Научно-технический
комитет ВМФ: история
создания и его роль в организации кораблестроения
В.А. Хитриков капитан 1 ранга, Е.А. Шитиков кандидат технических
наук, лауреат Государственной премии, вице-адмирал
Трехсотлетняя
история Российского флота свидетельствует о постоянной взаимосвязи науки и
флота, широком использовании научных достижений при строительстве кораблей и их
вооружения. С началом создания регулярного военного флота России организуются
государственные службы руководства кораблестроением, при которых формируются
специальные научные учреждения в целях привлечения ученых и достижений науки к
решению военных, научно-технических и технологических проблем. Не раз менялись
формы этих учреждений, их организация, функции и подчиненность, но с неизменным
повышением роли централизованного руководства научной жизнью флота.
Еще в 90-х
годах XVIIв. был учрежден Приказ, с 1700г. названный Адмиралтейских Дел,
ведавший всей практической деятельностью военного судостроения, разработкой
требований к кораблям и их оружию, изучением зарубежного опыта, а также
привлечением иностранных мастеров-судостроителей.
В 1718г.
ПетромI Приказ Адмиралтейских Дел преобразован в Адмиралтейств-коллегию, на
которую и был возложен государственный контроль за ходом и качеством
строительства кораблей, их вооружения и снаряжения.
При ПавлеI,
имевшем чин генерал-адмирала, при Адмиралтейств-коллегий 25ноября 1799г.
создается Особый Комитет для издания трудов и переводов по кораблестроению,
артиллерии и другим отраслям военно-морского дела – в целях ознакомления
офицеров с достижениями науки в этих областях.
С образованием
в 1802г. Министерства морских сил (с 1815 г. Морское министерство) в его состав
включили Адмиралтейский Департамент, в ведении которого находились Ученая
часть. Техническая часть, а также Гидрографическая служба.
В 1827г. в ходе
новой реорганизации на базе Ученой части был создан самостоятельный Морской
ученый комитет с различными секциями в целях сосредоточения в одном научном
органе всех вопросов по координации исследований, ведущихся организациями флота
и Петербургской академией наук. К руководству Комитета и его секций
привлекались флотоводцы, мореплаватели, ученые, многие из которых были членами
Петербургской академии наук. Среди них Ф.П.Врангель, П.Я.Гамалея, С.Е.Гурьев,
А.С.Грейг, Л.Ю.Крафт, П.И.Рикорд, А.С.Шишков и многие другие.
Долгие годы
Морским ученым комитетом руководил известный мореплаватель и географ, будущий
Президент Петербургской академии наук адмирал Ф.П.Литке. Морской ученый комитет
издавал “Ученые записки”, в которых печатались научные труды, в основном по
морскому искусству.
С 1848г.
Комитет стал выпускать ежемесячный журнал “Морской сборник”, издающийся и
поныне.
В первом томе
этого журнала за 1848год Председатель Морского ученого комитета адмирал
Ф.П.Литке призвал служащих Морского ведомства и старых моряков, оставивших
службу, “считать “Морской сборник” своим журналом, который бы давал им
возможность следить за всем, что совершается в мире их деятельности, которому
они без робости могли бы доверить свои собственные, посильные, не многотрудные
произведения, не довольно важные, чтобы занять место в “Ученых записках”, но
драгоценные, может быть, для их собратов”.
В журнале
“Морской сборник”, полный комплект которого за 149лет хранится в Центральной
военно-морской библиотеке в Петербурге, печатались краткие обозрения
изобретений и опытов по всем отраслям морского искусства, известия о
современном состоянии иностранных военных флотов, плавании судов и эскадр,
происшествиях на море, исторические и литературные статьи, биографии, рассказы,
некрологи и библиография.
Среди авторов
журнала были выдающиеся флотоводцы – адмиралы П.С.Нахимов, Н.М.Чихачев,
И.Ф.Крузенштерн, Г.И.Бутаков, С.О.Макаров, Н.Г.Кузнецов, С.Г.Горшков, а также
ученые – И.А.Амосов, Д.И.Менделеев, А.Н.Крылов, И.Г.Бубнов, А.И.Берг,
Ю.А.Шиманский.
В 1856г. в
целях координации работы по научному обоснованию создания кораблей парового
флота был создан Морской технический комитет кораблестроительного профиля для
подготовки и рассмотрения предложений по комплектованию флота кораблями,
постройке и ремонту кораблей и их паровых машин.
Позднее, в
1867г. оба комитета (Морской ученый и Морской технический) были объединены в
Морской технический комитет (МТК) со следующими отделениями: кораблестроения,
артиллерии, строительства, учебного. Комитет осуществлял научно-техническое
руководство по созданию боевых кораблей, баз флота, портов и государственных
судостроительных заводов. При МТК состояли: Морской музей. Комиссия
артиллерийских опытов. Библиотека Морского министерства (ныне Центральная
военно-морская библиотека), а также редакция журнала “Морской сборник”.
