Налоговый контроль как функция по обеспечению соблюдения налогового законодательства

–PAGE_BREAK–1.1. Правовая база налогового контроля
При осуществлении своей работы государственные налоговые инспекции руководствуются определенным перечнем нормативно-правовых актов. Данный перечень изменяется и дополняется в связи с переменами в экономической и политической ситуации в стране.

На первом месте стоит основной закон страны — КонституцияРоссийской Федерации. Содержащиеся в нем нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ. Они детализируются в законах и подзаконных актах, регулирующих как организацию работы налоговых инспекций, так и конкретные сферы налогообложения.

Вторым по значимости является Налоговый кодекс Российской Федерации.

Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1)                виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2)                основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3)                принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

4)                права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5)                формы и методы налогового контроля;

6)                ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7)                порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

В настоящее время Налоговый Кодекс является определяющим в сфере налоговых отношений и при осуществлении налогового контроля.

Следующим нормативно-правовым источником являются подзаконные акты по вопросам налогообложения и организации работы налоговой инспекции. К таким актам относятся указы президента РФ.

Другими самостоятельными источниками налогового права являются постановления и распоряжения Правительства РФ по налогам и другим обязательным платежам (в них в основном определяются налоговые ставки или налоговые льготы); местные подзаконные акты по вопросам налогообложения, издаваемые представительными органами краев и областей, а также городов и районов.

Таким образом, основным документом, регулирующим работу налоговых инспекций по контролю за соблюдением налогового законодательства является Налоговый кодекс РФ.
1.2. Формы и методы налогового контроля
Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач.

Под формами налогового контроля понимают отдельные проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий. Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществления.

Форма налогового контроля выражает содержание контрольного процесса. Выбор конкретной формы зависит от уровня развития налоговой системы и организации налогового контроля, атакже от решений субъекта контроля, принимаемых исходя из конкретной практической ситуации и конечных целей контрольной работы.

Существует достаточно обширная классификация контрольных действий по форме, методам и видам. Кроме того, в различных источниках представлены характеристики налогового контроля с точки зрения элементов, направлений, задач и целей. Обратимся к наиболее часто встречающейся классификации налогового контроля в зависимости от временного характера[4].

Форма налогового контроля может быть предварительной (предшествующей), текущей и последующей.

         Формы налогового контроля:

Таблица 1

Налоговый

контроль

Основные задачи

Положения НК РФ

Предшествующий

(предварительный)

Профилактические мероприятия    
по разъяснению налогового       
законодательства с целью его    
правильного применения

Текущий

Контрольные мероприятия,        
проводимые в процессе исполнения
налогоплательщиком законодательства о налогах      
и сборах с целью предотвращения 
налогового правонарушения

Камеральные налоговые проверки (ст. 88 НК РФ)

Последующий

Контрольные мероприятия         
в последующие периоды с целью   
выявления нарушения             
законодательства о налогах      
и сборах

Выездные налоговые проверки (ст. 89 НК РФ)

Предварительный контрольсвязан с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках на стадии планирования налоговых проверок для принятия оптимальных решений[5]. Это определяет его значение для качественного проведения контрольных действий. Предварительный анализ позволяет разделить совокупность лиц, подлежащих проверке, на тех, которые имеют невысокую вероятность риска налоговых нарушений, и тех, которые могут совершать налоговые ошибки и нарушения с высокой степенью вероятности. Такое разгра­ничение контроля на «группы риска» позволяет обеспечить максимальное количество выявленных нарушений и произведенных до­начислений на один час рабочего времени инспекторского состава.

Текущий контрольносит оперативный характер, является частью регулярной работы и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых в налоговые органы плательщиком

Последующий контрольреализуется путем проведения налоговых проверок по окончании определенного отчетного периода.

Налоговый контроль может осуществляться с использованием различных методов, таких как наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием избранного объекта налогового контроля. В качестве примера можно привести налоговые посты на предприятиях, производящих этиловый спирт, наличие специальных и акцизных марок на соответствующую продукцию, реализуемую торговыми предприятиями и т.д.

