Министерствообразования и науки Российской Федерации
Российскийгосударственный профессионально-педагогический университет
Социальныйинститут
Факультетсоциальной работы и социальной педагогики
Кафедрасоциальной работы
Наркоманиясреди подростков и молодёжи как социальная проблема
Курсоваяработа по дисциплине «Теория социальной работы»
Исполнитель
студентка гр. СР-309
Честнова Алёна Игоревна
Научный руководитель
доцент, кандидат медицинских наук
Деминов АнатолийГригорьевич
Екатеринбург2009г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Проблемы наркомании
1.1 Исторический аспект наркомании
1.2 Развитие наркомания в России
1.3 Наркомания среди подростков
Глава 2. Профилактика наркомании
2.1 Общественность в профилактикенаркомании
2.2 Педагогические меры профилактики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложения
Список литературы
Введение
Понятия«наркомания», «наркотики», «наркоман» стали частью жизни человечества и особойпроблемой совсем недавно, в XX веке, во второй его половине. Понятиенаркомании, как особой сферы социальной патологии, стало обозначатьсоциально-биологическую угрозу, имеющую глобальный масштаб и характер.Появление отдельной области медицины, сотен наркологических клиник и лечебниц,тысячи смертей от наркотиков, причем часто самых лучших представителейобщества, мировой наркобизнес, имеющий самый крупный денежный оборот и самуюсильную мафию, угроза генофонду, специальные политические программы, комитеты иобщества по борьбе с наркотиками.
В настоящее времячисло молодых людей, употребляющих психоактивные вещества, продолжаетнепрерывно возрастать. При этом, сегодня вряд ли можно найти подростка, которыйбы не знал о смертельной опасности наркотиков. Очевидно, что это знание вбольшинстве случаев никого не останавливает.
Злоупотреблениенаркотиками лишает сегодняшних детей, как право вступать в грядущий век счувством достоинства и в полном здравии, так и возможности внести значимыйвклад в будущее своих стран и всего мира. Более того, некоторые детисталкиваются с наркоманией уже в утробе матери. Их первое знакомство с миромэто жестокие боли, которые они испытывают в связи с абстиненцией из-завыработавшейся у матери привычки к наркотическим веществам.
Самая сложнаяпроблема, связанная с подростковой наркоманией – это проблемасоциально-психологической и психологической предрасположенности подростка купотреблению наркотических веществ, социально-психологических причин, лежащих вструктуре так называемой преднаркотической личности и ее непосредственногоокружения.
Главный вопрос, накоторый современная наука ищет ответ: что заставляет молодых людей начинатьупотребление наркотиков? Предупредить болезнь гораздо легче, чем ее лечить. Этодело не только специалистов: медиков, психологов. Прежде всего, об этом нужнозадуматься всем родителям. Задуматься о том, что нужно сделать, чтобы уберечь своихдетей от наркотиков и как помочь им, если уберечь уже не удалось.
Можно все время впоисках утешения перекладывать ответственность за распространение наркотиков нагосударство, которое “не заботится” о подрастающем поколении, направоохранительные органы, “которые ничего не могут”. Так чаще всего иделается. Но в этом случае вопрос о том, почему ребенок сделал выбор в пользунаркотиков, остается без ответа.
Наркомания— не болезнь вобычном смысле этого слова. Но и это не обыкновенный порок из числа тех, чтоприсущи здоровым людям.
Наркомания — этототальное ( то есть затрагивающее все стороны внутреннего мира, отношений сдругими людьми и способов существования) поражение личности, к тому же вбольшинстве случаев сопровождающееся осложнениями со стороны физическогоздоровья. Это значит, что человек, идущий по пути наркомана, постепенноуничтожает свои лучшие нравственные качества; становится психически не вполненормальным; теряет друзей, потом семью; не может приобрести профессию илизабывает ту, которой раньше владел; остается без работы; вовлекается впреступную среду; приносит бездну несчастий себе и окружающим и, наконец,медленно и верно разрушает своё личное тело.
Еще однаособенность наркомании состоит в том, что она как патологическое состояние взначительной степени необратима, и те негативные изменения, которые произошли вдуше человека в результате злоупотребления наркотиками, остаются с нимнавсегда. В этом наркомания похожа на увечье: если нога ампутирована, она сноване вырастет, если в результате наркоманских похождений чистота души и семейныхотношений потеряны, они не восстановятся. Рубцы в душе заживают куда труднее,чем на коже.
Вдобавок, кбольшому несчастью для наркоманов, действие наркотиков навсегда«отпечатывается» не только в памяти, но и в организме. И если давноотказавшийся от них человек вновь решит попробовать, ему неизбежно сновапридется пройти через все круги наркоманского ада. Поэтому наркологи стараютсяне говорить о ” выздоровевших наркоманах”, а предпочитают термин«неактивные наркоманы» ( т.е. не употребляющие наркотики в данныймомент).
Знаете, что самоестрашное в наркомании?
То, что наркоманы(часто также их родные) слишком поздно понимают, что она не просто “балуются наркотиками”, а уже зависят от них. Иногда зависимостьразвивается через полгода и даже год, чаще через 2-3 месяца, но нередко человекстановиться наркоманом после первой же инъекции «черного» раствора.Что будет в конкретном случае с тем или другим человеком, никто не знает. Иникто не должен говорить себе: ” Я знаю, что могу попробовать наркотики иничего страшного не случится”.
Что самое ужасное,наркомания шагает по миру все более и более широкими шагами. Если раньшенаркотики употребляли единицы, и многие из них могли жить с этой привычкой довольнодолго, то сейчас наркомания становится массовой, а с распространением огромногоколичества синтетических наркотиков, которые стали очень доступными ипопулярными у молодежи, это зло стало покушаться на самую большую ценностьчеловечества – детей и молодых людей.
Глава 1 Проблемынаркомании
1.1 Историческийаспект наркомании
Наркотики знакомылюдям уже несколько тысяч лет. Археологические исследования показали, что людии в дописьменную эпоху знали и употребляли алкоголь и растения, изменяющие сознание.Скорее всего, первым алкогольным напитком было пиво, виноградное вино появилосьтолько в 4 или 3 веке до новой эры. Первое письменное свидетельствоиспользования алкоголя — рассказ о пьянстве Ноя из Библии.
Уже за 5 тысяч летдо новой эры на Ближнем Востоке в религиозных и медицинских целях использовался«злак радости», вероятнее всего опиумный мак.
Около 2700 года доновой эры в Китае использовали в виде отвара коноплю, как средство от подагры ирассеянности.
На стенахпогребальных комплексов индейцев Центральной и Южной Америки есть изображениялюдей, жующих листья растения коки.
В Новом свете вовремя некоторых ритуальных действий индейцы через трубки вдыхали дым отброшенных в костер табачных листьев, от чего они впадали в полусонное илиполубредовое состояние.
В древнегреческомгороде Дельфы был воздвигнут необыкновенной красоты храм в честь бога солнцаАполлона. Со всех концов Греции приходили в него люди, чтобы узнать, что ихждет в будущем. Греки верили, что Аполлон обладает даром предвидения. Своипредсказания бог вкладывал в уста пифии, жрицы-прорицательницы, галлюцинирующейпосле приема настоя белены.
Норвежские викингиперед сражениями пили специально приготовленный напиток из мухоморов. Благодарянему, они приходили в неистовую ярость, испытывали прилив сил и не чувствовалиболи. Таких воинов называли берсеркеры, то есть бешеные.
Наркотики былиизвестны еще в древности. Наркотико-содержащие растения во все времена жизничеловека были его постоянными спутниками. Из литературных источников известно,что еще почти 5 тысяч лет тому назад тропическое растение кока приносило людямрадость и облегчение. Индейцы закладывали немного листьев коки и комочекизвести за щеку, что утоляло голод и делало менее чувствительным холодвысокогорья. Ежедневно употребляя листья коки, индейцы превращались в стариковв возрасте 30-35 лет. Кока была составной частью религиозных обрядов и дажепредметом традиционной кухни.
Ее листья,растущие на небольшом кустике, в восприятии инков имели божественноепроисхождение, в представлениях о “Маме Коке” смешивались элементы веры вбожественную матерь и преклонении перед необычайной силой, заключенной врастении. В инкской империи потребление коки было привилегией “детей солнца”как называли себя представители господствовавшего этноса. Индейцы чибча, самойкрупной индейской группы Колумбии, применяли ее в ритуальных целях, а индейцыпаэс (юго-запад Колумбии) жевали листья коки в минуты отдыха.
