Нарушение международного гуманитарного права на примере конфликта в Южной Осетии и Абхазии

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Каменская средняя общеобразовательная школа № 2
Дмитровский район Московская область
Реферат
по обществознанию
Нарушение международного гуманитарного права на примере конфликта в Южной Осетии и Абхазии
План-оглавление
Введение
Предыстории конфликтов
а) грузино-абхазский конфликт
б) грузино-южноосетинский конфликт
2. Нарастание напряженности и основные события грузино-южноосетинского конфликта и грузино-абхазского
3. Нарушение норм международного права
4. Итоги вооружённого конфликта
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Тему реферата считаю актуальной, так как принятые государственные границы после II мировой войны признаны неизменными, но постоянно в ряде стран происходят конфликты на межнациональной почве, порой которые заканчиваются кровопролитием. В 1991 году распалась держава СССР. Межнациональные конфликты, без которых не обходится ни одно многонациональное государство, разрослись с новой силой. 8 августа 2008 года произошли события на Кавказе, которые для большинства из нас оказались полной неожиданностью: очередной виток нестабильности в регионе унес жизни тысячи мирных жителей, привел к гуманитарной катастрофе в Южной Осетии, поднял с колен политическую оппозицию в Грузии и разрушил доверие ко многим новостным агентствам и телекомпаниям.
Существуют нормы, содержащие международные документы о защите жертв войны. В 1860 году возникает организация, которая впоследствии стала называться Международным комитетом Красного Креста. Первоначально она ставила задачи оказания помощи раненым во время военных конфликтов. В 1864 году состоялась дипломатическая конференция, на которой была принята Женевская конвенция об улучшении участи раненых на поле боя. В 1899 и 1907 годах была принята Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, а в 1949 году – Женевская конвенция о защите жертв войны. Эти международные документы с многочисленными дополняющими их протоколами содержат правовые нормы, которые принято называть международным гуманитарным правом. Во-первых, оно продолжает гуманистическую традицию, которая наиболее полно воплотилась в международной хартии прав человека. Цель международного гуманитарного права состоит в защите жизни и достоинства человека в условиях войны, в том, чтобы оградить человека от воздействия грубой силы.Во-вторых, международное гуманитарное право не может исключить войны из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной. В-третьих, наряду с нормами, устанавливающими абсолютные запреты (например, запрещение пыток), оно включает в себя нормы, которые лишь ограничивают некоторые действия рамками, обусловленными абсолютной военной необходимостью. Международное гуманитарное право содержит понятия «военное преступление», которое включает в себя применение запрещенных международными соглашениями средств и методов войны: бессмысленное разрушение городов и других населенных пунктов, уничтожение культурных ценностей, жесткое обращение с военнопленными, а также ранеными, больными и мирным населением, угон в рабство, взятие заложников, грабежи и т. д. Как и любые законы, международное гуманитарное право соблюдается далеко не всегда.
Но его наличие побуждает многих людей соблюдать эти правила, а также дает возможность осудить тех, кто их нарушает.В ходе грузино-южноосетинского и грузино-абхазского конфликта нормы международного права по отношению к мирным жителям были нарушены. Этой проблеме я решила посвятить своё исследование. При написании реферата «Нарушение международного гуманитарного права на примере конфликта в Южной Осетии и Абхазии» я использовала следующую литературу: Даниленко И. С. «Вооружённый конфликт в Южной Осетии и его последствия», Дзлиев М.И. «Современный терроризм: социально-политический облик противника», а также Интернет-статьи, фотоматериалы и материалы из газет, которые помогли мне осветить эту проблему.
