Народный календарь и круг жизни русского крестьянина

РЕФЕРАТ
По «Культурологии»
На тему: Народный календарь и круг жизни русского крестьянина

ВВЕДЕНИЕ
Народныйкалендарь – это сложное явление, включающее в себя знание природы, осмыслениезакономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, произведенияустного народного творчества, нормы общественной жизни.
Вогромном количестве присказок, баек, пословиц, загадок сохранился для насбесценный опыт множества поколений, универсальные правила поведения буквальнодля каждого дня в году.
Давнопрошли те времена, когда люди всецело зависели от капризов окружающего ихогромного непознанного мира, когда старались «играть по правилам» изменчивойматушки-природы, полностью подчиняя ей свой уклад жизни. Но память о техвременах сохранилась, и не только теоретическая. Все чаще современныйурбанизированный человек устремляется прочь от благ цивилизации: в загородныедома, на дачи, просто на пикники и в туристические походы. Все чаще мы пытаемсяобратиться к приметам, известным нашим предкам. А для сельских жителей многиеприметы никогда и не теряли своей актуальности.
Цельданной работы: выяснить истоки народного календаря и его роль в жизни русскогокрестьянина. Доклад основан на анализе книги «Культура, человек, картина мира»под редакцией А.И. Арнольдова (М.: Наука, 1999). Также использована книга«Культура России: смысл, символы, ценности» под редакцией А.Г. Моисеева (Томск:ТГУ, 1996).
КнигаА.И. Арнольдов посвящена анализу философско-исторических оснований культуры каксоциального феномена, проблем преломления исторической реальности вдуховно-ценностном мире человека, культурной определенности его мировоззрения,формирования культурно-региональных картин мира в философском сознании, а такжепроблем взаимосвязи культуры и природы.
Поэтому поводу А.И. Арнольдов пишет: «На всех этапах культуры прослеживается истановление личности. Оно охватывает подготовку человека к общественнополезной, творческой деятельности и сферу его непосредственного участия в этойдеятельности. Культура выступает одновременно и как процесс развития человекомсвоих творческих сил и способностей, и как процесс реализации этих способностейв социально значимых результатах деятельности». Такой подход к культуресовпадает с активно-творческой сущностью человека, пониманием его как субъектакультурно-исторического процесса.

1.ПОНЯТИЕ СЛОВА «КАЛЕНДАРЬ». РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ–МЕСЯЦЕСЛОВ
Для начала стоит немногорассказать о том, откуда пошел календарь. Так, слово «календарь» восходит клатинскому calendae (что в переводе означает «первый день месяца»), а оно, всвою очередь, идет от слова calare — «выкликать». Дело в том, что в ДревнемРиме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого днякаждого нового месяца. Созвучно этому слово «календариум» — книга, кудазаписывались долги, проценты, по каким нужно было платить, и новолуния. Однакосами календари были созданы независимо от Древнего Рима. Многие из нихпоявились задолго до того, другие уже после него. Этот процесс происходил вразных уголках Земли, ибо у людей возникла потребность измерять время, кактолько начала осознаваться периодичность явлений природы, таких, как смена дняи ночи, времен года. Нет нужды доказывать, что упорядоченный счет времени, содной стороны, становится своеобразным итогом длительного развития человеческоймысли, наблюдений и опыта, с другой — необходимым условием для дальнейшегоразвития цивилизации. В наши дни все страны в международных отношенияхпользуются общепринятым солнечным григорианским календарем. Однако вовнутренней и религиозной жизни некоторые употребляют лунные и солнечно-лунныекалендари. Не были исключением в процессе создания календаря и славяне. Им тожепришлось осваивать способы времяисчисления, вырабатывать свой календарь с оченькрупными и достаточно мелкими единицами, такими как понятия «век», «аноха» иобозначения частей суток (день, ночь, сумерки и т.д.).
На Руси календарьназывался месяцесловом. Он охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» подням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники илибудни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Таккак народный календарь был изначально календарем земледельческим, то этоотразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Дажеопределение сроков и продолжительности времен года связано с реальнымиклиматическими условиями. Отсюда же некоторые несовпадения названий месяцев вразных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так иноябрь.
2.  НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ КАК ЯВЛЕНИЕТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Русскийнародный календарь – это свод обрядов, обычаев, народных праздников и самойтрудовой жизни нашего народа. Русский месяцеслов всегда привлекал вниманиефольклористов, филологов, историков, этнографов, агрохимиков.
Русскийнародный календарь – это и земледельческий календарь, хранящий твердые знаниянашего народа о ведении хозяйства, о земле. По сути дела – это руководствожизнью, которое складывалось столетьями и которое сопутствовало русскомучеловеку от рождения до смерти.
