«Не в силе Бог, а в правде!» (А. Невский)

«Не в силе Бог, а в правде!» (А. Невский).«ДОБРОТОЛЮБИЕ»© Культурно-просветительская газета. №1.(Ноябрь 2006 г.) Православие: События. Духовно-нравственные беседы. Исторические очерки. Святоотеческое предание. Патерик.Притчи.Толковый словарь.Большие города.Персонажи сказок. ^ «Итак, едите ли вы, или пьёте, или что-нибудь другое делаете, – всё делайте во славу Божью». (1 Кор. 10:31) Былое. В Америке протестантские церкви переделывают в православные. Православный Воскресенский храм в городе Клинтон, штат Миссисипи, разместился в бывшей пресвитерианской церкви. Его прежний облик — белые стены, пурпурный ковер и ряды скамеек — устроил бы любую протестантскую деноминацию. Но православным, купившим это островерхое кирпичное здание, пришлось решительно менять интерьер. «Православный храм — это место космической встречи человека и Бога, Небес и Земли», — сказал о. Пол Йергер, настоятель храма Православной Церкви в Америке. «Православная служба — это служение Богу, соединение с Христом и святыми», — говорит священник. Чтобы создать зримое отображение Царствия Божия, православным пришлось изменить внутреннее убранство храма. Исчезли кафедра проповедника, орган и скамьи. Убрали и ковер, открыв вымощенный плиткой пол. Стены из белых стали лазурными и коричневыми: это цвета неба и земли. Православная община на американском Юге стремительно растет. Всего в США насчитывается приблизительно 2 млн* православных разных юрисдикций. За последние 30 лет во всех южных штатах, от Виргинии до Нью-Мексико, появились приблизительно 60 православных приходов и миссий. Часто православные общины занимают протестантские храмы, заброшенные прихожанами.Regions.ru/Патриархия.ruВо Владивостоке открылся центр духовной культуры В четверг 12 октября в 9.30 архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин совершил чин освящения центра духовной культуры «Слово Истины». Основным направлением деятельности центра является распространение богословской, религиоведческой и философской литературы; совместные, с отделом образования Владивостокской епархии благотворительные акции по сбору книг для детских домов и интернатов Приморского края. Также в сферу деятельности центра входят проведение выставок детского творчества по духовно-нравственной тематике, организация православных лекций и семинаров для подростков и молодежи, а также возрождение ценностей семьи и брака.Сайт Владивостокской епархии/Патриархия.ru Представительство Русской Православной Церкви при европейских международных организациях приняло участие в конференции по межкультурному диалогу 10-11 октября 2006 года в Брюсселе состоялась конференция на тему: «Межкультурный диалог и европейские ценности: столкновение или сотрудничество?». Данное мероприятие, основной задачей которого было ознакомление участников из скандинавских стран и стран Балтии с европейской стратегией по культурному многообразию и с этическими аспектами интеграции в плюралистическом Европейском Союзе, было организовано Шведским центром европейских экуменических связей совместно с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии. Конференция, прошедшая в период председательства Финляндии в Европейском Союзе явилась определенным вкладом в подготовку Европейского года, посвященного межкультурному диалогу в ЕС (2008 г.). В конференции приняли участие: глава Евангелической Церкви Финляндии архиепископ Турку и всей Финляндии Юкка Паарма, глава Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии архиепископ Андрес Родер, архиепископ Уппсалы Андерс Вэйрид (Евангелическая Церковь Швеции) и глава Бюро Элладской Православной Церкви при Европейском Совете Безопасности епископ Ахайский Афанасий. От лица Московского Патриархата в мероприятии принял участие секретарь Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях протоиерей Антоний Ильин. В рамках двухдневной конференции состоялись встречи ее участников с еврокомиссаром по расширению Европейского Союза Олли Рейхном, депутатами Европейского Парламента, руководителями и сотрудниками представительств Церквей и межцерковных организаций в Брюсселе. Секретарь Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях протоиерей Антоний Ильин выступил с докладом на конференции, рассказав собравшимся о деятельности Представительства Московского Патриархата. В своем выступлении о. Антоний подробно