Предыстории конфликтов
а) Грузино-абхазский конфликт
/>
4 мая 1921 года на территории Абхазии была установлена Советская власть, и 31 марта того же года Абхазия была провозглашена Социалистической Советской республикой. Существовавший к тому моменту Ревком Советской Социалистической республики Грузии признал ССР Абхазию в качестве независимого государства, более того, это случилось даже за 10 дней до провозглашения ССР Абхазии. Добровольное вхождение ССР Абхазии в состав ССР Грузии произошло 16 декабря 1921 года. 19 февраля 1931 года ССР Абхазии была преобразована в автономную республику. За понижением статуса Абхазии последовали шаги по искусственному увеличению численности грузинского населения Абхазии и уменьшению доли лиц абхазской национальности в партийном и советском руководстве республики. С этого же времени было отменено преподавание в средних школах абхазского языка, которое было заменено обязательным изучением грузинского. В итоге к началу 1990-х годов абхазы составляли всего 17% от общей численности населения Абхазской АССР 1. Все эти шаги, ущемлявшие абхазское национальное самосознание, привели к развитию межнационального конфликта, наиболее яркими проявлениями которого стали массовые выступления абхазского населения автономной республики с требованиями о выходе из состава Грузинской ССР и о вхождении в состав РСФСР, имевшие место в апреле 1957 года, апреле 1967 года и мае-сентябре 1978 года. Очередное обострение конфликта произошло в июле 1989 году, когда в результате столкновений между грузинами и абхазами в г. Сухуми погибли 16 человек и около 140 были ранены 2.
Для ликвидации массовых беспорядков были применены Внутренние войска МВД СССР. Атмосфера накалялась и в дальнейшем. Это было связано с избранием первым президентом Грузии крайнего националиста З. Гамсахурдиа.
После распада СССР, 21 февраля 1992 года правящий тогда в ставшей независимой Грузии Военный совет (свергнувший Гамсахурдиа, но в целом разделявший его националистические взгляды) объявил об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 года. Абхазское руководство восприняло отмену конституции Грузинской ССР как фактическую отмену автономного статуса Абхазии, и 23 июля 1992 года Верховный Совет Абхазской АССР восстановил действие Конституции ССР Абхазии 1925 года, согласно которой Абхазия являлась суверенным государством.14 августа 1992 года между Грузией и Абхазией началась война, продлившаяся до сентября 1993 года, и закончившаяся поражением Грузии и фактическим изгнанием грузинского населения с территории Абхазии. 14 мая 1994 года в Москве между грузинской и абхазской сторонами при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. На основе этого документа и последующего решения Совета глав государств СНГ в зоне конфликта с июня 1994 года размещены Коллективные силы по поддержанию мира (КСПМ) СНГ, в задачу которых входило поддержание режима прекращения огня в зоне конфликта. 2 апреля 2002 года был подписан грузино-абхазский протокол, согласно которому патрулирование верхней части Кодорского ущелья (территория Абхазии, оставшаяся под контролем Грузии) было поручено КСПМ СНГ и военным наблюдателям ООН. Обострение обстановки в зоне грузино-абхазского конфликта началось после прихода в 2003 году к власти в Грузии проамериканского руководства во главе с президентом Михаилом Саакашвили, поставившим перед собой цель любой ценой добиться возвращения бывших абхазской и югоосетинской автономий в состав Грузии.
б) Грузино-южноосетинский конфликт
Современная Южная Осетия вошла в состав Российской империи в 1801 г. в составе Грузии. После Октябрьской революции Южная Осетия стала частью Грузинской демократической республики, в то время как Северная Осетия стала частью Терской Советской Республики. В 1918-20 годах произошла серия восстаний осетинского населения Грузии, требовавшего независимости. Правительство Грузинской демократической республики силой подавило эти выступления.После установления в Грузии советской власти, в апреле 1922 года в ее составе была образована Юго-Осетинская автономная область.
В ноябре 1989 года, на волне роста национального самосознания народов Советского Союза, Совет народных депутатов Юго-Осетинской Автономной области Грузинской ССР принял решение о преобразовании ее в автономную республику в составе Грузинской ССР. Верховный Совет Грузинской ССР признал это решение неконституционным, после чего в конце ноября при непосредственной помощи высших должностных лиц республики более 15 тысяч человек грузинской национальности пыталось прибыть в административный центр ЮАО г. Цхинвали, чтобы провести там митинг. В результате стычек между участниками акции, осетинами и милицией шесть человек погибли и 167 получили ранения. В Южную Осетию для поддержания порядка были введены Внутренние войска МВД СССР.
