Налоговая система Российской Федерации и анализ налоговых доходов госбюджета

Налоговая система РФ, по определению Налогового кодекса, принятого Государственной Думой в первом чтении 16 апреля 1998 г., представляет собой совокупность феде

ральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уп

латы и применения мер по обеспечению их уплаты, осущест

вления налогового контроля, а также привлечения к ответст

венности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Налоговая система РФ регулируется высшим законом страны — Конституцией РФ, к компетенции которой относятся общие вопросы налогообложения. Правовое ее оформление обеспечил пакет налоговых законов: «Об основах налоговой системы РФ» (от 27 декабря 1991 г.), определивший принципы построения налоговой системы, ее структуру, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов; «О государ

ственной налоговой службе РСФСР» (от 21 марта 1993 г.), рас

сматривающий вопросы организации сбора налогов и контроля, а также целый ряд законов о порядке исчисления и уплаты кон

кретных налогов. В 1998 году правительством разработан проект Налогового кодекса, который направлен на упорядочение налоговой системы, унификацию отношений в рамках налогообложения, детальную регламентацию процедурных вопросов, связанных с налоговыми правонарушениями.
Сущность налоговой системы состоит в том, что призвана:

1) обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществле

ния которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства;

2) создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйствования, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения доходов различных групп населения.
Действующая налоговая система РФ характеризуется сле

дующими чертами:

правовой основой (а не на подзаконных актах, как было раньше), большей стабильностью (хотя и не в отношении всех налогов); пронизывает все экономические отноше

ния, связанные о распределением и перераспределением дохода. Введение и отмена всех налогов и сборов осуще

ствляются только органами государственной власти;

едиными принципами, единым механизмом исчисления и сбора налогов. За всеми налогами и сборами осуществляется единый контроль со стороны Министерства РФ но налогам и сборам;

введением новых налогов (НДС, налога на имущество предприятий) и существенных изменений в порядке ис

числения налоговых льгот и базы ранее действовавших налогов;

устанавливаемыми законодательством четкой последова

тельностью при оплате налогов и налоговым календарем. Так, юридические лица обязаны в

первую очередь упла

чивать федеральные налоги в федеральный бюджет, а за

тем — местные налоги и сборы;

равными требованиями к налогоплательщикам и создани

ем равных условий для использования заработанных средств путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их представле

ния, невмешательства в право использования средств; — — — сочетанием двух основных видов налогов: прямых (на до

ходы и имущество) и косвенных (на товары и услуги). В прошлом косвенное — — обложение в отечественной экономи

ческой практике полностью отрицалось; обложением прежде всего юридических лиц, а не физиче

ских, что отличает российскую налоговую систему от на

логовых систем развитых зарубежных стран. Обязательна постановка всех юридических лиц на учет в налоговых органах (включая освобожденных от уплаты налогов), а также индивидуальных предпринимателей. Банки лишены права открывать им расчетные счета без получения спра

вок о постановке на учет в налоговых органах; — — — весьма жестким санкциями за нарушение налогового за

конодательства, включая меры финансовой, администра

тивной и уголовной ответственности;

возможностью получения для налогоплательщиков по их просьбе отсрочек и рассрочек уплаты в бюджет налогов и сборов в пределах текущего года, а также сумм финансо

вых санкций (если их уплата грозит банкротству) на срок шесть месяцев.

В Налоговом кодексе (ст. 7) сформулированы основные принципы налоговой системы РФ, которые должны регулиро

вать налогообложение на всей территории России:

1) Каждое лицо (юридическое или физическое) обязано уп

лачивать установленные налоговым законодательством налоги, в отношении которых это лицо является налогоплательщиком.

2) Налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и развития общества и государства.

3) Налоги не могут применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных подоб

ных критериев.

4) Не допускается установление налогов, нарушающих еди

ное экономическое пространство РФ и налоговую систему РФ.

