Налоговые платежи организации

–PAGE_BREAK–1.2. Налоговые платежи как статья расходов предприятия
В процессе предпринимательской деятельности предприятие несет определенные затраты. Исходя из экономического содержания их можно классифицировать по группам:

1) Расходы связанные c извлечением прибыли — включают затраты на обслуживание производственного процесса, затраты на реализацию продукции, производство работ, оказание услуг, инвестиции.

2) Расходы не связанные с извлечением прибыли — это расходы потребительского характера, а также на благотворительные и гуманитарные цели. Сюда же включаются поощрительные выплаты работникам, отчисления в негосударственные страховые и пенсионные фонды, на развитие социально-культурной сферы хозяйствующего субъекта.

3) Принудительные затраты включают — налоговые платежи, отчисления в государственные внебюджетные фонды, создание резервов, финансовые санкции.

Таким образом, налоговые платежи представляют для предприятия расходы, причем принудительного характера.

Для предприятия существуют три наиболее значимых элемента в налоговой системе:

 -ставка налога (налоговая ставка) – величина налога на единицу измерения налоговой базы (мера измерения объекта обложения: рубль, тонна, кубометр, гектар и др.);

 -налоговая база – стоимостная, количественная или иная характеристика объекта налогообложения (прибыль от экономической деятельности; выручка от реализации продукции, работ, услуг; стоимость имущества и т.д.);

 -порядок и сроки уплаты налога в бюджет – законодательно установленная дифференциация сроков уплаты налогов отдельными категориями налогоплательщиков, например, в зависимости от объектов налоговой базы, места производства и реализации продукции и других факторов.

Существует множество налоговых классификаций. Одной из наиболее распространенных является классификация в зависимости от объекта налогообложения, которая делит налоги на прямые и косвенные. С ними сталкивается любое предприятие в процессе своей хозяйственной деятельности.

Прямые налоги имеют в качестве объекта налогообложения доход (прибыль) физических и юридических лиц, имущество, природные ресурсы и другие факторы, способствующие получению доходов. Суммы прямых налогов находятся в непосредственной зависимости: при подоходном налогообложение от финансовых результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов; при имущественном и ресурсном (рентном) обложении – от стоимости имущества и объемов природных ресурсов, используемых в целях получения доходов. К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; налог на имущество организаций; налог на недвижимость и т.д. Несмотря на то, что в количественном отношении они составляют половину перечня налоговой системы и их гораздо больше, чем косвенных, роль этих налогов в современной российской практике налогообложения ещё недостаточна.

Косвенные налоги взимаются с операций по реализации товаров, работ и услуг, экспорту и импорту товаров и тому подобных операций. Суммы налогов определяются в виде надбавки к цене товара (по акцизам) или в процентах: к добавленной стоимости (по налогу на добавленную стоимость), к выручке от реализации или к выручке от продаж (по налогу с продаж). В налоговой теории отношение к косвенным налогам неоднозначно. Эти налоги считаются крайне несправедливыми, поскольку они через механизм цен, в конечном счете, перекладываются на население, которое и является реальным плательщиком косвенных налогов. В то же время признается, что косвенные налоги имеют ряд достоинств в качестве источника бюджетных доходов. Они гораздо меньше, чем прямые налоги, зависят от циклических колебаний конъюнктуры, поэтому являются более надежным бюджетным источником. В связи с этим косвенные налоги широко применяются в мировой практике, они содержатся в налоговой системе каждой страны и играют в ней весьма существенную роль.

1.3. Источники уплаты налоговых платежей
Налоговые платежи являются составной частью расходов предприятия. Естественно, выплата их осуществляется из финансов предприятия. Финансы предприятий являются средством формирования денежных ресурсов в целях осуществления ими их хозяйственной деятельности. Финансы отражают отношения предприятий с другими субъектами экономической жизни по поводу потоков денежных средств в процессе производства и реализации продукции, образования собственных и привлечения внешних источников денежных средств, их распределения и расходования. Итогом этого взаимодействия является взаимное обеспечение финансовыми ресурсами, предоставляющее каждому сектору экономики возможность реализации своих функций.

