1. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИХ СТРУКТУРА И ПОЛНОМОЧИЯ.
Всоответствии со ст. 1 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации»(в ред. от 08. 07. 99 № 151-ФЗ), — они образуют единую систему контроля засоблюдением налогового законодательства России, правильностью исчисления,полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетныефонды налогов и других обязательных платежей, а также контроля в пределахкомпетенции, за соблюдением валютного законодательства. В ст. 2 законаопределено, что единая централизованная система налоговых органов состоит изМинистерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальныхорганов. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.2000№ 783 (Положение о министерстве Российской Федерации о налогах и сборах (ст.1))дополняет уже названные главные задачи, решение которых возложено на МНСРоссии:
· участие ввыработке налоговой политики и осуществление ее с целью обеспечениясвоевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственныевнебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательныхплатежей;
· обеспечениемежотраслевой координации, государственного контроля и регулирования в областипроизводства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
Как известно,МНС России, функции и полномочия осуществляет непосредственно и через своитерриториальные органы. При этом вышестоящие налоговые органы правомочныотменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствияКонституции РФ (ст. 9 Закона РФ № 151-ФЗ) и другим законам (ст.140 части первойНК РФ; ст. 273 КоАП РСФСР).
Единая,независимая, централизованная система налоговых органов включает в себя:
· Федеральный органисполнительной власти — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам(МНС России).
Еготерриториальные органы:
· Управления МНСРоссии по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации.
· Межрегиональныеинспекции МНС России по налогам и сборам.
· Инспекции МНСРоссии по налогам и сборам по районам.
· Инспекции МНСРоссии по налогам и сборам по районам в городах.
· Инспекции МНСРоссии по городам без районного деления.
· Инспекции МНСРоссии по налогам и сборам межрайонного уровня.
Предусмотренадеятельность специализированной налоговой инспекции МНС России по работе скрупнейшими налогоплательщиками (постановлением Правительства РФ от 06. 01. 98г.); межрегиональной налоговой инспекции по оперативному контролю проблемныхналогоплательщиков (приказом МНС РФ от 18.05.99 № ГБ-3-34/140), межрегиональнойгосударственной инспекции МНС России по контролю за налогообложением малогобизнеса и сферы услуг (приказом МНС РФ от 12.11.99 г.); межрегиональнойинспекции МНС Россия по контролю за алкогольной и табачной продукцией (приказомМНС РФ от 11. 06. 99 № АП-3-20/175).
Дляосуществления взаимодействия министерства с полномочными представителямиПрезидента Российской Федерации в федеральных округах утверждены положение итиповая структура межрегиональных инспекций МНС России по федеральному округу(приказ МНС РФ от 24. 08. 2000 г. № БГ-3-20/307).
Налоговыеорганы — юридические лица. Они имеют самостоятельную смету расходов, текущиесчета в учреждениях банков, печати. Подчиненность внутри структурыосуществляется по вертикали: Министерству Российской Федерации по налогам исборам и его вышестоящим органам. Структура Управлений по субъектам федерацииутверждается министерством. Министерством же определяются функции структтурныхподразделений руководимых налоговых органов.
МинистрМНС России назначается Президентом России. Заместители министра назначаются на должностьи освобождаются от должности Правительством России. Руководители Управлений МНСпо республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономнымобразованиям, городам Москве и Санкт — Петербургу — назначаются министром.Руководители других нижестоящих налоговых органов (инспекций) назначаютсяруководителями вышестоящих территориальных налоговых органов — субъектовфедерации. Указанный порядок в отношении названных должностных лицраспространяется и при освобождении их от должности. Министр МНС России имеетзаместителей, назначаемых по его представлению Правительством РоссийскойФедерации. При министре МНС России и при руководителях УМНС по субъектам федерацииобразуются и действуют коллегии. Назначение этого коллегиального органа:рассмотрение наиболее значимых вопросов деятельности налоговых органов. Всостав коллегий налоговых органов входят руководители (председатели),заместители руководителей (члены) и некоторые другие руководящие работники(члены). Решения коллегий принимаются большинством голосов ее членов,оформляются протоколами и реализуется приказами по налоговому органу.
