Федеральное агентство по здравоохранению исоциальному развитию
Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования
Саратовский государственный медицинскийуниверситет имени В.И. Разумовского
Кафедра философии, гуманитарных наук ипсихологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
«НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ»
Выполнил: студент 2-го курса
К. А. Стуклов
Проверил: зав. кафедрой философии,
профессор Е.А. Андриянова
Саратов, 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое исследование формированиянаправленности личности под влиянием социальных факторов
1.1 Структура направленности
1.2 Потребности и их социальная обусловленность
1.3 Интересы
1.4 Идеалы. Идеалы и их культурная обусловленность
Глава 2.Направленность и культура
Глава 3. Эмпирическое исследование влиянияприоритетного источника информации на ценностную сферу личности
Заключение
Список литературы
Введение
Цивилизация растет, развивается,каждое мгновение стоит все дороже и дороже и человеческая личность, как субъектдеятельности, становиться все важнее. И наиболее важен для современнойпсихологической науки вообще и для социальной психологии в частности вопрос, — какие факторы влияют на деятельность человека? Важен он в практическом плане –для рекламы, маркетинга, да и рынка в целом он фундаментален. Актуален этотвопрос и в педагогике, и в социологии, и в управлении – в любой сфере, гдеважно поведение человека.
Проблема эта слишком широка дляэтой работы, поэтому необходимо для начала определиться с объектом и предметомисследования, а так же с тем, в каком контексте будет проходить исследование.
Условно, факторы, влияющие надеятельность, можно разделить на внешние и внутренние по отношению к субъекту.Внешними будут называться объективные факторы, предметы материальнойдействительности, а так же общественные отношения, которые влияют надеятельность субъекта вне зависимости от него самого. Внутренние факторы – этособственно личность, с ее потребностями, желаниями, мотивами, направленностью,характером и темпераментом[2]. Но нужно сразу указать, что влияние многих внешнихфакторов будет сильно зависеть от внутренних факторов из-за субъективноговосприятия мира личностью. Несомненно, и внешние факторы влияют на реализациюличностного аспекта деятельности. Но как они влияют, вопрос открытый, и однойиз задач этой работы будет частично ответить на него.
в этой работе наибольшее вниманиебудет уделяться именно личностному компоненту деятельности, а именно такой еечасти как направленность, так как именно она, являясь совокупностью наиболееважных для личности мотивов и потребностей, во многом обуславливает деятельностьличности.
Объект: Направленность.
Учитывая специфику наукисоциальная психология, рассматривать направленность необходимо как явлениесоциальное, порожденное обществом и проявляющееся в общественных отношениях.
Предмет: Направленностькак социальное явление
Так же важен контекст, в которомбудет изучаться направленность и ее проявление.
Контекст, в котором будетрассматриваться направленность – деятельность, так как направленностьобуславливает деятельность и, следовательно, в ней проявляется. Главной опоройв теоретической разработке будет деятельностный подход, как наиболее подходящийдля изучения направленности в ее социальном аспекте.
Так же будут использованы: теориямотивации А. Маслоу, понятия интеро- и экстериоризации, а так же понятие знакаиз культурно-исторической теории Л. С. Выгодского. Эти теории и понятия будутиспользованы как вспомогательные для создания более целостной картинымеханизмов генезиса и воздействие направленности на деятельность.
Все вышеизложенное будетнеобходимо для достижения основной цели этой работы – изучить процесс развитиянаправленности под воздействием социальных условий. В частности под влияниемразличных источников потребляемой информации.
По ходу исследования будут решатьсяследующие задачи: проанализировать подходы к направленности, выделить основныефакторы, прямо или косвенно влияющие на формирование направленности, вычленитьиз общей совокупности факторов социальные и культурные агенты, изучить влияниекультурных агентов экспериментально.
Гипотезой для практическогоисследования станет предположение, что определенный вид источника информациибудет формировать и определенную направленность, то есть имеется связь междуисточником потребляемой информации и направленностью личности. Более подробноэто утверждение будет обоснованно в соответствующей главе.
Глава 1. Теоретическоеисследование формирования направленности личности под воздействием социальныхфакторов
1.1 Структура направленности
Прежде чем разбирать природу иструктуру направленности необходимо дать этому явлению четкое определение
Направленность — трансситуативнаяустремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий и, преждевсего, поступков человека, а так же комплекс определенных, ведущих мотивовличности[1].
