МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КИЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
кафедра «Судовождения»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Навигация и лоция»
Тема: «Навигационный проект перехода судна типа «Днепр» по маршруту порт Измир – порт Скикда».
Специализация: «Судовождение на морских и внутренних водных путях»
Киев — 2006 г.
Задание
по дисциплине: «НАВИГАЦИЯ и ЛОЦИЯ»
Тема: «Навигационный проект перехода судна типа «Днепр», по маршруту порт Измир – порт Скикда».
Курсант: Балуев Александр Сергеевич
Шифр: 03078 Курс :III
1. Исходные данные:
маршрут перехода: порт Измир – порт Скикда;
тип судна: «Днепр»; дата и время выхода: 23.02.2006года, в 09.00;
штурманское вооружение: штатное для данного типа судна; дополнительно на судне установлены приёмоиндикаторы ГНСС и РНС «Лоран – С»;
3) состояние судна – в грузу;
4) скорость на переходе: 9 узлов;
среднеквадратические погрешности измерения навигационных параметров из РШСУ – 98;
7) высота глаза наблюдателя: е = 9 метров;
2. Задание:
На основании исходных данных произвести расчёты по выбору безопасного и экономичного маршрута перехода, для чего:
1) изучить условия плавания по маршруту перехода;
2) подобрать и подготовить необходимые карты, руководства и пособия для плавания;
3) разработать графический план перехода;
4) выполнить предварительную навигационную прокладку и расчёты по маршруту перехода.
3. Отчётные материалы:
1) пояснительная записка;
2) графический план перехода на кальке или ксерокопии с генеральной карты;
3)графический план прохода пролива: Мессинский (по указанию руководителя) на кальке или ксерокопии с карты;
4) план порта прихода на кальке или ксерокопии с карты.
Руководитель проектаподпись Кудрявцев В. Г.
Проектант: подпись
Содержание
Задание на курсовую роботу
Введение
Глава 1. Предварительная подготовка
1.1. Подбор карт, руководств и пособий для плавания по маршруту перехода
1.2. Пополнение, хранение, корректура и списание карт и книг
1.3. Гидрометеорологические условия
1.4. Навигационно-гидрографические условия
1.5. Сведения о портах
1.6. Выбор пути на морских участках
1.7. Подготовка технических средств навигации
Глава 2. Проектирование перехода
2.1. Подъем карт
2.2. Предварительная прокладка
2.3. Приливные явления
2.4. Оценка точности места
2.5. Графический план перехода
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В начальный период мореплавания передвижение судов происходило вблизи побережий с ориентировкой по предметам и использованием личного опыта и памяти судоводителя. Этот метод получил название лоцманского. Им пользуются до настоящего времени при плавании в узкостях и на внутренних водных путях.
Политическое и экономическое развитие отдельных стран, освоение новых районов морей и океанов вызвали необходимость длительных морских переходов. Появились новые требования к судовождению, новые средства его обеспечения.
Первыми средствами, обеспечивающими мореплавание, были карты и лоции. Затем стали применяться приборы и инструменты-Лоты, компасы, лаги, секстаны, хронометры. Позднее возникли теоретически обоснованные способы проводки судов с использованием приборов для определения координат места судна в море по береговым объектам и небесным светилам, что в конечном итоге позволило для решения практических задач судовождения выработать расчётно-инструментальный метод, называемый штурманским.
Современный штурманский метод судовождения основан на законах физики, механики и математики. Он предусматривает применение всех последних достижений современных прикладных наук в области метеорологии, астрономии с использованием искусственных спутников Земли, гидрографии, гидравлической механики, геодезии, радиотехники, автоматического управления системами и так далее.
Развитие технических средств судовождения в последние десятилетия характеризуется широким внедрением вычислительной техники и исследованием новых принципов, повышающих эксплуатационные возможности приборов. Каждый день кадры всемирно известных судостроительных монополий разрабатывают новые планы, схемы, проекты, происходит компьютерная заготовка чертежей, создаются макеты, по которым в дальнейшем сооружаются приборы и системы будущего. Целью этого скачка науки и техники является уменьшение размеров навигационного оборудования, значительное увеличение срока эксплуатации и упрощение его использования судоводителем, а следовательно следует упомянуть такую вещь как борьба с конкуренцией между этими монополиями. Но несмотря на современные методы судовождения при помощи высоко технологичных приборов и систем, численность аварий, наносящих большой материальный ущерб, а в отдельных случаях, создающих реальную угрозу сохранению окружающей среды не снижается, а остаётся на прежнем уровне, что по статистике в среднем составляет приблизительно одно затонувшее транспортное судно в день во всём Мире. Отчасти этому способствует рост тоннажа, увеличение скорости, размеров и инерционности современных судов, отчего существенно повышаются требования к безопасности плавания. Но что самое ужасное, к сожалению, около половины всех аварий судов происходит не по вине навигационного оборудования, а от некомпетентности, неуверенности, несвоевременности определённых корректных действий, а также халатности судоводителя по отношению к выбранной специальности и отсутствия навыков.
Настоящий курсовой проект по дисциплине «Навигация и лоция» составлен в соответствии с программой этого предмета для специальности «Судовождение на морских и внутренних водных путях» высших учебных заведений Министерства морского флота. В нём описывается один из переходов, по которому возможно когда-нибудь нынешнему студенту придётся проводить то судно, на котором он будет работать в офицерской должности. Этот переход прорабатывается студентом на протяжении многих дней для того, чтобы приобрести и закрепить важнейшие для себя навыки как в предварительной безопасной прокладке, так и в навигации в целом, в мореходной астрономии, лоции, а также морской гидрометеорологии, без которой безопасное плавание является практически невозможным. Если судоводитель не будет представлять себе хотя бы одной из вышеперечисленных наук, то такому судоводителю не место на транспортном судне. Этот судоводитель будет представлять собой реальную потенциальную угрозу для своего судна, перевозимого на нём груза, других судов, окружающих как береговых, так и водных объектов, не говоря уже о жизнях экипажа и других людей. Будущий судоводитель обязан совершенствовать свои знания, в том числе прорабатывая один из навигационных переходов, ведь опыт не приходит сам по себе.
Сведения о теплоходе «Днепр»
Основные тактико-технические характеристики судна
Тип и назначение: однопалубное двухвинтовое сухогрузное судно имеющее три грузовых трюма, двойное дно и двойные борта, предназначено для перевозки насыпных, генеральных грузов, контейнеров и леса. Класс Регистра М — СП. Допускается плавание таких судов в морских районах на волнении с высотой волны 3 % — ой обеспеченности не более 3,5 м. В Азовском море (в течение всего года); Ионическое море: 20 — мильная прибрежная зона вдоль восточного побережья от южной оконечности п-ова Пелопоннес (Март -Ноябрь); Эгейское море: от пролива Дарданеллы до проливов Карпатос и Китира севернее 36° с.ш. (Март — Ноябрь); Черное море до п. Стамбул 20-мильной прибрежной зоне вдоль северного и западного побережья (круглый год).
