Налоговая политика государства 5

–PAGE_BREAK–В рамках совершенствования амортизационной политики, начиная с 2009 года, концептуально пересмотрен подход к начислению амортизации в налоговых целях. Кодексом для налогоплательщиков налога на прибыль организаций предусмотрена возможность отказа от пообъектного начисления амортизации и переход к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам. При применении нелинейного метода начисления амортизации налогоплательщики получили возможность относить на расходы до 50 процентов первоначальной стоимости амортизируемого имущества в первую четверть срока его полезного использования. При этом у налогоплательщиков сохраняется право выбора одного из двух методов начисления амортизации.

3.2 Совершенствование налога на добавленную стоимость Для преодоления кризиса ликвидности в 2008 году был изменен порядок уплаты налога на добавленную стоимость по результатам деятельности налогоплательщиков за квартал. Начиная с четвертого квартала 2008 года суммы налога, исчисленные налогоплательщиками по операциям по реализации товаров (работ, услуг), признаваемым объектом налогообложения этим налогом, уплачиваются в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом, то есть фактическая уплата налога производится не единовременно до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, как это было предусмотрено ранее, а ежемесячно в размере 1/3 в течение трех последующих месяцев. Данный порядок уплаты налога позволил снизить текущий дефицит оборотных средств и стабилизировать деятельность налогоплательщиков. Фактически подобная мера представляет собой беспроцентную рассрочку по уплате сумм налога в бюджет соответственно на 1 и 2 месяца на 1/3 общей суммы налога, исчисленной по итогам квартала.
В целях совершенствования порядка применения нулевой ставки налога по операциям, связанным с реализацией товаров, помещенных на территории Российской Федерации под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года, увеличен до 270 дней срок сбора документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки, что является актуальным в связи с мировым финансовым кризисом. При этом экспортерам предоставлено право представлять в налоговые органы для подтверждения правомерности применения нулевой ставки реестры таможенных деклараций взамен копий таможенных деклараций.
Согласно вступившим в силу изменениям в законодательство о налогах и сборах был освобожден от налогообложения ввоз на территорию Российской Федерации технологического оборудования, в том числе комплектующих и запасных частей к нему, аналоги которого не производятся на территории Российской Федерации.
Также начиная с 1 января 2009 года были освобождены от налогообложения операции по реализации лома и отходов черных металлов.
В целях уточнения порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость были установлены особенности определения налоговой базы при реализации (передаче) государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, не закрепленного за государственными (муниципальными) учреждениями, и при передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, не состоящими на налоговом учете, по договорам поручения, комиссии, агентским договорам.
Кроме того, с 1 января 2009 года отменена обязанность по перечислению налога отдельным платежным поручением при безденежных формах расчетов; установлен вычет налога по строительно-монтажным работам для собственного потребления в том же налоговом периоде, в котором осуществляется начисление налога на добавленную стоимость по этим работам; предоставлено право на вычет налога по авансовым платежам, перечисляемым продавцам товаров (работ, услуг).
В качестве важной меры, направленной на ускорение возмещения налога, необходимо отметить вступившее в силу с 1 января 2009 года уточнение порядка оформления результатов камеральных налоговых проверок налоговых деклараций, в которых заявлена сумма налога к возмещению. Согласно данному порядку по результатам налоговой проверки одной декларации налоговые органы вправе выносить два решения: одно — в отношении сумм, правомерность принятия которых к вычету документально подтверждена, второе — в отношении сумм, по которым необходимо представление дополнительных обосновывающих материалов. В отличие от ранее действовавшего порядка, когда по результатам камеральной проверки одной декларации даже в случае подтверждения права на возмещение части заявленной суммы, выносилось одно решение об отказе в возмещении, в настоящее время налогоплательщики вправе возместить из бюджета часть суммы, в отношении которой налоговые органы не имеют возражений. В среднем это позволило сократить сроки возмещения налога на добавленную стоимость в спорных случаях на 2 — 3 месяца по сравнению с ранее действовавшим порядком.
