Белгородский университет потребительской кооперации
Кафедра экономического анализа и аудита
Реферат
по дисциплине «Контроль и ревизия»
на тему: «Нецелевое использование бюджетныхсредств»
Подготовила:
ст.группы БУК 32 с
УМЦзаочного обучения
ЕсинаМ.А.
Белгород, 2004
1.Проведение проверок и ревизий
Припроведении проверок и ревизий большое внимание уделяется вопросам правильностииспользования средств, выделенных из федерального бюджета. Известно, что всоответствии с пунктом 12 «ж» Положения «О федеральномказначействе Российской Федерации», утвержденного Постановлением СоветаМинистров — Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 года № 864,органы федерального казначейства имеют право выдавать обязательные дляисполнения предписания о взыскании с предприятий, учреждений и организаций вбесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета и используемыхне по целевому назначению, с наложением на предприятия, учреждения иорганизации, допустившие такие нарушения, штрафа в размере действующей учетнойставки Центрального банка Российской Федерации.
Выделениевсех средств из федерального бюджета, носит целевой характер. Рассмотрим, вкаких случаях сами органы федерального казначейства характеризуют иликвалифицируют использование средств, выделенных из федерального бюджета, какнецелевое:
— недостача материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, убыльсверх норм (убыль при отсутствии норм убыли рассматривается как недостача) — всоответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РоссийскойФедерации;
— расходование средств, выделенных из федерального бюджета, сверх норм,установленных Министерством финансов Российской Федерации. Это нормы возмещениякомандировочных расходов, нормы на расходование горюче-смазочных материалов идругие. Как нецелевое использование средств квалифицируется сумма перерасхода;
— использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов бюджетногофинансирования;
— направление средств, выделенных из федерального бюджета, на банковскиедепозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иногоимущества) с целью их последующей продажи;
— осуществление финансирования другого юридического лица, оказание финансовойподдержки.
Основание— пункт 4 Порядка контроля за целевым использованием средств краткосрочнойфинансовой поддержки, утвержденного Постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 17 июля 1995 года № 714;
— расходование средств при отсутствии оправдательных документов, неоформление илинеправильное оформление первичных документов (на приобретение товарно-материальныхценностей, на расходование средств, авансовых отчетов и т.д.);
— выделение средств на приобретение оборудования для производства конкретныхвидов продукции с целью удовлетворения потребностей определенного кругапользователей в ситуации, когда указанное оборудование приобретено, но на немпроизводится продукция, реализуемая иным пользователям;
— расход средств не по тому коду Экономической классификации, по которому былопроизведено финансирование (т.е. перераспределение средств с одного кода надругой).
Основание— в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации «Опорядке перечисления бюджетных средств для осуществления финансированиярасходов и мероприятий федерального бюджета» от 17 февраля 1995 года №111предусмотрено указание в платежных поручениях на перечисление средств бюджетныморганизациям раздела, подраздела, целевой статьи, вида расхода, экономическойстатьи бюджетной классификации, введенной с 1 января 1995 года.
ВПисьме Министерства финансов Российской Федерации от 2 августа 1995 года № 82 «Обухгалтерском учете в учреждениях непроизводственной сферы, состоящих нафедеральном бюджете и работающих в новых условиях хозяйствования»определено, что расходование средств с текущего бюджетного счета производитсяпо их целевому направлению в пределах полученного финансирования посоответствующим кодам Экономической классификации расходов Бюджетнойклассификации Российской Федерации.
Длясведения: существенным при выявлении подобного нецелевого использованияфедеральных бюджетных средств является определение прав нижестоящихраспорядителей бюджетных ассигнований: вправе ли они производитьперераспределение бюджетных средств в пределах смет (в пределах выделяемыхсредств бюджета) или осуществление таких изменений входит в компетенциювышестоящего распорядителя бюджетных назначений. Проблемой при определениинецелевого использования бюджетных средств в данном случае может бытьвосстановление по итогам отчетного периода средств строго в пределах кодовэкономической классификации, по которым производилось финансирование. Если женижестоящий распорядитель бюджетных назначений самостоятельно определяетнаправление расходования средств, то нецелевым использованием будет являтьсянаправление бюджетных средств на цели, не предусмотренные учредительнымидокументами.
Органыфедерального казначейства осуществляют финансовый контроль в соответствии спунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 №’ 1556 «Офедеральном казначействе», пунктом 11 Положения «О федеральномказначействе».
Программапроведения ревизии (проверки) составляется с учетом особенностей проверяемогоучреждения с охватом основных вопросов, подлежащих проверке.
Входе ревизий (проверок), как правило, проверяются все необходимые для проверкидокументы, в том числе первичные и иные бухгалтерские, учетно-расчетные ирасчетно-денежные документы, отчеты, сметы и другие документы, связанные сзачислением, перечислением и использованием средств федерального бюджета, атакже документы по операциям и расчетам, состоянию бюджетных счетов.
Припроведении ревизий (проверок) целевого использования предприятиями,учреждениями и организациями средств федерального бюджета обычноруководствуются письмами Главного управлениями федерального казначействаМинистерства финансов России «О применении штрафных санкций за нецелевоеиспользование средств федерального бюджета» от 4 октября 1995 № 3-Е1-5, «Онецелевом использовании средств, выделенных из федерального бюджета» от 16апреля 1996 года № 3-А2-02 и Федеральным законом «О бюджете РоссийскойФедерации на 1997 год».
Статьей38 Федерального закона «О бюджете Российской Федерации на 1997 год»установлено, что:
— нецелевое использование предприятиями средств федерального бюджета,предоставленных на безвозвратной и возвратной основе, служит основанием длявзимания штрафа в размере двойной действующей учетной ставки Центрального банкаРоссийской Федерации;
— за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных навозвратной основе, сокращается или прекращается предоставление всех формгосударственной поддержки, в том числе предоставление отсрочек налоговыхплатежей;
— за просрочку уплаты процентов за пользование средствами федерального бюджета,предоставленными на возвратной основе, взимается пеня в размере одной трехсотойдействующей учетной ставки Центрального банка России за каждый день просрочки;
— возврат предоставленных предприятиям и организациям средств федеральногобюджета, а также плата за пользование этими средства ми приравниваются кплатежам в федеральный бюджет.
Вактах ревизий (проверок) обязательно указываются виды выявленных нарушений:
— использование средств федерального бюджета не по целевому назначению;
— несвоевременное исполнение платежных поручений налогоплательщиков в доходфедерального бюджета;
— несвоевременное зачисление средств федерального бюджета и внебюджетных фондовна счета получателей.
Такжев актах ревизий (проверок) обязательно указываются и документы, подтверждающиефакты нарушений. Полное содержание (оформление) акта ревизии или справкипроверки определяется порядком организации и проведения проверок (ревизий) всоответствующих органах.
Порезультатам проведенных ревизий и проверок правильности использования бюджетныхсредств, выделенных на финансирование учреждений, отмечаются следующиенарушения нецелевого характера:
— предоставление ссуд предприятиям, организациям и физическим лицам;
— перечисление в коммерческие структуры, ассоциации и другие обществавсевозможных взносов;
— выдача авансов под незавершенное производство;
— выплата сотрудникам учреждений заработной платы по предпринимательскойдеятельности;
— финансирование совместных коммерческих сделок с различными структурами подзалог имущества учреждений;
— оплата капитальных затрат по строительству различных объектов, учитываемых наотдельном балансе, и капитальных вложений, финансируемых отдельно от основнойдеятельности;
— оплата строительно-монтажных работ, приобретенных строительных материалов,оказанных услуг при работе с различными механизма ми и автотранспортом за счетбюджетных средств, выделенных на основную деятельность;
— финансирование высшими учебными заведениями санатория-профилактория и оплатапроизведенных в санатории расходов по стирке белья;
— оплата сотрудникам учреждений и сторонним лицам телефонных междугородных имеждународных переговоров в личных целях;
— предоставление аудио-, видео- и компьютерной техники другим организациям безоплаты;
— оплата сотрудникам высших учебных заведений расходов по защите диссертаций, непредусмотренных сметой;
— оплата за счет бюджетных средств командировочных расходов стороннимсотрудникам, являющимся членами специального совета;
— оплата за счет бюджетных средств командировочных расходов штатным сотрудникамучреждений, выезжающим для проведения аккредитации других учебных заведений;
— выплата заработной платы сотрудникам учреждений по включенным в штатныерасписания должностям, содержание которых должно производиться за счетвнебюджетных средств;
— временное отвлечение бюджетных средств на депозитные счета. На практике всефакты временного отвлечения бюджетных средств рассматриваются органамифедерального казначейства на предмет их целевого использования;
— выплата заработной платы штатным сотрудникам учреждений, работающимодновременно по совместительству, за совмещаемую работу в период их нахожденияв командировке по основному месту работы;
— выплата заработной платы штатным сотрудникам по основному месту работы принахождении их в командировке, связанной с выполнением обязанностей посовместительству;
— в случаях непредставления в установленный срок авансовых отчетов обизрасходовании подотчетных сумм (по возвращении из командировок — всоответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1988 года № 351«О служебных командировках в пределах СССР», по выданным под отчетавансам сотрудникам на мелкие хозяйственные расходы сроки представления отчетовустанавливаются в соответствии с приказами об учетной политике) данные суммызадолженности квалифицируются как временное отвлечение бюджетных средств (содня превышения установленных сроков по день их погашения) и их нецелевоеиспользование;
— оплата за счет бюджетных средств документально подтвержденных командировочныхрасходов, произведенных сверх действующих норм, а также расходов, неподтвержденных документально;
— оплата за счет средств бюджета сумм штрафных санкций, предъявленных учреждению;
— оплата за счет средств бюджета расходов по перечислению алиментов по почте;
— оплата за счет бюджетных средств выполненных по договорам гражданско-правовогохарактера работ в структурных подразделениях учреждения, подлежащихфинансированию за счет доходов от внебюджетной деятельности (связанных сисполнением сметы специальных средств), а также приобретенного для этихподразделений оборудования и оказанных услуг;
— перечисление с основного бюджетного счета средств на субсчет 110 «Текущийсчет сумм по поручениям» на восстановление ранее произведенных расходов назаработную плату и стипендию, если при проверке расходы с текущего субсчета 110«Текущий счет по поручениям», относящиеся на бюджет, полностью иличастично не подтверждаются. Аналогично перечисляются с основного бюджетногосчета бюджетные средства на субсчет 111 «Текущий счет по специальнымсредствам» на восстановление ранее производимых расходов. А при проверкеоказывается, что данные расходы, относящиеся на бюджет, полностью или частичноне подтверждаются.
