Налоговый риск-менеджмент на предприятии

Контрольнаяработа
по дисциплине:Налоги и налогообложение
тема: Налоговый риск-менеджмент напредприятии
Оглавление
Введение
1. Налоговый риск-менеджмент на предприятии: основныерискообразующие источники
2. Проблемы управления налоговыми рисками на малых и среднихпредприятиях
3. Меры по устранению налоговых и финансовых рисков напредприятии
Заключение
Список литературы
Задача

Введение
Налоговая служба во всевремена стремилась собрать как можно больше налогов, а добропорядочныепредприниматели и граждане стремились снизить налоговое бремя. Уклонение отуплаты налогов во всех странах является нарушением закона, а в некоторыхслучаях и уголовным преступлением. Минимизация налоговых выплат без нарушениязакона, – налоговое планирование. Снижение налоговых выплат может привести к потерямв результате уплаты и оптимизации налогов. Денежный эквивалент этих потерьназывают налоговыми рисками. Налоговые риски должны быть своевременно иправильно определены, оценены и минимизированы. А процесс налоговогопланирования должен обеспечивать налоговую безопасность хозяйствующегосубъекта.
Соблюсти тонкую, подчасразмытую, границу между налоговым планированием и уклонением от налогов, невыйдя за рамки закона – одна из важнейших задач налогового планирования.
Налоговое планирование – важнейшая составная частьфинансового планирования предприятия в рыночных условиях.
Эффективное налоговоепланирование уменьшает налоговые риски благодаря устранению факторов ихобеспечивающих. Реагируя на происходящие в мире перемены, большинствокорпораций считает эффективное управление налоговыми рисками одной из своихпервоочередных задач. Изменяются традиционные приоритеты налоговыхподразделений. Теперь эти подразделения становятся частью общего подходакомпании к управлению рисками. Управление налоговыми рисками приобретает длякомпаний столь важное значение, что ему уделяется все большее внимание в оценкеэффективности деятельности директоров по налогообложению по сравнению страдиционными параметрами.
Сегодня налоговаябезопасность является комплексным направлением предприятия и имеетэкономические, организационные и правовые аспекты. Большой масштабхозяйственных операций, когда величина неверно отраженной операции приобретаетдля организации-налогоплательщика более неблагоприятные последствия, нежелианалогичная операция меньшего объема, влечет за собой увеличение налоговыхрисков.
Налоговые риски – одни изнаиболее актуальных в современном бизнесе. Как показывает практика, ихреализация может привести не только к фискальным потерям для предприятия, но ик более серьезным последствиям для бизнеса, таким как:
• ущербделовой репутации;
• падениекапитализации;
• арестимущества предприятия и, соответственно, временный «паралич» егодеятельности;
• уголовноепреследование руководителей компании;
• прекращениедействия лицензий на осуществление деятельности;
•банкротство.
В связи снеоспоримой важностью такого аспекта как налоговое планирование на предприятиирассмотрим более подробно природу налоговых рисков, а также способы их сниженияс минимальными потерями для российских компаний.
 

1. Налоговыйриск-менеджмент на предприятии: основные рискообразующие источники
 
Финансово-хозяйственнаядеятельность организаций сопряжена с многочисленными финансовыми рисками. Рисксоставляет объективно неизбежный элемент принятия любого управленческогорешения в силу того, что неопределенность — неизбежная характеристика условийхозяйствования. При этом эффективными и обоснованными являются только теуправленческие решения, которые сопряжены с допустимым уровнем риска,определяемым по каждой трансакции индивидуально, исключающим потерикатастрофического для коммерческой организации характера. К настоящему временив экономической теории стала осознаваться проблема недостаточной систематизациии интеграции понятийного и классификационного аппаратов теории финансовыхрисков. Несмотря на довольно быстрое развитие теории управления рисками, она досих пор содержит проблемные вопросы, вызванные отсутствием единогообщепризнанного определения риска. Как экономическая категория рискпредставляет собой событие, которое может произойти или не произойти, этодействие, совершаемое в надежде на счастливый исход по принципу «повезет — не повезет».
Например,убытки импортера сегодня зависят от времени от момента заключения контракта досрока платежа по сделке, так как курсы иностранной валюты по отношению кроссийскому рублю продолжают расти.
Риск вэкономике — это также опасность прямых материальных потерь или неполученияжелаемого результата вследствие случайного изменения внешних и внутреннихусловий производства, а также неоптимальных управленческих решений. Характерныеособенности риска — неопределенность, неожиданность, неуверенность,предположение, что успех придет. Налоговые риски не являются исключением. А сучетом известных тенденций последних лет вновь начинают быть наиболее существенными.
