ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“ВОРОНЕЖСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Факультетфизический
Кафедраэлектроники
ОТЧЕТ
онаучно-педагогической практике в вузе
магистранта 5 курса, физическогофакультета
Алексеева Михаила Юрьевича
в ВГУ с 20.10.2010г.по 30.11.2010г.Воронеж2010
1. Анализучебной и внеаудиторной работы по предмету
Количество посещаемых ипроанализированных вузовских учебных занятий (занятия у педагога-методиста исокурсников-практикантов) – 5, количество самостоятельных проведенных занятий –2 (учебная дисциплина: “Экспертные системы”, темы занятий: “Декларативноепрограммирование”, “Логика и теория множеств”). В период практики были освоенытакие формы проведения занятий как информационная лекция, практическое занятиеи лекция вдвоем. Основной проблемой при подготовке и проведении занятий являлсянедостаток опыта в организации подобных мероприятий: при подготовке кпроведению первого занятия сложно было понять, с чего стоит начать лекцию, какпривлечь внимание аудитории и будет ли ей вообще интересен предлагаемый дляизучения материал.
2. Анализ собственногостиля педагогической деятельности практиканта
При проведении занятийв основном использовался демократический стиль общения – студенты принималиактивное участие в обсуждении излагаемого материала. На мой взгляд, данныйстиль положительным образом сказывается на усвояемости материала, так какувеличение инициативы студентов приводит к сохранению у них интереса кпредмету, а следовательно, и большей концентрации внимания на нем. Кроме того,при демократическом стиле общения студенты не только проявляют интерес кработе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но и сближаются междусобой в личностном отношении. Помимо демократического стиля, использовалось общениена основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Мне кажется, этотстиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-развивающейдеятельности, так как увлеченность общим делом — источник дружественности иодновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой,рождает совместный увлеченный поиск.
3. Общие выводы опрактике
Мне кажется, что припрохождение педагогической практики закладывается тот самый фундамент, которыйв дальнейшем позволяет каждому студенту стать преподавателем (было бы толькожелание). Несмотря на небольшой период практики, в ходе нее студент приобщаетсяк искусству педагогики и получает основные навыки общения с аудиторией.
Благодаря практике ясмог лучше понять себя и группу, в которой учусь. Также я научился использоватьразличные жесты для пояснения материала, излагать материал логически связанно,грамотно отвечать на вопросы, планировать занятие, рассчитывая на определенноевремя, грамотно работать с доской и адаптировать материал под способностиаудитории. Для улучшения своей педагогической деятельности необходимо боротьсяс комплексами, развивать громкость голоса, большее внимание уделять аудитории.
Таким образом, обучениев Воронежском государственном университете дает хорошую основу дляпреподавания, а практика помогает выработать индивидуальный стиль.
4. Анализ и самоанализвузовской лекции
4.1 Целенаправленность
В ходе лекции“Декларативное программирование” учащимся был прочитан материал по курсу «Экспертныесистемы». Данная лекция позволяет ознакомиться с основными видамидекларативного программирования и их применению для решения различных задач припроектировании экспертных систем. Так как данный курс является профильным длянашей группы, то материал лекции должен помочь студентам повысить ихпрофессиональные навыки в области информационных технологий и стать болеевысококлассными специалистами.
4.2 Содержание
В информационной лекции“Декларативное программирование” последовательно излагается применениеразличных языков программирования (PROLOG,LISP, Haskell,Рефал и т.д.) для решения различных научных задач (таких как создание различныхмоделей искусственного интеллекта, систем распознавания изображения и т.д.).Как показывает история развития ИТ-индустрии, одни популярные технологиидостаточно быстро приходят на смену другим, что диктует определенные требованияк концепциям и предметам преподавания, ведь нет никаких гарантий в том, чточерез несколько лет JAVA и C# не будут по популярности близки к Turbo Prolog’уи PL/1. Как следствие — специалист, «натасканный» на технологии, актуальныеи востребованные сегодня, завтра уже может оказаться бесполезным. Такоеобразование, на мой взгляд, будет неэффективным. С другой стороны, точнопредсказать, когда и какие направления будут актуальными, скажем, через 5-10лет, не представляется возможным. Поэтому, мне кажется, необходимо выделятьравные приоритеты сразу нескольким парадигмам, позволяя таким образом будущимспециалистам взглянуть “с высоты птичьего полёта” на все методологии, которыевключает в себя понятие программирования и увидеть всю иллюзорность ограниченийлюбой конкретно взятой.
