Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования Вологодской области
ГОУ СПО “Тотемский педагогический колледж”
Курсовая работа
Специальность 050709 Преподавание в начальных классах
Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшегошкольного возраста
Тотьма 2008
Содержание
Введение
Раздел 1. Теоретические основы нравственного воспитаниядетей младшего школьного возраста при изучении сказки
1.1 Сущность понятия нравственное воспитание
1.2 Психологические возможности изучения сказок
1.3 Народное воспитание в наследии классиков педагогики
1.4 Дискуссия о народной сказке
1.5 Педагогические идеи сказок
1.6 Сказка как жанр устного народного творчества
1.7 Типы сказок
Раздел 2. Изучение влияния сказок на развитие нравственнойвоспитанности детей младшего школьного возраста
2.1 Планирование и организация исследования
2.2 Обработка полученных данных
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Сказка ложь, да в ней намек — добрыммолодцам урок.
А.С. Пушкин
В периоды смены общественныхформаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей и, преждевсего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей иустановок. Сформированность нравственных ценностей является важнейшимпоказателем целостной личности. Подлинно самостоятельной и ответственной,способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Сегоднякак никогда широко осознается ответственность общества за воспитаниеподрастающего поколения.
Любое общество заинтересовано всохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только егоразвитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит отсистемы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетомособенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственноестановление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельнойжизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственноговоспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления ужеизвестных. На наш взгляд, действенным средством в воспитании моральных качествличности младших школьников является народная сказка.
Таким образом, актуальностьнашего исследования «Народная сказка как средство нравственного воспитаниядетей младшего школьного возраста» в следующем:
ориентированность современногообщества на гуманизацию образования;
нравственное воспитание как центральныйориентир в развитии личности;
интерес к потенциалу народнойпедагогики.
Объект: нравственноевоспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет: сказка каксредство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Цель: выявить и экспериментальнопроверить психолого-педагогические возможности использования потенциала сказкикак средства нравственного воспитания на уроках литературного чтения вначальной школе.
Проблема: в связи снеустойчивостью социального положения в переходный период в развитиигосударства к гражданскому обществу нарушаются устои нравственности. Отсутствиемеханизма законов требует пристального внимания к нравственному воспитанию наоснове народных традиций.
В нашей работе мы выдвигаемследующую гипотезу: если в педагогическом процессе использоватьвоспитательные возможности сказок, то это окажет влияние на нравственноевоспитание детей младшего школьного возраста.
С учетом поставленной цели ивыдвинутой гипотезы, а также в соответствии с предметом и объектом исследованиябыли определены следующие задачи:
раскрыть содержание понятиянравственное воспитание;
рассмотреть вопрос о сказке каксредстве нравственного воспитания в русской педагогике;
изучить психологическиеособенности восприятия детьми сказок;
выделить черты сказки как жанраустного народного творчества;
проверить действенностьвоспитательного воздействия сказок на детей младшего школьного возраста черезанкетирование;
обработать статистическиерезультаты анкетирования.
Такой подход к проблемеисследования предполагает использование следующих методов:
анализ психолого-педагогической,художественной и методической литературы по теме исследования;
рефлексивный анализ опытаучителей;
анкетирование (педагогическийэксперимент в ходе учебного процесса).
База исследования: Тотемскийрайон, МОУ«Советская СОШ», 2 класс.
Раздел 1.Теоретические основы нравственного воспитания детей младшего школьного возрастапри изучении сказки
1.1 Сущностьпонятия нравственное воспитание
С давних времен в педагогикеутвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитииличности. Я.А. Коменский,
И. Гербарт, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинскийпризнавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, этапроблема приобретает большое значение и в системе современного воспитания. Мысоздаем правовое демократическое общество с высокой культурой отношений междулюдьми, естественно, что такое общество обуславливает необходимостьнравственной воспитанности каждого человека.
Воспитание — передачаобщественно — исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их кобщественной жизни и производительному труду [6, с.184].
Средство — прием, способдействия для достижения чего-нибудь [18, с.760].
Нравственное воспитание — этосоставная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимостьрегулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи: во-первых,выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснованиев моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятийсправедливости добра, зла; во-вторых, внедрение этих требований и связанных сними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем, чтобы он смогнаправлять и констатировать свои действия, а также участвовать в процессерегулирования общественного поведения, т.е. предъявлять требования к другимлюдям и оценивать их поступки. Эта вторая задача и решается путем нравственноговоспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений,нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качествличности. Содержание процесса нравственного воспитания в том или ином обществеопределяется прежде всего его целями. Последние же обусловлены характеромобщественных отношений и соответствующей идеологией.
Первые нравственныепредставления и навыки дети получают в семье и дошкольных учреждениях. Ведущуюроль в нравственном воспитании детей играет школа, где формируются нравственныепонятия и убеждения и вырабатываются устойчивые навыки и привычки поведенияучащихся.
Методами нравственноговоспитания являются убеждение, приучение, поощрение и наказание. При помощиэтих методов у учащихся формируются нравственные понятия и убеждения,вырабатываются необходимые навыки и привычки поведения, воспитываютсянравственные чувства и волевые черты характера.
Нравственное воспитание неукладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не являетсяобычной целью, ее скорее можно назвать последней, высшей целью, своего родацелью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей инаходится не столько впереди, сколько в основании самой человеческойдеятельности.
Педагогический энциклопедическийсловарь трактует «воспитанность»
как умение вести себя вобществе, благовоспитанность. Под
воспитанностью, как правило,понимают учтивое, вежливое поведение
человека, отличающегося хорошимиманерами, правильной речью, умение
общаться с окружающими еголюдьми в различных ситуациях и т.п. В
широком смысле воспитанностьозначает не только соблюдение правил
поведения и общения, принятых вданном обществе, но и внутреннюю
культуру человека, отражающуюсяв его мировоззрении.
Чтобы осуществлять нравственноевоспитание, необходимо знать
содержание тех отношений, наоснове которых происходит формирование
соответствующих личностныхкачеств. Это содержание, в частности,
включает в себя:
отношение к политикегосударства, к родине, другим странам и народам (гражданственность, патриотизм,уважение к другим народам и странам);
отношение к труду (трудолюбие,добросовестный труд на общее и личное благо, дисциплина труда);
отношение к общественномудостоянию, материальным ценностям и природе (бережливость, забота о сохраненииобщественного достояния и личных вещей, экологическая культура);
отношение к людям (демократизм,коллективизм, гуманность, культура общения, товарищество, взаимное уважениедруг к другу);
отношение к себе (честность,правдивость, скромность в общественной и личной жизни, принципиальность, нетерпимостьк нарушениям общественного порядка).
Для нравственного воспитаниянеобходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важнодетально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем,собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще.