Длясведения: согласно пункту 137 Инструкции Государственного банка СССР «Покассовому исполнению государственного бюджета СССР» от 26 ноября 1984 года№ 27 (с учетом последующих изменений и дополнений) «перечисление средств содного бюджетного счета предприятия, учреждения или организации на другой егобюджетный, текущий или расчетный счет не допускается, за исключением случаев:
· перечислениясредств с одного бюджетного счёта на другой бюджетный счет в связи снеправильно произведенными расходами;
· перечислениясредств с бюджетных счетов на текущие счета по внебюджетным средствам в случаевозмещения расходов по переданным материальным ценностям или оказанным услугам;
· возмещениярасходов, произведенных с расчетных счетов, в тех случаях, когда мероприятия,на финансирование которых открыты кредиты, полностью или частично осуществленыза счет временно позаимствованных собственных средств.
Аналогичныеперечисления средств могут производиться с текущего или расчетного счетапредприятия, учреждения или организации на его бюджетный счет».
Бюджетныесредства на компенсацию расходов от удорожания стоимости питания учащихсядолжны поступать на текущие бюджетные или расчетные (организациям, ведущимбухгалтерский учет в новых условиях хозяйствования) счета по коду расходов130303 «Прочие трансферты населению» экономической классификациирасходов бюджетов Российской Федерации. Начислять заработную плату сотрудникамстоловой за счет средств, поступивших на компенсацию удорожания стоимостипитания, не следует, так как данные средства не включаются в составматериальных и приравненных к ним затрат:
— перечисление бюджетных средств на цели, не предусмотренные сметой расходов иподлежащие финансированию за счет доходов от внебюджетной деятельности;
— оплата за счет бюджетных средств по авансовым отчетам расходов, относящихся квнебюджетной деятельности учреждения;
— оплата труда персонала по арендованным объектам (например, общежитию) за счетбюджетных средств, не предусмотренных финансированием;
— оплата за счет бюджетных средств расходов за размещение в газетах объявлений непо основной деятельности;
— перечисление бюджетных средств в доходы по специальным средствам на покрытиефактических расходов на содержание специальных средств (бассейна, транспорта,ботанического сада, подготовительных курсов и др.), что является нарушениемИнструкции от 11 августа 1980 года № 144 «О внебюджетных средствахучреждений, состоящих на государственном бюджете» и пунктов 1 и 9 раздела1 «Положения о внебюджетных средствах учреждений, состоящих нагосударственном бюджете», утвержденного Постановлением Совета МинистровСССР от 26 июня 1980 года №527.);
— оплата за счет средств бюджета доплат сотрудникам образовательных учреждений,установленных за счет внебюджетных средств в соответствии с ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 14 ноября 1992 года № 725 и ПисьмомМинистерства образования Российской Федерации от 24 декабря 1992 года №925-2-7.
Засчет средств федерального бюджета, не предусмотренных финансированием, ворганизациях оплачиваются представительские расходы и проезд сотрудников вгородском транспорте. Такие расходы органами федерального казначействахарактеризуются как нецелевые.
Приработе с нормативными документами сотрудниками учреждений иногда допускаютсяошибки, например:
— при установлении соответствующих разрядов оплаты труда Единой тарифной сетки,доплат, надбавок;
— при выплате премий, компенсаций, дотаций, отпускных;
— при начислении заработной платы;
— при работе по совместительству;
— при назначении стипендии студентам;
— при возмещении командировочных расходов;
— при списании горюче-смазочных материалов.
Припроведении проверок по фактам вышеперечисленных ошибок устанавливаются суммыпереплат заработной платы и излишних выплат, а также списание и возмещениесверх установленных норм соответственно горюче-смазочных материалов икомандировочных расходов, что органами федерального казначействаквалифицируется как нецелевое использование бюджетных средств.
Крометого, в результате неправильного применения нормативных документов привыполнении ремонтно-строительных работ допускается завышение объемоввыполненных работ и, как следствие, излишнее перечисление бюджетных средствподрядчику.
Внарушение Письма Министерства образования Российской Федерации от 5 сентября1995 года «О контроле платных услуг» производится выплата стипендийза счет бюджетных средств студентам, обучающимся на платной основе.
Засчет средств бюджета в учреждениях содержатся службы безопасности.
Припроведении проверок целевого использования средств федерального бюджета вучреждениях системы профессионального образования органы федеральногоказначейства отмечают следующие нарушения, в частности:
— нецелевое использование средств федерального бюджета, выделенных на выплатустипендий и питание и являющихся защищенными текущими расходами федеральногобюджета (статья 56 Федерального закона от 31 марта 1995 года № 39-ФЗ «Офедеральном бюджете на 1995 год»), на покрытие перерасхода по заработнойплате и начислениям на заработную плату, оплату коммунальных и прочих услуг,другие расходы;
— задержка (до нескольких месяцев) выплаты стипендии студентам из-за временногоотвлечения бюджетных средств на другие цели;
— использование средств училища, выделенных по коду 1103041 «Продуктыпитания», на покрытие других расходов при наличии кредиторскойзадолженности за продукты питания поставщикам. В ряде училищ по этому кодуэкономической классификации образуется экономия средств вследствие заниженияплановой нормы питания за счет студентов, находящихся на производственнойпрактике;
— полное или частичное использование дополнительных средств, выделенных наприобретение обмундирования для детей-сирот, питание студентам, выплатустипендий, на выплату заработной платы сотрудникам, приобретение материалов длятекущих хозяйственных целей и прочие расходы учреждения;
— перерасход бюджетных средств, выделенных на заработную плату, против доведенныхлимитов финансирования за счет начисления сотрудникам учреждений премий,компенсаций за книгоиздательскую продукцию, других надбавок и доплат приотсутствии фонда оплаты труда и финансирования на эти цели, а также за счетсодержания сверхштатных единиц;
— отвлечение бюджетных средств на расходы, подлежащие финансированию за счетдоходов от внебюджетной деятельности.
Вместес тем во всех училищах перерасход средств на оплату коммунальных и прочих видовуслуг связан с резким повышением стоимости этих услуг, а также с недостаточнымфинансированием по этим кодам экономической классификации (45-60 % кутвержденным сметным ассигнованиям), а по заработной плате—отсутствием фондаоплаты труда и финансирования на эти цели.
Кромевышеизложенных, отдельные факты нецелевого использования бюджетных средствустанавливаются совместно с другими нарушениями, приведенными в последующихразделах учебно-методического материала.
Длясведения: в соответствии с Письмом Министерства финансов Российской Федерацииот 4 октября 1995 года № 3-Е1-5 и Положением «О федеральном казначействе РоссийскойФедерации», органам федерального казначейства предоставлено правоприменять штрафные санкции к юридическим лицам, допустившим нецелевоеиспользование средств федерального бюджета.
Применятьштрафные санкции следует к хозрасчетным предприятиям и организациям, а также кучреждениям, финансируемым из федерального бюджета, допустившим нецелевоеиспользование бюджетных средств.
Приэтом следует иметь в виду, что получатели средств осуществляют расходованиесредств в пределах сумм, предусмотренных сметой расходов.
Вто же время получатели средств самостоятельно определяют направлениерасходования полученных средств в пределах утвержденных годовых назначений поЭкономической классификации расходов (таблице 6) Бюджетной классификацииРоссийской Федерации.
Принецелевом использовании бюджетными учреждениями средств как в истекшем, так и втекущем году, орган федерального казначейства засчитывает эти средства в счетпоследующего финансирования с уведомлением об этом соответствующегодепартамента Министерства финансов Российской Федерации и отраслевыхминистерств и ведомств Российской Федерации.