4.3 Технология
Техническое оснащениеаудитории позволило часть излагаемого материала представить в виде презентации,что позволило не только сэкономить время при объяснении основных понятий изаписи примеров текстов программ, но и улучшить наглядность предоставляемойинформации. Также для объяснения некоторых принципов и методов декларативногопрограммирования и пояснении при ответе на вопросы использовалась доска.
Так данная лекцияносила ознакомительный характер, а излагаемый материала был достаточнообъемным, то тем речи был выбран достаточно высоким.
Выводы
Сложности, возникшиепри подготовке материала, были преимущественно связаны с обилием большогоколичества материала по теме лекции, выбрать из которого нужно было самоеважное и по возможности интересное. Несмотря на то, что весь материал так и небыл изложен, считаю, что занятие проведено успешно. В ходе лекции несколько развозникали дискуссии, что свидетельствует о том, что, по крайней мере, некоторымстуденты слушали ее и, возможно, им даже было интересно. Основная трудность припроведении занятий – отсутствие опыта длительных выступлений перед аудиторией,что иногда приводило к заминкам и паузам. Также в начале лекции испытывалосьнекоторое волнение, что привело к небольшому изменению в плане лекции (были пропущенынекоторые факты из истории развития декларативного программирования), однакоэто не нарушило целостность излагаемого материала. В дальнейшем считаюнеобходимым более тщательно отбирать материал и лучше подготавливатьвступительную часть лекции.
Психологический портретстудента
Общиесведения о студенте
Данный психологическийпортрет составлен для студента Логинова Сергея Александровича, обучающегося вВГУ на 5 курсе физического факультета группы “информационные системы итехнологии”. В университете Сергей обучается 5 лет, до поступления в ВГУ училсяв школе №86 в физико-математическом классе. На данный момент состояниефизического развития хорошее, вредных привычек не имеет.
Характеристикапсихологических особенностей студента
В общении — открытый,доверчивый, внимательный, лишен зависти; в действиях – ориентирован наединичные цели, не стремится их усложнять (скорее склонен упрощать проблемы); вучебе – рассудителен, уверен, любит работать в группе.
Обладает хорошейзрительной памятью (как кратковременной, так и долговременной). Доминирующийвид мышления — логический.
Обладает хорошейдикцией. Устная речь – эмоциональная и выразительная (в зависимости отнастроения и испытываемых чувств преобладают различные окраски). Письменнаяречь отличается свой лаконичностью и ясностью излагаемого материала.
Способен длительноевремя концентрировать внимание на объекте изучения, причем при необходимостиможет переключать внимание и на другие объекты. Преобладающий вид внимания –произвольное внимание (прилагает значительное усилие воли, концентрирует своевнимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевогонапряжения внимательно следит за изучаемым материалом).
Преобладающеенастроение – хорошее (является скорее оптимистом, чем пессимистом), хотя иногдасклонен впадать в депрессии (которые чаще всего быстро заканчиваются). Вобщении не скрывает своих чувств, однако это не мешает ему быть хорошимсобеседником.
Обладает высокимиморально-волевыми качествами. В сложной ситуации не склонен к панике, всегдастарается действовать спокойно и рассудительно.
По типу темпераментаотносится скорее к сангвинику (очень продуктивен в работе, когда ему интересно,приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относитсяк ней безразлично, ему становится скучно), хотя и не лишен меланхолии (легкоранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий).
Участие студента вразличных видах деятельности
В целом успеваемость –удовлетворительная. Любимые предметы – термодинамика и квантовые статистики,математический анализ и теоретическая механика (несмотря на сложность инепонятность данных предметов, почти все из них были успешно сданы на моментнаписания психологического портрета).
В общественной иорганизаторской деятельности замечен не был, уровень общественной активностиневысокий.
На данный момент кромеучебы в ВГУ проходит обучение в центре “Сименс” (изучает иностранные языки(английский и немецкий) программирование (Java,C++, Abab),системы управления и проектирования (SAP)).
Позиция студента вгруппе
Является неотъемлемойчастью группы. Не стремиться быть лидером, однако к его мнению прислушиваются.
Выводы ипсихолого-педагогические рекомендации
Преподавателям: приобучении студента следует учитывать, что он как правило имеет свой взгляд наизлагаемый материал, однако в высказываниях осторожен.
Родителям: любит явноепроявление заботы в любом виде (моральном и материальном).
Студенту: не стремитьсяк чрезмерному упрощению задач; не скрывать свое мнение, если оно расходится смнением большинства.