На основании данного определениямы можем сделать вывод, что направленность относиться к психическим свойствам иявляется частью структуры личности. Это важно, так как говорит об определеннойустойчивости и долговременности явления и об его отношении с другимипсихическими явлениями. То есть можно утверждать, что направленность вопределенной степени будет определять протекание психических процессов ихарактеристики психических состояний.
Но перед тем, как начатьразбирать взаимодействие направленности с другими психическими явлениями, нужнорассмотреть ее природу и структуру.
Не смотря на то, чтонаправленность целостный компонент личности, она имеет сложную структуру,состоящую из элементов различной природы, происхождения, разной устойчивости. Ихобъединяет одна очень важная функция – все вместе они определяют общуюдинамическую тенденцию личности на ее жизненном пути.
С. Л. Рубинштейн предлагаетследующую структуру направленности личности.
1. Установки личности – это занятая ею позиция, которая заключается вопределенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательноймобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление.
2. Потребность и ее формы – объективная нужда, отраженная в психике.
3. Интересы – это сосредоточенность на определенном предмете мыслей,вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, неупускать его из поля зрения.
4. Идеалы – образы, которые служат образцом[2]
Не смотря на достаточнуюочевидность существования явления направленности, в психологии эта структура личностипочти не рассматривалась в целом. Но в современной психологии существуюттеории, посвященные отдельным элементам этой структуры. Поэтому для того, чтобыпонять природу направленности, придется проанализировать каждый элемент вотдельности и синтезировать все их свойства в единую картину.
1.2 Потребности и ихсоциальная обусловленность
Начать стоит с потребностей, таккак это базовый элемент направленности, на его основе развиваются все остальныеэлементы, и так же обуславливаются ими.
Потребность – это форма связиорганизма с внешним миром, источник его активности[1].
Потребность есть у всех живыхсуществ. И этим живая природа отличается от неживой. Другим её отличием, такжесвязанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именнона то, что составляет предмет потребностей, то есть на то, чего организму вданный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм,стимулирует поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как быведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельныепсихические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор,пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.
Количество и качествопотребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации,от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом наэволюционной лестнице. Больше всего разнообразных потребностей у человека, укоторого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные,духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности,связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности, людиотличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особымсочетанием этих потребностей[1]
Потребности человека имеют многоособенностей, но три из них будут наиболее важны для этой работы.
Во-первых, круг потребностей учеловека очень широк и не ограничивается только жизненно-необходимыми предметами[2]
Во-вторых, потребности имеютболее сложную природу, возникновение потребности, благодаря наличию сознания,сложный процесс[2]
В-третьих, существует иерархияпотребностей, проявляющаяся в порядке возникновения потребности в различныхпредметах[3]
Рассмотрим каждую особенностьподробнее.
Развитие цивилизации, увеличениечисла материальных и духовных благ, доступных человеку обуславливает возникновениеновых общественных потребностей. То есть, чем более развито общество, тем болеешироким кругом потребностей обладают его представители[3]. Но, опираясь натеорию мотивации Маслоу нужно указать, что под более развитым обществом вданной ситуации подразумевается то, что смогло удовлетворить базовые потребностии открыло дорогу для возникновения потребностей социальных.
Не смотря на практическоепредназначение многих материальных благ, большинством людей они воспринимаютсяне как средство облегчения их жизни, а, например, как средство достиженияуважения или признания[3] Это явление Маслоу назвал скрытой мотивацией, когдапредмет, необходимый для удовлетворения одной потребности, воспринимается каксредство достижения совсем иной цели. Такое смещение мотивов часто необусловлено какими-то новыми свойствами, которые индивид заметил в этомпредмете и которые могут помочь ему достичь своей цели, а лишь общественнымотношением к предмету. Машина может стать для человека не средством увеличениямобильности, но способом завоевать уважение окружающих[7]. Способность статьсредством достижения уважения автомобиль получил благодаря тому, чтовоспринимается порой как «роскошь». А сама по себе потребность человека вуважении имеет чисто социальное происхождение и удовлетворение ее необходимодля интеграции в общество, коллектив и работы в нем. Итак, общество изменяетимеющиеся потребности человека и формирует новые, ранее не возникавшие.
Вторая особенность – сложностьпротекания процесса возникновения потребности у человека.