5) Не допускается устанавливать дополнительные налоги, повышение либо дифференцированные ставки налогов или на

логовых льгот в зависимости от форм собственности, организа

ционно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или географического места происхождения уставного капитала (фонда) или имущества на

логоплательщика.
Созданная налоговая система в силу отсутствия необходи

мого опыта, четко разработанной налоговой политики в услови

ях нестабильной экономики и недостаточной подготовленности налогового аппарата не лишена

существенных недостатков, ко

торые не могут удовлетворить ни плательщиков, ни налоговые органы.
Классификация налоговой системы РФ.

В зависимости от объекта обложение, взаимоотношения плательщика и государства различаются прямые и косвенные налоги.

Налог – это обязательный и безвозмездный взнос, подлежащий уплате в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, муниципальных образований и соответствующие внебюджетные фонды.

Прямые налоги
, взимаемые непосредственно с дохода и иму

щества, — это налог на прибыль предприятий, подоходный на

лог с физических лиц, налог на имущество предприятий и др.

Косвенные налоги
устанавливаются на товары и услуги, опла

чиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец то

вара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет казне. Покупатель товара или услуг стано

вится действительным плательщиком налога. К косвенным с носятся НДС, акцизы, таможенные пошлины.

2. По их использованию налоги подразделяются на общие специальные (целевые).

Общие налоги
обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования различных мероприятий. Специальные налоги
имеют строго определенное назначение, «например, налоги реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорож

ные фонды и предназначены для строительства, реконструкции текущего ремонта дорог.

3. Основное деление налогов: в зависимости от органа, кото

рый взимает налог и в распоряжение которого он поступает, различают федеральные налоги, региональные налоги
— налоги субъектов РФ, местные налоги
.

Федеральные налоги — (размер их ставок, объекты обложения, плательщики и льготы, в также порядок зачисления их в бюджет) – это налоги, устанавливаемые налоговым законодательством и обязательные к уплате на всей территории РФ. Основными федеральными налогами являются: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, акцизы, таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами и др.Такие налоги, как акцизы на импортные товары, таможенные пошлины, государственная пошлина, федеральные регистрационные и лицензионные сборы полностью поступают в федеральный бюджет и являются собственными его доходами. К регулирующим доходам относят НДС, налог на прибыль предприятий, налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, подоходный налог, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения и др., которые направляются в бюджеты других уровней в виде определённой, установленной при утверждении федерального бюджета норме.

Налоги субъектов РФ (региональные) – устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории России. К налогам субъектов

РФ относятся налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

Местными налогами и сборами
, по определению Налогового кодекса, признаются налоги и сборы, устанавливаемые в со

ответствии с налоговым законодательством РФ, решениями представительных органов субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного само

управления и обязательны к уплате на всей территории соответствующих муниципальных образований.

Мест

ные налоги и сборы подразделяются на две группы.

Первая — налоги, введенные законодательной властью и дей

ствующие на всей территории России в обязательном порядке. К ним относятся:

• налог на имущество физических лиц;

• земельный налог, налог на рекламу;

• сбор за право торговли.

Конкретные ставки этих платежей определяются решением органов государственной власти субъектов РФ. По трем первым налогам действуют специальные федеральные законы, а Министерство РФ по налогам и сборам разработало по ним инструкции о порядке взимания и уплаты.

Ко второй группе относятся остальные налоги и сборы:

• сбор за парковку автомобилей;

• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной тех

ники и компьютеров;

• сборы (целевые) с граждан и юридических лиц на содер

жание милиции, благоустройства территорий, на нужды образовательных учреждений и др.

Эти налоги и сборы, предусмотренные Законом «Об основах налоговой системы РФ», могут вводиться специальными реше

ниями органа местного самоуправления и действуют лишь на его территории. В целях обеспечения единого подхода при введении местных налогов и сборов второй группы, для которых нет об

щих инструкций, Минфин РФ и Министерство РФ по налогам и сборам разработали примерные положения по отдельным ме

стным налогам и сборам и рекомендовали их использовать при принятии местными органами соответствующих решений.

