1. 1.Понятие налоговой политики государства и методов ее осуществления.
Параметры налоговой системы во многом зависят отпроводимой государством налоговой политики, под которой понимаетсясовокупность осуществляемых государством (муниципальным образованием)мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогови сборов, в объемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование.Однако взвешенная налоговая политика должна проводиться с учетом финансовыхинтересов не только государства, но и налогоплательщиков. Кроме того,налоговая политика должна быть целиком подчинена общепринятым принципам налогообложения.
Налоговую политику осуществляют Президент РФ,Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти,наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственнымза проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерацииявляется Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление —Министерство РФ по налогам и сборам.
Налоговая политика проводится (осуществляется)ими посредством методов:
—управления;
—информирования (пропаганды);
—воспитания;
—консультирования;
—льготирования;
—контролирования;
—принуждения.
Управлениезаключаетсяв организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов,которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основываетсяна познании и использовании объективных закономерностей ее развития.
Информирование (пропаганда) — деятельность финансовыхи налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимойим для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеетсяв виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления исроках уплаты и т.п.
Воспитание имеет своей целью привитиеналогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения имисвоих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительскойработы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.
Консультирование сводится к разъяснениюфинансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговыхобязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применениекоторых на практике вызывает у них затруднения.
Льготирование — деятельность финансовых органов попредоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов)возможности не уплачивать налоги или сборы.
Контролирование представляет собойдеятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов повыявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете,нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины срединалогоплательщиков и налоговых агентов.
Принуждение есть деятельность налоговых органов попринудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения вотношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.
До недавнего времени припроведении налоговой политики налоговыми органами преимущественноиспользовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь жедостаточно активно осуществляется информирование, консультирование ивоспитание населения. Это означает, что налоговая политика в большей степенистала учитывать интересы налогоплательщиков.
1. 2. Критерии оптимальности
Еще в эпоху Адама Смита,и даже раньше, экономисты размышляли и
писали об эффектах налогообложения. При этом они чаще всего описывали техарактеристики налоговых систем, которые им представлялись желательными. Смитнасчитывал «четыре максимы, действующие применительно к налогам в целом»:
1. равенство: чтобылюди платили налоги пропорционально своим, доходам;
2. определенность:чтобы налоговые обязательства были ясными л
определенными, а не произвольными;
3. удобстворасчетов: чтобы налоги собирались в удобные сроки и
удобным для налогоплательщика способом;
4. экономия в сбореналогов: чтобы налоги было недорого собирать и чтобы они не дестимулировалиделовую активность.
Второй и третий принципыне обсуждались широко в экономической литературе, наверное, потому, что ониочевидно желательны. Между тем вложенные в них идеи часто используют присоставлении документов в поддержку прав налогоплательщиков.
Основной интерес экономистовбыл прикован к первому и последнему принципам. Идея равенства всегдаобсуждалась широко и по-прежнему главенствует при оценке любого предложения поналоговой политике. Однако поддержку получила не только высказанная Смитом идеяравенства (выплаты налогов пропорционально доходу). Масгрейв дает изложениеразличных взглядов на то, как должно происходить справедливое распределениеналогового бремени. Широко обсуждались также вопросы административных издержеки эффектов, сказывающихся на стимулах (дестимулнрование деловой активности).Предложения по налогообложению чаще всего анализировались исходя из трехкритериев:
1. сделать налогисоразмерными (хотя соразмерность разными людьми понимается по-разному);
2. минимизироватьадминистративные издержки;
3. минимизироватьдестимулирующие эффекты.
Наличие трех разныхкритериев вызывает определенные сложности, поскольку конкретное политическоепредложение обычно должно отвечать только одному, и не более, критерию.Например, выбирая между подушным налогом («общественными сборами») и местнымподоходным налогом, необходимым для финансирования расходов местных органоввласти, большинство людей будут считать местный подоходный налог болеесоразмерным, хотя он и вызывает более сильный по сравнению с подушным налогомдестимулирующий эффект в отношении предложения труда. Для того чтобы прийти крешению, надо сопоставить преимущество соразмерности местного подоходногоналога с ущербом отдестимулирования труда (не говоря уже о необходимости учетаразличий в административных издержках).