Проверкакасается основных вопросов финансовой деятельности и проводится в налоговой инспекции (камеральная проверка) или на месте (выездная проверка) для выявления фактов нарушений налоговой дисциплины и устранения их последствий. Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении всех налогоплательщиков. Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении организаций и ин­дивидуальных предпринимателей.

Обследованиепроводится с целью фиксации сторон деятельности хозяйствующего субъекта с последующим использованием материалов для уточнения (корректировки) показателей, связанных с его финан­совым положением (доходностью), взаимоотношениями с субъектами налогового контроля по поводу уплаты налогов. Анализ осуществляется на базе текущей и годовой отчетностей, отличается системным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины (для определения размера объекта налога при отсутствии документации у налогоплательщика), группировки, сравнения и др.

Ревизия проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и ста­тистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

При осуществлении налогового контроля работники налоговых инспекций наделены большими правами. Они могут проверять у налогоплательщиков первичные документы, записи в регистрах бухгалтерского учета, статистическую бухгалтерскую отчетность, фактическое наличие денежных средств, при необходимости опечатывать складские помещения, проверять в кредитно-финансовых учреждениях, в организациях другой ведомственной подчиненности достоверность до­кументов, связанных с операциями налогоплательщика, получать от должностных лиц письменные объяснения по возникающим вопросам и т. д. Допускается изъятие подлинных документов на основе протокола.

Классификация налогового контроля по видам может быть осуществлена по различным основаниям. По ширине обхвата выделяются комплексный и тематический, а по характеру контрольных мероприятий — плановый и внезапный налоговый контроль.

Комплексным является контроль, который охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности.

Тематический контрольограничивается проверкой правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов, применения льгот и т.п. Например, тематической может быть признана проверка по вопросу уплаты страховых взносов.

Плановый контроль подчинен определенному планированию, а внеплановый (внезапный) — осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающей формой контрольной деятельности налоговых органов следует признать плановый контроль. Внеплановые же, то есть внезапные проверки проводятся лишь в случае необходимости.

Исходя из метода проверки документов, налоговый контроль подразделяется на сплошной и выборочный.

Сплошной налоговый контрольосновывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета за продолжительный период времени, а  выборочный налоговый контроль— предусматривает проверку части первичных документов за один или несколько месяцев. Как правило, если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства, то после нее проводится сплошная проверка.

По месту проведения выделяется камеральный и выездной налоговый контроль. Отличие этих видов контроля заключается в месте проведения проверок.

Камеральный и выездной налоговый контроль достаточно четко определены в налоговом законодательстве. Так согласно ст. 88, 89 НК РФ, камеральнымиименуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными— проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика.

Выездные проверки являются более эффективными, так как позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить гораздо больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Преимущество же камерального контроля в том, что он позволяет с наименьшими затратами времени и усилий со стороны налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.

По периодичности проведения в налоговом контроле различаются первичный (первоначальный) и повторный.Первоначальными следует признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые в течение календарного года. Повторность же возникает в том случае, когда за этот период осуществляются две и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащих уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период. Действующее налоговое законодательство ограничивает налоговые органы в праве осуществления повторных выездных проверок.

В зависимости от источников данных налоговый контроль может быть документальным и фактическим.

Документальный налоговый контрольоснован на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах. Фактический налоговый контроль учитывает все источники информации и доказательства, в том числе показания свидетелей, результаты обследования, заключения экспертов и др. Документальный и фактический нало­говый контроль тесно связаны между собой.

Выделяется также встречный налоговый контроль.Он имеет место тогда, когда при проведении камеральных и выездных налоговых проверок налоговые органы получают информацию и документы о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора) от лиц, осуществлявших с ним деятельность или как-либо с ним связанных.

По субъектам налогового контроля выделяется: контроль финансовых органов, контроль налоговых органов, контроль таможенных органов, контроль органов государственных внебюджетных фондов. Наряду с налоговым контролем, осуществляемым соответствующими государственными органами, можно выделить и внутренний налоговый контроль, осуществляемый руководителями или ревизорами организаций-налогоплательщиков.