Рубинштейн в своих работахвыделял несколько этапов развития единичной потребности
1. Влечение
2. Желание
3. Хотение
Органические потребностипредставлены в психике прежде всего в органических ощущениях. Поскольку ворганические потребности включен момент динамического напряжения или более илименее острый аффективный тон, они выступают в виде влечений. Влечение – этоорганическая потребность, представленная в органической (интероцептивной)чувствительности. Влечение не осознается человеком как конкретная нужда в чемто, а лишь вызывает дискомфорт, ощущается как чувство неудовольствия[2]. Частоинтенсивность влечения не превышает порог сознания, и, поэтому, не осознается. Помере того как осознается служащий для удовлетворения потребности предмет, накоторый направляется влечение, а не только ощущается то органическое состояние,из которого оно исходит, влечение необходимо переходит в желание – новую формупереживания потребности, в которой представлен предмет потребности[2]. То естьжелание начинается с появлением мотива – предмета, обладающего свойством удовлетворитьвозникшую потребность. И наконец, хотение – этап, непосредственнопредшествующий деятельности и выражающийся уже в осознании и нахождении нетолько мотива, но и средств, необходимых для достижения предмета потребности,уже включает в себя не только эмоциональный, но и волевой компонент. Итак,потребность, как процесс, сложное явление, и основная особенность здесь –работа сознания, предваряющая деятельность по удовлетворению потребности. Исознание может прервать путь реализации удовлетворения потребности на любомэтапе с помощью воли, если удовлетворение невозможно в силу различных причин.
Третья особенность –иерархичность потребностей.
Маслоу в 1954 г. создал иерархическую модель мотивации, предложив следующую классификацию человеческихпотребностей:
1. Потребности физиологические (органические) — голод, жажда, половоевлечение и др.
2. Потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться отстраха, от агрессивности.
3. Потребности в принадлежности и любви — принадлежать к общности,находиться рядом с людьми, быть принятым ими.
4. Потребности уважения (почитания) — компетентность, одобрение, признание,авторитет, достижение успехов.
5. Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать.
6. Эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок, красота.
7. Потребности в самоактуализации — реализация своих целей, способностей,развитие собственной личности.
Основойконцепции является утверждение о строгой иерархичности возникновения потребностей,то есть, пока не удовлетворена низшая, не появляется высшая потребность.
«Когда учеловека появляются высшие потребности, именно они скорее доминируют ворганизме, нежели физиологические стремления, и когда эти потребностиудовлетворены, вновь появляются новые, еще более высокие, потребности»
Но все жеследует указать, что человек способен усилием воли подавлять одни потребности иудовлетворять другие. Виктор Франкл в своей книге «человек в поисках смысла»критикует позицию Маслоу относительно иерархичности потребностей и постулата –«сначала хлеб, потом мораль». Он, на своем примере и примере других узников,демонстрирует, что даже в нечеловеческих условиях нацистских концентрационныхлагерей люди не просто сохраняли человеческий облик, но и пытались как-тосамореализовываться, искать уважение и любовь и не думать только о хлебенасущном[8]. Но эти примеры нельзя расценивать как опровергающие концепцию Маслоу,так как движущим фактором здесь становилась личность и сознание, что, с помощьюволи, подавляла неудовлетворенные базовые потребности, переходя на болеевысокий уровень.
Необходимо сгруппировать выводы,что были сделаны при характеристике особенностей потребностей.
Во-первых, потребности социальнодетерминированы, с одной стороны уровнем развития общества и доступнымиблагами, и нормами поведения в данном обществе, как ограничивающим проявлениепотребности факторами с другой.
Во-вторых, проявлениепотребностей, способы и пути их удовлетворения подвластны сознанию, и сознаниеспособно управлять потребностной сферой в определенных границах. Человекизбирателен в удовлетворении своих потребностей. А это уже форма проявлениянаправленности.
В третьих, появление новыхпотребностей обусловлено степенью удовлетворения других, более низших желаний,одна потребность не появляется без удовлетворения другой.
Вернемся еще раз к определениюнаправленности, из него видно, что потребностная сфера не полностью входит вструктуру направленности. Это объясняется самой природой направленности, какявления избирательности.
Потребности – это фундаментнаправленности. Вышеперечисленные особенности потребностной сферы человека –это основа и предпосылка для появления направленности.
На этапе становлениянаправленности, потребности и их удовлетворение играют решающую роль приопределении дальнейшего развития личности в целом и направленности в частности.
Например, фрустрация какой-либопотребности в детстве приводит к фиксации человека на ней на протяжении всейжизни. Предмет потребности приобретает особую важность для индивида истановится его главным мотивом деятельности[3]. Маслоу отмечает, что этоправило относиться к любым эмоциональным потребностям.
