1.Ф.И.О.: Кочетова Людмила Анатольевна. 2.Место работы: МОУ СОШ № 2с. Каликина Добровского района Липецкой области. 3.Учебная нагрузка: 22 часа в неделю. 4.Стаж педагогической работы: 12 лет. 5.Квалификационная категория: высшая категория. 6. Закончила Елецкий педагогический институт. 11 класс Тема: «Не особенные люди, а особенное в людях» (по рассказу В.М.Шукшина «Мастер»).Эпиграф: «Мне хочется рассказать об этих странных людях, пример которых учит тому, как надо жить»Цель: дать краткий обзор творчества В.М.Шукшина;обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель;совершенствовать навыки анализа текста;формировать неравнодушное отношение к проблемам, поднятым автором;раскрыть нравственные идеалы писателя.Методические приёмы обучения:постановка проблемных вопросов для обсуждения;развитие речевых навыков;анализ художественного текста;чтение вслух;чтение «про себя»чтение учителя;закрепление понятий.Оборудование: слайды с портретами писателя В.М.Шукшина, изображение церквей и храмов, запись колокольного звона, кадр из кинофильма «Калина красная» В.М.Шукшина, раздаточный материал.Литература:Рассказы В.М.Шукшина;Словарь В.И.Даля;Электронный справочник «Памятники культуры России»;В.А.Алпухина «Проза В.М.Шукшина»;В.Коробов «Василий Шукшин»;В.Ф.Горн «Василий Шукшин». Добрый день! Я очень рада войти в приветливый ваш классИ для меня уже награда вниманье ваших умных глаз.-Мне хочется начать наш урок именно со слова добро, доброта. О нём задумывались ещё задолго до нас. И доказательством этого служит замечательная русская пословица: «Добрые дела и землю превратят в золото». Задумайтесь и вы, в чём смысл этой пословицы?-Верно, человек должен в своей жизни делать только добрые дела, тогда мир озарится солнцем и красотой. Красота- радость твоей жизни. Человек стал человеком потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней и утренней зари, синие тени в сугробах мартовского снега, нежный стебелёк и голубые колокольчики подснежников. Увидел и изумился, пошёл по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, и тогда в твоём сердце тоже расцветёт человеческая красота. Скажите, ребята, а что прекрасного осталось нам в дар от предков? -Среди многочисленных духовных ценностей, созданных человеком, особая роль принадлежит нашей отечественной литературе, которая, несомненно, самая нравственная. -В середине 40 г. 19 века Белинский заметил: «Наше время преклонит колени только перед тем художником, которого жизнь есть лучший комментарий на его творения, а творения- лучшее оправдание его жизни». Эти слова в полной мере относятся к В.М.Шукшину, в искусстве которого так причудливо переплелась жизнь самого художника и созданий его фантазии, что и не разобрать, что взывает к человечности- писатель Шукшин или его литературный персонаж.-Скажите, а что знаете вы о В.М.Шукшине?-Мало кому известно, но он писал и стихи. Послушайте.И разыгрались же кони в поле,Поископытили всю зарю.Что они делают?Чью они долюМыкают по полю?Уж не мою ль?Тихо в поле.Устали кони…Тихо в поле-Зови, не зови.В сонном озере, как в иконе, -красный оклад зари.Он был уникальным мастером. Народное признание получили его книги и фильмы, многие режиссёрские работы были удостоены высоких наград. -А какие фильмы Шукшина вам известны?-Посмотрите фрагмент из фильма «Калина красная», где Шукшин сыграл и главную роль.-Наверное, никого не оставляет равнодушным этот фрагмент. Какие чувства он вызвал у вас?-Умение воспринимать чужую боль как свою собственную под силу только выдающемуся талантливому человеку, мастеру своего дела как В.М.Шукшин.