Стремление максимизировать общественноеблагосостояние будет связано со стремлением реализовать одну из интерпретацийкритерия 1).
Критерий 2) отразится наобщественном благосостоянии потому, что более высокие административные издержкипотребуют большего валового объема налоговых поступлений, необходимых дляфинансирования деятельности правительства, что снизит индивидуальные полезности.Критерий 3) вводится в связи с тем, что дестимулирование труда искажаетэкономику и полезность низкодоходных домашних хозяйств, а отсюда — иобщественное благосостояние. Таким образом, все три критерия преобразуются васпекты общественного благосостояния, становясь соизмеримыми, и поэтомуполитикой, которую надлежит выбрать, становится политика, обеспечивающаянаивысший уровень общественного благосостояния.
В этом заключается однаиз основополагающих идей оптимального налогообложения, но ее анализ обычно недоводится до конца. Экономисты находят довольно трудным моделированиеотношений, связывающих налоговые ставки и административные издержки. По этойпричине они в своих исследованиях обычно пренебрегали административнымииздержками и ограничивались лишь критериями 1) и 3). Фактически они пыталисьопределить такие налоговые системы, в которых обеспечивался бы наилучшийкомпромисс между равенством (или соразмерностью) и эффективностью (илистимулами). Это небрежение к административным издержкам является главнымнедостатком многих исследований по оптимальному налогообложению.
Существует тесная связьмежду анализом оптимального налогообложения и налоговой реформой: налоговаясистема будет оптимальной, если в ней больше невозможно провести какие-либореформы, увеличивающие общественное благосостояние.
Полезные разъяснениякасательно анализа налоговой реформы приводятся у Ахмада и Стерна (1991).
Более скромные цели анализаналоговой реформы ведут к меньшим информационным потребностям: необходимо знатьвсего лишь то, как экономические агенты будут реагировать на весьманезначительные изменения в налогах по сравнению с крупными изменениями, которыемогли бы иметь место при движении к оптимальной налоговой структуре. В этомзаключается определенное преимущество, и следует заметить, что страна, котораяпоследовательно проводит ряд налоговых реформповышающих общественноеблагосостояние, достигает оптимальности.
Практический подход вналоговой политике должен совмещать в себе глубокие выводы как из теорииоптимального налогообложения, так и из анализа налоговой реформы.
1. 3.Стратегические цели и тактические задачи налоговой политики.
Сложившиеся в государствете или иные закономерности налоговых отношений отражают тактику и стратегиюналоговой политики, являющейся составной частью финансовой политики. Содержаниеи цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества иинтересами социальных групп, стоящих у власти.
В условиях высокоразвитыхрыночных отношений налоговая политика используется государством дляперераспределения избыточных доходов преимущественно в социальных целях, а такжедля территориального экономического развития, регулирования доходностинаселения. Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государствафинансовыми ресурсами, созданию условия для регулирования хозяйства страны вцелом, сглаживанию возникающих в процессе рыночных отношений экономическихдиспропорций.
Российские ученыевыделяют несколько типов налоговой политики:
Первый тип – политикамаксимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно». Приэтом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов несопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставокопределена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае.Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.
Второй тип – политикаразумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, обеспечивая емублагоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится изналогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, посколькугосударственные поступления сокращаются.
Третий тип – налоговаяполитика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но призначительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличениеразличных социальных фондов. Такая политика ведет к раскручиванию инфляционнойспирали.
В сильной экономике всеуказанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характеренпервый тип налоговой политики в сочетании с третьим.