Название судна:
Днепр
Позывной:
UMBT
Главные размерения:
Водоизмещение в полном грузу
6 152 (т)
Водоизмещение порожнем
31 52 (т)
Полная грузоподъемность–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
Атлас волнения и ветра Средиземного моря
1989
23.02.2006
6003
Таблицы приливов на 2006г. Том-3
2005
23.02.2006
6238
Атлас поверхностных течений Средиземного моря
1989
23.02.2006
9027
Описание особенностей судовых огней военных кораблей и сигналов, подаваемых кораблями для обеспечения безопасности плавания
2003
23.02.2006
9001
Таблицы ширины территориальных вод и специальных зон зарубежных государств
2003
23.02.2006
9032
Справочник Порты Мира
1990
23.02.2006
Вычислительные пособия
9002
МАЕ-2006
2005
23.02.2006
9011
МТ-75
1975
23.02.2006
9004
ВАС-58, Том-2
1958
23.02.2006
9005
ВАС-58, Том-3
1958
23.02.2006
9007
ТВА-57
1957
23.02.2006
Перед выходом в рейс на судне проверяется наличие основной штурманской документации согласно требованиям РШСУ-98, к ним относятся:
-судовой журнал;
-реестр судовых журналов;
-формуляры, технические паспорта и и/э на судовые ТСН;
-журнал поправок хронометра;
-журнал поправок компаса;
-журнал замеров воды в льялах и танках;
-таблица радиодевиации;
-таблица поправок лага;
-схемы теневых секторов и метровых зон РЛС;
-информация о маневренных характеристиках судна;
-каталоги карт и книг;
-подшивки извещений мореплавателям и корректурных калек;
-журналы ПРИП, НАВАРЕА, НАВТЕКС;
-журнал прогнозов погоды;
-приказ об объявлении перечня обязательной судовой коллекции.
1.2 Пополнение, хранение, корректура и списание карт и книг
Для обеспечения безопасности плавания на каждом судне должны постоянно быть в наличии необходимые карты и руководства для плавания, обязательный перечень которых для судна определяется службой мореплавания судовладельца с учётом типа судна, плана перевозок, закрепления судна на одной или иной судоходной линии, а также возможных вариантов изменения районов плавания.
Комплектование, подбор и корректура карт, руководств и пособий на предстоящий рейс выполняется в соответствии с требованиями действующих Правил корректуры.
Судовая коллекция карт должна постоянно поддерживаться на уровне совремённости.
Для получения необходимых карт и руководств, для плавания, третий помощник капитана составляет заявку по форме, в двух экземплярах, подписывает её у капитана и не позже чем за 10 суток до получения карт и руководств, сдаёт её в ЭРНК. В случае подачи заявки из другого порта должно быть учтено время, необходимое для пересылки. При подаче заявки с моря по радио, таковая должна быть послана не менее чем за 10 суток, с указанием даты и времени прибытия судна в порт. Пользование картами и руководствами разрешается только лицам, имеющим непосредственное отношение к этим документам, без выноса из специально отведённых служебных помещений.
Карты судовой коллекции должны храниться в ящиках штурманского стола, либо на специально приспособленных стеллажах или в пеналах, а руководства для плавания – в шкафах или на специальных полках. Штурманская рубка (или другое помещение, в котором хранятся карты и руководства) является служебным помещением, порядок доступа в которое определяется капитаном.
Получаемые судном карты и пособия заносят в Номерной указатель Каталога карт и книг. Количественный учет карт и пособий ведут в инвентарной книге по палубной части.
Периодически объявляются номера устаревших карт и руководств, которые подлежат изъятию из употребления. Как правило, такие объявления делаются после выпуска в свет новых изданий на те же районы. С получением объявления о выходе новых изданий третий помощник обязан проинформировать капитана судна и с его разрешения подать заявку на получение новых изданий.
Карты из судовой коллекции заменяются на новые :
в случае обьявления в приложениях к ИМ ГУН и МО или во IIотделе выпусков ИМ ГУН и МО о непригодности их для навигационных целей.
В связи с физическим износом их вследствии постоянного употребления при плавании в том же рейсе.
Пришедшие в негодность карты и книги и руководства для плавания уничтожаются на судне сожжением или сдаются на механическую переработку установленным ЭРНК порядком.
Уничтожение карт и руководств для плавания производится лишь после того как на судно поступят новые издания карт и руководств.
Во всех случаях списания карт и руководств осуществляется по акту, в котором указываются номера списываемых изданий, общая сумма стоимости, основания или причина списания и примечания. Акт о списании, в двух экземплярах, подписывают члены команды во главе со старшим помощником капитана, утверждает акт капитан судна. После этого делают соответствующие изменения во всех документах по учёту судовых навигационных пособий. Списание карт происходит в том случае, когда помимо Извещения о списании той или иной карты на судно поступает новая карта, но уже с полиграфическими изменениями, не требующая корректировок В противном случае следует принимать за рабочую карту старую, имеющуюся в наличии карту и хранить её вместе с остальными пригодными для плавания картами до того момента, пока не будет получена новая карта, полностью заменяющая вышедшею из употребления согласно Извещениям Мореплавателям ИМ ГУНиО её, отработавший свой срок, устаревший аналог.
Карты и руководства периодически исправляют по корректурным документам.
Введены следующие виды корректуры карт:
новое издание, осуществляемое в тех случаях, когда из-за большого числа исправлений требуется изготовление новых оригиналов;
большая корректура: заключается в выпуске нового тиража без пересоставления оригиналов, но с учётом всех изменений в навигационной обстановке;
вклейка вновь отпечатанных отдельных участков с необходимыми исправлениями;
малая корректура: выпуск дополнительного тиража карт, когда предыдущий тираж израсходован;
переиздание: осуществляется, когда объём исправлений, достигает 15% объёма тиража или текста руководства;
— дополнение: издаётся периодически, по мере пополнения исправлений;
— сводные корректуры: как правило, издаются ежегодно.
Руководство для плавания корректируют только по постоянным Извещениям Мореплавателям, которые выходят один раз в неделю. Корректура карт в порту и в море осуществляется третим помощником капитана. Если судно в море, то корректура карт выполняется при помощи радиоизвещений или же факсимильных извещений, в которых излогается информация об изменениях навигационной обстановки, являющаяся срочной для мореплавателей до получения ими штатных Извещений Мореплавателям только простым карандашом, а после получения штатных в зависимости от информации Извещения-простым карандашом либо шариковой ручкой с пастой красного цвета.