Народныйкалендарь относится к важнейшему историко-культурному достоянию русского народа— своеобразный дневник и подлинная энциклопедия русского крестьянского быта.
Внародном календаре практически не существовало дней «неотмеченных», ибо каждыйдень рассматривался в едином целом со всем годом, был подготовлен днемпредыдущим и готовил день последующий.
Месяцесловсоздавался для того, чтобы помогать крестьянину в его жизни при начале иокончании работ в поле и на огороде, и был связан с явлениями природы ивсевозможными приметами (примет в народном календаре около 1000). Народныйкалендарь вполне может служить своего рода энциклопедией крестьянского быта сего праздниками и буднями, так как он включает в себя знание природы,осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт,обряды, нормы общественной жизни, произведения устного народного творчества.Это был своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с егопраздниками и буднями. Глубинной основой русских календарных обычаев и обрядовявляется земледельческое мировоззрение с характерным для него осознаниемвзаимосвязи человеческого и природного, с идеей обмена между этими сферами, сверой в наличие внешних (часто сверхъестественных) сил, с которыми человексвязан отношениями ритуального договора. В народном представлении календарьобладал сакрально-профанным единством, что закреплено в таких важнейшихпонятиях, как обряд, порядок, обычай, которые у восточных славян обозначаликонкретные стереотипизированные способы человеческой жизнедеятельности, а такжесистему символических действий, придающих прагматической, мирской сторонекалендаря сакрализованный и эмоционально окрашенный характер.
Оказывало влияние нанародный календарь и то, что жизненный уклад земледельца изначально определялсясменой времен года, поворотными сроками солнечного календаря. Особенно здесьвыделяются четыре момента: зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннееравноденствия. В русском аграрном календаре им соответствовали зимние Святки(конец декабря — начало января), Иван Купала — 24 июня (7 июля), март исентябрь. В качестве подтверждения важности четырех указанных сроков стоитсказать, что каждый из них у разных народов и в разное время мог служить днем,с которого начинал исчисляться новый год. Определяя сроки и продолжительностьвремен года, крестьянин целиком исходил из тех реальных климатических условий,которые регулировали его трудовую деятельность и хозяйственный быт. И хотяповоротные точки солнечного движения по небесной сфере делили год на четырепримерно равные части, в сознании земледельца эти отрезки не полностьюсовпадали с календарными временами года. Так, для большинства районов Россиисамым длинным сезоном оказывалась зима. И народ, чутко следивший за изменениямив природе, остро реагировал на происходящие перемены. При этом ему не было деладо того, что по календарю осень длится всего три месяца. Холод, которыйприходил в октябре, говорил крестьянину среднерусской и северной полосы онаступлении зимы, об исчезновении солнечного тепла, об омертвении природы. Самаже осень в крестьянском понимании могла ограничиваться периодом уборки урожая,а это примерно от Ильина дня (20 июля/2 августа) до Покрова (1/14 октября). Приэтом собственно лето составляло короткое время созревания хлебов: с ИваныКупалы (24 июня/7 июля) до Ильина дня или Успения св. Анны (25 июля/7 августа),редко до Первого Спаса (1/14 августа). Весну призывали в марте, и началом еесчитался Егорьев день (23 апреля/6 мая). Кроме основных годовых сезонов,выделяются переходные, промежуточные периоды: пролетье (поздняя весна — раннеелето), молодое бабье лето (конец лета — начало осени), осеницы (серединасентября), позимье (обычно октябрь) и др. Между двумя половинами года крестьяневидели тесную связь и то, что они взаимно влияют и обусловливают друг друга.Все это нашло выражение в фольклоре, в котором сравниваются зима с летом, осеньс весной. В земледельческом календаре все составные части тесно увязаны: каждыймесяц составляет пару с противоположным ему месяцем второго полугодия. Так, похарактеру погоды декабрь, январь, февраль соответствуют июню, июлю, августу. Вто же время как март, апрель и май — сентябрю, октябрю, ноябрю, и наоборот.
