Содержание
Введение
1. Становление налоговой системы Казахстана
1.1 Необходимость налоговых реформ
1.2 Основные этапы налоговой реформы в Республики Казахстан
2. Современная структура налоговой системы Республики Казахстан
2.1 Общая характеристика налогов действующих в Республике
2.2 Налог на добавленную стоимость
2.3 Акцизы
2.4 Корпоративный подоходный налог
2.5 Индивидуальный подоходный налог
2.6 Налог на имущество
2.7 Земельный налог
2.8 Налог на транспортные средства
2.9 Социальный налог
2.10 Специальные налоговые режимы
2.11 Налоги с недропользователей
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Налоговая система Казахстана создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно казахстанской налоговой системы, отвечающей нашим казахстанским условиям.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, структуру налогов. Изучить реформы налогового кодекса 2008-2009 г.
Объект исследования – налоговая система в Республики Казахстан.
Источниками исследованияявились труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам налоговой реформы; материалы международных и республиканских научно-практических конференций.
В качестве правового и информационного обеспечения курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты Республики Казахстан, регулирующие деятельность налоговой системы, статистические материалы Агентства по статистике Республики Казахстан.
1. Становление налоговой системы Казахстана
1.1 Необходимость налоговых реформ
Как известно, понятие “налоговая реформа” имеет несколько значений. Это и сам факт, и, в то же время, способ кардинального изменения налоговой системы, постоянное стремление к совершенствованию которой, а отсюда, – и определенная нестатичность (не путать с нестабильностью) – вполне нормальное, продиктованное самой жизнью, явление. Особенно, если речь идет о корректировке самой траектории налоговой системы, вызванной пересмотром методологических и концептуальных основ налоговой политики. Но следует иметь в виду, что если эти изменения лишь уточняют либо дополняют отдельные положения действующего налогового законодательства, включая предусмотренные им административные правила и процедуры, однако в целом оставляют его в силе, они оцениваются только как налоговые поправки.
Обеспечение стабильности и достаточности государственных финансов, прозрачность и устойчивость налогового законодательства, сбалансированность доходной и расходной частей бюджета являются залогом благополучия любого государства. Современная фискальная политика во многом определяется теми стратегическими задачами и приоритетами, которые стоят перед страной на каждом этапе ее экономического развития. Определяющим фактором в этих вопросах являются налоги и налоговая политика как наиболее эластичный инструмент адекватного реагирования государства на происходящие экономические процессы. Республика Казахстан планомерно проводит работу по совершенствованию налогового законодательства[1].
1.2 Основные этапы налоговой реформы в Республики Казахстан
Первый этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года).
Из-за отсутствия собственного опыта в создании налоговой системы Казахстан в основе использован опыт соседних государств, и, прежде всего, в Российской Федерации. Практически Закон “О налоговой системе в Республике Казахстан”, принятый 24 декабря 1991 года, являлся скопированным вариантом законодательства России. В результате в Казахстане была построена трехзвенная налоговая система, присущая федеративному государству.
В республике функционировали более 40 видов налогов:
1. Общегосударственные налоги;
2. Общеобязательные местные налоги;
3. Местные налоги.
Большое количество налогов (43 вида; 16 общегосударственных, 10 общеобязательных налогов и сборов, 17 местных налогов и сборов), нестабильность законодательства, наличие множества платежей расчетной базой, для которых является себестоимость, применение большого количества льгот сделало налоговую систему практически неуправляемой и совершенно неэффективной. Работа над совершенствованием налоговой системы Казахстана началась уже в 1992 году.
В истории развития налоговой системы Республики Казахстан определенное место занимает 1994 год. Именно в этом году были сделаны первые конкретные шаги на пути реформирования налоговой системы. Изменения коснулись двух крупных налогов: подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль предприятий. Были приняты Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона “О налогообложении доходов физических лиц” и “О налогах на прибыль и доходы юридических лиц”. С принятием указанных законодательных актов произошли радикальные изменения в механизме исчисления двух основных налогов.
Так, в подоходном налогообложении физических лиц впервые был осуществлен переход от идедулярного налогообложения, применявшегося достаточно длительное время в республиках бывшего СССР, к глобальному обложению доходов физических лиц на основе определения совокупного годового дохода.
В части юридических лиц изменения коснулись следующих аспектов: отмена дифференциация ставок налога на прибыль и утверждены две ставки: 30% – для всех юридических лиц и 45% – для банков и страховых компаний.
Впервые к числу налогоплательщиков стали относиться бюджетные организации в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности; были упорядочены льготы (вместо действовавших ранее 30 осталось 6 льгот) и т.д. Анализ изменений, произошедших в налоговой системе Республики Казахстан в 1994 году, позволяют сделать вывод об их преимущественно фискальном характере. Между тем, несмотря на столь решительные меры, удельный вес налоговых поступлений в ВВП в 1994 году снизился до 8,4% против 14,8% в 1993 году. [2]
Исходя, из того в качестве основных целей налоговой реформы в Республике Казахстан в последующие этапы были выдвинуты:
1. Стимулирование рыночных отношений, а именно:
– активная поддержка предпринимательства;
– стимулирование индивидуальных налогоплательщиков вкладывать получаемые доходы в предпринимательскую деятельность;
– подведение широкой законодательной базы под налогообложение;
– создание механизма защиты доходов от двойного, тройного налогообложения.
2. Достижения определенной справедливости в налогообложении, а именно:
– обеспечение социальной защиты малоимущих;
– создание единой шкалы налогообложения независимо от источника получения дохода;
– учет национальных и территориальных интересов государства;
– стремление к творческому использованию мирового опыта построения системы налогообложения.
В соответствии с этими целями была сделана попытка изменить всю налоговую систему Республики Казахстан и приблизить ее к мировым стандартам.
Второй этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год).
