Налоговая политика России: тактика и стратегия, позитивные и негативные тенденции и перспективы развития

1.  1.Понятие налоговой политики государства и методов ее осуществления.
Параметры налоговой системы во многом зависят отпроводимой государством налоговой политики, под которой понимаетсясовокуп­ность осуществляемых государством (муниципальным образованием)мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогови сборов, в объемах, позволяющих доставить ему не­обходимое финансирование.Однако взвешенная налоговая политика должна проводиться с учетом финансовыхинтересов не только госу­дарства, но и налогоплательщиков. Кроме того,налоговая политика должна быть целиком подчинена общепринятым принципам налого­обложения.
Налоговую политику осуществляют Президент РФ,Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти,наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредствен­но ответственнымза проведение единой налоговой политики на терри­тории Российской Федерацииявляется Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление —Министерство РФ по налогам и сборам.
Налоговая по­литика проводится (осуществляется)ими посредством методов:
—управления;
—информирования (пропаганды);
—воспитания;
—консультирования;
—льготирования;
—контролирования;
—принуждения.
Управлениезаключаетсяв организующей и распорядительной дея­тельности финансовых и налоговых органов,которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основываетсяна по­знании и использовании объективных закономерностей ее развития.
Информирование (пропаганда) — деятельность финансовыхи на­логовых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимойим для правильного исполнения налоговых обязанно­стей. В данном случае имеетсяв виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления исроках уплаты и т.п.
Воспитание имеет своей целью привитиеналогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения имисвоих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просвети­тельскойработы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.
Консультирование сводится к разъяснениюфинансовыми и нало­говыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговыхобя­занностей положений законодательства о налогах и сборах, примене­ниекоторых на практике вызывает у них затруднения.
Льготирование — деятельность финансовых органов попредостав­лению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов)возможности не уплачивать налоги или сборы.
Контролирование представляет собойдеятельность налоговых ор­ганов с использованием специальных форм и методов повыявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете,нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины срединалогоплательщиков и налоговых агентов.
Принуждение есть деятельность налоговых органов попринуди­тельному исполнению налоговых обязанностей посредством примене­ния вотношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыска­ния и других санкций.
До недавнего времени припроведении налоговой политики налого­выми органами преимущественноиспользовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь жедостаточно активно осу­ществляется информирование, консультирование ивоспитание насе­ления. Это означает, что налоговая политика в большей степенистала учитывать интересы налогоплательщиков.
1. 2. Критерии оптимальности
Еще в эпоху Адама Смита,и даже раньше, экономисты размышляли и
писали об эффектах налогообложения. При этом они чаще всего опи­сывали техарактеристики налоговых систем, которые им представля­лись желательными. Смитнасчитывал «четыре мак­симы, действующие применительно к налогам в целом»:
1.  равенство: чтобылюди платили налоги пропорционально своим, доходам;
2.   определенность:чтобы налоговые обязательства были ясными л
определенными, а не произвольными;
3.  удобстворасчетов: чтобы налоги собирались в удобные сроки и
удобным для налогоплательщика способом;
4.  экономия в сбореналогов: чтобы налоги было недорого соби­рать и чтобы они не дестимулировалиделовую активность.
Второй и третий принципыне обсуждались широко в экономической литературе, наверное, потому, что ониочевидно желательны. Между тем вложенные в них идеи часто используют присоставлении доку­ментов в поддержку прав налогоплательщиков.
Основной интерес экономистовбыл прикован к первому и после­днему принципам. Идея равенства всегдаобсуждалась широко и по-прежнему главенствует при оценке любого предложения поналоговой политике. Однако поддержку получила не только высказанная Смитом идеяравенства (выплаты налогов пропорционально доходу). Масгрейв дает изложениеразличных взглядов на то, как должно происходить справедливое распределениеналогового бремени. Широ­ко обсуждались также вопросы административных издержеки эффек­тов, сказывающихся на стимулах (дестимулнрование деловой активно­сти).Предложения по налогообложению чаще всего анализировались исходя из трехкритериев:
1.              сделать налогисоразмерными (хотя соразмерность разными людь­ми понимается по-разному);
2.              минимизироватьадминистративные издержки;
3.              минимизироватьдестимулирующие эффекты.