Налоговая политика иналоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль неоднозначна поотношению к структуре бюджетных интересов и по отношению к интересам субъектовхозяйствования. Для бюджета рост налоговых изъятий является положительнымфактором, а для субъектов хозяйствования оценивается как отрицательный фактор, побуждающийих минимизировать налоговые обязательства разными способами. Из-за тяжестиналогового бремени, несправедливых принципов обложения минимизация налоговзачастую носит незаконный характер. Роль налогов постоянно меняется взависимости от изменения приоритетов системы государственных органовуправления. В отличие от функций роль налогов более подвижна и многогранна, онаотражает в концентрированном виде интересы и цели определенных социальных группи партий, стоящих у власти.
2. 1.Конституционный принцип единства налоговой политики.
Конституционный принципединства налоговой политики обусловливает принцип единства системы налогов.Однако его значение этим не ограничено. Он предъявляет определенные требованияне только к перечню налогов, но и к содержанию законов о налогах, принимаемыхна федеральном, региональном и местном уровнях.
Согласно ст. 8Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется единство экономическогопространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержкаконкуренции, свобода экономической деятельности. Единство экономическогопространства — непременный атрибут государства с рыночной экономикой, условиесвободного и динамичного развития общества.
Принцип единстваэкономического пространства реализуется посредством различных механизмов, в томчисле и финансовых.
Реализация данныхпринципов — одно из направлений деятельности Правительства РФ. Статья 114Конституции РФ определяет, что Правительство РФ обеспечивает проведение вРоссийской Федерации единой финансовой и денежной политики.
Как следует изприведенных статей Конституции РФ, содержание принципа единой финансовойполитики состоит не в сосредоточении у федерального центра всех финансовыхполномочий, а в разработке им единых обязательных стандартов финансовойдеятельности, обеспечивающих условия формирования бюджетов Федерации итерриторий при поддержании баланса прав и интересов всех участников финансовыхотношений.
Указанные статьиКонституции РФ лежат в основе сформулированного КС РФ принципа единойфинансовой политики, включающей и единую налоговую политику.
Содержанием единойналоговой патетики является недопущение установления налогов, нарушающихединство экономического пространства Российской Федерации.
Конституция РФ неисключает принятия субъектами Федерации налогового законодательства,направленного на создание более привлекательных условий хозяйствования посравнению с другими территориями. Такие действия могут иметь местоисключительно в пределах, установленных федеральным законодательством. Так,субъекты Федерации могут снизить ставки налога на прибыль по сравнению сустановленными в федеральном законе (в отношении части налога, зачисляемой врегиональный бюджет).
Ограничение политикиналоговых льгот может происходить и от налогового, и от бюджетногозаконодательства. Чрезмерная увлеченность созданием льготных условийналогообложения подрывает доходную базу территории и вызывает потребность вдополнительных дотациях и субсидиях из федерального бюджета.
Политика расширения налоговыхльгот может привести к созданию условий, позволяющих формировать бюджеты однихтерриторий за счет доходов других территорий. Вероятность этого особенно великапри существующей несовершенной системе налоговой регистрации субъектовпредпринимательской деятельности.
Единство налоговой предполагает,что условия налогообложения, устанавливаемые в регионах и местностях, не будутдействовать искажающе на объективно складывающиеся рыночные отношения, не будутприводить к снижению доходов других регионов и местностей.
Не всякое снижение уровняналогообложения приводит к нарушению этого принципа. Можно выделить несколькопризнаков, которые свидетельствуют о недобросовестной налоговой политикерегиона:
• условия налогообложения таковы, чтоособые выгоды получают только нерезиденты или же эти выгоды возникают в связи соперациями с нерезидентами;
• условия налогообложенияпрепятствуют регионам, откуда происходят получатели выгод, учитывать приформировании налоговой базы результаты их деятельности в данном регионе;
• налоговые преимуществапредоставляются, если налогоплательщик не ведет реальной экономическойдеятельности в данном регионе или ведет ее в минимальном объеме;
• правила определенияналогооблагаемой базы отличаются от общепринятых;
• принимаются меры «неразглашениюконкретных условий налогообложения; практикуется при внешнем соответствииналогового законодательства общепринятым правилам, изменение условийналогообложения по договоренности, достигнутой на административном уровне, т.е.скрыто.