остановился на рассмотрении христианской состовляющей современных вызовов секуляризма, ответом на которые может стать только совместное межцерковное свидетельство о традиционных ценностях. Секретарь Представительства *Русской Православной Церкви отметил особое значение, которое Московский Патриархат придает правозащитной проблематике в контексте осмысления прав человека с точки зрения Церквей Традиции. Обращаясь к представителем протестанских Церквей стран Балтии священник также отметил необходимость более четкой позиции этих Церквей во внутренней повестке дня региона, некоторые страны которого весьма болезненно переходят к пониманию необходимости построения подлинно мультикультурного общества, основанного на реальном диалоге различных религиозных и этнических общин. Представительство Русской Православной Церкви при европейских международных организациях/Патриархия.ruВ Риге 26-27 октября прошла V – педагогическая конференция«Церковь, семья и школа».Эта конференция, основанная в 2002 году по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Александра, Митрополита Рижского и всея Латвии, в этом году отметила свой первый юбилей – пятилетие.   Конференцию открыл своим словом Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Александр, Митрополит Рижский и всея Латвии. Он приветствовал кардинала Яниса Пуятса, епископа Александра Даугавпилсского, представителей государственной власти, и всех пришедших. Участников конференции пришли приветствовать послы и консулы России, Украины, Беларуси и Армении, представители министерств образования и науки, семьи и детства, Управления по делам религий и другие официальные лица, а также главы и представители христианских деноминаций, представленных в Латвии.   Высокий уровень конференции привлек внимание представителей светских средств массовой информации. Только в первой половине дня работы конференции пресс- служба Латвийской Православной Церкви организовала и провела ТРИ (!) пресс-конференции. В ходе первой Высокопреосвященнейший Александр, Митрополит Рижский и всея Латвии сказал: Надлежит помнить, что слово «образование» произошло от слова «образ», ведь человек был сотворен по образу и подобию Божию. Задача Святой Церкви, семьи и школы заключается в том, чтобы найти точки соприкосновения в решении непростых вопросов воспитания и образования подрастающего поколения. На мой взгляд, существенную помощь могли бы оказать в этом и светские СМИ – их соработничество с Церковью сегодня более чем актуально. Вторая пресс-конференция проходила с участием профессора Московской Духовной Академии Алексея Ильича Осипова. Перед журналистами, равно как и позже на кафедре при чтении своего доклада перед аудиторией, Алексей Ильич блистал глубиной знаний и широтой эрудиции: Когда-то пролетарский писатель Максим Горький говорил: «Человек – это звучит гордо». Христианство же понимает значение человека абсолютно иначе: человек – это Бог с маленькой буквы, и вместе с тем, он – вместилище всех пороков. По слову Достоевского, «широк человек, я бы его сузил».   В третьей пресс-конференции участвовала ректор Латвийской Христианской Академии г-жа Скайдрите Гутмане. Она рассказала журналистам об истории создания и работе Академии, подчеркнув важность и нужность ее тесного сотрудничества с Латвийской Православной Церковью.  Пленарные заседания первого дня педагогической конференции собрали в стенах Академии наук директоров и педагогов, представляющих различные общеобразовательные школы Риги и Латвии. Завтра конференция продолжит свою работу – в галерее «Неллия» запланированы встречи докладчиков и гостей конференции с общественностью (см. программу второго дня конференции на нашем сайте), выставка детского рисунка, а также концерт духовной и народной музыки в Доме Москвы. ^ Концерт в Доме Москвы. Двухдневная педагогическая конференция по традиции завершилась концертом детских и юношеских творческих коллективов в Доме Москвы.   