Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина
кафедра философии
ОТЧЕТ
Этнологическая практика
cтудента 23 группы
/Козодаева Татьяна Сергеевна/
Руководитель
/Сертакова И.Н. /
Тамбов 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………….
1. Гончары……………………………………………………………………
2. Изделия из дерева……………………………………….
3. Традиционная русская вышивка…………………………………..
4. Ажурная паутинка. Кружева…………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………..
Введение
В многообразных проявлениях человеческой де
ятельности особое место занимает бытовая культура. Жизнь людей любой эпохи определяют не только глобальные общественные или эконо
мические процессы, но и госпожа Повседневность. Порой народный костюм, скромный рушник, само
дельная кукла скажут о приметах времени боль
ше, чем железобетонные конструкции или тур
бины… Вещи, сделанные из нехитрых природных материалов искусными умельцами, хранят теп
ло руки, причудливость воображения, частичку души мастера.Они — отражение менталитета и культурного своеобразия народа, потому навы
ки их создания зовутся народными промыслами. Попробуем совершить путешествие в мир этих вещей, удивиться бесхитростной красоте ожив
шего чуда и порадоваться тому, что живо искус
ство народных промыслов и сейчас на нашей земле.
История традиционного типа народной художественной культуры свидетельствует о том, что в недрах архаической культуры зарождались , не только различные виды изобразительного искусства, но и ремёсла. Обширный материал археологических раскопок, богатейшие коллекции произведений народного декоративно-прикладного и изобразительного искус
ства этнографических, художественных, краеведческих музеев позволяют проследить аволюцию народного художественного творчества. Историю русского декоративно-прикладного искусства невозможно отделить и от истории ремёсел. Справедливо утверждение: «Всякий мастер декоративного искусства прежде всего ремесленник». Богатый арсенал художественных средств, накопленный человечеством уже на ранних стадиях его развития, показывает неразрывность материального и духовного про
изводства, ремесла и искусства. Русское декоративно-прикладное и народное изобразительное искусство прошло несколько
этапов развития, и на каждом из них видна неразрывная связь ремесла и искусства.
Первый период связан с языческой культурой славян, обладающей бога
тым и сильным духовным и творческим потенциалом, как результат ассимиляции и аккультурации разных этнокультурных общностей, народов, относящихся к восточно
славянскому этносу. Академик Б.А. Рыбаков считает, что процесс миграции славянского этноса, длившийся почти две тысячи лет, завершился появлением пер
вых славянских государств в VI—VII веках. « Приобретение технических навыков и обособление ремесла от общехозяйственных задач происходили на обширной рус
ской территории крайне неравномерно, и эта неравномерность была обусловлена со
вокупностью разнообразных исторических фактов, различно влиявших на темп раз
вития », — пишет он*. Хотя происхождение русских ремёсел Б.А. Рыбаков относит к IV—VIII векам, историю ремёсел на территории русских земель он рассматривает с Трипольской культуры. Процесс развития ремёсел в различных этнических группах и в различных регионах зависел от образа жизни (скотоводческий, земледельческий, смешанный) и природных условий.
Второй этап развития декоративно-прикладного искусства и ремёсел, начавший
ся с 80-х годов X века и завершившийся периодом феодальной раздробленности в 30—40-е годы XIII века, связан с историей Древнерусского государства. Мир на
родной художественной культуры этого периода синтезировал языческое и христиан
ское мировоззрение, получают развитие деревенские и городские ремёсла, крестьян
ское и городское бытовое и декоративно-прикладное искусство. В X—XIII веках в са
мостоятельные ремёсла с работой на заказ выделились кузнечное, литейное и гончар
ное дело. «Вплоть до XIX века почти каждая крестьянская семья своими силами рубила избу, ладила соху, борону,
ставила ткацкий стан, дубила овчины, пряла и ткала лён, изготав
ливала деревянную мебель и утварь», — пишет Б.А. Рыбаков. В большинстве древнерусских деревень в ремесленные производства выделились кузнецы, литейщики-ювелиры, гончары, бондари, сапожники. Примечательно, что в этот период появляются и кустарные промыслы, изделия которых становятся пред
метом торговли. Среди них на первое место выходит промысел по изготовлению ши
ферных пряслиц, используемых для прядения пряжи веретеном. Одновременно с процессом развития ремёсел и народного декоративно-прикладного искусства происходило формирование промыслов. В дореволюционных исследованиях лишь в конце XIX — начале XX века появляется понятие «художе
ственные промыслы», до этого времени использовались понятия «кустарные промыс
лы» или «народные промыслы». Зарождение промыслов можно отнести к X—XI векам на территории северо