Налоговыеорганы состоят из внутренних подразделений, ориентированных по направлениямдеятельности (МНС — департаменты, управления, отделы; территориальные управленияи инспекции — отделы).
Начальникирайгоринспекций именуются руководителями с октября 1998 года, а с августа 1999года руководителями называются и начальники налоговых органов по субъектамФедерации. Руководители территориальных налоговых органов присваивают классныечины инспекторов налоговой службы III, II, I рангов, министр — классные чинысоветников налоговой службы III, II, I рангов в соответствии с занимаемойдолжностью. Классные чины, ранги, специальные звания присваиваются не толькодолжностным лицам налоговых органов (органам прокуратуры, юстиции, таможни,налоговой полиции и др.). Хронологически “: при Петре явилось разделениедолжностей гражданских и военных, что и выразилось в знаменитой табели о рангах”{5;561}. В 1917 году Декретом ВЦИК было постановлено: «Всякие звания: инаименования гражданских чинов (тайные, статские и проч. советники)уничтожаются:» {9; 44. Но позднее органы советской власти все же вернуласьк практике присвоения классных чинов, рангов, хотя закон о государственнойслужбе гражданских лиц в СССР отсутствовал.
Основноебремя работы с налогоплательщиками, безусловно, лежит на инспенкциях МНС Россиипо районам, районам в городах, городах без районного деления и межрайонногоуровня. Типовые структуры инспекций МНС России утверждены ведомственнымприказом № БГ-3-20/312 от 25. 08. 2000 г. Инспекция непосредственно подчиняетсяУправлению МНС России по субъекту федерации. Будучи юридическим лицом инспекциясамостоятельно от своего имени приобретает и осуществляет гражданские имущественныеи личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в суде истцом,ответчиком.
Структураинспекции утверждается руководителем Управления субъекта федерации. Штатноерасписание начальник инспекции утверждает также по согласованию с Управлениемсубъекта федерации в пределах установленной штатной численности и фонда оплатытруда.
Рассмотримдля сравнения примерные типовые структуры инспекций с минимально и максимальнодопустимым штатным расписанием:
· От 40 до 60сотрудников:
1. Руководство.
2.Отдел общего обеспечения.
3.Отдел информационно — аналитической работы.
4.Отдел работы с налогоплательщиками.
5.Отдел контроля налогообложения физических лиц.
6.Отдел налогообложения юридических лиц.
· Более 250сотрудников:
1.Руководство.
2.Отдел общего обеспечения.
2.1.Общий отдел.
2.2.Финансовый отдел.
2.3.Юридический отдел.
2.4.Отдел по работе с персоналом.
2.5.Хозяйственный отдел.
3.Отдел информационно — аналитической работы.
3.1.Отделавтоматизации информационных систем.
3.2Отдел систематизации и технического обеспечения.
3.3.Отделввода данных.
3.4.Отделанализа и налоговой статистики.
4.Отдел работы с налогоплательщиками.
4.1.Отдел учета налогоплательщиков.
4.2.Отдел приема налоговой отчетности.
4.3.Отдел информирования налогоплательщиков.
5.Отдел контроля налогообложения физических лиц.
5.1.Отделналогообложения доходов физических ли.
5.2.Отделвыездных проверок подоходного налога.
5.3.Отделединого социального налога.
5.4.Отделместных и прочих налогов с физических лиц.
6.Отдел налогообложения юридических лиц.
6.1.Отделпланирования выездных проверок.
6.2.Отделпроверки юридических лиц.
6.3.Отделкамерального контроля юридических лиц.
7.1.7. Отдел взыскания задолженности юридических лиц.
8.Отдел контроля применения ККМ, производства и оборота алкогольной и табачнойпродукции.
8.2.Отдел контроля применения ККМ.
8.3.Отдел контроля производства и оборота алкогольной и табачной продукци.
