–PAGE_BREAK–1.2. Понятие налоговой системы.
Среди ученых занимающихся разработкой проблемы налоговой системы не существует единого мнения в определении термина «налоговая система». По мнению одних авторов – это «совокупность существующих в государстве налогов, форм и методов из взимания, а также соответствующих государственных органов и учреждений», по мнению других – это «совокупность институтов и инструментов, используемых государством для централизации части национального дохода в бюджетах всех уровней с последующим перераспределением в интересах государства».
Существует три вида подоходного налога по которому и определяется система налогообложения государства. Это регрессивны, прогрессивный и пропорциональный.
Регрессивный налог характеризуется тем, что его средняя ставка снижается по мере возрастания дохода и наоборот. Так, для работников с годовым доходом менее 100 000 рублей ставка единого социального налога, перечисляемого предприятиями и организациями во внебюджетные фонды, является максимальной и составляет 35.6% от фонда оплаты труда (для всех предприятий и организаций) плюс варьируемый процент страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в зависимости от отрасли, например, в образовании – 0.2%)
Пропорциональный налог, который называют так же налогом, взимаемым по единой ставке, означает взимание налога в равных долях независимо от размера дохода. При пропорциональном подоходном налоге граждане с годовым доходом в 120 000 рублей и 60 000 рублей платят одинаковую налоговую ставку подоходного налога 13%. Человек с более низким доходом в качестве подоходного налога перечисляет за год 7 800 рублей, а человек с более высоким доходом 15 600 рублей. В этом случае и доход и налог более состоятельного человека в два раза больше. Подоходный налог растет пропорционально росту дохода.
Прогрессивный налогпредполагает увеличение процентной ставки по мере возрастания дохода. Прогрессивное налогообложение доходов физических лиц используется во многих странах мира. Предположим, американский налогоплательщик с годовым доходом 25000 долларов выплачивает подоходный налог по ставке 20%, а его соотечественник с годовым доходом 100 000 долларов – 40%. За год первый перечислит в бюджет 5 000 долларов, а второй 40 000 долларов. В данном примере при четырехкратной разнице в уровне дохода существует восьмикратная разница в размере подоходного налога. Таким образом, при прогрессивной налоговой ставке подоходный налог увеличивается с ростом дохода в большей пропорции. Прогрессивная система имеет преимущество перед пропорциональной в трех позициях:
· обеспечивает большие поступления в бюджет.
· способствует уменьшению дифференциации доходов населения.
· может регулировать экономические процессы по территориям и отраслям.
1.3.
Основы налоговой системы.
Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом, представляет собой три уровня: федеральный, региональный и местный. Конкретные виды налогов и сборов в разбивке по уровням представлены в приложении в таблице 1.
Таким образом, Налоговый кодекс РФ закрепляет 28 видов налогов и сборов. На сегодняшний день количество налогов остается в России достаточно большим, что существенно усложняет порядок их исчисления и уплаты. К примеру, в США действуют только 10 основных налогов и еще 4 вида, применяемых на уровне отдельный штатов.
Как правило, существует определенный перечень льгот по каждому налогу. Однако существует особый порядок комплексных налоговых льгот, устанавливаемых государством, которые могут оказывать существенное влияние на процесс воспроизводства. Такими льготами являются ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит.
Меры налогового регулирования широко используются для стимулирования конкурентоспособности, условий для накопления капитала, а так же поощрения социально полезной деятельности корпораций. К мерам подобного рода относятся система налоговых мер по стимулированию компаний добывающих отраслей. В виде так называемых скидок на истощение недр. Согласно этому положению, добывающие компании имеют право резко сокращать уплату налогов под предлогом ухудшающихся условий добычи полезных ископаемых, а в яде случаев и вовсе освобождаться от уплаты налогов.
В 2005 году в налоговое законодательство РФ внесено достаточно много изменений и дополнений. Их общий вектор – сокращение числа налогов, рационализация налоговой системы и дальнейшее снижения налоговой нагрузки.
1.4.
Способы уплаты налога.
На сегодняшний день в РФ существует три основных способа уплаты налога: уплата налога по декларации, уплата налога фискальным агентам и кадастровый способ уплаты налога.
1. Уплата налога по декларации. На налогоплательщика налагается обязанность представить в налоговую инспекцию в установленный срок официальное заявление о своих доходах.
Во-первых, декларация о доходах может служить основанием для исчисления налога налоговыми органами. В этом случае обязанность уплатить налог возникает при вручении налогоплательщику налогового извещения.
Во-вторых, декларация о доходах может является всего лишь отчетным действием. Такая ситуация возникает, когда налогоплательщик самостоятельно начисляет и уплачивает налог, а роль декларации сводится к фиксации размера уплаченного налога. В дальнейшем возможны проверки соответствия действительности сведений, указанных в декларации.
В РФ обязанность уплаты налога по декларации установлена, например, для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в отношении подходящего налога.
2. Уплата налога у источника дохода (фискальным агентам). В данном случае уплата налога предшествует выплате денежной суммы. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом суммы налога, исчисленного и удержанного фискальным агентом. Таким образом, налогоплательщик как бы авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.
3. Кадастровый способ уплаты налога. Кадастр – это реестр объектов (земли, сооружений и т. д.), которые определенным способом классифицированы, устанавливающий среднюю доходность каждой категории объектов. При уплате налогов на основе кадастра размер налогов исчисляется исходя из средней доходности объектов, а момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода от объекта. Такой способ уплаты налогов чаще всего применяется при налогообложении объектов, доход от которых с трудом поддается учету.
продолжение
–PAGE_BREAK–