практику налогообложения банков в некоторыхстранах. Как правило, в странах запада система налогообложения банков связана собщей системой налогов на корпорации. Средние ставки налогов, уплаченныхбанками, например, в 1986 – 1988 гг. в некоторых странах представлены втаблице. Приведенные данные отображают общую тенденцию к понижению размераставки в конце 80-х гг.
Таблица
Средниеставки налогов уплаченных банками в 1986 – 1988 гг.№ п/п Страна Размер ставки (%) 1986 г. 1988 г. 1 Бельгия 40,8 27 2 Канада 28,6 44 3 Франция 38,4 40 4 Италия 48,2 48 5 Япония 52,6 44 — 56* 6 Люксембург 44,6 45 7 Голландия 48,0 35 8 Швейцария 28,5 21 — 26* 9 Великобритания 35,6 35 10 США 24,1 28 11 Германия 55,2 49 — 60*
Примечание: * Ставка налогообложениязависит от ставок местных налогов, политики выплаты банками дивидендов имуниципальных ставок налога с продаж.
Так, например, в Японии банки уплачиваютследующие налоги:
– корпоративныйналог на прибыль (37,5%);
– местныйналог на прибыль (12,6%);
– местныйдушевой налог (7,76%).
С учетом некоторых вычетов ставка налога всреднем составляет около 50% и колеблется в диапазоне от 44 от 56%.
В Италии система налогообложения банковнесколько иная: с банков взимается налог на прибыль корпораций (36%) и местныйналог (16,2%). Однако реальная ставка составляет около 48%, так при исчисленииналога 75% местного налога вычитается из облагаемого дохода.
Во Франции банки (включая отделенияиностранных банков) уплачивают налог с корпораций, равный 34% снераспределенной прибыли, и 42% с прибыли, выплаченной в виде дивидендов. Налогна добавленную стоимость не взимается с основных видов банковских доходов(процентов, комиссий и т.д.), но он уплачивается (в размере 18,6%) с доходовопераций по лизингу, торговли благородными металлами, трастовых операций ихранения ценностей в сейфах.
В Великобритании банк уплачивает 33 – 35%от общего дохода с внутренних и внешних операций.
В США ставка федерального налога на прибылькомпании составляет 34% (в 1986 г. снижена с 46% до 34%). Реально банки уплачиваютеще более низкую ставку. Это связано с тем, что в американской практикесуществуют некоторые вычеты доходов (по отдельным видам ценных бумаг) изналогооблагаемой базы.
Так, еще в 1977 г. коммерческие банки СШАвыплатили подоходные налоги на сумму более 2,8 млрд. долл. На банкираспространяются обычные ставки налогообложения корпораций. На протяжениимногих лет правила взимания налогов с разных финансовых посредниковразличались. Комиссия по финансовым институтам рекомендовала недавно унифицироватьналогообложение всех финансовых учреждений, кроме кредитных союзов. С последнихподоходный налог в настоящее время не взимается. Очевидно, комиссия считает,что указанная льгота не дает им такого решающего преимущества в конкуренции,которое пагубно отразилось бы на других финансовых учреждениях. Приналогообложении деятельности банков, как и при налогообложении корпораций, вСоединенных Штатах в первую очередь обращается внимание на доход, а не надобавленную стоимость или другие производственные или потребительские налоги. Всвязи с тем, что налогообложение банков в США происходит аналогичноналогообложению корпораций, целесообразно рассмотреть общую схему налогообложениякорпораций, а затем выделить некоторые особенности, присущие федеральномуналогообложению коммерческих банков и налогообложению национальных банковштатами.
Общая схема налогообложения корпорацииимеет следующий вид:
· определяетсядоход;
· изсуммы определенного дохода исключается не подлежащий налогообложению доход;
· производятсявычеты для исчисления облагаемого налогом чистого дохода, к которомуприменяются особые ставки налога.
Обычные коммерческие исключения – расходы,произведенные для получения дохода:
– амортизацияпроизводственного оборудования;
– выплатапроцентов по кредитам;
– безнадежныедолги;
– заработнаяплата и премии служащих.
Следует отметить, что любые убытки, которые возникают в результатедеятельности, но не были показаны ранее для снижения задолженности по налогам,могут быть учтены. Наряду с этим отдельные правовые нормы разрешают расширятьприменение исключений по таким конкретным статьям, как увеличение амортизациипроизводственного оборудования;
· определяетсясумма налога;
· изопределенной суммы налога, перечисляемого Службе внутренних сборов, вычитаютсясуммы, определенные льготами.
Существует достаточно большое числольгот, но самой важной для крупных коммерческих предприятий считается льгота поналогообложению доходов, полученных от деятельности за рубежом.