В рамках реализации административной реформы9 марта 2004 г. Президентом РФ был принят Указ №314 «О системе и структурефедеральных органов исполнительной власти», согласно которому существенноизменились формы федеральной исполнительной власти и механизмы взаимодействиямежду ними. В соответствии с абз. 2 п. 15 данного Указа, Министерство РФ поналогам и сборам (МНС России) преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНСРоссии) с передачей функций по принятию нормативных правовых актов вустановленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы позаконодательству РФ о налогах и сборах Министерству финансов РФ. Схемаподчиненности приведена на рис. 1.
/> /> /> /> /> /> /> />
Рис. 1 Схемаподчиненности налоговых органов.
Рассмотрим территориальные налоговые органы Смоленскойобласти. Официальной датой создания Государственной налоговой инспекции по Смоленскойобласти считается 1 июня 1990 года. 23 сентября 1999 года Государственнаяналоговая инспекция по Смоленской области преобразована в Управление Министерства Российской Федерации по налогам исборам по Смоленской области.
В период с 1992 по 1997 г.г. формировался кадровый костякналоговых органов области, как правило, изчисла работников отраслей народного хозяйства бухгалтеров, экономистов, финансистов с внушительным опытомработы. Они внесли значительнуюлепту в те результаты, которые были получены.
Помимо регионального налогового Управления на территорииСмоленской области в 90-е годы действовало 28 районных инспекций, 1 городская и1 инспекция межрайонного уровня.
24 мая 2001 года началась реорганизация налоговых органовСмоленской области по принципу укрупнения. Была создана Межрайонных инспекций МНС России по Смоленской области.На начало 2004 года в Смоленской области осуществляли деятельность 3 Инспекции МНС России по районам г. Смоленска и 11Межрайонных инспекций МНС России по Смоленской области. В 2004 году, в связи с дальнейшим развитиемреформы налоговых органов и осуществлением мероприятий Федеральной целевой Программы «Развитие налоговых органов(2002-2004 годы)», происходит дальнейшее укрупнение Межрайонныхинспекций МНС России по Смоленской области. Соответственно в области действуетуже 8 Межрайонных ИМНС с подчиненными им территориально обособленными рабочимиместами (ТОРМ) и 3 Инспекции по районам г.Смоленска: Ленинскому, Промышленному и Заднепровскому.
Инспекции, действующие в настоящее времяна территории Смоленской области, представлены на рис. 2.
Инспекция о которой пойдет речь, осуществляет контроль засоблюдением налогового законодательства натерритории Промышленного района г. Смоленска. По численности имобилизации налогов в бюджетную систему, Инспекция занимает ведущее место вструктуре налоговых органов области.
/>В Инспекцииработают 179 человек.Площадь контролируемого района составляет 50,0 кв. км. Общая численностьнаселения района 126,5 тыс. человек. На налоговом учете в Инспекции состоят:3901 налогоплательщик — юридическое лицо; 3851 — индивидуальный предприниматель; 99852 — физических лица.
Рис.2 Деление инспекций порайонам
За 2006 года поступило в бюджетную систему РоссийскойФедерации около 4421,3 млн. руб. в том числе, в федеральный бюджет 1856,6 млн.руб., в областной — 1395,7 млн. руб.; в местный — 345,6 млн. руб., вгосударственные внебюджетные фонды 823,4 млн. рублей. Однако ежегодный рейтингналоговых инспекций России, проводимый журналом «Главбух», показал, что ИФНС поПромышленному району заняла 157 место по России из 428, уступив МРИ ФНС России№6 по Смоленской области (123 место) и ИФНС по Ленинскому району (140 место).
Крупнейшими налогоплательщиками данной инспекции являются:
· ОАО НК «Роснефть- Смоленскнефтепродукт»;
· ОАО«Смоленскэнерго»;
· ФГУП СПО«Аналитприбор»;
· ОАО «Смоленскийполиграфический комбинат»;
· ЗАО«Смоленскоблгаз»;
· ОАО «Измеритель»
Общую структуру налоговой инспекции можно представитьна следующей схеме (рис. 3).