Законы субъектовФедерации, нарушающие принцип единства налоговой политики, решениями судебныхорганов могут быть признаны недействительными.
/>
В Постановлении от 21марта 1997 г. КС РФ отметил, что «единство экономического пространства и,следовательно, единство налоговой системы обеспечивается единой системой федеральныхналоговых органов».
Этот принцип построениясистемы налоговых органов определяется принципом единства налоговой политики:для обеспечения единообразного применения налогового законодательства требуетсяналичие одного контрольного органа. Поэтому Министерство Российской Федерациипо налогам и сборам (МНС России) в качестве единой системы контроля засоблюдением налогового законодательства осуществляет свои полномочия вотношении как государственных, так и местных налогов.
По предметам совместноговедения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законыи иные нормативные акты субъектов Федерации.
МНС России являетсянезависимой системой контроля за соблюдением налогового законодательства.Независимость понимается прежде всего как независимость от местных органоввласти и управления. Это конкретное проявление принципа разделения властей,системы «сдержек и противовесов”: праву местных органов власти вводитьместные налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы противостоитобязанность налоговых инспекций действовать в строгом соответствии с буквой идухом закона. Налоговые инспекции имеют право выполнять только те решения ипостановления по налоговым вопросам региональных и местных органов власти,которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных им прав.Региональные и местные органы власти и администрация не имеют права изменятьили отменять решения налоговых органов, а также давать им оперативныеруководящие указания.
МНС России —централизованная система контроля за соблюдением налогового законодательства.
2.2. Имитационныйанализ налоговой политики.
Имитационный анализ служит в настоящеевремя важным дополнением к эмпирическим исследованиям. Он позволяетисследователям проводить «испытание» конкретных гипотез одинамике сбережений на соответствие эмпирическим закономерностям для выявлениявозможной эмпирической значимости определенных видов динамикисбережений или проведения эконометрического анализа. Имитационные моделидают возможность изучения более сложных и реалистичных политическихвопросов и более глубокого, по сравнению с другими методами,понимания относительной практической значимости ключевыхпараметров.
В качестве примера использования имитационных моделей динамикисбережений рассмотрим, ситуацию с предохранительными сбережениями. Первый ивторой вид рыночного несовершенства возникает вследствие действия на рынкаханнуитетов и ограничений ликвидности. Еще один, третий, вид рыночногонесовершенства возникает вследствие тех трудностей, с которыми потребителимогут сталкиваться при страховании себя от риска неопределенности заработков.Неопределенность заработков может вызываться риском безработицы, шоками впроизводственном или профессиональном равновесии, действующими на заработнуюплату, состоянием здоровья индивида и другими рисками. Такие связанные сполучением трудовых доходов риски страхуются нелегко, поскольку подобный видстрахования создает очевидные отрицательные стимулы к предложению труда.Поэтому домашние хозяйства должны уметь «самоподстраховываться» с помощьюпредохранительных сбережений.
Учеными были разработаны модели «предохранительных» сбережений,в которых домашние хозяйства накапливают богатство в форме страхования от риска,связанного с получением трудовых доходов. В общем виде эти модели техническисложны, так как предусматрива-10Т оптимизацию в условиях многопериоднойнеопределенности. Вместе с тем они с успехом могут быть построены на основеимитации данных об уровнях заработков и риска и правдоподобных характеристикпредпочтения. Одной из целей таких имитационных моделей является. определение объемасбережений, который домашнее хозяйство •может позволить себе, исходя изпредохранительных мотивов.