Тон задал рижский хор «Аколлада» под руководством Оксаны Николаевны Черкассовой, исполнивший «Богородице, Дево, радуйся!» Концерт начался с благословения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Александра, Митрополита Рижского и всея Латвии. В своем слове Владыка Митрополит сказал: Мы очень рады, что наши встречи на латвийской земле, на международной педагогической конференции, посвященной вопросам образования и воспитания молодежи, стали регулярными. Надеемся, что конференция, достигшая в этом году своего первого юбилея, будет продолжать собирать единомышленников вновь и вновь. В ответном слове директор Дома Москвы Юрий Генрихович Силов отметил: Дом Москвы всегда открыт и его двери распахнуты для Латвийской Православной Церкви, мы готовы всесторонне поддерживать все ее добрые начинания. Дом Москвы все еще живет воспоминаниями о тех теплых майских днях, когда нас посетил Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В память об этих прекрасных днях министр правительства города Москвы Владимир Иванович Малышков поручил мне передать торжественные грамоты.   Под аплодисменты присутствующих памятные торжественные грамоты были вручены ведущей концертов радиожурналистке Светлане Александровне Видякиной и руководителю хора «Аколлада» Оксане Николаевне Черкассовой.   После хора «Аколлада» выступил хор девочек из города Коноково (Тверская область) «Глория» под управлением Любови Ксендзовой-Степиной. Хор исполнил триптих «Христос с тобой!» и редко исполняемое в концертах произведение «Входное», которое хоры поют на вход архиерея: хор «Глория» посвятил это выступление Владыке Митрополиту Александру и Владыке Епископу Александру.   Затем на сцене появились знакомый и любимый рижанами латвийский танцевальный коллектив «Ивушка» под управлением Валентины Лайзане. «Ивушка» исполнила белорусский танец «Дудочка» и русский народный танец «Калинка-малинка».  Богатый на таланты город Коноково также привез в Ригу детский казачий хор мальчиков «Станица» под управлением Ларисы Анисимовой. Торжественного звания «казачий» хор удостоился 22 февраля 2004 года, тогда же хористам были вручены и почетные красные погоны. В репертуаре хора – прекрасные песни «Край родной, навек любимый», «Жаворонок», «Подснежник» и другие.   Отец Виктор Гуров, под чьим управлением находится детский и юношеский центр «Новая Корчева» (Коноково), в чьих стенах хористы совершенствуют свое певческое искусство, обращаясь к присутствующим в зале Дома Москвы, сказал: Мы с удовольствием приезжаем в Ригу на педагогические конференции. Царящая тут атмосфера любви, мира и единения дает все новые и новые стимулы к работе.   В заключение выступили взрослые певцы хора «Станица» под управлением Елены Агафоновой, которым зал с удовольствием подпевал, а кое-кто из публики помоложе, сидя на коленях у мам и пап, даже и подтанцовывал.   Время летит незаметно, вот и концерт подошел к концу. Высокопреосвященнейший Александр, Митрополит Рижский и всея Латвии в заключительном слове сказал: Желаю вам, дорогие юные артисты, крепкого здоровья, помощи Божией, развития ваших творческих талантов. А главное – чтобы вы выросли настоящими верными чадами Святой Православной Церкви.   От лица Митрополита Рижского и всея Латвии Высокопреосвященнейшего Александра и Епископа Даугавпилсского Преосвященнейшего Александра и во внимание к трудам на благо Православной Церкви протоиерей Латвийской Православной церкви о. Олег Пелевин преподнес педагогам и художественным руководителям детских и юношеских коллективов прекрасные букеты цветов. Концерт завершился многолетием в честь всех присутствующих.   Завершилась пятая, юбилейная педагогическая конференция. Было немного грустно расставаться с ее участниками и юными артистами. Но Владыка Митрополит Александр утешил и подбодрил, напомнив, что не за горами и новая, шестая конференция, а это значит, и новая встреча со старыми и уже почти родными друзьями. Сайт Латвийской Православной Церкви/.pareizticiba.lv^ [14.11.2006] Россия намерена отсудить православный собор в Ницце. ПАРИЖРоссия обратилась с иском в суд высшей инстанции Ниццы, чтобы доказать свои права на находящийся в этом городе православный Свято-Николаевский собор, сообщает РИА Новости. Как говорится в коммюнике, распространенном 13 ноября посольством РФ во Франции, подача судебного иска продиктована стремлением доказать, что Россия является “единственным и законным владельцем” собора, выстроенного на главном курорте Лазурного берега Франции еще в 1912 году и являющегося самым большим православным храмом вне территории России. Согласно коммюнике, поданный в суд иск опирается на “серьезные документальные исследования в архивах Ниццы и императорских архивах российского государства”. На право владения собором претендует также «православная ассоциация Ниццы». Она управляет храмом уже более 80 