В 1884г. в
Морском техническом комитете произошли изменения: из состава МТК был выведен
Морской ученый комитет, который самостоятельно просуществовал до 1891г. В МТК
теперь числились следующие отделы: кораблестроительный, механический,
артиллерийский и минный.
После
русско-японской войны 1904-1905гг. МТК стал подчиняться непосредственно
морскому министру. В период 1908—1910гг. исполняющим обязанности Председателя
МТК был генерал-лейтенант А.Н.Крылов, при котором МТК на конкурсной основе
разработал проекты самых совершенных по тому времени линкоров, миноносцев,
крейсеров.
В 1911г., в
связи с необходимостью разработки новой кораблестроительной программы и
всемерного развития отечественного флота, на базе Главного управления
кораблестроения и снабжения и Морского технического комитета было организовано
единое Главное управление кораблестроения, которое просуществовало до 1918г. и
много сделало для завершения строительства новых боевых кораблей Российского
флота.
После окончания
гражданской войны возникла острая необходимость быстрейшего воссоздания
Военно-Морского Флота. Потребовалось осуществлять централизованное научное и
техническое руководство по восстановлению и последующему развитию флота молодой
страны Советов с ее огромной протяженностью морских границ; необходимо было
подготовить обоснованную программу разработки проектов новых кораблей, развития
судостроительной промышленности и создания целого комплекса
заводов-контрагентов.
Руководство
страны сочло наиболее целесообразным поручить этот ответственный участок
оборонной работы высшему научно-техническому органу, каким должен был стать
Научно-технический комитет Морского ведомства, находящийся в подчинении высшего
морского командования. В связи с этим 8сентября 1923г. Революционным Военным
Советом СССР был издан приказ о введении в действие с 30сентября 1923г.
Положения и штата Научно-технического комитета Морского ведомства (НТКМ).
НТКМ имел своим
назначением: разработку вопросов и положений, касающихся теории и практики
военно-морского дела и техники; руководство опытами и исследованиями в той же
области; рассмотрение новых изобретений и предложений, касающихся
усовершенствования как самого оружия и технических средств, так и методов их
целесообразного и научного использования. В частности, на НТКМ возлагалось
рассмотрение: проектов новых кораблей и их боевого вооружения и снабжения;
модернизации существующих кораблей; развития и усиления средств морской
обороны; оборудования баз, портовых плавучих средств, доков и т.п. для
обслуживания военного флота; подъема затонувших судов, всех вспомогательных
средств, необходимых для ведения работ. Кроме того, НТКМ обязан был проводить
постоянное ознакомление командного состава флота с современным состоянием
военно-морской техники за рубежом, а также со всеми новейшими
усовершенствованиями и достижениями в этой области.
Научно-техническому
комитету предоставлялось право: производить опыты, пользуясь для этой цели
опытовыми бассейнами, полигонами, мастерскими, заводами, лабораториями морского
ведомства, приобретать и выписывать из-за границы по ученой и военно-морской
части чертежи, инструменты, модели и пособия, необходимые для научных работ;
издавать печатные труды Комитета; командировать установленным порядком членов
Комитета и его секций по России и заграницу для изучения и ознакомления с постановкой
военно-морского дела.
В состав
Комитета входили: председатель, почетные, постоянные и совещательные члены и
ученый секретарь. Комитет состоял из шести секций: артиллерийской, минной,
механико-электротехнической и связи, кораблестроительной, подводной и
физико-химической.
Председатель
Комитета назначался приказом Реввоенсовета из числа лиц высшего командного
состава флота, имеющих высшее специальное образование, опыт службы на флоте и
склонных к научной деятельности. Он пользовался правами начальника Главного
управления ВМФ. Первым председателем стал П.Н.Лесков (бывший контр-адмирал
царского флота).
Почетные члены
с правом решающего голоса избирались Комитетом из числа лиц, известных своими
заслугами и учеными трудами по военно-морскому делу, и утверждались высшим
морским командованием.
Постоянные
члены с правом решающего голоса, являвшиеся в то же время председателями
секций, назначались из специалистов высшего командного или технического состава
морского ведомства по представлению председателя Комитета. Кроме того, к числу
постоянных членов Комитета по должности относились: начальник Морской академии,
начальник Тактическо-технической части оперативного отдела Морского штаба
республики, начальник Техническо-хозяйственного управления.
Совещательные
члены избирались Комитетом из числа представителей науки и практики разных
специальностей по военно-морскому делу и утверждались высшим морским
командованием.