При получении на судне в порту извещений мореплавателям ИМ ГУНиО, если рядом с номером одного из извещений стоит дополнение «В»-Временно или «П»-Предварительно, тогда корректуру следует выполнять строго только простым карандашом, если рядом с номером извещения не имеется вовсе никаких обозначений, то изменение навигационной обстановки согласно такому извещению является постоянным и требует корректировки навсегда при помощи шариковой ручки с пастой в этой ручке красного цвета.
Начинать необходимо с последнего, принятого к корректировке извещения. Данные об изменениях навигационной обстановки, которые необходимо срочно довести до сведения мореплавателей до получения ими штатных Извещений Мореплавателям, передаются по радио. продолжение
–PAGE_BREAK–
Сведения о важных изменениях навигационной обстановки передаются по радио в виде навигационных сообщений мореплавателям (НАВИМ) на воды, омывающие берега Украины, навигационных предупреждений (НАВИП) на прибрежные воды иностранных государств и воды открытого моря. По своему характеру и срокам передачи, навигационные предупреждения, предаваемые по радио, подразделяются на внеочередные передачи оповещений об опасности и передачи по расписанию очередных НАВИМ, НАВИП, ПРИП и НАВАРЕА.
Всемирная служба радионавигационных предупреждений (ВСРНП).
В рамках ВСРНП передаются три вида навигационных предупреждений – районные, прибрежные и местные.
1) Для координирования радиопередачи районных предупреждений Мировой океан разделён на 16 географических районов. Там, где необходимо, для сокращения обозначения района используют термин НАВАРЕА (NAVAREA) с последующим номером района. Районные предупреждения представляют собой радионавигационные предупреждения дальнего радиуса действия, составленные районным координатором и переданные через мощную радиостанцию.
2) Прибрежные предупреждения (COASTAL WARNINGS) – это радионавигационные предупреждения, относящиеся к району или части района, объявляемые национальным координатором через национальные береговые радиостанции.
3) Местные предупреждения (LOCAL WARNINGS) – это радионавигационные предупреждения, относящиеся к району находящемуся в пределах юрисдикции портовых властей.
Навигационные предупреждения в рамках ВСРНП обеспечивают мореплавателей всех стран навигационной информацией на английском языке.
НАВТЕКС — Международная автоматизированная система навигационной и метеорологической информации. Береговые станции работают на частоте 518 кГц, и передают информацию о навигационных и гидрометеорологических предупреждениях, ледовой обстановке и прогнозы погоды. Суда валовой вместимостью 300 рег.т и более, вводимые в эксплуатацию с1990 г должны иметь приемники НАВТЕКС.
1.3 Гидрометеорологические условия
Эгейское море:
Гидрометеорологические условия для плавания судов в районе Эгейского моря в течение года неодинаковы. С ноября по март плавание судов затрудняется в связи с ухудшением метеорологических условий, связанных с прохождением циклонов. В это время увеличивается число дней с осадками до 10 – 15 в месяц и число дней со штормами до 3–4 в месяц, отмечается наибольшая повторяемость волнения 5 баллов и более, особенно при ветрах от NW; из-за туманов и ливневых осадков значительно ухудшается видимость, в осенний период усиливается ветер.
Для зимнего периода характерна погода с преобладанием циклонов, проходящими над южной частью моря, преобладают ветры от SE и SW, продолжаются до2-3 дней, иногда усиливаются до штормовой силы. По мере продвижения циклонов к острову Кипр и далее на северо-восток наблюдаются ветры от W, которые сменяются ветрами от NW; часто достигающих штормовой силы.
Средняя месячная скорость ветра в открытом море и на островах центральной его части в ноябре составляет 6-7м/с. Штили в открытом море редки: в течение года повторяемость их колеблется от 2 до 10%.
В Эгейском море штормы от N и S обычно начинаются внезапно. Штормы от S отмечаются только зимой, продолжительность редко превышает 1-2 суток, как правило отмечается большая облачность и падение давления.0 Туманы бывают довольно редко. Видимость хорошая, так в открытой части Эгейского моря повторяемость видимости 5 миль и более составляет 90-95%, а повторяемость видимости мене 5 миль не более 5-10%. Также наблюдается большая облачность в районе Эгейского моря до 8-10 баллов.
Гидрологический режим Эгейского моря определяется в основном водообменном с Черным и Средиземным морями, климатическими и физико-географическими особенностями района.
Колебания уровня в большинстве мест незаметны и наблюдаются лишь в вершинах бухт, в заливах и приливах где они вызываются действием приливоотливных и сгонно-нагонных явлений.
Режим циркуляции воды характеризуется течением против часовой стрелки, что обусловлено выходом вод из пролива Дарданеллы и господством N, NE и SW ветров.
Вследствие этого у восточных берегов преобладают течения северного направления, скорость их не превышает 1-1,2 узла.
Температура, соленость и плотность воды:
Температура воды на поверхности сравнительно высокая. В феврале она достигает около 8°.
Соленость воды вследствие сильного испарения и малого стока рек значительна в течение всего года и составляет на поверхности в среднем 37,5—39%, причем увеличивается она с запада на восток.
Плотность воды на поверхности в среднем 1,02800—1,02875.
Гидрометеорологические условия для плавания судов в районе Эгейского моря в течение года неодинаковы. С ноября по март плавание судов затрудняется в связи с ухудшением метеорологических условий, связанных с прохождением циклонов. В это время увеличивается число дней с осадками до 10 – 15 в месяц и число дней со штормами до 3–4 в месяц, отмечается наибольшая повторяемость волнения 5 баллов и более, особенно при ветрах от NW; из-за туманов и ливневых осадков значительно ухудшается видимость, в зимний период усиливается ветер.
Ионическое море:
Температура и влажность воздуха:
Температура воздуха сравнительно низкая. Среднее годовое значение ее почти повсеместно составляет 15-17°. Суточный ход температуры воздуха довольно заметен и наиболее резко выражен с ноября по март, когда суточная амплитуда 7—10°.Относительная влажность воздуха в большинстве пунктов в среднем составляет 50—80%. Суточный ход относительной влажности ярко выражен, особенно с ноября по март.
Ветры:В открытом море в течение года преобладают ветры от NW и W, кроме того, часты ветры от NиSW. Скорость ветра почти во всем районе с ноября по апрель больше, чем с мая по ноябрь. С ноября по март скорость ветра составляет 7—12 м/с, штормы в описываемом районе нечасты. В открытом море повторяемость штормов не превышает 5%. Иногда штормы бывают жестокими, переходя даже в ураганы, и сопровождаются ливнями.