Вслучаях зачета органами федерального казначейства средств федерального бюджета,использованных не по целевому назначению хозрасчетными предприятиями,организациями, а также бюджетными учреждениями в счет последующегофинансирования, органы федерального казначейства уведомляют об этомсоответствующие департаменты Министерства финансов Российской Федерации исоответствующие министерства, ведомства Российской Федерации, в ведении которыхнаходятся предприятия, организации, учреждения, для внесения изменений вфинансирование предприятия, организации, учреждения, допустивших нецелевоеиспользование средств федерального бюджета.
Наруководителей предприятий, организаций и учреждений, допустивших нецелевоеиспользование средств федерального бюджета, следует оформлять материалы дляпривлечения их к материальной ответственности в гражданско-правовом иадминистративном порядке.
Кнецелевому использованию относится также отвлечение бюджетных средств нахозяйственные нужды учреждения, не предусмотренные сметой расходов и связанныес приобретением товарно-материальных ценностей и оказанием различных услуг.
Так,на основании договоров срочного вклада учреждения перечисляют в банки денежныесредства на определенный срок и под определенные проценты. По истечении сроковвклада банк перечисляет начисленные проценты за данный период и возвращаетдепозит. Также на основании договоров срочного вклада учреждения ежедневноперечисляют в банки на депозитные счета остатки денежных средств, имеющихся наих расчетных счетах. А на следующий день суммы денежных средстввосстанавливаются на их расчетных счетах.
Ревизиями(проверками) устанавливаются случаи расходования бюджетных средств, непредусмотренные сметой расходов финансирования, на проведение мероприятий помеждународному культурному обмену и совместному производству культурныхценностей (международной гастрольной деятельности).
Приревизиях (проверках) расходования средств на капитальный ремонтустанавливается, что проектно-сметная документация составляется с учетомприменения коэффициентов накладных расходов, плановых накоплений и прочихзатрат, осуществляемых при новом строительстве. Такое применение коэффициентов,как правило, приводит к увеличению сметной стоимости работ и излишнемуперечислению денежных средств подрядчику.
Средствацелевого финансирования на капитальный ремонт направляются на объекты новогостроительства.
Безразрешения соответствующих управлений федерального казначейства производятсяперечисления сумм денежных средств по платеж-1ным поручениям с бюджетных счетовна расчетные счета на восстановление средств за выполненные работы покапитальному ремонту.
Засчет средств бюджета оплачиваются представительские расходы.
Засчет бюджетных средств, выделенных по кодам 1303021 «Стипендии»,130300 «Трансферты населению», 110200 «Начисления на заработнуюплату», допускается выплата заработной платы сотрудникам. При отсутствиибюджетного финансирования (собственных средств) производилась индексациязаработной платы в 1,34 раза с 1 ноября 1995 года.
Бюджетныесредства используются для беспроцентного кредитования сторонних предприятий.
Оплачиваетсяс бюджетного счета цветочная продукция без последующего восстановления этихсредств с расчетного счета.
2.Об использовании бюджетных и внебюджетных средств учреждениями образования
Длясведения: Министерство образования Российской Федерации Письмом от 2 февраля1995 года № 04-М «О правах образовательных учреждений по использованиюбюджетных и внебюджетных средств» сообщает, что в соответствии сдействующим законодательством экономия средств по смете расходов прошедшегогода в учреждениях образования по решению трудового коллектива может бытьизрасходована:
— на премирование, выплату надбавок и оказание материальной помощи, улучшениеусловий труда и быта, удешевление стоимости общественного питания, наорганизацию отдыха сотрудников и их семей, мероприятия по охране здоровья идругие социальные нужды трудовых и студенческих коллективов;
— на укрепление материально-технической базы учреждений, содержание зданий исооружений, капитальный ремонт, благоустройство территорий и другиепроизводственные нужды, а также на долевое участие в строительстве жилья.
Премированиеработников, выплата установленных надбавок к ставкам заработной платы иоказание материальной помощи производится в пределах экономии фонда заработнойплаты по смете учреждения.
ОдновременноМинистерство образования Российской Федерации обращает внимание на то, чтоассигнования, выделяемые и перечисляемые на содержание образовательныхучреждений, не могут быть уменьшены территориальными органами федерального,казначейства и должны зачисляться на счета учреждений в полном объеме.
Вобоснование вышеизложенного Министерство доводит до сведения для учета в работеизвлечения из Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Обобразовании» и других нормативных документов в части прав руководителейобразовательных учреждений по использованию бюджетных и внебюджетных средств.
1.Закон Российской Федерации «Об образовании» (извлечение). «Статья43. Права образовательного учреждения в использовании финансовых и материальныхсредств.
2.Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные заним учредителем или являющиеся его собственностью, используются им по своемуусмотрению в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию неподлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
3.Неиспользованные в текущем году финансовые средства не могут быть изъяты уобразовательного учреждения или зачтены учредителем в объем финансированияследующего года».
2.Постановление Совета Министров РСФСР от 8 февраля 1991 года №86 «О мерахпо развитию договорных отношений в подготовке специалистов с высшим и среднимспециальным образованием» (извлечение).
«2.Довести до сведения, что Совет Министров СССР Постановлением от 19 декабря 1990года № 1311 установил, что:
полученныепо договорам дополнительные средства включаются в доходы учебных заведении ииспользуются в качестве источника финансирования капитальных вложений настроительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов высшей и среднейспециальной школы, приобретение оборудования, материалов, социально-культурноеразвитие трудовых коллективов, материальное поощрение работников, выплатустипендий, доплаты учащейся молодежи за вынужденный наем жилья, а также наобразование фонда социальной помощи остронуждающимся студентам и учащимся,предусмотренного Постановлением Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 7апреля 1990 года № 330 „О дополнительных мерах по улучшениюматериально-бытовых условий студентов высших и учащихся средних специальныхучебных заведений“.
3. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 18 января 1992 года № 33 „Одополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи“ (извлечение).
»3.Органам государственного управления образованием Российской Федерации принятьмеры по созданию в каждом учебном заведении фонда социальной защиты студентов,имея в виду, что:
вуказанный фонд направляется весь стипендиальный фонд учебного заведения,средства, выделяемые из соответствующих бюджетов на оказание помощи нуждающимсястудентам, а также на компенсацию удорожания питания и средства, получаемыеучебными заведениями из других (внебюджетных) источников; при этом размеротчислений внебюджетных средств определяется непосредственно учебнымизаведениями”.
4. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 13 мая 1992 года № 312 «О неотложныхмерах по экономической и социальной защите системы образования» (извлечение).
«4.Установить, что:
образовательныеучреждения самостоятельно определяют использование всех внебюджетных средств,полученных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочихкадров и специалистов на основе договоров, оказание платных образовательных идругих видов услуг, для формирования фондов оплаты труда работников исоциальной защиты студентов и учащихся».
5. ПостановлениеСовета Министров — Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 года №597 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждениипрофессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации»(извлечение из Типового положения).
«100.Неиспользованные в текущем периоде (год, квартал, месяц) денежные средства немогут быть изъяты у высшего учебного заведения или зачтены в объемефинансирования последующего периода (в течение года или в следующем году).
101.Государственное высшее учебное заведение самостоятельно определяет порядокиспользования всех видов своих бюджетных и внебюджетных средств, включаяопределение их доли, направляемой на оплату труда и материальное стимулированиеработников.
110.Высшее учебное заведение в пределах имеющихся у него; средств на оплату трудасамостоятельно в установленном порядке определяет форму и систему оплаты труда,размер доплат и надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера, атакже размеры должностных окладов всех категорий (без ограничения их предельныхразмеров), но не ниже устанавливаемых законодательством Российской Федерации».
6. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 5 июня 1994 года № 650 «Обутверждении Типового положения об учреждении начального профессиональногообразования» (извлечение из Типового положения).
«59.Учреждение начального профессионального образования самостоятельно ворганизации образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной,финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, определенныхзаконодательством Российской Федераций, настоящим Положением и Уставомобразовательного учреждения.
60.Учреждение начального профессионального образования осуществляет в пределахсвоей компетенции материально-техническое оснащение образовательного процесса всоответствии с государственными и местными нормативными требованиями, можетпривлекать для осуществления уставной деятельности дополнительные источникифинансовых и материальных средств, включая использование банковского кредита,устанавливает структуру управления, штатное расписание, распределениедолжностных обязанностей, размеры платы за счет внебюджетных финансовых средствс учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами, атакже размеры надбавок и доплат к должностным окладам и порядок премированиясвоих работников.
67.Привлечение учреждением начального профессионального образования дополнительныхсредств не влечет за собой снижение нормативов или абсолютных размеров егофинансирования из бюджета учредителя».
7. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 14 октября 1994 года № 1168 «Обутверждении Типового положения об образовательном учреждении среднегопрофессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» (извлечениеиз Типового положения).
«74.Государственное среднее специальное учебное заведение вправе осуществлятьсамостоятельную хозяйственную деятельность, предусмотренную уставом, ираспоряжаться доходами от этой деятельности.
83.Не использованные в текущем периоде (год, квартал, месяц) денежные средства немогут быть изъяты у среднего специального учебного заведения или зачтены вобъем финансирования последующего периода (в течение года или в следующемгоду).