Нравственным нужно считатьтакого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают какего собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формыповедения.
О нравственной воспитанности егоможно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннегопобуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственныевзгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих импривычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.
Нравственное воспитаниеосуществляется только в процессе включения учащихся в разнообразные видыпрактической деятельности и организации ее таким образом, чтобы онаспособствовала формированию у них положительных моральных отношений иличностных черт и качеств.
Таким образом, нравственноевоспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у учащихсяположительных моральных отношений в системе организуемой в школе разнообразнойучебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующихличностных качеств.
1.2 Психологическиевозможности изучения сказок
Поступление в школу знаменуетсобой начало нового возрастного периода в жизни ребенка — младшего школьноговозраста, ведущей деятельностью которого является учебная деятельность. Впроцессе ее осуществления ребенок под руководством учителя систематическиовладевает содержанием развитых форм общественного сознания и умениядействовать в соответствии с их требованиями.
Учебная деятельность,осуществляемая детьми на протяжении всего школьного возраста, связана совладением ими указанным содержанием. Однако ведущей учебная деятельность будеттолько в младшем школьном возрасте; в этом возрасте у детей возникают иформируются лишь основы теоретического сознания и мышление.
Э. Эриксон утверждает, чтоособенности становления личности зависят от экономического и культурного уровняразвития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этапразвития он застал. Он считает, что ценности и нормы общества передаются детямв процессе воспитания [16, с.464].
Развитие личности по своемусодержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности иидеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастныхэтапах. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг задругом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество, котороефиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.
Л. Колберг рассматриваетразвитие морального сознания как последовательный процесс. Обобщив обширныйэкспериментальный материал, он выделяет шесть стадий развития, объединяющихся втри уровня.
Первый — доморальный уровень.Нормы морали для ребенка — нечто внешнее, он выполняет правила, установленныевзрослыми, из чисто эгоистических соображений.
Второй уровень — конвенциональнаямораль. Ребенок уже стремится вести себя определенным образом изпотребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для неголюдьми.
Третий уровень — автономнаямораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достояниемличности, т.е. внутренними [16, с.469].
В этом периоде мы никогда неувидим ребенка в пассивно — демонстративном состоянии. Он всегда чем-либо занят:то он внимательно наблюдает уличную ссору, то увлечен чтением новой книги илиже лезет на дерево или на крышу, чтобы взглянуть оттуда на окружающую местность.
В нем, конечно, много движений,но большинство их уже с новыми, совершенно иными целями. Жизнь во всем ееразнообразии — вот что сейчас возбуждает его деятельность; но жизнь неиллюзорная и фантастическая, а самая настоящая.
В этом мире ребенок мало-помалупокидает иллюзорный мир, в котором жил раньше, но, тем не менее напряженноевнимание к зачаровывающим описаниям чудес, необыкновенный эмоциональный подъемвызывают у детей сказки.
Многие психологи и педагогиотмечают упорство, с каким дети требуют повторения сказки со всеми деталями иподробностями, без изменения малейших мелочей, даже интонации при рассказывании.Ребенку хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первыйраз, ему приятно эти слова узнавать, воспринимать в первоначальнойпоследовательности, испытывать те же чувства. Это стереотипное поведение даетмалышу уверенность, что и на этот раз все кончится хорошо.
Ребенку необходимо, чтобы его страхибыли персонифицированы: драконы, чудовища, ведьмы в сказках олицетворяюттрудности, проблемы, которые нужно преодолеть. Разрешение сказочных конфликтовспособствует преодолению страха — ведь образность сказок подсказывает ребенкувозможность победы над собственной боязливостью. Воспитание, в основу которогоположена идея — держать ребенка подальше от злого, страшного, ведет к угнетениюпсихики, но не к преодолению опасностей и страхов.
Сказки, независимо от пола ивозраста их героев, имеют большое психологическое значение для детей разноговозраста, мальчиков и девочек, поскольку облегчают смену идентификации взависимости от проблем, волнующих ребенка. Малыш легко входит в непривычную длянего сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну — Лебедь, и вместе с тем так же свободно переключается на прозаическуюповседневность. Он интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же времядопускает, что это могло происходить и в действительности. Так появляетсядействительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности вреальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном.
Наилучшим образом отвечают они запросамдетей, органично соответствуя детской психологии. Тяга к добру исправедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебномупреображению окружающего мира — все это ребенок радостно встречает и в сказке.
Кроме ожидания необычайного,чудесного, волшебного, детскому воображению присуща еще одна потребность. Ребенокхочет подражать окружающим его, ловким, умным взрослым, но ему не всегда этоудается. В сказке же все возможно. Маленький мальчик (девочка) смелый инаходчивый, выходит победителем из всех испытаний. Он может перелететь черезтридевять земель в тридесятое царство и победить дракона. Иными словами, малышкак бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.
Однако мир сказки обеспечиваетне только реализацию неудовлетворенных желаний. Решающую роль играет здесьмотив достижения равенства или, пользуясь психологической терминологией, мотивкомпенсации. У детей из-за их социально зависимого положения часто бываютвсякого рода огорчения, терпят крах их стремления, намерения, поступки, чтообычно компенсируется в мечтах, в воображении. Сказка создает прекрасную основудля этой компенсационной потребности, приводя все непременно к счастливомуконцу.
Благодаря сказкам у ребенкавырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которойчеловек не человек. Цель сказочников — “воспитывать в ребенке человечность — этудивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостидругого, переживать чужую судьбу как свою”.
Маленький ребенок, слушаярассказ или сказку и ощущая реальное существование даже фантастического героя,“содействует” с героем; ребенок постарше “соучаствует” с героем. Известныйпсихолог А… В. Запорожец как-то привел интересный эпизод с пятилетнейдевочкой, которая на картине, изображающей прикованного Прометея, выскреблапальцами цепи, чтобы освободить героя. Движимым состраданием к герою ребенокпытается непосредственно практически воздействовать на произведение искусствавместо того, чтобы перенести свое отношение на действительность, в немвоображенную.
В сказке для детей кроетсяособое очарование, открываются какие-то тайники миропонимания. Они находят всказочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное длясебя, необходимое для роста их сознания.
Воображаемый, фантастический мирв основе своей оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная,непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнить ее с реальностью,с окружением, в котором существуют он сам, его семья, близкие ему люди. Этонеобходимо для развивающегося мышления, так как оно стимулируется тем, чточеловек сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается. Сказка не оставляетребенка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего,переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучаетего к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.
Сегодня потребность в сказкепредставляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывноувеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышейвелика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делаетсянервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного,необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях отом, почему все происходит так, а не иначе.