Прибывшие наамериканский континент испанцы довольно быстро поняли, что кока занимает важноеместо в жизни индейцев. Об этом сообщалось во многих сочинениях, описывавшихнеизвестные ранее европейцам земли.
Однако непониманиепродолжалось недолго, и испанцы довольно скоро во многом разобрались. Поэтомуони поощряли производство коки и способствовали ее более широкому потреблению.Ведь это позволяло извлекать большие доходы из повседневного труда индейцев.Сами испанцы также приобщились к коке, а многие совсем пристрастились к«травке» и даже торговали ею. Кока превратилась в один из элементов системыугнетения. На серебряных шахтах в Потоси (Боливия) рынок коки имел годовойоборот в 1 млн. песо 9сегодня его оборот оценивается в 450 кг. золота). важно отметить: продовольственных товаров и одежды – в том же месте и в то же время– продавалось на 400 тыс. песо в год.
Поначалудуховенство боролось против «варварского обычая» жевать листья коки. В 1576 г. Церковный собор в Риме запретил «дьявольское зелье», а король Испании Филипп II издал суровыезаконы, направленные против производства коки. Но эти меры не достигли цели,даже многие церковники, узнав вкус «травки», не пожелали с ней расстаться.
Способ получениякокаина открыли, очевидно, индейцы племени гуахиро, живущие на севере Колумбии.И производило это где-то в середине XIX в. Они кипятили листья с другимидобавками, получая густую жидкую массу, схожую с той, которая сегодняиспользуется в качестве кокаиновой основы. После очистки она превращается впечально знаменитый белый порошок, имеющий ныне столько горячих приверженцев инепримиримых противников.
Еще черезнекоторое время кока и кокаин сделали свои первые шаги на мировой арене. В 1863 г. появилось новое вино. Оно имело необыкновенный успех. По свидетельству различных авторов, этовино украшало столы известнейших представителей той эпохи, в том числе и папыримского.
В 1885 г. фармацевт Соединенных штатов Джон Смит Памбертон, памятуя об успехе вина изобрел кока-колу вкачестве лекарства от головной боли. Позднее он заменил в этом напитке спиртобычной газированной водой. В 1891 г. право на изготовление кока-колы былокуплено Григсом Кардлером, а сама она постепенно превратилось в один из символовамериканского образа жизни. В 1884 г. в качестве обезболивающего средства прихирургических операциях Зигмунд Фрейд опубликовал статью «о коке», в которойрекомендовал кокаин для снятия нервного напряжения и усталости. Однако надозаметить, что в этой работе автор путает термины кока и кокаин; впрочем, этовесьма распространенная ошибка, встречающаяся и в наши дни.
Потреблениекокаина как стимулятора получил достаточно заметное распространение лишь впервом десятилетии XX века, когда он появился на рынках Соединенных штатов иЕвропы (тогда его по продажной стоимости намного опережали опиум и героин,поступавшие из Азии). Одновременно развернулась полемика о вреде кокаина, врезультате он оказался во многих странах под запретом. Но и это не остановилосвоеобразное «триумфальное шествие» коки по миру.
Резкому подъемупотребления кокаина способствовала вторая мировая война. Трудности странспортированием героина привели к весьма ощутимому уменьшению его сбыта вСоединенных Штатах. Кроме того, центр героинового бизнеса – Шанхай,оккупированный Японией, на время «вышел из игры». Но сложности международнойобстановки не уничтожили порока, как и не заставили торговцев наркотиками,смириться с потерей крупных барышей. В этой ситуации отличным выходом сталимарихуана и кокаин, производящийся на Американском континенте, их было гораздо прощеприобретать и перевозить.
Но кокаин – это неединственный наркотик, имеющий богатую историю. При археологических раскопках вЕвропе в поселениях людей каменного века среди пищевых отходов найдены семенаопиумного мака. Как видим, с опием человечество знакомо очень давно; опиумнаянаркомания началась еще до нашего летоисчисления. У разных народов этотнаркотик назывался по-разному.
В древнегреческомгороде Дельфы был воздвигнут необыкновенной красоты храм в честь бога солнцаАполлона. Со всех концов Греции приходили в него люди, чтобы узнать, что ихждет в будущем. Греки верили, что Аполлон обладает даром предвидения. Своипредсказания бог вкладывал в уста пифии, жрицы-прорицательницы, галлюцинирующейпосле приема настоя белены.
Норвежские викингиперед сражениями пили специально приготовленный напиток из мухоморов. Благодарянему, они приходили в неистовую ярость, испытывали прилив сил и не чувствовалиболи. Таких воинов называли берсеркеры, то есть бешеные.
Средневековыезнахари, в основном женщины, систематически использовали белену, беладонну,дурман в своих снадобьях. Галлюцинации, вызываемые этими снадобьями, описаны вмногочисленных трактатах инквизиции, как «шабаш ведьм».
В одиннадцатомвеке опиум попал в Индию и Китай. В Китае опиум придумали курить для получениянаркотического эффекта. К середине 19 века несколько миллионов китайцевпристрастились к опиуму. Опиумная наркомания стала в Китае государственнойпроблемой. Власти пытались ограничить и даже запретить ввоз в страну опиума,который производился в Индии и ввозился в Китай английскими торговцами (Индиятогда была колонией Великобритании). Англичане не желали сокращать опиумнуюторговлю — она приносила слишком большие прибыли, к тому же наркоманиясчиталась проблемой только китайцев — в самой Британии она не получила ещебольшого распространения.
В 1839 году поприказу китайского правительства был уничтожен большой груз опиума,принадлежащий английским и американским торговцам. Началась первая опиумнаявойна, которую Китай проиграл. Торговля продолжалась и в 1856 году привела ковторой войне, которая закончилась в 1858 году частичной победой Китая.Легальная торговля опиумом стала сокращаться, но полностью она прекратиласьтолько в начале 20 века, когда в так называемом «цивилизованном» мире осознали,наконец, какой вред несут наркотики.
«Особая» роль вразвитии наркомании принадлежит медицине. В попытках изобретения новыхэффективных лекарственных препаратов немецкий фармацевт Сертурнер в 1803 годуиз опиума выделил морфий — первый «чистый» наркотик.
Весь 19 век опиуми морфий использовались при лечении ревматизма, болей, лихорадки, бессонницы,простуды, служили наркозом при хирургических операциях.
В истории кокаинабыл период, когда его использовали для лечения депрессии и снятия болезненныхощущений.
Во второй половине19 века марихуану стали применять для лечения бессонницы и нервных расстройств.
То, что наркотикивызывают привыкание, было ясно осознано только в 1870-х годах.
В 1898 году былсоздан героин, который оказался в 10 раз сильнее морфия из-за того, что оченьлегко преодолевал защитную оболочку мозга.
20 векхарактеризуется уже лавинообразным распространением наркотиков, приобретающимхарактер эпидемии.
Первая вспышкаэпидемии наркомании пришлась на первые годы 20-го века и связана с массовымупотреблением кокаина и героина как лекарственных и тонизирующих средств, чтоособенно было распространено среди имущих классов и творческой богемы.
После 1-ой МировойВойны — новая вспышка: наркотики «снимали стресс» у воевавших истрадавших от потерь и послевоенной разрухи, да и раненые, пережившие боль подморфийным наркозом, внесли свой весомый вклад в ряды наркозависимых.
В 20-х годах в СШАвводится сначала ограничение, а затем и запрет на продажу алкоголя. Почти сразуже резко возрастает употребление марихуаны. Отмена «сухого закона» ивведение жестоких мер наказания за употребление марихуаны и торговлю ею привелик тому, что в последующие тридцать лет уровень ее потребления заметно снизился.
Самый сильныйвсплеск наркомании в 20 столетии пришелся на 60-е 70-е годы. Это время отмеченомассовыми молодежными протестными движениями на Западе и возникновениембольшого количества различных сект. Наиболее известным молодежным движением техлет было движение хиппи. Получила стремительное развитие молодежная массоваяпоп культура. Все эти явления были тесно связаны с наркотиками.
К уже привычнымнаркотикам добавились вновь созданные лекарства против депрессии, тревожности ибессонницы.