С принятием христианствав жизнь вошел Церковный календарь и вместе с тем почитание святых, каждому изкоторых посвящался какой-либо день (или несколько дней) в году. Эти новыесвятые оказались очень нужны аграрному календарю. Именно они помогли превратитьсвод знаний земледельца в стройную и удобную систему времяисчисления. Святцыпослужили канвой, в которую легко укладывался практический опыт крестьянина икоторая смогла вобрать в себя традиционные обряды и праздники. В результатеполучился народный календарь образца XVIII — начала XX в., демонстрирующийтакое соединение языческого и христианского начал, которое правильнее было быназвать слиянием, а не двоеверием. Стоит отметить, что народное православиевозникло не как механическое соединение двух мировоззрений, когда без особоготруда вычленяются элементы языческие и христианские. То, что возникло вконечном итоге, напоминало необратимую химическую реакцию, где в результатесоединения двух веществ получают третье со своими, только ему присущимисвойствами. В качестве подтверждения можно привести пример того, что народные(языческие, неофициальные) праздники естественно вбирались церковными иподчинялись им, поскольку и те, и другие были проникнуты двойственныммироощущением. Христианские праздники, в свою очередь, относительно легкоподдавались бытовому осмыслению, ибо большинство из них имело языческоепроисхождение. От христианства в народный календарь пришли святые, приуроченныек дням годового цикла, а от язычества — распределение между ними (святыми)забот о погоде, здоровье людей, сельскохозяйственных и домашних работах. Весьмазначимым оказалось совмещение народного, аграрного (солярного в своей основе)счета времени с церковным летосчислением по Пасхе. Это привело ксосуществованию дат и праздников в числе, иначе говоря, закрепленных заопределенными днями определенного месяца, и скользящих, сроки которых зависелиот времени празднования Пасхи. Так, к примеру, Масленица могла справляться впериод с конца января до начала марта (за семь недель до Пасхи), а сама Пасха —между 22 марта и 25 апреля (по старому стилю), Вознесение — в течение всегомая. Сроками Пасхи определялась длительность Петровского поста и пр. Народныйкалендарь включает в себя поразительное соседство самых тонких наблюдений,точных знаний и самых нелепых (с нашей материалистической точки зрения)суеверий, основанных на случайном сходстве явлений или на простом созвучиислов. В нем переплелись и трезвый практицизм и высокая поэзия, явь и фантазия,привычка к тяжелому труду и бесшабашная удаль, скромность, целомудрие ипраздничный разгул. В народном календаре славян одушевляются не только земля,растения, водоемы, явления природы (град, мороз и т.д.), но и сам годовой кругс составляющими его единицами времени. Собственное имя было и у большинстванедель: пестрая, всеядная, Сырная, Фомина, зеленая, сборная и т.д. Своиназвания имели посты (Холодный, Голодный, Великий, Лакомка и пр.) и морозы(введенские, Никольские, крещенские, афанасьевские, власьевские и пр.).Существовала в народном календаре и своя иерархия дней, иначе говоря,выделяются дни более и менее значимые, но практически не существуют дни безымянные,неотмеченные. Каждый день здесь особый, со своим богатым или скромнымсодержанием, своим смыслом и предназначением, он не сам по себе, а в цепидругих, подготовлен предшествующими и готовит следующие. Кроме обычногочислового обозначения внутри месяца и наименования внутри недели (к примеру, 3мая, среда), некоторые дни имели и «личное» определение: Великий четверг,чистый понедельник, Красная горка, Радоница, Семик, Духов день и др., чтоуказывало на их особое место и роль в народном месяцеслове. Если сравнитьпраздники и обряды земледельческого года между собой, можно легко убедиться втом, что отдельные компоненты в них совпадают, повторяются некоторые действия иупотребляются одни и те же ритуальные кушанья, существуют и устойчивыепоэтические формулы. Такое использование одних и тех же элементов в разныхобрядах объясняется замкнутостью годового цикла, подчинено объединяющей вседействия и помыслы земледельца задачей вырастить и сохранить урожай. При всейсвоей стройности, законченности, где, казалось бы, учтены все потребностиземледельца, календарь никогда не был застывшей и неизменной формой. Реагируяна социальные, экономические и прочие изменения в жизни крестьянина и шире —страны, эпохи, календарь продолжал быть активно функционирующей системой.
Синхронизацияприродных ритмов и хозяйственной деятельности человека привела к особойотмеченности начальных и завершающих моментов природных циклов, обрядовыхкомплексов, ритуалов, возрастных этапов и т.п. Магия начала и окончания яркопрослеживается в существовавших в народном сознании и актуализируемых вкультурной деятельности «кругов» с относительно замкнутым пространством ивременем. Круги эти имели разные масштабы – от годового круга до обыденногообряда, того, который справлялся в течение одного дня. При этом рамки, которымиоформлялось какое-либо действие, не только отгораживали, замыкали, но исоединяли, сопрягая его с другими явлениями, пластами календаря. Здесь каждыйдень и цикл наполнены своим содержанием (богатым или скромным) и всегда подготовленыпредшествующими циклами или отрезками времени и всегда были проецированы наследующие. Особенно это касается переходных, переломных периодов — времениначал и итогов, свершений, откровений и проекций на будущее: это святки,масленица, Иван Купала, троицкий цикл и, конечно же, время уборки урожая –жатва.