Следовательно, для полноценногоразвития ребенка необходима целенаправленная воспитательная работа учителя, т.кмладший школьный возраст является сенситивным для усвоения социальных нормнравственного развития, становления адекватной самооценки, развития критичностипо отношению к себе и окружающим, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей.Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешнимвлияниям, необходимостью нравственных норм и нравственных требований к другим,непосредственным поведением. Эти особенности являются залогом обучаемости ивосприимчивости младших школьников, дают большие возможности длясистематического и последовательного нравственного воспитания детей.
1.3 Народноевоспитание в наследии классиков педагогики
Выдающиеся педагоги прошлогомного внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и егопедагогического опыта.
Взаимодействие народнойпедагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческомнаследии великих педагогов. Особенно поучительными и значимыми в этом отношенииявляются опыт и идеи Я.А. Коменского и гениальных продолжателей его дела –
К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко,В.А. Сухомлинского.
Русская педагогика еще более сталет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательномматериале, но и как о педагогическом средстве, методе. Так, безымянный авторстатьи «Воспитательное значение сказки» (1894) признает, что «еслидетям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она дляних все же останется мертвою буквою, но если рассказать им сказку, проникнутуютой же мыслью, — ребенок будет взволнован и потрясен ею» [22, с.47].
Вся самоотверженная деятельностьЯ.А. Коменского определялась желанием помочь своему народу в его стремлении ксветлому будущему. Ему очень дороги народные традиции и обычаи, он печется отом, чтобы народ имел хороших и мудрых правителей, “связанных со своимиподданными узами крови” [5, с.13]. Я.А. Коменский добивался того, чтобыучителя детей народа были подлинно народными. Первое и главное требование к ним- изучать, любить устное творчество народа.
О высокой оценке педагогическихтрадиций народа можно судить и по содержанию образования, которое Я.А. Коменскийпредлагал для пансофической школы. По его мнению, учащимся следует предлагатьрассказы на моральные темы, которые могут быть заимствованы из устногонародного творчества, изучать обычаи народа.
К.Д. Ушинский считал, чтосистема воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, егоматериальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острыхсоциальных проблем [5, с.15].
Прекрасно зная обычаи, обряды,традиции родного народа, К.Д. Ушинский глубоко проникал в его духовную жизнь. Вполе его зрения были все сферы духовной жизни славянских народов, он восхищалсяпреемственностью и общностью их культур.
Опора на совершенные знаниясущественных черт духовной жизни многих народов — один из основополагающихпринципов педагогической системы Ушинского, свободной и национальнойограниченности и имеющей, поэтому огромную притягательную силу.
На основе сравнения народностей,их истории, обычаев, их духовных сокровищ, языков Ушинский приходит к оценкедуховного своеобразия русской нации и связанного с ним своеобразия языка.
А.С. Макаренко призывает ккритическому отбору народных традиций. Он не мог допустить пренебрежительногоотношения к богатствам природы и народной души.
Последовательное проведениепринципа народности в системе воспитания Макаренко исключает какое бы ни былодиктаторство, ибо не может быть тоталитарной педагогика великого народа,народа-героя, народа — творца, таковой может быть педагогика, выросшая изнародной и поставленная на службу народу [5, с. 20].
Макаренко утверждает величайшеезначение народной педагогики в новых условиях. Он призывает внимательно изучатьне только коллективный педагогический опыт народа, но и чутко прислушиваться кголосу талантливых педагогов из среды трудового народа. При этом никакая наукане в состоянии состязаться с педагогическим гением народа, личности, новыекачества поведения; главным достоинством, главным качеством гражданина онсчитает единство, из которого возникает новая духовная общность людей.
Духовное богатство личности, какполагает В.А. Сухомлинский, — это, прежде всего часть духовного богатства нации.Сухомлинский решительным образом требует самого бережного отношения к духовнымсокровищам народа, решающими из которых он считает традиции воспитанияподрастающих поколений [5, с.21].
В последних книгахСухомлинского, во всех его последних статьях красной нитью проходит мысль онеобходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, ошироком внедрении их в семью и школу. Он рассказывает детям сказки, вместе сними поет народные песни, организует проведение народных праздников.
Из всех средств воспитаниянаиболее значимым Сухомлинский считает родное слово. «Язык — духовноебогатство народа», — пишет он. «Сколько я знаю языков — столько ячеловек», — гласит народная мудрость. Но богатство, воплощенное всокровищах языков других народов, остается для человека недоступным, если он неовладел родной речью, не почувствовал ее красоты.
Принцип народности в воспитанииу Сухомлинского глубоко гуманистичен и интернационален.
Единые цели, общность интересоввсех народов были предметом постоянного внимания Сухомлинского. В младшемшкольном возрасте, используя характеристики национальных героев, воспитанникисоздают в своем воображении как бы собирательный образ идеального героя, общеедля всех народов, образ-символ для всего человечества.
Основоположник российскойэтнопедагогики Г.Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личностиребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народомтысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будетпостоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом — бессмертиечеловечества. В этом — вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечествак своему духовному и нравственному прогрессу» [22, с.47].
Познакомившись со взглядами В.А.Сухомлинского, А.С. Макаренко, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, мы пришли квыводу: педагоги — классики полагали, что народная педагогика обогащает науку овоспитании, служит ее опорой и основой.
1.4 Дискуссияо народной сказке
Русская народная сказка не разподвергалась гонениям. Церковь боролась с языческими верованиями, а заодно и снародными сказками. Так в XIII веке епископ СерапионВладимирский запрещал “басни баять”, а царь Алексей Михайлович издал в1649 году специальную грамоту с требованием положить конец “сказыванию искоморошеству”. Тем не менее уже в XII веке сказкистали заносить в рукописные книги, включать в состав летописей. А с начала XVII века сказки стали выходить в “лицевых картинках” — изданиях,где герои и события изображались в картинках с подписями. Но все же и этот векбыл суров по отношению к сказкам. Известны, например, резко отрицательныеотзывы о “мужицкой сказке” поэта Антиоха Кантемира и Екатерины Второй; вомногом не согласные друг с другом, они ориентировались на западноевропейскуюкультуру.
XIX вектоже не принес народной сказке признания чиновников охранительного направления.Так, знаменитый сборник А.Н. Афанасьева “Русские детские сказки” вызвалпретензии бдительного цензора как якобы представляющий детскому уму “картинысамой грубой своекорыстной хитрости, обмана, воровства и даже хладнокровногоубийства без всяких нравоучительных примечаний” [2, с.32].