Итак, потребности – фундаментнаправленности. Факторы,формирующие потребности так же и формируют направленность. Этими факторами будутявляться: уровень развития общества, нормы поведения внутри этого общества, истепень удовлетворенности потребностей.
1.3 Интересы
Единого и полноценногоопределения интересов в психологии нет, поэтому определение будет подобранотакое, какое максимально бы соответствовало тематике работы.
Интерес – Интерес – это мотив,который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональнойпривлекательности[2].
Если исходить из теории мотивацииМаслоу, то интересы относятся к пятому уровню пирамиды потребностей – ккогнитивным потребностям. Но у явления интереса есть свои особенности.
Потребность в познании порождаютпознавательную деятельность, часто не имеющую четкого вектора и цели.Классический пример такой деятельности – ребенок от года до трех лет[2]. Онизучает и познает решительно все, что его окружает, у него не возникаетнеобходимости выбора между предметами своего познания, а всякая вещь для негоодинаково интересна.
Интерес же всегда предметен иимеет цель. Будучи обусловлен эмоциональной привлекательностью и осознаннойзначимостью, интерес проявляется, прежде всего, во внимании. Являясь выражениемобщей направленности личности, интерес охватывает все психические процессы –восприятия, памяти, мышления. Направляя их по определенному руслу, интересвместе с тем и активизирует деятельность личности. Когда человек работает синтересом, он, как известно, легче и продуктивнее работает[2].
В ходе индивидуального развитияинтересы формируются по мере того как дети вступают во все более сознательныйконтакт с окружающим миром и в процессе обучения и воспитания осваиваютисторически сложившуюся и развивающуюся культуру. Интересы являются ипредпосылкою обучения, и его результатом. Обучение опирается на интересы детей,и оно же формирует их. Интересы служат поэтому, с одной стороны, средством,которым педагог пользуется, чтобы сделать обучение более эффективным, с другойстороны, интересы, их формирование являются целью педагогической работы;формирование полноценных интересов – существеннейшая задача обучения[2].
Размытая и неустойчиваянаправленность интересов ребенка в значительной мере отражает интересысоциального окружения.
Но, по мере взросления, интересыстановятся все более устойчивыми, у человека появляется одна или несколькосфер, что интересны для него. У взрослого человека, наоборот, интересыопределяют социальное окружение и характер взаимодействия с людьми. Интересымогут обуславливать содержание деятельности общения. Часто причинойнеформального взаимодействия становится общность интересов.
Интерес, как и любая потребность,содержит в себе эмоциональный компонент в качестве мотивации. Но важность этогокомпонента не одинакова в разных ситуациях. У ребенка эмоции при появленииинтересов играют ключевую роль. У взрослого большую значимость получает волевойкомпонент, так как именно он направляет и поддерживает деятельность,направленную на удовлетворение интереса. Но это утверждение относиться только кдолговременным интересам. Появление кратковременной фиксации внимания напредмете по-прежнему во многом обусловлено эмоциями, если это не произвольнаяфиксация[2].
Итак, интерес – особый видпотребности, проявляющийся в желании познать что либо. Тесно связан сдеятельностью. В деятельности формируется и ее же определяет.
1.4 Идеалы. Культурнаяобусловленность идеалов
Высшим уровнем направленностиявляются идеалы. Идеал можно обозначить как образец для подражания[2].
Идеал – это некая схема,совокупность определенных свойств и качеств дающая целостный образ,культивируемый в культуре[5].
Идеал может выступать в качествесовокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и вэтом смысле привлекательные человеческие черты, – образ, который служитобразцом. Идеал человека далеко не всегда представляет собой его идеализированноеотображение; идеал может находиться даже в компенсаторно-антагонистическомотношении к реальному облику человека; в нем может быть подчеркнуто то, чточеловек особенно ценит и чего ему как раз недостает[2].
Идеалы формируются поднепосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяютсяидеологией, миросозерцанием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы – свойидеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболеезначимые черты[2].
В идеалах человека яркопроявляется его общая направленность. Проявляясь в них, она через них иформируется. Идеалы формируются под определяющим воздействием общественныхоценок. Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оценкиформируют общую направленность личности.
Идеал имеет много общего ссоциальной ролью, но это более общее явление, проявляющиеся в любойдеятельности, в отличие от социальных ролей, которые проявляются в строгоопределенных ситуациях.
Идеалы формируются не только поднепосредственным воздействием социального окружения, но и через потребляемуюиндивидом информацию.