84.Государственное, муниципальное среднее специальное учебное заведениесамостоятельно определяет порядок использования всех своих внебюджетных средствв соответствии с уставом, включая определение их доли, направляемой на оплатутруда и материальное стимулирование работников в соответствии с действующимзаконодательством.
93.Среднее специальное учебное заведение в пределах имеющихся у него средств наоплату труда самостоятельно в установленном порядке определяет форму и системуоплаты труда, размеры доплат и надбавок, премий и других выплат стимулирующегохарактера, а также размеры должностных окладов всех категорий работников, но нениже устанавливаемых законодательством Российской Федерации».
3.Об эффективности использования средств федерального бюджета, выделенныхсубъектам Российской Федерации
Впоследнее время на фоне межбюджетных отношений между федеральным центром исубъектами федерации, традиционно характеризующихся недовыделением из фондафинансовой поддержки регионов средств по сравнению с утвержденными бюджетнымипроектировками (что обусловлено главным образом недобором налогов в доходфедерального бюджета) все более отчетливо проявляется новая тенденция,характеризующаяся тем, что из федерального бюджета регионам предоставляетсяцелевая финансовая помощь на решение назревших социальных проблем.
Вцелом в 1996 году из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерациинаправлены средства в объеме (в различных формах финансирования) -60,1 трлн.рублей в том числе:
/>
Крометого финансовые ресурсы субъектов Российской Федерации в 1996 г. включали всебя еще 20,8 трлн. рублей сформированных из средств федерального бюджета,выделенных в 1994-1995 годах в виде средств под «Северный завоз»-13,4 трлн. руб., товарного кредита селу — 5,1 трлн.руб. в виде средствпродовольственных фондов — 2,3 трлн. рублей и оставленных в распоряжениирегионов.
Приэтом с учетом сложного финансового состояния региональных бюджетов в истекшемгоду из федерального бюджета была оказана финансовая помощь на погашениезадолженности по выплате заработной платы работникам бюджетных учреждений исоциальные нужды в размере 10,4 трлн. рублей. Выделение указанных средств,произведенное главным образом в 1 полугодии 1996 года (8,5 трлн. рублей)позволило смягчить социальные проблемы в регионах существенно сократитьзадолженность по выплатам заработной платы и другим социальным позициям. В тоже время по состоянию на 1 марта 1997 года сумма невозвращенных федеральномубюджету и не зачтенных регионами средств дополнительная финансовая помощьсоставила 3,6 трлн.рублей.
Вместес тем, результаты контрольной работы Минфина России, других заинтересованныхминистерств и ведомств отразили слабость бюджетной и финансовой дисциплины врегионах.
Территориальнымиорганами Контрольно-ревизионного Управления и федерального казначейства в 1996году проведено 187 тыс. различных проверок, в ходе которых выявлено 511 тыс.фактов нарушений на сумму свыше 15 трлн.рублей. Главным образом в орбитуконтрольных органов попадали объекты, оперирующие со средствами федеральногобюджета.
Проведенныетематические проверки свидетельствуют с одной стороны — о слабости контроля заиспользованием бюджетных средств со стороны администраций регионов, а с другой- о том, что в целом ряде случаев действия самих администраций приводят кнарушениям бюджетной дисциплины и действующего законодательства.
Тактребует серьезного и срочного пересмотра позиция администраций всех уровней ввопросах обеспечения своевременного и полного и целевого направления средств,выделенных на заработную плату работников бюджетной сферы.
Важнейшимина сегодняшний день здесь являются два аспекта:
Первое- ужесточить контроль за своевременным и целевым использованием средств,выделенных на заработную плату, стипендии и другие денежные выплаты населению,не допускать переадресовки средств выделенных на оплату труда и другиетрансферты населению.
Необходимостьэтой меры абсолютно ясна. По данным Генпрокуратуры России случаи когданаправленные в регионы деньги на выплату заработной платы, тратятся не поназначению, настолько многочисленны, что носят практически повсеместныйхарактер. Возбуждены десятки уголовных дел. Однако нельзя не отметить, чтосанкции, применяемые в этом виде нарушений носят весьма символический характер.
Такрешением администрации Верхнетуринского района Свердловской области средства, выделенныедля оплаты временного проживания и питания пострадавших при чрезвычайныхситуациях, были направлены на приобретение бензина для сельских администраций.
ВОренбургской области Центральной бухгалтерией при управлении профобразованиясредства, выделенные на заработную плату, стипендии, питание, использованы напокупку павильона на Центральном рынке, капитальный ремонт и другие расходы, непредусмотренные сметой, задержка выплаты стипендии при наличии средств на счетесоставила 221,3 млн. рублей.
ВИркутском государственном педагогическом институте средства, выделенные настипендии студентам в сумме 702 млн. руб. переадресованы на выплату заработнойплаты профессорско-преподавательскому составу.
Вдругом ВУЗе Иркутской области — Братском индустриальном институте при наличиидолгов по заработной плате допущено нецелевое использование средств нахозяйственные расходы, оплату командировочных расходов, капитальный ремонт — всего на сумме 790 млн. руб.
ВБрянском областном арбитражном суде за счет средств на заработную платуприобрели квартиры, оказывали материальную помощь в размере до 60 окладов итаким образом разбазарили около 230 млн. рублей.
УВДАрхангельской области использовало не по целевому назначению 982 млн. руб.,выделенных на выплату денежного содержания.
ВАмурской области при проверке Тындинского отделения Байкало-Амурской железнойдороги установлены факты направления 140 млн. руб. бюджетных федеральныхсредств выделенных на заработную плату работников учреждений культуры напроведение культурно-массовых мероприятий.
ВАлтайском государственном медицинском университете заработную плату выплачивали«мертвым душам» и пользуясь отсутствием контроля похитили 125 млн.рублей бюджетных средств.
Проверкии анализ динамики выделения регионами средств на за работную плату работникамбюджетной сферы выявили не только факты нецелевого использования федеральныхсредств, выделенных на оплату труда, но и рост иждивенческих настроений врегионах, которые свели к минимуму собственные средства, выделяемые на эти цели.
Важнейшимэлементом в действиях Правительства Российской Федерации по обеспечениюбезусловного обеспечения погашения задолженности выплаты заработной платыявляется пресечение иждивенческих настроений в регионах.
Впервом полугодии 1996 г. субъектам Российской Федерации из федерального бюджетабыла оказана целевая финансовая помощь в размере 4,7 трлн. руб. — для погашениядолгов по заработной плате работникам бюджетных учреждений и на социальныенужды и 3,8 трлн. руб. — для обеспечения выплаты средств педагогическимработникам для летних отпусков. Использование этих средств, наряду снаправлением на указанные цели собственных средств региональных бюджетовпозволяло существенно снизить социальную напряженность.
Однакоотчеты регионов и Госкомстата Российской Федерации свидетельствуют опродолжающемся нарастании долгов перед учителями и другими бюджетниками. Нарядус этим анализ отчетов бюджетов субъектов Российской Федерации свидетельствует оналичии по состоянию на 1 января 1997 г. остатков, средств на счетах регионов вобъеме 4,6 трлн. рублей, а к 1 февраля 1997 г. превысили 5 трлн. рублей.
Разумеется,далеко не всегда поступления налогов, платежей и других «Живых» денегпозволяет обеспечить своевременность финансирования расходов, связанных соплатой труда.
Типичнойстала ситуация, при которой причитающиеся по бюджету средства на выплатузаработной платы выделены из бюджета полностью, а по отчетам самих бюджетныхорганизаций и учреждений выплаты заработной платы задерживается.
Причиназдесь кроется в злоупотреблениях с численностью и размерами должностныхокладов, в результате чего необоснованно завышаются суммы начисленной зарплаты.
ВХабаровском крае — установлены факты нецелевого использования средств(завышение окладов и излишняя численность аппарата, завышение окладов иизлишняя численность аппарата, завышение сметы расходов, строительство квартир)в миграционной службе края, в комитете по делам молодежи администрации края, вдорожной больнице станции Хабаровск-1 на общую сумму 506,9 млн. рублей.
ВКировском государственном медицинском институте средства незаконноизрасходовали на содержание сверхштатной численности, завышение заработнойплаты и стипендии, оплату коммунальных услуг за коммерческие структуры иневыполненных работ по ремонту 727,8 млн. рублей.
ВМагаданской области — в Государственной телерадиовещательной компании«Магадан» выявлено незаконное расходование около 500 млн. руб. навыплату надбавок к должностным окладам и премий в неограниченных размерах.
Втерриториальной миграционной службе Орловской области за счет искусственногозавышения числа работников в штатном расписании выплачивались незаконныенадбавки к должностным окладам и премии аппарату службы. Всего растраты в этойслужбе с учетом других нарушений в использовании бюджетных средств (переводсредств, выделенных по государственной программе «Миграция»коммерческим структурам на приобретение квартир и обстановку для лиц, неимеющих статуса беженцев) составили 2,1 млрд. рублей.
ВПермской продовольственной корпорации выявлены факты незаконного использованияи присвоения бюджетных средств на общую сумму 353,6 млн. рублей. Из них 238,6млн. рублей израсходовано на выплату завышенных окладов, премий, надбавок,суточных при командировках, 92,9 млн. рублей перечислено за невыполненные работы,18,9 млн. рублей присвоено директором и главным бухгалтером корпорации путемпредоставления фиктивных документов.