И не только цензура боролась снародной сказкой. С середины того же XIX века на нееополчились известные педагоги. Сказку обвиняли в “антипедагогичности”, уверяли,что она задерживает умственное развитие детей, пугает их изображениемстрашного, расслабляет волю, развивает грубые инстинкты. Такие же, по существу,аргументы приводили противники этого вида народного творчества уже в нашемстолетии, в советское время. После Октябрьского переворота педагоги — «леваки»добавляли еще и то, что сказка уводит детей от реальности, вызывает сочувствиек тем, к кому не следует — ко всяким царевичам и царевнам. С подобнымиобвинениями выступали и некоторые авторитетные общественные деятели, например,Н.К. Крупская. Рассуждения о вреде сказки вытекали из общего отрицанияреволюционными теоретиками ценности культурного наследия.
В 20-е годы XX века детскиекниги выходили в детских редакциях крупнейшего государственного издательства, атакже в ряде других государственных и частных издательств. Требовалосьосмысление этой продукции, ее классификация, оценка.
Жизненно важной для детскойлитературы была дискуссия о сказке, возникшая в эти годы и перепрыгнувшая запределы десятилетия. Возражения против сказок сводились в основном к следующему:сказка отвлекает ребенка от реальной жизни, она отражает идеологию буржуазногомира; заключает в себе мистицизм и религиозность. Сказочный антропоморфизмтормозит утверждение ребенка в его реальном опыте: ребенок не может создатьустойчивые связи между собой и внешней средой, которые необходимы для егонормального развития.
Как уже говорилось выше, Н.К. Крупскаятакже выступала против сказки. Особенно ее беспокоило несоответствие «чудеснойформы» и «чуждого содержания». Она предлагала создаватьсовременные сказки — продуманные, работающие на воспитание «горячих борцов».И советовала для этого изучить жанры старой сказки, по-новому перестроить их,учитывая современную действительность, и влить в эти обновленные сказочныеформы новое, коммунистическое содержание.
А.В. Луначарский не разделялвзглядов Крупской. Он считал ошибкой отказ от фантастического мира сказки,переход к «стопроцентному реализму». Препятствовать тяготению ребенкак волшебству, к фантастике, тайне и вымыслу — значит калечить его, мешатьнормальному развитию личности, утверждал он.
М. Горький, также неоднократновыступавший в защиту сказки, считал, что для человека увлекательна ипоучительна «выдумка — изумительная способность нашей мысли заглядыватьвперед факта». Поэтому сказка благотворно воздействует на душевное и умственноесозревание детей.
Совет детским писателям учитьсяу сказки давал С.Я. Маршак. Особенно возмущала его группа спорящих, по мнениюкоторых для детей нельзя печатать вообще ни одной народной сказки.
У К.И. Чуковского есть издание“От двух до пяти”, где в главе “Борьба за сказку” он описывает детские историии значимость народных сказок для детского круга чтения, о роли сказок вообще:«Как будто есть какая-нибудь принципиальная разница между той сказкой,которую сочиняет ребенок, и той, которую сочинил для него великий народ иливеликий писатель! Ведь все равно, дадите вы ему эту сказку или нет, — он самсебе сказочник, сам себе Андерсен, Гримм и Ершов, и всякая его игра естьдраматизация сказки, которую он тут же творит для себя, одушевляя по желанию всепредметы, превращая любую табуретку в поезд, в дом, в верблюда» [27, с.148].
Несмотря на трудную судьбу,сказка продолжает жить. Именно народные сказки явились основой знаменитых«авторских», «литературных» сказок А.С. Пушкина, В. Жуковского,П. Ершова и других писателей XIX века. К.Д. Ушинскийвключал сказки в свои книги «Детский мир» и «Родное слово»,полагая, что никто не может состязаться с педагогическим гением народа.
Очень высоко оценивал рольфольклора, в том числе сказок, в деле воспитания подрастающего поколения ЛевТолстой. Прекрасные сборники сказок выпускаются в наше время самыми разнымииздательствами.
Таким образом, несмотря натрудную судьбу, сказка жила, всегда имела горячих защитников и находила дорогук детям.
1.5 Педагогическиеидеи сказок
Очень рано ребенок начинаетзнакомиться с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировойлитературы, с лучшими образами устного народного творчества. И как добрый,мудрый друг в его жизнь входит сказка.
В ряде народных сказок мывстречаемся с определенными педагогическими понятиями, выводами, рассуждениями.Прежде всего, следует отметить стремление народа к знаниям. В сказкахвстречается мысль, что книги — источник мудрости.
В народных сказках находятотражение некоторые приемы воздействия на личность, определяется содержаниенравственного воспитания.
“ Жил — был старик у своего сынаи снохи. Был у него и внук. Старик этот надоел своему сыну и снохе, и нехотелось за ним ухаживать. И вот сын по совету своей жены, посадил отца насанки и решил отвезти в глубокий овраг. Его сопровождал внук старика. Столкнулсын сани с отцом вниз в овраг и собрался было уже идти обратно домой. Но егозадержал его маленький сын: он бросился в овраг за санками. Несмотря насердитое замечание отца о том, что он купит новые санки, получше. Мальчиквытащил из оврага санки и сказал, что отец должен ему купить новые санки. А этисанки он будет беречь, чтобы через много лет, когда состарятся его отец и мать,доставить их в этот же самый овраг “.
Основная мысль сказки в том, чточеловек должен за свое преступление получить наказание по заслугам, чтонаказание является естественным последствием его преступления.
Стремясь пробудить в детяхлучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочнорисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего вобразе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселитьв него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали,как трудна борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждаютзло, каким бы страшным оно не было.
Сказка — благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки — вглубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия,доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, еговзгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной землеуже потому, что она — творение народа. Кажется, что сказка построена на чисто“бытовом” сюжете: дедушка и бабушка посадили репку…, дедушка решил обманутьволка, сделал соломенного бычка…, но каждое слово этой сказки — как тончайшийштрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе — игра творческихсил народного духа. Сказка — это духовные богатства народной культуры, познаваякоторые, ребенок познает сердцем родной народ.
В сказках ставится проблемаличности педагога, направленности его воспитательных усилий. Сказки показывают,отличительной их особенностью является то, что они занимаются воспитанием нетолько детей и молодежи, но и их родителей. Это весьма характерно.
Принцип природосообразности,причем почти в духе Я.А. Коменского, содержится в сказке “ Что выучено вмолодости — на камне, что выучено в старости — на снегу”. Камень и снег — вданном случае — образы, введенные для обоснования эмпирически установленной объективнойфизиологической и психологической закономерности. Эта закономерность состоит втом, что в детстве, в молодости человек усваивает образовательный материалгораздо прочнее, чем в старости. То же самое происходит и со знаниями: если ониприобретены в молодости — то сохраняются надолго, нередко и на всю жизнь, азнания, усвоенные в старости, быстро забываются.
В сказках поднимается также имного других проблем нравственного воспитания.
