1.Структура налоговых систем
Структура налоговых систем африканских стран многом еще сохраняет черты
колониального прошлого. Это выражается в сходстве налоговых законодательств
с аналогичными законами бывших метрополий, в либеральном налогообложении
иностранных компаний, преобладании в структуре налоговых поступлений
таможенных пошлин. Вместе с тем за годы независимого развития произошли
изменения, которые были направлены на приспособление налогов к нуждам
национальной экономики.
В государствах, существовавших на территории континента до его
колонизации, уже использовались отдельные простейшие налоги – пошлины за
провоз товаров, налоги на скот, доля в производимой продукции (в
натуральной форме), но это была лишь начальная стадия развития
налогообложения. Колонизаторы принесли с собой современные виды налогов –
личный подоходный налог, налоги на корпорации и т.д. В связи с
интенсивным развитием внешних связей с метрополиями широкое
распространение получили таможенные пошлины.
Системы налогообложения в то время были подчинены интересам колониальных
администраций и выполняли следующие основные .задачи: во-первых,
финансировали затраты на содержание административного аппарата (это
достигалось главным образом за счет доходов от таможенных пошлин); во-
вторых, стимулировали приток дешевой рабочей силы на плантации и
промышленные предприятия (чтобы уплатить подушный налог, установленный для
всего взрослого мужского населения, африканцы вынуждены были наниматься на
постоянную или временную работу).
Объем ресурсов, перераспределяемых при помощи налогов, зависит не только от
величины налоговой базы, но и от усилий государство по их мобилизации.
Эффективность этих усилий в значительной мере обусловлена организацией
налогообложения, т.е. применением той или иной налоговой системы.
Последняя может быть определена как совокупность регламентации, связанных с
изъятием налогов (ставки, методы исчисления, способы изъятия т.д.).
Любая налоговая система включает в себя прямые и косвенные налоги.
Критерием для отнесения к тому или иному виду налогов является способ их
изъятия. Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода или имущества
налогоплательщика, косвенные – в виде определенной суммы с каждой единицы
товара или в процентах к стоимости товаров. Например, личный подоходный
налог, относящийся к прямым налогам, устанавливается как фиксированный
процент с некоторою суммы дохода, а акциз, являющийся косвенным налогом,
взимается как надбавка к цене облагаемого товара. Кто и в какой форме
уплачивает налог, т.е. кто является его носителем, часто определить очень
трудно. Это зависит от действия многих факторов. Например, налог на
корпорации при наличии достаточного спроса может быть переложен на
потребитель путем повышения цен и в конечном счете будет выступать для него
в виде косвенного налога. Или, наоборот, он может перекладываться на
производителей сырья и оборудования посредством занижения закупочных цен.
И, наконец, он может быть перенесен на рабочих за счет понижения заработной
платы.
Рассмотрение вопросов распределения налогового бремени, исследование
корней налоговой политики в каждом конкретном случае требуют детального
анализа степени переложения различных видов налогов, выяснения их
носителей. Вместе с тем такой анализ далеко не всегда возможен из-за
отсутствия, а иногда и умышленного сокрытия необходимых данных, и в любом
случае он может носить лишь предположительный характер. Это особенно
касается стран Африканского континента, с их слабой статистической базой.
Поэтому для удобства классификации, требующей единого, критерия, налоги
подразделяются на прямые и косвенные в зависимости от налоговой базы,
используемой при оценке налога. Косвенный характер налогов при таком
определении выражается в том, что сумма налога, уплачиваемая
налогоплательщиком, зависит от количества и стоимости потребленных им
товаров. Налогоплательщик может избежать уплаты налога, если откажется от
потребления того или иного товара. Поскольку традиционно в
капиталистических странах косвенными налогами облагаются главным образом
предметы широкого потребления, имеющие наибольший удельный вес в структуре
потребления беднейшей части населения, эти налоги выступают как наиболее
несправедливые. Вместе с тем для социальной характеристики налоговой
системы недостаточно констатации преобладания косвенных налогов. Много
зависит от налоговой политики государства, от того, какие именно товары по
падают в сферу косвенного обложения и как это соотносится со сложившейся
структурой потребления. Кроме того, на определенном этапе развития стран
Тропической Африки такое преобладание неизбежно.
2. Косвенные налоги. К косвенным налогам относятся: налоги на внешнюю торговлю (таможенные
пошлины) и налоги на внутреннюю торговлю (акцизы, налоги с оборота).