восточной Руси. В эпоху Киевской Руси появились промыслы овручских камнерезов по изготовлению шиферных пряслиц. Хотя эти изделия и не всегда можно отнести к произведениям художественного ремесла, но существование рынков сбыта свидетель
ствует о возникновении промыслов по художественной обработке дерева, ювелирных. Изделия, созданные в деревенской вотчинной и городской среде ремесленников, из
готовлялись не только для себя, но и на продажу. У исследователей народной куль
туры и искусствоведов они получают статус произведений декоративно-прикладного искусства, однако когда эти изделия становятся массовыми предметами, предназна
ченными для рынка, то используется понятие «народный промысел». Мастера на
родных промыслов противопоставляются профессиональным художникам и профес
сиональным мастерам декоративно-прикладного искусства. Крестьянские промыслы были тесно связаны с бытом русской деревни, но в от
личие от изделий традиционного народного искусства, создаваемых для
собственных нужд, изделия кустаря предназначались для рынка. Постепенно кустарничество при
обрело характер профессии, ремесла и становилось зависимым от потребностей рынка, на который изделия попадали чаще всего через перекупщиков, являющихся основны
ми заказчиками товара и поставщиками сырья. По своему характеру художественное кустарничество близко соприкасалось с народным искусством, из недр которого вы
шло, идеями, образами и выразительными средствами которого питалось, но отлича
лось от него по целям и задачам. Утратив самостоятельность в выборе сюжетов и пре
небрегая традициями крестьянского бытового искусства, кустарь целиком зависел от потребностей рынка и вкусов моды определённой эпохи. Таким образом, можно отметить, что народное декоративное искусство представ
ляет собой сложное структурное образование, соединяющее в себе произведения до
машнего производства и ремесла, которые не только украшают быт народа, но и вы
ражают его этническую сущность. Расширение сферы художественных промыслов в ущерб традиционному народному декоративно-прикладному искусству и домашнему ремеслу нарушило гармоническое соотношение утилитарной и эстетической функции привело к упадку многих художественных промыслом. В свою очередь, связь ку
старных промыслов с художественно-промышленным производством при изготовлении предметов домашнего обихода в угоду массовому вкусу привело к увлечению декоративизмом, украшательством и отрыву от функциональной значимости вещи, пре
вращению её в сувенир.
1. Гончары
Гончарство — один из древнейших видов народного искусства. Оно было распространено почти повсеместно, и трудно найти село или деревню, где бы не встречались изделия из глины. Гончарные изделия? составляли в прошлом значительную часть бытовой утвари. В конце XIX века производством глиняной посуды занимались гончары более 180 уездов Рос
сии, как в северных и восточных районах, так и южных губерниях. Наиболее развит этот вид промысла был в таких губерниях, как Воронежская, Калужская, Орловская, Рязанская, Тульская, Тамбовская и других, что было связано с обилием в этих регио
нах великолепных сортов глины. Археологические раскопки на территории Средне-Цнинских могильников в Там
бовской области свидетельствуют о давнем распространении гончарства в этих местах. Раньше всего появилась лепная керамика, т.е. глиняные изделия, вылепленные рука
ми без каких-либо приспособлений. При раскопках могильников археологи находят огромное количество сосудов, фигурок животных, птиц, людей, в которых отражены древние верования, суеверия и приметы далёкого прошлого. В древнейшие времена появились и орнаментальные украшения на глиняной посу
де. Использовались различные приёмы украшений: лощение (блестящие полоски на
носились на поверхность сосуда); рельефная и тиснёная орнаментация; обварка, поли
ва, роспись. Но особенно украшали керамические изделия всевозможные желобки и рельефные жгутики, утолщения и утоньшения краёв, кольцевые ножки и ручки, при
дающие изделиям особую художественную выразительность. Появление гончарного круга упростило и ускорило изготовление изделий из глины. Наиболее традиционными изделиями, выделывавшимися деревенскими гончарами на протяжении XIX века, были разного размера горшки с низким горлом для приготовления пищи, чашки для еды, >, разного размера кувшины, корчаги
для воды, пива, кваса, браги, жаровни для приготовления мяса. Гончарный промысел в Тамбовской губернии развивался в нескольких направлениях: производство кирпича, изготовление глиняных труб, посуды, кафеля, игрушек. Гончарное ремесло передавалось по наследству, и начиная с раннего возраста мальчики, вместе с девочками и женщинами, приучались делать горшки, мять глину и укладывать высушенные и обожженные горшки. В Тамбовской губернии в 80-90-х годах XIX века для обучения населения были открыты различные мастерские. В селе Бокино Тамбовского уезда была открыта мастерская по обучению корзиночному делу. Многочисленные кустарные мастерские по женским ремеслам ( вышивка, кружевоплетение, ковроткачество и т.д. ) были открыты в Моршанском, Темниковском, Кадомском и Липецком уездах.
