Практическая работа
на тему
Налогообложение прибыли
предприятий и корпораций:
Принципы и методика расчета
Автор: Окатьев Константин Викторович
Москва 2009
Оглавление
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения прибыли предприятий и корпораций… 3
1.1 Общие принципы и методика расчета… 3
1.2 Российская практика… 3
1.3 Зарубежная практика… 3
Глава 2. Практическая часть: контрольная работа… 3
2.1 Исходные данные… 3
2.2 Расчетные данные… 3
Заключение… 3
Список литературы… 3
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………28
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения прибыли предприятий и корпораций
1.1 Общие принципы и методика расчета
Налог на прибыль представляет собой прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.
К таким вычетам относятся:
• производственные, коммерческие, транспортные издержки;
• проценты по задолженности;
• расходы на рекламу и представительство;
• расходы на научно-исследовательские работы;
Налог на прибыль взимается на основе налоговой декларации того или иного государства по пропорциональным (реже прогрессивным) ставкам.
Целесообразность налога на прибыль в налоговой системе подвергается сомнению, как некоторыми исследователями, так и рядом политиков. Налог на прибыль, как правило, характеризуется низкими поступлениями в бюджет и высокими издержками соблюдения законодательства.[1]
Другая причина для критики следует из того, что, в конечном счете, налоги платятся не юридическими, а физическими лицами. Хотя корпорация обладает юридическим правом владения собственностью и заключения контрактов с продавцами и покупателями и является субъектом уголовного и гражданского права, в результате ее деятельности доход получают владельцы капитала фирмы и работники.
Любой налог, уплачиваемый фирмой, перемещается на индивидуумов посредством роста цен, снижения заработной платы или снижения доходности капитала. Поэтому кажется логичным облагать доходы только на уровне индивидуумов.
Отличие корпорации от не корпорации в ограниченной ответственности владельцев первой по ее обязательствам. Почему именно особенности такой формы организации бизнеса порождают проблемы, требующие для своего решения введения особого налога? Исходя из этого, решению вопроса о том, каким должен быть налог на прибыль должен предшествовать вопрос о том, зачем он нужен, какие проблемы, возникающие в случае налогообложения на уровне индивидуумов исключительно, позволяет решить обложение корпораций. Рассмотрим наиболее существенные из возможностей, которые предоставляет введение налога на прибыль.
Компании получают выгоду от функционирования общественного сектора в экономике, от деятельности государственных институтов, а также от созданной в обществе инфраструктуры.
Развитие общественного сектора, инфраструктуры, обеспечение деятельности институтов требуют от общества издержек. Кроме того, предприятие, если оно не участвует в этих затратах, может использовать общественные блага в количестве, превышающем общественно оптимальное. Но при этом налоги, которые платит предприятие, вообще говоря, не соответствуют тем выгодам, которые оно получает.
Важным преимуществом является также сама возможность ограниченной ответственности по обязательствам «ограниченная ответственность за возможности раздела собственности и переуступки долей этой собственности более чем компенсируют недостатки, связанные с налогообложением». [2]
Общество, предоставляющее эту возможность инвесторам, по-видимому, может потребовать долю в полученных от этих инвестиций доходах, причем при отсутствии двойного налогообложения дивидендов эта доля не взимается. Возможно, при точном установлении денежного эквивалента такой выгоды, было бы целесообразным двойное налогообложение дивидендов (которое и практикуется во многих странах, в частности в России), но неискажающим оно могло бы быть только при точном соответствии ставки дополнительного налога указанным выгодам, оценить которые не представляется возможным.
В странах с переходной экономикой, в российской в частности, существуют значительные сложности с формированием доходной части бюджета.[3]
Кризис системы, предшествующий, как правило, началу перехода к рынку, структурная перестройка во всех областях деятельности, отсутствие у большинства населения адекватной реакции на меняющиеся экономические условия или навыков поведения в новой экономической среде являются в краткосрочном периоде причинами снижения реальных доходов большинства населения и, следовательно, причинами снижения доходов бюджета. Следует отметить, что фактическая продолжительность такого периода может варьироваться в зависимости от институциональных аспектов, темпов снижения инфляции и эффективности проводимой правительством политики макроэкономической стабилизации.
Кроме того, формирующаяся и многократно изменяющаяся в процессе формирования налоговая система требует адаптации к новым правилам, как налоговых органов, так и налогоплательщиков, что также порождает проблемы с взысканием налогов.