Таможенные пошлины по своему происхождению делятся на экспортные,
импортные и транзитные, по целям изъятия на фискальные,
протекционистские антидемпинговые и преференциальные, по способу обложения
– на специфические, адвалорные смешанные. Таможенные пошлины взимаются с
экспортера или импортера. Ставки устанавливаются в процентах стоимости
товара (адвалорная пошлина) или вид фиксированной суммы с единицы его
физического объема {специфическая пошлина). В настоящее время практически
во всех: африканских странах широкое распространение получили адвалорные
пошлины. Это объясняется, во-первых, стремлением увеличить доходы от
обложения импорта в условиях постоянного роста цен на товары из развитых
капиталистических стран, а во-вторых, сложностью применения специфических
ставок при значительно расширившейся номенклатуре импорта, увеличении в нем
доли станков и оборудования.
Вместе с тем, ряд товаров продолжает облагаться специфическими
пошлинами. Эти пошлины применяются в том случае, когда обложение
продиктовано чисто фискальными соображениями. Специфическими пошлинами
чаще облагается экспорт африканских государств, хотя они могут
распространяться и на импортные товары, такие, как алкогольные напитки, сигареты. Иногда специфические пошлины используются в комбинации с
адвалорными (так называемые смешанные пошлины): в качестве основной ставки
выступает адвалорная, а специфическая – в качестве минимальной. Например,
экспортная пошлина на кофе в Кении в конце 70-х годах составляла 10% цены, но не менее 6 тыс. кенийских шилл. с тонны.
Уплачивая таможенную пошлину, экспортер или импортер выступает как
субъект налога. Однако он, как правило, не является его носителем – лицом,
уплачивающим налог в конечном счете, так как последний через механизм иен
может быть частично или полностью переложен. Возможности переложения
зависят от многих факторов: соотношения спроса и предложения, стабильности
валютных курсов, наличия товаров-заменителей импортной продукции на
внутренних рынках, мобильности производителей (т. е. способности
относительно быстро в условиях неблагоприятной конъюнктуры переходить к
производству другого товара.
При существующих ценах мирового рынка и при отсутствии местного
производства соответствующих товаров или их заменителей, розничные цены на
товары. подлежащие обложении импортными пошлинами, возрастают на сумму
уплаченной пошлины. Подчиненное, неравноправное положение африканских
государств на мировом рынке, зависимость их от поставок оборудования к
многих потребительских товаров из развитых капиталистических стран приводят
к тому, что импортные пошлины практически полностью перекладываются на
потребителей.
Носителем же экспортной пошлины, в том случае когда речь идет о
традиционном сельскохозяйственном экспорте, является, как правило,
африканский производитель. Постоянное превышение предложения над
спросом, приводящее к снижению цен, препятствует переложению этих
пошлин на иностранных потребителей. Африканцы обычно не имеют возможности
быстро переориентироваться на производство какой-либо другой продукции из-
за нехватки средств, отсутствия информации , более низких цен на
сельскохозяйственные товары, предназначенные для потребления внутри страны.
Поэтому они вынуждены продавать произведенный продукт экспортеру по
значительно более низким ценам по сравнению с ценами мирового рынка. За
счет разницы между этими ценами экспортер компенсирует уплаченную им ранее
пошлину.
Разделение таможенных пошлин на протекционистские, фискальные и т.д.
определяется теми задачами, которые ставят перед собой африканские
государства, облагая данными налогами те или иные товары. Различным видам
пошлин соответствуют разные размеры ставок. Таможенные тарифы стран Африки
содержат обычно четыре основные группы ставок импортных пошлин.
Первая группа – максимальные ставки , или (70-100% и более). Они
применяются для обложения предметов роскоши, к который в африканских
государствах, как правило, относятся следующие статьи импорта:
драгоценности, часы, алкогольные напитки, табачные изделия, предметы
потребления длительного пользования ( в том числе дорогостоящие
автомобили), деликатесы (сладости, консервированное мясо) и т.д. В
Танзании максимальные ставки составляют 100-200%, в Судане-600%, а в Сомали
– 129-736% (последняя используется при обложении спиртных напитков) .
Максимальные ставки применяются чаще всего с целью ограничения
потребления, экономии иностранкой валюты, что, хотя и ведет к потере
потенциального дохода государства, может способствовать более рациональному использованию валютных резервов, повышении нормы накопления. Пошлины,
имеющие такие высокие ставки, относятся к разряду запретительных.
Вторая группа – повышенные ставки (30-50%, а в ряде стран – до 70%).
Они используются чаще всего при обложении товаров, аналогичных
производимым внутри страны, т.е. с целью защиты национального производства.
Такие пошлины носят название протекционистских.
Третья группа – стандартные ставки -применяются к товарам широкого
потребления (одежда, обувь, велосипеды, радиоприемники), а также к тем
видам сырья и оборудования, импорт которых не пользуется льготным режимом.