Штормовые ветры в открытом море наблюдаются преимущественно от SW, W и NW; у берегов направление их обычно меняется. Нередки шквалы, сопровождающиеся ливнями и градом, при которых значительно ухудшается видимость. Ветер, подобный боре, но обычно слабее ее, известен под местным названием «борино». Он наблюдается и с ноября по март.Сирокко — жаркий ветер от S и SE в теплый период года и умеренно теплый в холодный период — в западной части описываемого района наблюдается почти весь год, но наиболее часто с ноября по март. Этезии—-устойчивый ветер северных направлений — наблюдается обычно с середины декабря до середины марта в районе западного берега Греции. Таранта — сильный ветер от NW. Таранта может длиться непрерывно даже сутки, с ноября по март .
Туманы: Туманы в описываемом районе крайне редки. На большей части побережья и островов среднее годовое число дней с туманами, как правило, не более 3. Дымка в описываемом районе наблюдается чаще, чем туманы.
Видимость: В значительной части района в течение всего года преобладает видимость 10 миль и более повторяемость ее 60—85%. В прибрежной зоне и на островах в отдельные месяцы она составляет 30—55%. Повторяемость видимости от 5 до 10 миль в большей части района колеблется от 10 до 35%, а в прибрежной зоне и на островах она может достигать 40—70%. Значительное влияние на видимость оказывают ветры. Так, при сирокко видимость резко снижается (иногда до 0,5 мили и менее), а при боре, наоборот, увеличивается (до 10 миль и более).
Облачность и осадки: Средняя месячная облачность в описываемом районе колеблется в основном от 4 до 6 баллов с ноября по май. В ноябре повторяемость ясного неба уменьшается до 20—25%, а пасмурного — увеличивается до 55—65%.Осадков в большей части района выпадает в среднем 500—800 мм в год.
Гидрологическая характеристика:
Гидрологический режим района характеризуется преобладанием высот волн 1—2 м, довольно высокой температурой, значительной соленостью и плотностью воды.
Колебания уровня воды и приливы:
Сезонные колебания уровня обусловлены увеличением или уменьшением количества осадков, испарения и берегового стока. Найнизший уровень воды в южной части приходится на период с сентября по декабрь.
Приливы в Ионическом море преимущественно полусуточные, и только у отдельных пунктов острова Сицилия ости неправильные полусуточные. Средняя величина прилива редко превышает 0,2 м, а средняя величина сизигийного прилива 0,3 м.
Течения:
Основной поток постоянного течения Ионического моря идет из Атлантического океана, через Гибралтарский пролив, вдоль берегов Африки, в целом с запада на восток.
Средняя скорость постоянного течения в большей части Ионического моря преимущественно менее 0,5 уз, местами 0,6—1 уз.
При устойчивых и сильных ветрах направление и скорость постоянного течения заметно изменяются, в отдельных случаях направление меняется на 180°.
Приливные течения в открытом море слабые. В узких проливах, отдельных бухтах и заливах они часто являются преобладающими и достигают значительной скорости.
Волнение:
В течение всего года в описываемом районе преобладают высоты волн 1—2 м; повторяемость их составляет 40—50%. С ноября по март часты также высоты волн более 3 м (повторяемость 26—35%).
Высоты волн 6—8 м и более повсеместно редки: повторяемость их обычно не превышает 1—2%.
Температура, соленость и плотность воды:
Температура воды на поверхности сравнительно высокая. В феврале она достигает около 8°.
Соленость воды вследствие сильного испарения и малого стока рек значительна в течение всего года и составляет на поверхности в среднем 37,5—39%, причем увеличивается она с запада на восток. продолжение
–PAGE_BREAK–
Плотность воды на поверхности в среднем 1,02800—1,02875.
Гидрометеорологические условия для плавания судов в Ионическом море и в районе острова Сицилия менее благоприятны с сентября по январь, когда преобладает пасмурная погода со слабыми ветрами но большим количеством осадков, а сильное волнение наблюдается редко. Затруднения для плавания могут возникнуть при ветре «сирокко», а на отдельных участках, при местных ветрах «бора», «этезии», «таранта», «тормента» и «григэл».
Юго-Западная часть Средиземного моря:
Гидрометеорологические условия для плавания судов в Средиземном море в целом благоприятные. Климат его характеризуется высокой температурой воздуха, сезонной сменой направления ветра и хорошо выраженным в годовом ходе осадков дождливым и сухим сезонами.
Затруднения возникают при прохождении циклонов (ноябрь-март), когда наблюдаются штормы, ухудшается видимость и усиливается волнение. Зимой температура бистро понижается, увеличивается облачность и количество облаков. Тип погоды, характеризуется преобладанием южных циклонов в холодный период года, она отличается понижением температуры воздуха, выпадением обильных осадков и сильными ветрами.
Температура воздуха: средняя годовая температура составляет около 9о в открытом море и 11о– 14она побереже.
Относительная влажность воздуха значительная и в большинстве пунктов в среднем в месяц колеблется, как правило, от 50 до 80%, причем в период с ноября по апрель она несколько больше, чем в остальное время года.
В открытом море в течение всего года преобладают ветры от W, NW и N, SW, суммарная повторяемость их составляет в основном 40 – 75%.
На большей части побережий Франции, Испании в течение всего года господствуют ветры от NW; повторяемость их в некоторых пунктах достигает 90%. Из ветров других направлений часто наблюдается ветер от N(повторяемость 50%). Средняя месячная скорость ветра повсеместно составляет 3 – 6м/с, лишь в открытом море с ноября по апрель увеличивается до 7 – 9м/с.
Штили в открытом море редки; повторяемость их в течение года не превышает 5%.На южном побережье Франции господствуют ветры от N и NW (15-25%). В западной части моря штили отмечаются часто повторяемостью 25 – 45%.
Ветры со скоростью до 16 м/с в открытом море редки.
Штормы связаны главным образом с прохождением циклонов и бывают редко, в большинстве пунктов не ежегодны. Среднее число дней с ними обычно не превышает 1 в месяц.
В открытом море, в западной его части, наиболее вероятны штормы от W и E, а в восточной части – NW, W, E, SE.
Не побережье среднее месячное число дней со скоростью ветра 19 м/с и более в течение года не превышает 1. Наиболее вероятны сильные ветры с ноября по март. На побережье Франции и Испании штормовые ветры обычно приходят от SW, они редко продолжаются более 24ч, а затем меняют направление на W и NW. Для всего бассейна Средиземного моря характерны ветры типа сирокко. Температура воздуха во время сирокко достигает ночью до 100С, а днем 160С.
Туманы в открытом море наблюдаются очень редко, повторяемость их в течении года составляет не более 1%.
В течение всего года в Средиземном море преобладает видимость более 10 миль, повторяемость ее достигает 90%. Особенно хорошая видимость отмечается к востоку от меридиана 250вост. долг. Иногда на побережье наблюдается мгла, вызываемая пылью, которую приносят береговые бризы; видимость в это время ухудшается до 0,5 кб.