Значительные масштабы распространения наличных расчетов облегчают уклонение от налогообложения, которое широко используется в странах с развивающейся экономикой. В этих условиях кроме теоретических причин введения того или иного налога, большое значение приобретает его собираемость. При довольно высоких издержках определения и взыскания налога на прибыль, он имеет ряд преимуществ как источник налоговых доходов.
Количество предприятий значительно меньше, чем число индивидуумов- налогоплательщиков, отношения предприятий между собой документально оформляются, поэтому контроль над правильностью исчисления налогов и их уплаты проще, чем в случае налогообложения физических лиц.
Аргументом в пользу налогообложения прибыли могут служить соображения диверсификации налоговой системы. В то время как налоговая система, включающая большое число налогов, не удовлетворяет соображениям простоты и прозрачности, ограничение числа налогов одним или двумя снижает стабильность налоговых поступлений и упрощает уклонение от налогообложения.
1.2 Российская практика
Налог на прибыль организаций в России регулируется Главой 25 Налогового кодекса РФ.
Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24%): 6,5% (в соответствии с поправками, с 2009 года составляет 2,5%) — зачисляется в федеральный бюджет, 17,5% — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Прибыль для российского налогообложения определяется согласно Налоговому кодексу РФ. Бухгалтерская прибыль и прибыль для целей налогообложения часто не совпадают из-за разницы в методах определения прибыли.
Прибыль:
· для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
· для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов
· для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации.
Процедура определения доходов и расходов, определяется Налоговым Кодексом и часто отличается от процедуры определения доходов и расходов, принятой в российском бухгалтерском учете. В связи с этим на российских предприятиях приходится вести два учета — налоговый и бухгалтерский (иногда к ним прибавляется еще и третий — управленческий).
В соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации[4], бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по этому налогу в порядке, установленном указанной главой.
Налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (пункт 1 статьи 321 Кодекса).
Участие бюджетных учреждений в договорных отношениях, возникающих при передаче в пользование арендаторам имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного бюджетным учреждениям в оперативное управление, в соответствии со статьей 321 Кодекса относится к коммерческой (приносящей доход) деятельности этих бюджетных учреждений.
Согласно пункту 1 статьи 321 Кодекса налоговая база по налогу на прибыль организаций бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном главой 25 Кодекса. Доходы определяются в соответствии со статьями 248-250 Кодекса на основании данных первичных учетных документов и налогового учета.
В соответствии с пунктом 4 статьи 250 Кодекса средства, полученные от сдачи в аренду имущества, относятся к внереализационным доходам налогоплательщиков и согласно статье 321 Кодекса подлежат учету бюджетными учреждениями при определении
В соответствии с п.1 ст. 289 Кодекса налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.
Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 Кодекса).
Налоговые декларации по налогу на прибыль представляются по итогам отчетного периода не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (I квартала, I полугодия, 9 месяцев), по итогам налогового периода — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом) (п. 3, п. 4 ст. 289 Кодекса).
Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода (1, 2, 3, 4…11 месяцев).
1.3 Зарубежная практика
Налог на прибыль предприятий и организаций имеет достаточно долгую историю. Особенности его применения в различных странах обуславливаются теми или иными приоритетами данной конкретной страны или ее экономическим положением.
В большинстве современных налоговых систем развитых стран налог на прибыль корпораций не занимает настолько важного места, какое принадлежит подоходному налогу на физических лиц или НДС. Наиболее значимую роль налог на прибыль играет в Японии, Великобритании, США.[5]
В Германии налог на доходы корпораций относится к общим налоговым поступлениям федераций и земель. Корпорационным налогом облагаются Акционерные общества, кооперативы, страховые ассоциации, промышленные и коммерческие предприятия, институты и фонды, созданные для реализации специальных целей.
Резиденты, то есть корпорации и товарищества, если их руководящие органы находятся в пределах страны или на ее территории зарегистрированы, несут неограниченную налоговую ответственность, уплачивая налог со своих доходов, независимо от источника их получения. А нерезиденты подлежат ограниченной налоговой ответственности, распространяющейся только на доходы, получаемые на территории Германии.
Основу налога составляют прибыли от сельскохозяйственной, лесной, коммерческой деятельности, занятости на собственном предприятии, а при других типах дохода — превышение выручки над текущими расходами. Налог начисляется на доход, полученный корпорацией в течение календарного года.
В Законе о налоге с корпораций содержатся различные налоговые ставки: 45% для нераспределяемой прибыли, 30% для прибыли, распределяемой в виде дивидендов.[6]
Для создания базы повышения или понижения тарифного налога с корпораций последние должны вести постоянный дифференцированный учет того, облагается ли, а если да, то в каком размере, распределяемый собственный капитал корпорационным налогом. Об этом корпорация представляет особую налоговую декларацию, на основании которой она получает платежное извещение.