Наличие трех разныхкритериев вызывает определенные сложнос­ти, поскольку конкретное политическоепредложение обычно должно отвечать только одному, и не более, критерию.Например, выбирая между подушным налогом («общественными сборами») и местнымподоходным налогом, необходимым для финансирования расходов местных органоввласти, большинство людей будут считать местный подоходный налог болеесоразмерным, хотя он и вызывает более силь­ный по сравнению с подушным налогомдестимулирующий эффект в отношении предложения труда. Для того чтобы прийти крешению, надо сопоставить преимущество соразмерности местного подоходногоналога с ущербом отдестимулирования труда (не говоря уже о необхо­димости учетаразличий в административных издержках).
Стремление максимизировать общественноеблагосостояние будет связано со стремлением реализовать одну из интерпретацийкритерия 1).
Критерий 2) отразится наобщественном благосостоянии потому, что более высокие административные издержкипотребуют большего валового объема налоговых поступлений, необходимых дляфинанси­рования деятельности правительства, что снизит индивидуальные по­лезности.Критерий 3) вводится в связи с тем, что дестимулирование труда искажаетэкономику и полезность низкодоходных домашних хо­зяйств, а отсюда — иобщественное благосостояние. Таким образом, все три критерия преобразуются васпекты общественного благососто­яния, становясь соизмеримыми, и поэтомуполитикой, которую над­лежит выбрать, становится политика, обеспечивающаянаивысший уровень общественного благосостояния.
В этом заключается однаиз основополагающих идей оптимального налогообложения, но ее анализ обычно недоводится до конца. Эконо­мисты находят довольно трудным моделированиеотношений, связы­вающих налоговые ставки и административные издержки. По этойпри­чине они в своих исследованиях обычно пренебрегали административ­нымииздержками и ограничивались лишь критериями 1) и 3). Факти­чески они пыталисьопределить такие налоговые системы, в которых обеспечивался бы наилучшийкомпромисс между равенством (или со­размерностью) и эффективностью (илистимулами). Это небрежение к административным издержкам является главнымнедостатком многих исследований по оптимальному налогообложению.
Существует тесная связьмеж­ду анализом оптимального налогообложения и налоговой реформой: налоговаясистема будет оптимальной, если в ней больше невозможно провести какие-либореформы, увеличивающие общественное благосостояние.
Полезные разъяснениякасательно анализа налоговой рефор­мы приводятся у Ахмада и Стерна (1991).
Более скромные цели анализаналоговой реформы ведут к меньшим информационным потребностям: необходимо знатьвсего лишь то, как экономические агенты будут реагировать на весьманезначительные изменения в налогах по сравнению с крупными изменениями, которыемогли бы иметь место при движении к оптимальной налоговой структуре. В этомзаключается определенное преимущество, и следует заметить, что страна, котораяпоследовательно проводит ряд налоговых реформповышающих общественноеблагосостояние, достигает оптимальности.
Практический подход вналоговой политике должен совмещать в себе глубокие выводы как из теорииоптимального налогообложения, так и из анализа налоговой реформы.
1. 3.Стратегические цели и тактические задачи налоговой политики.
Сложившиеся в государствете или иные закономерности налоговых отношений отражают тактику и стратегиюналоговой политики, являющейся составной частью финансовой политики. Содержаниеи цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества иинтересами социальных групп, стоящих у власти.
В условиях высокоразвитыхрыночных отношений налоговая политика используется государством дляперераспределения избыточных доходов преимущественно в социальных целях, а такжедля территориального экономического развития, регулирования доходностинаселения. Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государствафинансовыми ресурсами, созданию условия для регулирования хозяйства страны вцелом, сглаживанию возникающих в процессе рыночных отношений экономическихдиспропорций.
Российские ученыевыделяют несколько типов налоговой политики:
Первый тип – политикамаксимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно». Приэтом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов несопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставокопределена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае.Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.
Второй тип – политикаразумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, обеспечивая емублагоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится изналогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, посколькугосударственные поступления сокращаются.
Третий тип – налоговаяполитика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но призначительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличениеразличных социальных фондов. Такая политика ведет к раскручиванию инфляционнойспирали.
В сильной экономике всеуказанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характеренпервый тип налоговой политики в сочетании с третьим.
