СОДЕРЖАНИЕВведение_______________________ 3 1. Налоговая система: понятие и принципы построения____________
4 2. Единый налог с оборота______ 5 3. Подоходный налог ___________ 11 4.Налогообложение предприятий__ 21 Заключение ____________________ 23 Использованная литература _____ 25
Введение
Изменения в налоговой системе страны представляютсобой не только составную часть совершенствования экономических методовуправления страной, но и важный элемент программы стабилизации экономики.
Осуществлениеналоговых реформ происходит тогда, когда прежняя система перестает вписыватьсяв изменяющийся хозяйственный механизм. Налоговые реформы всегда отражаютобновление системы перераспределения общественного продукта и распределениявклада в общественные нужды, т.е. о важном социально-экономическом вопросе.
Сложность проведения налоговых реформ в странах бывшего социалистического лагеря связанас тем, что экономика этих стран базируется не на устоявшихся рыночныхотношениях, а находится в переходном периоде со всеми его сложностями ипротиворечиями. Как и в формировании других экономических отношений, вналоговой политике приходится продвигаться методом проб и ошибок. В Россиивопросы, связанные с налогообложением, стоят в ряду наиболее острых проблемпереходного периода.
Дляуспешного проведения налоговой реформы, формирования цивилизованной налоговойсистемы, крайне важно знакомство с опытом других стран, испытывающих схожиепроблемы. В настоящей работе мы рассмотрим ряд вопросов, связанных сналогообложением в Венгрии.
1.Налоговая система: понятие и принципы построения
Налоговаясистема представляет собой совокупность налогов, сборов и других платежей,взимаемых в установленном законом порядке, и способов управления ими. Значениеи структура этой системы определяются социально-экономическим строем общества итипом государства. В основу построения налоговой системы закладываютсяопределенные принципы и классификации видов налогов по однородным признакам.
Взависимости от органа, взимающего налоги и в распоряжение которого онипоступают, налоги подразделяются на федеральные и местные.
Взависимости от методов взимания налоги классифицируются как прямые и косвенные.Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода и стоимости имущества.Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, включаемые в цену или тариф.Владелец товара или услуги включает налоговый оклад в цену или тарифоплачиваемого потребителем товара, работы или услуги, и эту долю налогаперечисляет государству.
Делениеналогов на прямые и косвенные носит несколько условный характер. Например,налог на прибыль предприятий – формально прямой, в основном он вносится собственникомза счет прибыли. Однако определенная его часть может оплачиваться потребителемв цене продукции.
Вналоговой практике ряда стран используется классификация налогов по объектамобложения: налог на доход, налог на капитал, налог на товары, налог наимущество и др.
Многолетняяпрактика налогообложения в различных странах использует следующие основныепринципы построения налоговой системы:
– однократностьобложения одного и того же объекта за определенный период;
– стабильностьналоговой системы в течение длительного времени;
– простотаи доходчивость налоговой системы, не допускающие произвольных толкований;
– оптимальностьналоговых изъятий – достижение паритета между общественными, корпоративными иличными экономическими интересами.
2.Единый налог с оборота
Приопределении налоговых ставок в Венгрии исходили из того, что необходимовыделить группы изделий, производство которых поощряется, и группы товаров,производимых на общих основаниях. В промежуточный разряд были отнесены услуги,для которых установлена временная налоговая ставка, также отражающаяопределенные преференции.
Единыйналог с оборота, который с 1 января 1988 г. действует в Венгрии для всехпроизводственных, обслуживающих и торговых предприятий, кооперативов, а а такжечастных предпринимателей, является многоступенчатым налогом, известным вомногих странах под названием налога на добавленную стоимость.
Таккак раньше размеры налога зависели от валовой стоимости продукции, этоприводило к повторному счету, и в итоге сказывалось на цене иконкурентоспособности готового товара. Новая система налогообложенияликвидирует этот недостаток, а также значительно упрощает процесс централизациидоходов от хозяйственной деятельности.
