Навыки противостояния и сопротивления распространения наркомании

Навыки противостояния исопротивления распространения наркомании
 
Ход мероприятия
 
-Здравствуйтеребята! Сегодня мы проведем мероприятие, посвященное теме «Навыкипротивостояния и сопротивления распространения наркомании».Дляначала, чтобы поближе познакомиться, мы проведем игру «Имена-качества».
Ведущий и все ученикипо кругу называют свои имена и два каких-либо своих качества, начинающихся стой же буквы, что и имя. Качества могут быть как положительные, так иотрицательные. Например, Вера- воля, верность; Саша- самолюбие, серьезность ит.д.
-Вотвидите, сколько хороших и полезных качеств есть у нас. Есть, правда, нескольконеприятных; зато люди, которые их назвали, обладают еще не менее чем двумяхорошими: честностью и смелостью. Передтем как начать наше занятие, мы должны сразу определиться с такими понятиямикак наркотик и психоактивные вещества.
Наркотик — это вещество, внесенное в перечень наркотических средств и психотропныхвеществ, подлежащих контролю в Российской Федерации.
Психоактивныевещества — это такие вещества, после приемакоторых меняется настроение человека или его способность чувствовать и пониматьокружающий мир или самого себя. К ним относятся, например, также алкоголь итабак.
Теперь давайтепоговорим о признаках уверенного человека и последствиях неуверенности в себе.Давайтесейчас вместе подумаем, по каким признакам мы можем отличить уверенного в себечеловека от неуверенного. Как он выглядит? Как и что он говорит? Как ведет себяпри разговоре?
После обсуждения,необходимо воспользоваться плакатом, где подчеркнуты главные признакиуверенного в себе человека:
-спокоен идоброжелателен;
— смотрит в глаза;
— вежлив, но настойчив;
— не спешит, когдапринимает решение;
— легко говорит о себе,не боится раскрыть свои чувства и мотивы поступков;
— легко воспринимаеткритику, потому что для него главный судья – он сам;
— называет настоящиепричины своего поведения или просьбы, так как считает их важными.
Неуверенность же в себеможет привести к крайне неблагоприятным последствиям. Каким? Для ответа на этотвопрос я покажу вам плакат, на котором изображены последствия отсутствия умениявести себя уверенно.
/>/>Признакинеуверенности
Не знаю своих правНеуверен в себе Не могу отказать
Иду на поводу уокружающих
При обсуждении этойсхемы следует обратить внимание на то, что сформированность одного навыка облегчаетзадачу формирования другого (например, чем больше у меня прав, и чем лучше я ихреализую, тем более уверенным в себе я становлюсь). В конечном счете,отсутствие указанных в схеме жизненных навыков может привести к полномуподчинению человека окружающему влиянию, а, следовательно,к ликвидации его как самостоятельной личности.

Ролевая игра«Сомнительное приключение»
Разделить учеников на2-3 равные группы, в которых надо назначить одного или двух «возмутителейспокойствия». После этого объяснить правила игры.
-Сейчасмы сыграем в игру. В каждой команде есть « возмутители спокойствия». Эторебята, которые ничего не боятся и которым все в жизни хочется попробовать. Ихзадача – убедить остальных членов команды всем вместе прыгнуть с парашютом ссамолета. Но как стало известно, прыгать придется со старого самолёта, с оченьсомнительными парашютами, таким образом, прыжки будут стоить дешевле. Задачаостальных участников – не только не согласиться, но и отговорить самих заводил.
После игры обсудить:Что было самым трудным? С кем из участников было приятнее разговаривать?Почему? Сложно было ли отстаивать свое мнение?
-Каждомуиз нас хорошо знакомы такие состояния: весёлый, печальный, радостный или,наоборот, грустный, испуганный и т.д. все эти состояния называются эмоциями,чувствами человека. Когда мы наблюдаем восход солнца, читаем книгу, мечтаем обудущем, мы проявляем свое отношение к окружающему миру. Книга или ваше занятиемогут вас радовать или огорчать, вызывать чувство удовольствия илиразочарования. В чувствах проявляется также удовлетворённость или неудовлетворённостьсвоим поведением, поступками, высказываниями. Таким образом, чувства и эмоциипредставляют собой отношение человека к окружающей действительности и к самомусебе. Они затрагивают различные области нашей с вами жизни:
— общение с друзьями;
— взаимоотношения совзрослыми;
— учёба;
— спорт;
— знакомства с природойи произведениями искусства;
— путешествия ипознание окружающего мира.