Но, индивид не просто принимаеттот образ, что навязывается ему извне. В любом случае, информация проходитчерез структуру личности, преобразуясь в соответствии с ее особенностями.Индивид интериоризирует информацию, соотносит ее с предыдущим опытом, а так жесо своими потребностями и интересами[6]. Этот процесс будет рассмотреннесколько ниже, после рассмотрения установок и ценностей.
Таким образом идеал – высшаяформа направленности, наиболее социально обусловленная. Идеал формируется подвлиянием общественного мнения, культуры общества и продуктов этой культуры.
Ценности и установки
Направленность, как результат иформа взаимодействия человека с внешним миром, имеет тесные связи с предметамиокружающей действительности. Связи эти выражаются в ценностях и установках.
Под ценностью будет пониматьсявсе, что имеет определенное значение для человека, все что для него важно.Ценности можно определить как цели, к которым будет стремиться личность или какнекие маячки, на которые она будет ориентироваться
Установка — психологическоесостояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определеннойситуации.
Различаются два вида установок:общая и дифференцированная. Общая установка возникает в отношении большихклассов явлений, дифференцированная — по отношению к отдельным объектам.Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека,определяет норму его реакции. Установки могут быть связаны с различнымикомпонентами деятельности. Смысловые установки определяют личностный смыслконкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимомуобъекту определенным образом. Целевые установки обеспечивают устойчивуюнаправленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия прилюбых обстоятельствах, что иногда может привести к негибкости поведения.Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивидана совершение действия определенными способами, последовательной системойпривычных операций с использованием привычных для человека средств[1].
Установка, как отношение копределенным предметам материальной и идеальной действительности, тесносвязанно с ценностями. Все, что важно для человека формирует к себе определенноеотношение, выражающееся в готовности как воспринимать все, что имеет ценностьопределенным образом, так и действовать по определенной, готовой схеме.
Установки, как предрассудки, вомногом обуславливают межличностное общение
Ценности и установки формируютсяна основе, как и индивидуального, так и общественного опыта.
Заключение по главе.
несомненно, направленность имеетв себе биологическую основу, в виде потребностей, но с ростом возможностейчеловека и числа благ, что становились доступны, возникала необходимость выбораиз всех возможностей, что предоставляло человеку общество.
направленность – этоизбирательность человека в удовлетворении своих потребностей, выбор целей иценностей в жизни.
Но выбор этот обуславливается нетолько личностью, но и обществом, которое окружает человека, через различныесанкции, личные примеры, и культуру.
Глава 2. Направленность икультура
Хотя культура и представляетсобой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическимитворцами и исполнителями являются отдельные личности. Традиционно всякийиндивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях.
Во-первых, как «продукт»культуры, введенный в ее нормы и ценности, обученный технологиям деятельности иэтике взаимодействия с другими людьми в процессе своей инкультурации исоциализации, осуществляемой в ходе детского воспитания, при получении общего испециального обрания, посредством контактов со своим социальным окружением(семьей, друзьями, коллегами и пр.). Получая повседневную информацию обыденногои специализированного характера, осмысливая художественные образы инравственные коллизии в произведениях литературы и искусства и т. п., человек,прямо или опосредствованно, формируется как личность, социально и культурноадекватная обществу
Во-вторых, как «потребитель»культуры, использующий нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальнойпрактике и особенно во взаимодействии с другими людьми, пользующийся языками исимволами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическимиформами и пр. как данными ему уже в готовом виде инструментами и способамиличностной самоидентификации и социальной самореализации в данном сообществе.
В-третьих, как «производитель»культуры, творчески порождающий новые культурные формы, либо интерпретативновоспроизводящий или оценивающий в суждениях имеющиеся формы, что уже по самомуфакту индивидуального интерпретирования может быть квалифицировано как акттворчества. И, в-четвертых, как «транслятор» культуры, ибо, воспроизводякакие-либо культурные образцы в практических действиях и суждениях, человек темсамым передает информацию о них другим людям[4].
Итак, если выше мы говорили онаправленности, как о явлении, порожденном социальным окружением, то теперьнесколько конкретизируем эту связь, а именно – направленность, как общаяустремленность личности, во многом зависит от культуры общества и от того, чтотранслируют продукты этой культуры. Необходимо указать, что любой предмет,принадлежащий какой либо культуре, является одновременно продуктом итранслятором этой культуры. Например, любое художественное произведение с однойстороны, опирается на достижения, нормы и принципы той культуры, в рамкахкоторой была создана, а с другой стороны, это самое художественное произведениетранслирует культуру читателю, в некотором смысле формируя его мировоззрение.