Опыты 50-х годов,проводимые в США, с необычным веществом-галлюциногеном, сокращенно именуемымЛСД, вскоре после начала исследований были прекращены, препарат был запрещендля использования в любых целях, однако успел превратиться в новый очень мощныйнаркотик.
На фоне резкогороста доходов от нелегальной продажи наркотиков стала складыватьсямеждународная наркомафия.
Практически вовсех странах были приняты и стали реализовываться программы борьбы сраспространением наркотиков, которые включали профилактическую работу смолодежью и подростками, оказание помощи наркозависимым и борьбу с наркомафией.
Все эти усилияпринесли свои плоды, и в развитых странах удалось предотвратить дальнейшеераспространение наркотиков, а в некоторых случаях даже снизить количествонаркоманов.
1.2 Развитиенаркомании в России
Что касаетсяРоссии, о пристрастии к наркотикам в Российском государстве нет каких-либоважных свидетельств ни в летописях, ни в сказаниях. Но это вовсе не означает, чтонаши предки наркосодержащих растений не знали. Известны традиционныенаправления русского экспорта. Наряду с медом, пушниной, льном и прочим шлаторговля пенькой, конопляным маслом, джутом, канатами — продуктами весьманаркогенной культуры из семейства Cannabis, т.е. конопли. Наиболее яркойоказалась судьба мака. То, что сказано русским народом о маке, никогда неявлялось наркоманским жаргоном.
Дурманнымисвойствами этих привычных растений русское население не очень-тоинтересовалось. Гашиш и кальян почему-то не оказались предметом влияния иподражания в русском народе. Конечно, бывали отдельные случаи самодурствапомещиков, дегустировавших эти вещества. Но каких-либо конкретных свидетельствзависимости или пристрастий история нам не оставила.
Во врачебнойпрактике, особенно во время военных действий, конечно же, не обходились безнаркотиков (опиума и его производных). Но способы их применения всецелозависели от условий, а также талантов врачей и аптекарей. Приготовлялись всевиды настоя: опий с водкою и отвары из стенок коробочек мака, опий высушенный,мази и капли. При этом аромат конопляных полей и мак не оставили в нашейистории следов наркотизма. Даже в мучениях или болезнях врачебное применениенаркотиков имело меру и границы полезного смысла и осознанное отношение. Исегодня об этом необходимо помнить.
Тысячу лет всознании народа не появлялось и тени намека на увлечение отравой. В самомсознании православного человека содержался вполне сформированный иммунитет.Сегодня, как никогда ранее, очень многим необходимы вместо поиска наслаждений икомфорта эти знания и мудрость, эта «прививка от наркомании».
Употреблениенаркотиков (как и когда-то алкоголя) стало фактически повсеместной проблемой.Видимо, кто-то, как и прежде, заинтересован изъять из истории следы того мира,в котором столетиями охранялась и строилась жизнь православного человека.Однако накануне крушения Российской империи в сознании русского обществанаркомания воспринималась как что-то скандальное, экзотическое. В «высшемсвете» полушепотом обсуждалось пристрастие к наркотикам князя Ф.Ф.Юсупова. В большей степени наклонность к наркотикам проявлялась в бандитскихпритонах. Свидетельства о наркоманах-одиночках или мальеньких группах можнонайти в литературе тех лет: повести «Молох» Куприна, «Роман скокаином» Агеева, рассказ Булгакова «Морфий». Кокаин и морфийпоявились в богемно-эзотерических салонах авангардистов — как атрибутикаэпатажной революционности новых искусств. Традиционное православноемировоззрение русского народа не позволяло наркомании в России превратиться вобщественно значимую проблему.
После 1917 г., когда государство Российское, а точнее — тысячелетний, глубинный, казавшийся нерушимымфундамент православного государства, дал страшную трещину, влияние этогоединственного сдерживающего фактора было сведено к нулю. Без православногопонимания в России проблема наркотиков неразрешима — это необходимо признатьочевидным. Именно в Церкви, в православных традициях и в нашей истории хранитсяспасительный компас, путеводитель, а лучше сказать — свеча надежды в миреожесточившемся, падшем, где наркомания лишь знаменует физическое и духовноеразложение, дегенерацию и распад.
Наша странапережила две большие «волны» наркомании: первая прошла в 1920-е, втораяначалась в 1980-е.
В начале 1920-хширокое распространение наркомании стало естественной реакцией на общеесостояние социальной неустроенности после Гражданской войны. Самым популярнымнаркотиком был «марафет», (т.е. кокаин), который нюхали не толькобеспризорники, но и студенты, рабочие. Когда во второй половине 1920-хусилилась борьба с контрабандой и одновременно был отменен «сухой закон»,наркомания быстро пошла на спад.
Повышениеоткрытости советской экономики и обострение ее социально-экономических проблемпослужили основой нового взлета наркомании в последние годы существования СССР.Наркомания 1990-х приобрела размеры, серьезно тревожащие общественность Россиии других постсоветских государств.Уровень потребления наркотиков считаютугрожающим генофонду нации, если 5% населения страны потребляют наркотики.Между тем социологические исследования конца 1990-х показали, что 10–15%населения так или иначе знакомы с наркотиками, причем 70% наркоманов составляетмолодежь. В начале 21 в. количество лиц, злоупотребляющих наркотиками, достиглов России нескольких миллионов человек. По оценкам специалистов, в ближайшиенесколько лет их количество может увеличиться в 2 раза.
Наркотизацияроссийского общества сопровождается формированием групп или сообществнаркоманов. С одной стороны, наркоманы испытывают затруднения в добывании нетолько средств на наркотики, но и самих наркотических веществ, а потомувынуждены поддерживать связи с теми, кто первоначально приобщил их кпотреблению наркотиков. С другой стороны, для наркомана весьма характерностремление приобщить к пороку свое ближайшее окружение – не только для того,чтобы создать атмосферу одобрения, но и для перепродажи наркотиков, чтобыдобыть хронически не хватающих денег.
Результатысоциологических исследований показывают, что в современном российском обществеотношение к наркоманам становится менее жестким. Потребление наркотиков, поданным исследований, уже не рассматривается как опасность, как «из ряда вонвыходящее» явление. Так, у значительной части молодежи наркотики вызываютинтерес, переходящий границы бытовой любознательности. Заметно сократилосьрасстояние между нормой и отклонением, стирается грань между допустимым инедозволенным. Быть «обколотым», «обкуренным» стало в некоторых кругах «стильно»,модно, престижно. По наблюдениям социологов, жаргонные выражения наркомановстановятся широко употребительными среди подростков и юношей, устойчиво входятв молодежный сленг. На смену алкоголю как атрибута молодежных досуговыхмероприятий приходят именно наркотики, которые становятся неотъемлемойособенностью молодежной субкультуры, компонентом общения вподростково-молодежной среде.
За последнее времяпретерпела значительные изменения социально демографическая структуранаркотизации молодежи. Теперь все чаще потребителями наркотиков становятсядостаточно социально адаптированные и благополучные люди. По даннымисследований, из числа употребляющих наркотические вещества с разной степеньюпериодичности подростков или тех, кто обнаруживает склонность к их потреблению,около 3/4 данного контингента опрошенных подростков и молодежи живут в полныхсемьях представителей среднего класса. Все чаще наблюдаются случаи наркотизацииэлитарной части российской молодежи – студенческой: из числа респондентов, обнаружившихтенденцию к употреблению наркотиков, более половины составляют студенты высшихучебных заведений.
Вовлечениюподростков в наркотизацию способствуют вызывающие стресссоциально-экономические условия постсоветской России. Обстановка политического,экономического и нравственного кризиса в стране порождает у людей (в первуюочередь, у молодежи) ощущение стресса, неуверенности, и провоцирует «снятиенапряжения» с помощью наркотиков. Потребление наркотиков выступает иллюзорнымспособом адаптации к сложной микросоциальной обстановке, решения личностныхпроблем, служит порой средством самоутверждения.