Основная причинаувеличения налоговых рисков связана с тем, что ранее разработанные схемыоптимизации налогообложения достаточно часто стали рассматриваться какнезаконные. Наиболее характерный пример — трансфертное ценообразование. Частовстречающуюся схему реализации товара через торговый дом налоговые органысегодня рассматривают как схему уклонения от уплаты налогов. Предприятия частосами создают себе дополнительные налоговые риски, точно не просчитываяналоговые последствия принимаемых управленческих решений. Существуют достаточновысокие налоговые риски, связанные с толкованием действующего Налоговогокодекса. Данные риски усугубляются постоянным изменением налоговогозаконодательства, а также отсутствием судебной практики по ряду вопросов.
Учитывая отсутствиеинститута прецедентного права в России, наличие судебной практики само по себене гарантирует, что риски исчезнут полностью.
Формулируя понятие «налоговый риск»,необходимо подразумевать, что налоговые риски относятся к категорииспекулятивных рисков, поскольку их последствия могут проявляться не только ввиде потерь, но и в виде позитивных результатов. Например, законодательноесмягчение условий налогообложения влечет за собой сокращение налоговой нагрузки,увеличение прибыли и денежного потока. В этом случае применение схем налоговойоптимизации сопровождается риском некоторых потерь, но непосредственно нацеленона позитивный результат.
Налоговые риски — этоопасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иныепотери, связанные с процессом налогообложения, вследствие определенныхрискообразующих факторов. Налоговые риски представляется целесообразнымрассматривать как разновидность финансовых, поскольку при налоговомпланировании в результате применения тех или иных налоговых схем возникаютриски финансовых потерь.
Необходимо разграничивать понятие «налоговогориска» для налогоплательщиков, налоговых агентов и других субъектовналоговых правоотношений, представляющих интересы государства. Причем длякаждого из них он будет иметь различные формы проявления. Налоговые риски,которые могут быть оценены в денежном выражении, целесообразно относить кфинансовым рискам, ввиду того, что деньги являются материальной основойфинансовых отношений. Кроме того, налоговые отношения являются частьюфинансовых отношений. Нефинансовыми можно считать только налоговые риски,связанные с уголовной ответственностью. Уголовная ответственность не может бытьзаконным образом оценена в денежном выражении, тогда как прочие видыответственности могут иметь денежную оценку.
Внешние факторы рискаможно подразделить на политические, социально-экономические(макроэкономические), экологические и научно-технические.
Среди политическихфакторов риска для деловой активности производственных предприятий внастоящее время существенными являются такие факторы этой группы, какстабильность политической власти на федеральном и/или региональном уровне исвязанная с ней возможность кардинального пересмотра сложившихся отношенийсобственности. Следствием таких тенденций являются случаи установления региональныхограничений на перемещение товаров и капитала.
Большую группу составляютвнешние факторы риска, возникающие в социально-экономическойсфере.Некоторые из них возникают в результате нормотворческой деятельностифедеральных и региональных органов власти: изменения налоговых нормативов илипроцентных ставок по кредитам Центрального банка; дополнительная денежнаяэмиссия; новые правила ведения внешнеэкономической деятельности; изменениеправил валютного обращения; повышение тарифов на грузовые перевозкижелезнодорожным транспортом. Такие решения приводят к резкой перемене ситуациина рынках, где оперирует данное предприятие, вызывают появление новыхконкурентов, новых товаров и т.п.
Все большую роль в работепредприятий играют экологические факторы риска,обусловленные взаимодействием производства с окружающей природной средой. Вэтом плане важным может оказаться принятие в регионе хозяйствования предприятияболее жестких требований к экологической чистоте производства; введениештрафных санкций; введение более жестких санитарных и других норм, под которыеподпадает продукция или технология предприятия; запрет или ограничения наиспользование местных природных ресурсов, необходимых для данного производства.
Всякое производство тесносвязано с прогрессом в науке и технике, а конкретно – с использованием научно-техническихдостижений. Здесь выделяют еще один фактор -научно технический,который может оказаться источником возникновения риска на предприятии. Так,освоение конкурентами новой технологии, существенно снижающей издержкипроизводства традиционной для данного предприятия продукции, позволит имполучить преимущество в ценовой конкуренции. Аналогичную опасность таит в себеиспользование конкурентами научно-технических достижений для выпуска новогозамещающего товара, как это было, например, в случае появления технологииизготовления бумажной и пластмассовой тары вместо стеклянной для расфасовкижидких продуктов питания (молоко, соки и другие напитки).

/>
Рис. 1 Факторы рискапроизводственнного предприятия
 
Внутренние факторы риска возникают непосредственно всфере хозяйственной деятельности предприятия.
