–PAGE_BREAK–
II Особенности налоговой системы Республики Казахстан
2.1.Становление и развитие налоговой системы Республики Казахстан
Налоговая система Республики Казахстан находится в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа:
Первый этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года)
В республике функционировали более 40 видов налогов:
· общегосударственные налоги;
· общеобязательные местные налоги;
· местные налоги.
Второй этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год).
В этот период количество налогов сократилось до 11. Они были подразделены на общегосударственные и местные налоги. С 1996 года внесены более 30 изменений и дополнений в Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».
Количество налогов и сборов увеличилось до 18 видов.
Третий этап налоговой реформы (с 2000 года по 2001 год).
Разработка налогового проекта Нового Налогового Кодекса. Он состоит из трех разделов: общая часть, особенная часть, налоговое администрирование.
1 этап.
Из-за отсутствия собственного опыта в создании налоговой системы Казахстана в основе использован опыт соседних государств, и, прежде всего, Российской Федерации. Практически Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан», принятый 24 декабря 1991 года, являлся скопированным вариантом законодательства России. В результате в Казахстане была построена трехзвенная налоговая система, присущая федеративному государству.
Она включала в себя три группы налогов:
1. общегосударственные;
2. общеобязательные местные налоги и сборы;
3. местные налоги и сборы.
Большое количество налогов (43 вида; 16 общегосударственных, 10 общеобязательных налогов и сборов, 17 местных налогов и сборов), нестабильность законодательства, наличие множества платежей расчетной базой, для которых является себестоимость, применение большого количества льгот сделало налоговую систему практически неуправляемой и совершенно неэффективной. Работа над совершенствованием налоговой системы Казахстана началась уже в 1992 году.
В истории развития налоговой системы Республики Казахстан определенное место занимает 1994 год. Именно в этом году были сделаны первые конкретные шаги на пути реформирования налоговой системы. Изменения коснулись двух крупных налогов: подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль предприятий. Были приняты Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона «О налогообложении доходов физических лиц» и «О налогах на прибыль и доходы юридических лиц». С принятием указанных законодательных актов произошли радикальные изменения в механизме исчисления двух основных налогов.
Так, в подоходном налогообложении физических лиц впервые был осуществлен переход от идедулярного налогообложения, применявшегося достаточно длительное время в республиках бывшего СССР, к глобальному обложению доходов физических лиц на основе определения совокупного годового дохода.
В части юридических лиц изменения коснулись следующих аспектов: отмена дифференциация ставок налога на прибыль и утверждены две ставки: 30% — для всех юридических лиц и 45% — для банков и страховых компаний.
Впервые к числу налогоплательщиков стали относиться бюджетные организации в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности; были упорядочены льготы (вместо действовавших ранее 30 осталось 6 льгот) и т.д. Анализ изменений, произошедших в налоговой системе Республики Казахстан в 1994 году, позволяют сделать вывод об их преимущественно фискальном характере. Между тем, несмотря на столь решительные меры, удельный вес налоговых поступлений в ВВП в 1994 году снизился до 8,4% против 14,8% в 1993 году.
Исходя, из того в качестве основных целей налоговой реформы в Республике Казахстан в последующие этапы были выдвинуты:
1 этап.
Стимулирование рыночных отношений, а именно:
· активная поддержка предпринимательства;
· стимулирование индивидуальных налогоплательщиков вкладывать получаемые доходы в предпринимательскую деятельность;
· подведение широкой законодательной базы под налогообложение;
· создание механизма защиты доходов от двойного, тройного налогообложения.
Достижения определенной справедливости в налогообложении, а именно:
· обеспечение социальной защиты малоимущих;
· создание единой шкалы налогообложения независимо от источника получения дохода;
· учет национальных и территориальных интересов государства;
· стремление к творческому использованию мирового опыта построения системы налогообложения.
В соответствии с этими целями была сделана попытка изменить всю налоговую систему Республики Казахстан и приблизить ее к мировым стандартам.
2 этап.
Задачами второго этапа были: снижение налогового бремени, сокращение количеств налогов, приближение налоговой системы Казахстана к мировым стандартам. В основном этим требованиям отвечало принятие Указа Президента Республики Казахстан имеющее силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г.[1]
Общегосударственные:
· Подоходный налог с юридических и физических лиц
· Налог на добавленную стоимость
· Акцизы
· Налог на операции с ценными бумагами
· Социальные платежи с недропользователей
· Местные налоги и сборы
· Земельный налог
· Налог на имущество юридических и физических лиц
· Налог на транспортные средства
· Сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и юридических лиц
· Сбор за право занятия отдельными видами деятельности
· Сбор с аукционных продаж
С 1 января 1999 г. в состав общегосударственных налогов и сборов включаются: дорожный налог, социальный налог, сбор на социальное обеспечение и сбор за выезд автотранспортных средств на территорию Республики Казахстан. Ранее эти платежи выступали источниками внебюджетных фондов, позже дорожный налог и сбор на социальное обеспечение было отменены.