Чтобы занять достойное место в этой жизни и оставить на Земле добрый след, он прошёл свой путь: работал слесарем, грузчиком, учителем, директором школы, служил во флоте. Долго и мучительно искал себя, шёл к пониманию призвания в этой жизни, вырабатывал своё отношение к миру. И в литературу пришёл уже зрелым, сформировавшимся человеком . Он- замечательный рассказчик, который сумел увидеть «необыкновенное» в обыкновенных, простых деревенских людях. В рассказах писателя поднимаются актуальные для сегодняшнего дня проблемы духовности, нравственности. Они помогают в осмыслении себя как личности, в осмыслении назначения своей жизни. Это произведения о красоте души русского человека, о людях мечтательных, неповторимых, порой иногда не замечаемых большинством. Умение писателя в том, что он замечает то, мимо чего мы спокойно проходим каждый день. Он любил свой народ. Он видел его талант, понимая, что каждый человек несёт в себе много душевного тепла.-Но все ли понимают это? Давайте разберёмся, легко ли тем, кто несёт в мир хорошее, доброе, сердечное? А поможет нам в этом рассказ В.М.Шукшина «Мастер». Откройте тетради и запишите тему урока « Не особенные люди, а особенное в людях» (по рассказу В.М.Шукшина «Мастер»).-А также эпиграф «Мне хочется рассказать об этих странных людях, пример которых учит тому, как надо жить»-А как вы понимаете значение слова мастер?-А что характерно для человека- мастера?-Давайте составим ассоциаграмму с этим словом. У вас на столе лежит карточка, в которую вы должны записать ассоциации. Работаем в парах.МастерТворчество призваниеТалант красотаПризвание памятьОтветственность чудесаЗолотые руки культураТруд души неповторимостьОставить имя своё ценностьГордость за свою работу-Хочется добавить несколько ассоциаций к вашему ответу. Во что у нас получилось.-Нам сегодня предстоит познакомиться с мастером, героем рассказа Шукшина, попытаться понять, какой это человек.-Обратимся к тексту. Как начинается рассказ? -Где встречается такой зачин?-В чём особенность сказок? Что мы ждём от неё?-Значит, нам вместе с автором придётся увидеть какое- то чудо. А ведь это очень интересно! Вы готовы к этому?-Читая 1 предложение, мы знакомимся с литературным героем Сёмкой Рысью. –Обратите внимание, как называет своего персонажа автор- Сёмка. А полное имя?-А почему именно Сёмка да к тому же Рысь то ли фамилия, то ли прозвище. Как автор характеризует его? Читаем дальше.-Как вы понимаете слово «забулдыга»?-А почему Сёмка пьёт? Как он это объясняет?-Но автор подчёркивает при этом «непревзойдённый столяр». Что это значит? -Зачитайте, как он выглядит?-Как вы понимаете выражение «не богатырь»?-Посмотрите, дальше возникает союз «но». Что же привлекло внимание автора?-Подумаем, на что обращает внимание автор, рисуя его работу?-Какие же руки у Сёмки Рыси? Какие эпитеты подбирает автор?-Почему так их называет автор? В чём их красота? Как вы считаете?-С какой- то работой Сёмки нас знакомит автор?-Какое ещё событие произошло этим летом в жизни Сёмки?-Его внимание привлекла талицкая церковь. Найдите её описание. «Каменная, небольшая, она открывалась взору вдруг, сразу за откосом, который огибала дорогу в Талицу…По каким-то соображениям те давние люди не поставили её на возвышение, как принято, а поставили внизу, под откосом. Ещё с детства помнил Сёмка, что если идёшь в Талицу и задумаешься, то на повороте, у косогора, вздрогнешь- внезапно увидишь церковь, белую, лёгкую среди тяжкой зелени тополей…Она всем брала: и что лёгкая, и что открывалась глазам внезапно…Талицкую как будто нарочно спрятали от праздного взора, и только тому, кто шёл к ней, она являлась вся, сразу…»-Его восприятия- движение «идёшь», «задумаешься», «увидишь». Почему так много глаголов? Какой в них смысл?-Да, Сёмка увидел её, она запала в душу. Прочитайте далее про себя описание церкви, отметьте в тексте ключевые слова о том, какие чувства будит она в нём. У кого готов ответ?-Как вы понимаете смысл этих эпитетов? Какое слово является ключевым в этом описании?-В чём же истинная красота?-Что вызвало тревогу Сёмки?-Но вспомните, кто Сёмка. Он мастер. Он может восстановить церковь, но ему важно понять замысел автора. И он приближается к ней, заходит в неё. Как он попадает внутрь? И почему таким образом?-Действительно, ребята, был период в истории нашей страны, когда вот эта красота сознательно приводилась в запустение или и вовсе разрушалась. Скажите, а этот период завершился?