Исходя из Культурно-историческойтеории Выготского, можно предположить, что культура, прямо или косвенно влияетна направленность человека.
Влиять культура может черезпотребности. Так или иначе, но направленность в основном не предметна, аустремлена в какую либо жизненную сферу. Человек стремится не к конкретнойматериальному или духовному благу, а к некой общности ценностей, и при этом,группа ценностей не является целью, а скорее некой областью, в которой человекстремится совершенствоваться[2]. Например, если человек испытывает потребностьв уважении, то он просто физически не способен достичь его во всех социальныхсферах и группах. Но есть наиболее приоритетная для него сфера – например его рабочийколлектив. И человек будет стремиться удовлетворить потребность в уваженииименно в внутри этого коллектива[3]а вот средства достижения уважения целиком иполностью обусловлены культурой. Например, если в одной культуре словоуважаемый синоним слову обеспеченный, то и добиваться уважения человек будет улучшаясвое материальное благосостояние. А в другой культуре слово уважаемый синонимслову – сильный. И пути достижения уважения тоже будет соответствующие[5].
Но наибольшее воздействиекультура оказывает на идеалы. Идеалы формируются под воздействием транслируемыхиз различных источников представлений о человеке, о том, каким он должен быть.
Но в современном мире плюрализмамнений разные трансляторы культуры транслируют разные образы. Ко всему прочемунаблюдаются возникновение разных ценностей у людей, потребляющих информацию изразных источников[6]. Возникает вопрос – есть ли связь между тем, какуюинформацию потребляет человек и тем, чего он желает в жизни добиться и что будетдля него важно.
Глава 3. Эмпирическоеисследование влияния приоритетного источника информации на ценностную сферуличности
В результате теоретическогоисследования направленности мы пришли к выводу, что направленность, а вособенности идеалы, ценности и установки во многом зависят от того, какуюкультуру человек потребляет. Но необходимо теоретический вывод подтвердитьэмпирическими данными.
Для этого было проведеноисследование, целью которого и было выявить зависимость жизненных ценностейличности от того, из какого источника личность преимущественно потребляетинформацию.
Испытуемыми в данном исследованиистали студенты первого курса специальности клинической психологии.
Выборка составила 30 человек.
В исследовании использовались:анкета, составленная специально для этого исследования, и морфологический тестжизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина) (МТЖЦ)
Анкета использовалась длявыявления наиболее приоритетного источника информации. Состояла она из четырехблоков, в каждом блоке по три вопроса. Каждый блок относился к какому либоисточнику информации (транслятор культуры) – интернет, телевиденье, книги,кино. Первые два вопроса в блоке выявляли приоритетность данного источника, атретий выявлял предпочитаемый жанр внутри блока.
МТЖЦ использовалась для выявлениятерминальных жизненных ценностей у испытуемых.
Основным диагностическимконструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» мыпонимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, ипризнание его как важного, имеющего жизненную важность.
Перечень жизненных ценностейвключает:
1. Развитие себя. Т.е. познаниесвоих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей идругих личностных характеристик.
2. Духовное удовлетворение, т.е.руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовныхпотребностей над материальными.
3. Креативность, т.е. реализациясвоих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.
4. Активные социальные контакты,т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социальноговзаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своейсоциальной роли.
5. Собственный престиж, т. е.завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальнымтребованиям.
6. Высокое материальноеположение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главномусмыслу существования.
7. Достижение, т. е. постановка ирешение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.
8. Сохранение собственнойиндивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений надобщепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
Терминальные ценности реализуютсяпо-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимаетсясоциальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той илииной жизненной сферы для разных людей неодинакова.
Перечень жизненных сфер:
1. Сфера профессиональной жизни.
2. Сфера образования.
3. Сфера семейной жизни.
4. Сфера общественной активности.
5. Сфера увлечений.
6. Сфера физической активности.
Опросник направлен на изучениеиндивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла егодействия или поступка. Самобытность человека вырабатывается относительноосновных ценностей, признаваемых в обществе. Но личностные ценности могут и невоспроизводить точную копию ценностей общественных.
В конструкцию опросника входитшкала достоверности степени желания у человека социального одобрения егопоступков. Чем выше результат, тем больше поведение испытуемого (на вербальномуровне) соответствует одобряемому образцу. Критический порог — 42 балла, послекоторого результаты можно признать недостоверными.
