Наречие как часть речи

МинистерствообразованияРоссийскойФедерации.
Московскийгосударственныйобластнойпедагогическийинститут.

БайковАлександрВладимирович
VIкурс филфакзаочное отделение,1 группа
Контрольнаяработа
пометодике преподаваниярусского языка.

Научныйруководитель:
ШипачеваЛ.А.
г.Орехово-Зуево2003г.
Методическоеобоснованиеконспекта порусскому языку.
Значение и место темы по разделу школьного курса.

Данный уроквзаимосвязанс предыдущимуроком, на которомбыл контрольныйдиктант по теме«Деепричастие».Было разобранопредложение, в составе которогоесть деепричастныйоборот. Такжеон предшествуеттеме следующегоурока, на которомбудет изучатьсятема «Степенисравнениянаречий».
Анализ теоретического материала.
а)в основу урокаположен параграф116 «Теории». Всеэлементы урокарасположеныпоследовательно.При объяснениинового материалаиспользуетсядедуктивныйметод. Содержаниетеоретическогоматериаларазнообразно.В ходе урокаиспользуютсяследующиепонятия: «наречие»,«деепричастныйоборот», «средствасвязи в тексте»и др. На урокепроговариваетсятеория из параграфа116; формируетсяинтерес к изучениюпредмета, даютсяразноплановыезадания;
б)содержаниетеоретическогоматериала(понятие, термины, текст, статьи)содержит правило.По способувыражения этоправило содержитопределенноепридаточное.По характерувыражения нормыэто правилопозитивное(разрешающее).По количествуусловий содержит1 норму и 1 условие.
Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия.
Наречия не изменяются.
В предложении наречия чаще бывают обстоятельствами.
в) возможностиформированияинтереса кизучению русскогоязыка из материаластатьи учебника.Мы можем выявитьэти возможности.В данном случаеучащимся даетсяматериал длянаблюдения, это позволяетим рассуждать, объяснять, комментироватьязыковые явления.
г) определениеобъема новогоматериала

Ранее изученное
Новое
Повторение 1. Деепричастие как особая форма глагола. Наречие – как часть речи. Деепричастный оборот 2. Деепричастие совершенного вида.

3. Деепричастие несовершенного вида.

4. Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

5. Морфологический разбор деепричастия.

д) Дидактическийматериал наданном урокеиспользоватьне целесообразно, т.к. при объясненииновой темы оникак бы погружаютсяв глубь нее ине всегда могутвсе осознать, тем более классысейчас в современныхшколах, в основномсредние, детимало читают, не обладаютдостаточнымсловарнымзапасом.
Выбор метода, пути объяснения нового материала.

На данномуроке используетсяметод беседа.
а)степень сложностинового материала.Данная темасодержит достаточныйобъем по изучениюнаречия и егоправописания.Учащиеся ознакомленыс наречием –как частьюречи, смысловымигруппами, степенямисравнениянаречий.
б)уровень подготовкиучащихся оцениваетсякак средний.
в)возрастныеособенности.Данная темаизучается всредних классахшколы.
Определение объема знаний и умений.

Знания (что должны знать)
Умения и навыки (что должны уметь) Формирование умения находить наречия в тексте. Определять морфологические признаки наречий, определять их зависимость от других частей речи.
Анализ упражнений по теме урока.

Упражненияучебникастилистическинейтральные, но последнеезадание (текст, через графопроектор)несет воспитательнуюнагрузку.
— для осознанногоусвоения изучаемогов дидактическомматериалеприменяетсяметод рассужденияи объяснения;
— все заданияимеют четкуюформулировку, отсутствиенеясноститолкованияи содержиталгоритмвыполнения.
–содержаниеучебного материалана различныхэтапах закрепленияотражено всистеме упражнений.
в)формированиеинтересовучащихся кизучению русскогоязыка проводитсяв упражнениях, где даютсятексты известныхписателей.
г)статья не содержитдополнительногодидактическогоматериала.

6. Составлениесистемы упражненийпо теме урока.

Этап закрепления
Характер работы учителя и учащихся
Упражнения учебника и дополнительный дидактический материал
Метод (прием) форма работы.
1. Индивидуальная работа репродуктивного характера.
Разбор сложного предложения
2. Коллективная работа
Реконструирование

7. Трудностиусвоения новогоматериала.

Трудности
Причины
Пути предупреждения и устранения Наречие – как часть речи. Усвоение нового материала. Проведение работы по развитию речи, выполнение упражнений по реконструированию.

8. Выбор форми контролязнаний, умений, навыков учащихсяна разных этапахработы.

