Направление и формы международного сотрудничества в области охраны природы Содержание Введение Глава 1. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды Глава 2. Основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды Глава 3. Формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды Заключение Список использованной литературы Введение
Международное сотрудничество – все направления и формы межгосударственных и межучережденческих контактов – в области охраны окружающей природной среды с 70-х гг. развивалось весьма активно. Оно стало более интенсивным как по линии прямого политического сотрудничества государств, так и по линии экономического, культурного и научно-технического сотрудничества в рамках правительственных и неправительственных организаций на всех уровнях. Отношение государств, организаций, политических деятелей,
ученых, представителей всех профессий и слоев населения к охране окружающей среды стало более квалифицированным, научно обоснованным, сбалансированным. Это проявилось в том, что в многочисленных международно-правовых актах, принятых за последние десятилетия, в решениях и резолюциях международных организаций, конференций, совещаний, в планах, проектах и программах совместной деятельности, а также в конкретной практической природоохранительной работе регулярно уделяется должное внимание как защите отдельных природных объектов
и экологических систем, так и разработке и осуществлению мер всесторонней охраны природной среды в целом. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды развивается в рамках международных организаций, многосторонних конвенций и соглашений, а также двусторонних договоров и соглашений со странами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. В 2003 г. Российская Федерация присоединилась к Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием.
Подготовлен и подписан ряд межправительственных и межведомственных соглашений в области природопользования и охраны окружающей среды со странами СНГ и дальнего зарубежья, в том числе: Рамочная Конвенция по защите морской среды Каспийского моря; Межправительственное соглашение с КНР о сотрудничестве в области изучения и освоения Мирового океана. Сотрудничество с Программой ООН по окружающей среды (ЮНЕП) осуществлялось в рамках
проектов третьей фазы программы Глобального экологического по следующим ключевым направлениям: стойкие органические загрязняющие вещества (СОЗ), деградация земель, биоразнообразие и биобезопасность, международные воды. На встрече министров окружающей среды стран “восьмерки” (25 27 апреля 2003 г Париж, Франция) принято совместное коммюнике по ряду вопросов: о практических мерах, направленных на решение проблем Африки; об обеспечении безопасности судоходства; об усилении взаимодействия в рамках
глобальных и региональных природоохранных конвенций и соглашений. На саммите стран “восьмерки” (31 мая – 3 июня 2003 г Эвиан, Франция) разработаны и приняты План действий по воде, нацеленный на комплексное управление и эффективное использование водных ресурсов; План действий по науке и технологиям в целях устойчивого развития, направленный на сохранение биоразнообразия и устойчивое управление лесами.
Сотрудничество по линии Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) осуществлялось в рамках процесса “Окружающая среда для Европы”. На Общеевропейской Конференции министров окружающей среды “Окружающая среда для Европы” (20 23 мая 2003 г Киев, Украина) приняты Министерская Декларация, рамочный документ по Экологической стратегии для стран
Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, а также базовые элементы стратегии образования в целях устойчивого развития. Продолжалось сотрудничество в рамках Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) и Совета государств Балтийского моря (СГБМ). Российская делегация участвовала в Конференции по окружающей среде и устойчивому развитию в
Северной Европе (27 29 августа 2003 г Лулео, Швеция). По итогам конференции приняты Декларация СБЕР и Декларация СГБМ, утвержден перечень экологически значимых инвестиционных проектов в “горячих точках” российской части Баренцева региона, финансирование которых осуществляется НЕФКО/АМАП, а также одобрены стратегия и план действий по “чистому производству”.
Глава 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В настоящее время существует более 100 международных организаций, активно занимающихся проблемами охраны окружающей среды. Республика Узбекистан является активным участником и членом многих из них. Наибольший вклад в решение этих проблем вносит Организация Объединенных Наций (ООН) и ее специализированные учреждения, как организации универсальные
и наиболее представительные. ООН была создана в 1945г. Республика Узбекистан стала членом ООН в марте 1992г. В функции Генеральной Ассамблеи ООН входит формирование политики и направления природоохранительной деятельности ООН в целом и определение тематики международного сотрудничества. В 1971г. на XXVI сессии была принята программная резолюция «Развитие и окружающая среда».