3.3 Индексация ставок акцизов Прежде чем рассматривать изменения, внесенные в ст. 193 НК РФ, хотелось бы напомнить, что до 01.01.2009 действуют ставки акцизов, утвержденные Федеральным законом от 16.05.2007 N 75-ФЗ на период 2008 — 2010 гг. Предусматривалось, что ставки будут увеличиваться в среднем на 7% ежегодно.
Внести изменения в ст. 193 НК РФ потребовалось, во-первых, в связи с уточнением размеров индексации и, во-вторых, из-за необходимости решить задачу по созданию условий для эффективного инвестирования в модернизацию производства нефтепродуктов и выработки моторных топлив улучшенного качества с более высокой экологической безопасностью.
Размер индексации ставок увеличен в среднем до 10% ежегодно, т.е. увеличение составило 3 процентных пункта по сравнению с индексацией, предусмотренной Законом N 75-ФЗ. Кроме того, этот Закон устанавливает размер ставок и на 2011 г.
Рассмотрим подробнее, как изменятся ставки акциза на конкретные виды подакцизных товаров.
Спирт этиловый и спиртосодержащая продукция.
Ставка на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) с 1 января 2009 г. увеличится с 25,15 руб. за 1 л безводного этилового спирта до 27,7 руб. за 1 л безводного этилового спирта. В 2010 и 2011 гг. размер ставок составит соответственно 30,5 руб. и 33,6 руб. за 1 л безводного этилового спирта.
В отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% будут применять следующие ставки:
191,0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах, — в 2009 г.;
210,0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах, — в 2010 г.;
231,0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах, — в 2011 г.
Относительно алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9% будут действовать следующие ставки:
121,0 руб. за 1 л безводного этилового спирта в 2009 г.;
133,0 руб. за 1 л безводного этилового спирта в 2010 г.;
146,0 руб. за 1 л безводного этилового спирта в 2011 г.
Ставки в отношении натуральных вин составят:
2,6 руб. за 1 л в 2009 г.;
2,9 руб. за 1 л в 2010 г.;
3,2 руб. за 1 л в 2011 г.
Что касается вин шампанских, игристых, газированных, шипучих, ставки в отношении них составят:
10,5 руб. за 1 л в 2009 г.;
11,55 руб. за 1 л в 2010 г.;
12,7 руб. за 1 л в 2011 г.
В отношении пива с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6% включительно будут применяться следующие ставки:
3,0 руб. за 1 л в 2009 г.;
3,3 руб. за 1 л в 2010 г.;
3,6 руб. за 1 л в 2011 г.
Относительно пива с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6% ставки будут следующими:
9,8 руб. за 1 л в 2009 г.;
10,8 руб. за 1 л в 2010 г.;
11,9 руб. за 1 л в 2011 г.
Табачные изделия.
Законом N 142-ФЗ предусматривается ежегодная индексация ставок акциза на сигареты с фильтром (на 20% к предыдущему году) и сигареты без фильтра (папиросы) (на 28% к предыдущему году). В то же время индексация ставок акциза на табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (далее — табак), а также на сигары планируется только в 2011 г. (на 10% по сравнению с 2010 г).
Различный подход к индексации ставок акциза на табак и отдельные виды табачных изделий объясняются необходимостью выравнивания налоговой (акцизной) нагрузки в расчете на одинаковую единицу измерения веса табака, непосредственно реализуемого в розничной торговле, и табака, содержащегося в разных видах табачных изделий. В настоящее время налоговая (акцизная) нагрузка на 1 кг табака, реализуемого в розничной торговле, выше, чем на 1 кг табака, содержащегося в сигаретах и папиросах.
Ставки акцизов составят в отношении:
табака:
300,0 руб. за 1 кг в 2009 и 2010 гг.;
330,0 руб. за 1 кг в 2011 г.;
сигар:
17,75 руб. за 1 шт. в 2009 и 2010 гг.;
19,5 руб. за 1 шт. в 2011 г.;
сигарилл:
255,0 руб. за 1 тыс. шт. в 2009 г.;
281,0 руб. за 1 тыс. шт. в 2010 г.;
309,0 руб. за 1 тыс. шт. в 2011 г;
сигарет с фильтром:
150 руб. за 1 тыс. шт. + 6% от расчетной стоимости в 2009 г.;
180 руб. за 1 тыс. шт. + 6,5% от расчетной стоимости в 2010 г.;
216 руб. за 1 тыс. шт. + 7% от расчетной стоимости в 2011 г.;
сигарет без фильтра, папирос:
72 руб. за 1 тыс. шт. + 6% от расчетной стоимости в 2009 г.;
92 руб. за 1 тыс. шт. + 6,5% от расчетной стоимости в 2010 г.;
120 руб. за 1 тыс. шт. + 7% от расчетной стоимости в 2011 г.
