Налоговая система России в сравнении с другими странами

Введение
Налогивозникли еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самымипервыми человеческими потребностями. Налоговая система возникла и развиваетсявместе с государством. На ранних ступенях государственной организации начальнойформой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, чтооно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение былонеписаным законом и таким образом становилось принудительной выплатой илипобором. [9, с. 5]
Пришедшиек нам из глубины веков налоги претерпели на своем долгом пути не малоизменений. Виды, формы, количество и роль налогов эволюционировали вместе сразвитием общества и государства. Соответственно менялось и представление оналогах. [16, с. 33]
Современнаяроссийская налоговая система сложилась на рубеже 1991-1992гг., в периодполитического противостояния, кардинальных экономических преобразований иперехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта регулирования реальныхналоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства,экономический и социальный кризис в стране – все эти факторы непосредственноповлияли на ее становление. Существующая российская налоговая система,несомненно, создавалась на базе зарубежных стран. Благодаря этому она по общейструктуре, системе налогов и принципов построения в основном соответствуетобщераспространенным в мировой экономике системам налогообложения. [12, с. 31]
Проведениерыночных преобразований в экономике не мыслимо без создания эффективной системыналогообложения. Эта система – основной проводник государственных интересов прирегулировании экономики, формировании доходов бюджета, ограничении роста цен иторможении инфляции во всех странах с социально ориентированной рыночнойэкономикой. Выражая экономические интересы участников воспроизводственногопроцесса, налоговая система обеспечивает их равновесие, а тем самым иобщественный процесс. [8, с. 407]
Ссожалением следует отметить, что становление современной российской налоговойсистемы сопровождалось значительным ростом числа налоговых правонарушений. Пооценкам специалистов, в неисполнении налогоплательщиками своих обязанностейгосударство ежегодно недополучает от 30 до 40 % бюджетных средств. Уклонение отуплаты налогов получило широкое распространение и является главной причиной непоступления налогов в государственную казну. [12, с. 31]
Высокаяобусловленность налогов конкретными историческими рамками не оставляет намнадежд, как заметил Ф. Меньков, на какое-то “окончательное” определение налога.Между тем потребность в определении налога с очевидностью вызывается, какминимум, двумя обстоятельствами.
Первоеобстоятельство связано с гносеологическими основами деятельности людей, симманентной потребностью в углублении представлений об окружающем его мире, спознаванием реальных, общественных отношений. Здесь вопрос стоит о научнойформулировке налога. Но не менее важно для определения налога и второеобстоятельство – утилитарное. Налог – существенное явление повседневнойпрактики, он устанавливается законом и непосредственно затрагивает аспект бытиявсех и каждого. [16, с. 33]
1.Теоретическиеаспекты налоговой системы.
1.1.Налогообложение понятие и структура.
Государство,выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает иосуществляет соответствующую политику экономическую, социальную, экологическую,демографическую и другие. При этом в качестве средства взаимодействия объекта исубъекта государственного регулирования социально-экономических процессовиспользуются финансово-кредитный и ценовой механизмы.
Финансово-бюджетнаясистема охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовыхресурсов государства — бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечиватьэффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функцийгосударства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являютсяналоги. [9, с. 36]
Налог — это изъятие в пользу государства заранее определенной и установленной в законодательномпорядке части дохода хозяйствующего субъекта. [7, с 230]
Налогообложение – законодательно установленный порядок взимания налогов. Основнаяфункция налогообложения — регулирование экономики. С помощью рычагов налоговой(фискальной) политики государство оказывает воздействие на состояниехозяйственной конъюнктуры, стимулирует экономический рост. Другая важнейшаяфункция налогообложения — перераспределение денежных средств. [8, с. 384]
Вто же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорениеразвития и рост доходности производства, позволяют государству получить большесредств. Исторически налоги возникают с появлением государства. Сколько вековсуществуют налоги, столько экономическая теория ищет принципы оптимальногоналогообложения.
Первымученым, кто сформулировал принципы налогообложения, ставшие классическими, былшотландский экономист и философ А. Смит.