Задачами второго этапа были: снижение налогового бремени, сокращение количеств налогов, приближение налоговой системы Казахстана к мировым стандартам. В основном этим требованиям отвечало принятие Указа Президента Республики Казахстан имеющее силу закона “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” от 24 апреля 1995 г.
Общегосударственные: подоходный налог с юридических и физических лиц; налог на добавленную стоимость; aкцизы; налог на операции с ценными бумагами; социальные платежи с недропользователей.
Местные налоги и сборы: земельный налог; налог на имущество юридических и физических лиц; налог на транспортные средства; сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и юридических лиц; сбор за право занятия отдельными видами деятельности; сбор с аукционных продаж.
С 1 января 1999 г. в состав общегосударственных налогов и сборов включаются: дорожный налог, социальный налог, сбор на социальное обеспечение и сбор за выезд автотранспортных средств на территорию Республики Казахстан.
налоговая система реформа казахстан
Согласно Закона Республики Казахстан от 16 июля 1999 г. №440-1 Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” от 24 апреля 1995 г. №2235 приобрел статус Закона Республики Казахстан. [3]
Налоговая система РК в соответствии с вышеуказанным документом включает в следующие налоги, сборы и другие обязательные платежи:
Налоги и другие обязательные платежи в бюджет: Подоходный налог с юридических и физических лиц
1. Налог на добавленную стоимость
2. Акцизы
3. Сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг и присвоение национального идентификационного номера эмиссии ценных бумаг, не подлежащих государственной регистрации
4. Специальные платежи и налоги недропользователей
5. Социальный налог
6. Сборы за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан
7. Земельный налог
8. Налог на имущество юридических и физических лиц
9. Налог на транспортные средства
10. Единый земельный налог
11. Сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и юридических лиц
12. Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности
13. Сбор за аукционных продаж
14. Сбор за право реализации товаров на рынках
15. Сбор за использование юридическими и физическими лицами символики города Алматы в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках
16. Сбор за использование юридическими лицами (кроме государственных предприятий, государственных учреждений и некоммерческих организаций) и физическими лицами слов “Казахстан”, “Республика”, “Национальный” (полных, а также производных от них) в их фирменных наименованиях знаках обслуживания, товарных знаках.
Третий этап налоговой реформы (с 2000 года по 2001 год).
Основной задачей третьего этапа является усиление правовых аспектов взаимоотношений между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщиками. В целом, структура налогов, которая была заложена в 1995 году, достаточно оптимальна. На сегодняшний день существует 17 видов основных налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, которые нужно совершенствовать и число которых также необходимо оптимизировать. Отсюда вытекает необходимость в реформировании налогового законодательства.
С 1 января 2002 года в Республике Казахстан действует радикально обновленная налоговая система. Ее правовым фундаментом является Кодекс Республики Казахстан от 12 июня 2001 года №209-2 “О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)”. Говоря о радикальности налоговой реформы, я имею в виду вовсе не смену экономической модели. Напротив, новый Налоговый кодекс укрепляет концептуальные основы налоговой системы, сформированной в прошлые годы. Тем не менее, произошли разительные перемены, направленные на повышение эффективности правовых механизмов в налоговой сфере. Новый кодекс отличают четкость и системность в регулировании “правил игры”. Он устанавливает более справедливые условия налогообложения, реально снижает налоговую нагрузку, обеспечивает налогоплательщикам гарантии стабильности. Изменения в налоговом законодательстве в совокупности с изменениями в других сферах законодательства привели к улучшению положения налогоплательщиков в Республике Казахстан. [4]
2. Современная структура налоговой системы Республики Казахстан
2.1 Общая характеристика налогов действующих в Республике
В соответствии с налоговым законодательством в Республике Казахстан взимаются налоги, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета (суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определяемом законом о республиканском бюджете на очередной год), сборы, платы и таможенные платежи, являющиеся доходными источниками как республиканского, так и местных бюджетов. К налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; корпоративный подоходный налог; индивидуальный подоходный налог; налог на имущество; земельный налог; налог на транспортные средства; налоги и специальные платежи недропользователей; социальный налог. Сборы включают:
– сбор за государственную регистрацию юридических лиц;
– сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей;
– сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
– сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;
– сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;
– сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов;
– сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов;
– сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов;
– сбор за государственную регистрацию лекарственных средств;
– сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;
– сбор с аукционов;
– гербовый сбор;
– лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;
– сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям. К платам относятся:
– плата за пользование земельными участками;
– плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников;
– плата за загрязнение окружающей среды;
– плата за пользование животным миром;
– плата за лесные пользования;
– плата за использование особо охраняемых природных территорий;
– плата за использование радиочастотного спектра;
– плата за пользование судоходными водными путями;
– плата за размещение наружной (визуальной) рекламы. Таможенные платежи подразделяются на таможенную пошлину, таможенные сборы, плату, сборы. [5] С 1 января 2009 года вступил в силу новый Налоговый кодекс, базирующийся на трех основных целевых критериях: [6] снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики; сокращение административных барьеров; повышение эффективности налогового администрирования. Несмотря на чрезвычайно сжатые сроки разработки нового Налогового кодекса, можно с уверенностью сказать, что он существенно приближает налоговую систему Казахстана к международной практике, несет в себе больший инвестиционный потенциал, а также позволяет построить транспарентную систему налогового администрирования. С целью снижения общей налоговой нагрузки новый Налоговый кодекс предусматривает последовательное, в течение 3-х лет понижение ставки корпоративного подоходного налога: с 1 января 2009 года – до 20%, с 2010 года – до 17, 5%, с 2011 года – до 15 %. Новый Налоговый кодекс предусматривает ликвидацию обязанности по расчету и уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу для малого и среднего бизнеса. Ставка налога на добавленную стоимость с 2009 года будет равна 12 процентам. Это сделает казахстанскую ставку НДС одной из самых низких в мире среди стандартных ставок этого налога, при этом, начиная с 2009 года, предусматривается поэтапный переход на возврат всего превышения суммы НДС. В новом Налоговом кодексе предусматривается переходный период по унификации ставок на алкогольные виды продукции отечественного производства и импортируемые с 2011 года, а на табачную продукцию начиная с 2009 года. В рамках реформирования социального налога предусматривается переход от действующей регрессивной шкалы налога со ставками от 13 до 5 процентов к плоской шкале со ставкой 11 процентов. Также предусматривается реформирование блока имущественных налогов, а именно, налогов на имущество и транспортные средства. С 1 января 2009 года предусматриваются существенные изменения в налогообложении недропользователей. Среди основных изменений – отмена стабильности налогового режима всех контрактов на недропользование, за исключением ранее заключенных СРП и контрактов, утвержденных Президентом Республики Казахстан, отказ от контрактов о разделе продукции, как вида контрактов на недропользование, а также введение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взамен роялти. Новый Налоговый кодекс направлен на дальнейшее совершенствование налогового администрирования и упрощение налоговых процедур. Главные шаги в этом направлении заключаются в оптимизации форм налоговой отчетности, унификации и продлении сроков представления налоговой отчетности, а также сроков уплаты налогов, введении системы управления рисками, упрощении процедуры регистрации и др. Вышеперечисленные меры, предусматриваемые новым Налоговым кодексом, направлены на усиление конкурентоспособности налоговой системы Республики Казахстан, а также создание благоприятной среды для выработки новых прогрессивных подходов в налогообложении, что вкупе будет способствовать модернизации как экономики, так и государства в целом.