Каждый гончарный промысел на Руси имеет свои неповторимые особенности, которые проявляются и в необычных формах, и в местных названиях предметов быта, и в своеобразном декорировании продукции. На тамбовских землях издавна существовали и существуют раз
нообразные кустарные промыслы. На берегах рек Цны, Вороны, Лесного Воронежа, Челновой и других были обнаружены остатки глиняной посуды, относящейся к эпо
хе неолита. Так, у села Старое Тарбеево Мичуринского района археологами были най
дены неолитические бытовые изделия из глины со следами украшений в виде ямочек изубчиков. Уже в конце XVII века, как отмечает П.Н. Черменский, в письменных источниках встречаются упоминания о горшечниках, печниках и других ремесленниках Тамбовского края. Была на Руси в ходу пословица: «Соха кормит, ремесло поит, промыслы обувают и одевают». В «Сборнике статистических сведений Тамбовской губернии 1880—1884 гг.» написано, что гончарным делом занимаются всего 368 человек и наиболее развито оно было в Козловском уезде (98 человек). В 1899 году Тамбовская губерния впервые участвует на сельскохозяйственной
выставке в Саратове, где получает почётный диплом. Особым спросом пользовались мебель, веялки глиняная посуда. К недостаткам отнесены однообразие рисунков и некачественный полив гончарных изделий, аляповатость глиняных игрушек. Украшали керамические изделия всевозможные желонки, рельефные жгутики, утолщение и утопление краев, кольцевые ножки и ручки. В XIX веке славилась именно тамбовская игрушка, которую изготавливали в с. Романово Тамбовской губернии (ныне с. Ленино Липец
кой области). Гончарные изделия в прошлом составляли значительную часть бытовой утвари, до некоторой степени сохранившей своё значение и в наше время.
2. Изделия из дерева
«А в старину всякое ремесло называлось художе
ством, а столяр — художником. И это правильно. Делающий нужные и красивые вещи — тоже художник» .
В. Фаворский
Один из самых любимых материалов народных умельцев — дерево. Оно обладает богатыми природными свойствами, легко обрабатывается. Из дерева делают посуду, игрушки, всевозможные предметы быта, а резьба и роспись превращают обыденные вещи в произведения искусства. В народе широко бытовала исконная русская посуда: ковши, скопкари — их свое
образные пластичные формы напоминают плывущую по воде величавую птицу. Не менее популярны были прялки, покрытые резьбой и росписью, разнообразные по форме и декору в зависимости от места, где они делались. Про степные районы Тамбовщины обычно говорили: «здесь вся губерния прядёт». Для тамбовских прялок характерна массивность, монументальность сильно натянутой доски донца. Каково же художественное оформление тамбовских прялочных донец? Исследователи не раз уже отмечали, что красота донца заключается, прежде всего, в единстве функциональности всей конструкции прялки и её пластического выражения. Монотонная плоскость доски вдруг оживает при соприкосновении с инструментом резчика: выямчатая, трёх
гранная или ногтевидная резьба придаёт донцу пластичность и богатство фактуры, по
могает ощутить всю вещь в целом. Можно только любоваться сплошным узором, со
стоящим из кругов и розеток, декоративных желобков.
Резьбой по дереву увлекаются люди всех возрастов: и пожилые, которые помнят, как в старину украшали дома при помощи резных наличников, подзоров, причелин; и люди среднего поколения, нашедшие интерес в изготовлении деревянных скульптур, и совсем юные, познающие
секреты дерева под руководством наставников, энтузиастов декоративно-прикладного искусства.