лет, но срок договора на бесплатную аренду здания истекает 31 декабря 2007 года, в связи с чем Россия и решила через суд установить свое право на собственность. Судебная тяжба вокруг Свято-Николаевского собора длится уже около года. После того как Россия впервые предъявила свои права на владение храмом, представители православной ассоциации Ниццы пригрозили вывезти из собора все находящееся там имущество. В этой связи РФ через суд потребовала провести опись церковного имущества, и поначалу суд согласился с этим требованием, но затем изменил свое решение и в проведении описи отказал. Теперь же Россия подала новый иск, желая доказать свое право собственности. Адвокаты российской стороны ссылаются, в частности, на купчую на земельный участок, на котором выстроена церковь. Этот участок, известный под названием парк Бермон, был приобретен императором Александром II на его личные средства незадолго до кончины в Ницце в 1865 году его сына, цесаревича Николая. Впоследствии вдовствующая императрица Мария Федоровна, мать императора Николая II, выступила с идеей возведения храма в память о цесаревиче. Средства на строительство выделялись из личного фонда императора, кроме того, поступали и пожертвования. Сооружение Свято-Николаевского собора завершилось в 1912 году. В соборе находится богатое собрание икон и других произведений церковного искусства, которые в свое время были привезены из России, в частности из Покровского собора в Москве и церквей в Ярославле, а также вносились в качестве частных даров. 14.11.2006] ^ Содомит призывает запретить религии за “ненависть к геям”. ЛОНДОН Любая религия должна быть объявлена вне закона за отсутствие терпимости и проповедь ненависти к геям, считает знаменитый композитор и певец Элтон Джон, сообщает «Интерфакс». “Религия всегда пыталась проявлять ненависть по отношению к геям. Я бы полностью ее запретил”, – заявил певец в интервью специальному “гей-выпуску” ежемесячного музыкального приложения к газете “Обсервер”. В прошлом году 59-летний певец одним из первых в Великобритании заключил «гражданский союз» со своим давним партнером Дэвидом Фернишем. “Организованная религия”, по словам Э.Джона, сегодня уже не работает: она утратила способность к состраданию и превращает людей в “полных ненависти леммингов”. “Мир стоит на пороге третьей мировой войны, и где же лидеры всех религий? Почему они не соберутся вместе?” – задался риторическим вопросом певец, сообщив также, что за высказывание подобных суждений после катастрофы в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года его уже объявляли “чокнутым”. Э.Джон также поклялся продолжить борьбу за права геев и расширять благотворительные программы в отношении больных СПИДом. Ранее певец уже подвергал критике некоторых религиозных лидеров, в частности, обвинял папу Римского Бенедикта XVI в “геноциде геев” и запрете на использование контрацептивов. [14.11.2006] ^ Мусульмане Британии критикуют идею лишить Рождество христианского содержания. ЛОНДОН Британские мусульмане присоединились к протестам верующих-христиан против политики властей, направленной на лишение Рождества и новогодних праздников христианской символики, сообщает «Интерфакс». “Само по себе желание секуляризировать религиозные праздники является вызовом для обеих наших общин”, – заявил представитель британской исламской общины доктор Атаулла Сиддикви на проходящем в Лондоне Христиано-мусульманском форуме, организованном по инициативе архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса. По мнению последователей обеих религий, желание властей повысить уровень толерантности в обществе путем отказа от публичного употребления слова “Рождество” и использования христианской символики в праздничный период на деле провоцирует праворадикальный экстремизм. “Мы озабочены тем, что такая политика, основанная на антирелигиозной философии или страхе религии, вызывает чувство отчуждения у членов различных общин и раздувает экстремизм”, – отметил англиканский епископ Болтона Дэвид Джиллетт. Он напомнил также, что Коран почтительно отзывается об Иисусе и повествует в том числе и о Его Рождестве от Девы Марии, сообщает сайт “Sign On San Diego” со ссылкой на “Рейтер”. “Учитывая многие перипетии, которые в этом году пришлось преодолеть моим мусульманским друзьям, я особенно желаю обратиться к ним как в своей рождественской открытке, так и лично: да пребудут с вами мир и благословение Божие на это Рождество”, – заявил епископ Д.