-Конечно, сейчас по всей стране идёт восстановление церквей. В Липецкой области отреставрировали за последние годы более 200 церквей. -Важно не только восстановительные работы вести, но важно душу возрождать, чтобы человек волновался, видя церкви, храмы.-Вместе с Сёмкой мы оказались внутри. Что здесь он испытывает? Найдите в тексте.-Возникает ощущение праздника, всплеска души, момент радости и взлёта. Чистый звук души- как колокол, созывающий и соединяющий людей. Послушайте и напишите, что вы почувствовали.-Чем же вызвано решение Сёмки отреставрировать талицкую церковь? Почему его так поразил блестящий отшлифованный камень на восточной стене?-Какие действия предпринимает?-Найдите и зачитайте слова, из которых видно, как он описывает её батюшке. Укажите и слова, рисующие эмоциональное состояние неравнодушного отношения к церкви.-Что вы слышите в его словах «Красота- то какая! Как же вы так?» Чувствуем ли мы здесь автора?-Сёмке интересно узнать и о мастере. Что поведал батюшка?-Хочется напомнить вам, что во 2-й половине 17 века власть принадлежала Алексею Михайловичу Романову или Тишайшему. Он был отцом Петра Первого. Почему не баловал Пётр Первый церквями?-К кому посоветовал обратиться батюшка дальше?-Как Сёмка рассказывает ему о церкви? Какое у него состояние?-В разговоре с батюшкой и митрополитом он не просто рассказывает о красоте, но готов её и отремонтировать, облагородить. Он чувствует себя с ней неразрывно. Его цель- «она бы людей радовала» Что отвечает митрополит? Какой совет даёт?-К кому дальше обращается?-Он помог ему?-Как оцениваете вы действия писателя?-Дальше куда- то пошёл? К кому здесь обращается?-О чём поведал? Отметьте ключевые слова.-Почему герой называет её гордостью русского народа?-Игорь Александрович читает документ о Талицкой церкви.-Каким стилем речи он написан?-Верно, и здесь мы видим описание только архитектурной постройки, не более.-Как Сёмка воспринимает содержание документа?-Как вы понимаете это слово? Подберите синонимы.-Вам близки переживания героя? Чем?-Так ли легко сдался Сёмка? Как это его характеризует? Как повлияло на имя? На чьей стороне автор?-Но Игорь Александрович сказал, что это и есть ответ из Москвы. Сёмку сбили с толку, объяснив, что чудес не бывает. В каком настроении возвращается домой?-Рассказ заканчивается на грустной ноте. Давайте зачитаем последний абзац.-Умерло ли в нём чувство красоты?-А почему он перестал ходить к церкви?-Помните, в начале урока у нас звучал вопрос: легко ли тем людям, которые несут в эту жизнь что- то хорошее, доброе, сердечное?-Почему?-В какие годы написан рассказ? О чём это говорит?-Здесь мы видим жизненный парадокс: не верящий в Бога Сёмка оказывается чище, благороднее, бескорыстнее служителей церкви, предпочитающих собственное благополучие, сытую, хорошо устроенную жизнь общественным интересам.-Как вы понимаете смысл названия рассказа «Мастер»? Кто этот мастер? Или их несколько?-Почему слово стоит в единственном числе?-Как звучит тема нашего урока? Что же было особенного в Сёмке?-«Не особенные люди, а особенное в людях»,- это не игра словами, ибо Шукшина действительно интересует не какая- то особенная часть людей, а частица из них. Те, которые стремятся как- то вырваться из заколдованного круга ежедневных забот и обязанностей, которые стремятся восторжествовать над обыденностью и доказать, что есть истинная красота, мастерство, какую роль играет творчество в жизни каждого человека.-А как вы понимаете смысл эпиграфа? Чему научил нас Сёмка?-В чём актуальность проблемы, поднятой В.М.Шукшиным?.Всем содержанием своего рассказа Шукшин говорит: держаться надо за нравственное начало, стремиться быть полезным людям, дарить им частичку душевной теплоты, воспринимать чужую боль как свою собственную. Ведь красоте, свету место лишь рядом с теплом и заботой о ближнем.Я хочу , чтобы вы сейчас послушали песню Игоря Талькова, где есть замечательные, на мой взгляд, слова: «Но как , не любя, сумеем мы узнать себя…» Я верю, что вы в эту жизнь принесёте только хорошее, доброе и красивое, что любовь к ближнему даст вам возможность лучше узнать себя. И мне хочется подарить вам на память символ вечной любви ко всему, что нас окружает,- это сердце. Пусть оно принесёт вам счастье.