Опрос необходимо проводить присоблюдении благоприятного эмоционального климата. Экспериментатор должен бытьдоброжелательным, должен уметь ответить на возникающие вопросы, но непровоцировать определенный ответ испытуемого на утверждение. При групповомпроведении опроса каждый испытуемый должен иметь свой текст опросника.Допускается зачитывание утверждений экспериментатором вслух для всей группы.Каждый должен ответить индивидуально.
Инструкция: Вам предлагаетсяопросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Васоценить каждое утверждение по 5-балльной шкале следующим образом:
— если для Вас смысл утвержденияне имеет никакого значения, то в соответствующей клетке бланка поставьте цифру1;
— если для Вас имеет небольшоезначение, то поставьте цифру 2;
— если для Вас имеет определенноезначение — поставьте цифру 3;
— если для Вас это ВАЖНО — поставьте цифру 4;
— если для Вас это ОЧЕНЬ ВАЖНО — поставьте цифру 5.
Просим Вас помнить, что здесь неможет быть правильных и неправильных ответов и что самым правильным будетправдивый ответ. Старайтесь не использовать для оценки утверждения цифру «3».
Объектом исследования сталитерминальные жизненные ценности студентов первого курса.
Предмет – культурнаяобусловленность жизненных ценностей
Этапы работы
1. Опросить испытуемых
2. Разделить полученные данные на основании наиболее приоритетногоисточника
3. Выявить наиболее значимые ценности потребителей различных источниковинформации
4. Сравнить полученные с помощью МТЖЦ данные у потребителей различныхисточников информации.
Ход работы
Опрос проходил в общей группе,каждому из испытуемых был предложен свой бланк с вопросами и бланк для ответов.
Для контроля за скоростью работыиспытуемых, вопросы МТЖЦ зачитывались вслух.
Результаты.
В процессе обработки результатовполученные данные были разделены на пять групп на основании наиболееприоритетного источника информации (транслятора культуры) 1)интернет; 2)телевиденье; 3) книги; 4) кино; 5) нет приоритетного источника.
На данном этапе были полученыследующие результатыТранслятор культуры Количество потребителей Интернет 9 Телевиденье 7 Книги 5 Кино 6 Нет приоритетного источника 3
В результате анализа данных,полученных с помощью МТЖЦ в каждой группе, были выявлены такие тенденции
Во всех группах испытуемыхнаблюдаются высокие результаты по всем видам ценностей, что говорит о конфликтеценностей. Средний балл по шкалам в общей выборке таковШкала Развитие себя Духовное удовлетворение креативность Социальные контакты престиж достижения Высокое материальное положение Сохранение индивидуальности Баллы(ср/макс отклон.) 51.3/3 56.7/5 49.1/5 49.7/4 52.7/3 47.9/7 55.4/2 42.3/6
В группе Интернет наблюдаютсявысокие показатели по следующим шкалам жизненных ценностей – саморазвитие (1),сохранение индивидуальности (8), активные социальные контакты (4). Наиболееприоритетной сферой самореализации является сфера образования
В группе Телевиденье наблюдаетсяобщая эгоистически престижная направленность. Наиболее высокие показателиполучились по шкалам – материальное положение (7), достижения (6), престиж (6).Наиболее приоритетная сфера – сфера общественной жизни.
В группах Кино и Книги ненаблюдается каких-либо общих тенденций, показатель корреляции не достоверен вобеих группах. Сильный разброс результатов. Хотя испытуемые из группы книгидостоверно сходятся в высоких показателях шкал «духовное удовлетворение» и лжи.Возможно, сильный разброс результатов связан с недостаточным числом испытуемыхв группе, что обуславливает низкую валидность выборки. Возможно, при большемколичестве данных, можно было проследить какие либо общие ценности внутрикаждой из этих двух групп. Высокие показатели по шкале лжи говорят о стремленииподражать общественно приемлемому образцу поведения. Трое в группе книги ичетверо в группе кино перешагнули критический порог по шкале достоверности и ихданные можно считать не достоверными. Но, при более углубленном изученииданного явления можно получить важные данные. Но это тема для отдельногоисследования.
В группе Без приоритетногоисточника так же нет какого либо выделяющегося показателя, но общее количествобаллов по шкалам низко, приоритетной жизненной сферы так же не наблюдается,везде значения на уровне «троечки».