Выбор метода контроля зависит от ряда факторов, общего состояния контрольной работы в регионе, уровня развития инфор­мационно-аналитического обеспечения, состояния расчетов конкретных налогоплательщиков с бюджетом, результатов пре­дыдущих проверок и др.

    продолжение
–PAGE_BREAK–2. Налоговые проверки как основная форма налогового контроля: понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок 2.1. Камеральные налоговые проверки
В последнее время становится очевидным, что камеральная налоговая проверка является основным и часто используемым видом налоговых проверок. Камеральная налоговая проверка позволяет выявить налоговые правонарушения на их начальной стадии, предупредить их совершение и обеспечить неотвратимость наступления налоговой ответственности. Особенности процедуры назначения и проведения камеральной налоговой проверки, ее упрощенный характер, делают ее более доступной для сотрудников налоговых органов и дают возможность охватить больше налогоплательщиков. Кроме того, именно камеральные проверки позволяют определить налогоплательщиков, деятельность которых требует более детального анализа. Нормативно-правовая база, регулирующая процедуру проведения камеральных проверок, постоянно совершенствуется, однако многие организационно-правовые проблемы реализации мероприятий камеральных проверок остаются нерешенными. Следует отметить, что в последние годы законодательство о налогах и сборах подверглось существенным изменениям, однако многие проблемы в области правового и организационного обеспечения камеральных проверок так и не были решены, о чем свидетельствует как правоприменительная практика налоговых органов, так и практика арбитражных судов.

К общим правилам проведения камеральной налоговой проверки относится:

1. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

3. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

4. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

5. Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.

6. При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

7. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

9. При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

10. В случае если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка не предполагает специального назначения проверки путем вынесения какого-либо решения руководителя налогового органа. Началом проведения камеральной налоговой проверки является день представления налогоплательщиком налоговой декларации. Как правило, день представления налоговой декларации устанавливается законами, регулирующими порядок уплаты конкретных налогов. Длительность проведения камеральной проверки составляет 3 месяца с даты представления налоговой декларации. После истечения указанного срока в отношении налогоплательщика не могут производиться действия налоговых органов по осуществлению камеральной налоговой поверки.

В ходе камеральной налоговой проверки осуществляется проверка правильности заполнения установленных форм соответствующих отчетных документов, налоговых деклараций, расчетов сумм налогов, правильность применения налоговых льгот, наличие необходимых платежных документов, проверка соблюдения установленных сроков уплаты налогов и представления документов, производится учет поступивших в бюджет сумм налогов и сборов и другое[6]. При этом используются различные методы проведения налоговых проверок:

1)      Арифметическая проверка: проверяется арифметическая правильность расчетов;

2)      Формальная проверка: проверка правильности заполнения установленных форм и наличия необходимых документов;

3)      Проверка соблюдения  сроков уплаты налогов и представления документов;

4)      Сопоставление различных документов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговые органы вправе требовать представления только тех документов, которые связаны с правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов (платежные документы, выписки и т.д.). В случае обнаружения ошибок в заполнении документов или противоречий в сведениях, содержащихся в документах, налоговый орган устанавливает срок (в пределах срока проведения налоговой проверки), в который налогоплательщик должен внести соответствующие исправления.

В ходе проведения камеральных налоговых проверок, как правило, сразу же могут быть выявлены и зафиксированы нарушения сроков постановки на налоговый учет, нарушения сроков уплаты налогов, сроков представления налоговых деклараций или других документов и т.д., т.е. материалы камеральной налоговой проверки позволяют квалифицировать  совершение налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом налогового правонарушения. В таком случае очевидно, что по результатам камеральной налоговой проверки возможно возбуждение производства по делу о налоговом правонарушении, тем более что ст. 101 НК РФ предусматривает привлечение к ответственности не на основании акта выездной налоговой проверки, а на основании материалов налоговой проверки (в том числе и камеральной проверки). Однако в этом случае особое значение приобретает документальное оформление результатов камеральной налоговой проверки.

