Наука, искусство и религия.Функция познаниямира, основная для науки, свойственна также и искусству, но направлена онапреимущественно на познание духовного мира. Однако искусство выполняет имножество других, разительно отличающихся между собой функций. Они являютсяследствием одной суперфункции или метафункции , носящей более абстрактныйхарактер и определяющей основное назначение искусства как метода утверждениеинтуитивного суждения в противовес логике.
Это необходимо человечеству, иботолько совместное использование обоих методов может обеспечить полноту познанияи выбор решения в необозримом множестве проблем во всех сферах человеческойдеятельности, от личных бытовых до широкомасштабных, стратегических ,общесоциальных. Противопоставление науки и искусства имеет чисто психологическуюприроду. В действительности они взаимодополняют друг друга и их сосуществованиеестественно.
Сложнее вопрос о взаимоотношениях науки и искусства с религией.Сначала мы остановимся на истории этих взаимоотношений.Во все времена религия в своей практике использовалавсе виды искусства музыку, изобразительные искусства, драматургию, поэзию,ораторское искусство и литературу притчи . Направленная на внушение людскиммассам идей определ нной системы, что предполагало установление общего
языка,она неизбежно в своих основополагающих священных книгах отражала научноезнание, накопленный опыт и мудрость человечества.Искусство, например, музыка существовало всегда и внецеркви как фольклор, а примерно с XII века историки музыки прослеживают и то,чему было дано название третий пласт светское, бытовое искусство, оттрубадуров, карнавальной музыки и т.п. до современной оперетты и рока. Однакоцерковь растила, формировала и использовала музыку высокого духовного плана, вкоторой развивалась и форма, техника искусства и его высокие художественныенормы. Искусство неоценимо важно в религиозном ритуале, таккак оно обладает удивительной способностью укреплять восприятие интуитивных втом числе мистических идей, эмоций, мироощущений, доводя людей до экстаза, катарсиса.Синкретическое искусство ритуала, совокупное действие различных его видовявляется особым дополнительным фактором.Однако с Возрождения начинается новый этап.
Наряду состающимся в церкви возникает и начинает быстро развиваться тоже серь зное и высокодуховное,но внерелигиозное искусство. Если Бах писал светские произведения ещ наряду спроизведениями для церкви, то уже в XVII и XIX веках сформировалась вполнесамостоятельная оперная, а также симфоническая и вообще инструментальнаявнецерковная музыка высокого плана. Исследователи ч тко показывают, что она вышла из Храма , но развивалась уже вне религии.
Тот же процесс в живописи можно проиллюстрироватьодним из остроумных футурологических рассказов блестящего физика середины XXвека Сцилларда. В н м он рассказывает, как после всемирной ядерной войны игибели человечества на Землю прилетают инопланетяне и стараются восстановить е историю. Исследуя картинные галереи, они приходят к выводу, что сначала Землюнаселяли человекоподобные существа в белых одеждах и с белыми крыльями, а такжечерные с рогами
и хвостами, но потом они вымерли и остались обычные люди.Совершенно ясно, что сосуществование ивзаимопроникновение светского искусства и религии в условиях свободы религий иатеизма вполне возможны.Сложнее было с наукой. Е развитие вступило впротиворечие с представлениями о структуре мира, закрепл нных в древнихосновополагающих религиозных книгах, если эти представления принимать вбуквальном смысле, а не символически. Столкновение было неизбежно, посколькузнание развивается и обогащается не только количественно, но и качественно,принципиально, иногда изменяя самые его основы.Возникшее противостояние в эпоху Возрождения привело креакции консервативной церкви, которую в наиболее жестокой форме, в инквизиции,можно охарактеризовать словами шаг влево, шаг вправо считаю еретиком . Всочетании с коренными социальными преобразованиями той эпохи прежняяканонизированная религия, которая
в предшествующем веке была, естественно,органически обязательной для каждого, породила новые е формы протестантизм ит.п а сама религиозность стала ослабевать и терять своих приверженцев.Быстрое развитие науки привело к тому, что к началу ХХ века в образованнойсреде религия для очень многих либо модифицировалась в привычный обычай с вялымпризнанием существования некой неопределенной, но всеохватывающей силы, высшегодуха, либо вообще потеряла значение.
Особенно силен был этот неагрессивныйатеизм российской интеллигенции среди тех, кто занимался естественными науками.Наряду с этим многие глубокие мыслители искали новые пути для религиозной христианской идеологии, совместимые с психологией новой эпохи в развитиичеловечества.