Первыеотечественные научные исследования наркомании и наркотизма относятся к концу 19в. Так, в 1885 по заказу губернатора Туркестанского края С.Моравицким былопроведено исследование этого региона, в котором подробно проанализированыспособы употребления и виды наркотиков, способы выращивания, а также количествопосадок и даже цены на наркотики. В 1920-е продолжалось активное изучениенаркомании и наркотизма (А.Рапопорт, М.Н.Гернет). Однако с 1930-х по 1960-еисследования этих проблем практически прекратилось – с одной стороны, посколькуони заметно потеряли актуальность, а с другой стороны, под влияниемидеологических запретов. Первое после долгого перерыва крупное эмпирическоесоциологическое исследование наркомании и наркотизма было проведено в Грузии в1967–1972 под руководством А.А.Габиани. С 1980-х основным центромсоциологических исследований наркомании и наркотизма становится Институтсоциологии АН СССР (сейчас – Институт социологии РАН).
1.3 Наркоманиясреди подростков
Подростковыйвозраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществевзрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослыхсуществует однозначно негативное отношение к наркотикам и наркоманам, подросткиодной из форм протеста выбирают употреблением наркотиков.
Кроме того,переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностейв переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания. Зачастуюриск реализуется в употреблении наркотиков и правонарушениях.
Первоначальныеэпизоды, связанные с введением в организм наркотика, не осознаются молодымилюдьми в полной мере. Способность к аналитическому мышлению у большинстванаркоманов нарушена, и они не в состоянии уяснить, что эти новые впечатления неявляются нормальными. Единственной шкалой оценки нового состояния становятсянормы нового сознания. На их основании состояние измененного сознаниявоспринимается как объективное и нормальное, и оно не беспокоит человека,находящегося под действием наркотика. Их больше беспокоят те, кто этогосостояния не понимает.
К моменту, когдаребенку исполняется 10 лет, на физическое развитие расходуется меньшая частьего энергии. В эти годы дети охотно учатся и стремятся развивать своиумственные способности и индивидуальность. Они уже имеют представление о том,для чего необходимо образование, и умеют учиться. Если их не слишком многоругают и у них не накопилось слишком большого количества плохих отметок, импо–прежнему нравится школа и нравится учиться. Работа с учащимися этоговозраста может быть захватывающей, приносящей удовлетворение и интересной.
В эти годы дети,которые подвержены риску начать употребление алкоголя и наркотиков, начинаютяснее осознавать неблагополучность обстановки в семье. Они начинают страдать отчувства собственной неполноценности; они проявляют признаки недостаточнодобросовестного отношения к учебе; у них может развиться убежденность в том,что школа не для них. Это убеждение возникает после чрезмерно большогоколичества неудач и плохих оценок.
В это время детиначинают принимать осознанные решения, касающиеся их жизни, включая решение отом, продолжать ли свое образование. Кое–кто начинает подумывать о том, чтобыбросить учебу, выбрав вместо этого путь, который, по их мнению, потребуетменьших усилий и быстрее принесет конкретные плоды. Этот период является дляних определяющим, временем принятия решений относительно будущего. Учителя идругие взрослые должны осознавать, что дети в этом возрасте чрезвычайно ранимы.Трудные подростки легко поддаются соблазну начать торговать наркотиками, атакже употреблять их, что приносит удовлетворение, заключающееся в«быстром решении» проблемы заработка, в обретении определенного весасреди сверстников или временном отрешении от жизненных проблем. Им также легкодоступен алкоголь, который в начале обеспечит им удовольствие и уход от всехпроблем.
Хотя большинстводетей этого возраста не так сильно подвержены риску наркомании, администрацияшколы и учителя должны присматриваться к учащимся своей школы и старатьсявоздействовать на тех из них, которые могут рассматриваться какнеблагополучные. Определив таких детей, администрация и учителя смогут сделатьпопытку помочь им развить веру в свои силы прежде, чем они встанут на путь, гденет места образованию.
Существуют,конечно, другие особенности, характерные для детей этого возраста. Например,они начинают становиться независимыми, процесс, который продолжается напротяжении всей юности. Хотя большинство детей все еще привязано к своимсемьям, они все больше начинают стремиться принимать решения самостоятельно ипроводить больше времени со своими друзьями и меньше в кругу семьи.
В этом возрастедети стремятся развивать отношения со своими ровесниками. Характер этихотношений может быть самым различным от крепкой дружбы до принадлежности кгруппе или команде, члены которых обычно бывают одного пола и возраста. Такоеповедение возникает из потребности действовать независимо от родителей и бытьпринятым среди сверстников.
В этом возрастедети начинают одинаково одеваться, сбиваться в группки, придумывать свои шуткии собственный жаргон, в попытке быть своим среди своих. Дети не отчуждаются отсвоих семей, но все в большей степени обращаются к родителям, главным образом,когда нуждаются в защите, например, во время кризисных ситуаций, или вматериальной поддержке, например, в деньгах. Как ни трудно для родителей этостремление детей к независимости, очень важно делать все, чтобы сохранятьдоверительность в общении с ними. Если дети не могут позволить себе бытьоткровенными в общении со своими родителями в этом возрасте, то эта проблемалишь усугубится в подростковом возрасте, а недостаточно хорошие отношения сродителями в юности делают молодежь неустойчивой к влиянию со сторонысверстников, для которых употребление алкоголя и наркотиков является нормойповедения.
Недавно в Центрепрофилактики наркомании среди были проведены исследования, показавшие, в какомвозрасте и как получают дети знания о наркотиках.
Ребят интересуетвсе, что связано с наркотиками — их действие, как их принимают. О жуткихпоследствиях употребления если и слышали (большинство из них говорят, чтоникогда не слышали), то всерьез эти сведения не воспринимают. Сами наркотикипока не пробовали, с наркоманами знакомы единицы (о таком знакомстверассказывают с гордостью). Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужихслов.
Необходимоотметить, что это возраст появления любопытства к наркотикам, возрастподражания и формирования «моды». В этом возрасте школьники начинают играть «внаркоманов» и интересоваться видеофильмами о борьбе с наркомафией. Частое ипрактически всегда непрофессиональное обсуждение проблемы наркотиков средствамимассовой информации (в первую очередь на телевидении) по большей части даетпрямо противоположный эффект — усиливает любопытство к наркотикам и наркоманам.
Надо сказать, чтопо данным американских исследователей дети начинают эксперименты с приемомнаркотиков с десятилетнего возраста. В нашей стране это прерогатива следующейвозрастной группы.
Двенадцать — четырнадцатьлет
Основной интерес уребят вызывает возможность употребления «легких» наркотиков — марихуананаркотиком не считается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишьнекоторые; пробовали наркотик немногие — из любопытства; знакомы спотребителями и распространителями практически все.
О наркотиках знаютмного — из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны,информации об отрицательных сторонах действия наркотиков практически нет.Опасность употребления сильно недооценивается. Разговаривают о наркотикахтолько между собой (это «страшная тайна» для взрослых, следовательно —органическая часть молодежной культуры).
Для многихподростков это возраст первого знакомства с наркотиками. Чаще всего это пробывдыхания растворителей или прием под влиянием сверстников каких-либотаблетированных психоактивных препаратов.
Четырнадцать — шестнадцатьлет
По отношению кнаркотикам формируются три группы:
1. Употребляющие исочувствующие — интересуются вопросами, связанными со снижением риска приупотреблении наркотиков. Не верят в привыкание. Употребление наркотиковсчитается признаком независимости и крутости. Среди членов этой группы многоребят, являющихся лидерами по характеру.
2. Радикальныепротивники — «сам никогда не буду и не дам гибнуть другу». Многие из членовэтой группы считают употребление наркотиков признаком слабости инеполноценности.
3. Группа, неопределившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть может начатьупотребление под влиянием друзей. В основном в этой группе находятся ребята,относящиеся к проблеме наркотиков с плохо скрываемым любопытством.
Шестнадцать — восемнадцатьлет
Группысохраняются, но число не определившихся значительно уменьшается. Качественноменяется содержание знаний о наркотиках — они детализируются и становятся болееобъективными. Появляется первая негативная информация (в основном из опытасверстников, употребляющих «сильные» наркотики).
В группеупотребляющих и сочувствующих пожинают первые плоды, в связи с этим большойинтерес вызывают криминальные последствия употребления и скорость развитияпроцессов, влияющих на здоровье. Глобальной проблемой наркоманию считаютнемногие.
Среди радикальныхпротивников растет число людей, осознающих необходимость активных действий,направленных на изменение ситуации. Ребята начинают осознавать наркотики, какглобальную проблему.