К факторам риска основнойпроизводственной деятельности относятся недостаточный уровень технологическойдисциплины, аварии, внеплановые остановы оборудования или прерываниятехнологического цикла предприятия из-за вынужденной переналадки и т.п.
Факторы рискавспомогательной производственной деятельности – это перебои энергоснабжения,удлинение по сравнению с плановыми сроков ремонта оборудования, авариивспомогательных систем, неподготовленность инструментального хозяйствапредприятия к освоению нового изделия и др.
В сфере обслуживающихпроизводственных процессов предприятия факторами риска могут оказаться сбои вработе служб, обеспечивающих бесперебойное функционирование основного ивспомогательного производства. Причиной ухудшения экономического положенияпредприятия может также стать недостаточная патентная защищенность продукциипредприятия и технологии ее изготовления, позволившая конкурентам освоитьвыпуск аналогичной продукции.
В сфере обращениядеятельность предприятия может подвергнуться действию таких факторов, какнарушение предприятиями-смежниками согласованных графиков поставок сырья,комплектующих и т.п., немотивированный отказ оптовых потребителей вывезти илиоплатить полученную готовую продукцию, банкротство или самоликвидацияпредприятий-контрагентов или деловых партнеров и в результате исчезновениепоставщиков сырья или потребителей готовой продукции.
Риск неуплатызадолженностей может зависеть от краткосрочного падения спроса на производимыйпродукт либо в результате снижения цен на него из-за перепроизводства. Чтобытакие колебания не повлияли на жизнеспособность проекта, ежегодные доходы отего осуществления должны перекрывать максимальные годовые выплаты по задолженности.
Риск незавершенногостроительства должен быть гарантирован участниками строительства и инвесторами.Если в проекте использован новый технологический процесс или ноу-хау, инвесторможет потребовать безусловных гарантий завершения строительства, посколькутакие проекты значительно дороже, чем первоначально предусматривалось.
Соответственно налоговыйриск предусматривает невозможность гарантировать налоговую скидку, если проектне вступит в эксплуатацию к предусмотренному сроку; потерю выигрыша на налогах,если участники прекратили работы над уже функционирующим, но экономически неоправдавшим себя проектом; изменение налогового законодательства; решенияналоговой службы, понижающие налоговые преимущества в результате осуществленияпроекта. В связи с вышеперечисленными факторами, предприятие, несет значительныефинансовые, а как следствие и налоговые потери.
На уровне принятияруководством стратегических решений можно выделить следующие внутренние планово- маркетинговые факторы риска:
· ошибочный выбор илинеадекватная формулировка собственных целей предприятия;
· неверная оценкастратегического потенциала предприятия;
· ошибочный прогнозразвития внешней для предприятия хозяйственной среды в долгосрочной перспективеи др.
В России системараспределения рисков пока не создана. Более того, само государство нередкостановится главным «индуктором риска». Это проявляется внесвоевременной оплате закупленной продукции, установлении новых таможенныхправил, которые дезориентируют производителей.
Специалисты вобласти налогообложения также выделяют факторы, влияющие на увеличениеналоговых рисков на предприятии:
— изменениеналогового законодательства;
— неточныеформулировки отдельных налоговых норм;
— выпускналоговыми органами разъяснений, дополняющих нормы законодательства о налогах исборах;
— сменабухгалтеров на отдельных участках или главного бухгалтера на предприятии;
— подготовкадоговоров, актов работниками, не компетентными работниками, не понимающимитого, какие последствия придуманные формулировки будут иметь в бухгалтерском иналоговом учете.
Отсутствие в специальнойлитературе устоявшегося терминологического аппарата налогового рискаобусловливает целесообразность рассмотрения различных точек зрения наопределение рассматриваемого понятия в целях формирования теоретических основоценки налоговых рисков. Поэтому рассмотрим еще одну классификацию фактороввозникновения налоговых рисков на предприятии:
1. По субъектам,несущим налоговые риски: налоговые риски государства, налогоплательщиков,налоговых агентов, взаимозависимых лиц. В дальнейшем можно осуществлятьдетализацию риска налогоплательщиков — для юридических и физических лиц, агосударства — для различных законодательных и исполнительных органов власти,участвующих в процессе налогообложения.