-Спасибо всем за урок.Домашнее задание. Прочитайте рассказы В.М.Шукшина «Светлые души», «Чудик», «Сапожки» , «Материнское сердце», «Горе» и вам откроются новые тайны Шукшина- мастера.Оценки, их мотивация. Слайд №1Человек должен в своей жизни делать только добрые дела, тогда она озарится солнцем, красотой и добром.Книги, храмы, церкви, соборы, памятники.Он писатель, актёр, режиссёрСлайд №2«Калина красная», «Мужской разговор», «Алёнка», «Простая история»Слайд №3Слайд №4Слайд №5Слайд №61)человек, достигший высокого искусства в своём деле2)человек, который умеет хорошо делать что- либоСлайд №7«Жил- был в селе Чебровка…»В сказкахЧуда, загадку, тайнуСлайд №8Семён«забулдыга, непревзойдённый столяр»Спившийся, беспутный человек,несерьёзно относится к жизниВыпив, лучше думает про людей. Душа героя ищет добра и красоты, но неумело.Искусный столяр«Длинный, худой, носатый- совсем не богатырь на вид. Но вот Сёмка снимает рубаху, остаётся в одной майке, выгоревшей на солнце… И тогда- то, когда он, поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда- то видна вся устрашающая сила и мощь Сёмки. Она в руках. Руки у Сёмки не комкастые, не бугристые, они ровные от плеча до лапы, толстые, словно литые. Красивые руки…»Невзрачный, не бросается в глаза внешность.Работа СёмкиНа руки«золотые», «красивые»Работал с душой, любил дарить красоту Он оборудовал кабинет под деревенскую избу 16 векаУвидел церковьСлайд №9Его душа тянется к ней«Тишина и покой кругом», «белая красавица», «кому на радость?», «каменная сказка», «красота», «просила душа»КрасотаКогда человек творит от души, вовлекая всю энергию, фантазию в задуманное дело. Для него важна не только внешняя красота, но и внутренняя, духовная.В запустении красотаЧерез подвал, так как она не действуетДаСлайд №10 «обеспокоенный красотой и тайной», «светло, празднично там»Сёмке показалось, что он проник в замысел автора, оставшийся неосуществлённым. Он на момент как бы слился душой с неизвестным зодчим и захотел доделать задуманное им. И он представил, как это может быть красиво.Едет к батюшке, делится с ним впечатлениями, ему важно узнать, когда была создана красота, кто этот неведомый мастер.«красота- то какая», «чудо», «заволновался», «мне жалко», «такая красота пропадает»Укор равнодушию человека к красоте, созданной великими зодчими прошлогоСтроилась при Алексее Михайловиче, 17 век, «сынок его не очень храмами баловал»Реформы преобразования. С храмов и церквей снимали купола, колокольни, отливали их и делали ядра, пушки и пр.К митрополитуЗахвачен рассказом. Речь эмоциональнаПисать в МосквуК писателюНет, даже не вышел поговорить.В облисполкомК Игорю Александровичу«Красавица необыкновенная», «это гордость русского народа», «отремонтировать…будет стоять иещё 300 лет и радовать глаз и душу»Официально- деловымОбескуражен Потрясён, расстроен, растерян, озадаченПостроен на крови, но ценности не представляетНет, хотел писать в Москву. СемёнГерой переживает очень сильно. Он верил в чудо, в красоту. Надеялся, что его поймут. Ведь каждый должен дарить частицу красоты окружающим.Нет.Стыдился людей.Нет,Сёмку никто не понял. В 70-е годы, когда был атеизм. Реставрирование церквей, храмов не считалось благородным делом. Если бы это событие произошло в наши дни, может, нашлись бы люди, которые помогли восстановлению храмовТакое название говорит, во- первых, о единстве, слиянии душ Сёмки и неизвестного зодчего, общности их идеалов, нравственных и эстетических; во- вторых, подчёркивает обобщающий смысл слова «мастер» как созидательного начала в человеке.Слайд №11Он всем сердцем, всей душой проник в замысел автора. Он как бы заново родился, в нём проснулось творческое начало. На мгновение мир стал для него красочным, звучным, его душа на время обрела спокойствие, удовлетворение.Очень много «умерших» деревень. Гибель их начинается с ликвидации церкви. Вместе с деревней гибнет чистая русская душаСлайд №12
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…