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, принятая 16 декабря 1976г определила: • круг природоохранных полномочий ООН; • ответственность за решение проблемы окружающей среды глобального характера; • руководящую роль в решении международных проблем охраны окружающей среды; • организацию соответствующих форумов и разработку договоров в области охраны окружающей среды на глобальном уровне; • осуществление руководства фондом окружающей среды; • оказание помощи развивающимся странам в решении проблем охраны окружающей среды.
В целях практической реализации мероприятий по охране окружающей среды Генеральная Ассамблея приняла программу ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) и учредила ряд специализированных органов: Экономический и социальный Совет (ЭКОСОС); Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ);
Межправительственная морская консультативная организация (ИМКО); Всемирная Организация здравоохранения (ВОЗ); Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО); Всемирная метеорологическая организация (ВМО). Экономический и социальный Совет (ЭКОСОС) ведет исследования и составляет доклады по международным вопросам охраны окружающей среды, дает рекомендации по любым аспектам этой проблемы, государствам – членам
ООН и заинтересованным специализированным учреждениям. Региональные проблемы охраны окружающей среды являются объектами деятельности соответствующих подразделений ЭКОСОС: • Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК), Узбекистан является ее членом с июля 1993г.; • Экономической Комиссии ООН для Африки (ЭКОНА); • Экономической Комиссии
ООН для Западной Азии (ЭКООНЗА); • Экономической и социальной Комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Узбекистан является ее членом с июля 1992г. ЮНЕСКО начала свою деятельность в 1946г. Ее членами являются большинство стран мира, в том числе Республика Узбекистан с октября 1993г. Деятельность ЮНЕСКО сосредоточена на организации исследований в области окружающей среды и ее ресурсов.
Она принимала активное участие в создании Международного союза охраны природы (МСОП) и других природоохранных организаций. В 1970г. Генеральная конференция ЮНЕСКО одобрила долгосрочную межправительственную и междисциплинарную программу «Человек и биосфера» (МАБ), в основе которой лежит всесторонне изучение структуры и функционирования биосферы и ее экологических районов, систематические наблюдения за изменениями биосферы в результате воздействия человека, анализ влияния этих изменений на человека и предоставление необходимой информации
по этим вопросам. К осуществлению этой программы было подключено около 100 стран, 80 из которых создали национальные комитеты. Академия Наук Республики Узбекистан активно участвует в ее реализации. Программа ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) была создана Генеральной Ассамблеей в 1972г. Руководящим органом программы является
Совет управляющих, состоящий из представителей многих государств. Деятельность Совета управляющих сосредоточена на разработке следующих программ: Здоровье человека и чистота окружающей среды; Населенные пункты и жизненная среда; Сухопутные экосистемы и управление ими; Окружающая среда и ее развитие; Океаны; Управление окружающей средой; Международное природоохранительное право;
Природоохранительное образование. Для финансирования вышеуказанных программ Генеральная Ассамблея учредила специальный фонд окружающей среды. В 1975г. ЮНЕСКО и ЮНЕП в соответствии с рекомендациями конференции ООН (Стокгольм, 1972г.) начали осуществление международной программы по образованию в области охраны окружающей среды (МПОС). Для обсуждения этой проблемы в октябре 1977г. была созвана межправительственная
конференция в Тбилиси (Грузия), рекомендации и заключительная декларация которой заложили основу, уточнили цели и определили педагогические принципы образования по вопросам окружающей среды, а также основные направления, определяющие ее развитие на национальном и международном уровнях. Согласно принятой на конференции декларации основной целью экологического образования является достижение понимания сообществами и отдельными лицами сложности характера естественной окружающей среды и сферы,
созданной человеком, а также приобретение знаний и практических навыков для осознанного и эффективного участия в решении проблем окружающей среды – управлении ее качеством. Тбилисская межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды ознаменовала новый этап в развитии международной деятельности по охране природы. В числе 41 рекомендации, принятой на конференции, 28 были обращены к странам и их правительствам.
Претворяя в жизнь рекомендации Тбилисской конференции, образование в области окружающей среды было включено в перечень целей последующих среднесрочных и долгосрочных планов ЮНЕСКО, включая подготовленную ей в марте 2001г. мультимедийную Программу «Образование для Устойчивого Будущего», а также настоящую интерактивную учебно-образовательную Программу «Экология, Охрана окружающей среды и Устойчивое развитие».
МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергетике) создано в 1967г. Его членами являются более 100 государств, в том числе и Республика Узбекистан с января 1994г. Агентство осуществляет программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды». ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения, создана в 1947г.) – более 150 государств, включая Узбекистан с мая 1992г. ВОЗ уделяет большое внимание: • проблемам загрязнения атмосферы, •
унифицирует методы измерения, применяемые в различных странах, для сравнимости и надежности результатов, • разрабатывает рекомендации по показателям качества воздуха, которые можно использовать для установления национальных стандартов, • анализирует законодательства по борьбе с загрязнением воздуха, принятые в государствах – членах ООН, • собирает и распространяет информацию по его уровням и разработанным рекомендациям, направленным на борьбу с загрязнением воздуха. ИМКО (Межправительственная морская консультативная организация)
создана в 1948г. в рамках ИМКО разрабатываются технические и организационные нормы предотвращения загрязнения морей. Деятельность ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация) (1945г.) связана с охраной земель, водоемов, лесов и животного мира. МСОП (Международный союз охраны природы), созданный в 1948г. объединяет различные правительственные и общественные организации. Природоохранные организации РУз сотрудничают с МСОП с 1995г.
Научно-технические совещания и конференции, организованные МСОП, стали крупнейшими международными природоохранными форумами. Около 20 промышленно-развитых стран, в том числе Великобритания, США и Канада, объединены в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), а десять государств
Западной Европы – в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Эти организации, наряду с различными экономическими вопросами, также разработали соответствующие рекомендации, направленные на охрану окружающей среды. Большую роль в содействии процессам охраны окружающей среды играют Международные Конвенции, например, Конвенция ООН по изменению климата (Узбекистан присоединился к ней в декабре 1995г.),
Конвенция по борьбе с опустыниванием (август 1995г.), Конвенция по биологическому разнообразию (май 1995г.), Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (июль 1997г.) и множество других. Глава 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Международное сотрудничество СНГ в области охраны окружающей среды развивается на основе двусторонних соглашений с США, Францией, Великобританией, Бельгией, Финляндией и другими странами. Эти соглашения предусматривают проведение совместных работ по предотвращению загрязнения воздуха и вод Мирового океана. Большое внимание в соглашениях отводится разработке законодательства, правовых
и административных мер, связанных с сохранением и поддержанием качества окружающей среды. Многостороннее сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды основано на участии СНГ в Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и в работе таких международных неправительственных организаций, как Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), Международный совет научных союзов (МСНС), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС),
Международный союз охраны природы (МСОП) и др. Международное сотрудничество способствует более быстрому решению глобальных и межрегиональных природоохранных проблем. Глава 3. ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ОЗЕРА БАЙКАЛ) Объективная необходимость сохранения и восстановления экосистемы озера Байкал является основным движущим механизмом всемерного расширения международных контактов.
Эта деятельность осуществлялась согласно федеральным, республиканским и международным правовым актам, соглашениям, договорам. При этом международное сотрудничество имело и имеет различные формы и аспекты, но это многообразие в конечном итоге сводилось к единой целевой задаче по обеспечению гарантий безусловного сбережения природного феномена – озера Байкал. Некоторой точкой отсчета этой деятельности является проведенная в сентябре 1994 г. международная конференция «Байкальский регион как мировая модельная территория устойчивого
развития», которая имела особую актуальность. По инициативе Всемирного банка проведены научные исследования по разработке генерального плана развития экотуризма на Байкале (1994-1995). Основной целью этого плана было получение максимально возможной экономической эффективности при минимальном воздействии на природную среду. На следующем этапе была завершена разработка проекта «Управление природными ресурсами и сохранение
биоразнообразия в бассейне оз. Байкал» (2001), который финансировался Всемирным банком. В рамках российско-американского проекта (проект Дэвиса) «Комплексная программа политики землепользования на российской территории бассейна озера Байкал» проведена исследовательская работа, охватывающая проблемы использования земельных ресурсов на основе устойчивости и сохранения экосистем. Более долговременный характер приобретают научно-поисковые
работы в области разработки Байкальской компоненты проекта Глобального экологического фонда при содействии Госкомэкологии России за счет финансирования Всемирного банка (1998-2001). Основной задачей проекта является сохранение уникальной экосистемы озера Байкал и всего природно-исторического комплекса его котловины.