Многие изфакторов, которые повышают риск наркомании среди молодежи, не поддаютсяконтролю со стороны школьной администрации и учителей; однако, педагоги частоузнают об опасности, грозящей учащемуся, по его академической успеваемости иповедению. Учащимся способны помочь занятия и упражнения, содействующиеразвитию и укреплению чувства собственного достоинства, чувства ответственностиза себя и других, определению целей на будущее, саморегуляции,стрессопрофилактике.
Глава 2.Профилактика наркомании
2.1 Общественностьв профилактике наркомании
Профилактическаядеятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечиваетсясовместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальныхработников, сотрудников правоохранительных органов. Однако несмотря на всеусилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом.Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызываетбольшие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационнаяработа в области наркологии касается явных запущенных случаев наркомании,токсикомании и алкоголизма.
Нагосударственном уровне ни одна, даже самая благополучная в экономическомотношении страна не финансирует весь спектр деятельности по борьбе снаркоманией и ее последствиями
Внастоящее время различными являются и формы законодательного отношения к наркотикам- от разрешения на легальную торговлю «легкими» наркотиками (Дания, Нидерланды)до введения смертной казни за распространение наркотических средств (Китай,Ирак).
Системапрофилактических мер, несомненно, нуждается в экономической оценке.
Всегопо категории ущерба можно выделить три группы факторов — медицинский ущерб,социальный ущерб, потери системы образования. Для образовательной среды этовыглядит следующим образом:
ухудшениекриминогенной обстановки в образовательной и микросоциальной среде;
снижениевнутришкольной дисциплины и общей успеваемости учащихся и студентов;
распространениеидеологии наркоманической среды и связанное с этим искажение иерархии ценностейу детей и молодежи.
Анализируяобстановку в области профилактики наркомании в России, следует сказать, чтопервичной профилактикой наркомании преимущественно занимается системаобразования, в основном образовательные учреждения среднего звена — школы,профессиональные училища, менее активно — колледжи, лицеи и вузы. Введены новыеучебные программы («Основы безопасности жизнедеятельности», «Валеология»),косвенным образом ориентированные на профилактику наркомании. Единойгосударственной программы нет, следовательно, существующие профилактическиемероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделямпрофилактики.
Необходимодобавить, что до сих пор не создана система целенаправленной подготовки кадровдля работы с детьми и молодежью, имеющими проблемы с употреблениемнаркотических средств и одурманивающих веществ. Большинство педагогическихработников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в областипредупреждения злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. В системе повышенияквалификации педагогических кадров и иных работников социальной сферы представленоминимальное количество курсов, ориентированных на профилактику наркозависимостиу детей и молодежи.
Всвязи с этим одним из важнейших аспектов антинаркотической профилактическойработы в системе образования является включение в программы образовательныхучреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификацииспециалистов, работающих с детьми и молодежью, вопросов профилактикизлоупотребления ПАВ.
Представляетсяважным анализ правового поля в России с точки зрения профилактики злоупотребленияПАВ.
Всестороны, заинтересованные в решении проблемы профилактики наркомании, ощущаютпотребность в конкретных законодательных актах, четко регламентирующих такуюдеятельность. Современное развитие законодательной базы характеризуется тем,что место профилактики среди других юридических понятий не определено, т.е.правовое поле профилактики не разработано и законодательное обеспечениегосударственной системы профилактики наркомании практически отсутствует.
Профилактическаядеятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечиваетсясовместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальныхработников, сотрудников правоохранительных органов. Однако несмотря на всеусилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом.Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызываетбольшие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационнаяработа в области наркологии касается явных запущенных случаев наркомании, токсикоманиии алкоголизма.
Нагосударственном уровне ни одна, даже самая благополучная в экономическомотношении страна не финансирует весь спектр деятельности по борьбе снаркоманией.
Следует признать, что до настоящеговремени не выработано единой стратегии по данной проблеме. Для примера можносравнить существующие точки зрения на антинаркоманическую пропаганду.
Некоторые специалисты считают, что всепагубные последствия употребления наркотиков обусловлены их запретом, ипредлагают легализовать продажу очищенных и дозированных опиатов, амфетамина,препаратов каннабиса, что уменьшит смертность от передозировок, снизитпатологические реакции, облегчит контроль за распространением наркотиков ивместе с тем не приведет к увеличению числа лиц, употребляющих наркотики.
В рамках первичной профилактики важноезначение имеет пресечение распространения наркотических веществ и сырья, изкоторого они могут быть изготовлены, контроль за распространением психоактивныхвеществ медицинского назначения. К этой же группе относятся все мероприятия,направленные на психосоциальное оздоровление популяции в целом, посколькуизвестно, что частота наркотизма тем выше, чем больше проявлений социальнойдезадаптации и деградации в семье и микрогруппах, где воспитываются подростки.Тесная взаимосвязь нарушений социальных норм поведения в семье и риска развитиянаркомании подчеркивалась неоднократно многими авторами. Около 75% подростков,поступающих на обследование и лечение в связи с наркотизмом и наркоманией,воспитывались в неблагополучных семьях. С другой стороны, раннее приобщение кнаркотикам и другим психоактивным веществам ведет к тому, что подросткипроявляют склонность к делинквентному поведению и легко становятся на путьпреступлений. Употребление подростками наркотиков неизбежно деформирует процесссоциализации, препятствует формированию моральных ценностей, этическихкритериев, что служит основой для становления патологического с социальнойточки зрения образа жизни. В среде подростков-наркоманов распространены такиеправонарушения, как хранение и распространение наркотиков, кражи, грабежи,хулиганство. Ряд преступлений совершается в состоянии наркотического опьянения.
Фактором, предрасполагающим к наркотизму иболее быстрому становлению наркомании, являются определенные патохарактерологическиеособенности личности. Склонность к потреблению психоактивных веществ наиболеелегко формируется у подростков с акцентуациями характера по неустойчивому,истероидному и эпилептоидному типам. Высока вероятность развития наркомании улиц, терпимых к различным отклонениям от психической и социальной норм,недостаточно ориентированных на достижение успеха путем упорного труда,оппозиционно настроенных по отношению к основным социальным требованиям,склонных к депрессиям.
Профилактика наркомании и наркотизмапредполагает активное выявление очагов наркотизации. Подростки чаще всегопотребляют наркотики в группе. Поэтому врач, выявивший тем или иным путемслучай наркотизма, а тем более наркомании, обязан попытаться обследовать тумикросреду, в которой находится в настоящее время данный пациент. Следуетпомнить, что среди подростков чрезвычайно сильны представления о групповойсолидарности, поэтому не приходится рассчитывать на получение соответствующейинформации от самого обследуемого. Здесь должен быть использован методфронтального обследования ближайшего окружения вновь выявленного потребителянаркотиков (класс, группа, сверстники-соседи).
Большое значение для профилактикинаркотизма и наркомании имеет санитарно-просветительная работа среди детей иподростков. Однако до сегодняшнего дня на этот счет нет единой позиции. Вотдельных работах высказывается мнение о том, что медицинская пропаганда вшколе должна проводиться в течение всего времени обучения. Многие преподавателисчитают целесообразным включить в учебную программу курс по профилактикенаркомании. Представители наркологической службы должны проводить семинары илекции по антинаркоманической тематике среди преподавателей средних школ ивысших заведений. Они обучают педагогический состав простейшим приемамвыявления различных видов опьянения, формируют соответствующую настороженность,рассказывают о тяжких социальных и медицинских последствиях наркотизма. Этупропаганду нужно вести умело, дифференцировано, без формализма, она ни в коемслучае не должна стимулировать нездоровый интерес подростков к обсуждаемомупредмету.
В тех случаях, когда врачи проводят беседынепосредственно в подростковой аудитории, необходимо помнить, что подросткиявляются весьма сложной аудиторией, как правило, они не прощают фальши,дилетантского подхода, при этом подростки стремятся уличить лектора внепрофессионализме и, однажды сделав это, в дальнейшем теряют доверие ко всейисходящей от него информации. Особенно трудно работать с теми группамиподростков, которые в той или иной мере знакомы с действием наркотиков. Надополагать, что профилактика наркотизма наиболее эффективна среди школьниковмладших классов, поскольку у них отсутствует собственный опыт наркотизма ислабо выражена реакция оппозиции.