Хорошоизвестно, что имя, по народным представлениям, не внешний, случайный знак лица,оно, как отмечено не один раз и как написано в недавно вышедшемэтнолинвистическом словаре «Славянские древности», — «персональный знакчеловека, определяющий его место в мироздании и социуме: мифологическийзаместитель, двойник или неотъемлемая часть человека». Отмечена также вера всакральность и судьбоносность имени, использование его как инструмент и объектмагии, функционирование в качестве знака и (или) символа культуры. С последниммы сталкиваемся при обращении к народному календарю с его особым отношением кименам святых — покровителей того или иного дня, с особым прочтением этих именили названий праздников, с типично фольклорным развертыванием наименования,актуальным для земледельца. Другими словами, нередко именно имя, наименованиепорождают обряд; развертывание имени, реализация его прямых и переносныхзначений (на уровне слова) оправдывает или прямо вводит конкретное действие,поступки, правила, оценки.
«Прочтение»имени святого может исходить из фактов жития соответствующего праведника илитех качеств, которые ему приписывает народная легенда. Иногда именнокалендарная приуроченность и определяемые ею «заботы», «обязанности» святогосоздают новую легенду и приводят к закреплению за святыми новых качеств.Подобных примеров использования имени собственного, названия праздника,развертывания его в действия, приметы, правила поведения и прочее, в народномкалендаре можно найти немало.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Календарныеобычаи и обряды — важнейший элемент традиционно-бытовой культуры народа. Трудотдельной крестьянской семьи на ее земельном участке носил, как правило,изолированный характер, что порождало замкнутость сельского семейного быта,хозяйственную разобщенность дворов. Вместе с тем сама жизнь властно диктоваланеобходимость объединения крестьянских семей в соседскую организацию — общинаоказывалась одной из гарантий нормального функционирования мелкого индивидуальногохозяйства. Стабильность же общинной организации зависела от степени развитостивнутри нее различных форм общения, социальных контактов и связей. В условияхразобщенности труда важное значение приобретало, поэтому общение в сфередосуга. И в частности, одной из функций календарных праздников у крестьян в какраз являлась стабилизация общины, общинного коллективизма, корпоративныхэлементов в общественном сознании крестьянства.
Вообщеобычаи и обряды народных праздников, посвященных проводам зимы, встрече весны илета, завершению уборки урожая и другим вехам и датам крестьянского календаря,несли в себе огромный культурно-созидающий смысл. Они включали в себямузыкальные, хореографические произведения малых размеров, театрализованныепредставления, декоративно-оформительские элементы. На праздник крестьянеявлялись в своих лучших одеждах. При этом каждый стремился продемонстрироватьиндивидуальный художественный вкус, а деревенские богатеи — и своиимущественные возможности.
Главноесвое выражение эстетическая сторона праздничной обрядности находила в различныхпроизведениях искусства, составляющих обязательный ее элемент. Песни, пляски,игры, представляющие собой драматические сценки, театрализованные представлениянасыщали дни календарных праздников.
Крометого, крестьянин был уверен, что слово обладает особой силой воздействия наприроду и человека. Считалось, что даже просто назвав явление или предмет,человек уже приобретает над ним власть. Это, кстати, очень хорошо видно назаговорах. Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большейсилой. Однако за верными в целом наблюдениями и «правдой жизни» здесь стоит и«правда поэтическая». Именно она определяет притягивание примет, правилповедения к конкретным дням и датам, не к периоду, а именно к конкретным дням идатам и служит основанием для «индивидуальной» характеристики дня. ИсследованиеАрнольдова актуально, так как глубокое знание истоков русской национальнойкультуры, искренность и душевное тепло авторов этой книги помогут читателю окунутьсяв родную старину, умом и сердцем приобщиться к народным обычаям, почувствоватьсвои корни и ощутить себя Русским человеком на Русской земле. Посредствомпрочтения книги, читатель осознает, что народный календарь – это кладезьмноговековой народной мудрости и прикладных знаний.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Культура,человек, картина мира / Ред. А.И. Арнольдов.-М.: Наука, 1999.
2.  Культура России:смысл, символы, ценности / Ред. А.Г. Моисеева.- Томск: ТГУ, 1996.
3.  Культурноенаследие Древней Раси. Тотоки. Становление. Традиции.-М.: Мысль, 1996.
4.  Муравьев В.Д.,Сахаров А.М. Очерки история русской культуры ХI-XII вв.-М.: Наука, 1984.
5.  Пропп В.Я.Русские аграрные праздники.-Спб.: София, 1995.
6.  Миненко Н.А.Социальные функции календарных обычаев и обрядов в деревне / Н.А. Миненко. — Новосибирск: Наука, 1997.
7.  Некрылова А.Ф.Народный календарь как явление традиционной культуры / А.Ф. Некрылова. — СПб.:Питер, 2001.
8.  Петрова Н.Г.Тайны древних календарей / Н.Г. Петрова. – М.: Издательство: «Вече». 2003.