Всоответствии с Законом о едином налоге с оборота действуют три налоговыеставки: 0, 15 и 25%. Самая высокая, 25%-ная ставка является основной ираспространяется на наибольшее число товаров. 15%-ная ставка представляет собойльготную форму налогообложения и относится к некоторым видам услуг. Нулеваяставка означает, что налог с оборота не включается в цену товара. Однако, еслипри производстве данного изделия использовались товары и услуги, в цене которыхсодержится налог с оборота, производитель имеет право получить компенсацию.Нулевая налоговая ставка распространяется на основные продукты питания, налекарства и медицинские товары, на готовые квартиры (строительные материалыоблагаются 25%-ным налогом), потребительские услуги, снабжение энергиейнаселения. Таким образом, нулевая ставка служит средством проведениясоответствующей социальной политики, и в ней находят отражение сохраняющиесядотации.
Механизмналогообложения на примере производства и реализации обуви можнопроиллюстрировать с помощью следующей упрощенной схемы.
Производителькожи в соответствии с 25%-ной ставкой единого налога с оборота должен внести вбюджет 3 форинта. Поэтому он реализует свою продукцию за 15 форинтов (оптоваяцена плюс налог). Однако реальные затраты на покупку кожи
Схема начисления единого налога с оборота (в форинтах) Цена приобретения Добавленная стоимость Оптовая цена Нало 25%-ный Налог на предыдущей стадии Бюджетный доход Цена реализации Производство кожи 12 12 3 3 15 Выделка кожи 12 36 48 12 3 9 60 Производство обуви 48 48 96 24 12 12 120 Розничная торговля 96 12 108 27 24 3 135
дляследующего в технологической цепочке производителя составят только 12 форинтов,т.к. он имеет право на компенсацию начисленного ранее налога с оборота.Добавленная в процессе выделки кожи стоимость составляет 36 форинтов. С учетомзатрат на сырье оптовая цена составит 48 форинтов, а налог с оборота всоответствии с 25%-ной ставкой – 12 форинтов. Таким образом, формируется ценареализации выделанной кожи – 60 форинтов. При этом в бюджет отчисляются не все12 форинтов, а только 9 (12 – 3), тем самым компенсируется предварительныйналог с оборота, начисленный на предыдущей производственной стадии. То же самоеповторяется на следующем этапе, при производстве обуви. Розничная цена готовогоизделия составит 135 форинтов, из которых 27 форинтов приходится на налог соборота, внесенный в бюджет на разных стадиях реализации, но в конце концов“переложенный” на плечи конечного потребителя продукции.
Наимпортные товары и услуги распространяются те же ставки налога с оборота, что ина аналогичные отечественные. Одновременно экспортная продукция не подлежитналогообложению, т.е. на нее распространяется нулевая ставка налога. Такимобразом, эти товары и услуги вывозятся по цене, В которую не входит налог соборота. Это соответствует международной практике и обеспечивает венгерскимпроизводителям при выходе на внешний рынок одинаковые с конкурентами из другихстран условия.
Основаниемдля налогообложения является счет, который обязан заполнять при реализации своей продукции все облагаемые налогом хозяйственные единицы. Покупатель (еслиэто не конечный потребитель) также заинтересован в том, чтобы поставщикпредставил счет по установленной форме – ведь только на основаниитакового он может получить компенсацию предварительно начисленных налогов с оборота.Окончательная сумма налога составляет разницу между начисленным налогом иразмером компенсации. Именно поэтому введение этого налога преследовало, вчастности, цели улучшения дисциплины поставок и частичного выявления теневыхдоходов.
Единыйналог с оборота – это форма самообложения: одновременно с представлениемналоговой декларации следует вносить и самостоятельно вычисленную сумму налога.Налоговые органы проверяют данные налоговой декларации и в случае нарушениймогут наложить штраф в размере от 50 до 200% недостающей части налога.