Одними из основных направлений проводимой в Казахстане налоговой политики является снижение налоговой нагрузки, устранение административных барьеров, совершенствование налогового администрирования в сфере налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса. [7]
В 2005 году был принят закон, в соответствии с которым с 1 января 2006 года расширена сфера применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации путем увеличения количества возможных наемных работников и суммы предельного дохода, снижены в два раза ставки налога на имущество для индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации. В 2008 году были снижены ставки налога в специальном налоговом режиме на основе патента и упрощенной декларации: на основе патента с 3 до 2 процентов; на основе упрощенной декларации вместо раздельной прогрессивной шкалы для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц со ставками налога от 3 до 5 процентов и от 3 до 7 процентов, соответственно, введена единая ставка на уровне 3 процентов. Дальнейшее снижение ставок налога невозможно. Так как эти ли 2 и 3 процента в специальных налоговых режимах заменяют собой уплату подоходного и социального налогов.
Но, принимая во внимание необходимость сокращения теневого сектора экономики и систематизации налогообложения на рынках, предлагается с 2011 года ликвидировать специальный налоговый режим на основе разового талона. Исключение режима не затронет тех, для кого он изначально создавался – лиц, осуществляющих эпизодическую деятельность. Например, пенсионеров, реализующих овощи, выращенные на приусадебном участке. Они будут подпадать под необлагаемый минимум в размере 12 минимальный заработных плат, следовательно, не будут признаваться как осуществляющие предпринимательскую деятельность.
В процессе работы над Кодексом, были также приняты меры для минимизации эффекта дробления предприятий, вследствие существования льготного режима для малых предприятий. В проекте прописано, что учредителями юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим для малого бизнеса на основе упрощенной декларации, не могут выступать юридические и физические лица, являющиеся учредителями юрлиц, уже использующих такой режим.
При этом будет разработан механизм администрирования при переходе налогоплательщиков на общеустановленный порядок, а также план мероприятий по обеспечению “мягких” условий такого перехода, как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.
Предполагается, что подобный подход будет способствовать стабильному развитию малого бизнеса, и стимулировать его конкурентоспособность.
Новые инвестиционные налоговые преференции будут предоставляться только по КПН. Льгота по КПН будет действовать в форме ускоренного вычета инвестиций в течение периода до трех лет. Одновременно, удлиняется срок переноса убытков с 3 до 10 лет, что в полной мере позволит воспользоваться преимуществами быстрого списания инвестиций. Преференции будут предоставляться автоматически, т.е. в заявительном порядке, предприятиям, осуществляющим деятельность в секторе “обрабатывающая промышленность”.
В связи с этим в Проекте предлагается также унифицировать условия деятельности на всех территориях СЭЗ, а именно в части КПН с режимом инвестиционных налоговых преференций. Освобождение от земельного налога и налога на имущество сохранится только на территории СЭЗ.
Предложенный единый инвестиционный стимул позволит поддержать модернизирующиеся предприятия, обеспечить прозрачность предоставления налоговых льгот и избежать излишнего налогового контроля.
Налог на добавленную стоимость реформирован в том же ключе, т.е. в направлении упрощения и унификации. Вместо существующей совокупности льгот по НДС будет введен единый, эффективный, автоматический возврат суммы превышения зачетного НДС над начисленным. Эта мера направлена на устранение замораживания оборотных средств налогоплательщика ввиде НДС, уплаченного поставщикам, особенно, в период модернизации и обновления основных средств.
В 2012 году предполагается полное внедрение системы автоматического возврата дебетового сальдо на основе системы управления рисками. 2008 год можно определить в качестве момента перехода на классическую систему НДС и ликвидации совокупности льгот, поэтому льготы по импорту оборудования, не производимого в Казахстане, сохранены до 2012 года, также в целях сохранения равенства в условиях, освобождение реализации с территории “свободного склада” также будет сохранено на аналогичный срок.
В части недропользования предусмотрена замена платежа роялти налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Исчисление НДПИ будет производиться от стоимости объема добываемых недропользователем полезных ископаемых, рассчитанных по мировым ценам. При этом для недропользователей, разрабатывающих низкорентабельные, обводненные, малодебетные и выработанные месторождения будут установлены льготные ставки. Будут исключено положение “стабильности” налогового режима контрактов для всех недропользователей, кроме контракта ТШО и действующих СРП.