Следует подчеркнуть, что недоплатаналогов в американской практике наказуема. Поэтому расчет налогов на уровнекоммерческого банка (либо корпорации), банковской холдинговой компаниипредставляет собой важный вопрос для служащих, бухгалтеров и руководителей.Практика налогообложения банков, как и иных корпораций, в США основана на том,что если они имеют доход, то минимальный налог, существенно пересмотренный в1986 г., все равно должен быть уплачен.
Наряду с этим в США существуют нормыоб объединении дохода взаимосвязанных корпораций, а также о налогообложении прислиянии и приобретении. Таким образом, американские банки обычно облагаютсяналогом по той же схеме, что и корпорации. Но поскольку деятельностькоммерческих банков имеет определенные особенности, постольку в США существуетнесколько норм, имеющих отношение только к коммерческим операциям банков. К ихчислу следует отнести: резервы для возмещения ущерба, возникшего в связи с займами;исключаемый из налогообложения доход; операционные убытки; ограниченныеисключения из правил определения рынка; отложенные доходы от деятельности вдругой стране; льгота по налогообложению доходов, полученных от деятельности зарубежом; альтернативный минимальный налог.
Проследить механизм формированияналогооблагаемой базы западных коммерческих банков с известной долей условностиможно, используя счет прибылей и убытков, основанный на концепции потоков. Этоозначает, что счет прибылей и убытков начинается с процентного дохода и доходаот платных услуг, из суммы которых вычитаются операционные расходы; затемследуют не операционные доходы или расходы, резервы для покрытия сомнительныхкредитных требований и налоги. В конечном счете может быть определен чистыйдоход коммерческого банка. Приведенный ниже формат соответствует одной из двухрекомендаций ЕС.
3.Анализ ирекомендации.
Анализ и оценка зарубежногоопыта налогообложения деятельности коммерческих банков позволяет сделатьнекоторые выводы и рекомендации, которые могут быть использованы в российскойпрактике как на микро -, так и макро-уровнях.
1. В современных российскихусловиях целесообразно было бы ввести дифференцированный подход кналогообложению коммерческих банков. В частности, целесообразно применять болеенизкую ставку налога на прибыль в том случае, если банк систематическинаправляет прибыль не на выплату дивидендов, а на увеличение капитала банка,кредитование реального сектора экономики, развитие деятельности за рубежом.
2. В связи с тем, что подоходныеналоги, которые уплачивают коммерческие банки, затрагивают уровеньдостаточности капитала и снижают чистый доход неравномерно, в налоговомзаконодательстве целесообразно предусмотреть ряд позиций, которые благоприятствовалибы определенным банковским доходам. В условиях, когда необходимоцеленаправленное вложение средств в реальный сектор экономики, такими доходамимогут выступать доходы банка от обслуживания (имеется в виду прежде всеговложение средств на средне- и долгосрочной основе) приоритетных отраслей реальногосектора. Это тем более актуально, когда финансовое руководство банка стремитсямаксимально снизить налоги, подлежащие выплате за текущую деятельность. Дляэтого, как правило, ведется работа со всеми отделами, управлениями идепартаментами по обнаружению и использованию легальных возможностей неуплатыналогов.
Проблематика налогообложения российских и иностранныхбанков, а также банков с иностранным участием важна в контексте проблемразвития интеграционных процессов в банковском бизнесе, как минимум, по двумпричинам.
Во-первых, присутствие иностранных банков прямо иопосредованно способствует экономическому развитию России посредствомсодействия ускорению делового оборота, увеличению его размеров в абсолютномвыражении и, следовательно, увеличению налоговых отчислений от деятельностиразличных хозяйствующих субъектов. Согласно данным Банка России имеютсядополнительные возможности увеличения собственных средств (капитала) российскойбанковской системы за счет привлечения иностранного капитала в пределах установленноголимита 12%-го участия (фактическая доля иностранного капитала составляет на01.01.98 4,31%). Деятельность кредитных организаций, контролируемых нерезидентами, в 1997 г. свидетельствует об укреплении их позиций в российскойбанковской системе. По состоянию на 01.01.98 на российском банковском рынкедействовало 26 кредитных организаций, в уставном капитале которых иностранныеинвестиции составляют более 50% (18% анализируемой группы). Величина активовданных банков на 01.01.98 достигла 8,9% совокупных активов действующихкредитных организаций (без учета Сбербанка РФ) против 6% на начало 1997 г. Втечение 1997 г. кредитные организации с участием иностранного капитала оказывализначительное влияние на процессы концентрации активов банковской системы. Посостоянию на 01.01.98 в число 200 крупнейших банков входило 12 из 16 баков,полностью принадлежащих нерезидентам (100%-е участие в уставном капитале), и 17из 26 банков, контролируемых иностранным капиталом. В 1997 г. расширилосьвлияние на российскую экономику банков, полностью принадлежащих нерезидентам(100%-е участие в капитале). Несмотря на незначительную величину отношенияактивов данных кредитных организаций к ВВП России – 1,3% на 01.01.98 в течение1997 г. наблюдался рост этого показателя в 1,6 раза. При этом кризисные явленияна международных финансовых рынках не оказали продолжительного неблагоприятноговоздействия на группу банков с участием иностранных инвестиций.