3.Подоходный налог
Приопределении размеров подоходного налога в Венгрии стремились обеспечитьнесколько требований. С одной стороны, необходимые поступления в бюджет следуетобеспечивать, не облагая налогом граждан с наиболее низкими доходами. С другойстороны, налоговые ставки не должны снизать заинтересованность в достижениивысоких производственных результатов. Поэтому в процессе реформ остановились наконструкции, при которой максимальная ставка налога не превышает 60%. Основнаячасть налоговых поступлений при этом обеспечивается за счет тех граждан,годовой доход которых не превышает 120 тыс. форинтов.[1] Их долясоставляет 60-70% от общей численности занятых в экономике. Верхняя границадоходов, в пределах которой они не облагаются налогом, составляет 48 тыс.форинтов в год. С учетом различных льгот это означает, что 20% работающего понайму населения и около 70% работающих пенсионеров подоходный налог неуплачивают.
Всоответствии с Законом о подоходном налоге налогообложению подлежат все видыдоходов венгерских граждан. Налог рассчитывается, исходя из общей суммы дохода,независимо от того, получен ли он в пределах страны или из-за границы. Всоответствии с этим в законе определяется, каким образом и в каких размерахоблагается налогом доход от работы по найму, от мелкотоварногосельскохозяйственного производства, от предпринимательской деятельности, отнаучной деятельности и изобретательства, от продажи движимости и недвижимостиили сдачи их в аренду, от вкладов в сберегательные кассы и ценных бумаг и пр.
Оразмерах налога дает представление таблица 1.
Таблица1
Налоговая таблица (вфоринтах)Граница пояса Размер налога, % Нижняя Верхняя 48000 48000 70000 20% суммы сверх 48000 70000 90000 4400 и 25% суммы сверх 70000 90000 120000 9400 и 30% суммы сверх 90000 120000 150000 18400 и 35% суммы сверх 120000 150000 180000 28900 и 39% суммы сверх 150000 180000 240000 40600 и 44% суммы сверх 180000 240000 360000 67000 и 48% суммы сверх 240000 360000 600000 124000 и 52% суммы сверх 360000 600000 800000 249400 и 56% суммы сверх 600000 800000 361400 и 60% суммы сверх 800000
Какпоказывает таблица 1, годовой доход в пределах 48 тыс. форинтов налогообложениюне подлежит. Подоходный налог носит ступенчато-прогрессивный характер,налоговая ставка колеблется от 20% до 60%. Пример расчета размера налогадемонстрирует таблица 2. В случае годового дохода в размере 95 тыс. форинтовразмер налога высчитывается так.
Таблица2
Расчет размера налога на годовой доход в 95 тыс.форинтовГраница пояса Часть дохода в границах пояса Размер налога Нижняя Верхняя 48000 48000 48000х0=0 48000 70000 22000 22000х0.2=4400 70000 90000 20000 20000х0.25=5000 90000 120000 5000 5000х0.30=1500 Итого 95000 10900
Приведенныепримеры показывают, что всякий раз налогооблагается та часть суммарного дохода,которая попадает в определенный пояс. При этом не имеет значения, получен лидоход из одного источника или из нескольких. Налоговые ставки зависят от общейсуммы доходов.
Наиболееважная налоговая льгота, которая затрагивает всех работающих по найму,установлена в размере 12 тыс. форинтов. Это означает, что при определенииналоговой ставки из дохода, получаемого по основному месту работы, можноавтоматически ежемесячно вычитать 1000 форинтов. Таким образом, в случае работына государственном предприятии или в кооперативе гарантируется освобождение отналога на доход в пределах 60 тыс. форинтов в год. Эта льгота распространяетсяи на работающих по найму в частном секторе.
Налоговаясистема Венгрии подразумевает, что налогообложению подлежат все виды доходов, втом числе “чаевые”. Однако для того, чтобы сделать такие доходы “видимыми”,требуется создать целый ряд условий: улучшение снабжения, ликвидация дефицитов,усиление контроля и др. Работа в этом направлении ведется, однако превращение“невидимых” доходов в видимые не является в принципе задачей налоговыхпреобразований. Очевидно, что налоговая система в лучшем случае может лишьусилить те мотивы, по которым часть из них попадет в сферу налогообложения.