Во время бесед и лекций целесообразноиспользовать конкретные примеры, свидетельствующие о тяжелых последствияхупотребления наркотиков. Убедительно выглядят сообщения о тяжелых отравлениях,смертельных исходах от передозировок наркотиков и т.п. Обычно не оставляют равнодушнымисообщения о направлении наркоманов в ЛТП, о других административных мерахвоздействия. Необходимо акцентировать внимание слушателей на пагубном влияниинаркотиков на физическое развитие, интеллект, потомство. Практика показывает,что сообщения о патологическом воздействии наркотиков на морально-нравственнуюсферу человека и развитии десоциализации не вызщывают глубокого эмоциональногорезонанса в подростковой аудитории.
К важным профилактическим мерам можноотнести создание и четкой системы взаимодействия подростковой наркологическойслужбы и соответствующих подразделений МВД и комиссий по деламнесовершеннолетних. Работники милиции должны максимально способствоватьпривлечению подростков к обследованию и лечению. В тех случаях, когда удаетсяосуществить все медицинские мероприятия в полном объеме, участиеправоохранительных органов может быть сведено к минимуму. Если же подросток подразличными предлогами уклоняется от посещения наркологического диспансера, вовремя лечения нарушает режим, является лидером в группе наркоманов, совершенноне поддается психотерапевтическому воздействию, то в отношении таких подростковдолжны неукоснительно приниматься меры административного воздействия.
Следует откровенно признать, что внастоящий момент наркология, медицинская психология, социология не располагаютдостаточными знаниями, позволяющими выработать рациональную и эффективнуюсистему профилактики подросткового наркотизма и наркомании. До сих пор неизучены биохимические механизмы формирования зависимости от наркотиков. Даннаяпроблема требует глубокого и всестороннего изучения, после чего станетвозможной выработка научно обоснованной стратегии профилактики наркомании.
2.2 Педагогические меры профилактики
Сегодняот риска употребления наркотиков не застрахован никто, даже семьи, считающиесяпо традиционным меркам благополучными. Поэтому чрезвычайно важно не«проспать» период начала употребления наркотиков.
Детииз социально неблагополучных семей, для которых характерны социальнаяизолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители которых имеютмало престижный род занятий или являются безработными, имеют большие шансы бытьпостоянным участником правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем инаркотиками. Экономически (социально) неблагополучные условия могут бытьопределены социальным работником, социальным педагогом и отмечены в картенаблюдений как один из возможных факторов риска.
Задачапрофилактики – способствовать социальной адаптации семей с низким уровнемсоциального благополучия посредством реализации возможных правовых илиэкономических мер (выделение материальной помощи, содействие в устройстверодителей и трудоспособных детей на работу, определение детей в санатории,детские лагеря, социальные гостиницы и т.д.)
Сдругой стороны, примерно также высок шанс наркотизации у детей из внешнеблагополучных, состоятельных семей: озабоченность родителей своим социальнымположением, напряженность, тревожность, конфликты, часто возникающие вотношениях между бизнесменами и их супругами и детьми, создают неблагоприятнуюобстановку в семье, что не может не отразиться на психологическом благополучииподростка. К сожалению, многие состоятельные люди (особенно, отцы) по тем илииным причинам не всегда признают наличие неблагополучной атмосферы в семье,поэтому вовремя не обращаются к психологу. Со стороны психологов контрольпрактически невозможен, поскольку без запроса (обращения) специалисты не могутвмешиваться в семейную ситуацию и, следовательно, противостоять высоковероятной наркотизации подростка. В данном случае важным являетсясотрудничество психологов со школами, лицеями, колледжами и другими, в томчисле и негосударственными, образовательными учреждениями, в которыхспециалисты (педагоги, психологи) имеют больше возможностей общения с детьми иих семьями, а значит, больше возможностей профилактической работы.
Районы,отличающиеся высоким уровнем преступности, с часто меняющимися жильцами, неспособствуют возникновению чувства единения и общности среди людей, населяющихих, которое существует в более благополучных районах с меньшей плотностьюзаселения и низким уровнем преступности. Скверное соседство и общественнаянеобустроенность дают основания предполагать распространенность злоупотребленияалкоголем среди местной молодежи.
Задачейв данном случае является сотрудничество с правоохранительными органами в целяхужесточения контроля над распространением наркотических веществ в данномрайоне, а также создание досуговых центров, подростковых клубов, отделоввнешкольной работы, структурирующих свободное время детей и подростков,проживающих в этом районе.
Частыеперемены места жительства оказывают отрицательное влияние на психологическоесостояние подростка, поскольку сталкивают его с необходимостью построенияотношений с новыми друзьями, соседями, одноклассниками, что часто влияет напоявление трудностей и проблем. Чем чаще семья переезжает, тем выше опасностьвозникновения проблем, связанных с употреблением наркотиков. Однако, если семьяумеет органично вливаться в жизнь общества на новом месте а соседи ей рады,данный риск понижается.
Задачасостоит в данном случае в помощи семьям, и особенно, подросткам, в адаптации нановом месте: предоставление необходимой информации о школах, медицинскихучреждениях в данном районе, городе, а также тесное сотрудничество с класснымируководителями, в чей класс поступили новые дети.
Положениедел с употреблением алкоголя и наркотиков напрямую связано с существующимизаконами и правилами, действующими в отношении алкоголя и наркотиков,содержащимися в федеративном и местном законодательстве. Кроме того, сейчассложилось явно негативное отношение к законам и законодательной власти, поэтомусуществует опасность игнорирования законов как выражение протеста существующейполитической и экономической ситуации в нашей стране. Также является важным,что часто меняющееся законодательство не всегда становится известно обывателю,и незнание может толкать его на преступление.
Задачейздесь становится просвещение детей и родителей по вопросам законодательства вотношении наркомании и лиц, распространяющих и употребляющих наркотики.
Доступностьалкоголя и наркотиков объективно связана с вероятностью злоупотребления ими. Вшколах, где наркотики более доступны, существуют более высокие показателиупотребления наркотиков. Кроме того, на вероятность употребления наркотиковоказывает влияние соседство со школой ночных клубов, ресторанов, кафе,продуктовых магазинов, рынков, парков и других мест с пониженным контролем надраспространением наркотиков и алкоголя. Действительно, несмотря на существующийзапрет на продажу алкоголя детям до 18 лет, многие продавцы в целях увеличенияприбыли продолжают снабжать подростков алкоголем и не несут за это никакойответственности.
Также,как и в случае неблагоприятного окружения и социальной необустроенности,необходимым является сотрудничество центров и администраций учебных заведений справоохранительными органами, а также с органами государственногомуниципального управления.
Дети,рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными традициями, подверженыбольшему риску пристраститься к алкоголю и другим наркотикам. В этом свою роль,по–видимому, играют как генетические факторы, так и влияние непосредственногоокружения. Например, мальчики, родившиеся в семье алкоголика, даже воспитываясьв семье, усыновившей их, подвергаются в –4 раза большему риску статьалкоголиками, чем мальчики, родившиеся в нормальных семьях. Употреблениеалкоголя и наркотиков родителями и позитивное отношение к алкоголю; в семьях,где родители для того, чтобы расслабиться, употребляют запрещенные наркотикиили много пьют (не обязательно становясь алкоголиками) имеется большаявероятность, что дети начнут употреблять алкогольные напитки в подростковомвозрасте. Если родители к тому же приобщают своих детей к употреблениюнаркотиков, включая, конечно, и алкоголь, риск возрастает. Чем больше членовсемьи употребляют алкоголь и наркотики, тем выше риск.
Очевидно,что в таких семьях вероятно раннее приобщение к спиртному. Оно влечет высокуювероятность того, что дети начнут испытывать алкогольную или другую зависимостьили у них возникнут проблемы со злоупотреблением алкогольными напитками вюношеском или зрелом возрасте. Молодые люди, начинающие пить в возрасте до 15лет, подвергают себя в два раза большему риску, чем те, кто не спешит пробоватьспиртное, пока им не будет за девятнадцать.
Задачейпрофилактики в данном случае является своевременное распознавание таких семей инеобходимая социальная, психологическая работа с ними, а в некоторых случаях –частичная или полная изоляция детей от родителей, способствующих употреблениюдетьми наркотических и алкогольных веществ.
Всемьях, в которых родители не устанавливают четких норм поведения, в которыхдети остаются предоставленными самим себе и где дисциплинарная практика чрезмерносурова и непоследовательна, подростки подвергаются большему риску совершенияправонарушений и частого употребления алкоголя и наркотиков. Здоровые,эмоционально насыщенные, отношения в семье чаще всего являются фактором,предотвращающим тягу ребенка к алкоголю и наркотикам.