В украшениях жилища центральное место — на фронтоне дома, светёлке, крыльце, в навершнях наличника — занимает образ солнца. Им украшаются причелины. Знак солнца и на самых «ответственных местах» — окнах, дверях, т.е. там, где ограждённость, замкнутость внутреннего пространства жилища нарушена, носит охранительную функцию (ту же охранительную функцию выполнял орнамент на одежде — по по
долу рубах, на рукавах, на вороте или в древних женских украшениях, прикрывавших уши). Магические доброжелательные знаки и знак солнца в первую очередь должны были служить преградой злому началу, которое попыталось бы приблизиться к человеку с тем, чтобы причинить ему вред. Образ солнца имеет как будто бы ясную функцию — светить, греть, животворить. В современном русском народном изобразительном творчестве (в декоре индивидуального жилища, утилитарно-декоративных и декоративных изделиях, в игрушке) распространены мотивы древнерусского, древнеславянского искусства, иногда перекликающиеся с искусством народов Востока и финно-угров. Композиция с образом коня, в которой изображены кони — спутники солнца, везущие солнце, — распространённая в народной вышивке XVIII—XIX веков и в современной игрушке, известна в искусстве XI—XII веков. Образ птицы, знакомый по археологическим материалам XI—XII вв., со свойственными ему стилистическими особенностями изображения, схож с элементами орнитоморфных композиций в декоре современного жилища.
При анализе народного искусства обычно подчёркивается мысль о том, что в настоящее время образы, возникшие при определённых исторических условиях, сохраняются лишь в силу их эстетической значимости. При этом, как правило, отмечают, что отшлифованность, явившаяся результатом воспроизведения одних и тех же образов в течение
веков, придала им художественное совершенство, которое и обеспечивает им жизнь в современном обществе. Но этого мало. Народная традиция, которая является результатом связей народного искусства с окружающей средой, сохраняет духовные ценности народа в образно-художественном выражении искусства, осуществляет их адаптацию к изменяющимся исто
рическим социально-экономическим усло
виям.
Стремление худож
ников к возрождению ремесла понятно. Они занимаются не только изготовлением краси
вых поделок, но и ка
чественных удобных в быту вещей. Благода
ря их творчеству совре
менникам представля
ется старинная резная утварь, обереги, язы
ческие символы и об
разцы культового пра
вославия, игрушки, по
суда, прялки и т.д. Сре
ди мастеров известные в Тамбове Андрей Ни
колаевич Капаницкий, Владимир Фёдорович Панин, Владимир Викторович Оверчук, Николай Васильевич Клёпов и другие. Они украшают декором прялки, подносы, кружки, вазы.
3. Традиционная русская вышивка
В глубинах тысячелетий скрываются истоки русской вышивки. История её преображений и воскрешений продолжается и в наше время. Счётная гладь, украшавшая монастырские покрывала прошлых веков, вновь объявилась во времена хрущевской оттепели на мужских галстуках; а переливчатая белая перевить с дворянского белья перекочевала на карманчики детских платьиц. В прежние века полагалось в каждом доме иметь огромное количество вышитых дорожек, салфеточек, подушек. Все это тоже украшалось различными видами вышивки. Крестьянки, прежде чем начать вышивание, должны были напрясть пряжи, потом наткать полотна. На это уходили вся осень и вся зима, только весной, когда наступали желанные долгие и светлые дни, когда прилетали птицы — приступали к торжественной и праздничной работе – украшению тканей. В праздник прясть не полагалось, а вы
шивать — можно. По суровому полотну выводили красной ниткой образы солнца и звёзд, коней и деревьев, поющих птиц и даже древних языческих богов и богинь.
Для крестьянской невесты слава хоро
шей рукодельницы была всё равно что вто
рое приданое. На очередном витке ностальгии стало мод
ным вышивать картины. Вышить картину непросто, и удаётся это лю
дям с безупречным художественным вкусом. Эти своеобразные произведения искусства были по
пулярны в 60-е годы прошлого века. А послед
ние несколько лет этот вид творчества пережива
ет настоящий бум. Специалисты говорят, что этот жанр народ
ного творчества соединяет в себе черты приклад
ного искусства, живописи и рукоделия, имеюще
го истоками своими многовековые национальные традиции. Сюжеты творчества стали совершенно другими. Вместо некогда популяр
ных кошечек, лебедей вышивают копии живописных шедевров мирового и отечественного искусства, известных образцов иконописи, пейзажи, портреты и натюрморты.