Проектный документ состоит из пяти подкомпонентов: межрегиональная деятельность; модельный проект в Иркутской области; модельный проект в Республике Бурятия; модельный проект в Читинской области; программа местных инициатив (малые гранты). Не менее важные природоохранные задачи возлагались на выполнение программы ТАСИС Европейского сообщества по Байкальскому региону (1997-2000).
Одним из основных преимуществ проекта являлось то, что в процессе его выполнения предоставлялась возможность основным исполнителям посредством заграничной командировки познакомиться с практикой работы западноевропейских организаций в сфере государственного управления по различным направлениям, включая управление природными ресурсами и качеством окружающей среды. Обучение предусматривало совершенствование государственного управления, в контексте перехода к рыночной экономике с акцентом на особое внимание к охране окружающей
среды. Перечисленный перечень направлений международного сотрудничества свидетельствует о том, что это в большей мере проявляется в области научно-исследовательской деятельности. Попытки перейти в плоскость конкретных природоохранных мероприятий на этом этапе сдерживаются недостаточной степенью осведомленности зарубежных инвесторов о современном состоянии экосистем озера Байкал. Еще более сдерживающий эффект оказывает недостаточная развитость общественных структур в
России, в частности, в Байкальском регионе, способных к кардинальному решению проблем природопользования и сохранения природных комплексов, а также проявление сдержанности зарубежными инвесторами в контактах с государственными органами власти. Озеро Байкал и его экосистема имеют планетарное значение, в силу чего его сохранность является заботой всего мирового сообщества. Многие передовые ученые разделяют это мнение, поэтому международное сотрудничество в области решения
байкальских проблем будет расширено по самым различным аспектам. Заключение Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в течение прошедших десятилетий, несомненно, прогрессировало. Оно расширилось, охватив все страны и народы, стало более глубоко связанным с всесторонним развитием общества. Возросла научная обоснованность природоохранительной деятельности правительств и международных организаций. Сотрудничество выросло в организационном отношения.
Природоохранительное сотрудничество стало неотъемлемым элементом жизни международного сообщества на современном этапе. Можно выделить следующие принципы права охраны окружающей среды: • принцип суверенитета государства над своими природными ресурсами; • предотвращение загрязнения природной среды; объявление природной среды в пределах международных территорий общим достоянием человечества; • свобода исследования природной среды; • сотрудничество в чрезвычайных обстоятельствах.
Основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды – собственно охрана окружающей среды и обеспечение ее рационального использования. Объектами международной защиты являются: • атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство; • Мировой океан; • животный и растительный мир; • охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами.
Список использованной литературы 1. Региональная экономика / Под редакцией М.В. Степанова – М. Инфра-М, 2001 463с. 2. Региональная экономика / Под редакцией С.С. Тягова – Ростов-на-Дону.Феникс,2001 320с. 3. Скопин А.Ю. «Экономическая география России»: учебник – М.: 2005 365с. 4. Экономическая география
России. Учебник.=изд.перераб. и доп. / под общей редакцией В.И. Вадятин. 5. М.В. Степанова М.: ИНФРА – М.: Российская экономическая академия, 2005 568с. 6. Экологическая география России: Учебное пособие для ВУЗов/ под редакцией Морозовой Т.Г. – 2-е изд. Перераб. И доп. ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 441с. 7. Иметхенов А.Б.
Экология, охрана природы и природопользование / А.Б. Иметхенов, А.И. Куликов, А.А. Атутов. – Улан-Удэ, 2001. – С.345-362. 8. Исмаилова Э.Ю Трунцевский Ю.В Савич Н.Е. Экологическое право. – М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2003. 9. Лопашенко Н.А. Экологические преступления:
Комментарий к главе 26 УК РФ Спб.: Юридический центр Пресс,2002 802 с. 10. В контрольной работе использована информация из сети «Интернет», поиск осуществлялся с помощью поисковой системы www.yandex.ru, где использовались ссылки на журналы: Научно – популярный журнал «Безопасность окружающей среды» Научно-технический журнал “Защита окружающей среды» 11.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/.