–PAGE_BREAK–
3.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ
Система налоговых органов не функционирует абсолютно автономно, а тесно взаимодействует с прочими органами государственной власти.
Отношения с прочими органами государственной власти строятся по следующим основным направлениям:
· территориальные налоговые органы – органы региональной и местной власти (главным образом, финансовые);
· ФНС и МВД;
· ФНС и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости – информационный обмен;
· ФНС и Государственный комитет Российской Федерации по статистке – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде;
· ФНС и Пенсионный фонд Российской Федерации – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде;
· ФНС и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде;
· ФНС и Фонд социального страхования Российской Федерации – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде.
Рассмотрим подробнее один из видов взаимодействия налоговиков с органами государственной власти — МВД и Федеральная налоговая служба.
С МВД ФНС заключила Соглашение, предметом которого является организация взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов Российской Федерации в вопросах предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах и законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, а также в вопросах повышения налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
Сотрудничество Сторон в рамках настоящего Соглашения осуществляется по следующим основным направлениям:
– выявление и пресечение противоправной деятельности организаций и физических лиц, уклоняющихся от налогообложения, в том числе осуществляющих незаконное предпринимательство;
– выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также правонарушений в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной и табачной продукции;
– предотвращение неправомерного возмещения из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость;
– выявление кредитных организаций, имеющих картотеку неоплаченных платежных документов клиентов по перечислению денежных средств в бюджеты всех уровней из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах.
Стороны в пределах установленной компетенции осуществляют взаимодействие на всех уровнях в следующих основных формах:
– планирование и проведение, как совместно, так и самостоятельно по запросам одной из Сторон, мероприятий, направленных на обеспечение полноты поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации;
– взаимный информационный обмен сведениями, представляющими интерес для Сторон и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
– совместные экспертизы и консультации по вопросам разработки нормативных правовых актов;
– обмен опытом в целях повышении квалификации кадров, в том числе путем проведения совместных семинаров (конференций) и стажировок;
– проведение совместных исследований проблем, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений, и преступлений в сфере экономической деятельности.
Порядок и методы взаимодействия утверждаются отдельными приказами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Для осуществления мероприятий взаимодействия в перечисленных выше формах и координации совместной деятельности на всех уровнях могут создаваться рабочие группы из числа сотрудников органов внутренних дел и налоговых органов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации // Справочно-информационная система (СПС) «Консультант Плюс».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая). — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во. 2009. 608 с.
3. «О налоговых органах Российской Федерации» № 151-ФЗ от 8 июня 1999 // Справочно-информационная система (СПС) «Консультант Плюс».
4. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 793 «Вопросы Государственной налоговой службы Российской Федерации»
5. Приказ МНС РФ от 21 июля 2003 г. N БГ-3-15/413 «Об утверждении Положения о межрегиональной инспекции МНС России по федеральному округу»
6. Письмо МНС РФ от 8 февраля 2000 г. N АС-6-16/113@ “О разграничении полномочий налоговых органов и органов налоговой полиции в связи с принятием Федерального закона от 2 января 2000 г. N 13-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»
7. Инструкция о порядке взаимодействия Пограничной службы Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (утв. приказом ФПС РФ и МНС РФот 25 декабря 2000 г.N 680/БГ-3-34/455)
8. Рекомендации по применению государственными налоговыми инспекциями санкций за нарушения налогового законодательства (Письмо Госналогслужбы РФ от 6 октября 1993 г. N ВГ-6-14/344)
9. Приказ МНС РФ от 25.08.2000 N БГ-3-20/312 (с изм. от 24.02.2004) «О типовых структурах инспекций МНС России»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К КОМПЕТЕНЦИИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА
ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