Предметы народного искусства — это больше чем украшение современного жилища. Большое значение издавна придавалось в быту и обрядах русским вышитым изделиям. Объектом приложения вышивки являлось всё многообразие одежды и ряд предметов домашнего обихода — полотенца, простыни, подзоры, плат
ки, полавочники и т.д. Особенно богаты вышивкой полотенца и ширинки, так как по
мимо своего практического назначения они играли большую роль в целом ряде разно
образных бытовых и религиозных обрядов.
Полотенца (убрус, ширинка, рукотёр, рукотёрник, утирка, утиральник, плат, наспичник) имели самое разнообразное применение в быту. Убрус, ширинка, косынейка — полотенца, составляющие часть женского головного убора. В нашей Тамбов
ской губернии невесты покрывали голову особым свадебным полотенцем. В отличие от традиционной орнаментации полотенец по узким краям, в этом случае богато ор
наментировались углы, а вдоль четырёх краёв вышивали узкие орнаментальные поло
ски. Свадебные рушники — белые, словно снег, цветастые по краям, как полевой бу
кет, и знак нерушимой любви и дружбы на всю жизнь связывали руки молодых. Кра
сивый обычай, намекающий на то, что и вся жизнь рождающейся семьи должна быть такой же чистой. Особенно богато украшалось большое рукобитное полотенце (стено
вое длиной в степу). Во время рукобитья его дарили жениху, вешая ему на шею, что означало: невеста просватана, и жених кидал полотенце своей родне. Дарные полотен
ца, которыми невеста одаривала родню жениха, меньше украшались, чем рукобитные, и впоследствии они нередко служили утирками. Полотенца развешивались в избе. Их красочные узоры оживляли ее бревенчатые стены, предавая праздничность, делая жилище нарядным… Язык русской народной вышивки — это своего рода система письма, где чер
нила и бумагу заменяют холст и чаще всего красная или чёрная нить.
Понятие «писать» в древности имело значения «украшать», «изображать». «Стро
чить письмо» значило вышивать «строкой» — один за другим ряд символических знаков. Знаки «уноры» заключали в себе глубокий смысл, обладали особой магией. В орнаментах тамбовских рушников встречаются символы природные, зооморфные и антропоморфные. К природным символам относится горизонтальная или вертикаль
ная линия. Косой крест является как солярным знаком, так и символом мужского на
чала. Это один из самых распространённых символов как вышивки, так и ткачества. В орнаменте он часто чередуется со знаком ромба, который происходит от условно
го изображения земельного участка и является символом земли. Треугольник, расположенный остриём вниз, — знак женского начала, а треугольник, направленный остриём вверх, — мужского начала. В таком случае знак заключает в себе идею продолжения жизни, рода. Зооморфные символы — это изображения дву
главого орла и одноголовых птиц. В индоевропейской мифологии птица воспринима
ется как символ солнца, посредник между людьми и богами. В фольклорных текстах жениха и невесту сравнивают с парой птиц. Поэтому пару птиц или двуголовую птицу, состоящую как бы из двух слившихся, нередко вышивали на свадебных полотенцах. В отличие от мастериц других областей, тамбовские предпочитали украшать изделия не только цветными шелками, но и металлической золотой или серебряной нитью, кон
туры цветных орнаментов обводились чёрными нитями. Техника вышивки: крест, счёт
ные швы (бранка), строчка по сетке, роспись (реже) и т.д. Помимо вышивки, поло
тенца украшались кружевом. Одной из самых старинных техник тамбовской вышивки является шитьё цветными шёлковыми нитями двусторонней гладью и швом «роспись по полотну», она использовалась для украшения оплечий женской одежды, полотенец, скатертей. Сложные сочетания геометрических фигур, выполненных чёр
ной и золочёной нитями,
а также вкрапление других тонов придавали вышив
ке неповторимый колорит. Использование шитья на
бором и крестом, вкрапле
ние кумача и тканых узо
ров создавали удивитель
ную цветовую гармонию.
4. Ажурная паутинка. Кружева
Настоящие ручные кружева всегда цени
лись очень высоко. Одинаково безупречные с обеих сторон, филигранно-точные, не
мыслимо тонкие — они исстари выполнялись только человеческими руками, практи
чески без всяких приспособлений, невзирая на развитие прогресса и совершенствова
ние ткацких станков. Не являясь необходимостью в быту человека, кружево с самого начала является предметом роскоши. Малопонятной большинству, но совершенно не обходимой единицам. Однако если задуматься, человек научился плести кружево не от скуки. Просто вначале это были грубые, очень толстые сети, силки, снасти, просто спутанные, а потом сплетённые всё более хитрыми узлами из длинных корневищ, лиан, коры. С течением времени, когда руки человека становились все более ловкими и чув
ствительными, а пенька свивалась во всё более тонкие нити, плетёные сетки станови
лись всё тоньше, изящнее и ровнее. И так же, как появилось у человека бессмысленное стремление подковать блоху, так же появилось и желание создать тончайшие, малонужные, но такие изящные паутинки кружев.