Джиллетт. [13.11.2006] ^ На английских рождественских марках не будет христианской символики. ЛОНДОНАнгликанская церковь осудила решение британской Королевской почты издать почтовые марки, посвященные Рождеству, без единого христианского мотива, сообщает Regions.ru. На них изображены только Санта-Клаус и его олени. Никакого напоминания о Том, Чье Рождество, собственно, празднуется, на марках нет. Церковь Англии выразила свое глубокое сожаление тем, что почтовые марки “никак не напоминают людям о том событии, с которым связаны Рождественские праздники”. В Королевской почте оправдываются тем, что каждый год рисунки марок меняются, так что «иногда на них присутствует религиозная символика, а иногда нет». Американской церковью тайно правят евреи, которые приняли христианство с целью возыметь власть над всеми верующими американцами, включая самого президента Буша. 09.04.2006   21:04  Нью-Йорк, 7 апреля. Американской церковью тайно правят евреи, которые приняли христианство с целью возыметь власть над всеми верующими американцами, включая самого президента Буша, сообщает “Институт религии и политики”. Такое заявление сделал министр сельского хозяйства и номер второй в партийном списке ХАМАСа шейх Мухаммад Абу Тир в эксклюзивном интервью, данном им известному радиоведущему Расти Хэмфри, пишет 6 апреля новостное агентство Джозефа Фары. «Я провел исследование и очень хорошо знаю, что радикализм в христианстве, включая англиканскую церковь, к которой принадлежит Джордж Буш, происходит от захвативших ключевые посты сионистов», – утверждает Абу Тир, известный также под кличкой «Рыжая Борода». Ранее Абу Тир обвинял «сионистов» в захвате всех западных медиа-структур и подстрекательству к терроризму через средства массовой информации. Напомним, что Абу Тир провел 25 лет в израильской тюрьме по обвинению в террористической деятельности и, в частности, попытке отравления водных источников. Это интервью выйдет в эфир 7 апреля вечером в программе «The Rusty Humphries Show», которая будет транслироваться 230 американскими радиостанциями – от Сиэтла до Гонолулу. В этом шоу также будет идти речь о программе размежевания, которую прокомментирует ветеран израильской политики Шимон Перес. Отметим, что Расти Хэмфри входит в сотню наиболее популярных американских шоуменов. Ранее на этой неделе в его программе транслировалось интервью с лидером «Бригад мучеников Аль-Аксы» в Вифлееме (Бейт-Лехеме). «Благовест-инфо»REGIONS.RU © 1999-2005 «REGIONS.RU/Новости Федерации». Об агентстве.При цитировании информации гиперссылка на «REGIONS.RU/Новости Федерации» обязательна. ^ Духовно-нравственные беседы. *Всё, что… делается единственно для Бога, — а не ради чего-нибудь, — вменится нам во благо, хо­тя бы оно и не совсем было благо. Св. Иоанн ЛествичникСтатьи проф. А.И.Осипова[] ^ СМЫСЛ ЖИЗНИ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО В ЖИЗНИ!Алексей Ильич ОСИПОВ, профессор Московской духовной академии«Православная газета», №24(116), 1999^ СМЫСЛ ЖИЗНИ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО В ЖИЗНИ!1.Всю историю человечество стоит перед альтерна­тивой. Их много, конечно, альтернатив. Но есть одна, центральная, ве­дущая, которая охваты­вает, как мне кажется, все стороны человечес­кой жизни.Чтобы была понят­на моя мысль, я хочу об­ратить внимание вот на что: мы живем, что-то делаем. Конечно, все де­лаем. Трудимся. У нас много подчас планов, ин­тересов, задач и проблем. А вот, в конце концов, есть возможность продумать до конца: что мы хотим? До конца. Не то, что я хочу, чтобы было завтра или послезавтра. Не про­сто ж я хочу решить ка­кие-то задачи жизни, ко­торые передо мной сто­ят, а вот что бы я, вооб­ще-то, хотел как конеч­ную цель моей жизни? Мне кажется, что очень часто именно эта-то ко­нечная цель как-то оста­ется в тумане. Как-то один из наших всем изве­стных филосо­фов, особым почитате­лем которого я не явля­юсь, но, в то же время, у которого много замеча­тельных идей и афориз­мов (я говорю о Бердяе­ве) – как-то однажды он сказал очень сильно:«Современный человек совершенно утерял по­днимание того, зачем он живет. Более того, он не имеет даже времени по­думать о том, зачем он живет»… Слишком, вы знаете, много дел, чтобы думать еще о том, зачем я живу.