/>
Рис. 3 Структура налоговой инспекциипо Промышленному району
Наиболее выдающимся для инспекции является отдел камеральныхпроверок №1. За 9 месяцев 2007 года проведено почти 60 тысяч камеральных проверок.По их итогам сумма доначислений составила более 80 млн.рублей. За достигнутыеуспехи в работе начальник отдела камеральных проверок Буско Елена Юрьевна и еезаместитель Никитенкова Людмила Николаевна награждены Почетными грамотами УФНС России по Смоленской области, администрацийг. Смоленска и Промышленного района г. Смоленска.
Данный отдел курирует всех крупнейших налогоплательщиковПромышленной инспекции, осуществляет камеральные проверки налога на прибыль,НДС, УСН, транспортного налога, налога на имущество организаций.
Проверка проводится на основаниидокументов и отчетностей. При возникновении вопросов налогоплательщиквызывается в отдел, либо производится дополнительный запрос на конкретную документацию.Также проводится работа в отношении налогоплательщиков, занимающихся экспортом.Им возмещается НДС из бюджета РФ. Отдел работает непосредственно сналогоплательщиками, с таможней, с кредитными учреждениями, вследствие чегопрослеживается цепочка связей, из которой видно — можно таким налогоплательщикамвозместить деньги из федерального бюджета или же нельзя.
При проведении камеральной проверкиналоговый орган вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения,получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления исвоевременность уплаты налогов.
2. ОСОБЕННОСТИГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ
Нормативно-правовое регулированиедеятельности служащих налоговых органов осуществляется согласно действующемузаконодательству о государственной службе. Специфика государственной службы вналоговых органах заключается в том, что данная деятельность представляет собойвид федеральной государственной гражданской службы, с учетом особенностей,предусмотренных Налоговым кодексом РФ, приказами и указаниями ФНС России, МинфинаРФ. Так, на служащих налоговых органов распространяются особые нормы попрохождению государственной службы, по присвоению классных чинов, порядкупроведения аттестации и т.п.
В соответствии с ФЗ №79 от 27.07.04,приказом Федеральной налоговой службой от 31 мая 2005 г. утвержденыквалификационные требования к должностям государственной гражданской службы РФв территориальных органах ФНС России21. В данном приказе установленытребования к профессиональным знаниям и навыкам (образованию). В приложении кприказу перечислены наименования структурных подразделений территориальныхорганов ФНС России, разграниченных по численности работников, и соответствующиеим перечни укрупненных групп специальностей.
Также приказом установлено, чторуководители (исполняющие обязанности руководителей) управлений ФНС России посубъектам РФ, межрегиональных инспекций ФНС России в соответствии сутвержденными квалификационными требованиями к профессиональным знаниям инавыкам должны, исходя из укрупненных групп специальностей, обеспечитьразработку и утверждение квалификационных требований к профессиональным знаниями навыкам по конкретным специальностям высшего и среднего профессиональногообразования, необходимым для исполнения должностных обязанностей, всоответствии с основными направлениями деятельности структурных подразделенийтерриториальных налоговых органов.
Прием граждан Российской Федерации награжданскую службу для замещения должностей гражданской службы в территориальныхорганах ФНС России или замещение государственным гражданским служащимРоссийской Федерации другой должности гражданской службы должны осуществлятьсяв соответствии с квалификационными требованиями.
Управления ФНС России по субъектам РФразработали квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам поконкретным специальностям высшего и среднего профессионального образования, в частностиУправлением ФНС России по Челябинской области издан приказ от 6 сентября 2005г. №27222 .
Требования к стажу гражданской службыили стажу работы по специальности для гражданских служащих налоговых органов РФопределены приказом ФНС России от 18 июля 2005 г. №САЭ-3-15/33223. С учетом изменений,внесенных приказом ФНС России от 31 октября 2005 г. №САЭ-3-15/54924, этитребования следующие:
· высшие должности федеральнойгосударственной гражданской службы — не менее шести лет стажа государственнойгражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи летстажа работы по специальности;
· главные должности федеральнойгосударственной гражданской службы — не менее четырех лет стажа государственнойгражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти летстажа работы по специальности;
· ведущие должности федеральнойгосударственной гражданской службы — не менее двух лет стажа государственнойгражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех летстажа работы по специальности;
· старшие должности федеральнойгосударственной гражданской службы — не менее трех лет стажа работы поспециальности;
· младшие должности федеральнойгосударственной гражданской службы — без предъявления требований к стажу.