Законодатель предусматривает довольно широкий перечень льгот по данному налогу. От его уплаты полностью освобождаются Федеральная почтовая администрация, Федеральная железная дорога, Бундесбанк, корпорации, ассоциации, трасты и фонды, ставящие перед собой некоммерческие, благотворительные или религиозные цели; ассоциации, занимающиеся жилищным строительством и связанными с этим проблемами, деятельность которых признана общественно полезной; профессиональные и торговые ассоциации при условии, что их конечные цели не являются коммерческими; пенсионные и аналогичные социальные фонды; сельскохозяйственные кооперативы и ассоциации.
Кроме того, при расчете облагаемого дохода среди прочих могут быть сделаны следующие вычеты:
· издержки выпуска акций;
· расходы, понесенные в связи с развитием научной деятельности;
· проведением национальной политики;
· проведение иных заслуживающих стимулирование мероприятий.
Во Франции корпорационный налог уплачивается государственными предприятиями, корпорациями, ассоциациями и частными компаниями с прибыли от предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории страны. Эта прибыть складывается из разницы между чистыми активами в начале и в конце финансового года за вычетом дополнительно произведенных капиталовложений.
С компаний нерезидентов, имеющих недвижимость во Франции, налог на прибыль юридических лиц взимается в размере утроенной ренты, которая могла бы быть получена от аренды недвижимого имущества.
От налогообложения при определенных условиях освобождаются муниципалитеты, сельскохозяйственные кооперативы, инвестиционные компании. Льготный режим по данному налогу установлен в специальных зонах предпринимательской деятельности. Так, предприятие с численностью работающих не менее 10 человек, зарегистрированное в такой зоне, освобождается от уплаты корпорационного налога в течение первых 10 лет своего функционирования. Эта мера не распространяется лишь на банки и страховые учреждения.
Основная ставка налога США на доходы корпораций — 34%. Но уплачивается данный налог ступенчато: 15% за первые 50 тыс. долларов налогооблагаемого дохода, 25% — за следующие 25 тыс. долларов, и 34% — на оставшуюся сумму. Кроме того, с доходов от 100 до 335 тыс. долларов взимается дополнительный 5-процентный налог. [7]
В США, как и в Германии, обложение корпорационными налогами сопровождается большим количеством льгот. От него освобождаются проценты по ценным бумагам местных властей и штатов, взносы в благотворительные фонды, дивиденды от дочерних компаний. Налоговые льготы применяются в рамках системы ускоренного возмещения стоимости основного капитала, инвестиционной деятельности, НИОКР. Действуют налоговые скидки, стимулирующие использование альтернативных видов энергии. Компаниям предоставляется «налоговый кредит» в размере 50% стоимости произведенного оборудования, работающего с использованием солнечной энергии или энергии ветра.
Наряду с многочисленными льготами в особых случаях юридические лица обязываются уплачивать налог на сверхприбыль.
Одной из отличительных черт налогообложения в Японии является преобладание прямых налогов, в число которых входит и налог на прибыль корпораций (корпоративный подоходный налог). Этот налог взимается с чистой прибыли. Если корпорация прекращает свою деятельность в результате слияния или роспуска, то подоходному налогообложению подлежит доход от ликвидации.
Налогоплательщики самостоятельно заполняют налоговые декларации и одновременно с их подачей представляют в налоговые органы заявления о доходах и убытках.
Ставки корпоративного подоходного налога остаются неизменными с 1991 года. Они составляют: 28% — для предприятий мелкого и среднего бизнеса, 27% — для всех остальных налогоплательщиков. [8]
Японские исследователи налоговой проблематики обычно выделяют три группы субъектов, несущих бремя налога на прибыль корпораций: сами корпорации; те, кто предоставляет корпорациям капитал и «организаторские способности»; потребители товаров и услуг, соответственно производимых и оказываемых корпорациями.
Глава 2. Практическая часть: контрольная работа2.1 Исходные данные
1. План производства
Таблица 1
Планируемый ассортимент и объемы выпуска кирпича в планируемом году
Наименование ассортиментной позиции
Объем производства, млн. шт. в год
Лицевой пустотелый кирпич красный
25,0
Лицевой пустотелый кирпич белый
8,0
Лицевой пустотелый кирпич цветной
20,0
Строительный полнотелый кирпич
3,5
Лицевой полнотелый