Не правда ли? Любопытнейшая картина! Я копаюсь где-то на улице или у себя в огороде, а ко мне подходят и спраши­вают: а вы зачем это де­лаете? Я почесал заты­лок и говорю: да, в общем-то, я еще не успел об этом подумать. Замечательно!Вы подумайте. Мы живем, мы действуем, трудимся. Проблемы международные, поли­тические, экономичес­кие, культурные, обра­зовательные. А самое главное где-то в тумане. Прямо по дедушке Кры­лову. Весь зоопарк про­шел, а вот слона-то и не приметил. Вот искуше­ние-то! Уж слишком он велик, чтобы его заме­тить.Всю историю чело­век и, конечно, человече­ство стоит перед инте­ресной альтернативой. Ведь фактически есть два смысла жизни или, если хотите, две цели жизни. Надо бы только повнимательней поду­мать, что это за смыслы, что это за цели. Два – ос­новных. И они выражены в двух мировоззренчес­ких концепциях. О миро­воззрениях не стоит го­ворить, поскольку миро­воззрений больше, и это даже понятие более узкое. Именно в концепци­ях или направлениях мировоззренческих они выражены.Одно из этих на­правлений (которым не­вольно увлекается каж­дый человек, даже часто принадлежащий к дру­гому направлению, как кажется – стихийно, подсознательно даже увлекает… вле­чет, захватывает его этот поток сам по себе) – этот поток жизни рассматривается как бесконеч­ное, как не имеющее конца. Я чувствую, что я бессмертный и я тут буду жить все время и буду решать разные проблемы. Этот поток жизни меня буквально захватывает и создает полную иллюзию того, что я здесь-то, в общем-то, всегда жить и хотел. Более того, и в своем практичес­ком осуществлении этот психо­логический накал жизни обра­щен к совершенно достаточно конкретным вещам. Какого рода?Поскольку поток этой жизни захватывает, это, есте­ственно, моя жизнь меня погло­щает, то что я могу искать в ней? Если она именно эта! Очень се­рьезный вопрос.Под­час, у нас здесь возникают даже внутрен­ние колли­зии. У нас есть чувство стремления к добру, к истине, к красоте. Действительно, есть. Это верно. Но надо бы подумать до конца, а что при этом все-таки я хочу?В этом отношении очень многое дают размышления тех людей, которые смогли несколь­ко отойти от нашей жизненной ситуации и посмотреть со сторо­ны.КАК-ТО Пифагор пришел к одному богатому челове­ку, князю. Тот его спра­шивает «Пифагор, а ты, вообще, кто? Представься». «Я фило­соф». «А что это такое?» «Пред­ставьте себе торг, рынок. Что там происходит?”* «Представляю. Ясно, что происходит – шум, гам, споры, смех, торговля. В общем, водоворот жизни» «Верно. А фи­лософ – это тот, который нахо­дится вне рынка. Сидит на каком-нибудь возвышенном месте и смотрит на все это. И видит, что там на самом деле происходит».Тот, кто внутри вращается, увлекается мелочевкой этой жизни, – уже не видит в целом этой жизни и не понимает в це­лом этого смысла.А одна из мировоззренчес­ких установок, которая глубоко, органически присуща нашему сознанию, заключается в том, что мы практически весь смысл сво­ей жизни видим исключительно только в этой жизни, которая (вот тут уже все знают, и ни один человек не верит) – которая обя­зательно кончается. Интересно, что это за жизнь, которая конча­ется? Что за смысл жизни, если он кончается! Что проку, если мне дадут алмаз на руку подер­жать, а потом отберут? Счастье великое. Я торжествую, пока он лежит у меня в руке. А когда у меня его отнимут? Я думаю, ра­дости не так много.(Продолжение следует)Исторические очерки. “Повесть временных лет”Авторство этого списка принадлежит монаху Лаврентию. Произведение написано в 1377 году. Считается, что Лаврентий автоматически переписал “Сильвестровскую редакцию”, переписанную в Киеве в 1116 году игуменом Выдубецкого монастыря Сильвестром “Повести временных лет” Нестора – монаха Киево-Печерского монастыря, созданную в 1113 году, которому приписывается авторство этого уникального произведения. Нестор пользовался “Начальным сводом”, написанным в 1093-1095 гг. А “Начальному своду” предшествовал “Свод Никона”, написанный в 70-е годы 11-го века и другие более ранние летописные своды. Эти тексты Нестор переработал и дополнил, использовав переводную византийскую хронику Георгия Амартола и включив в “Повесть” договоры русских князей с Византией, ряд народных сказаний, свои собственные рассказы о событиях конца 11-го – начала 12-го века. “Повесть временных лет” – древнейшая из всех известных летописей о происхождении России, об исторических событиях 10-го – 12-го веков, о первых русских князьях и их действиях. В жанре “летописных сводов” каждый автор в своем повествовании соединял в единое целое уже имевшиеся летописи, повести, жития, различные документы и собственные записи.