Ставки находятся на уровне 25-30%, а в некоторых странах 40-50% цены
товара. Обложение осуществляется с фискальными целями и дает , основную
долю общей суммы государственных доходов от налогов на импорт, в том числе
пошлины на потребительские товары – более половины поступлений.
И, наконец, самые низкие, льготные, ставки (четвертая группа)
используются для обложения товаров, к которым относятся предметы первой
необходимости например, основные продукты питания, медикаменты, товары,
важные для социально-экономического развития страны, – оборудование, книги,
семена. Часто импорт этих товаров совсем освобождается от пошлин.
Ставки экспортных пошлин, как уже отмечалось, чем импортных,
устанавливаются в виде фиксированной суммы с единицы товара. Адвалорные
экспортные ставки, как правило, не превышают 20-30% товара, а обычно
находятся на уровне менее 10%. Как исключение можно привести пример
Эфиопии, где в конце 70-х годов существовал сверхналог на экспорт сахара (80-90%) и на семена хлопка – 60%. Высокий экспортный налог
применяется : также в Руанде – 130% цены чая, муки, экстрактов пиретрума и
корицы.
Экспортные пошлины взимаются с фискальными целями для мобилизации
ресурсов в казну. Их невысокие, как правило, ставки объясняются
стремлением, африканских государств не затрагивать серьезно
конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Высокими
экспортными пошлинами облагался раньше экспорт минерального сырья, однако в
последнее время значение этого источника государственных доходов
уменьшилось из-за того. что был значительно увеличен подоходный налог на
прибыль добывающих компаний, т.е. доходы от экспорта этого вида товаров
стали изыматься по другому каналу. Налоги на внутреннюю торговлю (или
внутренние косвенные налоги) вводились в африканских государства по мере
развития товарно-денежных отношений, расширения внутреннего рынка. Рост
производства товаров, предназначенных для внутреннего потребления, привел к
появлению новых объектов налогообложения. С развитием промышленности в
африканских странах изменилось структура импорта, в котором повысилась доля
оборудования, облагаемого по льготным ставкам, что привело к потере
части таможенных доходов. Сокращению поступлений от импортных пошлин
способствовало также введение высоких протекционистских ставок на ввоз тех
товаров, производство которых налажено внутри африканских стран. Это
заставило африканские государства искать новые источники доходов.
Обычно различают два основных вида налогов на внутреннюю торговлю –
акцизы и общий налог на продажи, или налог с оборота. Трудно четко
определить различие между двумя этими видами налогов, так как оно
достаточно условно. В качестве критерия могут быть использованы область
применения налога и ставки. При обложении акцизом для каждого конкретного
вида товара применяется отдельная ставка. В большинстве африканских стран
первыми товарами, облагавшимися акцизами, стали сигареты и алкогольные
напитки. Позднее к ним прибавились такие предметы массового потребления,
как сахар, спички, мыло и некоторые другие. Поскольку большая часть
подакцизных товаров в равной мере необходима для всех слоев населения
африканских стран, имеющих денежные доходы, налоговое бремя (доля налогов в доходах) распределяется между представителями эксплуататорской прослойки
и трудящимися, уровень доходов которых чрезвычайно низок. Таким
образом, в акцизах в полной мере проявляется несправедливый, регрессивный
характер косвенного налогообложения.
Налог, включенный в цену товара и взимаемый с потребителей, обычно
превышает сумму, уплаченную в государственную казну производителями
подакцизного товара. Косвенные налоги повышают цены на товары, так как
торговцы прибавляют к этим ценам не только сумму косвенных налогов, но и
процент, и прибыль на капитал, авансированный на их уплату. В
результате трудящиеся вынуждены сокращать свое потребление до минимума, а
предприниматели получают дополнительную прибыль, которые буржуазные
исследователи считают, что в условиях африканских стран вносят элемент
прогрессивности в налогообложение той части населения которая уплачивает
лишь пропорциональный подушный налог. Необходимо признать, что в условии
низкой эффективности прямого обложения в африканских странах внутренние
косвенные налоги часто являются единственным инструментом, позволяющим
мобилизовать доходы значительной части африканского населения. Однако
прогрессивность налогообложения, очевидно, достигаться не за счет
обложения невысоких денежных доходов основной массы сельского и части
городского населения, а путем увеличения а в государственный бюджет
наиболее состоятельных членов африканского общества. Стремление к
увеличению поступлений от внутренних косвенных налогов заставило
африканские государства в конце 60-х – начале 70-х годов ввести
универсальный акциз – общий .налог на продажи. Первоначально он был
установлен во франкоязычных ( а позднее – в бывших английских) колониях.