Всоответствии с размером подоходного налога повышена (бруттошитирована)заработная плата трудящихся на основном месте работы. Источником такогоповышения заработной платы на предприятиях и в кооперативах служат те средства,которые образовались благодаря отмене ряда других налогов. Таким образом,система взимания подоходного налога в Венгрии построена таким образом, чтореальное увеличение отчислений от заработка возникает лишь в случае получениядохода из нескольких источников.
Сучетом того, что одновременно с этим в Венгрии была введена единая процентнаяставка отчислений в пенсионный фонд в размере 10% (ранее она зависела отразмеров заработной платы), процесс “бруттошитирования” заработка по основномуместу работы иллюстрирует таблица 3.
Таблицапоказывает, что для того, чтобы нетто-доход работника не уменьшился, врассмотренном случае ему должны повысить годовую заработную плату на 7231форинт, или на 9%.
Таблица3
“Бруттошитирование” заработка по основному местуработы (в форинтах) Старая система Новая система Брутто-доход 80000 87231 Отчисления в пенсионный фонд 7200 8723 Подоходный налог – 5708 Нетто-доход 72800 72800
Всоответствии с законом такой порядок распространяется только на доходы поосновному месту работы. Что касается работы по совместительству, то повышениезарплаты зависит от условий конкретного трудового соглашения, и обязательное“бруттошитирование” на нее не распространяется.
Есливенгерский гражданин получает доход только по основному месту работы, товзимание подоходного налога происходит для него как бы автоматически, так какэто входит в обязанности работодателя. Поэтому значительная часть работниковнепосредственно не контактирует с налоговым ведомством. Предприятия,кооперативы, частные предприниматели в течение года ежемесячно авансом вычитаютиз заработной платы лиц, работающих по найму, часть подоходного налога, а вконце года устанавливается окончательная сумма налога и производитсяокончательный расчет. Таким образом, в этом случае нет необходимости взаполнении налоговой декларации, а ответственность за все операции, связанные суплатой подоходного налога, ложатся на работодателя.
Венгерскиеграждане, которые наряду с основным местом работы имеют и другие источникидохода, до 20 февраля обязаны предоставлять в налоговое ведомство налоговуюдекларацию о размере дохода, полученного в период с 1 января по 30 декабряпрошедшего года. К декларации прилагается справка с основного места работы, гдеуказывается размер налога и сумма уже погашенного налога.
Такимобразом, подоходный налог также является формой самостоятельногоналогообложения, которое основано на взаимном доверии между налогоплательщикоми налоговым ведомством.
Всоответствии с законом, пенсии – независимо от их величины – подоходным налогомне облагаются. Однако все прочие доходы, если их сумма вместе с пенсиейпревышает 96 тыс. форинтов в год, подлежат налогообложению. Таким образом, еслигодовой размер пенсий составляет менее 96 тыс. форинтов, а пенсионер имеетдополнительный доход, но вместе с пенсией эта сумма все равно не превышает 96тыс. форинтов в год, то налог платить не надо.
Еслисуммарный доход при пенсии ниже 96 тыс. форинтов в год превышает эту сумму,налог рассчитывается следующим образом.
Схема вычисления суммы налога при годовом размерепенсии менее 96 тыс. форинтов
Пенсия 70000
Прочиедоходы 40000
Сумма,подлежащая налогобложению 110000
Расчетнаясумма налога (9400+6000) 15400
Частьналога, не подлежащая
Уплате(налог на 96 тыс.фор.) 11200
Сумманалога, подлежащая уплате 4250
Еслиразмер пенсии превышает 96 тыс. форинтов в год, и к этому добавляются другиевиды доходов, налог рассчитывается по сходному принципу.
Схема вычисления суммы налога при годовом размерепенсии свыше 96 тыс. форинтов
Пенсия 120000
Прочиедоходы 54000
Сумма,подлежащая налогообложению 174000
Расчетнаясумма налога (28900+9360) 38260
Частьналога, не подлежащая уплате
(налогна 120 тыс. форинтов) 18400
Сумманалога, подлежащая уплате 19860
Еслипенсионер получает дополнительный доход в качестве лица, работающего по найму,то на него распространяется общепринятая льгота. Следовательно, при исчисленииналога из суммы, подлежащей налогообложению, нужно вычесть 12 тыс. форинтов.