Во-вторых, присутствие иностранных банков способствуетразвитию конкуренции на российском рынке банковских услуг и целый рядпреимуществ в конкурентной борьбе принадлежит именно банкам с иностраннымучастием. В условиях, когда российские банки значительно отстают от иностранныхпо количественным и качественным показателям, им необходимо оказыватьадекватную государственную поддержку, в том числе и посредствомдифференцированного подхода к налогообложению. Это важно как с точки зренияповышения доходности федерального бюджета, так и с точки зрения повышения доходностиместных бюджетов (местные бюджеты еще не сформировались должным образом, чтоследует рассматривать как явление, негативно влияющее на экономическое развитиерегионов в целом). Этот тезис подтверждается анализом развития валютного рынка,динамики доходности операций его основных участников. Так, следует принимать вовнимание, что в формировании активов и пассивов банков с участием иностранныхинвестиций в капитале акцент сделан на работе со средствами в иностраннойвалюте.
По сравнению с другими коммерческими банками банки,имеющие иностранные инвестиции, обладают большими потенциальными возможностямидля работы в «валютной нише» рынка банковских услуг (например, установлениекорреспондентских отношений с зарубежными банками и т.д.). По состоянию на01.01.98 на долю банков с иностранным участием приходилось свыше 34% совокупныхсредств, размещенных действующими кредитными организациями в зарубежных банкахна счетах «НОСТРО» в иностранной валюте (из них 40% — в банках Европы, 32,7% — США и Канады). В качестве источника формирования ресурсной базы активноиспользуются средства в иностранной валюте – например, привлеченные смеждународных финансовых рынков межбанковские кредиты (по состоянию на 01.01.98банками с иностранным участием было получено около 61% общего объема кредитов,предоставленных банками-нерезидентами российским банкам, 76,6% из них составиликредиты европейских банков). Для сравнения можно привести данные о доле доходовот проведения валютных операций в общем объеме полученных доходов по одному изкрупных коммерческих банков – эта доля в 1997 г. составила 34%, тогда как отпроведения операций с ценными бумагами тот же банк получил около 40%, откредитных операций – около 25% доходов.
Заключение
В адрес Министерства РФ по налогам и сборам в 2000 г.также как и в прошлом году поступают предложения о введении налоговых льгот длякоммерческих банков, направляющих банковский капитал в отечественноепроизводство. Как правило, речь идет о снижении уровня налогообложения доходовв виде процентов, получаемых от кредитования предприятий и организацийреального сектора экономики. Одновременно предлагается в полном объемепринимать в уменьшение налогооблагаемой прибыли банков суммы резервов подвозможные потери по ссудам. Бесспорно, что реализация названных предложенийснизит налоговую нагрузку на банки, но нет такой же ясности с вопросом — будут лиэти стимулы достаточными, чтобы активизировать деятельность банков подолгосрочному кредитованию экономики при существующих рисках«невозвратов» выданных кредитов.
Известно, что несколько лет назад подобные льготы ужевводились, однако известны и финансовые потрясения, выпавшие на долю такихспециализированных банков, пользовавшихся этими льготами, таких какПромстройбанк и Агропромбанк, кредитовавших промышленные и сельскохозяйственныепредприятия. По нашему мнению, введение налоговых льгот для коммерческих банковпри кредитовании экономики — это еще не гарантия финансовой стабильностибанков.