20 сентября 1990 года Советом народных депутатов ЮАО была провозглашена Южно-Осетинская Советская Демократическая Республика с принятием декларации о ее государственном суверенитете. В течение всего 1991 года на территории Южной Осетии продолжались боевые действия, главным образом, в форме артиллерийских обстрелов Цхинвали с господствующих над городом высот. 4 мая 1991 года Собрание депутатов Советов Южной Осетии всех уровней проголосовало за отмену самопровозглашенной Южно-Осетинской Советской Демократической Республики и возвращение к статусу автономной области. Это решение также было отвергнуто Верховным Советом Грузинской ССР. 1 сентября 1991 года Совет народных депутатов Южной Осетии отменил решения Собрания депутатов Советов всех уровней от 4 мая как юридически неправомочное, упразднила Собрание как неконституционный орган и провозгласила Республику Южная Осетия в составе РСФСР. Это решение также было аннулировано Верховным Советом Грузии. В декабре 1991 года части Внутренних войск МВД СССР покинули республику, передав вооружение югоосетинским формированиям. 19 января 1992 года в Южной Осетии прошёл референдум по вопросам независимости Республики Южная Осетия и воссоединении ее с Россией. На территории Республики Южная Осетия был установлен режим прекращения огня, сформирована трехсторонняя Смешанная контрольная комиссия по урегулированию конфликта и образованы Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ), состоявшие из российского, грузинского и югоосетинского контингентов (примерно по 500 человек в каждом) 1. Такая форма организации миротворческих сил была обусловлена тем, что в отличие от Абхазии, на территории которой после войны почти не осталось грузинского населения, на территории Цхинвальского и Знаурского районов Южной Осетии соседствуют между собой населенные пункты с преобладающим грузинским или югоосетинским населением, а в Ленингорском (Ахалгорском) районе проживает практически только грузинское население. Также, как и в случае с Абхазией, осложнение обстановки в Южной Осетии было связано с действиями администрации президента Михаила Саакашвили, благодаря своей резкой антироссийской позиции попавшего под особое покровительство западных государств. В течение 2004-2008 годов происходило постоянное нагнетание напряженности в зоне грузино-югоосетинского конфликта, вылившееся в конечном итоге 8-12 августа в боевые действия 1.
Нарастание напряженности и основные события грузино-южноосетинского конфликта
Нарастание напряженности наблюдается на территории Южной Осетии с 2004 года, происходят регулярные обстрелы города Цхинвали, осетинских сёл из стрелкового оружия, гаубиц и минометов. Ситуация обострилась, когда к власти в Грузии пришёл Михаил Саакашвили и его команда. Новая политическая элита Тбилиси сделала ставку на окончательное решение вопроса Абхазии и Южной Осетии под лозунгом о национальном единстве и воссоединении. Одновременно началась дипломатическая война между Грузией и Россией. Тбилиси обратился в международные организации, обвинив Москву в поддержке «сепаратистского» режима, и начал требовать вывода из Южной Осетии российских миротворцев.–PAGE_BREAK–
На данной стадии можно выявить три стороны конфликта и их
мотивы:
1 сторона – Южная Осетия. Мотив: защита своей территории от
агрессии Грузии и утверждение статуса независимого государства.
2 сторона – Грузия. Мотив: восстановление конституционного
порядка, то есть присоединение территории Южная Осетия к Грузии.
3 сторона — Россия. Мотив: Защита мирных жителей от военных
действий. Недопущение «расползания» конфликтных явлений на другие государства.
Цель в данном случае можно определить как «стратегическую»: отстаивание и демонстрация своего статуса как сильного актора на политической международной арене. Кроме основных участников в конфликте появляется еще одна сторона – США. После ее поддержки политика Михаила Саакашвили в отношении Южной Осетии стала носить более уверенный и целеустремленный характер.
Летом 2008 года произошло резкое обострение грузино-южноосетинского конфликта, которое непосредственно предшествовало масштабным военным действиям в регионе.
7 августа Михаил Саакашвили заявил, что больше не даёт приказов о стрельбе, и в очередной раз сделал официальное предложение Южной Осетии принять режим автономии в составе Грузии. Было понятно, что Южная Осетия ответит на это предложение отказом. Тем не менее, 7 августа общее ощущение было таким, что стороны, особенно Грузия, готовы приступить к переговорам. Но в ночь с 7 на 8 августа с грузинской стороны началась массивная бомбардировка южноосетинских и российских позиций.
В результате военных действий, по различным данным, за эту ночь погибло около двух тысяч мирных жителей и 13 российских миротворцев, большая часть населения получила тяжёлые ранения 1. На военные действия Грузии последовала незамедлительная реакция России, которая мобилизовала свои войска.
