Налоговые органы РФ

–PAGE_BREAK–
3.     
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ
Система налоговых органов не функционирует абсолютно автономно, а тесно взаимодействует с прочими органами государственной власти.

Отношения с прочими органами государственной власти строятся по следующим основным направлениям:

·        территориальные налоговые органы – органы региональной и местной власти (главным образом, финансовые);

·        ФНС и МВД;

·        ФНС и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости – информационный обмен;

·        ФНС и Государственный комитет Российской Федерации по статистке – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде;

·        ФНС и Пенсионный фонд Российской Федерации – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде;

·        ФНС и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде;

·        ФНС и Фонд социального страхования Российской Федерации – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде.

Рассмотрим подробнее один из видов взаимодействия налоговиков с органами государственной власти — МВД и Федеральная налоговая служба.

С МВД ФНС заключила Соглашение, предметом которого является организация взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов Российской Федерации в вопросах предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах и законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, а также в вопросах повышения налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Сотрудничество Сторон в рамках настоящего Соглашения осуществляется по следующим основным направлениям:

– выявление и пресечение противоправной деятельности организаций и физических лиц, уклоняющихся от налогообложения, в том числе осуществляющих незаконное предпринимательство;

– выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также правонарушений в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной и табачной продукции;

– предотвращение неправомерного возмещения из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость;

– выявление кредитных организаций, имеющих картотеку неоплаченных платежных документов клиентов по перечислению денежных средств в бюджеты всех уровней из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах.

Стороны в пределах установленной компетенции осуществляют взаимодействие на всех уровнях в следующих основных формах:

– планирование и проведение, как совместно, так и самостоятельно по запросам одной из Сторон, мероприятий, направленных на обеспечение полноты поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации;

– взаимный информационный обмен сведениями, представляющими интерес для Сторон и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

– совместные экспертизы и консультации по вопросам разработки нормативных правовых актов;

– обмен опытом в целях повышении квалификации кадров, в том числе путем проведения совместных семинаров (конференций) и стажировок;

– проведение совместных исследований проблем, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений, и преступлений в сфере экономической деятельности.

Порядок и методы взаимодействия утверждаются отдельными приказами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Для осуществления мероприятий взаимодействия в перечисленных выше формах и координации совместной деятельности на всех уровнях могут создаваться рабочие группы из числа сотрудников органов внутренних дел и налоговых органов.
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Конституция Российской Федерации // Справочно-информационная система (СПС) «Консультант Плюс».

2.      Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая). — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во. 2009. 608 с.

3.      «О налоговых органах Российской Федерации» № 151-ФЗ от 8 июня  1999 // Справочно-информационная система (СПС) «Консультант Плюс».

4.      Постановление Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 793 «Вопросы Государственной налоговой службы Российской Федерации»

5.      Приказ МНС РФ от 21 июля 2003 г. N БГ-3-15/413 «Об утверждении Положения о межрегиональной инспекции МНС России по федеральному округу»

6.      Письмо МНС РФ от 8 февраля 2000 г. N АС-6-16/113@ “О разграничении полномочий налоговых органов и органов налоговой полиции в связи с принятием Федерального закона от 2 января 2000 г. N 13-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»

7.      Инструкция о порядке взаимодействия Пограничной службы Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (утв. приказом ФПС РФ и МНС РФот 25 декабря 2000 г.N 680/БГ-3-34/455)

8.      Рекомендации по применению государственными налоговыми инспекциями санкций за нарушения налогового законодательства (Письмо Госналогслужбы РФ от 6 октября 1993 г. N ВГ-6-14/344)

9.      Приказ МНС РФ от 25.08.2000 N БГ-3-20/312 (с изм. от 24.02.2004) «О типовых структурах инспекций МНС России»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К КОМПЕТЕНЦИИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА

ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
┌──────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐

│ Наименование структурных │    Основные вопросы структурных подразделений     │

│      подразделений       │         центрального аппарата ФНС России          │

│   центрального аппарата  │                                                   │

│        ФНС России        │                                                   │

├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤

│Управление                │  — координация    работы   налоговых   органов  за│

│налогообложения    прибыли│налогообложением прибыли (дохода) и иным  вопросам,│

│(дохода)                  │указанным в положении об Управлении;               │

│                          │  — разработка   методических   рекомендаций    для│

│                          │налоговых органов и   консультации  их  по проверке│

│                          │достоверности     представляемой     организациями,│

│                          │предприятиями бухгалтерской и налоговой отчетности;│

│                          │  — участие  по   поручениям   Минфина    России  в│

│                          │разработке законодательных и иных нормативных актов│

│                          │о   налогообложении,   относящихся  к   компетенции│

│                          │Управления;                                        │

│                          │  — анализ поступлений налога на прибыль (дохода). │

├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤

│Управление       косвенных│  — координация работы налоговых  органов  в  части│

│налогов                   │поступлений  косвенных  налогов  и  иным  вопросам,│

│                          │указанным в положении об Управлении;               │

│                          │  — разработка   методических   рекомендаций    для│

│                          │налоговых    органов   и   консультации    их    по│

│                          │результатам  проверок  порядка  исчисления и уплаты│

│                          │косвенных налогов;                                 │

│                          │  — участие  по   поручениям   Минфина    России  в│

│                          │разработке законодательных и иных нормативных актов│

│                          │о    налогообложении,   относящихся  к  компетенции│

│                          │Управления;                                        │

│                          │  — анализ поступлений косвенных налогов.          │

├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤

│Управление налогообложения│  — координация   работы   налоговых   органов   за│

│доходов  физических   лиц,│налогообложением     доходов     физических    лиц,│

│исчисления    и     уплаты│исчислением и уплатой госпошлины;                  │

│государственной пошлины   │  — разработка   методических    рекомендаций   для│

│                          │налоговых органов и  консультации  их  по  проверке│

│                          │достоверности  отчетности  налогообложения  доходов│

│                          │физических лиц, исчислением и уплатой госпошлины;  │

│                          │  — участие  по   поручениям   Минфина   России   в│

│                          │разработке законодательных и иных нормативных актов│

│                          │о   налогообложении,   относящихся   к  компетенции│

│                          │Управления;                                        │

│                          │  — анализ     налогообложения       дохода       с│

│                          │физических лиц, исчисления и уплаты госпошлины.    │

├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤

│Управление         единого│  — координация  работы   налоговых   органов    за│

│социального налога        │поступлением     единого    социального   налога  и│

│                          │страховых     взносов  на  обязательное  пенсионное│

│                          │страхование и иным вопросам, указанным в  положении│

│                          │об Управлении;                                     │

│                          │  — разработка   методических   рекомендаций    для│

│                          │налоговых  органов и консультации  их  по  проверке│

│                          │достоверности   поступлений   единого   социального│

│                          │налога  и   страховых   взносов    на  обязательное│

│                          │пенсионное страхование;                            │

ПРОДОЛЖЕНИЕ

┌──────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐

│ Наименование структурных │    Основные вопросы структурных подразделений     │

│      подразделений       │         центрального аппарата ФНС России          │

│   центрального аппарата  │                                                   │

│        ФНС России        │                                                   │

├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤

│                          │  — участие  по  поручениям    Минфина   России   в│

│                          │разработке законодательных и иных нормативных актов│

│                          │о  налогообложении,  относящихся   к    компетенции│

│                          │Управления;                                        │

│                          │  — анализ поступлений единого   социального налога│

│                          │и страховых  взносов  на   обязательное  пенсионное│

│                          │страхование.                                       │

├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤

│Управление  ресурсных    и│  — координация  работы   налоговых   органов    за│

│имущественных налогов     │поступлением ресурсных, имущественных  налогов,  по│

│                          │взаимодействию    с    органами,    осуществляющими│

│                          │регистрацию  недвижимого   имущества   и   прав  на│

│                          │недвижимое  имущество   и   сделок  с  ним  и  иным│

│                          │вопросам, указанным в положении об Управлении;     │

│                          │  — разработка   методических   рекомендаций    для│

│                          │налоговых органов и  консультации    продолжение
–PAGE_BREAK–  их  по  проверке│