“Судебник” “В лето 1497 месяца Септембрия уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси с детми своими и с бояры о суде, како судити боярам и околничим”. Судебный процесс осуществлял боярин – высшая должность в государстве и окольничий. В 1-ой статье “Судебника” сказано о дьяках: “Судити суд боярам и околничим, а на суде быти у бояр и у околничих *дьякам”. Дьяки – чиновники приказа, были детьми священников. Выходцы из дворянской, боярской или княжеской семьи исключались. Дьяк не мог судить, но он присутствовал на суде, вел оформление дела, выдавал необходимые справки, мог истолковать закон. Вторая статья обязывает рассматривать все жалобы. Представитель любого слоя общества имеет право требовать суда. Третья статья обязывает оплачивать издержки судопроизводства на виноватого. Есть указ о недельщиках, аналог судебных приставов, которые доставляли в суд обвиняемых, свидетелей, и заинтересованных в суде. Есть указ наместникам о городском суде. Наместники в городах были первой инстанцией, прежде, чем попасть на высший суд бояр и окольничих.“^ Хождение за три моря Афанасия Никитина”Произведение написано купцом из Твери Афанасием Никитиным. Описанные события происходили в период с 1468 по 1475 годы. Жанр “хождений” повествует о путешествиях в Святые места: Палестину, Царьград, на Афон – имел весьма широкое распространение в Древней Руси. В центре произведения судьба наблюдательного, духовно богатого человека, заброшенного по воле случая в далекую Индию. Он умер, возвращаясь на родину, не дойдя до Смоленска. Других сведений об авторе, кроме заметки, предшествующей тексту “Хождения” в его летописной редакции, и того, что сам он сообщает о себе, пока нет.^ От Смутного времени до Екатерины Первой.Борис Годунов царствует с 1598 по 1605 год. Его сын-наследник Федор Борисович убит боярами-сторонниками Самозванца – Гришки Отрепьева, назвавшегося царевичем Дмитрием Ивановичем. Василий Шуйский Рюрикович возвращаясь из ссылки со товарищами захватывает престол в 1606-ом году. Летом 1610-го года Захар Ляпунов сводит с царства царя Василия, которого насильно постригают в монахи. Пытается править Владислав – сын польского короля Сигизмунда, ставленник нескольких бояр (семибоярщина) с 1610-го по 1612-ый год. В 1613-ом году на Московском соборе избирается на царствование Михаил Федорович Романов – сын Федора Никитича Романова, Ростовского митрополита Филарета. Михаил Федорович является родственником царицы Анастасии, первой супруги Ивана Грозного. Царь Михаил Феодорович Романов был сыном Ростовского митрополита *Филарета, в миру боярина Феодора Никитича Романова, который во времена Бориса Годунова был сослан и пострижен в монахи. До призвания на царствование Михаил Феодорович жил с матерью, инокиней Марфой в Костроме, где их семье принадлежали вотчины под Костромой.. Он является родственником царицы Анастасии, первой супруги Ивана Грозного. Предком Михаила Феодоровича был брат царицы Анастасии, Никита Романович. В сентябре 1624-ого года царь женился на девице Марии Тимофеевне Долгорукой. Но она заболела и 6-го января 1625-ого года скончалась. А 29-ого января 1626-ого года Михаил Феодорович вступил в брак с Евдокией Лукьяновной Стрешневой, дочерью незнатного можайского дворянина. Этот выбор государь сделал сам, в отличие от предыдущей пассии его матери и ближайшего окружения. У них было несколько детей, но выжило только двое: дочь Ирина и сын Алексей. В 1619-ом году в Москву возвратился из Польши, где был заложником, митрополит Филарет. Началось “двуглавое правительство” отца и сына Романовых. Была произведена точная опись поместных земель, составлены подробные росписи государственных доходов и расходов. Учредили особый “приказ” для приема и разбора жалоб “на обиды сильных людей” и улучшили личный состав служилых людей – местных чиновников, исполнителей распоряжений царской власти* в отдельных областях и городах. Велась постоянная борьба с внешними врагами – Польшей и Швецией. 