В русских сказках, как и всказках других народов, явно проводится мысль о том, что человеком можетназываться только тот, кто трудится. В труде и борьбе человек приобретает своилучшие качества. Трудолюбие — одна из главных человеческих характеристик. Безтруда человек перестает быть человеком.
В сказках просто и естественноставятся проблемы воспитания у молодежи чувства прекрасного, формированияморальных черт. Сказка внушает детям, что жизнь жестоко наказывает легкомыслиетех, кто не ценит главного в жизни — повседневного, упорного и не понимаетосновной ценности человека — трудолюбия.
Таким образом, педагогическиесокровища народа далеко не исчерпали себя. Более того, они будут постоянно возрастать.В этом бессмертие человечества. В этом — вечность воспитания, символизирующаявечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу.
1.6 Сказкакак жанр устного народного творчества
В науке о фольклоре былраспространен взгляд на сказку как совокупность всех видов и форм устной прозы:такое понимание сказки некогда входило в учебную литературу. Ю.М. Соколовсчитал возможным называть сказкой любой устный рассказ: «Под народнойсказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказфантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера». Что«сказывалось», то и именовалось «сказкой». Скоро заметилиизъян определения. Оно не раскрывало специфических свойств жанра и преимущественноназывало его тематические разновидности. Под определение подходили ибывальщина, и легенда, и быличка, и предание, даже простой рассказ бытовогохарактера [1, с.446].
Мы предлагаем разные толкованиясказки как жанра устного народного творчества, принятые в современной науке:
«Сказки — это коллективносозданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественныеповествования такого реального содержания, которое по необходимости требуетиспользования приемов неправдоподобного изображения реальности» [7, с.17].
Сказка, — и. м.1. Повествовательноепроизведение устного народного творчества о вымышленных событиях, лицах (обычнос участием волшебных сил).2. Выдумка, неправда, небылица [10, с.102].
Сказка — один из основных жанровустного поэтического творчества. Сказка — преимущественно прозаическийхудожественный устный рассказ фантастического, авантюристического или бытовогохарактера с установкой на вымысел [20, с.356].
Сказка — повествовательное,обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях,преимущественно с участием волшебных, фантастических сил [13, с.941].
Сказки возникли в незапамятныевремена. О древности сказок говорит, например, такой факт: в необработанныхвариантах известного “Теремка” в роли теремка выступала кобылья голова, которуюславянская фольклорная традиция наделяла многими чудесными свойствами. Инымисловами, корни этой сказки уходят в славянское язычество. При этом сказкисвидетельствуют отнюдь не о примитивности народного сознания, а о гениальнойспособности народа создать единый гармоничный образ мира, связав в нем всесущее — небо и землю, человека и природу, жизнь и смерть. Видимо, сказочныйжанр оказался так жизнеспособен потому, что дети прекрасно подходит длявыражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческогобытия.
Сказывание сказок былораспространенным увлечением на Руси, их любили и дети и взрослые. Обычносказитель, повествуя о событиях и героях, живо реагировал на отношение своейаудитории и тут же вносил какие-то поправки в свое повествование. Вот почемусказки стали одним из самых отшлифованных фольклорных жанров.
Для того чтобы максимальноэффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей,необходимо знать особенности сказки как жанра. Остановимся на наиболеехарактерных.
Многие сказки внушаютуверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказокособенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
В сказке непременно торжествуютистина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы онане повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненныепути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки ичем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, кфинальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, геройснова получает право на удачу. В таком движении сказочного вымысла выраженасущественная черта мировосприятия народа — твердая вера в справедливость, в то,что доброе человеческое начало неизбежно победит все, ему противостоящее.
Больше всего привлекает детейсказочный герой. Обычно это человек идеальный: добрый, справедливый, красивый,сильный; он обязательно добивается успеха, преодолевая всяческие препятствия нетолько с помощью чудесных помощников, но, прежде всего благодаря личнымкачествам — уму, силе духа, самоотверженности, изобразительности, смекалке. Такимхотел бы стать каждый ребенок, и идеальный герой сказок становится первымобразцом для подражания.
Для детей вовсе не важно, ктогерой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет,каков он — красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенкаоценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическомуусложнению. Чаще всего персонаж воплощает какое-нибудь одно качество: лисахитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен.Персонажи в сказке контрастны, что и определяет сюжет: прилежную, разумнуюсестрицу Аленушку не послушался братец Иванушка, испил воды из козлиногокопытца и стал козликом, — пришлось его выручать; злая мачеха строит кознипротив доброй падчерицы. … Так возникает цепь действий и удивительных сказочныхсобытий.
Сказка строится по принципуцепной композиции, включающей в себя, как правило, троекратные повторы. Вероятнеевсего, этот прием родился в процессе рассказывания, когда сказитель вновь ивновь предоставлял слушателям возможность пережить яркий эпизод. Такой эпизодобычно не просто повторяется — каждый раз в нем происходит усилениенапряженности. Иногда повтор осуществляется в форме диалога; тогда детям, еслиони играют в сказку, легче перевоплощаться в ее героев. Часто сказка включаетпесенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.
Сказка имеет собственный язык — лаконичный,выразительный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантастический мир,в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго — герои,их взаимоотношения, окружающие персонажи и предметы, природа. Полутонов нет — естьглубокие, яркие цвета. Они влекут к себе ребенка, как все красочное, лишенноеоднообразия и бытовой серости.
«В детстве фантазия, — писалВ.Г. Белинский, — есть преобладающая способность и сила души, главный еедеятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миромдействительности» [2, с.31]. Вероятно, этим свойством детской психики — тягойко всему, что чудесным образом помогает преодолеть разрыв между воображаемым идействительным, — и объясняется этот веками не угасающий интерес детей к сказке.Тем более что сказочные фантазии находятся в русле реальных стремлений имечтаний людей. Вспомним: ковер-самолет и современные воздушные лайнеры; волшебноезеркальце, показывающее далекие дали, и телевизор.
Дети находят глубокоеудовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десятьраз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает вней что-то новое. В сказочных образах — первый шаг от яркого, живого,конкретного к абстрактному. Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ниЦаревны-лягушки, ни Кощея Бессмертного, но он воплощает в эти образы добро изло, и каждый раз, рассказывая одну и ту же сказку, выражает свое отношение кплохому и хорошему.
Сказка неотделима от красоты,способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородстводуши, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодарясказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает,но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение кдобру и злу…
Увлекательность сюжета,образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическимсредством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна.Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему вниманиедетей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психическиеособенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность — важная особенностьсказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще кабстрактному мышлению.
Образность дополняетсязабавностьюсказок. В них, как правило, есть не только яркие живыеобразы, но и юмор.
Дидактизмявляется однойиз важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с цельюусиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общимирассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тотили иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.