Имитационные методы моделирования, кроме того, позволяют раскрытькачественные свойства моделей предохранительных сбережений, которые было бытрудно выявить, используя методы общего теоретического анализа. Например,модели с предохранительными сбережениями демонстрируют наличие у пожилой частинаселения «избыточной чувствительности» потребления к текущим доходам инизким уровнем накопления «отрицательного» богатства. Эти модели основаны и втом и в другом случае на эмпирических наблюдениях. Некоторые ученые находятнесоответствие этих моделей моделям, построенным на основе гипотезы осоотношении стандартного жизненного цикла и постоянного дохода. Однако, по ихмнению, они столь же успешно свидетельствуют в пользу рационирования кредитаили существования «наследственного» мотива к сбережениям. Даже если сформальной точки зрения такие имитационные модели не Могут считаться эмпирическимобоснованием мотива к предохранительным сбережениям, то, по крайней мере, онислужат убедительным объяснением того, что может лежать в основе некоторых явныханомалий, встречающихся в эмпирических исследованиях. Имитационный анализвыявляет качественные эффекты налоговой политики, он позволяет оценитьразличные эффекты в количественном отношении.
Когда рынки капитала несовершенны, вполне вероятно, что анализналогообложения и сбережений по благосостоянию будет значительно меняться.Вместе с тем у аналитика имеется немного возможностей для понимания последствийналоговой политики, проводимой в подобной среде. Взаимоотношения фактороврыночного несовершенства и налоговой политики настолько сложны, что проведениечисто теоретического анализа крайне проблематично.
4.2. Налоговое регулирование иего особенности в России
Налоговое регулирование —совокупность мер косвенного воздействия государства наразвитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет повышенияили понижения общего уровня налогообложения. Это ставки прямого индивидуальногоподоходного налога, налогу на прибыль, косвенных налогов, налоговых скидо^ наинвестиции («налоговый кредит») разнообразных специальных налоговых льготупоощряющих деловую активность.
Осуществляя воздействие на экономику, государство, как правило,стремится к достижению:
— постоянного устойчивогоэкономического роста;
— стабильности цен наосновные товары и услуги;
— полной занятоститрудоспособного населения;
— определенногоминимального уровня доходов населения;
— социальной защищенностиграждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;
— равновесия вовнешнеэкономической деятельности.
Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Так, еслиначинают расти цены, то необходимо проводить меры по их ограничению и регулированию.Но ограничение цен почти наверняка приведет к замедлению экономического роста иснижению занятости. Достижение полной занятости с той же неизбежностьюприведет к повышению цен, ибо надо выплачивать заработную плату большемуколичеству людей и к тому же снизится конкуренция на рынке труда. Ростзаработной платы стимулирует ускорение автоматизации производства и увеличиваетбезработицу. Снижение налогов, увеличение государственных расходов на социальныецели порождает бюджетный дефицит, инфляцию, рост цен. Таким образом,сбалансированность, оптимизация налоговых регуляторов — первейшая задачаналоговой политики государства.
Основным инструментом государственного регулирования являетсяналоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство.При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному хозяйству(налогообложение, кредитование, инвестирование), государство побуждаетосуществлять хозяйственную деятельность, удовлетворяющую общественныепотребности. Наряду с выполнением чисто фискальной функции система налогов исборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство,его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса.Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловуюактивность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательскойдеятельности; создать предпосылки для снижения издержек производства иобращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособностинациональных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводитьпротекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарномурынку. Налоги создают основную часть доходов государственного, региональных иместных бюджетов, обеспечивая возможность финансового воздействия на экономикучерез расходную часть.
Основные направления воздействия финансово-бюджетного механизмагосударства на процесс расширенного воспроизводства следующие:
— бюджетноесубсидирование, например, на закупки излишков сельскохозяйственной продукции,на поддержание розничных цен;
— государственные инвестиции в экономику;
— прямое субсидированиепредприятий в виде дотаций или возвратных ссуд, кредитная политика. Получениегосударственных кредитов избавляет от риска и высвобождает собственныесредства компаний;
— введение принеобходимости денежно-кредитных ограничений: регулирование цен, условийпотребительского кредита, ограничение кредита, валютный контроль;
— лицензирование;
— совершенствованиезаконодательства о частной торговле: стандартизация продукции, государственныйарбитраж, антитрестовское законодательство;
— финансированиенаучно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
— осуществлениеэффективной налоговой политики.
3. 2. Налоговое регулирование в зарубежных
странах
В зарубежных странах также используются финансово-кредитныеи налоговые рычаги регулирования народного хозяйства.