Гражданские служащие различаются нетолько по категориям и группам, но еще и по классным чинам. Классные чиныприсваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностьюгражданской службы в пределах групп должностей гражданской службы. Согласно ст.11 ФЗ №79 от 27.07.04, всего в гражданской службе имеется пять классных чинов ипо три класса в каждом классном чине.
Гражданским служащим, замещающимдолжности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чиныприсваиваются по результатам квалификационного экзамена.
Каждой группе должностей гражданскойслужбы присваиваются определенные виды классных чинов.
В соответствии с п.12 ст. 11 ФЗ №79от 27.07.04, Президент РФ Указом от 1 февраля 2005 г. №11325 утвердил Положениео порядке присвоения и сохранения классных чинов гражданским служащим. Согласноэтому Положению, ранее присвоенные федеральным государственным служащим всоответствии с Указом Президента РФ от 22 апреля 1996 г. №57826 квалификационныеразряды считаются соответствующими классным чинам государственной гражданскойслужбы РФ и установлена таблица их соответствия.
Но классные чины служащим налоговыхорганов были установлены другим Указом Президента РФ от 19 июля 2001 г. №87627:
· действительный государственныйсоветник налоговой службы РФ 1, 2, 3 ранга;
· государственный советник налоговойслужбы РФ 1, 2, 3 ранга;
· советник налоговой службы РФ 1, 2, 3ранга;
· советник налоговой службы 1, 2, 3ранга;
· референт налоговой службы 1, 2, 3ранга.
Также Указом определено соответствиеэтих классных чинов государственным должностям федеральной государственной службыв МНС России и его территориальных органов.
К сожалению, работа по приведениюсуществующего положения в соответствие с законодательством о государственнойгражданской службе в различных государственных органах проводится недостаточноэффективно, именно поэтому в настоящее время государственные служащие налоговыхорганов имеют прежние классные чины, а не те, что предусмотрены ФЗ №79 от27.07.04.
Федеральная налоговая служба письмом№15-4-06/4370 от 29 ноября 2004 г. в связи с реорганизацией Министерства РФ поналогам и сборам в Федеральную налоговую службу и отсутствием нормативно-правовойбазы, регламентирующей присвоение классных чинов служащим ФНС России, с 29ноября 2004 г. приостановила прием документов и присвоение классных чинов доособого распоряжения. Поэтому уже более года вновь принятым государственнымслужащим в налоговых органах чины не присваиваются. После установлениясоответствия чинов служащих налоговых органов чинам государственных гражданскихслужащих по Указу №113 проблема будет решена, но пока этот вопрос не урегулирован.
Планируется, что принципиально изменятсяоклады за классный чин. Если сейчас это фиксированная сумма, то будет — процентот оклада (до 400%), причем право его устанавливать будет у представителянанимателя.
3. ОТДЕЛ КАМЕРАЛЬНЫХПРОВЕРОК №1 ИФНС.
ПОЛНОМОЧИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ. ПОРЯДОКПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ
Принятие налоговой отчетностипроизводится лицами отдела работы с налогоплательщиками, специальноназначаемыми на конкретный отчетный период приказом руководителя налоговогооргана (его заместителя). При этом указанные выше лица должны выполнять функциипринятия всего комплекта представляемых в налоговый орган форм налоговойотчетности. Закрепление за этими лицами обязанностей по принятию деклараций поотдельным видам налогов (кроме деклараций о доходах физических лиц), а также попринятию налоговой отчетности от заведомо определенных налогоплательщиков недопускается. При наличии возможности функции проведения камеральных проверокналоговой отчетности возлагаются на лица, которые не осуществляли принятиеналоговой отчетности в данном отчетном периоде.