ВПермской области ревизией исполнения бюджета администрации закрытогоадминистративно-территориального образования пос. Звездный установленонезаконное расходование 1,2 млрд. рублей федеральных средств. Из них 1,1 млрд.рублей составили приписки при выполнении ремонтно-строительных работ и 60 млн.рублей — незаконные надбавки к должностным окладам.
Особеннонетерпима ситуация, при которой администрации регионов и других уровнейсогласясь на крайнюю недостаточность собственных бюджетных ресурсов и получаяподдержку из федерального бюджета занимаются под различными предлогамирасширением числа организаций, состоящих на довольствии в местных бюджетах,увеличением их штатной численности, повышением должностных окладов.
Достояниемгласности стала информация о том, что в Республике Коми численность работниковв бюджетной сфере удвоилась. Штаты «раздувает» не федеральный центр,а местные власти. Особенно растет численность административного персонала.
Расчетна то, что закрыть старые долги поможет федеральный бюджет, параллельно ввестиновые конторы, штаты, оклады — и долги по заработной плате вновь возрастут (дляпредъявления просьб о новой помощи) больше не оправдается.
Вконце февраля 1997 г. принято новое решение об оказании из федерального бюджетафинансовой помощи регионам в объеме 1,1 трлн. руб. Указанные средства должны ибудут направлены строго на погашение накопленной задолженности по заработнойплате работникам народного образования на местах. При этом регионы, которымбудет оказываться эта помощь, будут обязаны использовать на эту цель в первуюочередь ресурсы своих бюджетов, а выделение и использование федеральных средствбудет осуществляться на местах при участии органов федерального казначейства иКРУ.
Серьезныенарушения вскрыты во многих субъектах Российской Федерации при использованиифедеральных средств предоставленных в рамках «Северного завоза» и наформирование региональных продовольственных фондов.
Так,из-за отсутствия должного контроля, со стороны органов исполнительной власти зацелевым использованием средств и выданных в рамках «Северного завоза»своевременным взысканием их с ссудозаемщиков из 13,4 трлн. руб. средств выделенныхна компанию 1995 года возвращено для последующего использования в 1996 годутолько 5,4 трлн. рублей, менее 40%.
Особеннонизок процент возврата указанных средств в Таймырском автономном округе — 6,3%,Ненецком автономном округе — 19,1%, Сахалинской области и Красноярском крае — 22,5% и 22,2%, Чукотском автономном округе -25,8%, Республике Саха (Якутия) — 28,8%.
Многочисленныефакты нарушений использования средств, выделенных из федерального бюджетарегионам на возмещение транспортных издержек при осуществлении «Северногозавода» выявлены и в 1996 году.
В8 предприятиях Республики Саха средства, предназначенные на возмещениетранспортных расходов, в сумме 574,2 млрд.рублей направлено на закупкугорюче-смазочных материалов, товаров производственно-технического назначения ипродовольствия. Кроме того, 2,7 млрд. рублей выделено на строительство железнойдороги Беркакит-Томот-Якутск и 2 млрд. рублей — на выплату зарплаты дирекциинефтепровода «Талакам-Витим».
Проведеннымипроверками выявлены факты выдачи кредитов администрациями территорийнеплатежеспособным предприятиям. Так в двух улусах Республики Сахапредприятиям, находящимся на грани банкротства или в последствииликвидированным, было выдано кредитов в 1994-1995 годах на 2,1 млрд. рублей.Задолженность по этим предприятиям с учетом начисленных процентов составляет3,6 млрд. рублей.
ВАмурской области установлено использование средств федерального бюджетапредприятиями и организациями на собственные нужды в качестве кредитныхресурсов на погашение кредиторской задолженности и приобретение продукции, непредусмотренной перечнем, на 2,1 млрд. рублей.
АдминистрациейКамчатской области 54 млрд. рублей из 64,4 млрд. рублей, полученных федеральныхсредств и вексельных кредитов для возмещения транспортных затрат подцентрализованный завоз грузов, переданы на приобретение топлива предприятиям,организациям и администрации районов области.
В25 предприятиях и организациях Сахалинской области выявлено нецелевоеиспользование 15,9 млрд. рублей средств, предназначенных на северный завоз инаправленных на приобретение вертолета, магазина, автомобилей, оплатукоммунальных услуг и таможенных пошлин, закупку спирта, винно-водочных изделийи т.д. Решением комиссии при администрации области 1 млрд. рублей былнеобоснованно распределен на производственные нужды предприятий.
АдминистрациейНенецкого автономного округа производилась выдача кредитов предприятиям приналичии задолженности по ранее выданным кредитам. Например, КФК«Аграрник» по трем распоряжениям администрации округа выдано кредитовна 931 млн. рублей при наличии задолженности по кредитам и процентов за ихпользование в сумме 2,2 млрд. рублей. Кредитные ресурсы, выделенные в 1996 годупод завоз товаров, в сумме 6,5 млрд. рублей оказались замороженными в Ненецкомфилиале Архангельскпромстройбанка из-за тяжелого финансового положения банка.
Курскаяобласть — акционерное промышленно-торговое общество «Саккара» иМежрегиональная научно-производственная корпорация выделенный из федеральногобюджета на приобретение сахарной свеклы для выработки сахара-песка кредит 45,9млрд. рублей использовали на собственные хозяйственные нужды и приобретениевалюты.
Омскаяобласть — Омская продовольственная корпорация направила 22 млрд. рублей напокупку векселей и 20 млрд. рублей на нужды областного бюджета.
ВСтавропольском крае 9 млрд. рублей АО «Ставропольагроуниверсал» использовалине по целевому назначению.
Алтайскийкрай — Алтайская продовольственная корпорация за счет средств, предназначенныхна закупку зерна и продовольствия приобрела офисную мебель и стройматериалы насумму 8,2 млрд. рублей.
Новосибирскаяобласть — Новосибирский Государственный университет разместил средствафедерального бюджета на депозитном счете в коммерческом банке в сумме 860 млн.рублей.
Ав Республике Дагестан — С участием ПО «Каре» (г. Махачкала) похищенос депозитного счета УОП МВД Республики Дагестан 3 млрд. рублей бюджетныхсредств. После получения денег расчетный счет ПО «Каре» был закрыт.Установлено, что ПО «Каре» районными и городскими органами г. Махачкалане зарегистрировано, а директор предприятия — вымышленное лицо.
РеспубликаТатарстан — В Казанском государственном научно-производственном предприятии им.В.И. Ленина Миноборонпрома России установлено, что при задолженности поплатежам в бюджет и в обязательные фонды 43,2 млрд. рублей, в том числе вфедеральный — 9,6 млрд. рублей, направлено на оказание временной финансовойпомощи коммерческим структурам 830,9 млн. рублей, на выдачу работникампредприятия материальной помощи, премий и беспроцентных ссуд 1,3 млрд. рублей,на жилищное строительство — 5,7 млрд. рублей.
Владимирскаяобласть — в миграционной службе администрации установлено нецелевоеиспользование 266,7 млн. рублей, выделенных из федерального бюджета нарегиональную программу миграции, деньги расходовались на приобретениеавтотранспорта, строительных материалов, списывались на убытки, а также надругие цели, не связанные с созданием рабочих мест.
Вологодскаяобласть — ОАО «Вологодский льнокомбинат» — средства федеральногобюджета в размере 5,7 млрд. рублей израсходованы на погашении ранее взятыхкредитов, уплату страховых платежей и другие. АОЗТ «Владан-Лимитед»(для территориальной миграционной службы)- сумма нецелевого использованиясоставила 982,6 млн. руб., штраф — 2,1 млрд. рублей.
Втерриториальном фонде обязательного медицинского страхования Иркутской областивыявлено нецелевое использование 3,8 млрд. рублей. Деньги перечислялись насодержание аппаратов страховых компаний, коммерческим организациям на поставкумедицинского оборудования и продуктов питания, которые в полном объеме непоставлялись, а средства использовались на собственные нужды.
Белгородскаяобласть — в акционерном общества «Белгородпромжилстрой» из средств,выделенных для строительства жилья военнослужащим Северного флота, за 49,7 млн.рублей приобретена квартира для генерального директора общества, 55,0 млн.рублей необоснованно перечислены акционерному обществу закрытого типа«Лесстройторг».
Миграционнаяслужба Белгородской области перечислила ТОО «Игрек-Три» 987 млн. рублейфедеральных средств на организацию рабочих мест, а товарищество потратило их насобственные нужды.
ВАООТ «Ника» установлено, что на расчетный счет не поступило 464,8тыс. долларов от Сахарной торговой компании ЛТД” (г. Москва) и 538,7 тыс.долларов от ВВО «Продинторг» за переработку сахара-сырца”. Этопроизошло из-за того, что валютные средства по указанию директора перечислялисьразличным организациям и предприятиям, в том числе 310 тыс. долларов вШвейцарский банк г. Цюриха. По материалам ревизии налоговой полициейдоначислено причитающихся в федеральный бюджет платежей 2,3 млрд. рублей.