Этап урока
Цели и задачи
Виды и формы контроля а) Синтаксическая пятиминутка Проверка усвоения предыдущей темы
Фронтальный опрос, работа со статьей
б) объяснение нового материала Развивать умение анализировать изучаемое правило Сообщение, метод беседы. в) закрепление пройденного материала Закрепление умений анализировать изучаемое правило
г) подведение итогов урока Проверка усвоения изученного на уроке Ответы с места. д) домашнее задание Взаимосвязь изученного на уроке с последующим материалом Текстовый контроль.

9. Средстваобучения

Вид СО
Название СО
Этап урока
Цель применения Учебное пособие
Закрепление пройденного материала Проверка ранее изученного материала Графопроектор
Закрепление пройденного материала Развитие интереса к теме урока.

10. Возможностииспользованиямежпредметныхсвязей приизучении темы.

Учебный предмет школьного курса
Какие сведения используются на уроке русского языка
С какой целью используются и на каком этапе урока
Форма (способ) применения на уроке русского языка Литература
Для определения роли наречия в тексте используется отрывок из произведения И.Тургенева. Для развития связанной и устной речи Отрывки из художественной литературы

Развернутыйконспект урокарусского языкав 7 классе.
Вариантурока «А» –объяснениенового материала.

ТЕМА: «Наречие– как частьречи».

Целиурока:
Образовательная: показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; формирование умения находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, в тексте для «живописания действия».
Развивающая: показать роль наречия как одного из средств связи предложений в тексте; расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи наречий.
Воспитательная: воспитание бережного отношения к книгам, любви к природе, уважение к русскому языку.
Оборудованиеурока, средстваобучения:
Русский язык. Практика. Учебное пособие для 6-7 кл. общеобразовательных учебных учреждений. Г.К. Лидман-Орлова. Научный редактор В.В. Бабайцева. М. Просвещение, 1993г. 256с.
Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. В.В. Бабайцева. М. Просвещение. 1993г. 256с.
Граф проектор. Тетради, ручки, карандаш.

Планурока.

1) Организационный момент.
1 мин.
2) Синтаксическая пятиминутка
5 мин.
3) Объяснение нового материала (беседа)
15 мин.
4) Закрепление нового материала
15 мин.
5) Итог урока
2 мин.
6) Задание на дом
2 мин.

Развернутыйконспект урока.

1.) Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы изучи новую тему «Наречие – как часть реи». Также мы повторим постановку знаков препинания при деепричастных оборотах. Откройте тетради, запишите число и тему урока. (Ученики записывают).
2.) Синтаксическая пятиминутка.
Учитель: Урок мы начнем с синтаксической пятиминутки. Давайте запишем на доске и в тетрадях предложение под диктовку и произведем синтаксический разбор
Шел дождь, барабаня по крыше, и, нагоняя тоску, назойливо выл ветер в трубе.
Ученик: Данное предложение сложное, состоит из двух частей, соединенных союзом И, перед которым ставится запятая. Первая часть предложения осложнена деепричастным оборотом, выделяемого на письме с двух сторон запятыми.
Учитель: Правильно. Разбери, пожалуйста, вторую часть как простое предложение.
Ученик: Грамматическая основа – «ветер выл». Подлежащее «ветер» выражено существительным, сказуемое «выл» выражено глаголом. «Выл где?» – «в трубе», это обстоятельство, выраженное существительным с предлогом. «Выл как?» – «назойливо», это тоже обстоятельство, выраженное частью речи, обозначающей признак действия. Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное.
3.) Объяснение нового материала.
Учитель: Молодец. Садись. Ребята, обратите внимание на слово «назойливо». Это наречие. Как вы думаете, какова синтаксическая роль наречия в предложении?
Ученик: Наречие является обстоятельством, так как отвечает на вопрос «как?».
Учитель: Правильно. А теперь давайте запишем из предложений, записанных на доске, словосочетания с наречиями. Работаем в тетрадях и на доске.
Скоро мы нашли в парке очень уютный уголок. Здесь мы довольно хорошо отдохнули.
Ученик: Первое словосочетание «очень уютный» – зависимое слово- -наречие, оно обозначает признак признака, так как зависит от прилагательного.
Второе словосочетание «отдохнули хорошо» – зависимое слово – наречие, обозначает признак действия, так как зависит от глагола.
Третье словосочетание «довольно хорошо» — зависимое слово – наречие, обозначает признак другого признака, так как зависит от наречия.
Учитель: Молодец. Сделай вывод: к какими частям речи может относится наречие, и что оно может обозначать?
Ученик: Наречие может относиться к прилагательному, глаголу и наречию. И обозначает признак признака, действия или другого признака.
Учитель: Правильно. Садись. А теперь давайте разберем, какие же морфологические признаки имеет наречие. Внимательно посмотрите на словосочетания, записанные на доске и сделайте соответствующие выводы. Кто готов отвечать?
*Пел красиво, поют красиво, поешь красиво, писал, красиво выводя буквы
очень красивый ситец
красиво одетая девочка
очень красивого ситца
яйцо всмятку.
Ученик: На основе данных словосочетаний можно сделать вывод, что наречие неизменяемая часть речи, так как остается неизменным независимо от того, с какими частями речи употребляется, может относиться к глаголу, деепричастию, причастию или существительному. Также наречие не имеетокончаний.
Учитель: Правильно. А можно ли только по одному вопросу к наречию определить, что оно обозначает?
Ученик: Нет. Необходимо знать от какого слова (части речи) задается вопрос к наречию.
Учитель: Правильно. А теперь давайте вслух прочитаем параграф 116 «Теории».
Учитель: Скажите, чем отличается наречие от других частей речи?
Ученик: Наречия не имеют рода, числа, падежа, времени, не склоняются и не спрягаются.
Учитель: Правильно. А что общего у наречия и деепричастия?
Ученик: Наречие, как деепричастие является обстоятельством и отвечает на вопрос «как?», а также не имеет окончания.
Учитель: Правильно. А теперь давайте закрепим пройденное.
4.) Закрепление пройденного материала.
Учитель: Давайте выполним упр. №412 на доске и в тетрадях.
*1.Весна в этом году весьма ранняя. 2.Он говорил очень искренне. 3.Спектакль всем крайне понравился. 4. Моя бабушка относится к хлебу чрезвычайно бережно. 5. Он умел слушать очень внимательно.
Учитель: Хорошо. А какими становятся предложения благодаря использованию наречий?
Ученик: Они становятся более живыми, точными.
Учитель: Хорошо. Садись. А теперь давайте прочитаем текст, проецируемый через графопроектор. И подумаем, какова же роль наречий в тексте?
Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный томительный запах – запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума.… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потрескивали.
(И.Тургенев «Бежин луг».
Учитель: Какова же роль наречий в тексте?
Ученик: Наречия дают более точное представление о месте и времени действия. В данном тексте наречие «сладко» соединяет первое и второе предложения. Наречие «кругом» соединяет второе и третье предложения, то есть наречие – одно из средств связи в предложениях.
Учитель: Верно. Молодец. Теперь подведем итог урока.
5.) Итог урока.
Учитель: Давайте ещё раз повторим то, что мы изучили о наречии.

