План
Введение 3
Глава1. Понятие, сущность, система и источники налогового права. 5
Глава2. Налоговый процесс и процессуальноеправо. 15
2.1.Юридический процесс и процессуальное право. 15
2.2.Налоговый процесс как институт налогового права. 22
Глава3. Налоговый правотворческий процесс. 28
3.1.Понятие правотворческого (законодательного) процесса. 28
3.2. Установление и введение налогов 35
Глава4. Юрисдикционные налогово-правовые процедуры. 40
4.1.Налоговый контроль как самостоятельное производство налогового процесса 40
4.2.Понятие и виды мер налогово-процессуального принуждения. 46
4.3.Право на обжалование в системе категорий налогового процесса. 53
Заключение. 60
Списокиспользованной литературы. 62
Введение.
Продолжениеактивного проведения реформ в сференалогообложения обусловливаетускорение процесса становления иразвития науки налогового права. Вусловиях кардинальных измененийстановится очевидной необходимостьосмысления базовых теоретическихположений и принципов налогового правового регулирования.Совершенствование практики правоприменениянорм Налогового кодекса РБ вызывает потребность в проведении системного анализаи оценки содержащихся в нем правовыхпонятий и категорий.
Однимиз наиболее развивающихся институтовналогового права является«налоговый процесс». Принятиеналогового Кодекса придало развитию этого института принципиально новоеправовым содержание, которое требует определенных теоретических оценок.
Формированиеи развитие налогового процесса происходит в условияхрадикального изменения экономическихотношений и становленияпринципиально нового налогового законодательства, создающего основы для разработки современных теоретических моделейправовых институтов налогового права.
Важноезначение в правовом регулировании налогового процесса играет соблюдениеопределенного баланса интересов государства поформированиюсвоей финансовой основы, с одной стороны, и интересов «обязанных» лиц (налогоплательщиков, банков и др.) — с другой. Актуальность данной темы заключается в следующем: целью реализации налогового процесса в конечном счете выступает своевременное и полное поступление налоговых платежей в бюджетную систему Республики Беларусь в результате надлежащего исполнения организациями и физическими лицами своих налоговых обязанностей. Правильное и точное их соблюдение гарантирует в нашей стране построение нормальной и правовой системы уплаты налоговых и иных обязательных платежей.
Впроцессе работы автором использовались методысистематизации и логического обобщениятеоретических источников.
Цельнастоящей дипломной работы— это, прежде всего, обоснование понятийного аппарата института налогового процесса; исследованиеправового характера его основных элементов; определение его принципов.
Следуетотметить, что для представленнойработы особое значение имели научные разработки М.В. Романовского, Д.В. Винницкого, Б. М. Лазарева, Ю. А. Тихомироваи ряда других авторов, посвятивших свои работы исследованию вопросовадминистративного процесса и юридической процессуальной форм. В представленнойдипломной работе проанализированы труды ведущих ученых в области финансового иналогового права, имеющие основополагающее значение дляизучения сущности налоговогоконтроля, и, прежде всего работы Горбуновой О.Н.,Химичевой Н.И., Иванова В.Н., Петрова Г.В., Карасевой М.В. и ряда других авторов.
Глава 1. Понятие,сущность,система и источникиналогового права.
Налоговое право является наиболее бурно развивающейсясоставной частью системы права Республики Беларусь. Это объясняется спецификой социально-экономическихреалий сегодняшней Белоруссии.
Как известно, система права — объективное,обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национальногоправа, заключающееся вразделении единой по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутреннесогласованной совокупности норм права наопределенные части, называемые отраслямиправа и институтами права. Крупные пообъему и сложные по структуре отрасли подразделяются наподотрасли права.
В литературе высказывались суждения о том, что налоговое право является не более чем составной частью в правовом институтегосударственных доходов отрасли финансового права[7.32]. Позже налоговоеправо стало определяться как подотрасль финансового права, совокупность нормправа, регулирующих финансовые отношенияв сфере сборов налогов и иных обязательныхплатежей, организации системы органов налогового регулирования и налогового контроляна всех уровнях государственной властии местного самоуправления[8. 1687].
Рядомавторов налоговое право рассматривалось как подотрасль финансовогоправа, представляющая собой совокупность финансово-правовыхнорм, регулирующих общественные отношенияпо установлению
и взиманиюналогов в бюджетную систему и в предусмотренных случаях-внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды с организацийи физических лиц[9. 279].