Государственнымии муниципальными властями осуществляется значительная часть капитальныхвложений в экономическую инфраструктуру. В регулирование экономики во многихстранах активно вовлекаются местные органы управления. В 80-х гг. был проведенопрос мэров 326 крупнейших городов США. Среди наиважнейших проблем около 90 процентовмэров назвали экономическое развитие и обеспечение безопасности граждан. Приэтом каждый четвертый мэр поставил проблему увеличения занятости на первоеместо по значению и важности, а 70 процентов назвали ее в качестве одной изтрех первоочередных задач.
Местные органы управления заинтересованы впривлечении на свою территорию частных капиталов и готовы оказывать инвесторамкосвенную помощь. Она может заключаться в скидках с продажной цены илиарендной платы при покупке или найме земельных участков и зданий, вобеспечении займов, участии в гарантийных фондах, создании промышленных зон.И, конечно, к стимулирующим мерам относится постоянное или временное освобождениеот местных налогов.
В ряде стран практикуется стимулирование инвестицийв определенные регионы, например, вложения на территориях, находящихся наокраинах городов. В экономически отсталых районах стимулируются капитальныевложения на реконструкцию и модернизацию производства. В некоторых случаях выплачиваетсянадбавка к инвестициям, не подлежащая налогообложению. Эта надбавка можетдоходить до 10процентов общего объема капиталовложений. Независимо отнадбавки или в дополнение к ней из бюджета может выплачиваться прямая субсидияна капитальные вложения, облагаемая налогом. Это широко практикуется,например, в Германии.
Во второй половине XX в. встала задачапереориентации промышленности па развитие новых передовых производств,сопровождаемой модернизацией инфраструктуры и переквалификацией рабочей силы.Осуществить это можно было лишь при активном уча-. стии государства,применившего широкие налоговые льготы и другие методы финансового воздействия.
Так, вВеликобритании, Франции, Италии, Нидерландах, Норвегии в подлежащих развитиюрайонах используются государственные инвестиции, субсидии и займы целевогоназначения, размещение там предприятий национализированных отраслей, строительствопроизводственных зданий широкого назначения, которые сдаются в аренду илипродаются предпринимателям на благоприятных финансовых условиях с временнымосвобождением от налога на собственность.
В Германии крупные налоговые льготы получаютфирмы, инвестирующие капитал в восточные земли. Поддерживается налоговымильготами Рурская область, где расположена сталелитейная промышленность.Стимулируется развитие современных отраслей промышленности в сельскойместности. Старинные кварталы города Любека, например, были сохраненыблагодаря тому, что фирмы, занимающиеся ид реставрацией, получили крупныеналоговые льготы. В Греции налоговыми льготами стимулируются инвестиции вобласти Фракии, в приграничные материковые области и острова.
В некоторых странах, например, в Германии, воФранции, на территориях ряда муниципалитетов введена специальная бюджетнаянадбавка за каждое вновь созданное рабочее место наряду с применениемналоговых льгот. Местные органы управления несут немалую долю расходов поподготовке рабочей силы для новых отраслей хозяйства. Кроме того, предприятия,самостоятельно организующие подготовку и переподготовку своих рабочих, служащихи специалистов, пользуются налоговыми льготами.
Финансовоевоздействие на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но исдерживающим. Это необходимо прежде всего для регулирования развития районовс высокой концентрацией производства и населения. Чрезмерная концентрация населенияи хозяйственной активности ведет к обострению проблем охраны окружающейприродной среды, народонаселения, ресурсообеспечения и др. В основесдерживающих мер со стороны государства и местных органов управления лежитдополнительное налогообложение или лицензирование предпринимательскойдеятельности. Дополнительное налогообложение в таких случаях практикуется вНидерландах, Японии. Введение стабилизационных налогов применяется вГермании. Упор на лицензирование делается в Великобритании, Франции, Италии.При этом лицензирование также следует рассматривать в виде дополнительногоместного налога — лицензионного сбора. В Японии сдерживающее воздействие на развитиеэкономики осуществляется главным образом манипулированием ставками земельногоналога.