Автомобили
Относительно автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с) и до 112,5 кВт (150 л. с) включительно будут применяться такие ставки:
21,7 руб. за 0,75 квт (1 л. с) в 2009 г.;
23,9 руб. за 0,75 квт (1 л. с) в 2010 г.;
26,3 руб. за 0,75 квт (1 л. с) в 2011 г.
В отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с), мотоциклов с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с) ставки составят:
214 руб. за 0,75 кВт (1 л. с) в 2009 г.;
235 руб. за 0,75 кВт (1 л. с) в 2010 г.;
259 руб. за 0,75 кВт (1 л. с) в 2011 г.
Отдельного комментария требуют изменения ставок акцизов на подакцизные виды нефтепродуктов.
В 2009 и 2010 гг. останутся без изменения ставки акцизов на автомобильный бензин с октановым числом до 80 и с иными октановыми числами, дизельное топливо и моторные масла.
Так, на указанные годы ставка акциза на автомобильный бензин с октановым числом до 80 будет составлять 2657 руб. за 1 т, с иными октановыми числами — 3629 руб. за 1 т.
В 2011 г. ставка акциза на моторные масла будет проиндексирована на 10% к уровню 2010 г. и достигнет 3246 руб. за 1 т.
В 2009 г. значительно увеличится ставка акциза на прямогонный бензин, она будет равняться 3900 руб. за 1 т, в 2010 г. — 4290 руб. и в 2011 г. — 4720 руб. за 1 т.
Предлагаемая система исчисления акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо построена по принципу убывающей шкалы ставок в увязке с повышением их качественных показателей (классов), предусмотренных Техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118.
Более низкие ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо, отвечающие по своим экологическим характеристикам требованиям 3, 4, 5 классов, позволят налогоплательщикам получить дополнительный доход, за счет чего сократить сроки окупаемости дополнительных капитальных вложений, связанных с организацией и увеличением объемов производства более экологичных автомобильного бензина и дизельного топлива.
В 2011 г. установлены следующие ставки акцизов на автомобильный бензин:
не соответствующий классу 3,4,5 — 4290 руб. за 1 т;
класса 3 — 3630 руб. за 1 т;
класса 4 и класса 5 — 3500 руб. за 1 т.;
на дизельное топливо:
не соответствующее классу 3,4,5 — 1430 руб. за 1 т.;
класса 3 — 1210 руб. за 1 т;
класса 4 и класса 5 — 990 руб. за 1 т.
В 2009 — 2010 годах ставки акцизов на нефтепродукты остаются неизменными.
3.4 Совершенствование налога на доходы физических лиц В целях создания благоприятных налоговых условий для формирования добровольных пенсионных накоплений с привлечением государственного софинансирования было предусмотрено исключение из базы по налогу на доходы физических лиц взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, направляемых для обеспечения реализации государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, установлено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом взносов работодателя. Начиная с 2009 года увеличены размеры стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. Сумма дохода, при котором налогоплательщик имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей, увеличена с 20 000 рублей до 40 000 рублей. Для налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок (дети), стандартный налоговый вычет с 600 рублей за каждый месяц налогового периода увеличен до 1000 рублей, а сумма дохода, при которой налогоплательщик вправе воспользоваться налоговым вычетом на ребенка, с 40 000 рублей, начисленных нарастающим итогом с начала налогового периода, увеличена до 280 000 рублей.
Был также изменен порядок определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды и в виде процентов, получаемых по вкладам в банках.
В кризисных условиях в целях активизации рынка жилья, облегчения бремени для лиц, имеющих задолженность по ипотечным кредитам, был увеличен размер имущественного налогового вычета на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них с 1 000 000 рублей до 2 000 000 рублей. Причем это решение было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. Таким образом, физические лица, которые приобрели право собственности на жилые помещения в 2008 году, смогут воспользоваться увеличенным налоговым вычетом.