Универсальный характер этого налога заключается в том, что им облагаются
все товары, реализуемые и страны, как произведенные национальной
промышленностью, так и импортированные из-за рубежа. Существуют различные
виды налога на продажи: каскадный налог, взимаемый на всех стадиях движения товара от
производителя к потребителю; налог на оптовую торговлю, уплачиваемый производителями или компаниями,
занимающимися оптовой торговлей; налог на розничную торговлю; налог на добавленную стоимость», который, подобно каскадному, взимается
на всех стадиях движения товара, но на каждой последующей стадии
налогоплательщику предоставляется скидка в размере налога, уплаченного им
на предыдущей стадии.
В большинстве государств Африканского континента используется налог
на оптовую торговлю, где, главным образом, на стадии реализации товаров
производителями или импортерами. Это объясняется относительной простотой
изъятия такого налога, так в африканских странах число крупных
зарегистрированных предприятий обрабатывающей промышленности, правило,
невелико. Обложение импортных товаров реализуемых на внутреннем рынке,
также не представляет больших сложностей, поскольку они регистрируются при
прохождении через таможню. На долю доходов от обложения импорта приходится
значительная часть поступлений от налога на продажи.
Практически единственной страной, в которой пользуется налог на
розничную торговлю, является Зимбабве. Этот налог существует там с 1963 г
применяется ко всем товарам, реализуемым в розничной торговле, за
исключением основных продуктов питания, лекарств, семян и удобрений.
Первоначально применялась одна ставка налога, составлявшая 5% цены товара,
а к 1982 г. существовало уже две ставки – общая – 15% и на предметы
роскоши – 18%.
В ряде стран Африки {Кот-д ‘ Ивуар, Мадагаскар, Сенегал) используется
налог на добавленную стоимость, в некоторых франкоязычных странах
применяется налог на продажи, построенный по образцу существовавшего во
Франции до 1936 г. налога на производство. При обложении этим налогом во
избежании двойного, тройного и т.д. налогообложения готового продукта
налогоплательщику разрешается вычитать суммы валовых продаж стоимость сырья
и полуфабрикатов, потребленных в процессе производства называемое
правило физического ингредиента.
Поскольку использование этих налогов требует достаточно четкой
системы учета для определения размеров скидок, их применение
ограничивается, правило, небольшим количеством наиболее крупных
торговых и промышленных предприятий.
Достоинство налога на продажи по сравнению с акцизами заключается в том,
что он применяется к более широкому кругу товаров. Обложение этим налогом
товаров, произведенных за пределами страны, дает возможность ввести
некоторые элементы прогрессивности в систему косвенного налогообложения за
счет дифференциации ставок на предметы потребления различных групп
населения. Эксперты МВФ считают, что тот вид налогов сыграет решающую роль
в увеличении поступлений государственных бюджетов в большинстве Тропической
Африки.
Возможности дифференцированного обложения налогом с продажи реализуются,
однако, далеко не во всех африканских странах. В большинстве из них
используются две или три ставки. Например, в Замбии наиболее
распространенная ставка составляет 10% и в редких случаях она может быть
увеличена до обьема продаж, а в Кении применяются две ставки 15 и 20%. В то
же время в Уганде в 1978 г, применялось 19 адвалорных ставок и несколько
специфических, а в Танзании – 24 специфических и 24 адвалорных ставки.
Максимальная ставка на предметы роскоши составляла в Танзании 50% объема
продаж. К косвенным налогам, аналогичным по существу фискальным
монополиям (косвенные налоги на товары массового потребления, являющиеся
объектом государственного производства и торговли), многие авторы относят
прибыль функционирующих в Африке закупочных монополий, хотя источником
прибыли является доход производителя, а не потребителя, как это бывает
чаще всего при обложении косвенным налогом. Прибыль этих компаний
определяется разницей между общей суммой поступлений от экспорта и
официальной закупочной ценой.
3. Прямые налоги. Прямые налоги подразделяются на личные и реальные. Реальные налоги
взимаются с реальной собственности вне всякой связи с возможностями
налогоплательщика (например, подомовой налог исчисляется в зависимости от
количества окон, общей площади и т.д.). Личные же налоги определяются
соответствии с доходом субъекта налогообложения. В развитых
капиталистических странах реальные налоги на современном этапе потеряли
свое значение. В странах Африки, они вообще не получили широкого
распространения.
К личный налогам относятся подоходный налог населения и на прибыль
корпораций – при этом корпорация рассматривается как юридическое лицо),
налог на сверхприбыль, на передачу наследств и дарении; на капитал,
поимущественный и подушный налоги, реальным – поземельный, подомовой,
промысловый, ценные бумаги.