Налоговая политика иналоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль неоднозначна поотношению к структуре бюджетных интересов и по отношению к интересам субъектовхозяйствования. Для бюджета рост налоговых изъятий является положительнымфактором, а для субъектов хозяйствования оценивается как отрицательный фактор, побуждающийих минимизировать налоговые обязательства разными способами. Из-за тяжестиналогового бремени, несправедливых принципов обложения минимизация налоговзачастую носит незаконный характер. Роль налогов постоянно меняется взависимости от изменения приоритетов системы государственных органовуправления. В отличие от функций роль налогов более подвижна и многогранна, онаотражает в концентрированном виде интересы и цели определенных социальных группи партий, стоящих у власти.
2. 1.Конституционный принцип единства налоговой политики.
Конституционный принципединства налоговой политики обуслов­ливает принцип единства системы налогов.Однако его значение этим не ограничено. Он предъявляет определенные требованияне только к перечню налогов, но и к содержанию законов о налогах, принимаемыхна федеральном, региональном и местном уровнях.
Согласно ст. 8Конституции РФ в Российской Федерации гаранти­руется единство экономическогопространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержкаконкуренции, свобода экономической деятельности. Единство экономическогопространства — непременный атрибут государства с рыночной экономикой, условиесво­бодного и динамичного развития общества.
Принцип единстваэкономического пространства реализуется посредством различных механизмов, в томчисле и финансовых.
Реализация данныхпринципов — одно из направлений деятельности Правительства РФ. Статья 114Конституции РФ определяет, что Правительство РФ обеспе­чивает проведение вРоссийской Федерации единой финансовой и де­нежной политики.
Как следует изприведенных статей Конституции РФ, содержание принципа единой финансовойполитики состоит не в сосредоточении у федерального центра всех финансовыхполномочий, а в разработке им единых обязательных стандартов финансовойдеятельности, обеспечивающих условия формирования бюджетов Федерации итерриторий при поддержании баланса прав и интересов всех участников финансовыхот­ношений.
Указанные статьиКонституции РФ лежат в основе сформули­рованного КС РФ принципа единойфинансовой политики, включающей и единую налоговую политику.
Содержанием единойналоговой патетики является недопущение установления налогов, нарушающихединство экономического про­странства Российской Федерации.
Конституция РФ неисключает принятия субъектами Федерации налогового законодательства,направленного на создание более привлекательных условий хозяйствования посравнению с дру­гими территориями. Такие действия могут иметь местоисключительно в пределах, установленных федеральным законодательством. Так,субъекты Федерации могут снизить ставки налога на прибыль по сравне­нию сустановленными в федеральном законе (в отношении части нало­га, зачисляемой врегиональный бюджет).
Ограничение политикиналоговых льгот может происходить и от налогового, и от бюджетногозаконодательства. Чрезмерная увле­ченность созданием льготных условийналогообложения подрывает до­ходную базу территории и вызывает потребность вдополнительных до­тациях и субсидиях из федерального бюджета.
Политика расширения налоговыхльгот может привести к созда­нию условий, позволяющих формировать бюджеты однихтерриторий за счет доходов других территорий. Вероятность этого особенно великапри существующей несовершенной системе налоговой регистрации субъектовпредпринимательской деятельности.
Единство налоговой предполагает,что условия налогообло­жения, устанавливаемые в регионах и местностях, не будутдействовать искажающе на объективно складывающиеся рыночные отношения, не бу­дутприводить к снижению доходов других регионов и местностей.
Не всякое снижение уровняналогообложения приводит к наруше­нию этого принципа. Можно выделить несколькопризнаков, которые свидетельствуют о недобросовестной налоговой политикерегиона:
• условия налогообложения таковы, чтоособые выгоды получают только нерезиденты или же эти выгоды возникают в связи соперациями с нерезидентами;
•  условия налогообложенияпрепятствуют регионам, откуда про­исходят получатели выгод, учитывать приформировании налоговой базы результаты их деятельности в данном регионе;
•    налоговые преимуществапредоставляются, если налогоплатель­щик не ведет реальной экономическойдеятельности в данном регионе или ведет ее в минимальном объеме;
•    правила определенияналогооблагаемой базы отличаются от общепринятых;
•    принимаются меры «неразглашениюконкретных условий налого­обложения; практикуется при внешнем соответствииналогового законода­тельства общепринятым правилам, изменение условийналогообложения по договоренности, достигнутой на административном уровне, т.е.скрыто.
Законы субъек­товФедерации, нарушающие принцип единства налоговой политики, ре­шениями судебныхорганов могут быть признаны недействительными.