1.Подданные государства должны участвовать в содержании правительствасоответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитойгосударства. Соблюдение этого принципа или, наоборот, пренебрежение им приводитк равенству (справедливости) или неравенству в налогообложении.
2. Налог, который обязан уплатить отдельный субъект налога, долженбыть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом,когда и как плательщику удобнее всего платить его.
4. Каждый налог должен быть задуман и разработан такимобразом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверхтого, что он приносит казначейству государства (в противном случае, сбор налогапотребует такой большой армии чиновников, что заработная плата их можетпоглотить значительную долю того, что приносит налог).
Наоснове этих принципов к настоящему времени сложились следующие концепцииналогообложения.
Перваяоснована на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которуюполучает налогоплательщик от услуги, оказанной ему государством(пример А. Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется).
Втораяконцепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода.[7, с. 230 — 231]
Налогипо их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые).
Общиеналогипоступают в бюджет государства для финансирования общегосударственныхмероприятий.
Специальныеналогиимеют строго определенное назначение (например, налоги на реализациюгорюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены длястроительства, реконструкции и текущего ремонта дорог).
Взависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральныеналоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги.(Приложение 1.)

1.2.Основныеэлементы налоговой системы.
Всовременных государствах существует большое количество разнообразных налогов, атакже сборов и пошлин. Между ними есть определенная взаимосвязь, нашедшаявыражение в понятии «налоговая система».
Каки любая другая система, налоговая система — это целостное явление, состоящее изотдельных частей, элементов. Они объединены общими сущностными признаками,целями и задачами, а также находятся в определенной соподчиненности междусобой. Важнейшим элементом налоговой системы, проявляющимся в первую очередь,выступает совокупность взимаемых государством с юридических и физических лицразличных видов налогов, сборов, пошлин как форм проявления объективныхналоговых отношений. Однако по существу налоговая система — более сложноеявление. Организация налоговых отношений есть результат действия государства.Поэтому характеристика налоговой системы предполагает и такой элемент, каккомпетенция (права и обязанности) государственных органов (законодательных иисполнительных). В процессе их деятельности вырабатываются принципы, формы иметоды построения налогов, методы их исчисления. Отдельным элементом налоговойсистемы, предпосылкой ее эффективности и управляемости, является совокупностьналоговых органов, которые организуют и осуществляют работу по контролю заполнотой, правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов. [8, с.31]
Налоговаясистема базируется на соответствующих законодательных актах государства. Ониустанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то естьопределяют элементы налога. К ним относятся:
Субъектналога, или налогоплательщик, то есть лицо, на которой возложенаобязанность уплачивать налог, им может быть юридическое или физическое лицо.
Объектналога, то есть доход или имущество, с которого начисляется налог(заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.д.).
Источникналога — доход, за счет которого уплачивается налог.
Ставканалога — это величина налога на единицу обложения (денежная единицадохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.).
Различаюттвердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.
Твердыеставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимоот размеров дохода (например, за тонну нефти или газа).
Пропорциональные- действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога безучета дифференциации его величины.
Прогрессивныеставки — средняя ставка прогрессивного налога повышается по меревозрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщикуплачивает не только большую абсолютную величину дохода, но и большую его долю.
Регрессивные- средняя ставка регрессивного налога снижается по мере ростадохода. Регрессивные налоги выгодны лицам, обладающим большими доходами, инаиболее тяжелы физическим и юридическим лицам, обладающим незначительнымидоходами.
Помеханизму формирования налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямыеналогинепосредственно платятся субъектом налога. Они взимаются с конкретногоюридического или физического лица. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.К их числу относятся:
·             подоходный налог с населения;
·             налог на прибыль корпораций (фирм);
·             имущественные налоги, в том числе налоги на собственность,включая землю и другую недвижимость, на социальное страхование, на фондзаработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги и социальныевзносы);
·             налоги на перевод прибыли за рубеж;
·             налог с наследства и дарения и т.п.