По сравнению с косвенными налогами прямые налоги обладают рядом
преимуществ: непосредственная связь с размерами дохода, прогрессивность
(увеличение ставки обложения по мере роста доходов налогоплательщика),
относительная стабильность по сравнению с доходами от таможенных пошлин,
зависящих от колебаний мировых цен на африканский экспорт. Сферу прямого
налогообложения ограничивает также освобождение от налогов
правительственных чиновников, военной верхушки, щедрые налоговые льготы
иностранным компаниям.
Действующее в африканских странах законодательство о прямых налогах во
многом испытывает на сев влияние бывших метрополий. С точки зрения
используемой техники налогообложения выделяются две большие группы стран: следующие английским традиция налогообложения {англоязычные) и
опирающиеся на французский опыт (франкоязычные). Особенно ярко
различия между двумя этими группами проявляются при обложении подоходным
налогом.
Во франкоязычных странах Африки для обложения доходов населения
используется, как правило, так называемый шедулярный подоходный налог.
Этим налогом облагается не весь доход налогоплательщика, а только какой-
нибудь конкретный его вид (по источнику входа). Например, в Кот-д ‘ Ивуаре
существует три шедулярных подоходных налога. Это, во-первых, налог на доход
от предпринимательской деятельности в промышленности, сельском хозяйстве и
торговле. Уплачивается он главным образом мелкими товаропроизводителями,
торговцами и фермерами. Ставка налога составляет 35%, при этом 25%
мобилизуется в бюджет, а 10% поступает в Национальный фонд
капиталовложений. Во-вторых, – налог на коммерческие доходы, (сюда
относится прибыль от недвижимости, рента). Ставка этого налога, так же как
и налога на доход от предпринимательской деятельности, составляет 35%,
однако она может быть уменьшена до 15%, если доход используется на
приобретение ценных бумаг выпускаемых местными банками. В-третьих, – это
налог на заработную плату, пенсии и другие выплаты, которым облагается 80%
полученной заработной платы по ставке 1,5%.
Кроме того, в Кот-д Ивуаре имеется общий, или, глобальный, подоходный
налог, взимаемый по прогрессивным ставкам (максимальная-60%). Им облагается
также не весь доход налогоплательщика, а его определенные составляющие.
Налоговые законодательства разных стран включают в эту категорию различные
виды доходов с учетом персональных льгот. Например, в соответствии с
налоговым законодательством Кот-д Ивуара, при обложении глобальным
подоходным налогом к разрешенным вычетам из валового дохода относятся:
проценты по займам; периодические выплаты некоторым лицам (например,
родителям, детям), осуществляемые в добровольном или принудительном
порядке; все прямые налоги; вклады в пенсионные фонды и страховые премии. В
Кот-д’ Ивуаре и в большинстве франкоязычных стран Африки, отсутствуют
персональные льготы. Вместо этого облагаемый доход делится на части по
числу членов семьи налогоплательщика. Например, доход женатого человека без
детей делится на две части. Если налогоплательщик имеет двоих детей и жену,
его доход делится на три части (на каждого из детей приходится по половине
доли) и т.д. Затем налоговая ставка по прогрессивной шкале применяется к
полученный в результате деления долям дохода, после чего определяется сумма
налога.
Такая система подсчета налога достаточно сложна что делает практически невозможным использованы формы налоговых деклараций. В результате данный
налог затрагивает главным образом рабочих и служащих относительно крупных
компаний. Это сужает сферы применения общего подоходного налога,
уменьшает объем ресурсов, которые он может мобилизовать. Обложение доходов
населения дважды – шедулярным и общим подоходным налогом – приводит к
удорожанию соответствующего административного аппарата, усложняет контроль
за уплатой, предоставляя тем самым возможность уклонения от нее.
В англоязычных странах используется, как правило, глобальный подоходный
налог, взимаемый по прогрессивной шкале ставок. Так, в Нигерии в начале 80-
х годов ставки подоходного налога были следующими: первые 2000 найр 10% следующие 2000 найр 15% следующие 2000 найр 20% следующие 2000 найр 25% следующие 2000 найр 30% следующие 5000 найр 40% следующие 5000 найр 45% следующие 10 000 найр 55% доход, превышающий
30 000 найр 70%
При определении облагаемого дохода в соответствии с налоговым
законодательством английского образца налогоплательщику предоставляются
персональные льготы. Например, в Нигерии в 1980 г. существовали:
персональная скидка в размере 1200 найр или 10% дохода зависимости от того,
какая сумма больше; скидка на детей – по 250 найр на каждого (максимальная
сумма скидки – 1000 найр); скидка на жену – 300 найр, на близких
родственников, которые не могут работать по состоянию здоровья или получают
не более 400 найр в месяц; скидка на страхование жизни.