В проекте корпоративный подоходный налог будет снижен с 30 процентов до 20-15 процентов. Точный размер ставки будет определен на уровне, достаточном для исполнения государством своих функций, взятых социальных обязательств. Выпадающие доходы будут компенсированы через повышение фискальной отдачи от добывающего сектора, режим налогообложения которого тоже пересмотрен.
Совершенствование НДС заключается в следующем. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между НДС, начисленным покупателям, и НДС, уплаченным поставщикам. Однако могут возникать ситуации, когда НДС, уплаченный поставщикам, превышает НДС, начисленный на реализуемую покупателям продукцию. К примеру, предприятие закупило оборудование, произвело обновление основных средств. В таком случае НДС должен возвращаться из бюджета, что позволит избежать замораживания средств в форме НДС. Однако подобной нормы в налоговом законодательстве не было. В течение нескольких лет вместо введения возврата вводились льготы по НДС, которые должны были компенсировать этот недостаток. В новом Налоговом кодексе мы предусмотрим возврат и исключим отдельные льготы.
В рамках реформирования социального налога предлагается осуществить переход от регрессивной шкалы налога со ставками от 13 до 5 процентов к единой ставке 11 процентов.
Было принято решение изменить порядок взимания налога на имущество. Был сокращен объект налогообложения со всего имущества до недвижимости, что позволит не взимать налог с оборудования и машин.
Что касается недвижимости, то методика оценки недвижимого имущества будет закреплена в Налоговом Кодексе. Ставки на дорогостоящее имущество (свыше 30 млн. тенге) повысятся с 0,5 до 1 процента. Это позволит более полноценно облагать дорогостоящую недвижимость и придать большую прогрессивность в налогообложении физических лиц.
По налогу на транспортные средства предлагается исключить поправочные коэффициенты на легковые, грузовые и специальные автотранспортные средства в зависимости от срока эксплуатации. Это упростит расчеты, и главное сделает равным возмещение экологического загрязнения при одинаковой мощности мотора.
2.2 Налог на добавленную стоимость
НДС представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан. В Республике Казахстан существуют два объекта налогообложения: обороты по реализации товаров (работ, услуг) и их импорт. Плательщиками НДС являются юридические и физические лица, которые встали или обязаны встать на учет по НДС в Республике Казахстан, а также нерезиденты Республики, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, имеющие объекты налогообложения. Размер облагаемого НДС оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ или услуг. Определены обороты и импорт, освобожденные от НДС:
– обороты по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных ст.255 Налогового кодекса Республики Казахстан (далее – Налоговый кодекс);
– реализация и (или) аренда зданий и помещений;
– предоставление права владения и пользования землей;
– финансовые услуги, за исключением сейфовых операций, пересылки банкнот, монет и ценностей, а также услуги по хранению ценных бумаг;
– передача имущества в финансовый лизинг;
– обороты по реализации услуг, осуществляемые некоммерческими организациями;
– геолого-разведочные и геолого-поисковые работы;
– услуги, работы в сфере культуры, науки и образования, если они относятся к услугам, работам поименованным в ст.231 Налогового кодекса;
– товары и услуги в сфере медицинской и ветеринарной деятельности в случаях, установленных ст.232 Налогового кодекса;
– услуги, выполняемые уполномоченными государственными органами, в связи с которыми взимается государственная пошлина, и т.д. Установлен также порядок обложения НДС при экспорте и импорте товаров (работ, услуг). Экспорт товаров облагается по нулевой ставке, за исключением случаев наличия международных договоров, участником которых является Республика Казахстан, а также случаев экспорта товаров в государства, которые при экспорте товаров в Республику применяют цены с учетом НДС. Ставка НДС установлена в 16%. Сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет по облагаемому обороту, определяется как разница между суммой начисленного налога по облагаемым оборотам и суммой налога, относимого в зачет. Отчетным периодом по фактическим расчетам с бюджетом по НДС является календарный месяц. Если среднемесячные платежи за квартал по НДС составляют менее 1000 месячных расчетных показателей, то отчетным периодом является квартал. Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты НДС осуществляется налоговыми и таможенными органами. В части подтверждения экспорта в страны СНГ в налоговом законодательстве Республики Казахстан имеется следующая особенность: документами, подтверждающими экспорт товаров в государства-участники СНГ, с которыми Республикой Казахстан заключены международные договоры, предусматривающие обложение НДС экспорта товаров по нулевой ставке, является (помимо перечисленных выше) копия ГТД, оформленной в стране импорта товаров, вывезенных с таможенной территории Республики Казахстан в режиме экспорта. В соответствии с международным договором уполномоченным государственным органом Республики Казахстан может быть установлен иной порядок подтверждения экспорта товаров в государства-участники СНГ. [8]
2.3 Акцизы
Акцизы являются косвенным налогом, взимаемым с подакцизных товаров, и включаются в стоимость реализации товаров. Акцизами облагаются товары, произведенные на территории Казахстана и импортируемые на территорию Республики. Не облагаются акцизами экспортируемые подакцизные товары при условии подтверждения товаропроизводителем вывоза товаров на экспорт, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, участником которых является Республика Казахстан. Плательщиками акцизов являются юридические и физические лица: 1) производящие подакцизные товары на территории Республики Казахстан; 2) импортирующие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Казахстан; 3) осуществляющие оптовую, розничную торговлю бензином (за исключением авиационного) и дизельным топливом; 4) осуществляющие реализацию конфискованных бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государству, если по вышеуказанным товарам акциз на территории Республики Казахстан ранее не был уплачен; 5) осуществляющие подакцизные виды деятельности на территории Республики. На всей территории Республики действуют единые ставки акцизов. Ставки акцизов на подакцизные товары, произведенные или импортируемые на территорию Республики, утверждаются Правительством Республики Казахстан в процентах к стоимости товара или в установленном размере к физическому объему в натуральном выражении. На объекты игорного бизнеса устанавливаются максимальный и минимальный пределы базовой ставки акциза из расчета на год. Объектами обложения акцизами являются:
– следующие операции, осуществляемые плательщиками акцизов с произведенными и (или) добытыми, и (или) разлитыми ими подакцизными товарами:
– реализация подакцизных товаров;
– передача подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
– передача подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческих сырья и материалов, в том числе подакцизных;
– взнос в уставный капитал;
– использование подакцизных товаров при натуральной оплате;
– отгрузка подакцизных товаров, осуществляемая товаропроизводителем своим структурным подразделениям;
– использование товаропроизводителями произведенных и (или) добытых, и (или) разлитых подакцизных товаров для собственных производственных нужд;
– оптовая реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;
– розничная реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;
– реализация конфискованных и (или) бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государству подакцизных товаров, и т.д. [9] Не подлежат обложению акцизами:
– экспорт подакцизных товаров, если он отвечает требованиям, установленным налоговым законодательством Республики Казахстан;
– спирт этиловый в пределах квот, определяемых уполномоченным государственным органом по контролю за производством и оборотом этилового спирта, отпускаемый:
– для изготовления лечебных и фармацевтических препаратов при наличии у товаропроизводителя лицензии Республики Казахстан на право производства вышеуказанной продукции;
– государственным медицинским учреждениям;
– спиртосодержащая продукция медицинского назначения (кроме бальзамов), разлитая в потребительскую тару емкостью не более 0,1 л и зарегистрированная в качестве лекарственного средства. Сумма акцизов определяется плательщиком самостоятельно исходя из стоимости реализуемых товаров и установленных ставок. Отчетным периодом по расчетам с бюджетом по акцизам является календарный месяц. [10]
2.4 Корпоративный подоходный налог
Плательщиками корпоративного подоходного налога являются юридические лица – резиденты, кроме Национального банка Республики Казахстан, а также юридические лица – нерезиденты Республики, их филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения, имеющие налогооблагаемый доход в налоговом году. Объектами обложения корпоративным подоходным налогом являются налогооблагаемый доход, исчисленный как разница между совокупным годовым доходом и вычетами, предусмотренными налоговым законодательством Республики Казахстан, доход, облагаемый у источника выплаты, и чистый доход юридического лица – нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение. Ставки корпоративного подоходного налога установлены в следующих размерах:
– для юридических лиц – 30% от налогооблагаемого дохода;
– для юридических лиц, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории специальной экономической зоны, – 20% от налогооблагаемого дохода;
– для юридических лиц, для которых земля является основным средством производства, – 10% от доходов, полученных от непосредственного ее использования. Доход от реализации доли участия в юридическом лице – резиденте Республики, выплачиваемый юридическим лицам, подлежит обложению налогом у источника выплаты по ставке 15% и дальнейшему налогообложению не подлежит при наличии документов, подтверждающих удержание этого налога источником выплаты. Кроме того, вознаграждение (интерес), выплачиваемое юридическим лицам, облагается у источника выплаты по ставке 15% от причитающейся суммы. При этом сумма удержанного налога при наличии документов, подтверждающих удержание этого налога источником выплаты, относится в зачет корпоративного подоходного налога, начисленного за налоговый год. Предусмотрены льготы отдельным юридическим лицам – некоммерческим организациям и государственным учреждениям, а также международным организациям, перечень которых определен Правительством Республики, и т.д. Налогоплательщики представляют декларацию о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах налоговым органам по месту налоговой регистрации до 31 марта года, следующего за отчетным. Налогоплательщик осуществляет окончательный расчет и уплачивает корпоративный подоходный налог по истечении 10 дней со дня представления декларации о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах за отчетный год, но не позднее 10 апреля года, следующего за отчетным. [11]
2.5 Индивидуальный подоходный налог
Плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица – резиденты и нерезиденты Республики Казахстан, имеющие объекты налогообложения. Объектами обложения индивидуальным подоходным налогом являются: 1) доходы, облагаемые у источника выплаты; 2) доходы, не облагаемые у источника выплаты. Не подлежат налогообложению следующие виды доходов физических лиц:
– адресная социальная помощь, пособия и компенсации, за исключением связанных с оплатой труда, выплачиваемые за счет средств государственного бюджета в установленных размерах;
– алименты, полученные на детей и иждивенцев;
– возмещение ущерба, причиненного работнику увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;
– вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по их вкладам в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, имеющих лицензию Национального банка Республики Казахстан, и вознаграждение по долговым ценным бумагам;
– доходы от операций с государственными ценными бумагами и т.д. Доходы налогоплательщика подлежат обложению индивидуальным подоходным налогом за налоговый год по следующим ставкам (табл.1). Таблица 1 Ставка индивидуального подоходного налога
Доходы
Ставки
До 15-кратного годового расчетного показателя
5% с суммы облагаемого дохода
От 15-кратного до 40-кратного годового расчетного показателя
Сумма налога с 15-кратного годового расчетного показателя + 10% с суммы,
превышающей его
От 40-кратного до 600-кратного годового расчетного показателя
Сумма налога с 40-кратного годового расчетного показателя + 20% с суммы,
превышающей его
От 600-кратного годового расчетного показателя и выше
Сумма налога с 600-кратного годового расчетного показателя + 30% с суммы,
превышающей его Доходы в виде дивидендов, вознаграждений (за исключением вознаграждений по договорам накопительного страхования), выигрышей облагаются по ставке 15%. Доходы адвокатов и частных нотариусов облагаются по ставке 10%. К доходам налогоплательщика, облагаемым у источника выплаты, относятся: 1) доход работника; 2) доход от разовых выплат; 3) пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов; 4) доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей; 5) стипендии; 6) доход по договорам накопительного страхования. К доходам налогоплательщика, не облагаемым у источника выплаты, относятся: 1) имущественный доход; 2) налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя; 3) доход адвокатов и частных нотариусов; 4) прочие доходы. Уплата индивидуального подоходного налога по итогам налогового года с учетом внесенных авансовых платежей осуществляется налогоплательщиком самостоятельно не позднее 10 рабочих дней после срока, установленного для сдачи декларации по индивидуальному подоходному налогу. [12]
