Наука криминология
1. Предупреждение преступности.
В предмет криминологии входит предупреждение преступности. Проблема предупреждения преступности неотрывна от других составных предмета криминологии. Она как бы завершает все, что связано с наличием преступности в человеческом обществе и борьбой с ней.
Борьба с преступностью в широком обще-социальном плане (в криминологии это, в первую очередь, связано с идеей предупреждения преступлений) есть использование мер экономических, социально-культурных, воспитательных и, наконец, правовых.
К обще-социальным видам предупреждения преступности относятся:
а) развитие и совершенствование экономических отношений, технологических процессов и технического оснащения производства — промышленного, сельскохозяйственного, что неразрывно связано с повышением жизненного уровня и материального благосостояния людей;
б) повышение уровня культуры членов общества, улучшения их образования, а следовательно, воспитанности, установления нравственных взглядов, основанных на всем том лучшем, что накопило человечество в данной области, за весь период своего развития.
Названные меры косвенно влияют на состояние преступности, и чем выше уровень экономического, технического, культурного состояния общества, тем больше оснований полагать, что преступность в таком обществе будет ниже, нежели в обществе, прозябающем в экономической разрухе, социальной и политической неустойчивости.
Специально-криминологические меры предупреждения преступности могут быть общим и конкретными. Они хотя и затрагивают. Допустим, сферу управления, однако являются такими, которые не требуют совершенствования крупных ее блоков, а требуют изменения каких-то частей. Конкретные рекомендации — еще более узки по своей целенаправленности, например меры организации охраны материальных средств на конкретном предприятии.
Меры предупреждения различны и для различных видов преступлений (например, для корыстных и насильственных, убийств и изнасилований, краж и мошенничества и т.д.). “Блоки” преступности тоже требуют специфических мер (организованная преступность — одних мер, рецидивная — других, женская — третьих и т.п.). внутри же этих общих блоков различны и многочисленные виды конкретных преступлений, требующие конкретных для их предупреждения мер.
Деление преступности на уровни определяет особенности индивидуальной профилактики, ибо отдельные преступления совершаются людьми, каждый из которых неповторим, и воспитательная работа с ними требует индивидуального подхода.
Теория предупреждения преступности — это совокупность знаний о деятельности по совершенствованию общественных отношений в целях: выявления и нейтрализации причин преступности и условий, ей способствующих; выявления и нейтрализации явлений и процессов, обусловливающих совершение, рост и распространение отдельных форм и видов преступлений, факторов, влияющих на формирование антиобщественных черт у определенных категорий лиц, влияния на условия их жизни и воспитания, устранение конкретных условий, обусловливающих совершение преступлений отдельными лицами, определение форм и методов контроля за преступностью.
Предупреждение преступности состоит из иерархически связанных между собой задач. Первая из них — профилактическое воздействие на динамику, структуру, причины преступности в целом (социальная профилактика). Вторая — предупреждение видов и форм преступного поведения, предупреждение преступлений в определенных сферах общественной жизни; предупреждение преступлений отдельными социальными группами лиц и т.д. (криминологическая профилактика). Третья задача состоит в предупреждении совершения преступлений отдельными лицами (индивидуальная профилактика).
Решение первой задачи выходит за рамки криминологии и является составной частью общественной практики вообще и предметом всех наук об обществе и человеке и контроле за преступностью.
Криминология непосредственно изучает лишь ту часть проблемы, которая ограничивается профилактическим воздействием на деяния, запрещенные уголовным законом.
В зависимости от характера решаемых задач классифицируются меры профилактического воздействия: общие, специализированные и индивидуальные. Специфика задач и особенности профилактических мер определяют субъектов профилактики, их компетенцию и взаимодействия друг с другом, т.е. систему предупреждения преступлений.
Теория предупреждения преступлений делится на две части: общую и особенную. В общую часть входят: предмет и понятие предупреждения преступлений, ее субъекты, специфика мер в зависимости от уровня решаемых задач, организация и управление этим видом деятельности, прогноз развития системы, планирование и координация профилактики преступлений и т.д. К особенной части относятся разработка криминологических характеристик и специфики предупреждения отдельных видов и форм преступлений.
Система предупреждения преступлений выполняет регулятивные, охранительные и воспитательные функции.
Регулятивная функция профилактики состоит в создании таких условий, которые позволяли бы людям решать возникающие у них противоречия и конфликты в рамках требований закона. Предупредительная деятельность в данном случае является одной из гарантий обеспечения принципов верховенства закона.
Выполняя охранительную функцию, профилактика ограждает свободы и права граждан от правонарушений, защищает социально-значимые ценности. В этом проявляется гуманистическая направленность предупреждения преступлений. Это же должно быть целью правового государства.
Воспитательная функция профилактики состоит в том, что она широко использует методы убеждения, коррекции поведения людей, приведение их поступков в соответствие с требованиями права и гуманистической морали.
К субъектам профилактики преступлений, в широком смысле, относятся все государственные и общественные институты, формирования граждан, своей деятельностью влияющие на предупреждение преступности. Классификация субъектов криминологической профилактики (три группы): Первая те субъекты, которые непосредственно ведут индивидуальную профилактику.
Вторая — субъекты, осуществляющие профилактику в ходе выполнения своих контрольных и правоохранительных функций.
Третья — субъекты, занятые преимущественно руководством или координацией деятельности по предупреждению преступлений.
Конечно, такое деление в известной мере условно, так как отдельные аспекты непосредственной профилактики, контрольной и правоохранительной деятельности, ее координации проявляются при функционировании субъектов каждой из трех названых групп. Кроме того, субъекты профилактики действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом.