2.Исходя из факторов,определяющих налоговые риски: внешние и внутренние. К внешнимдля производственного предприятия относятся факторы, обусловленные причинами,не связанными непосредственно с деятельностью самого предприятия, они будутобусловлены действием международных договоров в области налогообложения,деятельностью оффшорных зон и предлагаемых ими условий. Этот вид рискавозникает при смене отдельных стадий экономического цикла, измененииконъюнктуры финансового рынка и в ряде других аналогичных случаев, на которыепредприятие в процессе своей деятельности повлиять не может. К этой групперисков могут быть отнесены инфляционный риск, процентный риск, валютный риск,налоговый риск и частично инвестиционный риск. Данные риски включают в себя:
— дефицит бюджета,
— изменение курсанациональной валюты,
— темпы инфляции,
— повышение ставокрефинансирования ЦБ и процентов по кредитам коммерческих банков,
— колебания курсовгосударственных и корпоративных ценных бумаг;
— изменение экономическойполитики в большей либерализации экономики;
— ослабления илиужесточения налогового бремени;
— регулирования экспортаи импорта и т.п
Внутренними факторами риска считают факторы,появление которых обусловлено или порождается деятельностью самого предприятия.Он может быть связан с неквалифицированным финансовым менеджментом,неэффективной структурой активов и капитала, чрезмерной приверженностью крисковым финансовым операциям с высокой нормой прибыли, недооценкойхозяйственных партнеров и другими аналогичными факторами, отрицательныепоследствия которых в значительной мере можно предотвратить за счет эффективногоуправления финансовыми рисками. 3.По объекту связи с другими видами рисков:риском упущенной выгоды, риском потерь материальных и нематериальных ценностей,риском неплатежеспособности, инвестиционным риском и др. Поскольку содержаниеналогового риска раскрывается применительно к конкретным ситуациям, содержащимриск, и объектам их проявления, можно сказать, что для организации — налогоплательщиканалоговые издержки являются одним из таких объектов, тесно взаимосвязанным сдругими объектами рисков. 4. По виду последствий: риски налоговогоконтроля, риски усиления налогового бремени, риски уголовного преследованияналогового характера. Риски налогового контроля, в свою очередь, могут бытьподразделены на риски «обычного» налогового контроля и риски «заказного»налогового контроля. К первому виду названных рисков относятся риски контролясо стороны территориальных налоговых органов в рамках их обычной деятельности.Риски второго вида могут быть инициированы правоохранительными органами илиотдельными высокими руководителями в рамках «политического заказа»,являются форс-мажором и не могут быть определены достаточно точно.
К рискам усиления налоговогобремени можно было бы отнести рост налоговых баз как вследствие измененияметодологии их исчисления, так и в связи с их динамикой, связанной срасширением объемов хозяйственной деятельности.
Риски уголовногопреследования обусловлены тем, что для руководителейорганизаций-налогоплательщиков, нарушающих налоговое законодательство,существует вероятность возбуждения уголовного дела и привлечения к уголовнойответственности.
5. По величиневозможных потерь: допустимые, критические и катастрофические риски. Так,примером критического налогового риска для хозяйствующего субъекта являетсяпредъявление штрафных санкций в совокупности с основной суммой налога,представляющих угрозу платежеспособности организации — налогоплательщика,примером катастрофического риска — само существование этой организации.
Одним изосновных факторов, инициирующих налоговые риски, являются ошибки. Вероятностьошибок зависит от квалификации учетных работников, их количества в организации,сложности и объема отражаемых ими в учетных регистрах хозяйственных операций, вряде случаев их масштаба. Когда все последствия принимаемого решения могут бытьдостаточно оценены, принимаются наиболее обоснованные решения в областивоздействия на параметры налогообложения. Когда нет никаких исходных данных дляоценки последствий принимаемых решений, касающихся налогов, необходимо провестипоиск достаточной информации, чтобы получить возможность анализа возможныхпоследствий таких решений.
Большинство компаний стремятся уйти от опасных схемснижения налогового бремени. Как минимум, потому, что для руководителей иглавных бухгалтеров они чреваты уголовной ответственностью, а для компании — налоговой.
Управление рисками, или риск-менеджмент, предполагаетвозможность целенаправленного уменьшения вероятности возникновения рисков иминимизацию ущерба в случае их наступления. Эффективность организацииуправления риском во многом определяется классификацией риска, основанной напричинах их возникновения:
1. Риски, возникающие врезультате правоприменения и толкования налогового законодательства налоговымиорганами и судами. Эти налоговые риски, обусловленные несовершенствомзаконодательства наличием пробелов в нормативных документах, когда какой – товопрос либо не урегулирован совсем, либо разные документы содержат различноетолкование одних и тех же норм, они связаны с противоречиями и неясностямиактов налогового законодательства. К этой категории относятся также риски,возникающие вследствие неопределенности применения налоговых законов вразличных обстоятельствах, риски возможного изменения налоговогозаконодательства или практики, неожиданные судебные решения. Организация неможет повлиять на вероятность наступления данных рисков. Причем основную роль впроцессе создания этих рисков играет государство.