Исходя из этого, мы выделилиследующие особенности сказки: увлекательность сюжета, оптимизм, образность,забавность и дидактизм.
1.7 Типысказок
По тематике и стилистике сказкиможно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три: сказкио животных, волшебные сказки и бытовые (сатирические).
1. Сказки о животных. Маленькихдетей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки,в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческиечерты — думают, действуют, говорят. По существу, такие образы несут ребенкузнания о мире людей, а не животных.
В этом виде сказок обычно нетотчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый изних наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера,которая и обыгрывается в сюжете, Так, традиционная черта лисицы — хитрость,поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден иглуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведяне столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этомон всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то оннепременно оказывается умнее и лисицы, и волка, и медведя. Разум помогает емуодерживать победу над любым противником.
Животные в сказке соблюдаютпринцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь.Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки оживотных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и другихсходных моральных выводов — социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают:то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказке осемерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а несильных.
Есть среди сказок о животныхдовольно страшные. Медведь съедает старика и старуху за то, что они отсекли емулапу. Разъяренный зверь с деревянной ногой, конечно, представляется малышамужасным, но по существу он ведь — носитель справедливого возмездия. Повествованиепредоставляет ребенку самому разобраться в сложной ситуации (“Медведь”).
В сказках о животных многопесенок: поет лиса льстивую песню петуху: “Петушок, петушок, золотой гребешок,маслена головушка, шелкова бородушка…”; поет и петух, призывая на помощь кота: “несетменя лиса за темные леса…”; поет коза перед дверью дома: “Вы, детушки! Выкозлятушки! Отопритеся, отворитеся…”; поют волк, медведь и другие персонажи.Сказки изобилуют веселыми присловьями: “лиса при беседе краса”, “заюнок — кривоног по горке скок”, “комар — пискун”, “муха — говорюха” и другие. Песенно-ритмическоеначало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразитего, придает сказке черты необычного, свойства игры. Песенки и прибауточныеприсловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себепоэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказкистановятся неотделимой частью детского сознания.
2. Волшебные сказки. Это самыйпопулярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в волшебных сказкахфантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другуюопасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов — борется не на жизнь, а насмерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главныепротивники его — не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил:Змей Горыныч, Баба Яга, Кащей Бессмертный и прочие. Одерживая победы над этойнечистью, герой как бы подтверждает высокое человеческое начало, близость ксветлым силам природы. В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретаетновых друзей и получает полное право на счастье — к вящему удовлетворениюмаленьких слушателей.
В сказках не бывает непоправимыхжизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкиелюдские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемаячудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребностьв справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаютсячастью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человекажизненной стойкости и качеств борца за справедливость.
Волшебная сказка с ее стойкойкомпозицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются встрогой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближеконец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Оченьчасто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускаетрезкий поворот события к исходному положению — и вновь он начинает борьбу заторжество справедливости.
В сюжете волшебной сказкиглавный эпизод — это начало путешествия героя ради того или иного важногозадания. На своем долгом пути он встречается с коварными противниками иволшебными помощниками. В его распоряжении оказываются весьма действенныесредства: ковер-самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящийзверь или птица, стремительный конь или волк. Все они, с какими-то условиямиили вовсе без них, в мгновение ока выполняют просьбы и приказы героя. У них невозникает ни малейшего сомнения в его нравственном праве приказывать, посколькуочень уж важна поставленная перед ним задача и поскольку сам герой безупречен.
Мечта о соучастии волшебныхпомощников в жизни людей существует с древнейших времен — со временобожествления природы, веры в бога-Солнце, в возможность магическим словом,колдовством призвать светлые силы и отвести от себя темное зло.
3. Бытовая (сатирическая). Наиболееблизка к повседневной жизни и даже не обязательно включает в себя чудеса. Одобрениеили окружение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: чтобезнравственно, что достойно осмеяния. Даже когда, кажется, что герои простоваляют дурака, потешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполненызначительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека. Постояннымигероями сатирических сказок выступают “простые” бедные люди. Однако они неизменноодерживают верх над “непростыми” — богатым или знатным человеком. Вотличие от героев волшебной сказки, здесь бедняки достигают торжествасправедливости без помощи чудесных помощников — лишь благодаря уму, ловкости,находчивости да еще удачным обстоятельствам.
Бытовая сатирическая сказкавеками впитывала в себя характерные черты жизни народа и его отношения к властьпредержащим, в частности к судьям, чиновникам. Все это, конечно, передавалось ималеньким слушателям, которые прониклись здоровым народным юмором сказителя. Сказкитакого рода содержат “витамин смеха”, помогающий простому человекусохранить свое достоинство в мире, где правят мздоимцы — чиновники, неправедныесудьи, скупные богачи, высокомерные вельможи.
В бытовых сказках появляются поройи персонажи — животные, а возможно и появление таких абстрактных действующихлиц, как, Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей,а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.
Таким образом, мы рассмотрелиосновные особенности трех типов сказок.
Раздел2. Изучение влияния сказок на развитие нравственной воспитанности детеймладшего школьного возраста
2.1 Планированиеи организация исследования
Просмотрев программы В.Г. Горецкого,Р.Н. Бунеева, О.В. Джежелея, мы пришли к выводу, что сказка изучается в разделе«Устное народное творчество» с 1 по 4 класс. Во втором классе рассматриваютсялитературные сказки А.С. Пушкина, А.К. Толстого, Л.Н. Толстого. При изучении авторскихпроизведений учитель обращает внимание на фольклорные источники (Приложение 1).
Работа со сказкой имеетразличные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочныхгероев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок,проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказоки многое другое. По мнению Г.Н. Волкова, хорошо, если при подготовке кинсценировке сказки дети сами подберут ее музыкальное сопровождение,распределят роли. При таком подходе даже небольшие по объему сказки дают огромныйвоспитательный резонанс [25, с.46].
Работы современных педагогов — Н.С.Бибко, Н.Е. Львовой, Г.К. Щербининой, М.А. Никитиной — раскрывают, как черезсказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка и на этойоснове формировать нравственные категории.
На первом этапеэкспериментальной работы мы выбрали эмпирический (практический) методпедагогического исследования — метод анкетирования.
Цель проведения анкетирования в педагогическомисследовании — выяснение отношения наблюдаемого к заданной проблеме. Нами былоиспользовано сплошное анкетирование — опрос всех исследуемых лиц.
При анкетировании ответызаносились письменно в специально составленный анкетный лист. При анкетномнаблюдении отвечающий сам читает заданные ему вопросы и отвечает на нихписьменно.
В нашей работе анкетированием былоохвачено 18 человек.