12-ого июня 1645-ого года Михаил Феодорович, после весьма продолжительной и тяжелой болезни, скончался. На Русское царство вступил 16-ти летний царевич Алексей. В 1645-ом году на Московский трон вступает Алексей Михайлович Романов – сын Михаила Федоровича Романова и Евдокии Лукьяновны Стрешневой. С 1676-ого года царствует Феодор Алексеевич Романов. C 1682-ого по 1689-ый годы страной управляет сестра Петра Алексеевича, царевна Софья, именем царей Петра и Иоанна Алексеевичей. В 1689-ом году Петр Первый получив согласие брата, выселяет опальную царевну Софью в Новодевичий монастырь. После удаления Софьи началось самостоятельное правление царей Иоанна и Петра Алексеевичей, вернее одного Петра, так как болезненный Иоанн все дела предоставил брату. При Петре Россия провозглашается Империей 02.11. После царевича Петра Первого Великого воцаряется Екатерина Первая. Трон державы Российской она занимает с 1725-ого года.^ Святоотеческое предание. Дорогой моему сердцу Русский человек, искренне рад твоему вниманию. Если ты считаешь себя Русским, а не русскоязычным, и более чем просто русскоговорящим; если любишь родной язык, русские песни, русские пляски, – чтишь историю русского народа, и сохраняешь верность Православной Вере – тогда, ты действительно Русский человек не на слове, а на деле! Тогда, ты светильник, который стоит не под столом, а на столе, “чтобы входящие видели свет” (Лк. 8, 16), и да “сияет ваш свет пред людьми” (Мф. 5, 16).Творения святого Василия Великого.^ Восьмой Том. “Есть человек внешний, и есть человек внутренний” (2 Кор. 4, 16) На гневливых /8, 163-179/. «Как польза врачебных предписаний, когда даны они удачно и на основании искусства, всего более выказывается по испытании; так и в духовных увещаниях, когда советы особенно оправдываются последствием, тогда видны их мудрость и польза к исправлению жизни и к усовершенствованию внявших сим увещаниям… Что в ядовитых животных яд, то в сердитых раздражение. Они бесятся как псы, бросаются как скорпионы, угрызают как змеи. Так и Писание обладаемых этой страстью называет именами тех зверей, которым они уподобляются своим пороком. Оно именует их псами немыми (Ис. 56, 10), змиями, порождениями ехидниными *(Матф. 23, 33). И за готовность взаимно губить друг друга и вредить единоплеменным, справедливо причислить их к зверям и ядовитым животным, у которых от природы непримиримая ненависть к людям. От раздражительности язык бывает необуздан, уста не замыкаются; невоздержные руки, обиды, упрёки, злоречие, удары и многое другое, что едва ли кто и перечтёт, – вот порождение гнева и раздражительности. От раздражительности и меч изощряется; рука человеческая отваживается на смерть человека. От неё и братья не узнавали друг друга, родители и дети забывали узы природы. Разгневанные сначала не знают сами себя, а потом не знают также и всех близких… Кто объяснит это зло? От чего люди скоро приходят в раздражение, воспламеняемое маловажными причинами; крича, свирепея, кидаясь опрометчивее всякаго ядовитаго животнаго, до тех пор не останавливаются, пока от чрезмерности и неисцельности зла, гнев их, подобно пузырю, не лопнет и горячка не остынет? Душу, приведённую в бешенство гневом, на острие меча, ни огонь, ни другое что страшное, не сильны удержать почти так же, как и человека одержимаго бесом, от котораго разгневанный не отличается ни наружным видом, ни душевным расположением…Если он назвал тебя нищим, и говорит правду, прими это как правду; а если лжёт, что тебе до сказанного им? Не надмевайся похвалами, которые выше правды; не огорчайся и обидами, которые не касаются тебя. Не видишь ли, что стрелы побивают, обыкновенно, насквозь тела твёрдые и упорные, а в телах мягких и уступчивых теряют свою стремительность? Чем-то подобным представляю себе и свойство укоризны. Кто противоборствует ей, тот принимает её на себя; а кто поддаётся и уступает, тот мягкостью нрава ослабляет устремлённую против него злобу. Почему возмущает тебя название: нищий? Вспомни о своей природе; наг взошёл ты в мир, наг и выйдешь *(Иов. 1, 21)… А если остаёшься негневным, то приводишь в стыд обидчика, показав целомудрие на самом деле. Ты заушен? Но заушен был и Господь. Ты оплёван? Но оплёван был и Владыка наш; ибо не отвратил лица от студа заплевания (Ис 50, 6). Тебя оклеветали? Но оклеветан был и Судия. У тебя разодрали рубашку? И с Господа моего сняли хитон, и одежду Его разделили по себе. Ты ещё не осуждён; ты ещё не распят. Много не достаёт тебе, чтоб дойти до уподобления Господу. Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великаго, и не думай, чтоб другой какой человек