2. Налоговые рисксвязанных с неверным исполнением налоговых законов, ошибками в налоговом учетеили налоговом планировании так называемые риски процесса. Ихусловно можно разделить на две подгруппы:
а) налоговые риски,обусловленные допущенными неумышленными ошибками налогоплательщиков. Они могутзаключаться в чисто технических ошибках. Причинами допущения неумышленныхошибок могут быть недостаточный уровень квалификации работников бухгалтерскихслужб.
б) Налоговые риски,обусловленные сознательными действиями. Эта группа налоговых рисков обусловленастремлением налогоплательщика уменьшить размер налогового бремени, используядля этого разные инструменты налогового планирования либо просто путем прямогоуклонения от налогообложения.
3. Когда предприятие стремится сэкономить наналогах, оно находится в зоне потенциального риска, и поэтому действоватьтребуется крайне осмотрительно. Как следствие возможно наступлениеинформационных и репутационных налоговых рисков. Это риски нанесения ущербарепутации компании. Что может привести к уменьшению числа клиентов, отказупоставщиков от работы с предприятием из-за формирования в обществе негативногопредставления о финансовой устойчивости компании или характере деятельности вцелом.

2. Проблемы управления налоговыми рисками на малых и среднихпредприятий
 
Малому и среднему бизнесу столкновение с подводными камнями налоговыхрисков дается особенно болезненно. И еще более неприятно узнавать потом, заднимчислом, что столкновения могло и не быть. Что надо знать и применять бизнесменам в условиях, когдазаконодательство стало более требовательным, а квалификация контролероввыросла? Попробуем ответить на это вопрос.
Риски становятся значимыми при невозможности их компенсировать, в томчисле деньгами. Особенностью большинства предприятий малого и среднего бизнесаявляется не то, что для них существуют какие-то «особые налоговые риски»,а то, что эти предприятия не имеют достаточных активов, в том числе денежных,чтобы покрывать негативные последствия рисков и сводить сами риски к минимуму.При ином положении дел и риски бы не так дорого стоили: ошиблись в исчисленииили уплате налога – заплатили пени, штрафы или обжаловали решение налоговогооргана в суде – продолжили работать. Ведь источники ошибок полностьюминимизировать трудно, так как ошибаются и бухгалтеры и налоговые органы. Но,независимо от причины ошибки, с ней приходится разбираться предприятию иплатить (причем иногда очень большие суммы) за ошибку. При любых спорах,отвлекающих предприятие от основной деятельности и требующих дополнительныхрасходов, лучше иметь запас средств. Они позволят вести споры и «отвлекатьсяот основной деятельности» в том объеме, в котором это необходимо, и приэтом не загубить бизнес. Большинство небольших предприятий возможности оплачивать«и фронт и тыл» в необходимом объеме – не имеют. Поэтому для них ценаошибки велика именно в соотношении с их возможностями. Если говорить о «налоговыхрисках» на практике, то стоит обратить внимание руководителей наобстоятельства, при которых риски на предприятии увеличиваются: — изменениеналогового законодательства (изменилась норма – пойми новую);
— неточные формулировки отдельных налоговых норм, затрудняющих иходнозначное понимание (непонятно – обратись за разъяснением в налоговый орган илив Министерство финансов с учетом их компетенции);
— выпуск налоговыми органами разъяснений (писем и прочее), дополняющихили «своеобразно истолковывающих» прямые нормы законодательства оналогах и сборах, что может увеличивать неясность в работе бухгалтеров и при разрешенииспоров (изучай, может пригодиться);
— смена бухгалтеров на отдельных участках или главного бухгалтера напредприятии (передача дел и файлов по акту сдачи-приемки с подробной описью);
— подготовка текстов договоров, актов, спецификаций и пр. работниками, неимеющими достаточных юридических знаний (продавцами-консультантами, менеджерамии пр.) и не понимающими того, какие последствия, придуманные ими формулировкибудут иметь в бухгалтерском и налоговом учете. Это очень большая проблема! Таккак при налоговых проверках может выясниться, что то, что написано в документе,и то, что должно быть написано для правильного списания расходов, – это не однои то же. Но неправильный документ уже изготовлен и становится юридическизначимым фактом.
Чтобы успешно вести бизнес, предприятию необходимо иметь достаточносредств для того, чтобы относящуюся к этому бизнесу документацию моглисвоевременно готовить, творчески взаимодействуя, квалифицированные бухгалтеры июристы, знающие гражданское, трудовое, налоговое и прочие отрасли права сучетом изменений правовых норм и развития судебной практики.