Значительное влияние на условия видимости оказывают ветры. При ветрах от SW, S и SE нередко образуется мгла, ухудшающая видимость. Резко ухудшается видимость при ветрах сирокко, или самум, которые несут массу пыли и мелкого песка; при этих ветрах видимость может ухудшиться до 0,5 мили и менее. При ветрах от NW, N и NE появляется дымка.
Среднемесячная облачность в открытом море в продолжение года изменяется от 1 до 6 баллов. Среднее месячное число пасмурных дней в большинстве пунктов редко превышает 5.
Среднее месячное число дней с грозой составляет преимущественно 0,3 – 3. Смерчи в этом районе редки и встречаются чаще всего с ноября по январь.
Приливы в описываемом районе преимущественно полусуточные мелководные. Средняя величина квадратурного прилива не превышает 0,3 м, а сизигийного от 0,1 до 0,6 м. Постоянное течение идет из Атлантического океана через Гибралтарский пролив вдоль северного берега Африки на Е. Вдоль восточного берега моря постоянное течение идет на N, а потом, у берегов Турции поворачивает на W. Приблизительно на меридиане 30º северной долготы наблюдается круговорот воды против часовой стрелки. Средняя скорость его не превышает 1 узла.
Следует отметить, что в описанном районе, почти всюду, наблюдается снос судов к SЕ. Также в этом районе в течении всего года наблюдаются волны высотой менее 1,75 м, их повторяемость 65-95%.
В описываемом районе в течение всего года преобладают волны высотой менее 1,75м; повторяемость их 65 – 95%. Часто наблюдаются волны высотой 4 м, и более.
Гидрометеорологические условия для плавания судов в Средиземном море в целом благоприятные. Климат его характеризуется высокой температурой воздуха, сезонной сменой направления ветра и хорошо выраженным в годовом ходе осадков дождливым и сухим сезонами.
Затруднения возникают при прохождении циклонов (ноябрь-март), когда наблюдаются штормы, ухудшается видимость и усиливается волнение.
Таблица №1.4.1 – Метеорологическая таблица на апрель
Метеорологические элементы
Пункт наблюдений
1
2
3
4
5
6
7
8
Повторяемость ветра, %
N
10
18
15
36
17
10
9
36
NE
14
7
8
20
55
30
13
20
E
7
6
8
3
7
8
4
3
SE
6
15
7
3
9
3
3
S
4
6
4
5
1
4
17
5
SW
8
5
9
13
10
25
18
13
W
8
8
18
2
2
6
8
2
NW
13
22
19
4
4
2
5
4
Штиль продолжение
–PAGE_BREAK–
30
13
12
14
4
6
23
14
Средняя скорость ветра, м/с.
2,5
4,1
2,7
3,1
4,6
4,5
2,4
2,5
Число дней со скоростью ветра ≥ 15 м/с.
Число дней с туманом
1
1
Средняя облачность, баллы
5
4
4
4
3
5
2
5
Число ясных дней (0÷2 балла)
11
15
15
10
15
14
13
11
Число пасмурных дней (8÷10 баллов)
12
7
7
3
1
1
12
Среднее количество осадков за сутки, мм.
48
47
78
23
24
36
14
48
Максимальное количество осадков за сутки, мм.
33
203
48
46
75
…
43
48
Число дней с осадками
8
4
7
6
4
9
5
7
Число дней со снегом
…
…
…
…
Число дней с грозой
1
1
3
2
2
5
3
3
Температура воздуха, Сº
средняя
19,8
19,4
19,3
21,0
21,5
24,0
24,0
21,0
абсолют-ный max
23
24
25
24
26
24
25
28
Абсо-лют-ный min
-6
-4
-4
-3
-1
Относительная влажность, %
76
…
76
66
61
60
56
76
Примечание. Многоточие (…) означает отсутствие данных, нуль (0)- отсутствие явления или незначительную его вероятность.
Пункты наблюдений:
1) п. Измир, 3) п. Керкира, 5) п. Сиракузы, 7) п.Тунис,
2)п. Афины, 4)п. Отранто, 6)п.Палермо, 8) п. Алжир .
Гидрометеорологические условия для плавания судов в Эгейском, Ионическом, Средиземном моряхс ноября по март менее благоприятные, когда преобладает пасмурная погода со с сильными ветрами и большим количеством осадков, а сильное волнение наблюдается часто, поэтому нужно приготовится к плаванию в штормовых условиях.
1.4 Навигационно-гидрографические условия
Эгейское море.
Берега:
Восточный берег Эгейского моря горист; горные хребты направлены
перпендикулярно береговой черте.Северный, лесистый берег Эгейского моря образован отрогами гор.
Западный берег Эгейского моря сильно расчленен горными хребтами. Горные отроги образуют несколько далеко выступающих в море полуостровов, вытянутых в юго-восточном направлении и заканчивающихся характерными мысами.
Берега Эгейского моря, кроме его северной и северо-восточной частей, очень сильно изрезаны. Они приглубы, опасностей вблизи них мало.
Глубины, рельеф дна и грунт:
Дно Эгейского моря отличается большой неровностью.
В северной части Эгейского моря вблизи берегов грунт — песок, ил. и камень, в заливе Стримоникос — ил, в заливе Термаикос — ил, песок и камень, у острова Лемнос — ил и песок, между полуостровом Халкидики и островами Лемнос и Имроз — глина и ил.
Земной магнетизм:
Магнитная изученность описываемого района удовлетворительная. Магнитное склонение в пределах района восточное и изменяется от 2,2° на северо-востоке до 0,7° на юго-западе (эпоха 2006 г.). Среднее годовое изменение магнитного склонения +0,03°. Максимальное значение магнитного склонения летом наблюдается около 8 ч по местному времени. Минимальное значение магнитного склонения бывает летом около 13ч.
Магнитное наклонениеизменяется в пределах района от 57° N на севере до 50° N на юге.
Горизонтальная составляющая напряженности магнитного поляизменяется от 246 мЭ на севере до 280 мЭ на юге.
Средства навигационного оборудования:
Средства навигационного оборудования обеспечивают плавание по Эгейскому морю и подходы к портам и важнейшим бухтам. На большинстве мысов, далеко выступающих в море, и на островах установлены светящие знаки и маяки с дальностью видимости 10—20 и даже 27 миль. В портах и в большинстве гаваней на молах и волноломах зажигаются огни. Однако мореплаватель должен помнить, что положение вех и буев, а также характеристика огней могут изменяться, поэтому полностью полагаться на них не следует.