Анализ налоговых доходов Федерального бюджета РФ.

В 2009 году поступления налогов в бюджетную систему России снизились на 16,5% и составили 8 379,3 млрд руб., говорится в сообщении Федеральной налоговой службой России (ФНС).

В федеральный бюджет в прошлом году поступило 3 012,4 млрд руб. доходов, администрируемых ФНС, что на 26% меньше, чем в 2008 году.

При этом отмечается, что показатели, заложенные на 2009 год в законе «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в части ФНС России, выполнены. Бюджет получил дополнительно 402 млрд руб.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов госбюджета обеспечена поступлениями НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%).

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 году составили 195,4 млрд руб. По сравнению с 2008 годом поступления снизились в 3,9 раза.

Как разъясняет ФНС, снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2%.

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2009 году составили 509,8 млрд руб. и по сравнению с 2008 годом выросли на 3 млрд руб., или на 1%.

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в 2009 году составили 1 176,6 млрд руб. и по сравнению с 2008 годом выросли на 18%.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые в Россию из Белоруссии, поступило в 2009 году 30,6 млрд руб., что на 24% меньше, чем в 2008 году.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2009 году 81,7 млрд руб. и снизились относительно 2008 года на 35%.

Снижение поступлений по сводной группе акцизов в госбюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта РФ в полном объеме.

Налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2009 году поступило в федеральный бюджет 981,5 млрд руб., в том числе на добычу нефти — 887,6 млрд руб., газа горючего природного — 75,0 млрд руб., газового конденсата — 6,6 млрд руб.

По сравнению с 2008 годом поступления НДПИ снизились в 1,6 раза, что обусловлено снижением цены на нефть (с 98,2$ в декабре 2007 года — ноябре 2008 года до 57,8$ в декабре 2008 года — ноябре 2009 года, или в 1,7 раза).

Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2009 году поступило 1 267,7 млрд руб., что на 1% больше, чем в 2008 году.

В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.) в 2009 году поступило 61,5 млрд руб., что на 17% меньше, чем в 2008 году.

В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2009 году поступило 89,8 млрд руб., что на 1% больше, чем в 2008 году.

В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2009 году поступило 162,2 млрд руб., что соответствует уровню 2008 года.

Формирование и исполнение доходной части областного бюджета

Тамбовской области за 200
9
год

За 2009 год доходы областного бюджета области исполнены в сумме

25 794 695,6 тыс. рублей (117,6 % от первоначального плана в сумме

21 942 596,0 тыс. рублей), в том числе собственные доходы в сумме

10 271 394,5 тыс. рублей (86,0 % от первоначального плана в сумме

11 947 429,8 тыс. рублей).

По сравнению с уровнем 2008 года (фактом исполнения) доходная

часть областного бюджета области в целом увеличилась на 5 429 144,6 тыс.

рублей, или на 26,7 %.

Налоговые доходы областного бюджета за 2009 год составили

9 481 117,4 тыс. рублей (92,3 % от собственных доходов). Поступления налоговых доходов увеличилось на 1 326 605,4 тыс. рублей, или на 16,3 % к уровню 2008 года (8 154 512,0 тыс. рублей).

При этом основными (бюджетообразующими) налоговыми доходами

областного бюджета в 2009 году являлись налог на доходы физических лиц в сумме 3 213 737,5 тыс. рублей, или 33,9 % от общего объёма налоговых до-

ходов и 12,5 % от общего объёма доходов областного бюджета, а также налог на прибыль организаций в сумме 2 969 318,4 тыс. рублей (31,3 % от общего

объёма налоговых доходов и 11,5 % от общего объёма доходов областного

бюджета) и акцизы в сумме 1 619 523,1 тыс. рублей (17,1 % от общего объёма налоговых доходов и 6,3 % от общего объёма доходов областного бюджета).

По данным Министерства РФ по налогам и сборам, опреде

ляющая роль в формировании бюджетной системы принадлежит четырем налогам: — НДС, акцизам, налогу на прибыль пред

приятий и подоходному налогу с физических лиц, на их долю приходится 3/4 всех поступлений в консолидированном бюджете. Рассмотрим их.