Можно выделить несколько основных аспектов управленческой деятельностималого бизнеса, которые приводят к возникновению как налоговых, так и правовыхрисков. Прежде всего, нужно помнить о правильной квалификации осуществляемоговида деятельности. Должно соблюдаться соответствие целей и видов деятельности,закрепленных Уставом организации, с присвоенными соответствующими кодамиРосстата. В соответствии с целями и видами деятельности – правовая природа иэкономический смысл договорной документации. И как следствие – применяемаясоответствующая методология бухгалтерского и налогового учета. Например,аудиторы и консультанты часто встречают на практике случаи, когда организацияосуществляет бухгалтерский учет по методологии торговых операций при том, чтохарактер ее договорных отношений предопределяет однозначную квалификацию даннойдеятельности как производственную. Подобные ошибки и несоответствия встречаютсядовольно часто, и именно они являются возможными поводами для нареканий состороны налоговых органов. Допущение такого рода ошибок происходит, из-засвойственных малому бизнесу объективных ограничений, связанных с отсутствиемили недостаточной развитостью таких «штабных» служб, как юридическая,финансовая и служба делопроизводства. Руководство организации, чье рабочеевремя целиком подчинено переговорному процессу с контрагентами иадминистрированию, не в состоянии уделять внимание качеству и полноте первичнойхозяйственной и внутрикорпоративной документации. Выполнение данных функцийвозлагается на бухгалтерию, которая, в свою очередь, не может обеспечить ихвыполнение, как в силу отсутствия полномочий, так и соответствующих специальныхнавыков. Тем не менее, факт остается фактом: гражданское и налоговоезаконодательство в России становится все более требовательным, а уровеньквалификации государственных контролирующих органов неуклонно растет. Правилаигры одинаковы для всех.

3.Меры по устранению налоговых и финансовых рисков на предприятии
Риск — этофинансовая категория. Поэтому на степень и величину риска можно воздействоватьчерез финансовый механизм. Такое воздействие осуществляется с помощью приемовфинансового менеджмента и особой стратегии. В совокупности стратегия и приемыобразуют своеобразный механизм управления риском, т.е. риск-менеджмент. Такимобразом, риск-менеджмент представляет собой часть финансового менеджмента. Вего основе лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижениюстепени риска, искусство получения и увеличения дохода в неопределеннойхозяйственной ситуации. Высокая степень финансового риска проекта приводит кнеобходимости поиска путей ее искусственного снижения. Снижение степени риска — это сокращение вероятности и объема потерь. В ходе разработки стратегиипредприятия концепция приемлемого риска реализуется в виде двухстадийногокомплекса процедур «оценки» и «управления риском».
Оценкариска – этосовокупность регулярных процедур анализа риска, идентификации источниковвозникновения риска, определения возможных масштабов последствий проявленияфакторов риска и определения роли каждого источника в общем профиле рискаданного предприятия. Оценка риска стратегии предприятия строится навсестороннем (научном, техническом, хозяйственном, маркетинговом, социальном ит.п.) изучении предприятия и среды его функционирования как источников риска,анализе внешних и внутренних факторов риска, составление цепочек развитиясобытий при действии тех или иных факторов риска, а также на установлениимеханизмов и моделей взаимосвязи показателей и факторов риска.
Управлениериском включает всебя разработку и реализацию экономически обоснованных для данного предприятиярекомендаций и мероприятий, направленных на уменьшение стартового уровня рискадо приемлемого финального уровня.
Наиболеераспространенными приемами снижения степени рисков являются:
Диверсификация — это процесс распределения капиталамежду различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны междусобой. При диверсификации деятельности на предприятии происходит увеличениечисла используемых или готовых технологий, расширение ассортимента выпускаемойпродукции или спектра предоставляемых услуг, ориентация на различные социальныегруппы потребителей. Данный метод представляет собой достаточно хорошоизученный в теории способ снижения риска, обретения экономической устойчивостии самостоятельности.
Вместе с темстоит отметить, что такие популярные механизмы уклонения от риска как страхованиенеприменимы во многих ситуациях, с которыми сталкиваются производственныепредприятия. Это, прежде всего, характерно для предприятий, осваивающих новыевиды продукции или новые технологии, так как для таких случаев страховыекомпании еще не располагают статистическими данными, необходимыми дляпроведения актуарных расчетов, и потому не страхуют эти виды рисков. При нестрахуемом риске следует обратиться к рассмотрению других методов нейтрализациириска.