Грузинские и южноосетинские войска вели перестрелки и огневые налеты разной степени интенсивности с конца июля 2008 года. Вечером 7 августа стороны договорились о прекращении огня, что, однако, реально сделано не было. В ночь с 7 на 8 августа 2008 года (в 0:06 1) грузинские войска начали массированный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии города Цхинвал(и) и прилегающих районов. Через несколько часов последовал штурм города силами грузинской бронетехники и пехоты. Официальным поводом для атаки на Цхинвал, по заявлениям грузинской стороны, послужило нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии, которая, в свою очередь, утверждает, что первой огонь открыла Грузия 2.8 августа 2008 года к конфликту на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия в рамках операции по принуждению грузинской стороны к миру, 9 августа 2008 года — Абхазия в рамках соглашения о военной помощи между членами Содружества независимых государств.
12 августа 2008 года Россия официально объявила об успешном окончании операции по принуждению грузинских властей к миру, 13 августа 2008 года Абхазия официально заявила о завершении операции по вытеснению грузинских войск из Кодорского ущелья, после чего активные боевые действия закончились 1. С 14 августа по 16 августа 2008 года руководителями государств, вовлечённых в военные действия, был подписан план мирного урегулирования грузино-южноосетинского конфликта («План Медведева — Саркози»). Грузия не считает конфликт исчерпанным, объясняя это несоблюдением Россией подписанных договоренностей.
Нарушение норм международного права
В ходе грузино-абхазского и грузино-югоосетинского вооруженного конфликта совершались как общеуголовные, так и международные преступления. Международное преступление представляет собой международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. Это такие преступления, как агрессивная война, геноцид, экоцид. Субъектами международных преступлений являются, прежде всего, государства, а также физические лица, выступающие от их имени и лично совершившие такие преступления.
В связи с завершившимся вооруженным конфликтом в Закавказье особую актуальность приобрели следующие вопросы: имел ли место факт агрессии (со стороны Грузии против Южной Осетии и Абхазии либо против России; имел ли место факт агрессии России против Грузии); была ли оккупация?
В Уставе Нюрнбергского трибунала агрессия определена как «планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений», а также «всякое участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из упомянутых действий» 1. Отметим, что в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии», понятие агрессии сформулировано как «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, не совместимым с Уставом ООН».
Текстуально повторяет данную формулировку п.2 ст.15 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1. Проявлениями агрессии с грузинской стороны в отношении РФ являлись: применение силы в отношении российских граждан на территории Южной Осетии; нападение на российских военнослужащих, находившихся в зоне конфликта на законных основаниях; нападение на российские военные объекты (воздушные и морские суда, места дислокации войск); засылка вооруженных банд, групп и наемников, которые осуществляли акты применения вооруженной силы против РФ.
Неопровержимыми доказательствами преднамеренной, целенаправленной, заблаговременной подготовки агрессии со стороны Грузии стали захваченные карты ведения боевых действий. 26 августа 2008 г. журналистам была предъявлена отработанная операторами грузинского генерального штаба карта операции «Утренняя заря» по захвату Сухуми и окрестностей. Грузия рассчитывала начать операцию после быстрого захвата Южной Осетии и ее главных населенных пунктов – Цхинвала и Джавы. И хотя сама топографическая карта оказалась из старых советских запасов (все надписи на ней сделаны на русском языке), но новые тактические обозначения и рубежи перехода в атаку, места сосредоточения сил и огневых средств обозначены на грузинском.
В любом вооруженном конфликте принципиальное значение имеет факт правомерности применения силы, начала ведения боевых действий. Сам факт начала боевых действий 8 августа 2008 г. со стороны Грузии против Южной Осетии ни у кого не вызывает сомнений, тому существуют многочисленные подтверждения. Более того, боевой целью грузинских войск было определено мирное население (среди которого более 80% — граждане РФ) и гражданские объекты (прежде всего столица Южной Осетии — Цхинвали).