Вданном случае задача состоит в педагогической и психологической коррекцииотношений в семье и обучении родителей и детей способам эффективногомежличностного взаимодействия.Склонность к антисоциальномуповедению и гиперактивности главнымобразом связан с мальчиками от пяти до семи лет. Мальчики младших классовначальной школы, необщительность и изоляция среди одноклассников которыхобъясняется их агрессивностью (например, мальчики, которые не умеют хорошо ладитьс другими детьми во время игр), в одинаковой мере подвержены рискуправонарушений и злоупотребления наркотиками в подростковом возрасте. Еслиагрессивное поведение сопровождается гиперактивностью в раннем детстве, такжесуществует большая вероятность того, что у юноши будут проблемы созлоупотреблением алкоголем и наркотиками.
Задачейспециалистов является коррекционная психологическая и педагогическаядеятельность, направленная не только на ребенка, но и на его ближайшееокружение (семью, класс).
Начинаяс четвертого, пятого и шестого классов неудачи в учебе усиливают рискзлоупотребления алкоголем, наркотиками и вероятность правонарушений. У учащихсямладших классов начальной школы способность к социальной адаптации являетсяболее важным фактором, позволяющим прогнозировать вероятность пристрастия калкоголю и наркотикам, а также склонность к правонарушениям, чем академическаяуспеваемость.
Сраспространенностью случаев употребления наркотиков связаны показатели,свидетельствующие о том, насколько сильно учащиеся привязаны к школе, время,затрачиваемое на выполнение домашних заданий и значение, которое имеет для нихобучение в школе. Подростки, которым школа ненавистна и которые не стремятсяпродолжать обучение в ней и затем поступать в вузы, имеют больше шансовпристраститься к алкоголю и наркотикам в подростковом возрасте.
Задачейспециалистов является сотрудничество со школами, в частности, класснымируководителями таких подростков, а также помощь подросткам в профессиональномсамоопределении и профориентации, определение их в различные образовательныеучреждения, повышении мотивации на учебу и дальнейшее образование.
Подростковыйвозраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществевзрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослыхсуществует однозначно негативное отношение к наркотикам и наркоманам, подросткиодной из форм протеста выбирают употреблением наркотиков.
Крометого, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличениемпотребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенногопереживания. Зачастую риск реализуется в употреблении наркотиков иправонарушениях.
Задачейпсихологов и педагогов является помощь подросткам в удовлетворении потребностейв риске другими способами (например, риск самораскрытия проявляется в личностноориентированных и социально – психологических тренингах, физический риск – взанятиях спортом), а также в общем эмоциональном развитии ребенка.
Общениесо сверстниками, употребляющими наркотики, является одним из наиболее надежныхиндикаторов, указывающих на возможность употребления наркотиков подростками,независимо от того, имеют место или нет другие факторы риска. Если друзьявыпивают, это является сильным аргументом в пользу того, что подросток, возможно,будет злоупотреблять алкоголем.
Очевидно,что запретить подростку общаться с такими друзьями – задача не из легких,однако родители должны приложить все усилия, чтобы создать для ребенканеобходимые факторы защиты от возможной наркотизации. В том числе, родителимогут обращаться к психологам и педагогам центров социально – психологическойпомощи.
Когдадети считают, что от курения марихуаны нет вреда, когда алкоголь ассоциируетсяу них с «хорошо проведенным временем», существует очень большая вероятностьтого, что они будут выпивать и употреблять наркотики. По большей части то, какподростки объясняют свое поведение (употребление наркотиков, алкоголя), связанос существующими мифами типа «В любой момент я могу бросить», «От бутылки пиване становятся алкоголиками» и т.д.
Мифыо наркотиках и наркоманах, существующие в сознании подростков, разрушить оченьсложно и порой просто невозможно. В этом случае эффективной может стать лишьработа психолога, групповая работа, направленная на обсуждение с подросткамиэтих мифов и выработку у них собственного сознательного, а не мифологического,отношения к наркотикам и наркоманам.
Ксожалению, легальные и нелегальные наркотики рекламируются чрезвычайно широко.Речь идет как о явной, так и о скрытой рекламе.
Алкогольныеи табачные изделия рекламируются открыто. Сопровождающая их информация,например, «Полная свобода…», «Всегда первый…», «Свежий взгляд на вещи…» ит. п. прочно связывает в сознании подростка табак и алкоголь с ценностямижизни: свобода, достижения, престиж, дружба.
Наличиеэтих связей, обнаруживающихся только с помощью психодиагностики, как правило,не осознается, что делает их еще более опасными. Увы, эксплуатируется вечноестремление человека к свободе. Но свободным делает только внутренняя свобода, аотнюдь не наркотик!
Реклама,к сожалению, принадлежит к числу макрофакторов, предупредить влияние которыхпорой невозможно. Противостоять рекламе может только эмоционально зрелый исамодостаточный подросток, не испытывающий эмоционального дефицита в отношенияхсо сверстниками и окружающими взрослыми людьми.
Такимобразом, задачей психологов является коррекция подросткового самоотношения,повышение общей психологической устойчивости к действию как одного, так игруппы взаимодействующих факторов наркотизации.
Увы,широкая доступность наркотиков стала реальностью нашей жизни. Без особого труданаркотики можно найти на молодежных вечеринках, школьных дискотеках, в местахмолодежных «тусовок». Даже в престижных школах наркотики частопродают на переменах сами же ученики.
Сегодняот риска употребления наркотиков не застрахован никто, даже семьи, считающиесяпо традиционным меркам благополучными. Поэтому чрезвычайно важно не«проспать» период начала употребления подростком наркотиков.
Заключение
Наркотики- страшный враг, коварный и безжалостный. И избежать несчастий, которые несет всебе наркомания, легче всего одним способом: никогда не пробовать наркотики. А для тех, кто не уберегся, можно сказать: не надо думать, чтонаркомания непобедима. Верно, что количество навсегда прекративших употреблятьнаркотики в лучших программах не превышает 40% от общего количества поступившихна лечение больных. Более того, можно сказать сказать, что наркоман, нестрадающий никакой другой психической патологией и готовый на любые усилия — впервую очередь душевные, психические, интеллектуальные, а не финансовые — способен расстаться с наркотиками навечно.
Профилактикапотребления наркотиков среди подростков достаточно непростой в психологическом,правовом и организационном отношении процесс. Ее необходимо строить не толькона основе воспитательного процесса, психотерапевтического или медицинскоговмешательства. При ее организационном построении важно помнить озаконодательной и правовой регламентации антинаркотической деятельности. Здесьследует использовать положения административного, уголовного, иногозаконодательства Российской Федерации, а также нормы международного права ирекомендации мирового сообщества.
Необходимообратить внимание педагогов на то, что вся профилактическая работа с детьмидолжна быть тщательно продуманной, осторожной, максимально тактичной.
Информацияо наркотиках и наркопреступности, поданная без учета подростковой психологии,может возбудить нездоровый интерес у слушателей и даже побудить их к употреблениюнаркотических средств.
Такимобразом, антинаркотическая профилактическая работа в подростковой среде требуетот педагога ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличияопределенных познаний, формированию которых в определенной степени и призванапомочь данная лекция.
Итак,для большинства подростков первая проба дурманящих веществ остается единичнымслучайным эпизодом. Но часть из них становится на путь систематическогоупотребления психоактивных веществ. Подобное приобщение связано с рядомобстоятельств, среди которых важнейшее место занимает неправильноераспространение информации о наркомании и токсикомании.
Различныеисточники оказывают на подростков неоднозначное влияние. После проведенныхисследований оказалось, что школьники 10–12 лет, например, под влияниемфильмов, где приводится яркое описание жизни наркоманов, начинают играть в«наркоманов». У подростков 13–17 лет складываются ложные представления опрестижности наркомании. По данным опросов, интерес к проблеме можетактивизироваться и после чтения сенсационных статей в печати. При этом следуетотметить, что профилактическая работа взрослых, не являющихся специалистами иглубоко не понимающих проблему наркомании, зачастую строится по принципу нудныхнравоучительных нотаций и запугивания. Об эффективности такой профилактикиговорить сложно. А параллельно идет другая «работа»: школьники обсуждаютпроблему в своем кругу, где есть «знатоки».