┌──────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│ Наименование структурных │ Основные вопросы структурных подразделений │
│ подразделений │ центрального аппарата ФНС России │
│ центрального аппарата │ │
│ ФНС России │ │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Управление │ — координация работы налоговых органов за│
│налогообложения прибыли│налогообложением прибыли (дохода) и иным вопросам,│
│(дохода) │указанным в положении об Управлении; │
│ │ — разработка методических рекомендаций для│
│ │налоговых органов и консультации их по проверке│
│ │достоверности представляемой организациями,│
│ │предприятиями бухгалтерской и налоговой отчетности;│
│ │ — участие по поручениям Минфина России в│
│ │разработке законодательных и иных нормативных актов│
│ │о налогообложении, относящихся к компетенции│
│ │Управления; │
│ │ — анализ поступлений налога на прибыль (дохода). │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Управление косвенных│ — координация работы налоговых органов в части│
│налогов │поступлений косвенных налогов и иным вопросам,│
│ │указанным в положении об Управлении; │
│ │ — разработка методических рекомендаций для│
│ │налоговых органов и консультации их по│
│ │результатам проверок порядка исчисления и уплаты│
│ │косвенных налогов; │
│ │ — участие по поручениям Минфина России в│
│ │разработке законодательных и иных нормативных актов│
│ │о налогообложении, относящихся к компетенции│
│ │Управления; │
│ │ — анализ поступлений косвенных налогов. │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Управление налогообложения│ — координация работы налоговых органов за│
│доходов физических лиц,│налогообложением доходов физических лиц,│
│исчисления и уплаты│исчислением и уплатой госпошлины; │
│государственной пошлины │ — разработка методических рекомендаций для│
│ │налоговых органов и консультации их по проверке│
│ │достоверности отчетности налогообложения доходов│
│ │физических лиц, исчислением и уплатой госпошлины; │
│ │ — участие по поручениям Минфина России в│
│ │разработке законодательных и иных нормативных актов│
│ │о налогообложении, относящихся к компетенции│
│ │Управления; │
│ │ — анализ налогообложения дохода с│
│ │физических лиц, исчисления и уплаты госпошлины. │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Управление единого│ — координация работы налоговых органов за│
│социального налога │поступлением единого социального налога и│
│ │страховых взносов на обязательное пенсионное│
│ │страхование и иным вопросам, указанным в положении│
│ │об Управлении; │
│ │ — разработка методических рекомендаций для│
│ │налоговых органов и консультации их по проверке│
│ │достоверности поступлений единого социального│
│ │налога и страховых взносов на обязательное│
│ │пенсионное страхование; │
ПРОДОЛЖЕНИЕ
┌──────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│ Наименование структурных │ Основные вопросы структурных подразделений │
│ подразделений │ центрального аппарата ФНС России │
│ центрального аппарата │ │
│ ФНС России │ │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│ │ — участие по поручениям Минфина России в│
│ │разработке законодательных и иных нормативных актов│
│ │о налогообложении, относящихся к компетенции│
│ │Управления; │
│ │ — анализ поступлений единого социального налога│
│ │и страховых взносов на обязательное пенсионное│
│ │страхование. │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Управление ресурсных и│ — координация работы налоговых органов за│
│имущественных налогов │поступлением ресурсных, имущественных налогов, по│
│ │взаимодействию с органами, осуществляющими│
│ │регистрацию недвижимого имущества и прав на│
│ │недвижимое имущество и сделок с ним и иным│
│ │вопросам, указанным в положении об Управлении; │
│ │ — разработка методических рекомендаций для│
│ │налоговых органов и консультации продолжение
–PAGE_BREAK– их по проверке│
│ │достоверности поступлений ресурсных и│
│ │имущественных налогов; │
│ │ — участие по поручениям Минфина России в│
│ │разработке законодательных и иных│
│ │нормативных актов о налогообложении, относящихся к│
│ │компетенции Управления; │
│ │ — анализ поступлений ресурсных и имущественных│
│ │налогов. │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Управление налогообложения│ — координация работы налоговых органов по│
│малого бизнеса │налогообложению малого бизнеса и иным вопросам,│
│ │указанным в положении об Управлении; │
│ │ — координация работы налоговых органов за│
│ │соблюдением требований к контрольно-кассовой│
│ │технике, полнотой учета выручки денежных средств; │
│ │ — разработка методических рекомендаций для│
│ │налоговых органов и консультации их по│
│ │налогообложению малого бизнеса и применению│
│ │контрольно-кассовой техники; │
│ │ — участие по поручениям Минфина России в│
│ │разработке законодательных и иных нормативных актов│
│ │о налогообложении, относящихся к компетенции│
│ │Управления; │