Если в ходе камеральной проверки инспектор не выявил нарушений, то налоговый орган не выносит никакого решения и не посылает налогоплательщику уведомления. В случае, если  было заявлено возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и инспекция не обнаружила нарушений, налоговый орган в течение семи дней после окончания проверки принимает решение о возмещении. О принятом решении налоговый орган информирует организацию-налогоплательщика в течение пяти дней.

Иначе дело обстоит в случае обнаружения инспектором в ходе проверки нарушений законодательства о налогах и сборах. При установлении факта налогового правонарушения проверяющее лицо в течение десяти дней после окончания проверки составляет акт. В течение пяти дней с даты, указанной в акте, он должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, лично под расписку или иным способом, подтверждающим дату его получения налогоплательщиком.

После рассмотрения результатов камеральной налоговой проверки руководитель налогового органа в течение десяти дней выносит решение о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Если в декларации было заявлено возмещение из бюджета, то одновременно с решением о привлечении или отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности выносится одно из следующих решений:

— о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

— об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению.

        В отдельных случаях, инспекция принимает решение о возмещении не всей заявленной в декларации к возмещению суммы НДС, а только ее части. По результатам такой проверки  инспекция вправе выносить два решения. Одно — в отношении сумм, правомерность принятия которых к вычету документально подтверждена, второе — в отношении сумм, по которым необходимо представление дополнительных обосновывающих материалов.

         Таким образом, грамотно проведенная камеральная налоговая проверка способствует правильному выбору объекта для проведения выездной налоговой проверки
    продолжение
–PAGE_BREAK–2.2. Выездные налоговые проверки

Особое место в системе налогового контроля занимает выездная налоговая проверка. В результате их проведения налоговые органы должны одновременно решить несколько задач:

— выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

— предупреждение налоговых правонарушений.

При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных действий налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка стимулирует налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) изначально более аккуратно вести бухгалтерский и налоговый учет, тщательно проверять правильность заполнения первичных документов, подтверждающих факт осуществления тех или иных хозяйственных операций, т.к. они знают, что в любой момент к ним могут прийти из налоговой инспекции и проверить все на месте в режиме реального времени.

Спецификой и основной отличительной чертой выездной налоговой проверки от другого вида налоговой проверкой — камеральной является место проведения выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения о проведении проверки, которое выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.

К общим правилам проведения выездной налоговой проверки относятся:

1. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

2. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 Налоговоко Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре „Сколково“, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в налоговом органе.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

·        полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

·        предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

·        периоды, за которые проводится проверка;

·        должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

4. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

5. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

6. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

8. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

9. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового Кодекса РФ;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена по основанию, указанному в подпункте 2 настоящего пункта, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

10. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5, не действуют.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

11. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

12. Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 НК РФ.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 НК РФ.

13. При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 настоящего Кодекса.

14. При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.

15. В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае, если налогоплательщик уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

16. Особенности проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 НК РФ.

По мнению ряда авторов, проведение налоговой проверки на территории налогоплательщика создает прекрасную почву для различного рода злоупотреблений и нарушений, как со стороны налогоплательщика, так и со стороны сотрудников налоговых органов. Нередки случаи, когда прямой контакт, устанавливаемый между налогоплательщиком и проверяющим лицом, ведет к попыткам „договориться“ в обмен на игнорирование действительных и мнимых нарушений. Опять же необходимость достижения плановых показателей по собираемости налогов ведет к тому, что должностные лица налоговых органов зачастую выходят за рамки служебных полномочий, проводя отдельные контрольные действия с нарушениями и тем самым нанося ущерб деятельности налогоплательщика.

    продолжение
–PAGE_BREAK–3. Пути совершенствования налогового контроля
Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок. Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

v               наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

v               применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

v               использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы;

v               увеличения размеров наказания за налоговые правонарушения.

Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современной России.