О большом
внимании руководства страны к науке флота свидетельствует тот факт, что в
высшем военно-техническом органе морского ведомства, каким являлся НТКМ, в этот
период по штату было 9 человек высшего командного состава флота. Кстати, ныне в
Морском научном комитете нет ни одной штатной адмиральской должности.
В числе первых
почетных членов НТКМ были видные ученые нашей страны, известные всему миру, в
частности А.Н.Крылов, Ю.М.Шокальский, А.И.Берг, Л.Г.Гончаров, А.В.Шталь,
Н.И.Игнатьев, К.П.Боклевский, Ю.А.Шиманский. Они принимали активное участие в
разработке и обсуждении первой программы развития флота, его кораблей и
вооружения на 1926-1932гг. Реализация этой программы показала, что
высококвалифицированного, но малочисленного состава НТКМ уже не хватало для
всестороннего и комплексного решения возникающих многочисленных и сложных задач
как в области тактико-технических обоснований и разработок новых кораблей и
образцов оружия и техники, так и осуществления долгосрочного планирования и
прогнозирования их развития.
В 1931-1932гг.
было принято решение о создании на базе секций НТКМ научно-исследовательских институтов
ВМФ (военного кораблестроения, артиллерийского, минно-торпедного, химического,
связи). Вновь сформированные специализированные институты ВМФ создали все
необходимое для осуществления уже в ближайшие годы коренного переоснащения
находящихся в строю боевых кораблей, развертывания строительства большого
современного флота. Функции НТКМ по координации исследований и общему
руководству всех институтов ВМФ были возложены на Научно-исследовательский
институт военного кораблестроения (НИВК).
В дальнейшем по
решению Совета Народных Комиссаров СССР от 26мая 1938г. мощный НИВК ВМФ с
Опытовым бассейном и его лучшими военными специалистами и учеными был передан в
ведение Наркомата оборонной промышленности (НИИ-45), затем вновь созданному
Наркомату судостроительной промышленности и ему было присвоено новое название –
ЦНИИ-45 (ныне ГНЦ ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова). Следует отметить, что в ходе
создания Военно-Морского Флота его многие научные и инженерные кадры стали
руководящим звеном судостроительной отрасли (М.В.Егоров, Б.Н.Зубов, В.И.Першин
и др.).
Однако практика
повседневной деятельности и опыт прошлого показали, что и в Военно-Морском
Флоте без специального руководящего и координирующего научного центра
невозможны разработка программ развития флота и координация выполнения
комплексных фундаментальных, поисковых и прикладных исследований институтов
ВМФ, Академии наук и промышленности. Поэтому уже в январе 1939г. был вновь
сформирован Научно-технический комитет непосредственно в подчинении ВМФ.
Председателем
НТК ВМФ назначен талантливый кораблестроитель и организатор контр-адмирал
А.А.Фролов, а его заместителем – известный ученый в области теории корабля
контр-адмирал В.Г.Власов. Сотрудники Комитета участвовали в разработке и
рассмотрении проектов боевых кораблей и их оружия. На Комитет возлагалось также
определение технической политики и перспектив развития многочисленных отраслей
промышленности, работающих в интересах ВМФ.
С началом
Великой Отечественной войны деятельность НТК ВМФ, насчитывавшего в своем составе
126военнослужащих и 86служащих, была переориентирована на оперативное решение
научно-технических проблем, возникающих в ходе боевых действий флота,
сокращения сроков введения в строй достраивающихся кораблей, улучшения их
мореходных качеств и прочности корпусов, совершенствование вооружения.
Создавались специальные группы из сотрудников НТК и флотских специалистов,
которые изучали боевой опыт, вопросы живучести и защиты, прочности корпусов,
использования их вооружения в бою. В составе таких групп активно работали
А.А.Жуков, А.А.Якимов, В.Г.Власов, Л.А.Коршунов, А.К.Попов, Н.П.Сербии,
М.А.Рудницкий и ученые Академии наук.
После окончания
войны, в связи с рядом последовательных изменений в структуре органов
управления ВМФ, соответственно уточнялись и корректировались наименование,
подчиненность, организация и функции Научно-технического комитета ВМФ (решение
Народного Комиссариата ВМФ от 18.12.1945г., приказ Военно-морского министра
СССР от 23.1.1952г., приказ Главнокомандующего ВМФ от 12.9.1955г.).
Общей задачей
Комитета в соответствии с требованиями приказов являлось обеспечение
строительства кораблей в точном соответствии с оперативно-тактическими
потребностями флота в современной войне.
В 1960г.
приказом ГК ВМФ был создан Морской научный комитет (МНК) Главного штаба (ГШ)
ВМФ, объединивший научный отдел ГШ и Научно-технический комитет ВМФ. Этим
обеспечивалось единство оперативно-тактических и технических требований к
кораблям создаваемого океанского атомного ракетного флота.