│ │ — анализ за поступлением курируемых налогов. │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Управление кредитных│ — координация работы налоговых органов в сфере│
│организаций │финансово-кредитных отношений, валютного контроля и│
│ │иным вопросам, указанным в положении об Управлении;│
│ │ — разработка методических рекомендаций│
│ │для налоговых органов и консультации их по│
│ │проверке финансово-кредитных организаций по│
│ │вопросам соблюдения законодательства о налогах и│
│ │сборах; │
│ │ — участие по поручениям Минфина│
│ │России в разработке законодательных и иных│
│ │нормативных актов о налогообложении, относящихся к│
│ │компетенции Управления; │
│ │ — анализ схем, используемых финансово-кредитными│
│ │организациями в целях уклонения от налогообложения.│
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
ПРОДОЛЖЕНИЕ
┌──────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│ Наименование структурных │ Основные вопросы структурных подразделений │
│ подразделений │ центрального аппарата ФНС России │
│ центрального аппарата │ │
│ ФНС России │ │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Управление налогов и│ — обеспечение контроля за производством и│
│сборов с алкогольной и│оборотом этилового спирта, спиртосодержащей,│
│табачной продукции │алкогольной и табачной продукции; │
│ │ — организация работы по лицензированию│
│ │деятельности по производству и обороту алкогольной│
│ │и табачной продукции и обеспечению контроля за│
│ │соблюдением условий указанной деятельности; │
│ │ — организация работы по учреждению акцизных│
│ │складов, осуществление методического руководства по│
│ │контролю со стороны налоговых органов за их│
│ │функционированием, координация и контроль за│
│ │деятельностью налоговых органов по вопросам│
│ │администрирования акцизных складов; │
│ │ — организация изготовления федеральных│
│ │специальных марок для маркировки алкогольной│
│ │продукции, осуществление контроля за их получением,│
│ │хранением, учетом и использованием; │
│ │ — обеспечение методического руководства работы│
│ │налоговых органов по вопросам применения│
│ │законодательства о налогах и сборах и о│
│ │государственном регулировании производства и│
│ │оборота этилового спирта, алкогольной и│
│ │спиртосодержащей продукции. │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Управление государственной│ — координация работы налоговых органов по│
│регистрации и учета│государственной регистрации юридических лиц,│
│юридических и физических│физических лиц в качестве индивидуальных│
│лиц │предпринимателей и крестьянских (фермерских)│
│ │хозяйств; │
│ │ — организация работы по ведению ЕГРЮЛ,│
│ │ЕГРИП, ЕГРН; │
│ │ — участие по поручениям Минфина России│
│ │в разработке законодательных и иных нормативных│
│ │актов по государственной регистрации юридических│
│ │лиц, физических лиц в качестве индивидуальных│
│ │предпринимателей и крестьянских (фермерских)│
│ │хозяйств; │
│ │ — осуществление методического руководства│
│ │деятельностью налоговых органов по осуществлению│
│ │функций государственной регистрации юридических│
│ │лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и│
│ │индивидуальных предпринимателей и иных функций,│
│ │возложенных на Управление. │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Управление урегулирования│ — организация и осуществление мониторинга│
│задолженности и│динамики задолженности и эффективности мер по ее│
│обеспечения процедур│урегулированию; │
│банкротства │ — обеспечение представления в делах о│
│ │банкротстве и в процедурах банкротства требований│
│ │об уплате обязательных платежей и требований│
│ │Российской Федерации по денежным обязательствам. │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Управление учета и│ — осуществление организационно-методологического│
│отчетности │обеспечения ведения оперативно-бухгалтерского│
│ │учета, совершенствования сбора и обработки│
│ │информации, данных налоговой статистики,│
ПРОДОЛЖЕНИЕ
┌──────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│ Наименование структурных │ Основные вопросы структурных подразделений │
│ подразделений │ центрального аппарата ФНС России │
│ центрального аппарата │ │
│ ФНС России │ │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│ │обеспечивающих получение достоверной информации о│
│ │поступлении налогов и других обязательных│
│ │платежей. │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Управление анализа и│ — организация проведения экономического анализа│
│планирования налоговых│поступлений и задолженности по налогам и сборам,│
│поступлений │планирования и разработки прогнозных оценок│
│ │поступлений налогов и сборов в федеральный и│
│ │консолидированный бюджеты. │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Управление контроля│ — осуществление контроля за деятельностью│
│налоговых органов │налоговых органов по налоговому администрированию. │
продолжение
–PAGE_BREAK–