Согласно Закону Республики Казахстан от 16 июля 1999 г. №440-1 Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г. №2235 приобрел статус Закона Республики Казахстан.
Налоговая система РК в соответствии с вышеуказанным документом включает в следующие налоги, сборы и другие обязательные платежи:
Налоги и другие обязательные платежи в бюджет:
· Подоходный налог с юридических и физических лиц
· Налог на добавленную стоимость
· Акцизы
· Сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг и присвоение национального идентификационного номера эмиссии ценных бумаг, не подлежащих государственной регистрации
· Специальные платежи и налоги недропользователей
· Социальный налог
· Сборы за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан
· Земельный налог
· Налог на имущество юридических и физических лиц
· Налог на транспортные средства
· Единый земельный налог
· Сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и юридических лиц
· Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности
· Сбор за аукционных продаж
· Сбор за право реализации товаров на рынках
· Сбор за использование юридическими и физическими лицами символики города Алматы в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках
· Сбор за использование юридическими лицами (кроме государственных предприятий, государственных учреждений и некоммерческих организаций) и физическими лицами слов «Казахстан», «Республика», «Национальный» (полных, а также производных от них) в их фирменных наименованиях знаках обслуживания, товарных знаках.
3 этап.
Основной задачей третьего этапа является усиление правовых аспектов взаимоотношений между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщиками. В целом, структура налогов, которая была заложена в 1995 году, достаточно оптимальна. На сегодняшний день существует 17 видов основных налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, которые нужно совершенствовать и число которых также необходимо оптимизировать. Отсюда вытекает необходимость в реформировании налогового законодательства. С 1 января 2002 года вводится в действие Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый Кодекс), который был принят 12 июня 2001 года №209-II.[4]
Структура нового Налогового Кодекса состоит из трех больших частей:
1. Общая
2. Особенная
3. Налоговое администрирование
Общая часть — «конституция» налогового законодательства. В ней четко определены принципы формирования налогового законодательства, введены жесткие принципы, в соответствии, с которыми любые изменения в законодательстве могут допускаться только с принятием бюджета, а вводиться в действие с началом календарного года. Однако, это не относится к акцизам и ставкам таможенных пошлин, регулирующих текущие изменения и конъюнктуру рынка. Данные принципиальные положения должны стать основной налогового законодательства в общей части, которая не должна претерпевать никаких существенных изменений в последующие годы.
4 этап.
Был принят новый налоговый кодекс от 30.03.2006г. Основные изменения произошли в налоговых ставках (были повышены), видов налогов, сроков предоставления отчетности налогоплательщиками.
Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет (введенныев действие с 01.01.2007 года)
· Налоги
· Корпоративный подоходный налог
· Индивидуальный подоходный налог
· Налог на добавленную стоимость
· Акцизы
· Налоги и специальные платежи недропользователей
· Социальный налог
· Земельный налог
· Налог на транспортные средства
· Налог на имущества
5 этап.
Новый налоговый кодекс введен в действие с 01.01.2009г. предусматривает повышение налоговой нагрузки на добывающий сектор, понижение налоговых ставок корпоративного подоходного налога, добавленной стоимости. Республиканский бюджет на 2009-2011 годы согласно приложениям 1, 2 и 3 соответственно, в том числе на 2009 год было определено в следующих объемах:
1) доходы — 2 768 742 908 тысяч тенге, в том числе по:
налоговым поступлениям — 1 381 278 646 тысяч тенге;
неналоговым поступлениям — 89 630 415 тысяч тенге;
Как сообщил Н.Рахметов, недоимка по налогам составила 46,6 млрд. тенге, снизившись на 3 процента.
В РК по состоянию на 1 января 2007 года недоимки по налогам в бюджет увеличились на 19,1%, что составило 47,9 млрд тенге. Государственный бюджет прошлого года недополучил в виде налогов свыше 80 млрд. тенге, что на 34,3 млрд. больше, чем в 2007 году. Сумма недоимки по состоянию на 1 января 2009 года составила 80,9 млрд. тенге, или 2% от общей суммы поступлений. При этом эта сумма возросла в сравнении с 2007 годом на 34,3 млрд. тенге. [5]
Увеличение недоимок в госбюджет вызвано недостаточно высоким уровнем налогового администрирования. Это привело к снижению объемов поступлений в бюджет по налогам, в частности, корпоративного подоходного налога на 2,5% и НДС — на 14,6%.