Косвенныеналоги — этоналоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются черезнадбавку в цене (например, акцизы). Они частично или полностью переносятся нацену товара или услуги.Косвенные налоги существуют в настоящее время в трех главныхразновидностях — акцизы, фискальные монопольные налоги, а также таможенныепошлины.Важнейшее место среди них занимают акцизы,которые представляют собой надбавку к цене товаров или тарифа за услуги.
Фискальныймонопольныйналог представляет собой косвенный налог на те товары, производство которыхявляется монополией государства.
Кчислу косвенных налогов относятся также таможенные пошлины, которыепредставляют собой налоги, взимаемые при перевозке товаров черезгосударственную границу. [7, с. 232-234]
Эффективноеиспользование налогов в решении социально-экономических проблем невозможно безчетко обоснованной государственной налоговой политики, соответствующейобъективным экономическим, социальным и политическим условиям.
Исходяиз сущности налогов, их места и роли в обществе можно сформулировать следующееопределение: налоговая политика — это составная часть экономическойполитики государства, направленная на формирование налоговой системы,обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономическихинтересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономическойситуации в стране.
Содержаниеналоговой политики во многом определяется принятой концепцией развития налогов.Она призвана обеспечить приток инвестиций, способствовать экономическому росту,гармонизации взаимоотношений государства и налогоплательщиков, выравниваниюналогового бремени по отдельным экономическим регионам и социальным группам
Главнойцелью налоговой политикиявляется обеспечение бюджетов разных уровней финансовымиресурсами в достаточных объемах. Бесперебойное пополнение бюджетных доходов — основа экономического роста, повышения благосостояния населения, укрепленияобороноспособности, решения экологических и других насущных проблем общества.Немаловажное значение имеет осуществление при помощи налогов распределительныхи пере распределительных процессов, особенно между центром и регионами. [8,с.60- 61]
1.3.Налогикак источник пополнения дохода бюджета.
Налоговыепоступления — это главный источник формирования доходов бюджетной системыгосударства: их доля составляет примерно 90% доходов консолидированногобюджета. Из более чем 50 видов налогов всего 4 — НДС, акцизы, налог на прибыль(доход) предприятий и организаций, подоходный налог — обеспечивают более 66%налоговых доходов.
Частьналоговых платежей путем бюджетного регулирования распределяется междуфедеральным, региональными (субъектов Российской Федерации) и местнымибюджетами. [8, с. 51]
Взаимодействиебюджетов всех уровней и единство бюджетной системы страны обеспечиваетсяпосредством налоговой политики. Часть федеральных налогов и один региональный(на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников.Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах)на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, закоторым они закреплены. По трем федеральным налогам — гербовому сбору,государственной пошлине, налогу с наследуемого и даруемого имущества, имеющимстатус закрепленных доходных источников, все суммы поступлений зачисляются вместный бюджет.
Другаягруппа федеральных налогов — НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий иорганизаций, подоходный налог с физических лиц — являются регулирующимидоходными источниками. Доходы по этим налогам используются длярегулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений отналогов либо по ставкам (нормативам), утвержденным в законодательном порядке.Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональныебюджеты, а ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждениифедерального бюджета. В свою очередь представительный орган субъекта РФустанавливает ставки (нормативы) отчислений по регулирующим налоговым доходам вместные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета. [9, с.49]
Такимобразом, значительная часть платежей по косвенным налогам (НДС, акцизы)поступает в федеральный бюджет, а по прямым налогам (на прибыль и подоходныйналог) — в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Всвою очередь, при принятии регионального бюджета регулирующие налоги такжеподвергаются «расщеплению» в пользу республиканского, краевого, областного илиокружного бюджета и в пользу местного бюджета муниципального образования.Платежи по этим налогам обеспечивают значительные поступления в доходах местныхбюджетов. [8, с. 53]
2.Особенности налоговой системы Российской Федерации.
2.1.Налоговые реформы их цели и перспективы.