При этом следует особо подчеркнуть, что грузинские миротворцы расстреливали российских миротворцев, с которыми ранее несли службу на постах. Уже это свидетельствует о вероломстве, проявлении слепой ненависти. Об изощренности намерений грузинской стороны свидетельствует и то, что боевые действия были начаты в день (точнее — в ночь) открытия Олимпийских игр в Пекине. Под геноцидом понимаются действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы. Анализ норм, содержащихся в Дополнительном протоколе I 1, позволяет выделить четыре группы запрещенных методов ведения вооруженной борьбы, имевших место в период как грузино-югоосетинского, так и грузино-абхазского вооруженных конфликтов:
Направленные против комбатантов противника: а) предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к войскам противника; б) убийство или ранение лиц неприятеля, которые, сложив оружие или не имея возможности защищаться, сдались в плен; в) нападение на лиц, вышедших из строя вследствие болезни или ранения; г) отдание приказа не оставлять никого в живых, угрожать этим или вести военные действия на этой основе. Все эти проявления имели место в действиях грузинских военнослужащих.
Направленные против гражданского населения: а) осуществление геноцида; б) террор в отношении местного населения; в) использование голода среди гражданского населения.
Направленные против объектов: а) бомбардирование незащищенных городов, портов, селений, жилищ, исторических памятников, храмов, госпиталей (при условии, что они не используются в военных целях); б) уничтожение культурных ценностей, исторических памятников, мест отправления культа и др., составляющих культурное или духовное наследие народа.
Направленные против собственности: а) истребление или захват неприятельской собственности, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью; б) разграбление города или местности.
В результате грузинской военной агрессии в Южной Осетии погибли 1692 мирных жителя, ранения получили около 1500 чел. Всего потерпевшими признаны более 3 тысяч человек. Более 30 тысяч югоосетинских вынужденных переселенцев находятся в России. Число погибших российских военнослужащих составило 64 человека, раненых (санитарные потери) — 323 человека, без вести пропавших — нет. Однако и эти данные еще будут проверяться и уточняться. По самым приблизительным оценкам, проведенным Центром анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), расходы РФ на вооруженное противоборство в Закавказье составили 2,5 миллиарда рублей в сутки, за 5 дней – 12,5миллиардов рублей.Таковы итоги этого скоротечного вооруженного конфликта 1.
4. Итоги вооружённого конфликта
Вооруженная акция против Южной Осетии, в которую грузинская сторона вложила значительную часть накопленного ею за последние годы военного потенциала, стала, пожалуй, самым быстротечным региональным вооруженным конфликтом на постсоветском пространстве: его уже успели назвать «пятидневной войной». Грузинские войска, начав в ночь с 7 на 8 августа 2008 года войсковую операцию, целью которой был захват столицы Южной Осетии Цхинвали, уже к исходу 9 августа в основном были выбиты из города совместными действиями вооруженных формирований Южной Осетии и частей 58 общевойсковой Армии Северо-Кавказского военного округа, подошедших на помощь российским и осетинским миротворцам. В отражении грузинского вторжения приняли также участие силы быстрого реагирования из состава Воздушно-десантных войск России, фронтовая авиация и боевые корабли Черноморского флота РФ. Действия российских войск в зоне грузино-южноосетинского вооруженного конфликта (а позже — и на абхазском направлении) осуществлялись как «операция по принуждению Грузии к миру», то есть в формате, специально придуманном в военно-политических кругах Запада в 90-е годы для обоснования применения собственной военной силы при решении своих задач в различных регионах мира. Потери сторон в личном составе (без учета гражданского населения), по сообщению заместителя начальника Генерального штаба, генерал-полковника Ноговицына, составили: среди российских миротворцев погибших — 74 человека, ранено — 171, пропали без вести — 19. У грузинской стороны, предположительно, потери составили около 4 тысяч человек1. Но это не окончательные цифры. Что касается потерь Грузии в оружии и военной технике, то они весьма значительные.