Во исполнение
приказа министра обороны СССР 1966г. Морской научный комитет ГШ ВМФ был
преобразован в Научно-технический комитет ВМФ и подчинен непосредственно
Главнокомандующему ВМФ.
В отличие от
НТК других видов Вооруженных сил и НТК Генерального штаба ВС в нем создана
оперативно-тактическая секция на базе МНК ГШ ВМФ.
Председателем
НТК ВМФ назначен видный военачальник адмирал Н.М.Харламов, бывший до этого
Командующим Балтийским флотом и затем заместителем Начальника Генерального
штаба ВС СССР. Он был замечательным человеком и прирожденным руководителем,
отлично знал зарубежные флоты. Будучи почти всю войну главой советской военной
миссии в Лондоне, координировавшей поставки в нашу страну вооружений, в том
числе кораблей, сырья и продовольствия, он в июне 1944г. участвовал в десантной
операции союзников по высадке войск в Нормандии, а затем в боях на территории
Франции. Н.М.Харламов сумел сформировать в НТК ВМФ дружный коллектив из крупных
флотских специалистов с большим научным и практическим опытом -Ф.И.Козлов,
В.Д.Скугарев, В.А.Хитриков, Б.Ф.Балев, Ю.П.Бабин и др.
Общительный по
характеру, адмирал Н.М.Харламов имел хорошие деловые контакты с руководителями
оборонных отраслей промышленности, Академии наук и Высшей школы. Он постоянно
общался с заместителями Главнокомандующего ВМФ и начальника ГШ ВМФ, с
начальниками управлений и институтов ВМФ, которые по должности состояли также
нештатными членами Комитета и участвовали в работе пленумов НТК по обсуждению
важнейших проблем создания и развития океанского флота.
Далее в течение
15 лет НТК ВМФ возглавлял известный специалист в области оперативного
искусства, доктор военно-морских наук, профессор, вице-адмирал К.А.Сталбо. В
этот период Научно-технический комитет ВМФ совместно с Главным штабом,
заместителями Главнокомандующего ВМФ, управлениями и институтами ВМФ
разрабатывал проекты “Основных направлений развития кораблей, вооружения и
техники ВМФ” на перспективу, проекты пятилетних планов: “Фундаментальных и
поисковых исследований Академии наук и высшей школы”, “Научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ по вооружению и военной технике ВМФ”,
“Проектирования и строительства опытных, головных и экспериментальных кораблей
ВМФ”. В этой работе активное участие принимали В.Ф.Дробленков, В.М.Крыльцов,
Н.П.Вьюненко, В.П.Билашенко.
Разработке этих
планов предшествовали выполнение комплекса прогнозных исследований в институтах
ВМФ и Военно-морской академии, подготовка тактико-технических требований к
кораблям и оружию и технико-экономических обоснований их создания.
Большое
внимание в работе НТК ВМФ уделялось согласованию исследований не только научных
организаций ВМФ, но и промышленности. Практиковалась координация планов НИР
институтов на специальных ежегодных совещаниях, проводимых обычно с НИУ ВМФ в
Военно-морской академии и с институтами промышленности в ЦНИИ имени акад.
А.Н.Крылова.
В этот период
на посту Главнокомандующего ВМФ был крупный государственный деятель Адмирал
Флота Советского Союза С.Г. Горшков, известный не только как флотоводец и
организатор строительства океанского флота, но и как автор многочисленных
статей и монографий о морской мощи государства, исследованиях Мирового океана и
др. Он уделял внимание вопросам реализации научных исследований, вникал в
работу институтов ВМФ. Особый интерес С.Г. Горшков проявлял к исследованиям по
прогнозированию развития науки и техники, а также внедрению новых идей в
практику кораблестроения и боевого использования кораблей и оружия. Посещая
вместе с руководством НТК и управлений ВМФ институты Академии наук,
промышленности и флота, С.Г. Горшков выступал перед учеными с докладами о флоте
будущего, о требованиях к созданию принципиально новых кораблей и морского
оружия.
С 1985г.
Научно-техническим комитетом ВМФ руководил академик, вице-адмирал А.А.Саркисов
– крупнейший специалист в области атомной энергетики.
В 90-е годы
внимание руководства страны и Минобороны к научным исследованиям стало заметно
ослабевать, а в последующем объемы фундаментальных исследований и НИОКР
промышленности в интересах ВМФ существенно сократились. В связи с этим роль и
значение НТК ВМФ постепенно уменьшались. В 1992г. НТК ВМФ преобразован в
Морской научный комитет, с ограниченными функциями и численностью, что не
соответствует задаче качественного улучшения боевых средств флота.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.navy.ru/