Нет необходимости доказывать, чторазвитие экономики, вывод народного хозяйства на траекторию устойчивого роста всущественнейшей мере зависят от качества налоговой системы. Его резкоеповышение призвана обеспечить налоговая реформа, проводимая уже более пяти лет.Она, как известно, началась с принятием в середине 1998 г. первой частиНалогового кодекса РФ. К настоящему моменту приняты 13 глав второй его части, втом числе главы по налогам, обеспечивающим подавляющую часть доходной базыконсолидированного бюджета. Уменьшено количество малоэффективных налогов, естьпозитивные сдвиги в эффективности налогового администрирования. [17, с 12]
Современный этап налоговой реформыотличается высокой динамичностью: приняты кардинальные поправки в отдельныевиды налогов, активно реализуется общая концепция развития налоговой системы. Вэтих условиях важно своевременно фиксировать и оценивать наиболее существенныесдвиги в налогообложении, а вместе с ними и качество налоговой политики.Рассмотрим некоторые общие характеристики налогов, наиболее ярко проявившиеся впоследние годы.

Структурапоступлений налогов и сборов в федеральный бюджет по видам налогов за 2002 год.[21]

*Этацифра объясняется низкой долей налога на доходы физических лиц в федеральномбюджете.

Структурапоступлений налогов и сборов в федеральный бюджет по видам налогов за 2003 год. [2, с. 102]
        Если говорить о налоговойнагрузке в целом, то можно видеть последовательное увеличение бремени налогов впоследние годы. (Приложение 2, таблица 1)
Явныйрост налогового бремени происходит на фоне экономического роста.Парадоксальность этой ситуации состоит еще и в том, что повышение налоговойнагрузки идет вопреки реальным шагам по снижению налогов.
Классическаялиберальная схема взаимосвязи налогов и экономики выглядит так: снижениеналогов — активизация производства — увеличение налоговой базы- рост налоговыхплатежей. В этой схеме, столь популяризируемой некоторыми идеологами реформ,нет и не может быть места повышению налогового бремени, тогда как именно этоповышение мы сегодня и наблюдаем.
Сегодняв России работает не либеральная схема, как бы ни хотели ее сторонники связатьс ней рост налоговых поступлений, а напротив, оживление экономики обусловливалоускоренный рост налогов и повышение налогового бремени. В свою очередь, ростнагрузки стал дополнительным аргументом в пользу снижения налогов. Сегодняшнееснижение налогов носит подчиненный характер: в связке налоги — производство оноявляется определяемым, зависимым, несамостоятельным фактором, а следовательно,не может быть устойчивым. Рост производства не связан с уменьшением налогов, ихпараллельное движение случайно. Надо ясно понимать, что сегодня мы имеемвозможность снижать налоги, но возводить эту представившуюся благоприятнуювозможность в концепцию развития налогов — ошибочно. Не исключено, что вскореситуация может поменяться, и налоги придется повышать. При таком развитиисобытий, не говоря уже о бюджете, серьезный улар будет нанесен подоверию к провозглашаемой налоговой политике. [13, с 22]
Переходк рыночной экономике и перестройка механизма перераспределения национальногодохода привели к появлению множества социальных проблем, наиболее острой изкоторых является чрезмерная дифференциация доходов населения. Главной причинойэтого является отсутствие механизма их государственного регулирования, чтоспособствует более быстрому росту доходов наиболее обеспеченной части населенияпо сравнению с ростом доходов наименее обеспеченной.
Несмотряна большое значение в регулировании экономики налогов на имущество и капитал,главную роль в перераспределении доходов экономических субъектов играют налогина доходы. При этом сглаживанию неравномерности распределения доходовспособствует принцип дифференциации ставок налога в зависимости от уровнядоходов субъектов экономики. Необходимо отметить, что если при налогообложениидоходов юридических лиц в России применяется принцип дифференциации, то его использованиев отношении доходов физических лиц отсутствует.