Такоерасхождение сведений, распространяемых взрослыми и подростками, усиливаетинтерес ребят к проблеме наркотиков. И, несмотря на обилие источники», ковинформации и разнообразие содержащихся в них сведений, школьники не в состоянииотличить достоверные факты от вымышленных. Так, учащиеся 12–13 лет придерживаются мнения, что наркомания и токсикомания –одно и то же. Среди 14–15–летнихподростков распространено мнение о том, что токсикомания представляет собойнаркоманию в «легкой форме». Именно такие заблуждения создают предпосылки для некритическогоотношения к токсикоманическим веществам. В среде подростков распространенаопасная иллюзия о меньшем вреде токсикомании по сравнению с наркоманией. А ведьэто звенья одной цепочки.
Чрезвычайноважным является то, почему одни подростки после первой пробы наркотика не идутдальше в этот омут, а другие затягиваются в него.
Школьники,не задумываясь, повторяют за взрослыми: «один раз попробуешь – привыкнешь»,«наркотики –белая смерть» и другие подобные изречения, а в провоцирующейситуации они не прочь проверить на опыте истинность подобных выводов.
Социальный кризис, вслед за экономическим пришедший в жизньнашего государства и общества, делает задачу радикального искоренениянаркомании в современных условиях малореализуемой. Однако, учитывая уженачавшееся поступательное развитие экономики, преодоление инфляции, можносделать вывод, что в наших силах удержать эту проблему в рамках, чтобы она неугрожала генофонду нации.
Поэтому проанализировав проблему наркомании как медикосоциальное явление, можно с уверенностью сказать, что всё-таки “спасение естьот этого простого порошка”.
Наша сегодняшняя надежда на приостановление дальнейшейэскалации проблемы наркомании и токсикомании возлагается на упреждающие меры.
Первой из таких мер является своевременное выявлениепотребителей наркотиков и токсических веществ путем массовых диагностическихобследований (мониторингов). Но надо осознавать, что эффект от осуществлениятолько такой меры сведется к выявлению определенного количества ужезаболевающих и больных людей.
Другой важной мерой будет служить профилактика (в том числепсихолого-педагогическая), проводимая под постоянным медицинским контролем(наблюдением), прежде всего для лиц с выявленной гиперчувствительностью, чьиличностные особенности предрасполагают к поиску путей избавления от проблемчерез употребление наркотиков (“группа риска”).
Третья мера — обучение населения, ведущего здоровый,трезвый, социально позитивный образ жизни, приемам жизни в нездоровом обществе,среди людей, употребляющих алкоголь, наркотики, токсические вещества.
Задачи массовой профилактики — это соблюдение и развитиеусловий, способствующих сохранению и укреплению здоровья; пропаганда здоровогообраза жизни; предупреждение возникновения и развития заболеваний путемвоздействия на неблагоприятные факторы окружающей среды и вредные привычки; какможно более раннее обнаружение нарушений адаптации к условиям внешней среды ипроявлений заболеваний для проведения психокоррекционных мероприятий;предупреждение утяжеления заболевания; восстановление трудоспособности.
Используя силы только здравоохранения, массовуюпрофилактику, никаких болезней не предотвратить. Необходимы слаженные,координированные усилия всех систем социальной инфраструктуры общества наоснове системного подхода к проведению соответствующих комплексныхисследований, объединение по целевому принципу всех средств здравоохранения,образования и достижений медицинской науки: от консультирования до новыхметодов психолого-педагогической коррекции патологических состояний, лечения имедико-социальной реабилитации.
Главная задача состоит в том, чтобы помочь наркоманупреодолеть зависимость от ПАВ. Ведь путь наркомана к существованию безнаркотиков долог и труден, и помочь ему – задача не только медиков, родных,близких и друзей, но и социального работника. Наркоман должен быть вновь принятсемьей и обществом, и только после этого он сможет пойти по жизнисамостоятельно.
Кроме того, необходимо проводить профилактику, цельюкоторой является – сформирование психологического иммунитета, то есть вызвать улюдей отрицательное отношение к наркотикам. Для этого необходимо обеспечитьдейственную социальную и правовую защиту, укреплять систему социальной помощидетям и взрослым, то есть создать как можно больше служб доверия, приютов, социально-реабилитационныхцентров. А так же, нужно повысить число различных секций, кружков,оздоровительных центров, где дети и взрослые смогут проводить своё свободноевремя так, как к наркотикам, в большинстве случаев, приобщаются отбезысходности.
Чем здоровее социальная среда окружающая человека, темздоровее общество, тем меньше социальных проблем в стране.
И в заключение целесообразно привести одно суждение,которое принадлежит человеку, испытавшему на себе власть наркотика:
«Человек всегда стремился к свободе и раскрепощению. Увы!Универсального пути достижения этих категорий нет. Каждый идет своей одинокой итрудной дорогой, и зачастую не хватает простого терпения, чтобы понять: радостьуже в том, что ты идешь, а не стоишь на месте. Тех же, кто с помощью наркотиковхочет познать рай на земле, я огорчу: этот рай неминуемо обернется адом, потомучто жизнь — она как дикий зверь — не любит, когда ее боятся. Скоростьвознесения всегда эквивалентна силе удара при падении».
Приложения Статистика наркомании
Статистика наркомании по возрастам
Возрастная группа
% от общего числа
Дети, подростки
20
Молодежь (16-30 лет)
60
Взрослые
20 Статистика смертности от наркотиков
Год
Число погибших
2006
100000
2007
115000
2008
123000
В 2009 году уженасчитывается около 103000 погибших от наркотиков.
Распределение по возрасту первой пробыпсихоактивных веществВозраст первого употребления Процент лиц Табак Алкоголь Психоактивные вещества До 10 лет 73 9 11–14 лет 27 82 14 15–17 лет 9 73 18–20 лет 7 20–25 лет 3 После 25 3
Список литературы
Кошкина Е.А. Эпидемиология наркологических заболеваний:Руководство по наркологии /Под редакцией Н.Н. Иванца. М., Медпрактика-М, 2002.Т. 1. С. 8-32.
Кошкина Е.А. Основные тенденции заболеваемостинаркологическими расстройствами среди подростков России в 2004 году// МатериалылыXIV съезда психиатров России. М., Медпрактика. 2005. С. 351.
Кошкина Е.А., Киржанова В.В. Основные тенденции учтеннойзаболеваемости наркологических расстройств в Российской Федерации в 2006 г..// Вопросы наркологии. 2007. № 6. С. 54-65.
Богданов С.И., Федотова Г.А., Башкова Н.М. и др.Медико-социальные последствия злоупотребления наркотиками в Екатеринбурге.Мониторинг ситуации, связанной со злоупотреблением наркотиками. Екатеринбург,2002, выпуск 2, 49 с.
Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Под ред.Березина С.В., Лисецкого К.С. – М.: Институт психотерапии, 2002 г.
Сенцов В.Г., Богданов С.И., Кошкина Е.А., Ружников Ю.Н.Острые отравления суррогатами опия и героином: опыт Екатеринбурга. «Вопросынаркологии», 2001, 6, с.38-47
Коробкина З.В., Попова В.А. Профилактика наркотическойзависимости среди детей и молодежи. – М., 2002 г.
Кошкина Е.А., Киржанова В.В. Оценка наркологической ситуациив России как основа стратегий и профилактики употребления ПАВ. Проблемысоциальной и криминологической профилактики преступлений в Современной России(Материалы Всероссийской научно-практичекой конференции – 18-19 апреля 2001 г.), Вып.1, Издательство Московского НИИ МВД, Москва, 2002, с 207-219
Карпец А.В. Эпидемиология злоупотребления наркотиками идругими психоактивными веществами: тенденции 1994-2000 гг.; данные 2000 г. (ежегодный отчет). Оренбург, 2001, 48 с.
Аддиктивное поведение и его профилактика: Учебно-метод.пособие / А.В.Гоголева; РАО, МПСИ. — 2-е изд., стереотип. — М.: МПСИ;Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с
Наркология: новейший справочник / А.И. Минко, И.В. Линский.- 2-е изд., испр. и доп. — М.: Эксмо, 2005. — 736 с
Профилактика наркомании у подростков: учебно — метод.пособие / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 144 с.
Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие длястуд. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. — М.: Академия, 2003. — 176 с.