2.6 Налог на имущество
Объектами обложения налогом на имущество являются:
– у физических лиц – находящиеся в их личном пользовании жилые помещения, дачные строения, гаражи, иные строения, сооружения, помещения, не используемые в предпринимательской деятельности;
– у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, – амортизируемые активы (в соответствии с действующим законодательством в области бухгалтерского учета активами, подлежащими амортизации, считаются основные средства и нематериальные активы). Ставки налога на имущество также различны:
– в отношении имущества граждан применяются прогрессивные ставки (по мере увеличения стоимости объекта налогообложения ставка прогрессирует);
– в отношении объектов налогообложения юридических лиц (в том числе нерезидентов), их филиалов и иных структурных подразделений, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, применяется ставка налога 1%. Отчетным периодом по фактическим расчетам с бюджетом по налогу на имущество является календарный год. Юридические лица (в том числе нерезиденты), их филиалы и иные структурные подразделения, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, самостоятельно исчисляют налог на имущество и уплачивают его по месту нахождения объектов. Среднегодовая остаточная стоимость амортизируемых активов исчисляется как одна тринадцатая суммы, полученной при сложении остаточных стоимостей таких активов на 1-е число каждого месяца отчетного налогового года и 1-е число следующего за ним года. Если продолжительность отчетного периода составляет менее одного года (при образовании юридического лица в течение года, реорганизации, ликвидации и др.), усредненная остаточная стоимость амортизируемых активов исчисляется как сумма, полученная при сложении остаточных стоимостей этих активов на 1-е число каждого начинающегося в отчетном периоде месяца и на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, деленная на число слагаемых в этой сумме. [13]
2.7 Земельный налог
Все физические и юридические лица независимо от форм собственности при наличии у них земельных участков на праве собственности, в постоянном пользовании или первичном безвозмездном временном пользовании обязаны уплачивать земельный налог. Юридические лица – нерезиденты, а также филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения юридических лиц признаются самостоятельными плательщиками земельного налога по земельным участкам, находящимся у них на вышеуказанных правах. Земельный налог не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца и землепользователя и исчисляется ежегодно путем применения установленных налоговым законодательством Республики ставок налога к площади земельного участка. Особенностью при исчислении земельного налога являются ставки налога, которые установлены в зависимости от принадлежности земельных участков к следующим категориям земель, определенным земельным законодательством: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; 4) земли особо охраняемых природных территорий; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда. Законодательством Республики Казахстан определены следующие базовые ставки налога: 1) на земли сельскохозяйственного назначения ставки налога установлены в расчете на 1 га и зависят от показателя качества почвы земли (балл бонитета); 2) на земли населенных пунктов ставки налога установлены в расчете на 1 кв. м площади и дифференцируются по земельным участкам, занятым жилищным фондом (включая строения и сооружения при них), и земельным участкам, занятым нежилыми строениями, сооружениями, участками, необходимыми для их содержания, а также санитарно-защитными зонами объектов, техническими и иными зонами; 3) на земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения ставки налога установлены в расчете на 1 га и зависят от балла бонитета. Кроме базовых ставок, установленных на земельные участки в зависимости от их принадлежности к определенной категории земель, в действующем налоговом законодательстве Республики предусмотрены следующие ставки земельного налога с учетом характера использования земельного участка: 1) на земли, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства, включая земли, занятые под постройками: при площади до 0,50 га – 20 тенге за 0,01 га; на площадь, превышающую 0,50 га, – 100 тенге за 0,01 га; 2) на придомовые земельные участки, за исключением земель, занятых жилищным фондом, включая строения и сооружения при них: для г. Астаны, Алматы и городов областного значения при площади до 0,06 га – 20 тенге за 0,01 га, на площадь, превышающую 0,06 га, – 600 тенге за 0,01 га; для остальных населенных пунктов при площади до 0,50 га – 20 тенге за 0,01 га, на площадь, превышающую 0,50 га, – 100 тенге за 0,01 га; 3) на земли населенных пунктов, занятые под территории, на которых осуществляется деятельность со взиманием сбора за право реализации товаров на рынках Республики Казахстан, под автостоянки, автозаправочные станции, – по ставкам, установленным для земель, занятых нежилыми строениями, сооружениями, необходимыми для их содержания, а также санитарно-защитными зонами объектов, техническими и иными зонами, увеличенным в 10 раз. [14]
2.8 Налог на транспортные средства
Налог на транспортные средства уплачивается всеми физическими и юридическими лицами независимо от форм собственности, если они имеют транспортные средства на праве собственности, доверительного управления собственностью, хозяйственного ведения или оперативного управления, состоящие на государственном учете. Ставки налога установлены в месячных расчетных показателях (МРП) и дифференцируются в зависимости от вида транспортных средств: 1) по легковым автомобилям – в зависимости от рабочего объема двигателя в куб. см; 2) по грузовым автомобилям – в зависимости от грузоподъемности; 3) по самоходным машинам и механизмам на пневматическом ходу (кроме находящихся на гусеничном ходу) – 3 МРП с каждого объекта; 4) по автобусам – в зависимости от количества посадочных мест; 5) по мотоциклам, мотороллерам, мотосаням, маломерным судам (мощностью двигателя менее 55 кВт) – 1 МРП с каждого объекта; 6) по катерам, судам, буксирам, баржам, яхтам – в зависимости от лошадиных сил двигателя; 7) по летательным аппаратам – 8% от МРП с каждого киловатта мощности. При этом к приведенным выше ставкам применяются поправочные коэффициенты. В случаях регистрации и перерегистрации транспортных средств уплата налога производится до совершения вышеуказанных действий по месту регистрации и учета транспортных средств. При перерегистрации транспортных средств в связи с изменением владельца или переменой места жительства на территории Республики Казахстан в текущем году налог вторично не уплачивается. При отчуждении права собственности на транспортное средство в течение года внесенные плательщиком суммы налога возврату не подлежат. Транспортные средства, не подлежащие обложению налогом на транспортные средства, являются объектами обложения налогом на имущество. [15]
