Народная мысль в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Мысль народная в романе Л.Н. Толстого Война и мир Роман-эпопея Л. Н. Толстого Война и мир явилась своеобразным итогом, синтезом автор ских исследований русскогонационального ха рактера, проявляющегося с одинаковой силой в будничной жизни ив годы великих исторических перемен, во время военных поражений и побед. До Войны и мира не было в литературе произведе ния, где бы с такойполнотой раскрывались осо бенности

русского национального самосознания следование христианским заповедям, высокая нравственность, любовь к Отечеству.Ценность каждого из героев Войны и мира проверяется мыслью народной . Именно в народ ной среде раскрываютсялучшие качества Пьера его бескорыстие,простота, пренебреже ние к удобствам жизни, человечность. Общение с простымирусскими солдатами и мужиками рож дает в нем желание войти в эту жизнь,всем су ществом

проникнуться тем, что делает их таки ми . Столкнувшись ссилой и правдой кровавых событий под Бородином, Пьер осознает искусст венностьи фальшь прежних своих умозаключе ний. Ему открывается другая правда, онприходит к идеалу народной жизни В плену, в балагане, Пьер узнал неумом, а всем существом своим, жиз нью, что человек сотворен для счастья, чтосчастье в нем самом, в удовлетворении естественных чело веческих потребностей,что все несчастье

происхо дит не от недостатка, а от излишка . И это понял граф, который вместе с остальнымиел лошадиное мясо, мучился от вшей, стаптывал в кровь ноги.Л. Н. Толстой неизменно подчеркивал связь своих героев,особенно любимых героев, с живой жизнью народа. Наш князь , ласково называ ют солдаты АндреяБолконского. А как преобра жается его сестра Марья, когда, несмотря на пред ложениефранцуженки
Бурьен, отказывается покориться завоевателям!А что, например, заставляет Наташу Ростову во времяотъезда из Москвы сбросить с подвод соб ственное имущество и отдать их раненым?Ведь это и есть истинное проявление милосердия, со страдания и доброты, которыевидит Толстой в своем народе. Такую же силу национального духа обнаруживаетНаташа Ростова в русской пляске и восхищении народной музыкой.

Любуясь танцую щейНаташей, писатель изумляется Где, как, когда всосала в себя из тогорусского воздуха, ко торым она дышала, эта графинечка, воспитан ная гувернанткой-француженкой, этот дух, от куда она взяла эти приемы Но дух и приемы этибыли те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские .Рассуждая о единении русского народа. Тол стой особоподчеркивает патриотизм мирных жи телей. Оставляя Смоленск, горожане добровольносжигают свое имущество, не желая отдавать его завоевателям.

По приказу Кутузовамосквичи уезжают из родного и, безусловно, любимого горо да сердца России не потому, что боятся фран цузов,а потому, что не хотят жить под властью захватчиков. Мыслью народной пронизаны размышленияписателя о Бородинской битве и партизанском движении.По представлению всех участников сражения наБородинском поле, это была такая битва, когда нужно было умереть, но победить.Ополченцы шли на бой в белых рубашках смертников, зара нее понимая и принимаясвой

конец. Всем наро дом навалиться хотят, одно слово Москва, один конец сделать хотят .Той же мыслью народной проверяется дея тельностьисторических лиц Наполеона и Кутузо ва, Сперанского и Растопчина. Например,нам симпатичны простота и будничность Кутузова, его мудрость и пониманиенарода, действительная за бота о людях. Он всегда умел угадать значениенародного смысла события .
Источник этой не обычайной силы прозрениялежал в том народном чувстве, которое он носил во всей чистоте и силеего , так определит Л. Н. Толстойсущность его полководческого таланта. И, с другой стороны, нам отвратительныэгоизм и поза Наполеона, го тового шагать по трупам к вершинам собственнойславы Видно было, что только то, что происхо дило в его душе, имело длянего значение, потому что все в мире,

как ему казалось, зависело только от еговоли . Мы не можем говорить здесь ни о нравственности, ни о человечности.Итак, все герои романа проверяются именно деломнародным одушевлены ли они всенарод ным чувством, готовы ли на подвиг исамопожер твование. Вот почему Толстому в доказательство главной народной мысли романа не понадоби лось большого числа образов изнародной среды. Народное раскрывается в Войне и мире как всеобщее, национальное.