На стадии формирования денежных доходов компании формируются ее денежные отношения с компаниями – поставщиками сырья, материалов и оборудования, компаниями – потребителями товаров, между подразделениями компании в меру их участия в создании и реализации товара. На стадии распределения денежных доходов главным приоритетом является увязка денежных отношений компании с ее персоналом, учредителями и государственной финансовой системой. Она направлена на оптимизацию пропорции этого распределения и обеспечение экономического развития компании. На стадии использования денежных доходов контролируется степень соблюдения принятых финансовых решений и оценивается их реальная эффективность.

Следует подчеркнуть, что налоговые платежи для компаний представляют значительный финансовый поток. Компании уплачивают помимо налога на добавленную стоимость и акцизов ещё и налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог, налог на рекламу, налог на добычу полезных ископаемых и др.
1.4 Причины и виды уклонений от уплаты налогов
Уклонение от уплаты налогов — целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему избежать или уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Эти действия характеризуются следующими обязательными признаками:

— во-первых, активными действиями налогоплательщиков;

— во-вторых, их направленностью на снижение размера налоговых отчислений.

В этой связи, необходимо отметить, что сами по себе неумышленные действия (небрежность, счетная ошибка) не могут рассматриваться в качестве способа уклонения от уплаты налогов.

Обход налогов — форма минимизации налоговых обязательств, при которой юридическое или физическое лицо посредством активных, чаще правомерных, действий выводит себя из категории налогоплательщиков того или иного налога и, следовательно, не уплачивает налог. В зависимости от законности действий предприятий и граждан, способы обхода налогов можно разделить на 2 группы: правомерные и неправомерные.

К правомерным действиям относятся следующие:

— воздержание от осуществления деятельности, результаты которой подлежат налогообложению, однако он непопулярен и неэффективен, так как может частично или полностью парализовать хозяйственную деятельность предприятия или предпринимателя и не оправдать себя с точки зрения получения выгоды от такой деятельности;

— организация деятельности юридического лица, при которой оно не будет являться налогоплательщиком;

— осуществление юридическим лицом деятельности, результаты которой не подлежат налогообложению в силу закона;

— осуществление юридическим или физическим лицом деятельности, доходы от которой не подлежат налогообложению;

Вторую группу составляют неправомерные способы:

— осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации;

Налоговое планирование, налоговая оптимизация (уклонение от уплаты налогов без нарушения законодательства) — форма снижения размера налоговых обязательств посредством целенаправленных планомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательных льгот, приемов и механизмов, а также действий, направленных на правомерный обход налогов, то есть такие действия не имеют состава преступления или правонарушения и не влекут неблагоприятных последствий в виде уголовной и административной ответственности. Налоговое планирование отличается от обхода налогов тем, что рассчитано на более длительный срок (несколько отчетных периодов).

Причины уклонения от уплаты налогов различны, стремление избежать их есть своеобразная реакция на любые налоговые мероприятия государства и обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал или доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освящены законом. Проблема криминогенности в налоговой сфере всегда стоит на первом месте. Можно выделить следующие:

Причины, подталкивающие предпринимателей к уклонению от уплаты налогов:

моральные;

политические;

экономические;

правовые.

Моральные причины порождаются существом и характером налоговых законов, а также налоговой системой в целом. В случае непосильного «налогового гнета», когда налогоплательщик фактически «работает на государство» и отдает ему львиную долю своих доходов, у него рождается чувство подавления его государством. Как ответная реакция на такое подавление выступает уклонение от уплаты налогов.

Политические причины — когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, но и как инструмент социальной или экономической политики. Как инструмент социальной политики налоги проявляются, когда класс, стоящий у власти, использует их для подавления другого класса. Как инструмент экономической политики налоги проявляются в том, что государство повышает налоги на некоторые отрасли производства с целью уменьшения их удельного веса в экономике и наоборот.

Экономические причины подталкивают налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов также довольно часто. Их можно разделить на два вида:

— причины, которые зависят от финансового состояния налогоплательщика

— причины, порожденные экономической конъюнктурой.

Финансовое положение иногда является решающим фактором. Если финансовое положение предприятия стабильно, то оно вряд ли станет на путь уклонения от уплаты налогов.