Долгое время во всех африканских странах применялся подушный налог. Он
был одним из первых налогов, которым колониальные власти обложили
африканское население с целью изъятия доходов и стимулирования работы по
найму. Это был массовый налог – им облагался, каждый мужчина, достигший
совершеннолетия. Для всех налогоплательщиков была установлена единая
фиксированная сумма платежей, не связанная с размерами доходов. Поступления
от этого вида налогов были невелики из-за очень низких ставок, а с ростом
различий в доходах населения росло и неравенство обложения. К настоящему
времени подушный налог сохранился лишь а Либерии, Гвинее-Бисау, Мали, Чаде,
ЦАР и некоторых других африканских странах.
В ряде государств Африканского континента используется так называемый
африканский персональный налог который занимает как бы промежуточное
положение между подушным и подоходным налогами, являясь переходной ступенью
от первого ко второму. Так же, как и при подушном налогообложении, данный
налог взимается в виде фиксированной суммы, однако при определении этой
суммы делается попытка учесть доходы налогоплательщика африканский
персональный налог не является специфическим африканским явлением. Такое
название в африканских странах он получил из-за того, что в колониальный
период этим налогом облагались африканцы, а белое население платило
подоходный налог по европейскому образцу. Аналогичный вид налогов
существует и в развитых капиталистических странах (Франция, Англия) и
используется там для ”самозанятых”: мелких и средних торговцев,
таксистов, сапожников, парикмахеров, лиц свободных профессий.
Население развивающихся и капиталистических стран, принадлежащее к
категории «самозанятых», естественно, отличается по уровню доходов,
грамотности и т.д. Общим для них, с точки зрения налогообложения, является
то что они:
А) нерегулярно ведут бухгалтерские счета ( в африканских государствах
счета у этой группы населения, как правило, вообще отсутствуют);
Б) не указывают в налоговых декларациях соответствующих доходов. В
результате их трудно обложить обычным подоходным налогом. Доходы этой
категории налогоплательщиков оцениваются приблизительно или
предположительно на базе так называемых внешних факторов таких, как объем
продаж, стоимость собственности, число занятых, характер торговых сделок,
характер применяемого оборудования.
Недостатком этой системы является то, что налог взимаемый в виде
фиксированной суммы, единой для всех лиц одной профессии или для большой
группы лиц, часто не учитывает реальных доходов налогоплательщиков.
Особенно это проявляется при обложении тех групп населения, внутри которых
сильна дифференциация. В частности, этот недостаток сказался при
обложении доходов мелких торговцев в Аккре (Гана). Там были установлены три
группы налогоплательщиков, которым соответствовали три налоговых ставки:
50, 100 и 200 седи. Однако, как выяснилось, они неточно отражали
возможности налогоплательщиков что вызвало серьезное недовольство
последних. В результате в 1969 г. правительство было вынужденно отменить
данный налог для этой группы населения.
Проблема связи с величиной доходов налогоплательщика является общей для всех разновидностей африканского персонального налога. Решается
она по-разному – либо путем установления прогрессивных ставок, как,
например, в Уганде, где африканский персональный налог, взимается по
прогрессивной шкале: 65 шиллингов с дохода до 500 шилл. в год и от 80 до
600 шилл. С дохода, превышающего 500 шилл. в год, либо путем обложения
целого коллектива с последующим делением суммы налога на всех членов этого
коллектива всего сельской общины .
В Камеруне на ”предположительной” основе облагаются предприятия с
годовым оборотом не 20 млн. фр. КФА. Ставка устанавливается ежегодно
Национальной ассамблеей дифференцированно по районам. Например, если в
районе с самым низким уровнем жизни она составляла 250-1400 фр. КФА, то в
других районах – в два, три и т.д. раза больше.
Несмотря на то что техника обложения персональным налогом обладает рядом
недостатков, связанных со сложностью определения доходов, начисления
налогов и т.д., «предположительной» оценке дохода в африканских странах
придается большое значение. На опыте ее применения страны Африки ищут формы
обложения, которые были бы в большей степени приспособлены к специфическим
местным условиям. В большинстве африканских стран корпорации
рассматриваются как самостоятельные юридические лица и их прибыль
облагается особым налогом— так называемым налогом на корпорации или на
компании. Прибыли предприятий, находящихся в единоличной собственности, и
партнерств облагаются, как правило, по ставкам подоходного налога на
население, если на этот счет нет специальных оговорок в налоговом
законодательстве. С точки зрения техники налогообложения, налог на
компании обладает значительными преимуществами по сравнению с другими
видами подоходных налогов. Все крупные компании, как правило,
зарегистрированы, их доходы просто учесть – они регулярно ведут счета и не
могут избежать уплаты налога путем быстрой смены местонахождения.