НДС – один из самых важных налогов в современной налоговой системе РФ. Введён с 1 января 1992г. На всей территории РФ. Представляет собой форму изъятия части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях производства товара, выполненных работ, оказания услуг, в бюджет по мере реализации товара (работ, услуг). Плательщиками НДС являются все юридические лица незави

симо от форм собственности, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, включая предприятия с ино

странными инвестициями; индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также филиалы, отделения и другие обособлен

ные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги). Не платят НДС частные предприятия, не являющиеся юридически

ми лицами, а также малые предприятия, перешедшие на упро

щенную систему налогообложения.

Официально по закону налог взимается с предпринимателя, но в действительности его плательщиком (носителем) становитcя конечный потребитель, который оплачивает его при покупке и цене товара.Объектом НДС выступают обороты товаров, выполненные работы, оказанные услуги.

Ставки НДС установлены в размере 10 и 20% Первая действу

ет для продовольственных товаров (кроме подакцизных) и товаров для детей по перечням, утвержденным постановлением Прави

тельства РФ; вторая — по остальным товарам, работам, услугам, включая подакцизные продовольственные товары. Для предпри

ятий розничной торговли, бытового обслуживания, а также пред

приятий, оказывающих платные услуги, которые реализуют това

ры (работы, услуги) по ценам и тарифам, включающим НДС по ставкам 10 и 20%, применяются расчетные ставки 9,09 и 16,67%.

Налог на прибыль предприятий и организаций введен Законом РСФСР от 27 декабря 1991 г. и взимается с 1 января 1992 г. Действующий налог на прибыль предприятий и организаций- это важный доход бюджета. Плательщиком налога на прибыль выступают юридические лица (в том числе бюджетные), включая созданные на террито

рии России предприятия с иностранным капиталом; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, имеющие от

дельный баланс и расчетный счет. Объектом обложения является валовая прибыль предприятий, организаций, полученная в рублях и иностранной валюте.Ставка налога на прибыль предприятий и организаций уста

навливается Федеральным законом РФ. С I января 1994 г. дей

ствуют две ставки: одна для федерального бюджета, другая -для бюджетов субъектов РФ. В 1998 г. установлены: ставка 13%, по которой взимается налог, поступающий в федеральный бюд

жет, и ставка не свыше 22%, устанавливаемая законодательными (представительными) органами субъектов РФ, а для предпри

ятий по прибыли от посреднических операций и сделок, бирж, банков, страховщиков — ставка не свыше 30%.

Подоходный налог — основной федеральный налог с физиче

ских лиц. В России он введен в 1916 г. Действующий в России подоходный налог введен с 1 января 1992 г. Законом РФ от 7 декабря 1991 г.Плательщиками подоходного налога являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без граждан

ства), имеющие и не имеющие постоянного местожительства в РФ. Объектом обложения служит совокупный доход, полученный в календарном году из любых источников на территории РФ как в денежной (в рублях или иностранной валюте), так и в нату

ральной форме, в том числе в виде материальной выгоды.

Для ослабления тяжести подоходного обложения предусмат

ривается широкая система налоговых льгот и вычетов. В совокуп

ный годовой доход не включаются: государственные пособия по социальному страхованию. Ставка подоходного налога в 1998 г. колебалась от 12% (минимальная) для облагаемого совокупного дохода до 20000 руб. до 35% (максимальная) к доходу, превышающему 100001 руб. Шкала ставок (всего их пять —12, 15, 20, 25, 30 и 35) построена по сложной профессии: доход делится на ступени, каждая из которых облагается своей ставкой, и повышенные ставки при

меняются не ко всему доходу, а к части, превышающей преды

дущую ступень, поэтому налоговый оклад плательщика увеличи

вается плавно.