При этом налоговое право именуется подотраслью финансового права, входящей в раздел финансового права «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов»;
Раскрываетсяопределение налогового права как отрасли законодательства, включающей в себя нормы различных отраслей права (финансового, административного,гражданского, уголовного и др.)
Следует отметить, что каждой структурнойединице системы права присущи три сущностные характеристики, позволяющие выделить данную структурную единицу из системы права, а также отличить ее от иной правовойкатегории (к примеру, отрасли законодательства). Этими сущностными характеристиками являютсясфера регулируемых общественных отношений, метод и особый режимправового регулирования, присущие данной структурной единице системы права.Они могут и совпадать (например, методправового регулирования у различных институтов одной отрасли права), но совокупностьвсех трех характеристик строго индивидуальна дляконкретной структурной единицы системы права. Этоне исключает соотношение некоторых из них как общего и частного (например,соотношения между предметом отраслии сферой общественных отношений,регулируемых нормами института права, относящегося к данной отрасли;соотношения между особым юридическимрежимом отрасли и специфичным режимомрегулирования правового институтаданной отрасли).
Наиболее крупные подразделения системы права — отрасли права, имеюттолько им присущие предмет, метод и специфичный режим правового регулирования (особый юридический режим).
Институт права регулирует определенный комплекс взаимосвязанных между собой однородных отношений и имеетособый режим регулирования, которому свойственны общие положения, принципы, специфические юридические понятия.
Структурная единицасистемы права (переходная междуотраслью и институтом) — подотрасль права, представляетсобой цельное по составу и предмету регулированияобразование, регламентирующее особую сферу отношений в пределах более широкогокомплекса той или иной отрасли, чем институтправа.
Таким образом, предмет отрасли права; сфера общественных отношений, регулируемая нормами подотрасли права данной отрасли; сфераобщественных отношений, регулируемаяинститутом права данной отрасли, соотносятсямежду собой как общее — особенное — частное.
Правовой метод отрасли права(совокупность приемов и способов регламентации общественных отношений, воздействия на человеческое поведение)одинаков для всех структурных единицсистемы права (подотраслей иинститутов), входящих в даннуюотрасль права. Между собой этиструктурные единицы (подотрасли и институты) одной отрасли права различаются по двум остальным сущностным характеристикам: посфере регулируемых общественных отношений и свойственному каждому из нихособому режиму правового регулирования,который состоит из частичной индивидуальнойсовокупности черт, присущих особому юридическому режиму данной отрасли права.
Особнякомв системе права стоят межотраслевые(комплексные) институты,состоящие из норм различных отраслейправа и регулирующие взаимосвязанныеродственные отношения (например,институты права собственности, авторскогоправа). Для межотраслевых(комплексных) институтов права, как представляется, характерна сфера регулируемых родственных, взаимосвязанныхобщественных отношений, расположенных настыке предметов смежных отраслей права. Кроме того, при формировании метода и правового режима регулирования межотраслевого (комплексного) института происходит «заимствование»элементов метода и особого юридического режима, присущих смежным отраслям права, нормы которых образуют данный межотраслевой институт[8. 1125].
Именно сравнительный анализ методаправового регулирования является индикатором, позволяющимотличить межотраслевой (комплексный) правовой институт от подотраслиили института отрасли права. У всех институтов и подотраслей права, входящих в данную отрасль, метод правового регулирования одинаков и совпадает с методом отрасли. У межотраслевого правового института его методправового регулирования индивидуален дляданного института и не имеет идентичных аналогов в отрасляхправа.
Наличие метода правового регулированияпозволяет отличить любую структурную единицу системы права (в том числемежотраслевой правовой институт) ототрасли законодательства.
Такаяправовая категория, как отрасль законодательства, не входит в системуправа. Отрасль законодательства не имеет метода правового регулирования, формируетсяв зависимости от предмета правового регулирования и представляетсобой совокупность нормативных актов, регулирующих четко обозначенную сферуобщественных отношений[8. 2007-2008].Отсутствие у отрасли законодательстваметода правового регулирования (совокупности приемов и способов регламентацииобщественных отношений, воздействия на человеческое поведение) и позволяет отличить отрасль законодательства от любойструктурной единицы системы права (в томчисле межотраслевого института права).
Сферой общественных отношений, регулируемыхналоговым правом являетсясистема налогообложения и сборов.
