Народ –герой поэмы А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Ратьподнимается неисчислимая,
Сила в нейскажется несокрушимая.
Детские воспоминания А.Н.Некрасова связаны с Волгой, которой он посвятил столько восторженных и нежныхстихов. «Благословенная река, кормилица народа!» — говорил он о ней. Но здесь,на этой «благословенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Онбродил по берегу в жаркую пору и вдруг услышал какие-то стоны и вслед за темувидел бурлаков, которые брели вдоль реки.
Почтипригнувшись головой
К ногам,обвитым бечевой.
В этом впечатлительноммальчике рано проявилась та «страсть к чужому страданию», которая сделала еговеликим поэтом, ему рано открылось «зрелище бедствий народных». С самогодетства он слышал стоны от изнурительной, невыносимо тяжелой работ, на всюжизнь он запомнил «печальный звон – кандальный звон», раздававшийся на«протоптанной цепями» дороге около его дома.
Все это очень повлияло наА.Н. Некрасова и отразилось на его творчестве. Изучая крестьянскую жизнь, А.Н. Некрасовготовился к великому литературному подвигу – к созданию поэмы, прославляющийрусский народ, его широкую душу, его исконную силу, его героизм.
В результате родилась,через муки детства поэма «Кому на Руси жить хорошо». Героем этой поэмы А.Н. Некрасовизбрал не какого-нибудь одного человека, а весь русский народ, все «мужицкоецарство», всю и «убогую и всесильную Русь».
Народосвобожден,
Но счастливли народ?
Тему этого вопроса,поставленного в «Элегии», А.Н. Некрасов продолжил и в своей поэме.
С первого взгляда,народная жизнь, изображенная в поэме, представляется очень печальной. Толькоодни названия деревень чего стоят: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино,Горелово, Неелово, Неурожайка тож. Как А.Н. Некрасов сумел на такой мелочи –название деревни – показать безрадостность существования русского народа.
А.Н. Некрасов представилв поэме целую галерею разных крестьянских образов, каждый из которых являетсясобирательным.
Первые, с кем мызнакомимся, семеро стариков, семь «временно обязанных». Они задались вопросом:
Кому живетсявесело,
Вольготно наРуси?
Семь странниковпредставляют собой нечто целое и единое, но в то же время каждый из них наделенсвоим собственным лицом. Их интересует один и тот же вопрос, касающийся Россиив целом: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Мнения старцев, несмотря навсю целостность их образа, расходятся:
Роман сказал:помещику,
Демьянсказал: чиновнику,
Лука сказал:попу.
Купчинетолстопузому! –
Сказалибратья Губины,
Иван иМитродор.
Старик Пахомпотужился
И молвил, вземлю глядучи:
Вельможномубоярину,
Министругосудареву.
А Кровсказал: царю…
Их первоначальноепредставление о счастье меркантильно, оно сводится лишь к материальнойобеспеченности. Встреча с попом это нам доказывает:
«В чемсчастие, по-вашему?
Покой,богатство, честь –
Не так ли,други милые?»
Они сказали:«Так…»
Рассказ попа о его«счастливой» жизни символизирует собой жизнь всего духовенства в пореформенноевремя. Слова попа заставили странников призадуматься: оказывается все не так,как они думали и представляли. Священнослужителям не безразличны страданиямужика: «не может быть счастливого духовенства, когда несчастлив народ, егопоилец и кормилец».
Постепенно, встречаясь сновыми персонажами, представления странников о счастии меняется, но истинногосчастливца они так и не встретят.
Далее перед намипредстает один из наиболее значимых образов поэмы – Яким Нагой – вдохновенныйзащитник чести трудового народа. Яким жил в городах, попал в тюрьму, «с купцомтягаться вздумалось!». После тюрьмы вернулся на родину и стал работать в поле.Кажется, что жизнь выкачала из него все соки, жизненные силы. Яким побывал вгороде, где искал справедливости и пострадал от неправедных судей. Он мужикграмотный, любознательный, и хоть мы видим Якима «пьяненьким»,«убогоньким», но какой силой, каким высоким достоинством веет отнего, когда он выступает за оскорбленное крестьянство! Он говорит о народе слюбовью и болью, с великим гневом против его поработителей:
У каждогокрестьянина
Душа что тучачерная —
Гневна,грозна, — и надо бы
Громамгреметь оттудова,
Кровавым литьдождям…
Здесь голос авторасливается с голосом крестьянина. Образ грозовой тучи — это образ революции, тойбури, которую призывал поэт, восклицая:
Грянь надпучиною моря,
В поле, влесу засвиши!..