Порты и якорные места: продолжение
–PAGE_BREAK–
В Эгейском море наиболее крупными и важными являются порты: Измир, Пирей, Салоники, Халкис, Нафплион и Кушадасы и гавани: Саламис, Волос, Сирое, Ираклион, Кавала и Александруполис. Суда могут найти укрытие от ветров и волнения в многочисленных бухтах и на якорных местах, как у берега материка, так и у островов. К таким местам относятся бухта Айдынджик (остров Гёкчеада), бухта Айос-Николаос (остров Китира), бухта Милос (остров Милос), бухта Айос-Николаос (остров Кеос), бухта Науса (остров Парос), бухта Айос-Прокопиос (остров Наксос), бухта Тюрк (залив Гюллюк), бухта Калони (остров Лесбос), якорное место в Саросском заливе (40°36′ N. 26°44′ Е). Хорошие якорные места есть также в многочисленных заливах и проливах между островами.
Лоцманская служба:
Турция. Лоцманская проводка судов обязательна только при заходе во внутреннюю часть порта Измир и в порт Кушадасы.
Греция. При заходе в порты и гавани Греции лоцманская проводка обязательна для всех судов и иностранных военных кораблей, кроме малых.
Суда должны вызывать лоцмана по Международному своду сигналов. Лоцманская станция есть в каждом порту. Но, даже если судно не пользуется услугами лоцмана, оно обязано платить лоцманский сбор, который взимается через лоцманскую контору в морском агентстве.
Навигационная информация:
На берегах Эгейского моря имеются радиостанции, регулярно передающие гидрометеорологические сведения (МЕТЕО) и навигационные извещения мореплавателям (НАВИМ). Кроме того, в некоторых портах имеется служба портовой информации, радиостанции которой передают по запросу мореплавателей навигационную информацию на район порта и подходов к нему (ограждение, глубины, движение судов и т. п.).
Ионическое море.
Берега:
Западный берег Греции — это южный и западный берега полуострова Пелопоннес и южная часть западного берега Балканского полуострова. Эти гористые полуострова отделены друг от друга глубоко вдающимися в материк заливами Патраикос и Коринфским; их соединяет лишь узкий перешеек, через который прорыт Коринфский канал — кратчайший путь между Эгейским и Ионическим морями. Западный берег Греции преимущественно высокий и обрывистый.
Юго-восточный берег Италии выше и круче, чем западный берег Греции. Вдоль него тянутся южные отроги Апеннинских гор, несколько вершин которых, расположенных всего лишь в 8 —10 милях от береговой черты, достигают 2000 м и более.
Берега почти везде приглубы. В 1—5 милях от берега глубины 100 м, а в 5—7 м.илях 2000—3000 м. Некоторую опасность для плавания представляет район между мысом Акритас и гаванью Метони (западный берег Греции), где на расстоянии до 5 миль от берега находятся острова и опасности. Много островов и опасностей имеется между Ионическими островами и берегом материка на подходах к заливу Патраикос. В других местах острова и опасности расположены в непосредственной близости от береговой черты.
Острова и проливы: Район изобилует большими и малыми островами.
Вдоль западного берега Греции на 140 миль тянутся Ионические острова. К ним относятся острова Закинф, Кефалнпня, Лефкас, Керкира, и прилетающие к ним островки и скалы.
Глубины, рельеф дна и грунт:
Ионическое море глубоководное. Изобата 100 м проходит на расстоянии не более 5 миль от берега, а в некоторых местах — почти вплотную у него. В расстоянии около 10 миль от берега глубины резко увеличиваются до 1500 м, а дальше рельеф дна становится относительно ровным.
Грунт вдоль берегов Ионического моря преимущественно песок и ил; местами глина и камень.
Земной магнетизм:
Магнитная изученность района хорошая. Магнитное склонение приведено к эпохе 2006 г. и изменяется от 1,2° Wна западной границе района до 1,0° на восточной (в районе мыса Тенарон); точность определения магнитного склонения порядка 0,5°. Годовое изменение склонения 0,03°. Максимальное значение магнитного склонения наблюдается летом в 7—8 ч. Магнитное поле в пределах описываемого района имеет спокойный характер. Аномалий склонения интенсивностью более 2° нет. Магнитное наклонение в пределах района возрастает от 49,9° N на юге до 55,5° N на севере. Горизонтальная составляющая напряженности магнитного поля имеет значение от 251 мЭ на севере до 275 мЭ на юге.
Средства навигационного оборудования:
Безопасность плавания в описываемом районе обеспечивается достаточным количеством средств навигационного оборудования. В наиболее важных пунктах установлены маяки с дальностью видимости более 20 миль; при некоторых маяках имеются радиомаяки. Входы в гавани и бассейны портов, какправило, обозначены огнями. В открытых районах Ионического моря для определения места можно использовать радионавигационную систему Лоран-С. На надежность местоположения вех и буев, а также на строгое постоянство характеристик огней полностью полагаться нельзя.
Режим плавания:
Вблизи берегов Греции, Италии имеются районы, запретные для плавания, лова рыби и постановки на якорь, а также бывшие опасные от мин районы. Границы этих районов показаны на картах. При плавании в бывших опасных от мин районах безопасная якорная стоянка возможна только в специально отведенных местах; использовать в этих районах другие описанные в лоции якорные места без крайней необходимости не рекомендуется.
Порты и якорные места:
Наиболее значительными портами Греции в Ионическом море являются Керкира, Аргостолион и Закинтос на Ионических островах, порт Патры и гавань Каламе у полуострова Пелопоннес. Почти все описываемые в лоции порты защищены молами и волноломами и имеют неплохие условия для якорной стоянки.
Кроме портов, где можно найти хорошие якорные места, у берегов Греции и Италии имеются бухты и гавани, защищенные только от ветров с берега и используемые лишь для временной якорной стоянки. В хорошую погоду на якорь можно становиться у берега почти в любом месте района.
Лоцманская служба:
Лоцманская проводка почти во все порты описываемого района обязательна. В большинстве портов лоцмана есть. В тех портах, где дипломированных лоцманов нет, проводку судов производят местные рыбаки.
Греция. Как правило, лоцманская проводка судов во все порты, имеющие лоцманские станции, обязательна. Вызов лоцмана производится сигналами Международного свода сигналов.
Капитан судна или агент при стоянке судна в порту должен подать заявку на лоцмана не позднее, чем за 2 ч до назначенного времени отхода.
Италия. По прибытии в район, в котором установлена обязательная лоцманская проводка, на судне должен быть поднят сигнал для вызова лоцмана.
Служба навигационной информации:
В описываемом районе имеются радиостанции, передающие гидрометеорологические сведения (МЕТЕО) и навигационные извещения мореплавателям (НАВИМ).
Средиземное море.