АООТ«Осколстрой» использовало не по назначению 10 млрд. рублей,полученных от Министерства обороны России на строительство жилья длявоеннослужащих. Из них 3,8 млрд. рублей потрачены на приобретение различныхтоварно-материальных ценностей и оплату услуг, остальные помещены на депозиты вкоммерческие банки.
Брянскаяобласть — Комитет по здравоохранению администрации Брянской области использовалне по назначению 3,3 млрд. рублей федеральных средств, из них на 2,2 млрд.рублей закуплены оборудование, автомобили «Форд» и«Мерседес-Бенц» по завышенным ценам.
Вгосударственной телерадиокомпании «Брянск» использовано не поназначению 312,3 млн. рублей, в Департаменте федеральной службы занятостиРоссийской Федерации по Брянской области — 240 млн.рублей.
ВУправлении внутренних дел Брянской области выявлены незаконные расходы 650,7млн. рублей на оплату стоимости питания и проживания слушателей Учебногоцентра.
г.Санкт-Петербург — в Государственном Академическом Мариинском театре установленынезаконные расходы, нецелевое использование бюджетных средств, недостачиматериальных ценностей и денежных средств на 15 млрд. рублей. Восстановлены 1,2млрд. рублей незаконных расходов, 339 млн. рублей дополнительных платежейпоступили в федеральный бюджет, с части виновных лиц взысканы 9,3 млн. рублей.
РоссийскаяНациональная Библиотека Минкультуры России г. Санкт-Петербурга в результатезавышения объемов строительных работ стоимости отопления и энергоснабжениястроящихся объектов излишне оплатила подрядчикам за 1995 год и 1 полугодие 1996года 14,8 млрд. рублей, выделенных из федерального бюджета на капитальныевложения. Кроме того на 1,6 млрд. рублей из средств, выделенных на основную деятельность,купила 1523,8 тыс. финских марок для приобретения оборудования. Однакооборудование не было приобретено, а валюта в последующем была продана по курсуниже приобретения с убытком 39 млн. рублей.
Тамбовскаяобласть — В АООТ «Уваровхимстрой» выявлено отвлечение на собственныенужды 800 млн. рублей средств федерального бюджета, предназначенных на долевоеучастие в строительстве квартир для военнослужащих.
Совместноероссийско-германское предприятие «Консалтинг-Агро-Инвест-Центр» сиюня 1993 года по ноябрь 1995 года получило от Миннаца России 2,8 млрд. рублейна строительство компактного поселка для вынужденных переселенцев в пос.Пятилетка Рассказовского района. До сих пор ни один из 18 одноквартирных жилыхдомов не сдан в эксплуатацию. Вместе с тем на 750 млн. рублей из названныхсредств закуплены банковские векселя, 506 млн. рублей — размещены на депозитныхсчетах коммерческого банка, на 400 млн. рублей проведены операции сгосударственными краткосрочными бескупонными облигациями.
Отдельнымисубъектами Российской Федерации принимаются решения, грубо вторгающиеся впределы компетенции федерального центра и нарушающие действующее бюджетное иналоговое законодательство.
Так,часть федеральных налогов, собираемые на территории Сахалинской области и в рядедругих субъектов Российской Федерации в 1996 году подлежали зачислению в доходобластного бюджета.
Контрольно-ревизионнаяработа, проводимая силами казначейских служб и контрольно-ревизионнымуправлением в I квартале 1997 г., выявила многочисленные факты нецелевогоиспользования средств федерального бюджета.
ВГосударственной транспортной компании «Россия» все 21,6 млрд. руб.,выделенные для поддержания парка воздушных судов специального назначения и натекущие эксплуатационные нужды, были использованы на оплату питания наспециальных и коммерческих рейсах, коммунальные услуги, уплату налогов и другиенецелевые нужды. Кроме того, 29,5 млрд. руб. израсходованы на увеличениезаработной платы, беспроцентное кредитование коммерческой организации, выплатустраховой премии. Скрыто от учета 467 и 644 тыс. долларов США, полученныхналичными от продажи билетов и провоза багажа. Полученные от коммерческойдеятельности 23,2 млрд. руб. в банк не сданы, израсходованы на выплатузаработной платы и материальное поощрение работников компании.
ВАО «Росхлебопродукт» установлено занижение размера задолженностиМинфину России на 28,3 млрд. руб.
ВМинистерстве природных ресурсов Российской Федерации 17 млрд. руб. от выдачилицензий за пользование недрами и реализации геологической информациикомитетами по геологии размещены на депозитных счетах коммерческих банков,израсходованы на незаконные доплаты к заработной плате, выдачу ссуд и авансовыхсумм без последующего их погашения, оплату завышенных объемов работ.
Проверенныепредприятия легкой и текстильной промышленности 15,2 млрд. руб.,предназначенные для сезонной закупки сырья и материалов, использовали напогашение кредиторской задолженности, выплату процентов за кредит и страховойсуммы, приобретение простого векселя. Из подлежащих возврату с учетом процентов437 млрд. руб. ссуд возвращено только 122 млрд. руб.
Комитетпо благоустройству и дорожному хозяйству мэрии г. Санкт-Петербурга израсходовал63,5 млрд. руб. средств Федерального дорожного фонда на цели, не связанные сремонтом и содержанием автомобильных дорог. Из них 44,8 млрд. руб. использованона ремонт городских объектов, 17 млрд. руб. — на погашение кредитов и уплатупроцентов за пользование ссудами, 11,7 млрд. руб. — оказание финансовой помощизаводу «Унисто».
ОКБ” Факел ” Российского космического агентства (г. Калининград)незаконно израсходовало 8,7 млрд. руб. на капитальный ремонт старого корпусавместо строительства нового, оплату по завышенным расценкамстроительно-монтажных работ, покупку оборудования для столовой.
Дальневосточноетерриториальное управление Комитета Российской Федерации по госрезервам неперечислило Госкомрезерву России 7,9 млрд. руб. доходов по депозитным вкладам,а использовало на содержание аппарата управления и подведомственных комитетов.
АО«Чукотканефтепродукт» использовало 3,3 млрд. руб., предназначенныхдля поддержки завоза продукции в районы Крайнего Севера, на строительство жильяв центральных районах России.
АО«Брянский автомобильный завод» 3 млрд. руб., выделенных на обновлениеи содержание госрезерва, израсходовало на погашение кредита и пополнениеоборотных средств.
ВМосковской области ТОО «Лосино-Петровская фабрика первичной обработкишерсти» вместо закупки и поставки шерсти для государственных нужд 2,1млрд. руб. использовало на погашение кредита и уплату процентов за пользованиеим, другой задолженности и на оплату коммунальных услуг.
Челябинскийтехнический госуниверситет вместо оплаты коммунальных услуг покрыл убытки отпродажи казначейских обязательств в сумме 715 млн. руб.
ВПУ-№32 г. Хабаровска средства, выделенные для текущего финансирования в сумме41,6 млн. руб. были отвлечены на выплату надбавок за непрерывный стаж работысогласно Постановлению Главы Администрации края.
Областнойцентр водного хозяйства Белгородской области бюджетные средства в размере 62,6млн. руб., предназначенные на текущие расходы, израсходовал на строительствожилого дома.
Почепскоехлебоприемное предприятие Брянской области использовало не по целевомуназначению средства федерального бюджета, выделенные на закупки зерна урожая1997 г. в размере 378,4 млн. руб., АО «Стародубское по птицеводству»и СХ «Берновичский» — нецелевое использование в размере 156,6 млн.руб.
Припроверке АООТ ” Владимирский тракторный завод ” установлено временноеотвлечение бюджетных средств в сумме 12,7 млрд. руб. на проведениекраткосрочных финансовых операций с векселями АКБ «Автобанк», за чтоначислен штраф в сумме 785,5 млн. руб. Также установлен факт нецелевогоиспользования в размере 150 млн. руб., направленных на строительство жилогодома, начислен штраф — 202,5 млн. руб.
ВДанском РАНО Липецкая области нецелевое использование составило 231,8 млн.руб.За счет средств федерального бюджета, выделенных на оплату питания детей,проживающих в загрязненной зоне руководством Данковского Рано приобретены:легковой автомобиль, телевидиосистемы, компьютеры, дорогостоящие холодильники ивыплачена премия аппарату управления и бухгалтерии.
ВЦентробазе материально-технических ресурсов ФМС России г. Гагарина Смоленскойобласти выявлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 2331,8млн.руб. За счет средств федерального бюджета, выделенных на реализациюмероприятий в области социальной ^политики произведены отпускматериально-технических ценностей ФМС России и собственные нужды, завышенысверхштатная численность по штатному расписанию, разряды по тарифной сетки пооплате труда, списание материальных ценностей, ГМС без соответствующихдокументов и необоснованное предоставление льгот.
ВКалужской области проверка целевого использования средств, выделенных дляпокупки ГСМ в счет товарного кредита показала нецелевое их использование в АО «ПамятьОктября» в сумме 38 млн. руб. ГСМ были использованы на вспашкуиндивидуальных огородов и коммерческие цели.
АдминистрацияКуземкинской волости Ленинградская области отвлекла бюджетные средства в сумме12 млн. руб. на покупку квартиры директору Куземкинской школы.