Яким — плоть от плотикрестьянских низов. Выразителен его портрет — портрет человека, словновыросшего из земли, связанного с ней кровными узами. Выразительны и егофамилия-прозвище, и название деревни, где он живет — Босово. Вот как А.Н. Некрасовописывает его внешний вид:
Грудь впалая,как вдавленный
Живот; углаз, у рта
Излучины, кактрещины
На высохшейземле;
И сам наземлю-матшку
Похож он: шеябурая,
Как пласт,сохой отрезанный,
Кирпичноелицо,
Рука – корадревесная,
А волосы –песок.
Приходишь в ужас,представив такого человека. С Якимом случилась примечательная история, которая даетнам понять, что деньги – не самое главное в жизни, особенно, когда случаетсяперенести трагедию в жизни: во время пожара он бросился в избу спасать самоедля него дорогое – любимые картиночки, а жена – святыни – иконы, совсем забыв идаже не подумав о деньгах.
После Якима взорыстариков устремились в народные массы в поисках счастливого:
В толпегорластой, праздничной
Похаживалистарики,
Прокликиваликлич:
«Эй! Нет лигде счастливого?..»
«… Охотников хлебнутьвина бесплатного достаточно нашлось». Среди всех рассказанных им историйбольшое впечатление на меня произвели истории солдата. Считает он себя счастливым:в двадцати сраженьях был, а не убит, во время мирное «ходил ни сыт, ниголоден, а смерти не дался», нещадно бит он палками, а жив. Это горькоесчастье, и, может быть, оно ждало многих солдат, было счастьем многим. Но, какмне кажется, автор считает счастливым Ермила Гирина, рассказ о нем знаменуетболее высокий уровень народных представлений о счастье. Ермил – «не граф, некнязь сиятельный, а просто он — мужик». Рассказ о Ермиле начинается с описанияборьбы его с купцом за мельницу. Когда с купцом «дело вышло дрянь», Ермилобратился к народу за помощью.
И чудосотворилося:
На всейбазарной площади
У каждогокрестьянина,
Как ветром,полулевую
Заворотиловдруг!
Ермил выиграл. Это первыйэпизод в поэме, когда народ одерживает победу над богачом. Ермил Герин –настоящий праведник, он уважает честь крестьянина. В жизни он лишь однаждыпоступил не по совести, за что раскаялся и был наказан – избежал набора врекруты.
Раскаяние Ермила Гиринаповысило его авторитет в глазах народа:
И стал онпуще прежнего
Всему народулюб.
Имел он все,что надобно
Для счастья:и спокойствие,
Почетзавидный, истинный…
Но своим счастием онжертвует ради народа и попадает в острог. В Ермиле Гирине А.Н. Некрасов собраллучшие черты русского народа.
С каждой главой нарастает«в поэме мотив народного братства», о чем свидетельствует рассказ о Савелии,богатыре святорусском. Истинный богатырь, как и у всех героев судьба егонелегка. Но он не потерял лица, внешне этот старик напоминает могучего зверя:
С большущейсивой гривою,
Чай, двадцатьлет нестриженной,
С большущейбородой,
Дед намедведя смахивал…
Савелий был двадцать летна каторжных работах за убийство «управителя». Несмотря на это, Савелий сгордостью говорит, что он «клейменый, да не раб!». В душе он – бунтарь. И какон отзывается о русском мужике:
Цепями рукикручены,
Железом ногикованы,
Спина… лесадремучие
Прошли по ней– сломалися…
… И гнетсяда не ломится,
Не ломится,не валится,
Ужли небогатырь?
Савелий, человек огромныхсил, словно создан для революционной борьбы. По убеждению А.Н. Некрасова, такихбогатырей в русском народе миллионы. И все же остается ощущение, что и Савелийне верит, что когда-нибудь наступит народное счастие:
Не знаю, непридумаю,
Что будет?Богу ведомо!
Савелий – это первыйбунтарь в поэме. Я думаю, что именно с этого образа А.Н. Некрасов направляетчитателя к мыслям, что истинное счастье заключается в служении народу и вборьбе за свое счастье. В образе богатыря святорусского запечатленопробуждающееся народное сознание: Савелий видит причины зла, он утратил стольхарактерную для патриархального крестьянства веру в Божью помощь и в доброгоцаря. Он уже понимает, что не смирением, а топором надо добывать волю.
Бунтарским духом Савелияобладает и Матрена Тимофеевна. Но она в отличие от Савелия не терпит, аборется. Эта женщина дабы добиться правды, отправилась ночью, зимой, в город,дошла до самого губернатора.