А теперь давайтеподумаем, что происходит с эмоциональным миром человека, употребляющегонаркотики и алкоголь.
1. Принимаяпсихоактивные вещества, человек уходит из мира реальных чувств. Его настоящиечувства ликвидируются.
2. Он не в состоянииправильно оценить все происходящее с ним и вокруг него. Его оценка мира неявляется действительной, верной.
3.Это, в свою очередь,означает, что человек, употребляющий алкоголь или наркотики то и дело поступаетнеадекватно: например, доверяет недоброжелателям, обижает друзей и родных,стремиться заполучить то, что ему в действительности совсем не нужно, иотвергает необходимое. Такие люди, попадая в различные неприятные и опасныеситуации, начинают чувствовать себя обманутыми. А это, в свою очередь,порождает злость и агрессию. Если пристально понаблюдать за теми, кто употребляетпсихоактивные вещества, то эти чувства быстро становятся хорошо заметными. Средичувств, которые испытывает человек, одним из самых сложных в выражении являетсячувство злости или гнева. Именно это чувство способно осложнить или испортитьотношения человека с окружающими. Необходимо знать определённые правила,которым надо следовать, выражая чувство гнева:
— выражая свой гнев, неунижать и не оскорблять партнёра;
— дать возможностьсобеседнику высказаться в ответ на выражение гнева;
-говорить только о себеи своих чувствах, не давать оценки личности партнёра;
— сделать паузу, передтем как что-либо начать говорить.
Чувства и эмоции,которые испытывает каждый человек, необходимо уметь правильно выражать. Знаниеспособов и правил их выражения может существенно облегчить человеку общение сдругими людьми.
Далее давайте перейдемк понятию «стресс». Ввел это понятие канадский врач Ганс Селье. Стресс – этонеспецифические физиологические и психологические реакции организма привоздействии на него резких, экстремальных факторов, человек реагирует не толькона действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Рассмотрим признакистресса, написанные на доске:
• тревога,
• страх,
• неуверенность,
• растерянность,
• подавленность,
• беззащитность,
• паника,
• учащение пульса,
• дрожь,
•потливость,
• сухость во рту,
• затруднение дыхания,
•расширение зрачков,
• мышечная скованность,
• трудности глотания,
•бледность иликраснота,
• желудочный спазм.
Если стрессоваяситуация сохраняется долгое время – наступает стадия истощения. На этой стадииу человека значительно ухудшается самочувствие, может нарушаться сон и аппетит,возрастает подверженность его различным заболеваниям, и как итог – наступаетболезнь. В крайних случаях за стадией истощения, если ситуация слишкомэкстремальная, может наступить смерть.
Давайте подумаем какимиспособами можно помочь себе преодолеть стресс?
Предложите свои способы.
Ведущий записывает надоске все способы борьбы со стрессом, предложенные учащимися. Ниже перечислены самыеразные способы выхода из стресса:
•поспать;
•принять душ или ванну;
•пойти погулять одномуили с друзьями;
•заняться каким-либовидом спорта или физическим трудом;
•заняться любимымделом;
•найти возможностьпоговорить о сложившейся ситуации с близкими или друзьями;
•попробовать отнестисьс юмором к сложившейся ситуации;
•сделать несколькоглубоких вдохов;
•попытаться переоценитьситуацию и воспринять её не как экстремальную;
•включиться в оказаниепомощи другим, попавшим в сложную ситуацию, тогда неблагоприятные последствиядля себя окажутся меньшими.
Основная мысльобсуждения должна сводиться к следующему: для нахождения выхода изэкстремальной ситуации и мобилизации всех сил организма необходимо трезвооценивать происходящее, уметь прогнозировать свои действия, быстро приниматьрешения. Все это невозможно, если у человека изменено сознание, вызванноеприемом наркотических, токсичных веществ или алкоголя. Поэтому попытки выходаиз экстремальной ситуации с их помощью не дадут желаемого эффекта.
Чтобы быть сильной инезависимой личностью необходимо знать свои права и уважать права других людей.Давайте сейчас поиграем в игру, которая называется « я имею право». Мы по кругуперебрасывать друг другу мяч. Каждый, кто бросает мяч, должен назвать какое-либо свое право. Право может быть любое, главное, чтобы названное право ненарушало права других людей. Например: « Я имею право ездить на велосипеде» или«Я имею право помочь другу» и т.д.