Для определения облагаемой прибыли из чистой прибыли предприятия
исключаются так называемые допустимые вычеты. К ним относятся, как правило, проценты по государственным облигациям, а также суммы, имеющие целевое
назначение, расходы и потери, связанные исключительно с производством,
вклады в одобренные правительством фонды, сомнительные; долги и некоторые
другие виды расходов. Кроме этих вычетов, суммы облагаемых прибылей
уменьшаются за счет льгот, предоставляемых инвесторам: освобождение от
налогов части прибыли, предназначенной для реинвестиций и компенсации
потерь, понесенных в предшествующие годы, инвестиционные скидки,
позволяющие освобождать от обложения налогом в первый год функционирования
предприятия часть прибыли в размере до 20% суммы инвестиций, использование
механизма ускоренной амортизации и т.д.
Ставки налогов на корпорации в государствах Африки находятся в среднем
на уровне 45-50% прибыли, что соответствует среднему уровню ставок в разе
капиталистических странах, В некоторых странах налог на прибыль компаний
взимается по прогрессивной шкале, например, в Либерии ставки составляют от
20% (на доход до 10 тыс. долл.) до 50% (на доход с 100 тыс. долл.).
Существуют специальные ставки налогов для мелких предприятий, для
компаний, занятых добычей минерального сырья, нефти т.д. Особенностью
франкоязычных стран Африки является существование минимального налога на
корпорации, взимаемого в размере 1% товарооборота прошлого года. При
обложении подоходным налогом компаниям предоставляется скидка, равная
сумме уплаченного налога. Однако, если уплаченная сумма превышает
сумму подоходного налога, разница между ними компенсируется.
В настоящее время в африканских странах используется ряд налогов на
собственность, однако они не имеют пока серьёзного значения ни как источник
доходов, ни как инструмент регулирования. Этими налогами охвачен
небольшой процент населения из больших сложностей, связанных с их
изъятием.
Под термином «собственность», или «богатство», в налоговых
законодательствах понимается что весь основной капитал, принадлежащий тому
иному лицу, а также его имущество, жилище и т.д. Общий налог на богатство,
применяемый в развитых капиталистических странах, в Африке, как правило
отсутствует. Наиболее распространенным является налог на недвижимость,
причем во многих странах облагаются лишь городские строения и земля, или ,
городской и сельской местности устанавливаются разные ставки. В Либерии,
например, налог на недвижимость взимается со строений и составляет от 0,5
до 1% оценочной стоимости зданий. Иногда устанавливаются специальные
ставки для неиспользуемой городской земли с целью предотвращения
спекуляций. Такой налог существует, например, в Габоне.
Довольно широкое распространение в Африке получил налог на передачу
наследств и дарение. Например, в Нигерии такой налог взимается при передаче собственности на сумму свыше 100 тыс.найр, ставки его составляют от 10 до
60% стоимости собственности, в Кении и Танзании- от 1 до 50%. Кроме того,
достаточно широко распространен налог на автомобили.
Поскольку все африканские страны стремятся стимулировать накопления, в
них, как правило, не применяется специальный ежегодный налог на капитал.
Налогом облагается лишь увеличение капитала (по существу, его прирост)
вследствие биржевых операций, спекуляции землей и собственностью, инфляции
и т.д. Например, если на рынке продаются акции, цена которых выросла с
момента их приобретения, с полученной прибыли взимается налог. Этот налог
используется сравнительно недавно и далеко не во всех африканских странах.
В Гане, например, он существует с 1975 г. С целью воспрепятствовать
спекулятивным, переливам капитала ставки налога на его прирост
устанавливаются дифференцированно в зависимости от того, какое время
находились те или иные активы в руках данного индивидуума. Например, в
соответствии с налоговым законодательством Ганы, если со времени
приобретения акций прошло 20 и более лет, налог взимается по ставке 15%
прибыли, полученной в результате реализации, а если не более 5 лет – ставка
составляет 55%.
Использование этого вида налогов представляет большие сложности для
африканских государств. Его применение – скорее подражание опыту развитых
капиталистических стран, чем реальная мера по мобилизаций финансовых
ресурсов. Важной составной частью налогового механизма является управление
налогами, включающее в себя учет доходов налогоплательщиков, начисление и
сбор налогов, контроль за их уплатой. Налоговое законодательство никогда не
сможет выполнить своих зад при неэффективной работе налоговых органов.