Системой налогообложенияи сборов является упорядоченная совокупность общественных отношений поустановлению, введению, взиманию налогов и сборов, отношений,возникающих в процессе осуществленияналогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) ихдолжностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Система налогообложения и сборов состоит из пятивидов тесно связанныхмежду собой родственных общественных отношений:
—властных отношений поустановлению и введению налогов и сборов;
—отношений по взиманию налогов и сборов;
—отношений, возникающих впроцессе налогового контроля;
—отношений,возникающих при обжаловании актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.
—отношений,возникающих при привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Можно предварительно охарактеризовать налоговое право как совокупность правовыхнорм, регулирующих общественные отношенияв системе налогообложения и сборов.
Из первичного исследования системы налогообложенияи сборов следует, что она состоит из пятигрупп родственных (но не однородных) общественных отношений;которые (исходя из неоднородностиэтих отношений) должны регулироватьсянормами налогового права, относящимся к различным отраслямправа. Так, общественные отношенияпо установлению и введению налогов и сборов являются властными. Нормы налогового права, регулирующиеих, должны относиться к отраслям конституционного, муниципального,финансового, административного права.
Правоотношенияпо взиманию налогов и сборов имеют преимущественно властныйхарактер, но допускают возможность применения договорных форм (к примеру, предоставление налогоплательщикуинвестиционного налогового кредита, заключение соглашения о залоге имущества или поручительстве вобеспечение исполнения обязанности по уплате налога). Поэтому нормыналогового права, регулирующие эти отношения,должны относиться к финансовому, административному и, вменьшей мере, к гражданскому праву.
Отношения,возникающие в процессе осуществленияналогового контроля, должны регулироватьсянормами налогового права, относящимися к финансовомуи административному праву.
Последние две группы отношений в системеналогообложения и сборов (возникающие приобжаловании актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц; возникающие при привлечении кответственности за совершение налогового правонарушения)должны регулироваться нормаминалогового права, относящимися к отрасли административногоправа.
Как следует из анализа спектра общественных отношений, входящих в системуналогообложения и сборов, неоднородностьобщественных отношений в системеналогообложения и сборов делаетневозможным использование при регулировании налоговым правом какого-либо одногоотраслевого метода, но взаимосвязанность и родственность этих общественныхотношений предопределяют формированиеметода правового регулирования налогового права как синтез финансово-отраслевогои административно-отраслевого метода(поскольку среди норм налогового права доминируют нормы именнофинансового и административного права). Причемпреобладает, как представляется, все-таки административно-отраслеваясоставляющаяметода налогового права. Это объясняется большой ролью при регулировании системыналогообложения и сборов подчинениякак при государственном отраслевом управлении, здесь экономическиеметоды руководства имеют исключительно факультативное (дополнительное) значение.
На основании проведенных выше исследованийможно дать следующее определение налогового права, отражающее егоместо в системе права.
Налоговое право — межотраслевой (комплексный) правовой институт (состоящийиз норм финансового, административного, конституционного, муниципального и гражданского права), регулирующийобщественные отношения в системе налогообложенияи сборов (представляющей собой упорядоченнуюсовокупность властных отношений по установлению и введению налогов и сборов,отношений по взиманию налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе налогового контроля,обжалованияактов налоговых органов, действия(бездействия) их должностных лиц и привлеченияк ответственности за совершение налоговогоправонарушения) методом правовогорегулирования, представляющим собой синтез финансово-отраслевого иадминистративно-отраслевого методов (спреобладанием последнего) посредством функционирования специфичного административно-правового режима в системе налогообложенияи сборов; необходимого для упорядочения деятельностисистемы налогообложения и сборов иликвидации (случайных илипреднамеренных) отклонений ее от нормы; направленного на совершенствование (в случае необходимости) и упорядочение государственного управления в системе налогообложенияи сборов.
Рассматриваяналоговое право с теоретических позиций, хотелось бы отметитьи сформулировать некоторые его особенности, которые присущи толькоданной подотрасли права.
Как отмечалось выше, с классических правовыхпозиций для любой отрасли права характерныследующие основные признаки (черты):
– наличие определенного предмета правового регулирования;
– наличие метода правового регулирования;
– наличие кодифицированного акта.
Данные черты являютсяосновополагающими при определении и формировании всех отраслейправа; они характерны для всехотраслей права, например, гражданского, уголовного, административного и др.