Приоритетными для выездных проверок являются следующие категории предприятий:

ü                организации, допустившие значительное изменение финансово- хозяйственных показателей, отрицательно повлиявшие на финансовый результат;

ü                налогоплательщики, допустившие убытки от финансово- хозяйственной деятельности на протяжении ряда отчетных периодов;

ü                налогоплательщики, у которых выявлены нарушения налогового законодательства по результатам предыдущей проверки, повлекшей начисления финансовых санкций;

ü                плательщики, пользующиеся налоговыми льготами по бюджетам различных уровней;

ü                предприятия, представляющие нулевой баланс;

ü                налогоплательщики, уклоняющиеся от представления отчетности;

ü                налогоплательщики, имеющие более трех расчетных, текущих, валютных и других счетов;

ü                предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность;

ü                организации, предложенные к проверке структурными подразделениями инспекции при наличии фактов, вызывающих подозрение в отношении достоверности бухгалтерской отчетов и налоговых расчетов

ü                предприятия, на которые поступила информация от правоохранительных органов, а также от других налоговых инспекций по результатам контрольной работы.

Первоочередной задачей налоговой инспекции является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля. Одной из действенной формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.

Практика показала, что весьма полезным в работе налоговых инспекций является проведение рейдов в вечернее и ночное время, также значительно увеличивается результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой инспекции на территорию другой инспекции.

Основной задачей совершенствования форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без улучшения работы с кадрами. Никакое совершенствование форм не даст положительных результатов, если налоговый инспектор не будет постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.

–PAGE_BREAK–Заключение
Как уже отмечалось ранее, субъекты налогообложения обязаны вносить налоговые платежи в установленных размерах и в определенные сроки в бюджет РФ. Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в социальную среду и носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать как акцию по конфискации части собственности, так как они должны вернуться предпринимателю в форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятным условиям ведения бизнеса. Однако в нашей стране на данном этапе реформирования государственного устройства и налоговой системы исполнение этой обязанности налогоплательщика по уплате налогов оставляет желать лучшего.

По оценкам специалистов, в хозяйственной практике присутствует четыре основных мотива уклонения то уплаты: моральные, политические, экономические и технические.

Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.

Еще одна из причин уклонения от налогов – сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.

На мой взгляд, сейчас в первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля. При этом надо взять самое лучшее и подходящее для наших условий из зарубежного опыта в этой области.

Налоговый контроль в России осуществляется в трех формах: предварительный, текущий и последующий, используются при этом такие методы как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные. Последние являются специфическим методом налогового контроля, который сочетает в себе все методы.

В результате проделанной работы можно отметить, что важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налогового контроля:

-системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;

-использование системы оценки работы налоговых инспекторов;

-форм и методов налоговых проверок.

Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов[7].

Данный перечень путей совершенствования, конечно же, не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие направления улучшения контрольной работы налоговой инспекции, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых направлениях.

Государство обязано создать прочную основу для организации и проведения налогового контроля, сделать его независимым. Независимость от местных властных органов в условиях коренной ломки экономических отношений, затрагивающих интересы всех хозяйствующих субъектов и большинства граждан, предполагает реализацию на практике, проводимой в стране налоговой политики с использованием норм налогового права, а не субъективных решений и мнений.

Список использованной литературы

1.       Конституция Российской Федерации.

2.       Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изм. и доп. от 24 февраля 2010г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5. – Ст.410.

3.       Налоговый кодекс Российской Федерации. (с изм. и доп. от 1 сентября 2010г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5. – Ст.410.

4.       Брызгалин, А.В., Берник, В.Р., Головкин, А.Н. Налоговый контроль: сложные вопросы, практика применения, нормативные акты ФНС РФ / А.В.Брызгалин, В.Р.Берник, А.Н. Головкин. — «Налоги и финансовое право», 2007.- 218 с.

5.       Брызгалин, А.В., Головкин, А.Н. и др. Комментарии изменений метода счетов-фактур (в схемах) / А.В.Брызгалин, В.Р.Берник, А.Н. Головкин. — «Налоги и финансовое право», 2009. – 301.

6.       Брызгалин, А.В., Головкин, А.Н. и др. Из практики налогового консультирования: налогообложение и учет сложных хозяйственных операций/ А.В.Брызгалин, В.Р.Берник, А.Н. Головкин. — «Налоги и финансовое право», 2009. – 218 с.