Чтобыупрочить связи между гражданином и государством, с 1989 г. принят порядок, чтоподоходный налог, взимаемый по месту жительства, поступает в бюджет местногосовета. Таким образом, развитие той или иной территории в значительной мерезависит от фактической уплаты подоходного налога населением.
4.Налогообложение предприятий
Налоговая система Венгрии нацелена на созданиеусловий для модернизации структуры производства, ускорение техническогопрогресса и тем самым – на стабилизацию венгерской экономики.
Налогообложение предприятий предусматриваетвозможности более свободного, нежели раньше, распоряжения полученной прибылью.Так, если раньше строго разграничивались фонды развития и материальногопоощрения, то сейчас имеются возможности для использования денежных средств какединого целого. Средний уровень отчислений от прибыли снизился до 70%. Врезультате ликвидации налога на заработную плату, налога на основные фонды,налога на капиталовложения и ряда других налогов, сумма налогов впроизводственной сфере в абсолютном исчислении уменьшилась, однако сокращениепоступлений в бюджет по этим статьям компенсировано в основном за счет единогоналога с оборота.
Благодаря изменениям в налоговой системе техникастала для предприятий относительно дешевле, а неэффективно используемая рабочаясила подорожала.
Заключение
Итак, в настоящей работе мы рассмотрели рядвопросов, связанных с функционированием налоговой системы в Венгрии.Безусловно, за рамками нашего внимания остались многие моменты, касающиесяподробностей построения этой системы, однако мы проанализировали целый рядосновных налогов, занимающих наиболее весомое место в налоговой системе этойстраны.
По результатам этого анализа можно сделать рядвыводов, а именно следующие.
Первое. При любой налоговой системесуммарное налоговое бремя в конечном счете несет население. Но различия всистемах налогообложения определяют то, что если налоги встроены в системуоптовых цен (налогообложение предприятий), то это значит, что в “карман”населения с самого начала попадает меньше денежных средств. С другой стороны,можно распределять больше денег в пользу населения, но изымать их черезрозничные цены (налог с оборота). Можно получать бюджетные средстванепосредственно от населения в форме подоходного налога. Налоговая системаВенгрии предусматривает комбинированное использование всех этих методов, чтобыобеспечить максимальные возможности для воздействия на структуру экономики,производства и потребления.
Второе. В международной практикеизвестно два вида взимания налога с оборота. Одно из решений заключается втом, что налог взимается единоразово, обычно в торговле. Второй метод,известный под названием налога на добавленную стоимость, сводится к тому, чтоналог взимается на каждой стадии реализации, но каждый производитель“перекладывает” его на следующего путем включения в цену изделия вплоть доконечной реализации товара.
В Венгрии избран второй вариант, что позволяетрешить две важнейшие экономические задачи: во-первых, в большей мерегарантируются бюджетные доходы и одновременно обеспечивается контроль надрасходами; во-вторых, затрудняется предоставление различных льгот, которыеявляются слабым местом нынешней системы управления экономикой в Венгрии, т.е.обеспечивается более строгая хозяйственная дисциплина. Этопоказывает, что при выборе того или иного налога или способа налогообложениянеобходимо в каждом конкретном случае ориентироваться не на решение текущихпроблем с покрытием бюджетных расходов, а на конечный результат – стабилизациюэкономической системы в целом, гармонизацию интересов общества, хозяйствующих субъектови государства.
Использованнаялитература
1. ПепперД. Практическая энциклопедия мездународного налогового законодательства ипланирования \\ М., 1998
2. ЕгороваЕ. Налоговые системы России и 20 зарубежных стран \\ М., 1999
3. ДернбергР. Международное налогообложение \\ М., Дело Лтд, 1997
4. Реформаналоговой системы в Венгрии \\ Специализированная информация ИНИОН РАН, М.,1988