/>
В Постановлении от 21марта 1997 г. КС РФ отметил, что «единство экономического пространства и,следовательно, единство налоговой си­стемы обеспечивается единой системой федеральныхналоговых орга­нов».
Этот принцип построениясистемы налоговых органов определяется принципом единства налоговой политики:для обеспечения единообразного применения налогового законодательства требуетсяналичие одного контрольного органа. Поэтому Министерство Российской Федерациипо налогам и сборам (МНС России) в качестве единой системы контроля засоблюдением налогового законодательства осуществляет свои полно­мочия вотношении как государственных, так и местных налогов.
По предметам совместноговедения издаются федеральные зако­ны и принимаемые в соответствии с ними законыи иные нормативные акты субъектов Федерации.
МНС России являетсянезависимой системой контроля за соблю­дением налогового законодательства.Независимость понимается преж­де всего как независимость от местных органоввласти и управления. Это конкретное проявление принципа разделения властей,системы «сдержек и противовесов”: праву местных органов власти вводитьмест­ные налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы проти­востоитобязанность налоговых инспекций действовать в строгом соот­ветствии с буквой идухом закона. Налоговые инспекции имеют право выполнять только те решения ипостановления по налоговым вопросам региональных и местных органов власти,которые приняты в соответ­ствии с законом и в пределах предоставленных им прав.Региональные и местные органы власти и администрация не имеют права изменятьили отменять решения налоговых органов, а также давать им оперативныеруководящие указания.
МНС России —централизованная система контроля за соблюде­нием налогового законодательства.
2.2. Имитационныйанализ налоговой политики.
Имитационный анализ служит в настоящеевремя важным дополнени­ем к эмпирическим исследованиям. Он позволяетисследователям проводить «испытание» конкретных гипотез одинамике сбережений на соответствие эмпирическим закономерностям для выявлениявозмож­ной эмпирической значимости определенных видов динамикисбере­жений или проведения эконометрического анализа. Имитационные моделидают возможность изучения более сложных и реалистичных политическихвопросов и более глубокого, по сравнению с другими методами,понимания относительной практической значимости клю­чевыхпараметров.
В качестве примера использования имитационных моделей динамикисбережений рассмотрим, ситуацию с предохранительными сбережениями. Первый ивторой вид рыночного несовершенства возникает вследствие действия на рынкаханнуитетов и ограничений ликвидности. Еще один, третий, вид рыночногонесовершенства возникает вследствие тех трудностей, с которыми по­требителимогут сталкиваться при страховании себя от риска неопре­деленности заработков.Неопределенность заработков может вызывать­ся риском безработицы, шоками впроизводственном или профессио­нальном равновесии, действующими на заработнуюплату, состоянием здоровья индивида и другими рисками. Такие связанные сполучением трудовых доходов риски страхуются нелегко, поскольку подобный видстрахования создает очевидные отрицательные стимулы к предложению труда.Поэтому домашние хозяйства должны уметь «самоподстра­ховываться» с помощьюпредохранительных сбережений.
Учеными были разработаны модели «предохранительных» сбере­жений,в которых домашние хозяйства накапливают богатство в фор­ме страхования от риска,связанного с получением трудовых доходов. В общем виде эти модели техническисложны, так как предусматрива-10Т оптимизацию в условиях многопериоднойнеопределенности. Вме­сте с тем они с успехом могут быть построены на основеимитации данных об уровнях заработков и риска и правдоподобных характерис­тикпредпочтения. Одной из целей таких имитационных моделей явля­ется. определение объемасбережений, который домашнее хозяйство •может позволить себе, исходя изпредохранительных мотивов.
Имитационные методы моделирования, кроме того, позволяют рас­крытькачественные свойства моделей предохранительных сбережений, которые было бытрудно выявить, используя методы общего теорети­ческого анализа. Например,модели с предохранительными сбереже­ниями демонстрируют наличие у пожилой частинаселения «избыточ­ной чувствительности» потребления к текущим доходам инизким уровнем накопления «отрицательного» богатства. Эти модели основа­ны и втом и в другом случае на эмпирических наблюдениях. Некото­рые ученые находятнесоответствие этих моделей моделям, построен­ным на основе гипотезы осоотношении стандартного жизненного цикла и постоянного дохода. Однако, по ихмнению, они столь же успешно свидетельствуют в пользу рационирования кредитаили существования «наследственного» мотива к сбережениям. Даже если сформальной точки зрения такие имитационные модели не Могут считаться эмпи­рическимобоснованием мотива к предохранительным сбережениям, то, по крайней мере, онислужат убедительным объяснением того, что может лежать в основе некоторых явныханомалий, встречающихся в эмпирических исследованиях. Имитационный анализвыявляет качественные эффекты налоговой политики, он позволяет оценитьразличные эффекты в количественном отношении.