Берега:
Плавание вдоль берегов Средиземного моря особых трудностей не представляет, так как большинство опасностей находятся в близи них. Северный берег Африки изрезан мало. В него вдается несколько широких заливов и бухт, из которых наиболее значительны заливы Аравийский, Эль-Хекма, Абу-Хашайфа, Саллум и Сидра, который самый большой из заливов, расположенных у северного побережья Африки. В связи с молодым геологическим возрастом ложа Средиземного моря дно и берега его не находятся в состоянии покоя, а подвергаются медленным вековым поднятиям и опусканиям. Также наблюдается опускания берега на Суэцком перешейке и на побережье Египта, поэтому мореплавателю необходимо пользоваться картами, составленными по наиболее новым материалам промера и съемки береговой линии.
Между мысами Пас-Ашдир и Рас-эт-Тиб берег преимущественно песчаный и низкий. На полуострове который отделяет залив Хаммамет от Тунисского залива, цепи гор близко подходят к берегу. Вблизи мыса Рас-эт-Тиб берег становится высоким и скалистым, здесь имеется много лагун, которые отделены от моря узкими песчаными полосами суши.
Лоцманская служба:
Лоцманская проводка почти во все порты описываемого района обязательна. В большинстве портов лоцмана есть. В тех портах, где дипломированных лоцманов нет, проводку судов производят местные рыбаки.
Средства навигационного оборудования:
Безопасность плавания в описываемом районе обеспечивается достаточным количеством средств навигационного оборудования. В наиболее важных пунктах установлены маяки с дальностью видимости более 20 миль; при некоторых маяках имеются радиомаяки. Входы в гавани и бассейны портов, какправило, обозначены огнями. В открытых районах Ионического моря для определения места можно использовать радионавигационную систему Лоран-С. На надежность местоположения вех и буев, а также на строгое постоянство характеристик огней полностью полагаться нельзя.
Острова и проливы: Тунисский пролив, расположенный между северным берегом Африки и юго-западным берегом о-ва Сицилия, тянется примерно на 150 миль в направлении с SE на NW, наименьшая его ширина 80 миль. В северной части пролива и у берегов Африки глубины изменяются неравномерно. Мальтийские острова расположены на подводной возвышенности, разделяющей Средиземное море на восточную и западную части. Все острова гористые и их высота не превышает 260 м. В средней части Тунисского пролива расположен остров Пантеллерия высотой 833 м. Северная часть Тунисского пролива изобилует банками и рифами и редко посещается судами. Плавание в проливе требует особой осторожности, так как в нем действуют приливо-отливные и постоянные течения. Пролив Ла-Галит, глубокий и чистый от опасностей, расположен между северным берегом Африки и островом Ла-Галит который лежит на обширной банке в 22 милях от берега. Среди больших глубин имеется много мелководных банок кораллового или вулканического происхождения. Наибольшую опасность для судов представляет обширная банка Скерки, находящаяся при входе в Тунисский пролив с запада.
Земной магнетизм:
Магнитное склонение изменяется от 0,3о E на западе района до 3,7оE на востоке. Среднегодовое изменение магнитного склонения колеблется от +0,09о на западе района до +0,02о на востоке. К западу склонение увеличивается и в близи мыса Альмина оно достигает 8,5оW. продолжение
–PAGE_BREAK–
Служба навигационной информации:
В описываемом районе имеются радиостанции, передающие гидрометеорологические сведения (МЕТЕО) и навигационные извещения мореплавателям (НАВИМ).
Таблица № 1.4.1 – СНО
№
Наименова-ние
маяка (знака)
Место установки
Дальность
Мили
Открытие
Закрытие
Широта N, ДолготаЕ
Пеленг
Время
Пеленг
Время
1
2
3
5
6
7
8
9
1
Хюрмюз
3824
2756
11
–
–
153º
12.23
2
Мимас
3836
2642
16
285º
16.32
226º
17.45
3
Малеас
3627
2312
18
115º
15:33
307,0º
19:17
4
Тенарон
3623
2229
21
43,0º
01:12
292,0º
05:02
5
Строфадес
3645
32 49
22
62,0º
18:43
321,0º
21:27
6
Ерогомбоз
38 11
2020
21
12º
12.11
121º
16.23
7
Лака
3948
1820
23
342º
03.35
114º
07.09
8
Кастри
40 38
1754
21
335º
11.08
153º
14.23
9
Санта-Мария –де-Лука
4336
1330
23
285º
16.32
226º
17.45
10
Спартивенто
4528
1326
23
23º
03.38
203º
–
11
Арми
3755
1530
21
325º
16.32
165º
02.45
12
Пеццо
3812
1537
21
10º
23.29
175º
03.51
13
Педоро
3814
1538
29
21º
01.34
142º
06.21
14
Орландо
3816
1443
26
243º
05.41
153º
11.32
15
Сан – Вито
3820
1242
21
226º
16.32
226º продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
расположен у входа во внутреннюю гавань. –PAGE_BREAK–
10/>20 м
Более 20 м –PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
Ночь ±1,1÷3,0°
D≤100 миль
±1÷±1,5°
D100÷200 миль: ±2,0°
Расстояние до ориентира (Dр)
НРЛС
Ориентир точечный:
±0,5÷±1%
от D
Береговая линия: ±0,5÷3% от D
D2=Δφ2+ Δλ2xcos2φ
Δφ=φс-φор
Δλ=λс -λор
Окружность с центром в точке ориентира и радиусом D. При больших D — изостадия
τ = П ± 180°
«+»-П
g = 1 мили
мили
Сигналы РНС «Лоран-С» в импульсном варианте
КПИ
±0,8÷1,7 мкс.
±1,0÷1,5 мкс.
С фиксацией фазы
±0,4÷0,5 мкс
±2,0÷3,0мкс
Δ D=2 sin ω xΔn
2
Плоская гипербола уравнение которой:
/>;
/>;
/> — в сторону ближ. фок
g = 2xsinW/2
Сигналы фазовых РНС «Декка»
ПИРС
День ±0,1÷0,12ф.ц.
Ночь
± 0,2ф.ц.
/>
Сигналы РНС «МАРС — 75»
КПИ
Лето ±0,3мкс
Зима ±0,35мкс
Сигналы РНС «БРАС», «РС-10»
ГАЛС
РС-1
±0,1мкс
±0,09мкс
Сигналы РНС «Омега»
КПФ
Благоп.усл.
±0,06÷0,15ф.ц.
Неблаг. Усл.