2.9 Социальный налог
Плательщиками социального налога являются: 1) юридические лица – резиденты, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение; 2) индивидуальные предприниматели; 3) частные нотариусы, адвокаты. Объектом налогообложения являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам в виде доходов. Социальный налог взимается по ставке 21%. Юридические лица – резиденты, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, уплачивают социальный налог за иностранных специалистов административно-управленческого, инженерно-технического персонала по ставке 11%. Индивидуальные предприниматели, за исключением применяющих специальные налоговые режимы, частные нотариусы, адвокаты уплачивают социальный налог в размере 3 МРП за каждого работника. Сумма социального налога, подлежащая уплате по структурным подразделениям, рассчитывается исходя из исчисленного социального налога по доходам работников данного структурного подразделения. Декларация по социальному налогу представляется в налоговые органы ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. [16]
2.10 Специальные налоговые режимы
В Республике Казахстан специальные налоговые режимы предусматриваются в отношении: 1) субъектов малого предпринимательства; 2) крестьянских (фермерских) хозяйств; 3) юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции; 4) отдельных видов предпринимательской деятельности. Документом, удостоверяющим право применения специального налогового режима, является разовый талон, который подтверждает факт расчета с бюджетом по индивидуальному подоходному налогу. Патент удостоверяет право применения специального налогового режима и подтверждает факт уплаты в бюджет сумм налогов. Крестьянские (фермерские) хозяйства и юридические лица – производители сельскохозяйственной продукции могут осуществлять расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме для субъектов малого предпринимательства. Объектом налогообложения является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных (подлежащих получению) на территории Республики Казахстан и за ее пределами. Не являются объектом налогообложения имущественный доход и прочие доходы индивидуального предпринимателя, не облагаемые у источника выплаты. Налоговым периодом для индивидуального предпринимателя, осуществляющего расчеты с бюджетом на основе патента, является календарный год; для субъекта малого предпринимательства, осуществляющего расчеты с бюджетом на основе упрощенной декларации, – квартал. Для субъектов малого предпринимательства, применяющих специальный налоговый режим и являющихся плательщиками НДС, в доход за налоговый период сумма этого налога не включается. Субъекты малого предпринимательства вправе самостоятельно выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним: 1) общеустановленный порядок; 2) специальный налоговый режим на основе разового талона; 3) специальный налоговый режим на основе патента; 4) специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации. Специальный налоговый режим на основе разового талона применяют физические лица, деятельность которых носит эпизодический характер. Под предпринимательской деятельностью, носящей эпизодический характер, понимается деятельность, осуществляемая в общей сложности не более девяноста дней в году. Стоимость разовых талонов устанавливается решением местных законодательных органов на основе среднедневных данных хронометражных наблюдений и обследований, проведенных налоговым органом, с учетом месторасположения, вида, условий осуществления деятельности, качества и площади объекта извлечения дохода, а также других факторов, влияющих на эффективность занятия деятельностью. Физические лица, осуществляющие деятельность эпизодического характера на основе разового талона без применения наемного труда, не являются плательщиками социального налога и освобождаются от государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Специальный налоговый режим на основе патента применяют индивидуальные предприниматели, выполняющие следующие условия: 1) не используют труд наемных работников; 2) осуществляют деятельность в форме личного предпринимательства; 3) доход за год не превышает 1,0 млн тенге. Патент выдается индивидуальному предпринимателю на срок не менее одного месяца в пределах одного календарного года. Исчисление стоимости патента производится индивидуальным предпринимателем путем применения ставки в размере 3% к заявленному доходу. Стоимость патента подлежит уплате в бюджет равными долями в виде индивидуального подоходного и социального налогов. Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяется субъектами малого предпринимательства, выполняющими следующие условия: 1) для индивидуальных предпринимателей: предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет 15 человек, включая самого индивидуального предпринимателя; предельный доход за налоговый период составляет 4500, 0 тыс. тенге; 2) для юридических лиц: предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет 25 человек; предельный доход за налоговый период составляет 9000, 0 тыс. тенге. Доход индивидуального предпринимателя подлежит налогообложению в зависимости от уровня доходности дифференцировано в пределах 4-18% с суммы дохода, а доход юридического лица – в пределах 5-19% с суммы дохода. Упрощенная декларация представляется в налоговый орган ежеквартально не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом. Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции, переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства и ее реализации, за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизной продукции. Налоговым периодом по единому земельному налогу является календарный год. Крестьянские (фермерские) хозяйства, применяющие специальный налоговый режим на основе уплаты единого земельного налога, не являются плательщиками следующих пяти видов налогов: индивидуального подоходного налога, НДС, земельного налога по деятельности, налога на транспортные средства, налога на имущество. [17]
2.11 Налоги с недропользователей Единственным нормативным актом, устанавливающим налоговый режим, является контракт на недропользование. Налогообложение недропользователей осуществляется согласно двум моделям. Первая модель предусматривает уплату недропользователями всех видов налогов и других обязательных платежей, определенных Налоговым кодексом. Вторая модель предусматривает уплату (передачу) недропользователями доли Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату налогов и других обязательных платежей, установленных Налоговым кодексом, за исключением: акциза на сырую нефть и другие полезные ископаемые; налога на сверхприбыль; земельного налога; налога на имущество. Первая модель налогового режима устанавливается во всех контрактах, за исключением контрактов о разделе продукции, для которых применяется вторая модель налогового режима.