Формированиемеханизма налогообложения доходов физических лиц в России началось в 1991 г. спринятием закона «О подоходном налоге с физических лиц», предусматривающегопрогрессивную шкалу ставок от 12% до 60%. В ходе реформирования налоговойсистемы с 1991 г. по 2000 г. ставки налога на доходы пересматривались восемьраз, что способствовало во многом развитию процесса сокрытия доходов идестабилизации механизма налогообложения. При этом ставка налога с наименееобеспеченных граждан не менялась ни разу, что несправедливо, так как более 30%населения России получают доходы ниже прожиточного минимума.
ПринятиеНалогового кодекса РФ, предусматривающего единую ставку налога на доходы длявсех категорий налогоплательщиков, произошедшее несмотря на отрицательноемнение ряда экономистов и опыт стран с развитой рыночной экономикой, по мнениюдругих должно было способствовать собираемости налога и выводу доходов изтеневой сферы. Однако, снижение ставки подоходного налога с физических лиц до13% независимо от уровня дохода не оказало существенного воздействия напоказатели прироста заработной платы и не привело к раскрытию теневых доходов.Во многом это связано с отсутствием соответствующего контроля за формированиемдоходов и уплатой налога.
На наш взгляд,снижение ставки подоходного налога было выгодно небольшой группе населенияРоссии, имеющей наибольшие доходы, так как ставка налога для них была снижена с30% до 13%.
Необходимоподчеркнуть, что обратной стороной реформы явилось ухудшение положенияналогоплательщиков с наименьшими доходами, доля которых преобладает
Во-первых,в результате реформы, несмотря на то что ставка возросла на один процентныйпункт при неизменном налогооблагаемом доходе сумма налоговых отчисленийналогоплательщиков с минимальными доходами увеличилась на 9 %. Так, если допринятия Налогового кодекса при налогооблагаемом доходе на уровне прожиточногоминимума (2112 руб. в 2003 г.) налог на доходы составлял 253 руб. (2112руб.*0,12), то после введения изменений в законодательство -275 руб. (2112руб.*0,13).
Во-вторых,сумма, не подлежащая налогообложению для большинства налогоплательщиковзафиксирована, а размере 400 руб. Если раньше не подлежаланалогообложению сумма, равная двум уровням минимальной оплаты труда и это можнобыло обосновать тем, что не подлежит налогообложению сумма равная двумпрожиточным минимумам (несмотря на отсутствие равенства между минимальнойзаработной платой и прожиточным минимумом), то в настоящее время обоснования необлагаемойсуммы просто нет. При существующем уровне инфляции и росте уровня минимальнойоплаты труда необлагаемый размер дохода остается неизменным. Считают, чтоблагодаря снижению ставки возросла сумма поступлений по подоходному налогу. Вдействительности она увеличилась вследствие роста доходов и налоговых платежейнаименее обеспеченного населения. Однако государство не должно формироватьбюджет за счет граждан получающих доходы, уровень которых не может обеспечитьих минимальные потребности. Для работника, получающего доход на уровнепрожиточного минимума (2112 руб. в 2003 г.) в настоящее время размер годовогоналога составляет 2676 руб. [(21 12 руб.- 400 руб.)*0.13*12 мес.], что на 27%больше его ежемесячного дохода. При этом каждый рубль для такого работникаимеет большую ценность, чем для работника, получающего больший доход. [14, с.16]
Налогна добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог на потребление,который взимается практически со всех видов товаров и таким образом ложится наплечи конечного потребителя. На территории Российской Федерации НДС введен в1991 г. Сегодня его доля достигает 48% от всех налоговых доходов бюджета. СуммаНДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность междусуммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщикомтоваров и налогом уплаченным поставщикам за приобретенный товар, сырьё,материалы, работы, услуги.
Такимобразом, если продажная цена товара ниже, или равна цене его приобретения, тоуплачивать налог не придётся, т.к. отсутствует добавленная стоимость. Болеетого, в соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ, если по итогам налогового периодасумма налоговых вычетов превышает общую сумму начисленного налога, тополученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. Вэтом существенное отличие НДС от недавно отмененного в России налога с продаж ишироко распространенного в 60-е годы в странах-членах ЕС, так называемогоналога на продажу. Налогом с продаж облагается вся поступившая выручка, а НДСза редким исключением, только добавленная стоимость (наценка).