Акцизы действуют в РФ по Закону РСФСР от 6 декабря 1991 г. с учетом Федерального закона от 14 февраля 1998 г. на целый ряд товаров широкого потребления, хотя и не являющий

ся в своей подавляющей части предметами первой необходимо

сти, в том числе спирт этиловый, спиртосодержащая и алко

гольная продукция, вино, пиво, табачные изделия, нефть, бен

зин автомобильный, легковые автомобили, а также отдельные виды минерального сырья.Ставки акцизов по товарам (за исключением минерального сырья) являются едиными. Установлены два вида ставок: спе

цифические (в рублях и копейках за единицу измерения подак

цизных товаров) и адвалерные в процентах к стоимости товара по отпускным ценам без учета акциза. Последние ставки дейст

вуют для двух товаров: ювелирные изделия — 15% и легковые автомобили — 10%.

Доходы бюджетов Российской Федерации формируются в со

ответствии с ее бюджетным и налоговым законодательством. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы це

левых бюджетных фондов.

Доходы бюджетов образуются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, принятым Государственной Думой РФ и под

писанным Президентом РФ 31 июля 1998г., за счет налого

вых и неналоговых видов дохода, а также за счет безвозмезд

ных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ налоги разного уровня бюджетной систе

мы, а также пени и штрафы.

В России в настоящее время в структуре доходов федерального бюджета основная масса – налоговые доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины, — неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества.

К недостаткам следует отнести:

1) фискальный подход к налогообложению. При решении вопроса о налогах на первый план выступает доходность бюдже

та, тогда как регулирующей роли налогов не придается сущест

венного значения;

2) высокий уровень налогообложения юридических лиц, особенно это касается налога на прибыль. Суммарно налоговые платежи, по разным оценкам, составляют от 40 до 80% дохода юридического лица (прибыль плюс оплата труда). Высоко бремя и косвенных налогов (НДС и акцизы), именно они выступают генератором инфляционного процесса. По оценке ряда специа

листов, величина налогового давления на ВВП около 30%, что много выше, чем в мировой практике; 3) большое количество разнообразных налогов, сборов, отчислений, взносов (федеральных, региональных, местных, целевых), осложняющее налогообложение. Особенно возросло их количество с 1994 г., когда Указом Президента РФ было разрешено субъектам РФ и местным органам самоуправления вводит дополнительные налоги. Хотя это право было

отменено с 1 января 1997 г., однако до сих пор сохраняется множество налогов

4) нестабильность налоговых законов, частые изменения по рядка расчетов, особенно по налогу на прибыль и НДС, недоработки, противоречивость отдельных статей налоговых законов. Нередки случаи, когда закон имеет обратную силу. Слабая информационная база в налоговой практике;

5) отсутствие четкого разграничения налоговых полномоч центра и мест, что приводит к серьезным разногласиям между

ними;

6) многократность обложения одного и того же объекта

определенном законом периоде.
Недостатки российской налоговой системы настоятельно требуют ее реформирования. Предлагаются разнообразные вари

анты налоговой системы, однако главное изменение должно коснуться значительного сокращения количества налогов и резкого снижения налоговой тяжести.
Можно выделить два основных направления совершенствования нормативной базы для налоговой системы в РФ. Во-первых, желательно пересмотреть ряд основополагающих принципов налогообложения в направлении их большей демократизации и расширения коллегиальности при выработке и принятии решений. Во-вторых, предстоит провести значительную нормотворческую деятельность по уточнению, пополнению и изменению ряда статей всех законодательных актов в соответствии со складывающимися рыночными отношениями в России и становлением цивилизованного гражданского общества в стране.

Основные направления налоговой реформы в России в должны быть направлены на:

1. ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;

2. расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом «налоговой справедливости»;

3. постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц;

4. решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

На сегодняшний день наиболее целесообразным шагом в области реформирования налоговой системы можно предложить:

расширение прав местных органов при установлении ставок налогов на имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных средств) и граждан;

унифицирование прямого налогообложения всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли;

расширение мер по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;

усиление социальной направленности налогов. Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой — ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.