Метод «поискагаранта»используется как мелкими, так и крупными предприятиями. Только функции гарантадля них выполняют разные субъекты: первые «просятся под крыло» ккрупным компаниям (например, банкам, страховым обществам, ассоциациям, фондам),вторые – к органам государственного управления. При этом, однако, возникаетвопрос, чем можно оплатить приобретаемую защищенность от рискованных ситуаций.Общего ответа, по-видимому, нет, но принцип равной взаимной полезности долженбыть соблюден. Желаемого гаранта можно заинтересовать уникальными услугами,политической поддержкой, безотказной благотворительностью и т.п. – резервыфантазии неисчерпаемы.
Методылокализации рискаиспользуют в тех случаях, когда удается достаточно четко и конкретно вычленитьи идентифицировать источники риска. Выделив экономически наиболее опасный этапили участок деятельности, можно сделать его контролируемым и таким образомснизить уровень финального риска предприятия. Подобные методы давно применяютмногие крупные производственные компании, например, при внедрении инновационныхпроектов, освоении новых видов продукции, коммерческий успех которых вызываетбольшие сомнения.
Методыдиссипации (распределения) риска представляют собой более гибкие инструменты управления. Одиниз основных методов диссипации заключается в распределении общего риска путемобъединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованнымив успехе общего дела. Предприятие имеет возможность уменьшить уровеньсобственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеровдругие предприятия и даже физические лица. Для этого могут создаватьсяакционерные общества, финансово-промышленные группы; предприятия могутприобретать акции друг друга или обмениваться ими, вступать в различныеконсорциумы, ассоциации, концерны.
Методы стратегического планирования. Как средство компенсации рискастратегическое планирование дает эффект в том случае, если процесс разработкистратегии пронизывает буквально все сферы деятельности предприятия.Полномасштабные работы по стратегическому планированию, которым обычнопредшествует изучение потенциала предприятия, могут снять большую частьнеопределенности, позволяют предугадать появление узких мест в производственномцикле, упредить ослабление позиций предприятия в своем секторе рынка, заранееидентифицировать специфический профиль факторов риска данного предприятия, аследовательно, заблаговременно разработать комплекс компенсирующих мероприятий,план использования и подключения резервов.
Метод прогнозированиявнешней экономической обстановки. Суть этого метода заключается в периодической разработкесценариев развития и оценке будущего состояния среды хозяйствования для данногопредприятия, в прогнозировании поведения возможных партнеров или действийконкурентов, изменений в секторах и сегментах рынка, на которых предприятиевыступает продавцом или покупателем и, наконец, в региональном и общеэкономическомпрогнозировании.
Мониторингсоциально-экономической и нормативно-правовой среды. Существенным подспорьем здесь можетстать информатизация предприятия – приобретение актуализируемых компьютерныхсистем правовой и нормативно-справочной информации, проведение собственныхпрогнозно-аналитических исследований, заказ соответствующих услугконсультационных фирм и отдельных консультантов. Полученные в результате данныепозволяют уловить новые тенденции во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов,заблаговременно подготовиться к нормативным новшествам, предусмотретьнеобходимые меры для компенсации потерь от изменения правил веденияхозяйственной деятельности, «на ходу» скорректировать тактические истратегические планы.
Метод созданиясистемы резервовочень близок к страхованию, но сосредоточенному в пределах самого предприятия.В этом случае на предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов икомплектующих, резервные фонды денежных средств, формируются планы ихразвертывания в кризисных ситуациях, не задействуются свободные мощности,устанавливаются как бы впрок новые контакты и связи.
Метод активногоцеленаправленного маркетинга, здесь используются различные маркетинговые методы и приемы:сегментация рынка, оценка его емкости; организация рекламной кампании, включаявсестороннее информирование потенциальных потребителей и инвесторов о наиболееблагоприятных свойствах продукции и предприятия в целом; анализ поведенияконкурентов, выработка стратегии конкурентной борьбы, разработка политики и меруправления издержками.
Руководствупредприятия вообще принадлежит ключевая роль в решении проблем управленияриском, так как оно утверждает программы мероприятий по снижению риска,принимает решения о начале их реализации в критических ситуациях, принимаетпредложенные пробные решения вместе с антирисковыми программами либо отвергаетих. Непосредственная реализация мероприятий по управлению риском зачастуюпротиворечит деятельности основных производственных и управленческихподразделений предприятия, ухудшает их отчетные показатели, так как требуетзатрат, не приносящих сиюминутных доходов, или омертвления части капитала присоздании страховых резервов. Поэтому крайне важно, чтобы окончательныеантирисковые решения принимались на высшем уровне управления, где стоящие передпредприятием глобальные цели, связанные с обретением стабильности иустойчивости работы, улучшением финансового положения и ростом масштабовхозяйственной деятельности, не заслоняются промежуточными, «местническими»целями отдельных подразделений и их управляющих.