После игрывоспользуемся плакатом «Я имею право…» с перечислением этих прав:
•право на жизнь;
•право быть вбезопасности;
•право на обучение;
•право на медицинскоеобслуживание;
•право на уважениеокружающих;
•право просить о помощии эмоциональной поддержке;
•право на своесобственное мнение;
•право делать ошибки инести за них ответственность;
•право отказывать:говорить « нет, спасибо», « извините, нет»;
•право прекратитьотношения с тем, кто мне не нравится или опасен для меня;
•право на такой образжизни, который не наносит мне вреда;
•право изменитьрешение, если оно оказалось ошибочным;
•право побыть водиночестве, даже если другие хотят моего общества;
•право протестоватьпротив несправедливого обращения или критики;
•право на любые чувстваи их свободное выражение, если это не нарушает права других людей;
•право на то, чтобы моижелания и потребности были не менее важны, чем желания и потребностиокружающих.
Попытки заставитьдругого человека что-либо сделать без объяснения истинных причин, а лишь путемобвинений, лести, ссылок на других людей и т.п. называются давлением. Особеннотрудно сопротивляться давлению со стороны группы людей, т.е. групповомудавлению, так как человек обычно стремиться быть членом какой-то группы,соответствовать нормам и ценностям этой группы.
-Сейчася покажу вам плакат, где представлены те способы оказания давления, которыенаиболее часто используются в компании молодых людей.
Демонстрируется ватман«Виды группового давления» с указанием таких видов давления как:
° лесть;
° шантаж;
° уговоры;
° угрозы, запугивание;
° насмешки;
° частая похвала;
° подкуп;
° подчеркнутоевнимание;
° призыв « делай какмы»;
° обман.
Проводится обсуждениеэтих видов группового давления.
-Мырассмотрели основные виды давления, и вы поняли, что с таким явлением нам частоприходится сталкиваться в жизни. Мы довольно часто не можем противостоять ему,и уступаем, хотя вовсе не желаем этого. Одна из разновидностей давления –подражание окружающим, психическое заражение («стадное чувство»). В толпечеловек может делать то, что никогда не стал бы делать в одиночку. Человек при этомкак бы заражается эмоциями толпы (пример, ситуация паники). Попадая подгрупповое давление, многие люди и начинают принимать психоактивные вещества.Каквы думаете, что заставляет ребятпробовать курить, принимать алкоголь и наркотики?
Причины:
— интересны возникающиеощущения;
— хотят быть похожимина старших;
— не хотят, ноотказаться в компании неудобно;
— хотят понравиться темдрузьям, кто уже курит и т.д.
— назло другим(обидаили показ своей независимости);
— принимают, надеясь,что они дадут облегчение в горе или обиде.
В последнем случаеалкоголь или наркотики дают только временное облегчение – становится выборпродолжать употреблять их, рискуя здоровьем, или пережить душевную боль и статьсильнее.Выпиватьили курить в одиночку никто не имеет особого желания и даже не думает об этом.Но так получается, что собравшись в компании, решают выпить и закурить.Употребление наркотиков происходит похожим образом. Единственный способ нестать зависимым от психоактивных веществ – не принимать их ни в какихситуациях: ни в одиночку, ни с друзьями, ни по предложению старших, передкоторыми не хочется выглядеть « слабым».
Если вы попадаете вситуацию, когда вас побуждают выпить, закурить или принять наркотики, неплохобыло бы дать себе время ответить на ряд вопросов:
1. Какие преимущества яполучу, если соглашусь?
2. Какие неприятностимогут меня ожидать в этом случае?
3.Как долго могутсохраняться преимущества и как долго неприятности?
4.А не станут линеприятности более серьёзными с течением времени?
5. В результате буду лия себя чувствовать хорошо?
6. Зачем мне предлагаютсигареты, алкоголь и наркотики ( хотят завоевать мою дружбу, хотят чтобы язаплатил за них деньги, надеются, что я всегда буду употреблять это с ними?).
7. Что мне необходимосделать сейчас?
Не поддавайтесьдавлению, вы имеете право подумать.