│                          │достоверности     поступлений      ресурсных      и│

│                          │имущественных налогов;                             │

│                          │  — участие  по   поручениям   Минфина   России   в│

│                          │разработке      законодательных      и         иных│

│                          │нормативных актов о налогообложении, относящихся  к│

│                          │компетенции Управления;                            │

│                          │  — анализ поступлений  ресурсных  и  имущественных│

│                          │налогов.                                           │

├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤

│Управление налогообложения│  — координация   работы   налоговых   органов   по│

│малого бизнеса            │налогообложению малого  бизнеса  и  иным  вопросам,│

│                          │указанным в положении об Управлении;               │

│                          │  — координация   работы   налоговых   органов   за│

│                          │соблюдением    требований   к   контрольно-кассовой│

│                          │технике, полнотой учета выручки денежных средств;  │

│                          │  — разработка    методических   рекомендаций   для│

│                          │налоговых    органов   и    консультации    их   по│

│                          │налогообложению   малого   бизнеса   и   применению│

│                          │контрольно-кассовой техники;                       │

│                          │  — участие   по   поручениям   Минфина  России   в│

│                          │разработке законодательных и иных нормативных актов│

│                          │о налогообложении,   относящихся   к    компетенции│

│                          │Управления;                                        │

│                          │  — анализ за поступлением курируемых налогов.     │

├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤

│Управление       кредитных│  — координация  работы  налоговых  органов в сфере│

│организаций               │финансово-кредитных отношений, валютного контроля и│

│                          │иным вопросам, указанным в положении об Управлении;│

│                          │  — разработка        методических     рекомендаций│

│                          │для  налоговых   органов   и   консультации  их  по│

│                          │проверке     финансово-кредитных   организаций   по│

│                          │вопросам соблюдения законодательства  о  налогах  и│

│                          │сборах;                                            │

│                          │  — участие      по       поручениям        Минфина│

│                          │России  в   разработке   законодательных   и   иных│

│                          │нормативных  актов о налогообложении, относящихся к│

│                          │компетенции Управления;                            │

│                          │  — анализ схем, используемых  финансово-кредитными│

│                          │организациями в целях уклонения от налогообложения.│

├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤

ПРОДОЛЖЕНИЕ

┌──────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐

│ Наименование структурных │    Основные вопросы структурных подразделений     │

│      подразделений       │         центрального аппарата ФНС России          │

│   центрального аппарата  │                                                   │

│        ФНС России        │                                                   │

├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤

│Управление    налогов    и│  — обеспечение   контроля   за   производством   и│

│сборов  с  алкогольной   и│оборотом      этилового   спирта, спиртосодержащей,│

│табачной продукции        │алкогольной и табачной продукции;                  │

│                          │  — организация      работы    по    лицензированию│

│                          │деятельности по производству и обороту  алкогольной│

│                          │и  табачной  продукции  и  обеспечению  контроля за│

│                          │соблюдением условий указанной деятельности;        │

│                          │  — организация  работы   по   учреждению  акцизных│

│                          │складов, осуществление методического руководства по│

│                          │контролю  со  стороны  налоговых  органов   за   их│

│                          │функционированием,  координация   и   контроль   за│

│                          │деятельностью   налоговых   органов   по   вопросам│

│                          │администрирования акцизных складов;                │

│                          │  — организация     изготовления        федеральных│

│                          │специальных    марок  для   маркировки  алкогольной│

│                          │продукции, осуществление контроля за их получением,│

│                          │хранением, учетом и использованием;                │

│                          │  — обеспечение  методического  руководства  работы│

│                          │налоговых   органов    по    вопросам    применения│

│                          │законодательства   о   налогах   и   сборах   и   о│

│                          │государственном   регулировании    производства   и│

│                          │оборота    этилового    спирта,    алкогольной    и│

│                          │спиртосодержащей продукции.                        │

├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤

│Управление государственной│  — координация   работы   налоговых   органов   по│

│регистрации и        учета│государственной   регистрации    юридических   лиц,│

│юридических  и  физических│физических    лиц    в    качестве   индивидуальных│

│лиц                       │предпринимателей    и   крестьянских   (фермерских)│

│                          │хозяйств;                                          │

│                          │  — организация     работы    по  ведению    ЕГРЮЛ,│

│                          │ЕГРИП, ЕГРН;                                       │

│                          │  — участие  по   поручениям    Минфина      России│

│                          │в разработке  законодательных  и  иных  нормативных│

│                          │актов по  государственной  регистрации  юридических│

│                          │лиц,  физических  лиц  в  качестве   индивидуальных│

│                          │предпринимателей   и    крестьянских   (фермерских)│

│                          │хозяйств;                                          │

│                          │  — осуществление     методического     руководства│

│                          │деятельностью  налоговых  органов  по осуществлению│

│                          │функций   государственной  регистрации  юридических│

│                          │лиц,    крестьянских   (фермерских)   хозяйств    и│

│                          │индивидуальных   предпринимателей  и иных  функций,│

│                          │возложенных на Управление.                         │

├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤

│Управление  урегулирования│  — организация    и   осуществление    мониторинга│

│задолженности            и│динамики  задолженности  и  эффективности мер по ее│

│обеспечения       процедур│урегулированию;                                    │

│банкротства               │  — обеспечение    представления    в   делах     о│

│                          │банкротстве и в процедурах  банкротства  требований│

│                          │об    уплате  обязательных  платежей  и  требований│

│                          │Российской Федерации по денежным обязательствам.   │

├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤

│Управление     учета     и│  — осуществление  организационно-методологического│

│отчетности                │обеспечения    ведения    оперативно-бухгалтерского│

│                          │учета,    совершенствования   сбора   и   обработки│

│                          │информации,      данных     налоговой   статистики,│

ПРОДОЛЖЕНИЕ

┌──────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐

│ Наименование структурных │    Основные вопросы структурных подразделений     │

│      подразделений       │         центрального аппарата ФНС России          │

│   центрального аппарата  │                                                   │

│        ФНС России        │                                                   │

├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤

│                          │обеспечивающих получение достоверной  информации  о│

│                          │поступлении   налогов    и    других   обязательных│

│                          │платежей.                                          │

├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤

│Управление    анализа    и│  — организация проведения  экономического  анализа│

│планирования     налоговых│поступлений и задолженности по  налогам  и  сборам,│

│поступлений               │планирования   и   разработки   прогнозных   оценок│

│                          │поступлений  налогов   и  сборов  в  федеральный  и│

│                          │консолидированный бюджеты.                         │

├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤

│Управление        контроля│  — осуществление    контроля    за   деятельностью│

│налоговых органов         │налоговых органов по налоговому администрированию. │
    продолжение
–PAGE_BREAK–