Повышениеналогов в той или иной форме оказывается наиболее эффективным и надежным средством,когда нужно сдержать слишком «горячую» конъюнктуру. Регулирующие цели можетпреследовать как отмена налоговых льгот, так и введение новых налогов.Классическим примером служит введенный в начале века в Германии и сохранившийсятам до сих пор налог на уксусную кислоту. Его породила необходимость создатьискусственную уксусную кислоту и прекратить расходование на эти цели вино.Денежные поступления от данного налога едва-едва покрывали расходы на еговзимание. Но техническая задача была решена и регулирующая экономическая цельдостигнута. Налог сохраняется как историческая реликвия, принося сегоднябюджету Германии лишь несколько миллионов марок. А вот более современныйпример решения с помощью роста налога уже не экономической, а социальнойзадачи. После резкого увеличения в ер-мании акциза на табак некурящих сталозначительно больше, чем в результате длительной пропагандистской кампании овреде курения.
С помощью налогов в западных странах решаются ипроблемы экологии. В свое время промышленность Германии оказывала сопротивлениерешению об оснащении автомобилей катализаторами. Тогда был резко снижен налогна оснащенные ими автомобили. Понижен акцизный сбор на те виды бензина,которые используются автомашинами с катализаторами. Наряду с этим увеличенакциз на сорта бензина, содержащие свинец и другие добавки, используемые встарых двигателях. Так «компенсировались» дополнительные расходы накатализаторы. И сегодня в Германии налог на автомобили зависит от двухфакторов: объема цилиндра, т.е. мощности двигателя и наличия (или отсутствия)катализатора. Так, при объеме цилиндра двигателя 100 кубических дециметроввладелец автомобиля с катализатором уплачивает налог 13 марок 20 пфеннигов, абез катализатора — 30 марок. Дифференцированные налоги на автотранспорт,учитывающие экологическую чистоту двигателя, применяются еще с 70-х гг. в США,а теперь практически повсеместно.
Во многих странах местные органы управлениярегулируют цены и продукцию отраслей общественного пользования.
Привозникновении монополий рыночный механизм не срабатывает, что может приводитьк неэффективному распределению и использованию ресурсов и росту цен.Монополия возникает в том случае, если на рынке оказывается один поставщик товара.На таком рынке конкуренция отсутствует, поскольку конкурентов попросту несуществует. Монополист полностью обеспечивает рынок и может назначать за свойтовар любую цену или поставлять его в любом количестве. Сделать и то, и другоеодновременно не получится, поскольку будет сказываться ограничительноедействие спроса при повышении цен.
Образование монополий может происходить в силуразличных причин. Картель создается независимыми ранее компаниями соглашениемо цене и квотах на производимую продукцию. Одним из видов мирового картеляявляется Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК). В США понятие «монополия»применяется к фирме или к группе фирм, обладающих таким влиянием на конкретномрынке, которое позволяет подавлять конкуренцию, регулировать объем и условияпоставок и фиксировать цены, нанося ущерб потребителю. В некоторых случаяхмонополия может быть установлена и государством.
В любом случае необходимоограничение негативных последствий деятельности монополий, и ведется оно понескольким направлениям. Среди них — прогрессивное налогообложение доходов фирм,налоги на сверхприбыль. Практически во всех странах действует антитрестовскоезаконодательство. Особенно жестким оно является в США и Японии. Но при этомзаконы о конкуренции, как правило, не распространяются на инфраструктурныеотрасли: транспорт, банковское дело, коммунальные службы (снабжение водой иэнергией). Зачастую не затрагивают они и добывающую промышленность — добычуугля, производство стали, в определенной мере сельское хозяйство (Германия). Вэтих отраслях государство регулирует объемы, цены, доступ на рынок. Считается,что здесь конкуренция не может обеспечить успешного выполнения возложенных наданные отрасли функций. В этих отраслях велик удельный вес государственныхпредприятий, поскольку главное для них — не прибыль, а удовлетворениепотребности общества.