Описанныеметоды снижения и управления рисками относятся в большей степени к финансовойсреде предприятия, но, поскольку финансовая деятельность предприятия включает всебя также обязательные налоговые платежи, то эти способы целесообразноприменять и при налоговом риск – менеджменте. Однако существуют еще испециальные приемы, характерные конкретно для налогового планирования напредприятии. К ним относятся:
— получение разъяснений уналоговых органов и Минфина России, а также обжалование разъяснений фискальныхорганов в суде;
— получение профессиональных консультаций успециалистов по налогообложению, проведение специального налогового аудитаналоговых рисков, при котором выявляются возможные слабые места в налоговомучете компании;
— возложениеответственности на аудиторскую компанию при необнаружении ею налоговых рисков.В свою очередь, аудиторская компания может застраховать свою ответственность;
— метод дополнительногодокументального подтверждения основан на том, что налогоплательщик составляетдокументы, которые дополнительно к первичным документам, предусмотреннымзаконодательством, подтверждали бы те обстоятельства, которые могут породитьналоговые риски;
— страхование налоговых рисков;
— метод судебногопрецедента заключается в обжалование нормативных актов, которые создаютналоговые риски, в ВАС РФ, ВС РФ или КС РФ.
Таким образом, избежать налоговых рисков при нынешнемуровне российской экономики просто невозможно. При этом управление налоговымирисками — это творческий процесс, в котором каждая уникальная сделканалогоплательщика, со своими особенностями, может иметь различные комбинацииспособов управления налоговыми рисками. Что требует применения комплексаспециальных мер по адаптации к непостоянству российского налоговогозаконодательства.

Заключение
Сегодня дляопределения налоговых рисков совершенно недостаточно знания налогового права ибухучета. Будущее за налоговым менеджментом, предметом которого являютсяналоговые риски и налоговое планирование. Во всем цивилизованном мире, вчастности в Германии, Великобритании, США эту функцию выполняют налоговыеконсультанты, которые в России стали играть все большую роль в деятельности бизнеса.
Критериисамостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков позволятналогоплательщикам самостоятельно оценить свой налоговый рейтинг, и наряду снормами права станут еще одним инструментом бизнес — планирования, частьюкоторого является управление налоговыми рисками.
Криминальныеналоговые схемы доживают последние дни, деловая цель и обоснованность налоговойвыгоды как судебные доктрины стали частью налогового права России. Умелоеиспользование налогового права, избегая безрассудных действий, позволятизбежать неуправляемых налоговых последствий.
Управление налоговымирисками в ситуации значительной неопределенности налогового законодательстваРоссии становится одним из центральных факторов определяющих бизнес субъектовпредпринимательской деятельности.
 

Список литературы
 
1. «Стратегии бизнеса: аналитический справочник» под общей редакцией академика РАЕН, д.э.н. Г.Б. Клейнера Москва, «КОНСЭКО»,1998
2. Е.В. Броило «Стратегия учета экономических рисковкорпоративных предприятий» Финансовый менеджмент №3 / 2003
3. С.АРуденко “Проблемыуправления налоговыми рисками”.
4. Игорь Теущаков, директор ЗАО «Ассоциация „НалогиРоссии“. „Эксперт Урал“, № 41 (258), 6 ноября 2006 г.
5. Бондарчук Н.В. Финансовый анализдля целей налогового консультирования – М.: Вершина, 2007.- С. 39 – 41.
6. М.И. Мигунова, Т.А. Цыркунова „Финансово-кредитная система.Бюджетирование, валютное и кредитное регулирование экономики“. Проблемысовременной экономики, N 1(17)

Задача
 
Для открытия магазинапривлечены инвестиционные вложения на сумму в 12 миллионов рублей.
Затраты:
ü  аренда помещения — 30 тысяч евро вмесяц (евро = 40 рублям);
ü  заработная плата — 300 тысяч рублей вмесяц;
ü  бонусы продавцам — 200 рублей запроданную пару обуви;
ü  ежемесячная реклама — 200 тысячрублей;
Обувь по закупочной ценеза одну пару стоит 70 евро в том числе НДС, процентная надбавка составляет 150%. Через 1 год обувь будет стоить 77 евро, стоимость возрастает на 10% ежегодно.
В месяц магазин закупает900 пар обуви 6 размеров по 150 штук.
При этом 42 и 43 размерыобуви продаются на 100%; 41 и 44 размеры продаются на 80%, а остальные 20%обуви продаются с 20-ти процентной скидкой; 40 и 45 продаются на 60%, остальные40% — с 40 процентной скидкой.
Рассчитать срококупаемости данного проекта с учётом налога на прибыль (20%), единогосоциального налога (26%) и налога на добавленную стоимость (18%).