±0,44÷0,28ф.ц.
tg2x_ tg2y= 1
tg2a tg2b
a = ΔD; b = sin c
cos a
c = 1 cферической
2 базы
Сферическая гипербола с параметрами а, в, х, у – прямоугольные сферические координаты
Сигналы низкоорбитальных СНС
«Шхуна»
«АДК-3М»
VT = 0.4уз 240м
VT = 0.8уз 400м
VT = 1.2уз 590м
±50÷300м
cos φqx cosλq–
A2
cos2φq= 1
B2
φq, λq-квазикоординаты
А2=К2 + tg2α
2К
В2 = К2 xcos2α – sin2α
К — расстояние от центра Земли до НИСЗ
След пересечения с поверхностью Земли двухполосного гиперболоида вращения
α — угол раствора кругового конуса, в вершине которого НИСЗ
на t зам
Сигналы среднеорбитальных СНС
СНС «ГЛОНАСС»
СНС «НАВСТАР»
Диф. режим
±20÷35м
±36м
±3÷5м
–PAGE_BREAK–
Кс -коэффициент счисления в районе
t — время плавания по счислению (час.)
Обсервованое место по двум пеленгам
Мо = />(мили)
mn° -CКП измерения пеленга (град.);
θ -разность пеленгов на ориентиры;
D1,D2 -расстояния до ориентира (мили)
Обсервованое место по трём пеленгам
Мо = />
mn°- СКП измерения пеленга (град.);
D1,2,3 — расстояния до ориентира (мили);
α, β -углы между пеленгами (град.)
«Крюйс-пеленг»
Мсо = />(мили)
Мо -СКП в определении места по двум пеленгам
Мot -СКП с счислениями за время между П1 и П2
θ -разность пеленгов
Обсервованое место по пеленгу и дистанции до одного ориентира
Мо = />(мили)
mno — СКП измерения пеленга (град)
mD — СКП измерения расстояния до ор-ра (кб)
D – расстояние до ориентира (кб)
Обсервованое место по двум дистанциям
Мо = />(мили)
θ – угол между направлениями на ор-ры (град)
mD1,2 — СКП измерения расстояния (мили)
При mD1 = mD2 = mD – М0= 1,4mD
sin θ
Обсервованое место по трём дистанциям
Мо = />(мили)
mD — СКП измерения расстояния до ор-ра (мили)
θ – угол между направлениями на ор-ры (град.)
«Крюйс-расстояние»
МCо = />(мили)
Мo -СКП определения места по расстояниям до двух ор-ров (мили): (х).
МСt -СКП счисления за время между D1 и D2 (+)
θ – угол между Л.П.1 и Л.П.2 в точке пересечения D1 и D2
Обсервованое место по двум горизонтальным углам трёх ориентиров
Мо = />(мили)
D1,2,3 -расстояния до ориентиров (мили)
mά — СКП измерения углов (угл. мин.)
d1-2,2-3 — расстояния между ориентирами (мили)
θ — угол пересечения линий положения (град.)
Обсервованое место по горизонтальному углу к пеленгу на один из ориентиров
Мо = /> (мили)
α — измеренный горизонтальный угол (град.)
m α — СКП измерения угла (угл. мин.)
mn°- СКП измерения пеленга (град.)
D2 — расстояние до закрытого ориентира (мили)
d1-2 — расстояние между ориентирами (мили)
Обсервованое место по горизонтальному углу и дистанции до одного из ориентиров
Мо = />(мили)
mα — СКП измерения горизонтального угла (угл. мин.)
m2D — СКП измерения дистанции (мили)
D1, D2 — расстояние до ориентиров (мили)
d — расстояние между ориентирами (мили)
Обсервованое место по пеленгу на ориентир и высоте светила
( П и h )
Мо = />(мили)
mh — СКП измерения высоты светила (угл. мин.)
mn — СКП измерения пеленга на ориентир (град.)
D — расстояние до ориентира (мили)
θ – угол пересечения линий положения (град.)
Обсервованое место по секторным РМ КАМ или РНС с использованием радионавигационных карт
Мо = />(мили)
mзн — СКП в определении Орт.П (знаки)
mv — СКП измерения радионавигационного параметра (мыс, ф. ц…..)
Δ –разность оцифровки соседних гипербол (зн., мкс, ф. ц…..)
L -расстояние в милях
Обсервованное место по спутниковой РНС
Мо = mpxsechсрx/>/> = mpxГ
mp — CКП определения расстояния до НИСЗ
hcp — средняя угловая высота НИСЗ
ΔA -разность азимутов между парами НИСЗ
Г- геометрический фактор
Заключение
В настоящем курсовом проекте рассмотрен вопрос о навигационной подготовке перехода по маршруту порт Измир — порт Скикда.
Общая протяжённость маршрута ∑S=1255мили. Переход осуществляется в феврале месяце. Сложными участками на переходе являются: районы между островами в Эгейском море Мессианский пролив. Маршрут перехода проходит через территориальные воды Греции, Италии и Туниса. При прохождении территориальных вод используется принцип мирного прохода.
Важнейшей функцией судовождения является обеспечение безопасности плавания, т.е предотвращение аварий и происшествий, обусловленных ошибками решения задач судовождения.
Произведён обзор навигационных гидрографических условий с последующей оценкой точности определения места.
На сложных участках наиболее точными способами определения места являлись: «по трём пеленгам», «по трём дистанциям». Кроме традиционных способов определения места на маршруте возможна обсервация по РНС «Лоран С» и СНС «НАВСТАР» и «ГЛОНАСС».
Маршрут перехода проходит через территориальные воды Италии, Туниса. При прохождении территориальных вод используется принцип мирного прохода.
Список использованной литературы
1. Рекомендации по организации штурманской службы на судах (РШС-89).- М.: ЦРИА «Морфлот», 1989.-186 с.
2. Лесков М.М., Баранов Ю.К., Гаврюк М.И. Навигация 2-е издание, перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1986-247 с.
3. Ермолаев Г.Г. Морская лоция — 4-е изд. — М.: Транспорт, 1982.-392 с.
4. Ермолаев Г.Г. Судовождение в морях с приливами 2-е изд. — М.: Транспорт, 1986.-254 с.
5. Ермолаев Г.Г Справочник капитана дальнего плавания. — М.: Транспорт, 1988.-143 с.
6. Кондрашихин В.Т. Определение места судна — 2-е изд. — М.: Транспорт, 1989.-169 с.
7. Красавцев Б.И. Мореходная астрономия – 3-е изд. –М: Транспорт, 1986.-302 с.
8. Баранов Ю.К., Гаврюк М.И. и др. Навигация – 3-е изд. Учебник для ВУЗов. С.-П. Лань 1997.-512 с.
9. Устав службы на судах морских пароходств Украины. – Одесса: ДМРФ МТ 1994.-124 с.
10. Международная конференция по подготовке и дипломированию моряков – 1978-М: ЦРИА «Морфлот» 1982.-145 с.
11. Бурханов М.В. Справочная книжка штурмана. – М: Транспорт. – 1986.-236 с.
12. Сборник организационно-распорядительных и других документов и материалов по безопасности мореплавания. – М: в/о «Мортехинформ-реклама», 1984.-264 с.