Также был уточнен круг лиц, получающих доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, которые должны исчислять и уплачивать налог на доходы физических лиц самостоятельно, были освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц суммы доходов в виде жилого помещения, предоставленного в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти.
3.5 Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц Основными направлениями налоговой политики на 2009 — 2011 годы, Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Учитывая сложность данной работы, в прошедшем периоде велась активная работа по подготовке к введению налога на недвижимость.
В целях реализации положений был подготовлен График работ по принятию главы Кодекса, регулирующей налогообложение недвижимости, которым предусматривается:
разработка и принятие нормативных правовых актов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (2008 — 2012 годы);
принятие федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ и другие законодательные акты Российской Федерации»,
разработка нормативных правовых актов в целях реализации положений Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации” (2008 — 2009 годы);
информационное наполнение кадастра объектов недвижимости, в том числе перенос сведений из Государственного земельного кадастра и данных БТИ (2008 — 2012 годы);
определение эффективной налоговой ставки и налоговых льгот для исчисления местного налога на недвижимость.
3.6. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых Налогообложение добычи нефти.
В отношении налогообложения добычи нефти в дополнение к мерам, введенным с 2007 года, в целях стимулирования добычи нефти из месторождений, разработка которых связана с повышенными затратами, в 2008 году принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», направленный на решение проблемы сохранения уровня добычи нефти, а также вовлечение в разработку новых месторождений, разработка которых связана с повышенными затратами в неосвоенных регионах с неразвитой инфраструктурой.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Согласно указанному Федеральному закону с 1 января 2009 года так называемые «налоговые каникулы» по НДПИ на нефть (то есть применение нулевой налоговой ставки при добыче налога на некоторых участках недр.) распространяются также на участки недр, расположенные на территориях Северного полярного круга.
Одновременно с 1 января 2009 года было отменено такое условие применения понижающего коэффициента к ставке НДПИ на нефть при добыче нефти на участках недр с высокой степенью выработанности и добыче сверхвязкой нефти, как использование прямого метода учета нефти, добытой на указанных участках недр. Указанные решения позволили существенно расширить сферу применения льготного налогообложения. Кроме того, было уточнено используемое в Кодексе определение количества добытого ископаемого в части добытой нефти для того, чтобы исключить возникающие в последние годы споры об определении количества добытой нефти в целях исчисления НДПИ.
В целях повышения эффективности НДПИ, взимаемого при добыче нефти, с учетом роста себестоимости тонны добываемой нефти с 2009 года повышен необлагаемый минимум, учитываемый при расчете коэффициента Кц, установленный пунктом 3 статьи 342 Кодекса, с 9 до 15 долларов США.
3.7. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов Сравнительно низкий уровень развития малого бизнеса в России по сравнению с ведущими зарубежными странами, а также ослабление государственной поддержки развития сельского хозяйства в переходный период формирования рыночных отношений предопределили необходимость разработки при проведении налоговой реформы особых мер по поддержке указанных секторов экономики. Отмена в связи с введением части второй Кодекса налоговых льгот для субъектов малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставлявшихся по основным налогам в рамках общего режима налогообложения, была компенсирована введением специальных налоговых режимов, которые в значительной степени способствовали стабилизации их экономического положения и снижению социальной напряженности в обществе.
Принятые в последние шесть лет меры по совершенствованию таких специальных налоговых режимов, как упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, что повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило эффективность налогового администрирования. Указанные меры стимулировали переход субъектов предпринимательской деятельности на специальные налоговые режимы, в том числе из сферы «теневого» бизнеса.
Закрепление налогов, уплачиваемых при применении указанных специальных налоговых режимов, за бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также предоставление права органам местного самоуправления самим вводить единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, позволило стабилизировать доходную базу их бюджетов.
В 2008 году была продолжена работа по совершенствованию специальных налоговых режимов, результатом которой стало принятие ряда федеральных законов, вступивших в силу с 1 января 2009 года, которые позволили усилить стимулирующее и социальное значение этих налоговых режимов, упростить налоговый учет, сократить налоговую отчетность, обеспечить более целевой характер применения специальных налоговых режимов.