В первом полугодии 2008 года сумма доначислений по налогам и другим обязательным платежам в бюджет увеличилась в два раза и составила 99,4 млрд тенге
Без учета прошлогодних доначислений по АО «Арселор Миттал Темиртау», как разового всплеска, в первом полугодии текущего года, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, сумма доначислений увеличилась в два раза и составила 99,4 млрд тенге, а коэффициент взыскания вырос с 25,5% до 32,8%.
По данным главы Налогового комитета, недоимка по сравнению с первым полугодием 2007 года выросла на 20,2 млрд тенге, или на 40,8%, при этом «удельный вес в общем объеме налоговых поступлений увеличился на 0,18% и составил 4,2%». Без учета суммы недоимки по «обнальным» компаниям недоимка на 1 июля 2008 года составляет 22,6 млрд тенге, и она снизилась с аналогичным периодом 2007 года на 8,3 млрд тенге, или на 17.
По данным Налогового комитета в первом полугодии 2008 года возмещено НДС в сумме 110,5 млрд тенге с увеличением против января — июня 2007 года на 38,2 млрд тенге. НДС, подлежащий возмещению, на 1 июля 2008 года составил 233,5 млрд тенге, с ростом против аналогичного периода 2007 года на 75,9 млрд тенге.
По мнению представителей государственных органов, гражданского общества и отдельных налогоплательщиков, Казахстаном уже сделаны важные системные шаги в направлении совершенствования налоговой системы и достигнуты положительные результаты успешно проведенных налоговых реформ. Тем не менее, в налоговой системе РК существует ряд проблем, которые необходимо решать. Так, в налоговых органах отмечаются факты коррупции и необоснованного освобождения от уплаты налогов злостных неплательщиков.
На основе вышеизложенного можно определить, что налоговая система нашей страны, пройдя этап формирования, находится на пути приспособления к рыночным условиям и развития. С каждым этапом улучшаются условия для налогоплательщиков занимающихся предпринимательством, совершенствуются инструменты и методы налогообложения, упрощаются порядок регистрации и составления отчетности, оптимизируются налоговые ставки, шкалы их определения.
2.2. Современная система налогообложения РК
Современная система налогообложение позволяет планировать что, к 2012 году отношение налоговых поступлений в бюджет к ВВП должно быть доведено до 27% против 21,8% в 2006 году. Об этом, выступая на совещании в Налоговом комитете Минфина РК (НК МФ РК), заявил председатель комитета Нурлан Рахметов. «До 2012 года мы ставим себе цель увеличить отношение налоговых поступлений к ВВП до 27%, при том что в 2006 году этот показатель был равен 21,8%», — сказал он. Н. Рахметов отметил, что, «по официальным оценкам, объем теневой экономики составляет 21,3% к ВВП». «Это значит, что наши дополнительные резервы по налоговым поступлениям в компетенции НК МФ РК составляют 21,8% (отношение к ВВП за 2006 год) х 21,3% = 4,6% к ВВП, то есть почти 5%. То есть целевой показатель „22% плюс 5% = 27%“ вполне достижим, и его можно ставить как стратегическую цель», — пояснил он. [6]
Глава комитета отметил, что в ценах 2007 года «эти 5% составляют почти 700 млрд тенге дополнительных поступлений в бюджет не за счет роста экономики, а за счет улучшения администрирования». «Это очень сложная, трудная, но решаемая задача», — подчеркнул он. По его расчетам, целевые показатели по налоговым поступлениям должны составить: в 2008 году — 3,7 трлн тенге, в 2009 году — 5,2 трлн, в 2010 году — 7,1 трлн, в 2011 году — 9,4 трлн, в 2012 году — 12,3 трлн тенге.
При том что в 2006 году эти поступления составили 2,2 трлн тенге. «Таким образом, в 2012 году мы должны достигнуть роста налоговых поступлений в нашей компетенции по сравнению с фактом 2006 года в 5,5 раза», — подчеркнул Н. Рахметов. прошлогодние показатели налоговых поступлений выше, чем темпы роста экономики, что свидетельствует об улучшении налогового администрирования. «Это произошло несмотря на снижение ставки НДС, введение плоской шкалы ИПН, а также снижение поступления роялти от ТШО в связи с их авансовой уплатой в 2003-2005 годах», — сказал Н.Рахметов.
Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное. Размер налога определяется в твердой фиксированной сумме, равное для всех налогоплательщиков (равное налогообложение), либо с применением ставки налогообложения. Равное налогообложение наиболее отчетливо проявляется при подушном налоге – со всех налогоплательщиков взимается одинаковая сумма налога. Нечто подобное имеет сейчас место при уплате предпринимателями индивидуального налога путем выкупа патента – стоимость патента (т.е. сумма налога) является одинаковой для всех лиц, занимающихся однородным видом предпринимательской деятельности. Ставки налогообложения могут быть:
в твердой денежной сумме с единицей налогообложения (например, земельный налог);
процентные, где все налогоплательщики платят налог в одинаковой доле от налогооблагаемой базы (например, в размере от 30% от налогооблагаемого дохода). Таким образом, сама сумма налога зависит от размера налогооблагаемой базы, ставка же остается равной для всех налогоплательщиков;
прогрессивные – ставка.
При простой поразрядной прогрессии налогооблагаемая база разбивается на определенные разряды, для каждого из которых устанавливается налог в виде оклада в абсолютной сумме.
Удобством такого метода налогообложения является простота исчисления суммы налога – достаточно определиться со своим налоговым разрядом, как эта сумма будет известна. Неудобством – скачкообразность размера налога, что приводит к неравномерности налогообложения.
Следует сказать, что этот метод, широко применявшийся в прошлом, в настоящее время не используется.
При простой относительной прогрессии налогооблагаемая база также разбивается на определенные разряды, но при переходе от низшего разряда к высшему возрастает ставка налога, выраженная в пропорциональном размере.
Такой метод налогообложения применяется в Казахстане при расчете размера налога на сверхприбыль недропользователей.
Удобством такого метода выступает относительная простота исчисления суммы налога, неудобством, хотя и более сглаженная, но остающаяся довольно значительной скачкообразность размера налога. Так, при возрастании внутренней нормы прибыли с 24 до 25 % (т.е. на 1%) ставка налога возрастает на 6%. При сложной прогрессии налогооблагаемая база также разбита на определенные базы, при этом ставка налога возрастает от низшего разряда к высшему. Однако на границах каждого разряда налога исчисляется отдельно, и общая сумма налога определяется путем сложения сумм, исчисленных применительно к каждому разряду.
В Казахстане такой метод применяется при подоходном налоге с физических лиц. Здесь налогооблагаемая база (т.е. исчисленный налогооблагаемый доход) разбита на 6 разрядов, каждому из которых соответствует своя ставка, размер которой возрастает от низшего разряда к высшему. Кроме того, существует регрессивное налогообложение, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой базы. Например, в США в соответствии с законом о налоговой реформе, принятом в 1986 году, доход супружеской пары в размере 149250 долларов в год облагался по ставке 33%, а при доходе более указанной суммы – по ставке 28%. В экономическом смысле регрессивный характер носят косвенные налоги, которые закладываются в цену товара.
Государственная регистрация налогоплательщиков — это внесение сведений о налогоплательщике в Государственный реестр налогоплательщиков Республики Казахстан, который ведется Министерством финансов Республики Казахстан с целью осуществления контроля над правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. При государственной регистрации налогоплательщика ему присваивается регистрационный номер налогоплательщика и выдается свидетельство налогоплательщика. [7]
Государственной регистрации в Казахстане в качестве налогоплательщиков подлежат:
1) юридические лица, их структурные подразделения (филиалы, представительства), в том числе нерезиденты, осуществляющие свою деятельность в РК с образованием постоянного учреждения — в налоговом комитете по местонахождению юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан с образованием постоянного учреждения, — в налоговом комитете по местонахождению постоянного учреждения;
2) юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения, свыше 30 раб дней со дня начала осуществления деятельности в РК в пределах любого 12 месячного периода,- по месту осуществления деятельности;
3) совместное индивидуальное предпринимательство- по месту жительства уполномоченного лица, определенного законодательством РК об индивидуальном предпринимательстве;
4) физические лица-резиденты, являющиеся плательщиками налогов и других обязательных платежей в бюджет, — в налоговом комитете по местожительству;
5) физические лица-нерезиденты, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность через постоянное учреждение, — в налоговом комитете по месту пребывания в Республике Казахстан;
6)нерезиденты, владеющие в Республике Казахстан объектами налогообложения, — в налоговом комитете по местонахождению и (или) по месту регистрации объектов налогообложения;
7) нерезиденты, открывающие текущие счета в банках-резидентах, не подлежащие государственной регистрации — по месту нахождения банка-резидента.