Для африканских государств совершенствование системы управления налогами
имеет особое значение, так к уклонение от налогов достигло в них
чрезвычайно больших масштабов. По мнению многих специалисте доходы от
прямых налогов в большинстве стран континента составляет в настоящее время
менее 50% потенциально возможных поступлений.
Достаточно точные сведения о размерах неуплаты налогов по отдельным
странам, как правило, отсутствуют. О них можно судить лишь по имеющимся
разрозненным данным. Так, обследование, проведенное 70-х годах в
Западной Нигерии, показало, что в этом районе около 1/3 взрослого мужского
населения совершенно не платило прямых налогов. Не менее важной проблемой
является частичное уклонение от налогов результате сокрытия части дохода.
То же обследование показало, что благодаря этому от 80 до 9
налогоплательщиков облагалось по минимальной ставке.
В африканских странах имеет место уклонение только от подоходного
налога, изъятие которого представляет большие трудности в условиях слабо
учета, но и от косвенных налогов. Так, по имеющим оценкам, в начале 70-х
годов в Либерии поступлений от таможенных пошлин составляли 40-70% сумм,
подлежащих изъятию. Потеря доходов возникала из-за н правильной
классификации товаров, недооценки стоимости. В целом по Африке от 40 до
50% доходов от налога на продажи поступает в государственную казну из-за
сокрытия предпринимателями объема своих продаж.
Такие масштабы уклонений от налогов не только: уменьшают объем ресурсов,
мобилизуемых государством, но и ограничивают регулирующую роль налогов.
Заключение
Недостатки в области управления налогами в африканских странах
вызваны в значительной степени объективными причинами. Неграмотность
большинства, населения затрудняет использование налоговых деклараций,
значительно упрощающих процесс исчисления подоходных налогов.
Квалификация налоговых чиновников, как правило, не отвечает необходимым
требованиям. Вместе с тем уже сейчас может быть принят ряд мер,
направленных на увеличение эффективности функционирования налогового
механизма. Налоговое законодательство может быть упрощено, в большей
степени приспособлено к возможностям африканских государств. Во многих
из них в настоящее время нет четкого разграничения между отдельными видами
налогов – один и тот же товар может облагаться различными налогами,
уплачиваемыми в разное время, с разной налоговой базой. Используются налоги с таким количеством скидок и исключений, что их практически никто не
уплачивает. Политика стимулирования капиталовложений и регулирования
отраслевого размещения капитала страдает от отсутствия четких критериев на
основании которых могут быть предоставлены льготы. В результате этот вопрос
часто приходится рассматривать отдельно для каждого конкретного случая что
при недостаточно высокой квалификации налогового аппарата приводит к
необоснованным потерям в доходах государственного бюджета.
В последние годы правительства ряда африканские государств придают
большое значение вопросам управления налогами. Так, в Нигерии в конце 70-х
годов работала специальная рабочая группа, внесшая ряд предложений по
совершенствованию организациям налогообложения . В соответствии с
этими предложениями для всех предпринимателей был введен обязательный
образец счетов. Те, кто не ведет счетов, платят налог по стандартной
ставке. Создан банк данных, касающихся налогообложения. Предусмотрено
также начисление коммерческого процента за задержку уплаты налога и штраф,
составляющий 10% суммы налога. Если в течении двух лет задолженность не ликвидируется, налогоплательщик привлекается к судебной ответственности.
Ряд мер по борьбе с уклонениями от налогов предусмотрен в
Программе восстановления экономит: Уганде. Там, в частности, отмечается,
что налоговая реформа – это длительный процесс. Она включает в себя как
изменения в структуре налогов, так и совершенствование управления ими.
Предложен ряд мер по упорядочению налоговых систем. Отменен специальный
налог, которым ранее облагался импорт товара, если аналогичный товар
начинал производиться внутри страны. Это сделано с целью упрощения
налогообложения, так как импорт и без того перегружен налогами (таможенные
пошлины, налог с оборота).
В отношении подоходных налогов отмечается, что действовавшие с 1966 г.
ставки были слишком высокими и это вело к широкому уклонению от налогов. В программе предусмотрено сокращение ставок: минимальной – с 12,5 до
10%, максимальной на доход свыше 300 тыс. шилл – с 77,5 до 60%.
Вместе с тем для обеспечения контроля уплатой налогов приняты специальные
меры: запреты покупка и продажа недвижимости, а также использование
транспортных средств до предоставления сертификатов об уплате налога.
Контроль за правильностью уплаты налогов – важное условие реализации
задач налоговой политики. Очевидно, в дальнейшем правительства
африканских государств будут уделять этому все большее внимание. Учет
взаимосвязи между налоговым законодательством и средствами его
практического применения, также совершенствование того и другого могут уже
на данном этапе повысить эффективность функционирования налоговых систем.