Для определения роли сказок ввоспитании детей была взята анкета, разработанная Е.С. Тришиной. Учащимсявторого класса было предложено ответить на вопросы:
На кого из героев народныхсказок ты хотел бы быть похожим? Почему?
Кого из перечисленных сказочныхперсонажей ты считаешь хорошими: Волк, Иван-Царевич, Кощей Бессмертный,Марья-Краса. Почему именно его?
Если бы ты поймал щуку-волшебницу,о чем бы ты ее попросил?
Зачем сказка нужна человеку? [25,с.49].
2.2 Обработкаполученных данных
Анализ анкет показал, что уучащихся в качестве героев для подражания преобладают Иван-Царевич (у мальчиков),Марья-Краса (у девочек). Мотивом выбора этих героев являются такие качества,как доброта, смелость, ум, красота, мудрость.
Из всех перечисленных сказочныхгероев положительным считают Ивана-Царевича: «потому, что он всем помогает»;«потому, что спас царевну, защитил ее от Кощея Бессмертного»; «потому,что он смелый и отважный».
Ответы на 3-й вопрос позволилиопределить потребности детей, среди которых преобладают потребности социальныеи материальные. В основном это связано с тем, что большинство детей измалообеспеченных семей, некоторые из неблагополучных. Это отражено в ответахдетей: «если бы поймала щуку-волшебницу, то попросила бы много денег»;«попросил бы новый велосипед, потому что старый сломался»; «попросила,чтобы в доме был порядок»; «хочу быть умной»; «попросила быденег, потому что мама с папой не работают» и т.д.
Ответы на 4-й вопрос позволилиопределить понимание детьми значимости сказки в их жизни.
Анализируя и сравниваяполученные результаты, мы пришли к выводам и оформили их в виде секторныхдиаграмм.
Анализ анкет на констатирующемэтапе показал, что, по мнению детей сказка нужна для того, чтобы ее читать
Ответы детей иллюстрируетдиаграмма 1.
Диаграмма 1
/>
Для умственного развития («длятого, чтобы мы учились читать и развивать ум»)
Для нравственного развития(«сказка учит нас доброму и хорошему»)
Для организации досуга («длятого, чтобы мы ее читали»)
Анализ анкет учащихся третьегокласса показал, что у них произошли качественные изменения в ответах на 3-й и4-й вопросы. Щуку-волшебницу дети хотели бы попросить, «чтобы мама, папа ибабушка никогда не болели»; «чтобы щука-волшебница сделала меня феей,я бы помогла людям и всех злых превращала в добрых»; «я бы попросил,чтобы люди никогда не ссорились и помогали друг другу».
На 4-й вопрос мы получилиответы, которые значительно отличаются от ответов второклассников: «сказкаучит нас, как нужно правильно поступать»; «что нельзя никогообманывать, врать, потому что это к хорошему не приведет»; «сказкаучит помогать тем, кто попадает в беду».
Анализ анкет на контрольномэтапе показал, что чтение сказок направлено на нравственное развитие.
Как распределились ответы вцелом, показано в диаграмме 2.
/>
Для умственного развития
Для организации досуга
Для нравственного развития
Следовательно, мы пришли квыводу, что наша гипотеза подтвердилась и сказка оказала большое влияние нанравственную воспитанность детей младшего школьного возраста.
Заключение
Таким образом, наше исследованиесостоит из двух разделов.
В первом разделе мы рассмотрелисказку как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста,выяснили сущность понятия нравственное воспитание, определили влияние сказки наразвитие личности, рассмотрели взгляды известных педагогов на нравственноевоспитание и использование народной педагогики в педагогическом процессе,объяснили психологические возможности изучения сказок, опираясь на мненияизвестных психологов.
Мы пришли к выводу, что дляполноценного развития ребенка необходима целенаправленная воспитательная работаучителя, т.к младший школьный возраст является сенситивным для усвоениясоциальных норм нравственного развития, становления адекватной самооценки,развития критичности по отношению к себе и окружающим, раскрытия индивидуальныхособенностей и способностей. Младший школьный возраст характеризуетсяповышенной восприимчивостью к внешним влияниям, необходимостью нравственныхнорм и нравственных требований к другим, непосредственным поведением. Этиособенности являются залогом обучаемости и восприимчивости младших школьников,дают большие возможности для систематического и последовательного нравственноговоспитания детей.
В течение этого периода развитияребенок активно познает окружающий мир и самого себя, приобретает активный опытдействования в этом мире, в том числе и посредством знакомства и усвоения опытанародной педагогики.
Во втором разделе быларассмотрена сказка как жанр устного народного творчества, выделены ее особенностии отдельные типы.
В нашей работе была выдвинутагипотеза: если в педагогическомпроцессе использовать воспитательныевозможности сказок, то это окажет влияние на нравственную воспитанность детеймладшего школьного возраста. Гипотезаподтвердилась. Сказки активновводились на уроках литературного чтения. В итоге мы пришли к выводу, чтоиспользование воспитательных возможностей сказок оказало влияние нанравственную воспитанность детей младшего школьного возраста черезанкетирование и систему уроков литературного чтения.
Воздействие народного творчествана все стороны нашей жизни огромно. Таким образом, наша тема «Народная сказкакак средство нравственного воспитания младшего школьного возраста» актуальна,ведь нравственное воспитание ребенка является центральным ориентиром в развитииличности. Воспитание и образование в демократическом обществе не могутэффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народнойпедагогики. Народная педагогика — педагогика национального развития, подъема,возрождения. Народная сказка способствует формированию определенных ценностей,идеала. Для девочек — это красна девица (умница, рукодельница…), а длямальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый,любящий Родину). Идеал для ребенка — далекая перспектива, к которой он будетстремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве,во многом определит его как личность.
Списокиспользованной литературы
1. Аникин В.П. Русское устноенародное творчество. — М.: Высшая школа, 2001.
2. Арзамасцева И.Н. Детскаялитература. — М.: Академия, 2000.
3. Арзамасцева И.Н. Хрестоматия подетской литературе. — М.: Академия, 2000.
4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Технологияисполнения и оформление научно — исследовательской работы. — М.: ООО «ЦГЛ»,2006.
5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М.:Академия, 1999.
6. Воловникова Г.М. Педагогическийсловарь. — М.: АПН, 1961.
7. Глебова Л.С. Педагогическийэнциклопедический словарь. — М.: Большая энциклопедия, 2003.
8. Дановский А.В. Детская литература// Хрестоматия с основами литературоведения. — М.: Академия, 1997.
9. Дубровина И.В. Возрастная ипедагогическая психология. — М.: Академия, 1999.
10. Евгеньева А.П. Словарь русскогоязыка. — М.: Русский язык, 1999.
11. Зубарева Е.Е. Детская литература.- М.: Просвещение, 1985.
