Научные открытия

Научные открытия 

Ф.Бэкон
считал, что разработал метод научных открытий, в основе которого – постепенное
движение от частностей ко все большим обобщениям. Он был уверен, что разработал
метод открытия нового научного знания, которым может овладеть каждый. В основе
этого метода открытия – индуктивное обобщение данных опыта. Бэкон писал:
“Наш же путь открытия таков, что он немногое оставляет остроте и силе
дарования, но почти уравнивает их. Подобно тому, как для проведения прямой
линии или описания совершенного круга много значат твердость, умелость и
испытанность руки, если действовать только рукой, – мало или совсем ничего не
значат, если пользоваться циркулем или линейкой. Так обстоит и с нашим
методом”.  

Бэкон
построил довольно изощренную схему индуктивного метода, в которой учитываются
случаи не только наличия изучаемого свойства, но и его различных степеней, а
также отсутствия этого свойства в ситуациях, когда его проявление ожидалось.  

Декарт
считал, что метод получения нового знания опирается на интуицию и дедукцию.  

“Эти
два пути, – писал он, – являются самыми верными путями к знанию, и ум не должен
допускать их больше – все другие надо отвергать как подозрительные и ведущие к
заблуждению”.  

Декарт
сформулировал 4 универсальные правила для руководства ума в поисках нового
знания:  

“Первое
– никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таким с
очевидностью, то есть тщательно избегать поспешности и предубеждения включать в
свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо,
что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.  

Второе
– делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько
потребуется, чтобы лучше их разрешить.  

Третье
– располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших
и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания
наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в
естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.  

И
последнее – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь
всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено”.  

В
современной методологии науки осознано, что индуктивные обобщения не могут
осуществить скачок от эмпирии к теории.  

Эйнштейн
писал об этом так: “В настоящее время известно, что наука не может вырасти
на основе одного только опыта и что при построении науки мы вынуждены прибегать
к свободно создаваемым понятиям, пригодность которых можно a posteriori проверить
опытным путем. Эти обстоятельства ускользали от предыдущих поколений, которым
казалось, что теорию можно построить чисто индуктивно, не прибегая к
свободному, творческому созданию понятий. Чем примитивнее состояние науки, тем
легче исследователю создавать иллюзию по поводу того, что он будто бы является
эмпириком. Еще в XIX в. Многие верили, что ньютоновский принцип –
“hypotheses non fingo” – должен служить фундаментом всякой здравой
естественной науки.  

В
последнее время перестройка всей системы теоретической физики в целом привела к
тому, что признание умозрительного характера науки стало всеобщим
достоянием”.  

При
характеристике перехода от эмпирических данных к теории важно подчеркнуть, что
чистый опыт, т.е. такой, который не определялся бы теоретическими
представлениями, вообще не существует.  

По
этому поводу К.Поппер писал так: “Представление о том, что наука
развивается от наблюдения к теории все еще широко распространено. Однако вера в
то, что мы можем начать научные исследования не имея чего-то похожего на
теорию, является абсурдной. Двадцать пять лет тому назад я пытался внушить эту
мысль группе студентов-физиков в Вене, начав свою лекцию следующими словами:
“Возьмите карандаш и бумагу, внимательно наблюдайте и описывайте ваши
наблюдения!” Они спросили, конечно, что именно они должны наблюдать. Ясно,
что простая инструкция “Наблюдайте!” является абсурдной …
Наблюдение всегда носит избирательный характер. Нужно избрать объект,
определенную задачу, иметь некоторый интерес, точку зрения, проблему…”  

Роль
теории в развитии научного знания ярко проявляется в том, что фундаментальные
теоретические результаты могут быть получены без непосредственного обращения к
эмпирии.  

Классический
пример построения фундаментальной теории без непосредственного обращения к
эмпирии – это создание Эйнштейном общей теории относительности. Частная теория
относительности тоже была создана в результате рассмотрения теоретической
проблемы (опыт Майкельсона не имел для Эйнштейна существенного значения).  

Новые
явления могут быть открыты в науке и путем эмпирических, и путем теоретических
исследований. Классический пример открытия нового явления на уровне теории –
это открытие позитрона П.Дираком.  

Развитие
современных научных теорий показывает, что их основные принципы не являются
очевидными в декартовском смысле. В каком-то смысле ученый открывает исходные
принципы теории интуитивно. Но эти принципы далеки от декартовской очевидности:
и принципы геометрии Лобачевского, и основания квантовой механики, теории
относительности, космологии Большого взрыва и т.д.  

Попытки
построения различного рода логик открытия прекратились еще в прошлом веке как
полностью несостоятельные. Стало очевидным, что никакой логики открытия,
никакого алгоритма открытий в принципе не существует.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://nrc.edu.ru/