Так, по упрощенной системе налогообложения для налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. Налогоплательщикам предоставлено право ежегодно изменять объект налогообложения. Отменены ограничения на перенос убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, на будущие налоговые периоды. Отменена обязанность представления налогоплательщиками налоговых деклараций по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года). Налоговая декларация будет представляться только по итогам налогового периода (календарного года).
По упрощенной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента отменены ограничения на количество видов предпринимательской деятельности, на которые индивидуальный предприниматель может получить патент, им также разрешено привлекать наемных работников, среднесписочная численность которых не должна превышать за налоговый период 5 человек. Расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться упрощенная система налогообложения на основе патента. Уточнены сроки, на которые могут выдаваться патенты, установлен порядок утраты права на применение данного налогового режима, уточнены правила постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков и ведения ими налогового учета.
По системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности уточнен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых она может применяться. Запрещено применять данный налоговый режим организациям и индивидуальным предпринимателям, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек, а также организациям, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Отменено право налогоплательщиков самостоятельно корректировать сумму единого налога в зависимости от фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности. Законодательно установлен порядок постановки на учет налогоплательщиков по месту осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.
Вместе с тем практика применения специальных налоговых режимов продолжает выявлять негативные стороны в их применении, отрицательно влияющие на поступление налогов в бюджетную систему. Так, налоговыми органами выявляются факты искусственного разделения организаций для получения доступа к специальным налоговым режимам в целях минимизации налогообложения.
3.8. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен В рамках международных налоговых отношений Российской Федерации и зарубежных государств в 2008 году был ратифицирован Протокол к Соглашению об избежании двойного налогообложения с Германией, в соответствии с которым, в частности, обмен налоговой информацией будет распространен на налоги любого вида и содержания, а не только на прямые налоги, непосредственно входящие в сферу действия Соглашения. Это позволит улучшить информационный обмен и транспарентность налоговых отношений между Россией и Германией, будет способствовать повышению эффективности борьбы с правонарушениями в налоговой области.
Также был ратифицирован аналогичный Протокол к Конвенции об избежании двойного налогообложения с Чехией. Завершены переговоры по проектам протоколов к соглашениям об избежании двойного налогообложения с Арменией, Италией, Финляндией. Все указанные протоколы также направлены на расширение информационного обмена между российскими налоговыми органами и налоговыми органами указанных государств.
3.9. Совершенствование налогового администрирования В предыдущий трехлетний период особое внимание уделялось повышению качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей, а также обеспечению эффективного использования инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.
С 1 января 2009 года введены в действие изменения в законодательство о налогах и сборах, предусматривающие реализацию следующих мер:
1) Введение дополнительных оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов.
2) В законодательство о налогах и сборах включены нормы, позволяющие признать безнадежными к взысканию суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, которые списаны со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечислены в бюджетную систему Российской Федерации, в случае, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы;
3) Уточнен предельный срок проведения камеральной налоговой проверки. В соответствии с внесенными изменениями такая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). В случае, если в ходе камеральной налоговой проверки налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию, то камеральная налоговая проверка первоначальной декларации прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета).
4) Уточнен срок вручения налогоплательщику акта налоговой проверки и решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
5) В законодательство о налогах и сборах введен запрет на использование налоговыми органами при осуществлении налогового контроля доказательств, полученных с нарушением Кодекса;
6) Налогоплательщику с 2010 года предоставлено право проводить перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога;
7) Усовершенствован предусмотренный Налоговым Кодексом порядок приостановления операций по счетам налогоплательщиков в банке. При этом предусмотрено:
нераспространение приостановления налоговыми органами операций по счетам в банке на операции по списанию денежных средств в счет уплаты в бюджетную систему Российской Федерации страховых взносов;
определение порядка пересчета сумм денежных средств в иностранной валюте, находящихся на валютном счете налогоплательщика в банке, операции по которому приостановлены, в рубли;
определение срока вручения налоговым органом представителю банка решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика, а также вручения копии такого решения налогоплательщику;
применение приостановления операций по счетам в банке не только для обеспечения исполнения решений налоговых органов о взыскании налогов (сборов), но и пеней, штрафов.

4. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2010 году и в плановом периоде 2011 и 2012 годов В период 2010 — 2012 годов предлагается внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по вопросам:
совершенствования налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;
создания института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;
совершенствования порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц, оптимизации взаимодействия, в том числе посредством передачи документов в электронном виде, между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с налоговым администрированием.
Помимо этого планируется внесение изменений в действующее законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям.
Налог на прибыль организаций.
Амортизационная политика.
В части налога на прибыль организаций следует отметить, что в 2008 году была, по сути, проведена масштабная реформа налога на прибыль организаций, которая помимо снижения налоговой ставки, принятия иных решений, в значительной степени относилась к изменению системы начисления амортизации. Поэтому в ближайшие годы необходимо оценить результаты проведенных преобразований, а также (в случае необходимости) внести отдельные изменения в Кодекс, направленные на корректировку установленного порядка.
Предлагается в ближайшие годы пересмотреть подходы к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп, Эти вопросы также должны быть решены в ближайшее время в ходе работы по совершенствованию налогового законодательства.
Сокращение возможностей по минимизации налогообложения.
1. Должны быть внесены изменения в законодательство о налогах и сборах, направленные на сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний. Отсутствие ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без последующего его развития. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль. В этой связи уже начиная с 2010 года в законодательстве о налогах и сборах будет установлен особый порядок переноса убытков при реорганизации, предусматривающий ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка для реорганизуемых организаций.
2. В 2010 году необходимо решить вопрос нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В настоящее время эти правила являются недостаточно эффективными: с одной стороны, они не предотвращают уклонение от налогообложения путем неправомерного отнесения процентов на расходы, с другой стороны, являются трудоемкими и обременительными для добросовестных налогоплательщиков.
Для повышения эффективности законодательства о налогах и сборах в этой области предполагается внесение следующих изменений.
Во-первых, необходимо изменить действующие правила, ограничивающие отнесение процентов на расходы, установленные пунктом 1 статьи 269 Налогового Кодекса, а также необходимо разработать правила определения «рыночного» уровня процентной ставки для их использования при определении допустимого уровня отнесения процентов во взаимоотношениях между взаимозависимыми лицами. При условии внесения таких изменений необходимо исключить из статьи 269 Кодекса требование о проверке сопоставимости условий долговых обязательств для принятия решения об отнесении процентов на расходы в налоговых целях, оставив лишь ограничение на предельный уровень принимаемых процентов.
Сближение бухгалтерского и налогового учета.
Различия предусмотренных налоговым и бухгалтерским учетом порядков переоценки сумм авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте, приводят к тому, что организации, осуществляющие операции в иностранной валюте на условиях предварительной оплаты, фактически, обязаны вести два учета, в которых имущество, обязательства и требования имеют различную стоимостную оценку и порядок переоценки.
Предполагается отказаться в налоговом учете от переоценки полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте. В этом случае доходы, расходы, а также стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, оплаченных в порядке предварительной оплаты в иностранной валюте, при применении метода начисления будут определяться по курсу Центрального Банка Российской Федерации, действующему на дату перечисления суммы аванса (в части, приходящейся на аванс или задаток).
Совершенствование налога на добавленную стоимость.
В части налога на добавленную стоимость предполагается продолжить работу по его совершенствованию, с тем чтобы этот налог, оставаясь одним из наиболее важных источников доходов бюджета, не являлся слишком обременительным для налогоплательщиков с точки зрения администрирования.
1. В плановом периоде предполагается продолжить работу по оптимизации перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, по мере осуществления мероприятий по реализации Концепции создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость.
2. В целях совершенствования процедуры возмещения налога целесообразно рассмотреть вопрос о внесении в Налоговый Кодекс изменений, направленных на сокращение сроков возмещения при осуществлении отдельных операций, облагаемых налогом по нулевой ставке. В частности, предполагается установить особый порядок возмещения налога, при котором решение о возмещении будет приниматься налоговыми органами до прекращения камеральной проверки налоговой декларации и документов, на основании которой налог предъявлен к возмещению.
    продолжение
–PAGE_BREAK–