Субъекты непосредственной профилактики преступлений: (первичные ячейки гражданского общества) ·семья; ·трудовые и учебные коллективы; ·правоохранительные органы.
Субъекты, осуществляющие профилактику преступлений при выполнении правоохранительных функций:
·суд;
·прокуратура;
·органы внутренних дел;
·Федеральная служба контрразведки;
·следственные аппараты прокуратуры и органов внутренних дел.
Социально-экономические и организационные основы предупреждения преступлений.
Управление профилактикой преступлений. Как и любой другой социальной системой, включает в себя: сбор и анализ информации; принятие на этой основе решений; прогнозирование и разработку планов борьбы с преступностью; их реализацию, оценку достигнутых результатов.
Криминалистический прогноз — основанное на анализе и данных расчета вероятное суждение о вариантах будущего состояния преступности с учетом осуществления предполагаемых мер борьбы с ней и профилактики преступлений.
В зависимости от объема информации, сроков других данных используются три метода прогноза: экстраполяция, экспертная оценка и моделирование.
Экстраполяция — метод, применяемый чаще всего при сравнительно краткосрочных прогнозах, когда очевидно, что в основном будут действовать причины, определившие и современную криминологическую ситуацию.
Суть экстраполирования состоит в том, что будущие изменения определяются на основе показателей, характеризующих преступность в прошлом и настоящем. На основе исходных данных формируются статистические ряды, которые распространяются на будущее. Степень точности экстраполирующих прогнозов зависит от времени упреждения и стабильности криминологической ситуации.
Экспертная оценка используется в более сложной криминологической ситуации и при необходимости более длительных по времени прогнозов. Суть метода состоит в том, что отобранной группе высококвалифицированных криминологов передаются вопросы, требующие количественной оценки возможных изменений и их удельного веса в шкале соответствующих факторов.
Моделирование применяется, когда анализ факторов, влияющих на преступность, с помощью соответствующих криминологических правил и математических формул формируется в программы и обсчитывается с помощью компьютера.
Криминологическое планирование позволяет осуществлять согласованные мероприятия социально-экономического, воспитательного, организационного, профилактического, государственно-правового характера. Оно нацеливает на более правильную расстановку сил в борьбе с правонарушениями, обеспечивает дифференцированный подход к организации предупредительных мероприятий применительно к законам с различной степенью распространенности преступлений, к разным социальным группам населения и т.д. Планирование — это одновременно и организационная форма эффективной координации деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, усиления их связи с общественными организациями и трудовыми коллективами.
Разработка планов складывается из трех взаимосвязанных этапов:
1) определение задач, которые предстоит решить в определенный период времени;
2) разработка и координация программ мероприятий в целях более эффективного решения этих задач;
3) распределение сил по выполнению программ в целом и отдельных мероприятий в строго установленные сроки.
Первому этапу предшествуют анализ и прогноз преступности. Кроме анализа состояния борьбы с преступностью, изучается и результативность мероприятий, осуществлявшихся в анализируемый период.
Программы комплектуются по соответствующим разделам плана, в которых каждая задача конкретизируется в перечне конкретных мер их выполнения.
При выполнении третьего этапа полагается соблюдать два требования:
1) конкретные мероприятия должны исполняться только теми государственными, хозяйственными и общественными объединениями, к компетенции которых они относятся;
2) различные мероприятия в пределах раздела задания были скоординированы по времени и месту их исполнения, необходимо также определить ответственных за исполнение и тех, на кого возложен контроль за своевременной и полной реализацией данного плана.
2. Задачи.
1. В регионе Г. 8 млн. человек (из них достигли возраста уголовной ответственности 6 млн.) совершено 42 тыс. преступлений. В регионе Д. 600 тыс. человек (из них достигли возраста уголовной ответственности 400 тыс.), совершено 800 преступлений. Рассчитать коэффициент преступности для обоих регионов. Сравнить состояние преступности в регионах.
Решение: Коэффициент преступности Кпр равен отношению числа преступлений, совершенных в данном регионе к числу жителей данного региона, достигших возраста уголовной ответственности и умноженному на 100000.
Т. е., для региона Г.: Кпр =(42000/6000000) ´ 100000 = 700, для региона Д.: Кпр = (800/400000) ´ 100000 = 200.
Как видно в регионе Г. коэффициент преступности выше, а следовательно и хуже криминогенная обстановка.
2. Сравнить интенсивность преступных проявлений в названных возрастных группах, которые в общей массе преступников составили следующие доли (удельный вес): 14 -17 лет — 10% 18 — 24 года — 25% 25 — 30 лет — 15% 31 — 40 лет — 30% 41 — 60 лет — 20%.
Решение: Как видно из приведенных данных наименьшая интенсивность преступных проявлений наблюдается в возрастной группе 14 — 17 лет (10% от общей массы), наибольшая — в возрастной группе 31 — 40 лет (30% от общей массы). Среди промежуточных можно выделить возрастную группу 18 24 года, в которой интенсивность наиболее приближена к максимальному значению и возрастную группу 25 — 30 лет, в которой интенсивность наиболее приближена к минимальному значению. Общую картину интенсивности преступных проявлений можно представить на графике: Список литературы:
1. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В. Н. Кудрявцева, проф. Е. Ф. Эминова. — М., 1997.
2. Гаухман Л. Д. Правовые основы предупреждения преступлений. — М., 1990.
3. Голоднюк М. Н., Зубкова В. И. Предупреждение преступности. — М., 1990.
4. Исмаилов И. А. Проблемы предупреждения преступлений. — Баку, 1990.
5. Сергиевский В. А., Орынбаев Р. Проблемы профилактики преступлений. Алма-Ата, 1991.
6. Марцев А. И., Максимов С. В. Общее предупреждение преступлений и его эффективность. Томск, 1989.