ВМагаданской области выявлено нецелевое использование средств на одномпредприятии в сумме 267,0 млн. руб., в т.ч. средства в размере 220 млн. руб.были размещены на депозитных счетах в коммерческих банках. Полученные процентыв сумме 470,0 млн. руб. в доход федерального бюджета не перечислены.
ВГосударственной педиатрической медицинской академии г. Санкт-Петербургаустановлено отвлечение бюджетных средств в размере 164,9 млн. руб.
Фактынецелевого использования средств федерального бюджета установлены также вРеспублике Карелия, Чувашской Республике, Алтайском и Хабаровском краях,Брянской, Иркутской, Кемеровской, Кировской, Курганской, Омской, Пензенской,Тюменской, Читинской и Ярославской областях и других территориях на общую суммусвыше 20 млрд. рублей.
Внастоящее время проводится работа по анализу результатов проведенныхтерриториальными органами федерального казначейства проверок, касающихся выдачии использования товарного кредита, полученного сельхозтоваропроизводителями в1996 году.
Израссмотренных проверок по 34 субъектам Российской Федерации практически вкаждом случае обнаружено нецелевое использование. Из 4115 млрд. рублейполученных кредитов около 6% или 241,6 млрд. рублей использованы не по целевомуназначению, в том числе сельхозтоваропроизводителями на сумму 196 млрд. рублей,администрациями субъектов РФ — 45,6 млрд. рублей.
Внарушение установленного порядка сельхозтоваропроизводители направлялигорюче-смазочные материалы на расходы, не связанные с технологическимипроцессами в растениеводстве, в том числе: на животноводство -61 млрд. рублей;другие отрасли — 48 млрд. рублей; для продажи другим хозяйствующим субъектам — 54 млрд. рублей; на собственные нужды — 33 млрд. рублей, из них на:
— продажу ГСМ на сторону; заготовку и вывоз леса; содержание дорог; транспортныерасходы; затраты ремонтно-механических мастерских; строительные работы;содержание социальной сферы; выплату заработной платы; расчеты за услугисторонним организациям.
Наибольшиесуммы нецелевого использования были допущены в следующих регионах:
Ростовскаяобласть — 94,4 млрд. рублей, в том числе:
— по другим отраслям — 40,6 млрд. рублей,
— другим предприятиям и частным лицам — 50,9 млрд. рублей; РеспубликаКабардино-Балкария — 52,5 млрд. рублей, в том числе:
— на животноводство — 28,9 млрд. рублей,
— на собственные нужды — 23,6 млрд. рублей; Брянская область — 7,37 млрд. рублей,в том числе:
— на животноводство — 6.5 млрд. рублей; Республика Адыгея — 4,8 млрд. рублей, втом числе:
— на животноводство — 2.7 млрд. рублей;
— на другие отрасли -2,1 млрд. рублей; Республика Горный Алтай — 3,7 млрд.рублей;
Тамбовскаяобласть — 3,3 млрд. рублей; Амурская область — 2,7 млрд. рублей;
Костромскаяобласть -1,4 млрд. рублей.
Пораспоряжениям ряда Администраций субъектов Российской Федерации средстватоварного кредита в общей сумме 45,6 млрд. рублей были выданы организациям ипредприятиям, не являющимся сельхозтоваропроизводителями, в том числе:
— по Республике Дагестан — 26,3 млрд. рублей, что составляет 21 % от полученноготоварного кредита; по Сахалинской области — 13 млрд. рублей (34%); поРеспублике Алтай — 2.8 млрд. рублей (17%).
Так,например, в Республике Дагестан товарный кредит получен Дагпотребсоюзом,концерном «Ималат», Дагагропромстроем, Чиркейгэсстроем, Птицепромом,Накстроем и Управлением материального снабжения; в Республике Алтай ГСМполучены Комитетом по науке и образованию, производственным объединением ЖКХ№18, Дирекциями Катунской и Чемальской ГЭС, ТОО «Горно-Алтайское ПМК»и ТОО «Тук-Текстиль».
Всоответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.94г.№ 1245 «О неотложных мерах по подготовке народного хозяйства к работе восенне-зимний период 1994-95 годов» Министерством финансов РоссийскойФедерации в 1995-96гг. организациям топливно-энергетического комплекса быливыделены средства на возвратной и платной основе из Федерального фондафинансовой поддержки на сезонную заготовку топлива на электростанциях, закачкугаза в подземные хранилища, проведение мероприятий по ремонту энергетическогооборудования, а также обеспечения населения топливом в сумме 1116,0 млрд. руб.со сроком возврата до одного года под гарантию администраций субъектовРоссийской Федерации. В связи с финансовыми затруднениями энергопредприятий,постановлением Правительства Российской федерации от 24.06.96г. № 732 возвратбюджетных ссуд был продлен до 31 марта 1997 года.
Из-заотсутствия платежей потребителей за электроэнергию предприятия ТЭК не имеютвозможности выполнить свои обязательства предусмотренные договорами передМинистерством финансов Российской федерации по возврату средств в Федеральныйбюджет.
Учитывая,что гарантом возврата средств в основном являются администрации субъектовРоссийской Федерации, органами федерального казначейства на местах направлены вих адрес сообщения о наступлении сроков действия выданных ими гарантий, однакоответов не последовало.
Так,по состоянию на 1 апреля 1997 года общая задолженность по погашениюпредоставленных бюджетных ссуд из фонда финансовой поддержки на сезоннуюзаготовку топлива по топливно-энергетическим предприятиям с учетом начисленныхи неуплаченных процентов составила 982,4 млрд. руб.
Проблеманизкой финансовой дисциплины принимает в 1997 г. еще более широкие масштабы.Постоянный рост задолженности по выплатам заработной платы органам бюджетнойсферы и других социальных выплат населению на территориях субъектов РоссийскойФедерации свидетельствует о серьезных нарушениях в использовании бюджетныхсредств на всех уровнях административно-территориальных образований.
Вцелях обеспечения погашения задолженности по выплате заработной платыработникам бюджетной сферы Правительством Российской Федерации и Министерствомфинансов России в феврале — марте т.г. были предприняты ряд мер, позволяющиеснизить социальную напряженность на территориях субъектов Российской Федерации.
Попросьбе ряда территорий Правительством Российской Федерации принятыпостановления о пролонгации бюджетных ссуд на 1997 г. на общую сумму 1,2 трлн.руб., в т.ч. Республикам Мордовия, Бурятия и Алтай, Алтайскому краю, Амурской иАрхангельской областям и Чукотскому АО.
Дляпокрытия образовавшейся задолженности по заработной плате и социальным выплатамнаселению в марте т.г. из федерального бюджета бюджетам субъектов РоссийскойФедерации было выделено 3,8 трлн. руб., в т.ч. в виде трансфертов — 2,8 трлн.руб., бюджетных ссуд — 264 млрд. руб. и кредитов коммерческих банков подгарантию Правительства Российской Федерации в сумме 707 млрд. руб.
Приопределении потребности в средствах для выплаты заработной платы Министерствомфинансов Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерацииучитывалось наличие свободных остатков бюджетных средств на территории, а такжевозможность использования 50% собственных доходных источников в денежной форме.
Всоответствии с Указами Президента Российской Федерации от 28.02.97 г. № 134«Об обеспечении своевременного финансирования расходов на выплатузаработной платы» и от 26.03.1997 г. № 268 «Об усилении контроля заиспользованием средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты заработнойплаты» органами федерального казначейства совместно с КРУ Министерствафинансов России были проведены проверки целевого расходования средств, предоставленныхв марте т. г. субъектам Российской Федерации для погашения задолженности позаработной плате и другим социальным выплатам населению.
Проверка,проведенная на 50 территориях субъектов Российской Федерации показала, что напогашение задолженности по заработной плате было направлено 1,1 трлн. руб. исоциальные выплаты 446,4 млрд. рублей или 50% от выделенных этим территориямсредств.
Толькона 25 проверенных территориях в марте т.г., несколько уменьшилась задолженностьпо заработной плате. Снизилась задолженность на территориях Республики Карелия,Вологодской, Кемеровской, Ленинградской и Мурманской областей. Наметиласьтенденция к снижению задолженности в республиках Адыгея и Алтай, Чувашии,Брянской, Оренбургской, Саратовской и других областей.
На23 территориях субъектов Федераций при целевом выделении средств изфедерального бюджета, задолженность по заработной плате не только несократилась, но и еще более возросла, в т.ч. на территориях Приморского иСтавропольского краев, Кировской, Курганской, Орловской, Пермской, Сахалинскойобластей.
Отсутствиеконтроля за использованием бюджетных средств со стороны администраций регионов,а также принимаемые решения самих администраций, приводящие к нарушениямбюджетной дисциплины и действующего законодательства, еще более усиливаютсоциальную напряженность в регионах.
Наибольшиеразмеры задолженности установлены в Ставропольском, Приморском, Алтайскомкраях, Кемеровской, Магаданской, Ростовской, Амурской, Камчатской, Кировской,Сахалинской, Челябинской областях.
Поданным проведенных проверок серьезные нарушения в использовании средствфедерального бюджета допускаются при распределении их на уровне администрацийреспублик, краев, областей, округов, городов и районов, когда крупные суммытеряют свое целевое назначение.