Заключение
Проведен очередной крупный этап налоговой реформы несмотря на его некоторую противоречивость, общее направление реформирования налогов судя по всему выбрано правильно. Но реформа будет продолжаться.
Налоговая реформа, под которой, в отличие от отдельных поправок к существующей налоговой системе, подразумевается коренной пересмотр ее концептуальных и методологических основ – сложноорганизованная экономическая система. Она представляет собой протяженный во времени, динамично развивающийся, многовариантный и многоцелевой процесс, имеющий определенный набор однотипных по назначению, специфических по исполнению и уровню принятия решений последовательных стадий, являющихся ее подсистемами и состоящих, в свою очередь, из некоторого числа первичных элементов – этапов. В норме таких стадий в общей сложности три: подготовительная, непосредственного повсеместного внедрения нового законодательства и значительная. Последовательность и экономическая классификация всех элементов налоговой реформы составляет в совокупности законченный иерархический ряд, каждые последующие стадии и этапы которого по своему конечному результату так или иначе соподчинены предыдущим.
Экономических закономерностей этого процесса, умение, используя системный подход и методы математического анализа, его моделировать и неуклонно, путем периодической корректировки, совершенствовать, позволяют сделать правильный, научно обоснованный выбор стратегических целей, задач и основных параметров налоговой реформы, четче их скоординировать с проводимой государством социально-экономической и бюджетно-финансовой политикой, соизмерить с его национальными и геополитическими интересами, своевременно обеспечить вышеуказанный процесс необходимыми финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами, квалифицированно, с наибольшей эффективностью и с наименьшими затратами им управлять.
Список литературы
1. Кодекс Республики Казахстан от 12 июня 2001 года №209-2 “О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)”.
2. Абдракимова Ж. Корпоративный подоходный налог. /Финансы Казахстана, 2007. – № 8.
3. Алейбеков М. О главном в налоговом реформировании // АльПари Алматы, 2006.
4. Арыстанбеков К. Стратегия и тактика экономических реформ / Саясат Алматы, 2007.
5. Байдуйсенов А.Д. Налоговая система Казахстана // Финансы Казахстана, 2007. – №4.
6. Бирюков В.С. Налоговый ускоритель Или казахстанский путь модернизации // “Российская газета” – Федеральный выпуск №4758 от 25 сентября 2008 г.
7. Есенбаев М. Налоги-плата за цивилизацию // Финансы Казахстана, 2006. – № 10.
8. Канатов С.А., Мамбеталиев Н.Т., Шоранова Ш.Е. Налоги и сборы Республики Казахстан // Налоговый вестн. – 2006. – N12.
9. Кусаинов К.К. Региональное налоговое регулирование экономики // Налоговая политика в условиях рыночной экономики. – Омск, 2007.
10. Мельников В.Д., Ильсов К.К. “Финансы” Алматы-2006г.
11. Мурзов И.А. Основные направления реформирования системы налогообложения Казахстана, 2007 г.
12. Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений – СПб.: Издательство С-Петербург. гос. университета экономики и финансов, 2006.
13. Омарова Ш.А. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан // Науч. тр. Акад. фин. полиции. – Алматы, 2006. – Вып.2.
14. Туленбаев К.М. Государственное регулирование пенсионной реформы // Финансы Казахстана Каржы-Каражат Алматы, 2005.
15. Худяков А.И. Налоговая система Казахстана. Подоходный налог, Баспа. 2006 г.
16. Черник Д.Г. “Налоги”.М., “Финансы и статистика”, 2004.
17. Юткина Т.Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. – М.: ИНФРА-М, 2006г.
18. Министерство финансов республики Казахстан http://www.minfin. kz/index. php? lang=rus
19. Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 21.11.2008 http://w ww. minplan. kz/
[1] Юткина Т.Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. – М.: ИНФРА-М,2006г.
[2] Омарова Ш.А. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан // Науч. тр. Акад. фин. полиции. – Алматы, 2006. – Вып. 2.
[3] Арыстанбеков К. Стратегия и тактика экономических реформ / Саясат Алматы, 2007.
[4] Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений – СПб.: Издательство С-Петербург. гос. университета экономики и финансов, 2006.
[5] Алейбеков М. О главном в налоговом реформировании // АльПари Алматы, 2006.
[6] По данным Министерства финансов республики Казахстан http: //www.minfin. kz/index. php? lang=rus
[7] По информационным данным Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 21. 11.2008 http: //www.minplan. kz/pressservice/78/288/? phrase_id=37310
[8] Есенбаев М. Налоги – плата за цивилизацию // Финансы Казахстана, 2006. – № 10.
[9] Казахстанский Юридический портал www.zakon. kz.
[10] www.sng. allbusiness.ru.
[11] Абдракимова Ж. Корпоративный подоходный налог. /Финансы Казахстана, 2007. – № 8.
[12] Худяков А.И. Налоговая система Казахстана. Подоходный налог, Баспа. 2006 г.
[13] www.dumaem.ru.
[14] Мельников В.Д., Ильсов К.К. “Финансы” Алматы-2006г.
[15] Кодекс Республики Казахстан от 12 июня 2001 года №209-2 “О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)”.
[16] Черник Д.Г. “Налоги”.М., “Финансы и статистика”, 2004.
[17] Канатов С.А., Мамбеталиев Н.Т., Шоранова Ш.Е. Налоги и сборы Республики Казахстан // Налоговый вестн. – 2006. – N12.