Начислениеже налога никакими условностями не ограничено. В соответствии со ст. 167 НК РФ,моментом исчисления налога считается либо день отгрузки товара (работ, услуг) ипредъявления покупателю расчетных документов, либо день поступления денежныхсредств.
Таким образом, для налогоплательщиков, принявших в учётнойполитике момент начисления налога «по отгрузке» (п/п 1 п.1 ст. 167 НК РФ),налог исчисляется со всей суммы отгруженных, но ещё не оплаченных товаров.Вполне справедливо сделать одновременный вычет по такой же схеме. Однако вычетможно сделать, только оплатив товар, что при непоступивших средствах частоневозможно сделать. В этом случае НДС так же становится налогом с оборота, а нес добавленной стоимости.
Налогоплательщикможет получить вычет, только если использует приобретенный товар (работу,услугу) в последующих операциях, облагаемых НДС. Таким образом, использованиеимущества для своего внутреннего конечного потребления не даёт право на вычетпо НДС, т.е. товар (работа, услуга) облагается налогом с оборота, а не сдобавленной стоимости. Данное требование также противоречит смыслу налога иограничивает стимулы налогоплательщика к внутренним и социальным накоплениям.
Вызываютвопросы и положения ст. 146 НК. где определён объект обложения по НДС. Помнению законодателя, кроме оборотов по реализации, объектом налогообложения поНДС является так же:
1.Передача на территории РФ товаров(выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые непринимаются к вычету при исчислении налога на прибыль.
2.Выполнение строительно-монтажных работдля собственного потребления.
Данныетребования означают, что если налогоплательщик что-то производит или строит самдля себя, например благоустраивает силами собственных сотрудников своютерриторию, сажает деревца или делает косметический ремонт, не относящийся кпроизводственной деятельности, если учащиеся в образовательном учреждениичто-то выпиливают в учебно-производственной мастерской, то оценив всю суммусвоих затрат на эти мероприятия, он обязан начислить на неё НДС в соответствиис п/п 2,3 п. 1 ст. 146 НК РФ, т.е. продать самому себе.
ВРоссии, взимание сложных налогов затруднено объективными факторами, такими как:неэффективная система налогового управления и правоохранительных органов,нестабильность законодательства, коррупция, низкая налоговая культура обществаи т.д. В таких условиях путь дальнейшего усложнения НДС — дорогостоящее ималоэффективное мероприятие. Между тем, кроме пресловутых НДС — счетов,введение которых пока откладывается на неопределенный срок в силу сложностиисполнения, планируется введение жесткой полицейской системы контроля зауплатой налога на добавленную стоимость, в том числе через банки, и ведениегосреестра новых фирм. Министерство финансов РФ планирует усилитьадминистрирование уплаты и взимания НДС с использованием современныхинформационных технологий. На практике это означает, что Минфин России станетотслеживать состояние банковских счетов фирм-плательщиков НДС, следить запоявлением новых фирм — через контроль за ведением госреестра, а такжепроверять расчеты организаций с помощью налоговых инспекторов и сотрудниковмилиции.
ЗаменаНДС налогом с оборота (налогом с продаж; снизит колоссальные затраты наадминистрирование, высвободит кадровые ресурсы и упростит отчётность. Крометого, уменьшится число действительно недобросовестных схем, когда по фиктивнымдоговорам «обналичиваются» огромные средства, в результате чего, увеличиваютсянелегальные вычеты по НДС, и уменьшается налогооблагаемая прибыль. Для налога спродаж объектом контроля со стороны налоговых органов станет только выручка,т.е. показания ККМ или банковская выписка. Для НДС, объект контроля — это нетолько выручка, а все расходы, платежи и огромное количество документации (счета, платежные поручения, счета-фактуры, договора, акты, экспортные документыи т.д.). [16, с.27-29]
Управлениеналогами. Объективным фактором рассогласования налоговой политики являетсяведомственная разобщенность налогов. Бесспорно, что выработка налоговойполитики должна быть за Минфином. В то же время важная роль сохраняется уМинэкономразвития и МНС.