Такоевольное отношение к выполнению Указов Президента Российской Федерации допустили29 субъектов федерации.
Натерритории Амурской области установлено нарушений на общую сумму 2.5 млрд. руб.(4,2 % полученного трансферта), которые были направлены на выплату премий,материальной помощи, оплату услуг связи, электроэнергию, топлива, мебели,командировочных расходов и др.
Наосновании распоряжения Главы администрации Амурской области № 140-Р от 7.03.97г. было перечислено 1.7 млрд. руб. комитету жилищно-коммунального хозяйства длярасчетов за поставку мазута.
Пораспоряжению Главы администрации Михайловского района направлено в резервныйфонд поддержки жилищно-коммунального хозяйства 300 млн. руб.
Врезультате на территории Амурской области задолженность по заработной платевозросла с 229,1 млрд. руб. на 1.03.97 г. до 249,8 млрд. руб. на 1.04.97 г.
Приполучении администрацией Приморского края кредита в Онексимбанке под гарантиюПравительства Российской Федерации в марте т.г. в размере 116 млрд. руб.,задолженность по заработной плате на территории края возросла за этот месяц на86,1 млрд. руб. и составила на 1.04.97 г. 537,1 млрд. руб.
Изобщей суммы поступивших трансфертных платежей на территории Ростовской областив сумме 74,2 млрд. руб. только 23,9 млрд. руб. были направлены на погашениезадолженности по заработной плате; 43,2 млрд. руб. уплачено банкам в погашениекредитов, взятых территориями под поручительства администрации области, которыене были направлены на выплату заработной платы; на 500 млн. руб. приобретенооборудование предприятию АООТ «Ростовавтотранс».
В7 районах Ростовской области вместо покрытия задолженности по заработной плате,средства в сумме 1,7 млрд. руб. были направлены на финансирование избирательнойкомпании, в т.ч. в Верхнедонском, Веселовском, Дубовском, Качальницком,Куйбышевском, Мартыновском районах и г. Донецке.
Горфинотделг. Белая Калитва из 500 млн. руб. полученной «дотации» — 385 млн.руб. направил на содержание жилфонда МУП ЖКХ.
Врезультате на территории Ростовской области задолженность по выплате заработнойплаты органам бюджетной сферы возросла со 188,5 млрд. руб. на 1.03.97 г. до218,0 млрд. руб. на 1.04.97 г.
Учитываяособую социальную напряженность на территории Кемеровской области, для покрытиязадолженности по выплате заработной платы и социальных выплат населению в мартет.г. из федерального бюджета перечислены трансфертные платежи в размере 444,5млрд. руб. При условии целенаправленного использования администрацией областивыделенных средств из федерального бюджета и направления на указанные целичасти свободных остатков бюджета области, задолженность по заработной платемогла быть погашена полностью, однако ее размер снизился лишь на 157 млрд.руб.или на 22 %.
Издоведенных до бюджетов городов области средств в сумме 244,9 млрд. руб.,задолженность по заработной плате бюджетной сферы снизилась на 103,3 млрд. руб.(20,7 %) при возможном ее снижении на 44,3%. Бюджеты районов обеспечили погашениезадолженности по заработной плате на 31,3% при возможном ее уменьшения до 58%.
Более56,0 млрд.руб. администрацией области направлены в структуры, не относящиеся кбюджетной сфере, в т.ч. на финансирование программы «Фата» выделено15,3 млрд.руб.; Московскому гормолзаводу 12,0 млрд. руб.; на расходы попроведению выборов 1,3 млрд. руб.; 11,2 млрд. руб. АО«Кузбассавтотранс»;2,1 млрд. руб. — ГАО ЖКХ; 6,5 млрд. руб. — УКСАКО; аппарату управления и администрации области выделено 3,5 млрд. руб.
Принаибольшей задолженности по заработной плате в городах Новокузнецке (136,0млрд. руб.) и Прокопьевске (62,3 млрд. руб.) администрацией Кемеровской областивыделены средства бюджетам этих городов для ее погашения в размерах отпотребности соответственно 32,2% и 50%. В тоже время по другим административно-территориальнымобразованиям области средства выделялись на уровне от 70 до 93 % сложившейсязадолженности, в т.ч. городам Кемерово, Киселевску, районам Новокузнецкому,Тяжинскому и Чебулинскому.
ГородуАнджеро-Судженску было выделено 30,1 млрд. руб. при задолженности по заработнойплате лишь 15,4 млрд. руб., при этом фактическая задолженность была сниженалишь на треть.
Припостоянной остроте проблемы с выплатой заработной платы финансовые органыдопускают задержки перечисления средств бюджетополучателям при наличии средствна бюджетных счетах и счетах распорядителей средств.
Так,в течение марта месяца имели место задержки перечисления средств финансовымиорганами Ставропольского края от 3-х до 20-ти дней на сумму 13,4 млрд.руб.; до20-ти дней задержана выплата средств в г.Новокузнецке Кемеровской области насумму 1,3 млрд.руб.
Аналогичныеслучаи имели место в Оренбургской, Магаданской областях, Алтайском крае идругих регионах.
Проведеннымипроверками установлены факты нецелевого использования средств, полученных длявыплаты заработной платы, которые направлялись на выплаты премий,командировочные и хозяйственные расходы, приобретение материалов, топлива,оплату услуг связи и коммунальных услуг, капремонт и другие расходы.
ВРеспублике Карелия из полученных 50 млрд. руб. направлено 2,7 млрд. руб. напокрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства, оплату ремонтно-строительныхработ, хозяйственные и командировочные расходы, 1,8 млрд. руб. — на погашениеранее полученных коммерческих кредитов. В Курганской области из 19,5 млрд. руб.использованы 4,5 млрд. руб. на оплату угля, 0,6 млрд. руб. — на дотации икомпенсации сельскохозяйственным и автотранспортным предприятиям.
ВЧитинской области из 79 млрд. руб. 3,6 млрд. руб. направлены на коммунальные, командировочные,хозяйственные расходы, оплату товаров и медикаментов, услуг связи, выплатукомпенсаций за литературу в учебных заведениях.
Исходяиз характера вскрытых проверками нарушений в использовании средств, выделяемыхна заработную плату и иные выплаты населению, представляется целесообразным вцелях укрепления бюджетной дисциплины осуществить следующие мероприятия.
1.Поручить координацию контроля за целевым использованием средств,предназначенных на выплату заработной платы населению Минтруду России, создавпри нем Совет по координации таких проверок из представителей финансовых,налоговых, правоохранительных и других контролирующих эти вопросы органов, атакже органов государственной статистики.
Возложитьна этот Совет определение единой методики учета задолженности по социальнымвыплатам, составление планов и программ совместных проверок, обобщениерезультатов таких проверок и разработку рекомендаций по повышению ихэффективности, обязательных для исполнения членами Совета.
2.Администрациям субъектов Российской Федерации в месячный срок возместить засчет собственных источников средства, выделенные из федерального бюджета дляпогашения задолженности по выплате заработной платы и использованные на другиецели и направить их на погашение имеющейся задолженности. В соответствии сПосланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию обязатьбюджетные организации в первоочередном порядке направлять для финансированиязаработной платы все имеющиеся доходные источники этих организаций.
3.Повысить результативность проводимых по данному вопросу проверок иответственность глав администраций субъектов Российской Федерации ируководителей учреждений и организаций за нецелевым использованием бюджетныхсредств, выделенных на заработную плату и другие социальные нужды населения.
Вэтих целях потребовать от органов Рострудинспекции и правоохранительныхорганов, наделенных правом привлечения к ответственности виновных должностныхлиц, представления контролирующим органам сведений о принятых мерах по результатампредставленных ими материалов по фактам нарушений использования бюджетныхсредств.
4.Обязать руководителей Минобразования России, Минздрава России, ГосналогслужбыРоссии, других федеральных органов исполнительной власти, а также субъектовРоссийской Федерации рассмотреть результаты проверок, проведенных контрольнымиорганами в текущем году и принять к нарушителям бюджетной дисциплинысоответствующие меры.
5.Поручить Рострудинспекции осуществлять постоянный контроль в бюджетныхорганизациях за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы работникамбюджетной сферы.
Министерствуфинансов Российской Федерации во взаимодействии с фискальными иправоохранительными органами принимать все меры необходимые для восстановленияв таких случаях конституционного порядка и законности в целевом использованиибюджетных средств.
Списокиспользованных источников
1. Обобщенныйматериал Контрольно-ревизионным управлением Минфина России «Обэффективности использования средств федерального бюджета, выделенных субъектамРоссийской Федерации в 1996 году и в Iквартале 1997 года» от 17.06.97 г. № 07-16/1.
2. ПудовкинЮ.И. Анализ нарушений в финансово-хозяйственной деятельности. – М.: фирма «ЭКАР»,1998. – 88 с. вып. 7, пер. и доп.
3. БелухаН.Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства. – М.: Финансы и статистика,1992. – 368 с.
4. ТереховА.А., Терехов М.А. Контроль и аудит: основные методические приемы и технология.– М.: Финансы и статистика, 1998. – 208 с.: ил.
5. ШохинС.О., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практикаприменения в России. Науч.-метод. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997. –240 с.