В преддверии настоящей конференции министерством былапроведена экспертная оценка налоговой нагрузки, которую несли коммерческиебанки в 1999 г., в т.ч. входящие в Ассоциацию «Россия». В целом за1999 г. в бюджетную систему РФ поступило налоговых платежей 29,3 млрд. руб.,что составляет 3,3% от общей суммы поступивших налогов (в 1998 г. этотпоказатель составлял 4,2%). В 1999 г. налоговая нагрузка в сравнении с 1998 г.снизилась в связи со снижением ставки налога на прибыль с 43 до 38% отналогооблагаемой прибыли. Расчет налоговой нагрузки производился по методике,предложенной Минфином России при подготовке Налогового кодекса РФ. Онаоценивалась путем отнесения всех начисленных платежей в бюджет и внебюджетныефонды к общей сумме доходов, полученных банком. Результаты свидетельствуют отом, что доля налоговых платежей в общей сумме доходов банков имеет достаточноширокий диапазон, составляющий от 1,5 до 7%, хотя имеются банки, у которыхналоговая нагрузка достигает 12%, а в отдельных случаях и выше. В среднем, попроизведенной выборке, налоговая нагрузка у банков примерно в 2 раза ниже, чему промышленных предприятий. В 2000 г. налоговая нагрузка у многих кредитных организаций,как и у других юридических лиц, будет снижена в сравнении с 1999 г., чтосвязано с переходом на уплату налога на прибыль по сводному балансуюридического лица.
В адрес министерства поступили предложения обустановлении для банков и предприятий одинаковой налоговой ставки по налогу наприбыль, составляющей 30 процентов. Если вести речь о единой ставке, тогдаправомерно ставить вопрос и об установлении единого режима при исчисленииналогооблагаемой прибыли. А это приведет к тому, например, что убытки банков отопераций по купле-продаже иностранной валюты не будут учитываться в составерасходов, относимых на себестоимость оказываемых банками услуг, как неучитываются они у предприятий. В аналогичном режиме не должны учитываться врасчете налогооблагаемой прибыли отчисления в резерв на возможные потери поссудам и под обесценение ценных бумаг. В итоге вместо предполагаемого снижениядля банков налогового бремени правомерно прогнозировать его рост.
Если говорить о реальном существенном снижении для банковсумм уплачиваемых в бюджет налогов, то оно связано с перспективой принятиявторой части Налогового кодекса, т.к. в перечень налогов, устанавливаемыхКодексом, не входят налоги, взимаемые с выручки — налог на пользователейавтомобильных дорог и налог на содержание жилищного фонда и объектовсоциально-культурной сферы, доля которых в общей сумме уплачиваемых налоговыхплатежей в бюджет и внебюджетные фонды составляет порядка 20 процентов.
Что касается сегодняшнего дня, то наряду с работой надНалоговым кодексом актуальным является повышение уровня методологической работыпо действующему налоговому законодательству, которая должна в большей мерегарантировать от ошибок в расчете налоговых платежей.
Доля налоговых платежей, уплаченных коммерческими банкамив бюджет
и внебюджетные фонды за 9 месяцев 1999 г. в общей суммедоходов банка
Код банка Доля налоговыхплатежей в общей сумме доходов (%)
1. 1,48
* 10,5
* 2
* 4,1
* 1,47
* 4,36
* 11,8
* 5,25
* 21,2
* 7,72
* 5,32
* 2,77
Завершается работа над новой редакцией Инструкции «Опорядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий иорганизаций»; подготовлена к представлению в Минюст России новая редакцияИнструкции «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имуществопредприятий», где учтены предложения коммерческих банков по формированиюналогооблагаемой базы для кредитных организаций. Совершенствуются методическиеразработки и по другим налогам.
Положительный эффект даласовместная работа, проведенная в 1999 г. со специалистами коммерческих банковнад новой редакцией Положения об особенностях определения налогооблагаемой базыдля уплаты налога на прибыль кредитными организациями. Хотя в видепостановления Правительства РФ этот документ принять не удалось, но его нормывнесены во вторую часть Налогового кодекса в виде особенностей определениядоходов и расходов коммерческих банков. Полагаем, что аналогичный подход врамках Российской ассоциации промышленно-строительных банков к вопросуразработки льгот, стимулирующих деятельность банков по долгосрочномукредитованию отечественной экономики, позволит разработать оптимальный вариантего решения.
Список использованнойлитературы
· Налоги, выпуск третий – четвертый, 1998
· Налоги, выпуск первый, 1998
· Налоги. Под ред.Черник Д.Г.3-е изд. М.: Финансы и статистика, 1998.
· Энциклопедия Российскогоправа. СПС (март 1999)
· Еженедельник «Закон. Финансы. Налоги» Статья «Налогообложениебанков» Владимир СЛЕПОВ, советник налоговой службы I ранга, начальник отделаметодической и контрольной работы по налогообложению банков УМНС РФ поНижегородской области
· Еженедельник «Закон. Финансы. Налоги» статья «Основныенаправления реформирования налогообложения банков» К.И.ОГАНЯН, директорДепартамента методологии налогообложения прибыли и бухучета для целейналогообложения Министерства РФ по налогам и сборам, заместитель министрафинансов РФ