Чтокасается Минэкономразвития и торговли, то оно, откровенно спекулируяабстрактной идеей о пользе любого сокращения налогов, по существу пытается с ее(идеи) помощью оправдать просчеты в экономическом курсе.
Сложнеес МНС. Налоговые органы реально ведут всю практическую работу, постоянносвязаны с налогоплательщиком, законодательством, судами. Обладая огромнымопытом, они способны внести ощутимый положительный вклад в улучшение налоговойполитики. Однако их понимание налогов часто ограничивается контрольной функциейведомства.
Срединноеположение Министерства финансов, единственного звена, которое ответственноставит и решает финансовые задачи, обрекает его на неизбежную критику со всехсторон. Такая критика естественна и даже полезна до известного предела, но онане может перехлестывать через край, когда ставится под сомнение осмысленностьналоговой политики.
Возможнов стабильной обстановке некоторая разногласица пошла бы на пользу налогам, но всегодняшней ситуации необходима концентрация идеологической и практическойработы в области налогообложения.
Лучшим решениемдля налогов было бы следующее: ограничение влияния на налоговую политикуМинэкономразвития и торговли, сближение Минфина с МНС и нахождениевзаимопонимания с судами в трактовке и применении налогового законодательства.Проведение в жизнь такого решения — задача невероятной трудности, для которойхороши любые средства. Ибо речь идет о налогах — материальной основесуществования государства. [13, с. 26]
2.2.Роль налоговв формировании доходной части бюджета.
Анализналоговой нагрузки основных отраслей экономики за 1999-2002гг., рассчитаннойкак отношение суммы поступивших налоговых платежей к валовой добавленнойстоимости, показывает ее неравномерность. Основная тяжесть налогов лежит напроизводственных отраслях (за исключением сельского хозяйства). Это обусловленосамим характером их деятельности, представляющей меньше возможностей длялегального и нелегального ухода от налогов.
Тревожнымвыглядит тот факт, что бремя растет именно в тех отраслях, где оно наиболеевысокое (промышленность, связь). Если бы речь шла не об отраслях, а оботдельных предприятиях, то неравномерное изменение бремени можно было быобъяснить структурными сдвигами в экономике. Но применительно к отраслям такоеобъяснение не может иметь места, поэтому можно говорить о целесообразностиотраслевого перераспределения налоговой нагрузки в направлении ее выравнивания.
Выравниваниеотраслевой налоговой нагрузки может идти только путем обеспечения равныхусловий обложения, но не через предоставление дополнительных льгот«заслуженным» производствам. Если исключить акцизы и большую часть платежей заприродные ресурсы, обусловленных особым состоянием рынков, то единый порядокобложения прибыли и добавленной стоимости в принципе обеспечивает равныйподатный режим для всех отраслей. Если же этот одинаковый режим различнымобразом влияет на разные (объективно разные) отрасли, то причина не в налогах.Причина — в массе любых прочих факторов, которые (если исключить случаисубъективного вмешательства в экономику) складываются нормальным рынком.Поэтому только рынок, объективная рыночная стихия, может реально оценить и откорректироватьсостояние и поведение отраслей. Не следует без крайней необходимостивмешиваться налогами в рыночные законы. Многое может сделать межотраслеваяконкуренция. Задача государственной политики — придать черты естественностиразвитию экономики, в большей степени полагаться на «невидимую руку рынка»,нежели на прожекты его адептов и льготы.
Еслиговорить о льготах, то серьезным нападкам подверглась гл. 25 Налоговогокодекса РФ за отмену инвестиционной льготы. Сетования по поводу отменыинвестиционной льготы во многом являются отражением общего преувеличенногопредставления о регулирующих возможностях налога вообще и налоговых льгот вчастности. Поэтому следует критически относиться к таким, например, выводам:«Снижение ставок отдельных налогов при устранении многочисленных льгот непривело к заметному для бизнеса уменьшению общей налоговой нагрузки напредприятия (хотя несколько перераспределило ее между ними). Ликвидация жельгот по налогу н