Всю истинудоведали.
Она перенесла смертьпервенца, подверглась тем же несчастьям, что и другие крестьяне: «дваждыпогорели, бог сибирской язвой трижды посетил».
Я восхищаюсь этойженщиной: она сумела отстоять свое человеческое достоинство в условияхразнузданного произвола и рабства. Сама Матрена Тимофеевна говорит о себе:
Я потупленнуюголову,
Сердцегневное ношу!..
говорит многострадальнаякрестьянка. Сколько гордости и силы в этой женщине. Все жизненные невзгоды итяжбы не сломали ее.
МатренаТимофеевна,
Осанистаяженщина,
Широкая иплотная,
Лет тридцатиосьми.
Красива;волос с проседью,
Глазабольшие, строгие,
Ресницыбогатейшие,
Сурова исмугла.
С каким достоинствомописывает А.Н. Некрасов ее внешность.
По мне обидысмертные
Прошлинеотплачённые…
В словах этих, которымизаканчивается рассказ о ней, нет ни тени христианского смирения. Напротив,здесь мысль о том, что за обиды нужна расплата. Но А.Н. Некрасов веренисторической правде. Копится гнев крестьянский, однако сохранилась и привычнаявера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы.
И все же МатренуТимофеевну спасает собственная душевная сила, воля к жизни. Не зная, какдобиться правды, она готова дойти до царя, обращается с жалобой на старосту кгубернатору. Она не склоняет головы и перед грозными начальниками, передкоторыми «крестьяне надрожалися». Несчастная мать говорит от лицавсего народа:
В груди у нихнет душеньки,
В глазах уних нет совести,
На шее — неткреста!
Все описанные образы игерои говорят о том, что несокрушимая сила сокрыта в народной душе. Но в поэмеесть также люди, которых А.Н. Некрасов называет «людьми холопского звания» иговорит о них:
Людихолопского звания –
Сущие псыиногда:
Чем тяжелейнаказания,
Тем им милейгоспода.
Например, Игнат. Не веритон в освобождение, «барские милости» ему милее свободы. А что за милости? – вдетстве запрягал князь его вместо лошади, в «младости» купал зимою в проруби.Еще один из холопов – Яков – пройдя «долгую школу холопства» радостью считал
Баринахолить, беречь, ублажать
Для племяша –малолетка качать…
Яков жениться решил, дабарин не позволил. «Крепко обидел холопа примерного, Якова верного, барин, — холоп задурил! Мертвую запил…». Своей жизнью отомстил Яков «верный, холоппримерный» своему барину. Не смог обидеть барина, так сделал больно себе. Пустьтаким образом, но отомстил, это выделяет его среди других холопов.
Последняя часть поэмыназвана «Пир – на весь мир». Эта глава имела для А.Н. Некрасова особоезначение. Он хотел непременно ее закончить, он видел в ней свое завещание, свое«последнее напутственное слово молодым революционным бойцам». Основноесодержание «Пира» определяется притчами о двух великих грешниках, где поэтутверждает, что беспощадная расправа с тираном – святое, благородное дело. Вцентре «Пира» — народный заступник, юноша Григорий Добросклонов.
Ему судьбаготовила
Путь славный,имя громкое
Народногозаступника,
Чахотку иСибирь.
Несмотря на то, чтоДобросклонову угрожает сибирская каторга и ранняя смерть, для А.Н. Некрасова онединственный истинный счастливец во все поэме.
Слышал он вгруди силы необъятные,
Услаждалислух его звуки благодатные,
Звукилучезарные гимна благородного –
Пел онвоплощение счастия народного.
Последняя глава поэмынаполнена гордостью поэта, Слог стал более восторженным и оптимистичным.Счастие отдельной личности А.Н. Некрасов видит только в служении народу. Онвидит, что народ уже не тот, что был раньше: в нем просыпается, пусть имедленно, пусть и неохотно, чувство собственного достоинства. И А.Н. Некрасовгорд этим. Крестьянское самосознание поднималось на более высокую ступень. Впоэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов реалистично рассказал о судьбекрестьянства в России второй половины XIX века. Народность повествования,умение услышать голос народа, правдивость взгляда на жизнь — все эти черты недают поэме стареть на протяжении многих десятков лет. «Золото, золото сердценародное!..». «Некрасов не только провозгласил эту истину, но и воплотил ее вшироко обобщенных поэтических образах. И мы, его потомки, никогда не забудем,как много сделал Некрасов своей гениальной поэзией для того, чтобы русскийнарод мог найти путь к завоеванию своего счастья», — говорил Корней Чуковский.