Правовые причины кроются в сложности налоговой системы, которая препятствует эффективности налогового контроля, в результате чего налогоплательщик может избежать уплаты налогов.

Уклонение от уплаты налогов имеет отрицательные последствия, как для экономики, так и для государства в целом. Государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, поэтому ему приходиться ограничивать реализацию некоторых государственных программ, не выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы и т.д. Кроме того, неуплата налогов может иметь серьезные последствия в виде нарушения принципов конкуренции. Поэтому в настоящий момент пресечение попыток неуплаты налогов возведено в ранг государственной налоговой политики.

    продолжение
–PAGE_BREAK–Глава 2. Осуществление налоговых платежей предприятий и их оптимизация 2.1. Налоги и обязательные платежи, уплачиваемые при применении УСНО
Налоговый Кодекс  РФ предусматривает наличие специальных налоговых режимов, которые применяются наряду с общей системой. Данные налоги были введены государством в налоговое законодательство с целью стимулирования развития и упрощения процедуры исчисления и уплаты налоговых обязательств малыми предприятиями, о чем свидетельствуют условия, в соответствии с которыми предприятия может осуществить переход к данной системе налогообложения.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов (например, таких как налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый социальный налог и налог на добавленную стоимость), заменяя их уплатой единого налога. К ним относятся:

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2. Упрощенная система налогообложения;

3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Первые три действительно сокращают налоговое поле предприятия до исчисления и уплаты одного совокупного налога. Последний специальный налоговый режим предусматривает освобождение налогоплательщика от исчисления и уплаты региональных и местных налогов, а так же предполагает особое налогообложения по всем федеральным налогам и сборам. В соответствии  со ст. 346. Налоговогокодекса РФ:

1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке.

2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций и единого социального налога.

3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со  статьёй 22 Федерального закона об обязательном медицинском страховании, установлены следующие ставки налога (Таблица 1).

База для начисления страховых взносов на каждое  физическое лицо нарастающим итогом с начала  года

Для лиц 1966 года рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

на финансирование страховой части  трудовой пенсии

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

1

2

3

4

До 280000 рублей 

14,0 процента     

8,0 процента

6,0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей       

39200 рублей + 5,5 процента с  суммы, превышающей 280000 рублей    

22400 рублей + 3,1 процента с суммы, превышающей 280000 рублей     

16800 рублей + 2,4 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

 

Свыше 600000 рублей

56800 рублей

32320 рублей    

24480 рублей;

 

Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

4. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных настоящим Кодексом.

Объектом налогообложения признаются:

доходы;

доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

 Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Данное предприятие ООО «Восток – Сервис», находится на упрощенной системе налогообложения, объект налогообложения — доходы. Основные налоги, уплачиваемые данным предприятием, представлены на рисунке 2.

       

Рисунок 2.

Рассчитаем налоговое поле предприятия ООО «Восток – Сервис»

Налоговое поле предприятия ООО «Восток – Сервис» за 2009 год

Вид налога

Ставка налога

Сумма

Налог в ПФ РФ

14%

41039

Налог в фонд соцстрахования

0,2%

586,28

НДФЛ

13%

38108

Налог для УСН

6%

17955

Всего

20,2%

97688,28

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: любое предприятие, осуществляющее свою деятельность на территории Российской Федерации, должно исчислять и уплачивать некоторый набор налогов и сборов, которые в свою очередь могут быть федеральными, региональными и местными. Весь спектр уплачиваемых предприятием налогов формирует налоговое поле данного предприятия, которое может быть неоднозначным в каждом конкретном случае, особенно тогда, когда предприятие рассчитывает и уплачивает налоги, входящие в систему специальных налоговых режимов.
    продолжение
–PAGE_BREAK–2.2 Оптимизация налоговых платежей предприятияООО «Восток-Сервис».

ООО «Восток-Сервис» (в дальнейшем «Общество») представляет собой общество с ограниченной ответственностью, является юридическим лицом, имеет расчетный счет. Общество основано в 2008 году. Общество зарегистрировано в порядке, установленном Гражданским Кодексом РФ, и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Уставом. Размер уставного капитала составляет 10 000 рублей.