Существуют особенности учета налогоплательщиков, осуществляющих отдельные виды деятельности:
1) оптовую и розничную торговлю бензином (кроме авиационного), дизельным топливом;
2) производство и реализацию алкогольной продукции;
3) прием стеклопосуды;
4) организацию, проведение лотереи и реализация лотерейных билетов;
5) игорный бизнес;
6) производство и оптовая реализация и импорт табачных изделий
Налоговый орган вправе проводить налоговые проверки структурных подразделений юридического лица независимо от проведения налоговой проверки самого юридического лица. Но при возникновении спорных ситуаций, при несогласии с результатами налоговой проверки структурных подразделений юридического лица, отстаивать интересы в отношениях с государственными органами будет само юридическое лицо, а не его структурное подразделение, у которого проводилась налоговая проверка. Поскольку структурные подразделения юридических лиц не обладают право — и дееспособностью.
Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:
1) документальная проверка;
2) рейдовая проверка;
3) хронометражное обследование.
Налогоплательщик, получивший уведомление о начисленных суммах налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени и штрафов, обязан исполнить его в сроки, установленные в уведомлении, в том случае, если он не обжаловал результаты налоговой проверки. Данная норма Налогового кодекса входит в противоречие с другой нормой ст.32 этого же нормативного правового акта — Налогового кодекса РК. В ст. 32 установлено, что уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет, штрафов и пени, начисленных по результатам налогового контроля должна быть произведена налогоплательщиков в течение 10 рабочих дней, со дня следующего за днем вручения уведомления налогоплательщику. Совершенно очевидно, что срок уплаты начисленных налогов, штрафов, пени, установленный в уведомлении по акту налоговой проверки может не совпадать с 10 дневным сроком, который начинает исчисляться со следующего дня после получения налогоплательщиком данного уведомления.
С 1 января 2009 года до 1 января 2010 года не производится возврат превышения налога на добавленную стоимость:
1) налогоплательщику, осуществляющему расчеты с бюджетом в специальных налоговых режимах, установленных для:
субъектов малого бизнеса;
крестьянских или фермерских хозяйств;
юридических лиц — производителей сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов;
2) налогоплательщику, применяющему положения статьи 267 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
3) налогоплательщику, у которого превышение налога на добавленную стоимость не более 2000-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Органы налоговой службы обязаны не позднее пяти рабочих дней с даты доставки налоговой отчетности до сервера транспортной системы, обеспечивающей гарантированную доставку сообщений, направить налогоплательщику уведомление о принятии или непринятии налоговой отчетности.
Ставки корпоративного подоходного налога:
1) с 1 января 2009 года до 1 января 2010 года в размере 20 процентов;
2) с 1 января 2010 года до 1 января 2011 года в размере 17,5 процента.
действуют следующие размеры ставки подоходного налога у источника выплаты:
1) с 1 января 2009 года до 1 января 2010 года в размере 20 процентов;
2) с 1 января 2010 года до 1 января 2011 года в размере 17,5 процента.
«1) специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса включает в себя:
специальный налоговый режим на основе разового талона;
специальный налоговый режим на основе патента;
специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации;».
1. Субъекты малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним:
1) общеустановленный порядок;
2) специальный налоговый режим на основе разового талона;
3) специальный налоговый режим на основе патента;
4) специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.
Данное условие не распространяется на лиц, реализующих товары на рынках (за исключением осуществляющих торговлю в стационарных помещениях на территории рынков по договорам аренды).».
На территории Республики Казахстан денежные расчеты, осуществляемые при торговых операциях или оказании услуг посредством наличных денег, производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Положение настоящей статьи не распространяется на денежные расчеты:
1) осуществляемые между физическими лицами, не подлежащими обязательной государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, кроме лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность;
2) индивидуальных предпринимателей (кроме реализующих подакцизные товары):
осуществляющих деятельность на основе разового талона или патента в рамках специального налогового режима для субъектов малого бизнеса;
осуществляющих деятельность в рамках специального налогового режима для крестьянских или фермерских хозяйств;
3) в части оказания услуг населению по перевозкам в общественном городском транспорте с выдачей билетов по форме, утвержденной уполномоченным государственным органом в области транспорта по согласованию с уполномоченным органом.
Таким образом, современная система налогообложения Республики Казахстан – это сложившаяся система, ориентированная на снижение налоговой нагрузки на предпринимателей, и преноса налоговой тяжести на добывающие отрасли.
продолжение
–PAGE_BREAK–