Когда рынки капитала несовершенны, вполне вероятно, что анализналогообложения и сбережений по благосостоянию будет значительно меняться.Вместе с тем у аналитика имеется немного возможностей для понимания последствийналоговой политики, проводимой в по­добной среде. Взаимоотношения фактороврыночного несовершенства и налоговой политики настолько сложны, что проведениечисто тео­ретического анализа крайне проблематично.
4.2. Налоговое регулирование иего особенности в России
Налоговое регулирование —совокупность мер косвенного воздействия государства наразвитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет повышенияили понижения общего уровня налогообложения. Это ставки прямого индивидуальногоподоходного налога, налогу на прибыль, косвенных налогов, налоговых скидо^ наинвестиции («налоговый кредит») разнообразных специальных налоговых льготупоощряющих дело­вую активность.
Осуществляя воздействие на экономику, государ­ство, как правило,стремится к достижению:
— постоянного устойчивогоэкономического роста;
— стабильности цен наосновные товары и услуги;
—  полной занятоститрудоспособного населения;
—  определенногоминимального уровня доходов населения;
— социальной защищенностиграждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;
— равновесия вовнешнеэкономической деятельности.
Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Так, еслиначинают расти цены, то не­обходимо проводить меры по их ограничению и ре­гулированию.Но ограничение цен почти наверняка приведет к замедлению экономического роста исни­жению занятости. Достижение полной занятости с той же неизбежностьюприведет к повышению цен, ибо надо выплачивать заработную плату большемуколичеству людей и к тому же снизится конкурен­ция на рынке труда. Ростзаработной платы стиму­лирует ускорение автоматизации производства и уве­личиваетбезработицу. Снижение налогов, увеличе­ние государственных расходов на социальныецели порождает бюджетный дефицит, инфляцию, рост цен. Таким образом,сбалансированность, оптимизация на­логовых регуляторов — первейшая задачаналого­вой политики государства.
Основным инструментом государственного ре­гулирования являетсяналоговая политика и финан­совое воздействие на частное предпринимательство.При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному хозяйству(налогообложе­ние, кредитование, инвестирование), государство по­буждаетосуществлять хозяйственную деятельность, удовлетворяющую общественныепотребности. На­ряду с выполнением чисто фискальной функции си­стема налогов исборов служит механизмом эконо­мического воздействия на общественное произ­водство,его структуру и динамику, размеще­ние, ускорение научно-технического прогресса.Налогами можно стимулировать или, наоборот, ог­раничивать деловуюактивность, а следовательно, раз­витие тех или иных отраслей предпринимательс­койдеятельности; создать предпосылки для сниже­ния издержек производства иобращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособно­стинациональных предприятий на мировом рын­ке. С помощью налогов можно проводитьпротекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарномурынку. Налоги созда­ют основную часть доходов государственного, реги­ональных иместных бюджетов, обеспечивая воз­можность финансового воздействия на экономикучерез расходную часть.
Основные направления воздействия финансово-бюджетного механизмагосударства на процесс рас­ширенного воспроизводства следующие:
— бюджетноесубсидирование, например, на закуп­ки излишков сельскохозяйственной продукции,на поддержание розничных цен;
—  государственные инвестиции в экономику;
— прямое субсидированиепредприятий в виде до­таций или возвратных ссуд, кредитная политика. По­лучениегосударственных кредитов избавляет от рис­ка и высвобождает собственныесредства компаний;
—  введение принеобходимости денежно-кредит­ных ограничений:  регулирование цен, условийпотребительского кредита, ограничение кредита, ва­лютный контроль;
—  лицензирование;
— совершенствованиезаконодательства о частной тор­говле: стандартизация продукции, государственныйар­битраж, антитрестовское законодательство;
—  финансированиенаучно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
— осуществлениеэффективной налоговой поли­тики.                                                                       
3. 2. Налоговое регулирование в зарубежных
странах
В зарубежных странах также используются фи­нансово-кредитныеи налоговые рычаги регулирова­ния народного хозяйства.