3. 3. Налоговый механизм.
Ст. 57 Конституции РФ коротко и ясно гласит: «каждыйобязан платить законно установленные налоги и сборы». Налоговым КодекомРоссийской Федерации определены такие налоги и сборы, которые не препятствуютреализации гражданами своих конституционных прав.
В налоговойполитике любой страны важную роль играет налоговый механизм, который представляетсякак совокупность правил налогообложения, устанавливаемых государствомзаконодательным путем. Налоговый механизм определяет: кто уплачивает налог, вкаком объеме, что подлежит налогообложению, в каких единицах измеряется объектналогообложения, из каких доходов уплачивается налог, поэтому все налоги имеютэкономическое обоснование. Все налоги и сборы, определенные Налоговым КодексомРоссийской Федерации, не ограничивают свободное перемещение по всей территорииРоссийской Федерации товаров (работ, услуг), денежных средств и непрепятствуют законной деятельности налогоплательщика.
Вся совокупность юридических норм, устанавливающихвиды налогов в данном государстве, прядок их взимания и регулирующие отношения,связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств —это налоговое право. Налоговое право определяется общественно-экономическимстроем государства, его задачами и функциями. Налоговое право содержитспециальные нормы (элементы закона о налоге или налоговую модель),устанавливающие по каждому налогу субъектов налогообложения или основание длявзимания налога, ставку налога или его норму, порядок исчисления и взиманияналога, сроки уплаты, льготы по налогу, ответственность плательщиков, порядокобжалования действий органов взыскания, связанных с исчислением и взиманиемналогов.
За налогоплательщиком закреплено право получатьот налоговых органов и других уполномоченных государственных органовписьменные разъяснения по вопросам законодательства о налогах и сборах (ст. 21Налогового Кодекса Российской Федерации). Данная норма вменена в обязанностьналоговых органов.
Специальные налоговые режимы
Специальнымналоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборовв течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке,установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации и принимаемыми всоответствии с ним федеральными законами. При установлении специальныхналоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготыопределяются в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом РоссийскойФедерации. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная системаналогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложенияв свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытыхадминистративно — территориальных образованиях, система налогообложения привыполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. «Налоговый кодексРоссийской федерации». Части первая и вторая: официальный текст, действующаяредакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 416 стр.
2. И. Н. Богатая, И.Ю. Королева, Л. Н. Кузнецова, Т. П. Середа. «Налоги и налогообложение вРоссийской Федерации». Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону:«Феникс», 2001. 332 стр.
3. Булатова А. С.«Экономика», М.: Бек, 2000.
4. Дубов В. В.«Действующая налоговая система и пути ее совершенствования». Финансы-2001.
5. Евстижеев Е. И.,Викторова Н. Г., Ткачева Е. Г. «Основы налогообложения и налогового права:Вопросы и ответы. Практические задания и решения»: Учебное пособие – М.:ИНФРА-М, 2001. – 192 стр. – (Серия «Вопрос-ответ»).
6. Князев В.«Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговых служб» –Налоги – 2000.
7. Кучеров И. И.«Налоговое право России: Курс лекций». – М., Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2001. – 360 стр.
8. «Налоговое право:учебное пособие». Под редакцией С. Г. Тепеляева. – М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2000. – 608стр. (Серия «Академия бухгалтера и менеджера».)
9. «Налоги,налогообложение и налоговое законодательство», 2-е издание. Под редакциейЕвстижеева Е. Н. – Санкт-Петербург: Питер, — 2001. – 336 стр.: — (Серия«Учебники для вузов»).
10. Пономарев А. И. «Налоги иналогообложение в РФ», Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
11. Фишер С., Дорнбун Р., Шмалензи Р.,«Экономика», М.: Дело, 1999.
12. «Экономика налоговой политики». Переводс английского под редакцией Майкла П. Девере, М.: Информационно-издательскийдом «Филинъ», 2001. – 328 стр.
13. Юткина Т. Ф. «Налоги иналогообложение»: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 429 стр.