Согласно распоряжению президента России Дмитрия Медведева, отвод российских войск на исходные позиции, существовавшие до начала конфликта, начался 18 августа. Сроки завершения отвода ставились в зависимость от реально складывающейся ситуации в зоне конфликта. Следует обратить внимание на то, что все без исключения западные критики и оппоненты России с первых дней конфликта настаивают на немедленном выводе российских войск с грузинской территории. Причины такой настойчивости достаточно очевидны. Во-первых, воспитателям и союзникам Саакашвили крайне необходимо хотя бы как-то успокоить «свое любимое нервное дитя». Во-вторых, каждый лишний день нахождения российских войск на грузинской территории оборачивается дальнейшим ослаблением военного потенциала Тбилиси. В-третьих, на Западе опасаются того, что российская сторона в ходе разведывательно-информационных операций получит новые доказательства неприглядной роли политических покровителей Саакашвили в подготовке «операции», означающей, по сути, геноцид осетинского и абхазского народов, что по международным нормам является тягчайшим преступлением против человечества. В-четвертых, контроль российскими войсками стратегических коммуникаций Грузии не дает Саакашвили и его покровителям возможностей для быстрого восстановления боеспособности грузинской армии. В-пятых, быстрый и полный отвод российских войск создавал бы иллюзию того, что именно давление Запада явилось решающим для принятия решения о возвращении войск на исходные перед началом конфликта позиции. Вооруженный конфликт в Южной Осетии и военная операция Абхазии по вытеснению грузинских войск из верхней части Кодорского ущелья вызвали бурную реакцию в мире. По-другому и быть не могло, так как решительные действия России по защите своих граждан и национальных интересов спутали карты многим политическим игрокам на Кавказе и вокруг него.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Заключение
Во время войны между Абхазией, Южной Осетией и Грузией важную роль играла информация, поступавшая из мест боёв, а также полное её отсутствие. От российских, грузинских и западных средств массовой информации порой поступали противоречивые сведения о событиях конфликта. Информационная война в Южной Осетии стала войной «третьего поколения». Война, главным образом, велась вокруг одного вопроса: кого считать агрессором, а кого жертвой. «На поверхности», то есть на арене транснациональных СМИ, глобальная медиа-война велась с существенным перевесом прогрузинской точки зрения. Но на «неформальных» площадках, где набор методов ведения информационной войны был значительно шире, о доминировании одного мнения говорить сложнее. И в конце концов победила правда, когда весь цивилизованный мир понял наконец, кто же является истинным агрессором.
В ходе августовского вооруженного блиц-конфликта агрессор понес сокрушительное военное поражение. Грузия навсегда лишилась территорий Абхазии и Южной Осетии. С 26 августа 2008 года, когда президентом России Дмитрием Медведевым были подписаны указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и Абхазии, у этих народов началась поистине новая история. Вскоре независимость была признана так же Никарагуа и Венесуэлой. Несмотря на свою скоротечность, этот вооруженный конфликт, тем не менее, обнажил ряд важных и острых проблем в развитии общей военно-политической ситуации и в мире, и в Кавказском регионе. Поскольку описываемые события происходили сравнительно недавно, то фундаментальных произведений на эту тему ещё не появилось. Поэтому при проведении моего исследования я использовала большей частью материалы, опубликованные в периодической печати и размещённые на Интернет-ресурсах.
Список использованной литературы
Даниленко И. С. Вооружённый конфликт в Южной Осетии и его последствия. — М.: Красная звезда, 2009.
Дзлиев М.И. Современный терроризм: социально-политический облик противника. – М.: Academia, 2007.
Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Действующее международное право. — М.: МНИМП, 1999.
Панарин И. Распад США и геноцид Южной Осетии // Военно-промышленный курьер. – 2008, 10–16 сентября.
Вооруженный конфликт в Южной Осетии и Абхазии 8-12 августа 2008 г. /Рубан А./ — pvo.guns.ru/book/voyna_v_osetii.htm#8/
Проблема Республики Южная Осетия в контексте этнополитических процессов на Кавказе в конце XX – начале XXI вв./ Дзидоев В. Д./-http://www.ippk.edu.mhost.ru/elibrary/uro_29_11/
Хроника войны в Южной Осетии: день первый. — http://www.lenta.ru/articles/2008/08/08/ossetia/
Первая миротворческая война. — http://www.kommersant.ru/
Операция по вытеснению грузинских войск из Кодорского ущелья завершена. — http://www.gzt.ru.politics/2008/08/13/093022/
Заявление правительства Грузии в связи с обстановкой в регионе Южной Осетии. – www.civilgeorgia.ge/rus/article/
В Грузии введено военное положение. – www.civil.ge/rus/article/
Министр Грузии: Цхинвали бомбили не мы, а русские. — www.vz.ru/news/2008/8/22/199394/
Венесуэла признала независимость Южной Осетии и Абхазии. — www.newsru.com/russia/10sep2009/chavez.html/ Ссылки (links):
kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1009540www.gzt.ru/politics/2008/08/13/093022.htmlwww.vz.ru/news/2008/8/22/199394.htmlwww.vz.ru/news/2008/8/22/199394/