Государственнымии муниципальными властями осуществляется значительная часть капитальныхвложений в экономическую инфраструктуру. В ре­гулирование экономики во многихстранах активно вовлекаются местные органы управления. В 80-х гг. был проведенопрос мэров 326 крупнейших городов США. Среди наиважнейших проблем около 90 про­центовмэров назвали экономическое развитие и обес­печение безопасности граждан. Приэтом каждый четвертый мэр поставил проблему увеличения заня­тости на первоеместо по значению и важности, а 70 процентов назвали ее в качестве одной изтрех пер­воочередных задач.
Местные органы управления заинтересованы впривлечении на свою территорию частных капита­лов и готовы оказывать инвесторамкосвенную по­мощь. Она может заключаться в скидках с продаж­ной цены илиарендной платы при покупке или най­ме земельных участков и зданий, вобеспечении зай­мов, участии в гарантийных фондах, создании промышленных зон.И, конечно, к стимулирующим ме­рам относится постоянное или временное освобож­дениеот местных налогов.
В ряде стран практикуется стимулирование инве­стицийв определенные регионы, например, вложения на территориях, находящихся наокраинах городов. В экономически отсталых районах стимулируются ка­питальныевложения на реконструкцию и модерни­зацию производства. В некоторых случаях вы­плачиваетсянадбавка к инвестициям, не подлежащая налогообложению. Эта надбавка можетдоходить до 10процентов общего объема капиталовложений. Не­зависимо отнадбавки или в дополнение к ней из бюд­жета может выплачиваться прямая субсидияна капи­тальные вложения, облагаемая налогом. Это широко практикуется,например, в Германии.
Во второй половине XX в. встала задачапереориен­тации промышленности па развитие новых передовых производств,сопровождаемой модернизацией инфра­структуры и переквалификацией рабочей силы.Осу­ществить это можно было лишь при активном уча-. стии государства,применившего широкие налоговые льготы и другие методы финансового воздействия.
Так, вВеликобритании, Франции, Италии, Нидер­ландах, Норвегии в подлежащих развитиюрайонах используются государственные инвестиции, субсидии и займы целевогоназначения, размещение там пред­приятий национализированных отраслей, строитель­ствопроизводственных зданий широкого назначения, которые сдаются в аренду илипродаются предпри­нимателям на благоприятных финансовых услови­ях с временнымосвобождением от налога на соб­ственность.
В Германии крупные налоговые льготы получа­ютфирмы, инвестирующие капитал в восточные зем­ли. Поддерживается налоговымильготами Рурская область, где расположена сталелитейная промышлен­ность.Стимулируется развитие современных отрас­лей промышленности в сельскойместности. Старин­ные кварталы города Любека, например, были сохра­неныблагодаря тому, что фирмы, занимающиеся ид реставрацией, получили крупныеналоговые льготы. В Греции налоговыми льготами стимулируются ин­вестиции вобласти Фракии, в приграничные мате­риковые области и острова.
В некоторых странах, например, в Германии, воФранции, на территориях ряда муниципалитетов введена специальная бюджетнаянадбавка за каж­дое вновь созданное рабочее место наряду с примене­ниемналоговых льгот. Местные органы управления несут немалую долю расходов поподготовке рабочей силы для новых отраслей хозяйства. Кроме того, пред­приятия,самостоятельно организующие подготовку и переподготовку своих рабочих, служащихи специ­алистов, пользуются налоговыми льготами.
Финансовоевоздействие на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но исдержи­вающим. Это необходимо прежде всего для регулиро­вания развития районовс высокой концентрацией производства и населения. Чрезмерная концентрация на­селенияи хозяйственной активности ведет к обостре­нию проблем охраны окружающейприродной среды, народонаселения, ресурсообеспечения и др. В основесдерживающих мер со стороны государства и мест­ных органов управления лежитдополнительное на­логообложение или лицензирование предприниматель­скойдеятельности. Дополнительное налогообложение в таких случаях практикуется вНидерландах, Япо­нии. Введение стабилизационных налогов приме­няется вГермании. Упор на лицензирование делает­ся в Великобритании, Франции, Италии.При этом лицензирование также следует рассматривать в виде дополнительногоместного налога — лицензионного сбора. В Японии сдерживающее воздействие на раз­витиеэкономики осуществляется главным образом манипулированием ставками земельногоналога.