На стадии принятия налоговойотчетности все представленные в ее составе документы подвергаются визуальномуконтролю на предмет соответствия следующим требованиям:
· полнота представления налоговойотчетности. На данной стадии работник налогового органа устанавливаетфизическое наличие всех документов отчетности, установленных законодательными ииными правовыми нормативными актами для соответствующей категорииналогоплательщиков. При этом лицо, принимающее налоговую отчетность, не вправеотказать в ее принятии по причине отсутствия в составе этой отчетностикакого-либо предусмотренного действующими законодательными и иными нормативнымиактами документа;
· наличие полного наименования (Ф.И.О.)налогоплательщика, идентификационного номера налогоплательщика, периода, закоторый составлена отчетность, подписи налогоплательщика (руководителя иглавного бухгалтера организации-налогоплательщика), а также полнота заполненияиных предусмотренных в формах отчетности реквизитов. В случае отсутствия основанийдля заполнения какого-либо реквизита в соответствующей строке (графе) бланканалоговой отчетности должен быть поставлен прочерк либо на этом бланке должнабыть сделана запись об отсутствии оснований для заполнения данных строк (граф),заверенная подписью налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтераорганизации-налогоплательщика);
· четкое заполнение реквизитов формотчетности: отсутствие символов, не поддающихся однозначному прочтению, неоговоренных в установленном порядке исправлений, записей карандашом и т. п.
В соответствии с пунктом 2 статьи 80Налогового кодекса Российской Федерации налоговому органу запрещаетсяотказывать в принятии налоговых деклараций.
Не позднее следующего рабочего дня смомента принятия налоговая отчетность подлежит регистрации лицами, осуществляющимиее принятие, и передается в отделы, ответственные за проведение камеральныхналоговых проверок. При этом все документы заносятся в реестр по форме,приведенной в приложении 1, с обязательным указанием составителя, в двухэкземплярах. Один передается вместе с отчетностью в отдел камеральных проверок,второй экземпляр остается в отделе по работе с налогоплательщиками.
Не позднее шести рабочих дней смомента истечения срока представления в налоговый орган налоговой отчетностиотделы, ответственные за проведение камеральных проверок, должны осуществитьпроверку списка стоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлятьдокументы налоговой отчетности к соответствующему сроку с данными о ее фактическомпредставлении. По результатам указанной сверки, а также с учетом конкретных обстоятельств,связанных с нарушением срока представления налоговых деклараций и иныхдокументов, работники отделов, ответственных за проведение камеральныхпроверок, составляют проекты постановлений о применении к налогоплательщику,виновному в нарушении установленного срока представления налоговой отчетности,мер ответственности, предусмотренных нормами Налогового кодекса РоссийскойФедерации, а также протоколы об административном правонарушении и проекты постановленийо применении мер административной ответственности к виновным лицам. Примерныеформы решений и протоколов приведены в приложении 2 и 3 соответственно. Приэтом налоговый орган в соответствии с предоставленным ему, согласно статье 31Налогового кодекса Российской Федерации, правом может вызвать на основании письменногоуведомления в налоговый орган должностное лицо организации-налогоплательщикаили индивидуального предпринимателя для дачи пояснений по обстоятельствам,имеющим значение для принятия решения в связи с указанным налоговымправонарушением.
Порядок проведения камеральныхпроверок налоговой отчетности можно разделить на следующие этапы:
· проверка полноты представленияналогоплательщиком налоговой отчетности, предусмотренной законодательством оналогах и сборах;
· визуальная проверка правильностиоформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимыхреквизитов, четкости их заполнения и т. д.);
· проверка своевременностипредставления налоговой отчетности;
· проверка правильности арифметическогоподсчета итоговых сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет;
· проверка обоснованности примененныхналогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству;
· проверка правильности исчисленияналогооблагаемой базы. На данном этапе камеральной проверки осуществляетсякамеральный анализ, включающий в себя: проверку логической связи междуотдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисленияналогооблагаемой базы; проверку сопоставимости отчетных показателей саналогичными показателями предыдущего отчетного периода; взаимоувязкупоказателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций; оценкубухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствияимеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельностиналогоплательщика, полученным из других источников.