Расцвет кружева пришёлся на эпоху Ренессанса. Первые высококачественные плетёные кружева, изготовленные во Франции, Бельгии, Италии и Испании, извест
ны с конца пятнадцатого века. Эскизы рисунков для кружев рисовали лучшие художники юн. времени, Ассортимент кружевных изделий тогда не ограничивался платочками и во
ротниками. Ручными кружевами из кручёного шёлкового шнура украшали стены, занавеши
вали окна и двери на манер современного тюля, делали богатые оборки на простынях и скатер
тях. На одежду кружево перешло несколько позже — в эпоху коротких мужских панталон с оборочками, круто взбитых жабо и пышных манжет, а также глубочайших дамских деколь
те. Всевозможных узоров известно множество. Образцы бережно хранили, ими
делились и об
менивались. В модных журналах прошлых веков эскизы кружевных воротников и шалей печата
лись так же часто, как сегодня — вязаные моде
ли. Но не будем забывать, что моде подверже
но всё: и в таком академическом искусстве, как кружевоплетение, мода меняется. Мастерица с большим опытом уже не смотрит в готовые схе
мы, а творит сама, «сочиняя» свою собственную шёлковую поэму, рождая свою моду.
Техник кружевоплетения существует несколько в зависимости от подручных инструментов. Кружево коклюшками – наверное, самый древний и распространенный способ. Плетение в технике макраме из тонких нитей с помощью специальных челночков – это фриволите. Ажурную вязку на тончайших спицах тоже можно назвать кружевом. Сегодня, на очередном витке моды на всё «натуральное и ручное», самодельное кружево вновь почитаемо. В отличие от Запада, у нас, не столько по моде, сколько из-за ограниченности развлечений и средств, плетение кружева всегда продолжало существовать. Хотя сразу после революции оно было объявлено «барской затеей», но и в советском быту нашлось место кружевным салфеткам и скатертям, носовым платкам и воротникам. Старинные узоры ценятся из-за своей красоты и в современном рукоделии, а многовековые традиции сегодня вдохновляют как знаменитых мастеров-дизайнеров, так и обычных рукодельниц. На каждом этапе развития кружевоплетения на Руси создавались великие об
разцы прикладного искусства, которые отличались совершенством исполнения. В настоящее время интерес к кружеву не угас. В домах творчества молодежи, в различных кружках декоративно-прикладного искусства, в любительских объедине
ниях молодёжь и люди старшего возраста с удовольствием занимаются кружевоплетением. Среди энтузиастов этого промысла Нина Ивановна Стромова, Антонина Евгеньевна Халиева, Любовь Степановна Копылова, Таисия Терентьевна Зайцева и многие другие. Как и в прошлые времена, кружево используется для
украшения одежды, создания уюта и красоты в доме, оформления различных интерьеров.
Заключение
Народное декоративное искусство представ
ляет собой сложное структурное образование, соединяющее в себе произведения до
машнего производства и ремесла, которые не только украшают быт народа, но и вы
ражают его этническую сущность.
Современные художественные промыслы находятся в процессе постоянного развития. Произведения мастеров художественных промыслов – это вещи, органически входящие в среду современного жилища и общественных зданий, предметы наделённые своеобразной формой, содержательным узором, оригинальной цветовой окраской. Почти каждая вещь, созданная народными умельцами, служит прекрасным к любому важному событию в жизни отдельного человека, в этих вещах – память поколений о национальной культуре народа и даже целой страны.
Список литературы
1. Ильин М. И. Исследования и очерки: Избр. работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI – XX вв. М.: Совет. худож.
2. Ладыгина Е. Н., Григорьева Е.И. Культурно – исторические судьбы народных промыслов Тамбовского края. – Тамбов.: ООО >, 2009.
4. Мещерский А. А., Модзалевский К. Н. Свод материалов по кустарной промышленности в России. С.- Пб., 1874
5. Рыбаков Б.А. Ремесла Древней Руси. М.: Изд-во АН СССР, 1948
6. Черменский П. Н. >. Тамбов, 1961