Можно утверждать, что налоговое право — этоподотрасль финансового права, обладающаяотраслевыми признаками. При этом, говорить о налоговом праве как осамостоятельной отрасли права непредставляетсявозможным, поскольку его самостоятельное«существование» или «отрыв» отфинансового права как отрасли права невозможно. Процесс установления, введенияи взимания налогов и сборов и последующие их распределение, перераспределениеи использование неразрывны и не могут действовать самостоятельно, независимо друг от друга. Как уже указывалось выше, в своей совокупности все эти отношенияобразуют единую систему финансовых отношений, котораяявляется предметом регулированияфинансового права.
Здесь необходимо говорить о редком в правовойнауке случае, когда, совокупность правовых норм, отвечает всемнеобходимым требованиям для отнесенияих к отрасли права, но по своей сущности, в силу своей специфики иорганизационной структуре таковой не является, апредставляет лишь подотрасльправа.
Вместе с тем некоторые ученые считают что в перспективе на баземассива законодательных и подзаконных актовсложится налоговое право как самостоятельнаяотрасль[10. 335]. В то же время,соглашаясь с авторами в части широкой перспективы развитияэтой подотрасли финансового права, представляется,что «массив» нормативных актов не являетсяосновным критерием отрасли права. Поэтому любое «количественное» развитие налогового законодательства, с учетом изменения его качественных характеристик,скорее всего, приводит, как было указано выше, к подотрасли налогового права.
Система налогового права Нормыналогового права группируются в двечасти — общую часть и особенную часть:
Система институтов, субинститутов и норм общей части
Общая часть
Система институтов, субинститутов и норм особенной части
Особенная часть
Общаячасть налогового права включает в себянормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и видыналогов и сборов, права и обязанностиучастников отношений, регулируемых налоговым правом, основания возникновения,изменения и прекращения обязанностейпо уплате налогов, порядок еедобровольного и принудительного исполнения,порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а такжеспособы и порядок защиты прав налогоплательщиков.
Таким образом, в общую часть налоговогоправа входят институты, которыесодержат в себе положения,«обслуживающие» все или почти все институты особенной части.
Особеннаячасть налогового права включает в себянормы, регулирующие порядоквзимания отдельных видов налогов. Внастоящее время продолжаетсяпроцесс их кодификации и они включаютсяво вторую (особенную) частьНалогового кодекса Республики Беларусь.
И общаяи особенная часть налогового права, являясь частямисистемы налогового права, в свою очередь представляют собой системы более низкого порядка, объединяющие обособленные совокупности взаимосвязанных юридических норм, соответственно: институты, субинституты инормы. Институты налогового права — это взаимосвязанныегруппы норм, регулирующих небольшие группы видовых родственныхотношений. Так, к числу институтов общей части налогового права можно отнестиинститут налоговой обязанности,институт налогового контроля,институт защиты прав налогоплательщиков и т.д.
Входящиев систему налогового права субинституты в свою очередь являются составными частями(элементами) институтов. Например, институт защитыправ налогоплательщиков, являющийсясубинститутом общей части налогового права включает в себя такие субинституты как административная защита правналогоплательщиков и судебная защитаправ налогоплательщиков.
В соответствии со ст.З НалоговогоКодекса Республики Беларусь налоговое законодательство РеспубликиБеларусь представляет собой системупринятых на основании и всоответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативныхправовых актов, которая включает:
—Налоговый Кодекс Республики Беларусь и принятые в соответствии с ним законы,регулирующие вопросы налогообложения:например, Закон Республики Беларусь «О государственной пошлине» от 10.01.92г.
—декреты, указы и распоряженияПрезидента Республики Беларусь, содержащие вопросыналогообложения: например, УказПрезидента Республики Беларусь №530 «О реструктуризации задолженностихозяйственных обществ по платежам в бюджет» от4.04.2002 г.
—постановленияПравительства Республики Беларусь, регулирующие вопросыналогообложения и принимаемые наосновании и во исполнение настоящегоКодекса, принятых в соответствии сним законов, регулирующих вопросы налогообложения,и актов Президента Республики Беларусь: например, “Положение овзыскании налогов, сборов и других обязательныхплатежей”, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20января1999 года.
ГЛАВА 2. Налоговый процесс и процессуальное право.
2.1 Юридический процесс и процессуальное право.
В юридической науке ужесложилось представление о налоговом праве как о самостоятельнойподотрасли финансового права. Наблюдаетсяпоступательное и качественное развитие всех составляющихналогового права, которому уже присущи свой пр