Разыграем ситуацию: дведевочки собрались на дискотеку с друзьями. Им предлагают закурить. Одна ужепробовала, но ей не понравилось, а вторая раньше не курила, и ей оченьинтересно, какие при этом возникают ощущения. Какое решение примут девочки?
Вот теперь давайтерассмотрим « Приёмы отказа от наркотиков».
1. Выбратьсоюзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен свами, — это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.
2.« Перевестистрелки»: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать,так почему же они так назойливы?
3. Сменить тему:придумать что–нибудь ещё; придумать что-нибудь, что тоже интересно и не связанос приёмом наркотиков (пойти в спортзал, на танцы или ещё что-нибудь придумать).
4. «Продинамить»:сказать, что как-нибудь в другой раз.
5. «Задавитьинтеллектом»: если тебя убеждают, что это безвредно, указать на то, гдеони врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать, чем вреднытабак, алкоголь и наркотики).
6. «Упереться»:отвечать «нет», несмотря ни на что. Отстаивать своё право иметь собственноемнение. Это будет свидетельствовать о твёрдом характере.
7. «Испугать»:описать страшные последствия при употреблении наркотических средств, привестипримеры.
8. Обходитьстороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определённоевремя могут предложить наркотики, просто обходить её стороной.
В первую очередь отупотребления наркотиков, алкоголя и табака страдает здоровье человека.
Зависимость – этосостояние, при котором человек испытывает постоянную потребность принимать тоили иное психоактивное вещество. Зависимость может возникнуть от любогонаркотика и психоактивного вещества – алкоголя, табака, кофе, лекарств,марихуаны и т.д.
Сейчас мы перечислим,как много осложнений в состоянии здоровья вызывает употребление наркотиков,алкоголя и табака. И большинство из них приходится лечить. Наркотики вызываюттакие серьёзные хронические осложнения как хронический гепатит, СПИД,нарастающее слабоумие. Немедленные осложнения: смерть от передозировки,психозы( бред, галлюцинации), суициды. Алкоголь вызывает поражение печени ипочек, различные серьёзные заболевания сердца и желудка, нарастающее слабоумие.Частые травмы из-за нарушения координации движений, смерть от удушья припопадании рвотных масс в лёгкие, суициды, импотенция у мужчин и бесплодие уженщин. Табак развивает такие болезни как хронический бронхит, рак лёгких,стенокардия, инфаркт миокарда, туберкулёз, бесплодие у женщин. На лечение этихболезней необходимы деньги. Эти расходы – еще одно неблагоприятное последствиеупотребления наркотиков.
Таким образом, вреднаркотиков в следующем:
1. Для здоровья
2. Расходы общества налечение, правоохранительные органы, тюрьмы.
3. Снижениепроизводительности труда и ухудшение экономики (прогулы, аварии, травматизм,смерть).
4. Преступления идругие правонарушения.
5. Ухудшение отношениймежду людьми.
Мы разобралипоследствия, которые возникают при употреблении наркотиков.
Теперь давайте поиграемв игру «Колечко».
Обычная игра «Колечко!Колечко! Выйди на крылечко!» Вышедший с колечком должен назвать, чем людижертвуют ради употребления алкоголя и наркотиков (здоровье, деньги, любовь,семья, работа, дружба, социальное положение, уважение, жизнь и т.д.)
-Чтоже влияет на распространение наркомании?
1. Традиции,относящиеся к потреблению психоактивных веществ в обществе (праздники).
2. СМИ оказываюткак положительную роль, так и отрицательную (реклама алкоголя и сигарет).
3.Школа можетпрепятствовать распространению наркомании, если пользуется уважением и имееттвёрдую политику относительно потребления наркотиков.
4.Воспитание:внимание старших к моральным и нравственным потребностям подростков, приобщениеих к общечеловеческим ценностям уменьшают вероятность распространенияпотребления психоактивных веществ, а отсутствие воспитания повышает этувероятность.
5. Друзья:считается, что желание соответствовать стандартам среди друзей (значимыхлюдей), является одной из основных причин начала потребления того или иноговещества подростками.
6. Семья:отношение семьи к потреблению всех психоактивных веществ существенно влияет напотребление этих веществ членами семьи (особенно младшими).
7. Доступность.
8. Досуг: хорошоорганизованный и структурированный досуг снижает вероятность распространенияпотребления психоактивных веществ, отсутствие такого досуга повышает этувероятность.