Повышениеналогов в той или иной форме ока­зывается наиболее эффективным и надежным сред­ством,когда нужно сдержать слишком «горячую» конъюнктуру. Регулирующие цели можетпреследо­вать как отмена налоговых льгот, так и введение но­вых налогов.Классическим примером служит введенный в начале века в Германии и сохранив­шийсятам до сих пор налог на уксусную кислоту. Его породила необходимость создатьискусственную уксусную кислоту и прекратить расходование на эти цели вино.Денежные поступления от данного нало­га едва-едва покрывали расходы на еговзимание. Но техническая задача была решена и регулирую­щая экономическая цельдостигнута. Налог сохра­няется как историческая реликвия, принося сегоднябюджету Германии лишь несколько миллионов ма­рок. А вот более современныйпример решения с помощью роста налога уже не экономической, а со­циальнойзадачи. После резкого увеличения в ер-мании акциза на табак некурящих сталозначитель­но больше, чем в результате длительной пропагандистской кампании овреде курения.
С помощью налогов в западных странах решают­ся ипроблемы экологии. В свое время промышлен­ность Германии оказывала сопротивлениерешению об оснащении автомобилей катализаторами. Тогда был резко снижен налогна оснащенные ими автомо­били. Понижен акцизный сбор на те виды бензина,которые используются автомашинами с катализато­рами. Наряду с этим увеличенакциз на сорта бен­зина, содержащие свинец и другие добавки, исполь­зуемые встарых двигателях. Так «компенсирова­лись» дополнительные расходы накатализаторы. И сегодня в Германии налог на автомобили зависит от двухфакторов: объема цилиндра, т.е. мощности дви­гателя и наличия (или отсутствия)катализатора. Так, при объеме цилиндра двигателя 100 кубических де­циметроввладелец автомобиля с катализатором уп­лачивает налог 13 марок 20 пфеннигов, абез катализатора — 30 марок. Дифференцированные налоги на автотранспорт,учитывающие экологическую чисто­ту двигателя, применяются еще с 70-х гг. в США,а теперь практически повсеместно.
Во многих странах местные органы управлениярегулируют цены и продукцию отраслей обществен­ного пользования.
Привозникновении монополий рыночный меха­низм не срабатывает, что может приводитьк неэф­фективному распределению и использованию ресур­сов и росту цен.Монополия возникает в том слу­чае, если на рынке оказывается один поставщик товара.На таком рынке конкуренция отсутствует, поскольку конкурентов попросту несуществует. Мо­нополист полностью обеспечивает рынок и может назначать за свойтовар любую цену или постав­лять его в любом количестве. Сделать и то, и другоеодновременно не получится, поскольку будет ска­зываться ограничительноедействие спроса при по­вышении цен.
Образование монополий может происходить в силуразличных причин. Картель создается не­зависимыми ранее компаниями соглашениемо цене и квотах на производимую продукцию. Одним из видов мирового картеляявляется Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК). В США понятие «мо­нополия»применяется к фирме или к группе фирм, обладающих таким влиянием на конкретномрын­ке, которое позволяет подавлять конкуренцию, ре­гулировать объем и условияпоставок и фиксиро­вать цены, нанося ущерб потребителю. В некоторых случаяхмонополия может быть установлена и го­сударством.
В любом случае необходимоограничение негатив­ных последствий деятельности монополий, и ведется оно понескольким направлениям. Среди них — про­грессивное налогообложение доходов фирм,налоги на сверхприбыль. Практически во всех странах действует антитрестовскоезаконодательство. Особенно жестким оно является в США и Японии. Но при этомзаконы о конкуренции, как правило, не распространяются на инфраструктурныеотрасли: транспорт, банковское дело, коммунальные службы (снабжение водой иэнер­гией). Зачастую не затрагивают они и добывающую промышленность — добычуугля, производство стали, в определенной мере сельское хозяйство (Германия). Вэтих отраслях государство регулирует объемы, цены, доступ на рынок. Считается,что здесь конкуренция не может обеспечить успешного выполнения возло­женных наданные отрасли функций. В этих отрас­лях велик удельный вес государственныхпредприя­тий, поскольку главное для них — не прибыль, а удов­летворениепотребности общества.
3. 3.  Налоговый механизм.