12. Игнатьева Т.В. Программыобщеобразовательных учреждений. Начальные классы. — М.: Просвещение, 2001.
13. Игнатьева Т.В. Программно-методическиематериалы // Чтение. — М.: Дрофа, 2000.
14. Каирова И.А. Азбуканравственного воспитания. — М.: Просвещение, 1979.
15. Косачева И.П. Нравственноевоспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания. — М.: АРКТИ,2005.
16. Кулагина И.Ю. Возрастнаяпсихология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие длястудентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.
17. Овчинников А.В. Антология поистории педагогики в России. — М.: Академия, 2000.
18. Ожегов С.И. Толковый словарьрусского языка. — М.: Российская академия наук, 1999.
19. Пидкасистый П.И. Педагогика. — М.:Российское педагогическое агентство, 1995.
20. Подласый И.П. Педагогика. — М.: Владос,2004.
21. Подласый И.П. Педагогиканачальной школы. — М.: Владос, 2000.
22. Рапацевич Е.В. Современныйсловарь по педагогике. — Минск: Современное слово, 2001.
23. Талызина Н.Ф. Педагогическаяпсихология. — М.: Академия, 1999.
24. Тимофеев Л.И. Словарьлитературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974.
25. Тришина Е.С. Начальная школа №2// Плюс до и после. — М.: Российская академия наук, 2004.
26. Харламов И.Ф. Педагогика. — Минск: Университетское образование, 2002.
27. Чуковский К.И. От двух до пяти.- М.: Просвещение, 1956.
Приложения
Приложение 1
Программа В.Г. Горецкого:
2 класс:
Устное народное творчество (14часов):
Потешки, прибаутки, небылицы иперевертыши, считалки, загадки, пословицы.
Сказки о животных, бытовые иволшебные.
3 класс:
Устное народное творчество (10часов):
Народные сказки («Сивка-бурка»,«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серыйволк», «Никита Кожемяка»).
Программа Р.Н. Бунеева:
2 класс:
Сказочные богатыри. Сказкии былины об Илье Муромце и других русских богатырях.
3 класс:
И кот ученый свои мне сказкиговорил… Русские народные сказки.
4 класс:
У истоков русской детскойлитературы. Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в раннихзаписях.
Программа О.В. Джежелея:
1 класс:
Фольклор — малые формы, загадки,сказки.
2 класс:
Фольклор — потешки, загадки, сказки.
3 класс и 4 класс:
Фольклор — волшебная сказка.
Приложение 2
Фрагмент урока литературногочтения по устному народному творчеству
«Сестрица Аленушка ибратец Иванушка», русская народная сказка.3 класс
Цель урока: Продолжениезнакомства детей с устным народным творчеством.
Задачи: — учить находитьнужный отрывок в тексте по вопросу;
развивать память, внимание, речьучащихся;
формировать навыки беглого,осознанного чтения.
Оборудование: Карточки сотрывками из сказок, репродукция картины В.М. Васнецова «Аленушка».
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Постановка цели урока.
4. Изучение нового материала.
А) Первичное чтение.
Б) Первичная проверка понимания.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление нового материала.
(Беседа по картине и иллюстрации).
(Выборочное чтение).
7. Итог урока.
+
–
+
–
+
–
+
–
+
–
+
–
+
–
+
–
+
–
+
+
+
–
+
–
+
–
+
–
+
–
+
–
+
–
+
–
+
–
+
–
+
–
(Дети читают сказку цепочкой по два предложения).
Понравилась ли сказка?
Как случилось, что Иванушка превратился в козленочка?
Что ему говорила сестра?
Что предложил ей купец?
Согласилась ли Аленушка выйти за него замуж?
Что же произошло, пока купца не было дома?
Что хотела злая ведьма сделать с козленочком?
Удалось ли ей сделать задуманное? Кто ей помешал?
Стал ли козленок снова мальчиком? Как?
Как поступили с ведьмой?
Мы с вами прочитали сказку и из нее узнали, что происходит с Аленушкой. Но в сказке нет описания, какая она.
А какой она вам представляется?
Добрая, ласковая, спокойная, нежная, заботливая, внимательная.
Когда и в какой момент вы особенно переживали за Аленушку?
А как вы представляете себе облик Аленушки в тот момент, когда случилась беда?
Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление от представления художника?
Посмотрите, какое настроение у Аленушки?
Как вы думаете, почему она грустит?
А при помощи каких средств художник показал, что девочка сирота)
На ней старая одежда, она босиком.
Как отразил он свое отношение к ней?
Лицо у нее печальное, но красивое и доброе.
Найдите в тексте и прочитайте, как Аленушка уговаривала братца не пить из лужи?
Как ведьма утопила Аленушку?
Как козленок звал свою сестру?
Что отвечала ему сестра?
Прочитайте отрывок, где ведьма просит купца избавиться от козленка?
Прочитайте, как спасли Аленушку?
С какой сказкой познакомились сегодня?
К какому виду сказок относится эта сказка?
Чему учит нас эта сказка?
Фрагмент урока литературногочтения по устному народному творчеству «Каша из топора» (русскаянародная сказка).2 класс
Цель: Знакомство детей сновым видом сказок — бытовой сказкой — на примере сказки «Каша из топора».
Задачи: — познакомитьдетей с новым видом сказок — бытовой сказкой;
отрабатывать навыкивыразительного чтения, обогащать речь учащихся, учить работать с текстом;
развивать мышление, внимание,память.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Постановка цели урока.
4. Изучение нового материала.
5. Физминутка.
6. Закрепление знаний.
А) Работа над пословицами.
Б) Повторное чтение.
В) Работа над текстом.
7. Итог урока.
+
–
+
–
+
–
+
–
+
–
+
–
+
–
+
–
+
–
+
+
–
+
–
+
–
+
–
+
–
+
–
+
–
+-
1.Читают хорошо читающие дети, по ходу чтения – словарная работа:
Служивый – солдат, военнослужащий;
Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время;
изба – деревянный, крестьянский дом;
вдоволь – достаточно.
2. Первичная проверка понимания:
Понравилась ли вам сказка? Чем понравилась?
Зачем солдат постучал в избу?
Кто там жил?
Что попросил солдат у старухи?
Как старуха отреагировала на просьбу солдата?
Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? А потом?
Что получилось у солдата сварить из топора?
Как показана старуха в сказке? Каким – солдат?
Почему он так поступил?
Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.
Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке:
Догадка и смекалка не хуже разума.
Сметка дороже всего.
Глупый киснет, а умный все промыслит.
(Читают дети по цепочке)
Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.
И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.
Давайте возьмем простые карандаши и подчеркнем слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.
С какой новой сказкой познакомились на уроке?
Добился ли солдат своего? Что ему помогло?
Прав ли солдат?
Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?