В ООО «Восток-Сервис» доходы формируются за счет основного вида деятельности – предоставления услуг по оценке ущерба.

В 2009  году были совершены операции по оказанию услуг на общую сумму 598 508 рублей. Необходимо обратить внимание, что предприятие было основано в 2008 году, но свою деятельность оно начало с 2 квартала 2009года. Это связанно в первую очередь с неблагоприятной экономической и политической ситуацией.

ООО «Восток-Сервис» работает по упрощенной системе налогообложения. ООО «Восток-Сервис» удовлетворяет требованиям налогового законодательства, предъявляемым к предприятиям, решившим вести упрощенную систему учета и отчетности (см. таблицу 2).
Упрощенная система налогообложения

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. Изменить выбранный объект налогообложения можно до 20 декабря.
В ООО «Восток-Сервис» объект налогообложения — доходы. Ставка по данному объекту 6 %.

Рассчитаем сумму налога при  данной процентной ставке.

Доход за 2009год составил 598508 рублей.

598 508 * 6 % = 35910 рублей

В соответствии со статьёй 346.21 «Порядок исчисления и уплаты налога», налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Сумма, уплаченных ООО «Восток-Сервис» на обязательное пенсионное страхование за 2009 год составила 41 039  рублей.  Что составляет 14% от начисленной за год заработной платы работникам  293139 рублей, из которых 8% составляют отчисления на страховую часть пенсии 20398 рублей, и 6% на накопительную часть 17588 рублей. Следовательно, уменьшаем сумму налога на 50%.

35910 * 50% = 17 955 рублей.

Итак, сумма налога при объекте налогообложения доходы 17 955 рублей.

А теперь рассчитаем сумму налога, если бы объектом налогообложения были доходы, уменьшенные на величину расходов. Исходя из выписки по счёту ООО «Восток-Сервис» расходы предприятия составили 586 134,26 рублей.

598 508 – 586 134,26 = 12 373,74 рублей (сумма налога).

В соответствии со статьей 346. 20 «Налоговые ставки», в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

12 374,74 * 15% =1 856,06 рублей.

В соответствии со статьей 346. 18 «Налоговая база» налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.

Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса.

Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Рассчитаем сумму минимального налога.

598 508 * 1% = 5 985 рублей.

Следовательно, если бы объектом налогообложения были  доходы, уменьшенные на величину расходов, налог был бы меньше. Но следует учесть, что все расходы должны быть подтверждены документально.

А теперь рассчитаем уровень налоговой нагрузки на предприятии ООО « Восток- Сервис». На микроэкономическом уровне показатель налоговой нагрузки отражает долю совокупного дохода налогоплательщика, который изымается в бюджет. Показатель рассчитывается как отношение суммы всех начисленных налоговых платежей организации к объему реализации продукции (работ, услуг). Расчет основан на Налоговом Кодексе РФ. В состав налогов входит: налог на УСН, НДФЛ, ФСС, налог в ПФ.

 Совокупная налоговая нагрузка предприятия– это отношение всех начисленных налоговых платежей к выручке от продажи товаров (работ, услуг) за отчетный период, включая доходы от прочих поступлений.Совокупная налоговая нагрузка = Доходы / Совокупные налоговые платежи  x 100%.

Уровень налоговой нагрузки  на предприятии ООО «Восток – Сервис»

Показатели

2009 год

Общая величина доходов предприятия (руб)

598508

Налоговые платежи, всего (руб)

97688,28

Уровень налоговой нагрузки, %

16,3

 

Для большей убедительности, рассчитаем уровень налоговой нагрузки при объекте налогообложения « доходы — расходы»

Показатели

2009 год

Общая величина доходов предприятия (руб)

598508

Налоговые платежи, всего (руб)

85718,28

Уровень налоговой нагрузки, %

14,3

 

Мы видим, что уровень налоговой нагрузки при объекте налогообложения « доходы — расходы» меньше на 2%, следовательно, более выгоден для данного предприятия.

На данный момент руководство предприятия рассматривает вопрос об изменении объекта налогообложения, так как данный объект, на данный момент, не выгоден для этого предприятия.

    продолжение
–PAGE_BREAK–