При проведении камеральной проверкиналоговый орган вправе на основании статей 87, 88, 93 Налогового кодекса РоссийскойФедерации истребовать у налогоплательщика (иного обязанного лица)дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающиеправильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Производить истребование этойинформации необходимо при наличии оснований предполагать занижение в налоговойдекларации сумм, причитающихся к уплате налогов в случаях, не требующихназначения выездной налоговой проверки (например, при необходимостиподтверждения наличия у налогоплательщика права на возмещение ему из бюджетасумм косвенных налогов, применении льготных ставок по налогам, предоставлениизаявленных льгот по налогам и т. д.), а также в случаях, когда выезднаяналоговая проверка не может быть назначена в связи с ограничениями, установленнымичастью третьей статьи 87 и частью второй статьи 89 Налогового кодекса РоссийскойФедерации.
За непредставление налоговому органусведений о налогоплательщике или отказ от представления документов по запросуналогового органа налогоплательщик (иное обязанное лицо) несет ответственность,предусмотренную статьями 126, 127 Налогового кодекса Российской федерации. Наосновании этого факта составляется решение о привлечении лица к ответственностиза налоговое правонарушение по форме, приведенной в Приложении 4.
Если камеральной проверкой выявленыошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимисяв представленных документах, то об этом не позднее трех рабочих дней сообщаетсяналогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления вустановленный налоговым органом срок, не превышающий пяти рабочих дней.
Если налогоплательщик не внессоответствующие исправления в установленный срок, то при наличии основанийполагать, что налогоплательщиком допущены налоговые правонарушения, он долженбыть рекомендован для включения в план проведения выездных налоговых проверок.
Если проведенной камеральнойпроверкой выявлены нарушения правил составления налоговых деклараций, которыепривели к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, и этот факт налоговогоправонарушения достоверно установлен и не требует подтверждения при выезднойналоговой проверке (например, необоснованно заявленная льгота, неправильнопримененная ставка и т. д.), в десятидневный срок со дня проведения камеральнойпроверки руководителем налогового органа (его заместителем) выносится решение,которое оформляется в виде постановления о привлечении налогоплательщика кналоговой ответственности за совершение налогового правонарушения всоответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации, с учетомобстоятельств, смягчающих или отягчающих вину налогоплательщика в совершенииналогового правонарушения.
На основании вынесенногопостановления о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершениеналогового правонарушения налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесениясоответствующего постановления направляется требование об уплате недоимки поналогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленныхнарушений по форме, утвержденной приказом Госналогслужбы России от 07.09.98 №БФ-3-10/228.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Припрохождении производственной преддипломной практики студент приобрелпрофессиональные навыки работы в налоговых органах, используя полученные ранее теоретическиезнания.
В ходепрохождения преддипломной практики студент решил следующие задачи:
· расширилтеоретические знания в области финансового контроля, закрепив их практическиминавыками;
· познакомился сорганизацией и постановкой бухгалтерского, налогового и финансового учета,аккумулирующего данные для принятия финансово – управленческих решений,экономической, организационной, информационно — аналитической и управленческойработой на предприятии (в организации) и приобрести необходимые навыкиуказанной работы;
· приобрел навыкиработы по формированию, обработке и анализу экономической информации;
· изучил основныезаконодательные и нормативные документы и материалы, регулирующие иопределяющие деятельность предприятия (организации) в сфере финансовогоконтроля;
· приобрел навыкиприменения и использования в работе специалиста по финансовым вопросамдеятельности экономических субъектов нормативных и методических материалов сучетом специфики того или иного предприятия (организации).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Отдел работы с налогоплательщиками
РЕЕСТР
документов переданных в отдел камеральных проверок№ Наименование ИНН Год Количество
/>/>Передал:
(Ф.И.О. должностноголица) (подпись)