6.) Домашнее задание.
Учитель: Запишите задание на дом: параграф 16 «теории», устно. Упр.№413 письменно. Прочитайте задание, спросите, что вам не совсем ясно.
Урок окончен. До свидания.

У доски работает 1 ученик.В случае ошибок его исправляет учитель и ученики.

Ученик работает у доски.
Если ученик ошибается, учитель прибегает к помощи класса.

Словосочетания записаны на доске заранее.

Читают вслух.

Фронтальная работа При данном виде опроса работает весь класс.

У доски работают сильные ученики, твердо владеющие теорией. Неточный ответ исправляется.

Ученик читает вслух текст, проецируемый через графопроектор.

Один ученик проговаривает теорию, пройденную на уроке. Учитель выставляет оценки.
Все, кто не понял задание, задают вопросы.

Приложение.
Число.
Класснаяработа.
Наречиекак часть речи.
Синтаксическаяпятиминутка.

Шелдождь, барабаняпо крыше, нагоняятоску, назойливовыл ветер втрубе.

Нагоняятоску, назойливовыл ветер втрубе (прост., повест., невоскл., распр.).

Скоромы нашли в паркеочень уютныйуголок. Здесьмы довольнохорошо отдохнули.

Оченьуютный
отдохнулихорошо
довольнохорошо

1.Весна в этомгоду весьмаранняя.
2.Онговорил оченьискренне.
3.Спектакльвсем крайнепонравился.
4.Моя бабушкаотносится кхлебу чрезвычайнобережно.
5. Онумел слушатьочень внимательно.

Образецпредварительнойзаписи учительна доске.

Скоромы нашли в паркеочень уютныйуголок. Здесьмы довольнохорошо отдохнули.

Пелкрасиво, поюткрасиво, поешькрасиво, красивоодетая девочка, очень красивыйситец,
оченькрасивогоситца, яйцовсмятку.

ТСО(графопроектор).
Текстиз произведенияИ. Тургенева.

Темное, чистоенебо торжественнои необъятновысоко стоялонад нами совсем своимтаинственнымвеликолепием.Сладко стесняласьгрудь, вдыхаятот особенныйтомительныйзапах – запахрусской летнейночи. Кругомне слышалосьпочти никакогошума.… Лишьизредка в близкойреке с внезапнойзвучностьюплеснет большаярыба, и прибрежныйтростник слабозашумит, едвапоколебленныйнабежавшейволной.… Одниогоньки тихонькопотрескивали.