Народная мысль в романе ЛН Толстого Война и мир

«Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» явилась своеобразным итогом, синтезом автор­ских исследований русского национального ха­рактера, проявляющегося с одинаковой силой в будничной жизни и в годы великих исторических перемен, во время военных поражений и побед. До «Войны и мира» не было в литературе произведе­ния, где бы с такой полнотой раскрывались осо­бенности русского национального самосознания: следование христианским заповедям, высокая нравственность, любовь к Отечеству.
Ценность каждого из героев «Войны и мира» проверяется «мыслью народной». Именно в народ­ной среде раскрываются лучшие качества Пьера — его бескорыстие, простота, пренебреже­ние к удобствам жизни, человечность. Общение с простыми русскими солдатами и мужиками рож­дает в нем желание «войти в эту жизнь, всем су­ществом проникнуться тем, что делает их таки­ ми». Столкнувшись с силой и правдой кровавых событий под Бородином, Пьер осознает искусст­венность и фальшь прежних своих умозаключе­ний. Ему открывается другая правда, он приходит к идеалу народной жизни: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жиз­нью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных чело­веческих потребностей, что все несчастье происхо­дит не от недостатка, а от излишка». И это понял граф, который вместе с остальными ел лошадиное мясо, мучился от вшей, стаптывал в кровь ноги.
Л. Н. Толстой неизменно подчеркивал связь своих героев, особенно любимых героев, с живой жизнью народа. «Наш князь», — ласково называ­ют солдаты Андрея Болконского. А как преобра­жается его сестра Марья, когда, несмотря на пред­ложение француженки Бурьен, отказывается покориться завоевателям!
А что, например, заставляет Наташу Ростову во время отъезда из Москвы сбросить с подвод соб­ственное имущество и отдать их раненым? Ведь это и есть истинное проявление милосердия, со­страдания и доброты, которые видит Толстой в своем народе. Такую же силу национального духа обнаруживает Наташа Ростова в русской пляске и восхищении народной музыкой. Любуясь танцую­щей Наташей, писатель изумляется: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, ко­торым она дышала, — эта графинечка, воспитан­ная гувернанткой-француженкой, — этот дух, от­куда она взяла эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».
Рассуждая о единении русского народа. Тол­стой особо подчеркивает патриотизм мирных жи­телей. Оставляя Смоленск, горожане добровольно сжигают свое имущество, не желая отдавать его завоевателям. По приказу Кутузова москвичи уезжают из родного и, безусловно, любимого горо­да — сердца России не потому, что боятся фран­цузов, а потому, что не хотят жить под властью захватчиков.
«Мыслью народной» пронизаны размышления писателя о Бородинской битве и партизанском движении.
По представлению всех участников сражения на Бородинском поле, это была такая битва, когда нужно было умереть, но победить. Ополченцы шли на бой в белых рубашках смертников, зара­нее понимая и принимая свой конец. «Всем наро­дом навалиться хотят, одно слово — Москва, один конец сделать хотят».
Той же «мыслью народной» проверяется дея­тельность исторических лиц: Наполеона и Кутузо­ва, Сперанского и Растопчина. Например, нам симпатичны простота и будничность Кутузова, его мудрость и понимание народа, действительная за­бота о людях. Он всегда умел угадать «значение народного смысла события». «Источник этой не­обычайной силы прозрения лежал в том народном чувстве, которое он носил во всей чистоте и силе его», — так определит Л. Н. Толстой сущность его полководческого таланта. И, с другой стороны, нам отвратительны эгоизм и поза Наполеона, го­тового шагать по трупам к вершинам собственной славы: «Видно было, что только то, что происхо­дило в его душе, имело для него значение, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Мы не можем говорить здесь ни о нравственности, ни о человечности.
Итак, все герои романа проверяются именно «делом народным»: одушевлены ли они всенарод­ным чувством, готовы ли на подвиг и самопожер­твование. Вот почему Толстому в доказательство главной «народной» мысли романа не понадоби­лось большого числа образов из народной среды. «Народное» раскрывается в «Войне и мире» как всеобщее, национальное.