Ст. 57 Конституции РФ коротко и ясно гласит: «каждыйобязан платить законно установленные налоги и сборы». Налоговым КодекомРоссийской Федерации определены такие налоги и сборы, кото­рые не препятствуютреализации гражданами своих конституционных прав.
В налоговойполитике любой страны важную роль играет налоговый механизм, который представляетсякак совокупность правил налогообложения, уста­навливаемых государствомзаконодательным путем. Налоговый механизм определяет: кто уплачивает налог, вкаком объеме, что подлежит налогообложе­нию, в каких единицах измеряется объектналогооб­ложения, из каких доходов уплачивается налог, поэтому все налоги имеютэкономическое обоснование. Все налоги и сборы, определенные Налоговым Ко­дексомРоссийской Федерации, не ограничивают сво­бодное перемещение по всей территорииРоссийс­кой Федерации товаров (работ, услуг), денежных средств и непрепятствуют законной деятельности налогоплательщика.
Вся совокупность юридических норм, устанавли­вающихвиды налогов в данном государстве, прядок их взимания и регулирующие отношения,связанные с возникновением, изменением и прекращением на­логовых обязательств —это налоговое право. Нало­говое право определяется общественно-экономичес­кимстроем государства, его задачами и функция­ми. Налоговое право содержитспециальные нормы (элементы закона о налоге или налоговую модель),устанавливающие по каждому налогу субъектов на­логообложения или основание длявзимания налога, ставку налога или его норму, порядок исчисления и взиманияналога, сроки уплаты, льготы по налогу, ответственность плательщиков, порядокобжалования действий органов взыскания, связанных с исчисле­нием и взиманиемналогов.
За налогоплательщиком закреплено право полу­чатьот налоговых органов и других уполномочен­ных государственных органовписьменные разъяс­нения по вопросам законодательства о налогах и сборах (ст. 21Налогового Кодекса Российской Феде­рации). Данная норма вменена в обязанностьналоговых органов.
Специальные налоговые режимы
Специальнымналоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сбо­ровв течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке,установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации и при­нимаемыми всоответствии с ним федеральными за­конами. При установлении специальныхналоговых режимов элементы налогообложения, а также нало­говые льготыопределяются в порядке, предусмотрен­ном Налоговым Кодексом РоссийскойФедерации. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная системаналогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложе­нияв свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытыхадминистративно — тер­риториальных образованиях, система налогообложе­ния привыполнении договоров концессии и согла­шений о разделе продукции.
БИБЛИОГРАФИЯ.
1.    «Налоговый кодексРоссийской федерации». Части первая и вторая: официальный текст, действующаяредакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 416 стр.
2.    И. Н. Богатая, И.Ю. Королева, Л. Н. Кузнецова, Т. П. Середа. «Налоги и налогообложение вРоссийской Федерации». Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону:«Феникс», 2001. 332 стр.
3.    Булатова А. С.«Экономика», М.: Бек, 2000.
4.    Дубов В. В.«Действующая налоговая система и пути ее совершенствования». Финансы-2001.
5.    Евстижеев Е. И.,Викторова Н. Г., Ткачева Е. Г. «Основы налогообложения и налогового права:Вопросы и ответы. Практические задания и решения»: Учебное пособие – М.:ИНФРА-М, 2001. – 192 стр. – (Серия «Вопрос-ответ»).
6.    Князев В.«Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговых служб» –Налоги – 2000.
7.    Кучеров И. И.«Налоговое право России: Курс лекций». – М., Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2001. – 360 стр.
8.    «Налоговое право:учебное пособие». Под редакцией С. Г. Тепеляева. – М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2000. – 608стр. (Серия «Академия бухгалтера и менеджера».)
9.    «Налоги,налогообложение и налоговое законодательство», 2-е издание. Под редакциейЕвстижеева Е. Н. – Санкт-Петербург: Питер, — 2001. – 336 стр.: — (Серия«Учебники для вузов»).
10.  Пономарев А. И. «Налоги иналогообложение в РФ», Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
11.  Фишер С., Дорнбун Р., Шмалензи Р.,«Экономика», М.: Дело, 1999.
12.  «Экономика налоговой политики». Переводс английского под редакцией Майкла П. Девере, М.: Информационно-издательскийдом «Филинъ», 2001. – 328 стр.
13.  Юткина Т. Ф. «Налоги иналогообложение»: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 429 стр.