Для большей наглядностинеобходимо сравнить показатели групп интернет и телевиденье, так как в этихгруппах средние показатели достоверны. Так же следует заметить, что для большейдостоверности из группы интернет были убраны две анкеты, чтобы числоисследуемых в обеих группах было одинаково. Анкеты убирались на основанииосновного предпочитаемого ресурса – социальные сети, так как данный видинтернет сервиса не имеет черт отдельного культурного явления, а транслирует туже массовую культуру, что и телевиденье.
Шкалы. № шкалы в опроснике (ср балл) макс балл 60
группы 1 2 3 4 5 6 7 8 Интернет 56.3 49.2 50.3 52.3 50.2 47.6 51.5 53.4 телевиденье 51.2 48.5 46.4 53.6 54.7 55.7 57.1 47.6 Кино (не валиден) ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ Книги (не валиден) ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ Нет предпочтений (не валиден) ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___
Комментарии: как видно изтаблицы, все показатели находятся на высоком уровне, что можно объяснитьвозрастом испытуемых, — 18 лет, юношеский возраст, который характеризуетсяобщей неопределенностью и высокой активностью поисков своего места в жизни исвоего жизненного пути. Но, в то же время, 100% испытуемых в группе интернетпоказали высокие баллы в шкалах саморазвитие (1) и сохранение индивидуальности(8). А в группе телевиденье для 100% испытуемых наиважнейшей ценностью являетсяих материальное положение (7). Это вполне себе четкие тенденции внутри групп и можноутверждать, что эти ценности были сформированы тем транслятором культуры, что восновном потребляли исследуемые в каждой группе.
Отсюда можно сделать вывод, чтоценностные ориентации личности напрямую зависят от того, что ей навязываютизвне, через трансляторы культуры. Есть смысл углубить исследование ипопытаться изучить, что именно каждый из источников информации навязывает своимпотребителям.
Возможно, что будут разрушенынекоторые стереотипы. Они и были разрушены в данном исследовании. Например,бытует мнение, что активные пользователи интернета – асоциальные личности. Но,как показал данный опрос, одной из главных ценностей пользователя интернет –активные социальные контакты.
Так же в дальнейшем необходимосвязать полученные данные с особенностями личности, чтобы понять принциппреображения транслируемой информации в ценностные ориентации.
Нельзя с уверенностью сказать,подтвердилась ли гипотеза, так как больше трети данных оказалась недостоверна.Хотя, если полагаться на статистические данные по оставшемуся материалу — зависимость между источником информации и ценностями вполне явная и тогда можноговорить, что гипотеза подтвердилась.
Заключение
В процессе работы надтеоретическим исследованием направленности личности, анализируя различныеисточники информации, было показанно, что направленность всегда социально икультурно обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения ивоспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой,профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением,занятием чем-либо в свободное время от основной деятельности.
В ходе эмпирического исследованиябыла доказана зависимость жизненных ценностей личности от наиболее приоритетногодля нее источника информации. Так же было выяснено, что пользователи сетиинтернет характеризуются стремлением к саморазвитию и сожранениюиндивидуальности. Люди же, проводящие свободное время у телевизора, эгоистичнонаправлены, для них наиболее важно получить как можно больше выгоды от своихдействий. Люди, читающие книги, как и любители кино, не показали каких либообщих тенденций, кроме стремления походить на общественно одобряемый образ.
Практическая значимость этогоисследования может заключаться в возможном применении его результатов вдеятельности психолога и педагога, а так же стать опорой для дальнейших научныхизысканий, посвященных развитию и становлению личности.
Список литературы
1. Большой психологический словарь / Сост и общ ред Б. Г. Мерящеков, В. П.Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 1997. – 672 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.- 705с
3. Маслоу Абрахам Гарольд. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. –351с
4. Культура и личность www.countries.ru/library/terms/lc.htm
(18.12.10)
5. Выготский: культурно-исторический и естественно-научный подходы кпонятию интериоризации www.childpsy.ru/lib/articles/id/10450.php
(10.12.10)
6. В.Е. Лёвкин. Категории интериоризации, экстериоризации, отождествления,разотождествления, интроекции, проекции, переноса www.orgpsiholog.ru/kat.int.htm
(29.11.10)
7. Иванчик Т. Ф. Квопросу о формировании значимой направленности личности// Актуальные проблемысоциальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. – с.46 – 48.
8. В. Франкл. Человек в поисках смысла lib.ru/PSIHO/JUNG/psytypes.txt(19.12.10)