7.       Борисов, А.Н. Защита прав налогоплательщика при проведении налоговых проверок: практ. Рекомендации / А.Н.Борисов. — «Юстицинформ», 2008. – 208 с.

8.       Брызгалин, А.В., Головкин, А.Н. и др. Судебная практика по налоговым и финансовым спорам 2007 год / А.В.Брызгалин, В.Р.Берник, А.Н. Головкин. — «Налоги и финансовое право», 2008. – 367 с.

9.       Гуев, А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Часть первая: Разделы I-VII: Главы 1-20 / А.Н. Гуев. — Система ГАРАНТ, 2009.

10.   Караханян, С.Г. Налоговые проверки: проблемы, анализ, решение / С.Г. Караханян. — «Бератор-Паблишинг», 2008. – 356 с.

11.   Лермонтов, Ю.М. Налоговая отчетность: практические рекомендации по представлению / Ю.М. Лермонтов. — Система ГАРАНТ, 2009.

12.   Свищева, В.А. Некоммерческие организации: бухгалтерский учет, налогообложение, финансирование / В.А. Свищева. — «ГроссМедиа: РОСБУХ», 2008. – 321 с.

13.   Семенихин, В.В. Налоговые проверки / В.В. Семенихин. — «ГроссМедиа»: РОСБУХ, 2009. – 280 с.

14.   Тимошенко, В.А. Проверки налоговых органов: практическое пособие / В.А. Тимошенко. — Система ГАРАНТ, 2009.

15.   Горячая линия: соблюдение процедур проведения мероприятий налогового контроля / К.В. Новоселов // Российский налоговый курьер. — N 1-2. — 2009.

16.   Дополнительные мероприятия налогового контроля / О.В. Пантюшов // Ваш налоговый адвокат. — N 1. — 2009. – С. 8-9.

17.   К вопросу о соотношении понятий «налоговый контроль» и «контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах» / О.О. Журавлева // Журнал российского права. — N 7. — 2009. – С. 2-8.

18.   Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля / Л.Ф. Максимова // Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. — N 2. — 2009. – С. 3-4.

19.   Налоговый контроль: виды и содержание / С.М. Бычкова // Аудиторские ведомости. — N 2. — 2009. – С. 2-11.

20.   Налоговый контроль будет осуществляться по новым правилам / С.А. Тараканов // Российский налоговый курьер. — N 9. — 2009. – С. 6-9.

21.   Налоговый контроль на грани риска / М. Евдокимова // Расчет. — N 2. — 2009. – С. 6.

22.   Налоговый контроль в условиях кризиса / А.В. Путин // Российский налоговый курьер. — N 23. — 2009. – С. 15-16.

23.   Налоговый контроль трансфертного ценообразования в Российской Федерации / Ю.М. Лермонтов // Законодательство. — № 9. – 2009. – С. 7-13.

24.   Особенности проведения экспертизы при осуществлении налогового контроля / Е.Е. Смирнова // Налоговый вестник. — N 6. — 2008. – С. 3-6.

25.   О содержании и формах налогового контроля / А.В. Лобанов // Финансы. — N 3. – 2008. – С. 6.8.

26.   Об оценке эффективности налогового контроля / Е.В. Иванова // Финансы. — N 1. — 2008. – С. 4-10.

27.   Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля /Л. Чулкова // Финансовая газета. — N 46. — 2009. – С. 3-5.

28.   Принципы и практика налогового контроля организаций / К.В. Новоселов // Российский налоговый курьер. – 11. — 2008. – С. 13-15.

29.   Процессуальные аспекты осуществления налогового контроля и последующего производства по фактам выявленных правонарушений / У.А. Сайпуллаев // Правосудие в Поволжье. — N 5-6. — 2009.

30.   Споры по вопросам налогового контроля / Т.А. Савина // Законодательство. — N 10. — 2009. – С. 5-11.

31.   Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 2007г.

32.   Налоговый контроль, его задачи, формы и содержание согласно Налоговым кодексам Российской Федерации и иных государств — участников СНГ //«Налоги и налогообложение». – 2006 г.

    продолжение
–PAGE_BREAK–