Министерство образования и науки Российской Федерации
Восточно-сибирский государственный технологический университет
Институт переподготовки кадров
Курсовая работа
по дисциплине: Экономическая теория
на тему: Недобросовестная конкуренция и как с ней бороться.
Выполнил: слушатель группы ЭВ-10
Забелин Д.А.
Проверила: к.э.н. Танганова Т.А.
Улан-Удэ
2010
Содержание.
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Основные виды недобросовестной конкуренции
………………………..4
Конкуренция как центральное звено рыночного механизма………………..4
Понятие и основные виды недобросовестной конкуренции…………………10
Монополия и недобросовестная конкуренция…………………………………21
Глава 2. Борьба с недобросовестной конкуренцией………………………………24
2.1 Методы противодействия недобросовестной конкуренции предприятиями……………………………………………………………………….24
2.2 Государственные законы и органы исполнительной власти РФ направленные на борьбу с недобросовестной конкуренцией…………………..28
Заключение…………………………………………………………………………….37
Список использованных источников………………………………………………38
Введение
Конкуренция в переводе с латинского языка значит «сталкиваться» и означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.
Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.
Как и в любой борьбе, в конкуренции выделяются методы, не нарушающие принятых норм и принципов конкуренции, и методы, которые безусловно порицаются и зачастую вступают в противоречие с законами государства. Таким образом экономисты стали выделять добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Главным же отличием недобросовестной конкуренции от добросовестной является то, что она не способствует, и даже вредит экономическому росту в любой области экономики.
Борьба с недобросовестной конкуренцией велась всегда с момента зарождения ремесла и торговли, но особенно остро необходимость в противодействии ей появилась в связи научно-технической революцией, повлекшей за собой усиление специализации труда каждого человека, ускорение и удешевление транспортировки любых грузов, и как следствие развитие рыночных отношений в глобальных масштабах, рождение крупных предприятий, которые в борьбе друг с другом за рынки сбыта зачастую прибегают к методам недобросовестной конкуренции. Всё это выявило необходимость борьбы с недобросовестной конкуренцией не только предприятиями подвергающимся ей, но и государством, в целях обеспечения общего экономического благосостояния общества.
В данном курсовом проекте мы рассмотрим общие признаки и конкретные виды недобросовестной конкуренции, методы борьбы с ней и существующие в России законы, нормативно-правовые акты и органы государственной власти противодействующие недобросовестной конкуренции. Отдельно будет рассматриваться вопрос монополий, так как недобросовестная конкуренция и монополия на самом деле очень сильно взаимосвязаны.
Глава 1
Основные виды недобросовестной конкуренции
1.1
Конкуренция как центральное звено рыночного механизма
Конкуренция1 – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
Существуют и другие определения конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию как “действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор”. Человек всегда стремится продать подороже, а купить подешевле, сделать себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому и приходится нам постоянно сталкиваться с конкуренцией. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъект рынка.
В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции.
Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.
Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.
Первый подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как соперничество экономических субъектов. Вот наиболее типичные определения:
состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;
состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;
это особый по замыслу вид честной экономической борьбы, в которой при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;
соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;
соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей;
Для литературы советского периода характерно отрицательное отношение к конкуренции в целом. Конкуренция определяется как «антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способа производства. Цель конкуренции — борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий».
В более поздней отечественной литературе отношение к конкуренции изменилось на диаметрально противоположное. Например, «конкуренция — естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители; в интересах получения прибыли поставщики, изготовители продукции и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей».
В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция — это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.
Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. «Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования».
Конкуренция2 — механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.
В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.
Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой — повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.
Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.
Рассмотрев сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.
Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов”( “Экономикс” ).
Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что “ в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются”. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.
В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.
В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.
1
.2 Понятие и основные виды недобросовестной конкуренции
3Стокгольмская Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности при ООН от 14 июля 1967 г. (для РФ вступила в силу с 19 сентября 1968 г.) содержит весьма обширный перечень прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в различных областях человеческой деятельности. Данное в Конвенции определение интеллектуальной собственности включает, в числе прочих, также «права, относящиеся к защите против недобросовестной конкуренции» (ст.2). Данная формулировка иногда толкуется таким образом, что «пресечение недобросовестной конкуренции» — это объект интеллектуальной собственности. В подтверждение подобного вывода обычно приводят ст.1 Парижской Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. в ред. от 14 июля 1967 г. (для РФ действует с 19 сентября 1968 г.), где сказано буквально следующее: «Объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции».
Представляется, что приведенные нормы не дают основания для включения пресечения недобросовестной конкуренции в число объектов права интеллектуальной собственности. Прежде всего, с точки зрения теории права невозможно относить действие (совокупность действий) к объектам права собственности, в том числе интеллектуальной собственности. Кроме того, не следует забывать о том, что анализ зарубежного законодательства всегда сопряжен с определенными трудностями, в частности, лингвистическими и культурно-историческими, в связи с чем дословный перевод какого-либо нормативно-правового акта не всегда точно передает его истинный смысл. На наш взгляд, рассматриваемые международно-правовые нор-мы позволяют говорить о пресечении недобросовестной конкуренции как совокупности действий, направленных на защиту объектов интеллектуальной собственности. Сходные определения встречаются и в зарубежных источниках: так, например, в материалах Международного Бюро ВОИС указывается, что «Парижская Конвенция предусматривает пресечение недобросовестной конкуренции как один из способов защиты интеллектуальной собственности».
Исторически сложилось так, что вопросы недобросовестной конкуренции регулировались в комплексе с охраной объектов промышленной собственности (напомним, что под последними понимаются те объекты интеллектуальной собственности, которые используются в хозяйственной деятельности с целью извлечения прибыли: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и т.д.). В зарубежных странах весьма распространенной является практика принятия нормативных актов, посвященных объектам промышленной собственности и вопросам недобросовестной конкуренции одновременно (например, Закон о товарных знаках и недобросовестной конкуренции, принятый в Канаде в 1952 г.). Однако, несмотря на такую взаимосвязь, недобросовестная конкуренция представляет собой самостоятельное социально-экономическое и правовое явление.
Принято считать, что «правовой институт недобросовестной конкуренции входит в такую отрасль законодательства, как „конкурентное право“, известную законодательству многих стран и представляющую собой комплекс норм различных отраслей права, регулирующих конкурентные отношения, причем последние могут возникать не только по поводу объектов интеллектуальной собственности, но и договорных обязательств, личных прав предпринимателей и др.
Таким образом, пресечение недобросовестной конкуренции, бесспорно, не сводимо к объектам интеллектуальной собственности и должно рассматриваться как одно из правовых средств их защиты.
Легальное определение недобросовестной конкуренции на международно-правовом уровне дано в п.2 ст.10-bis Парижской Конвенции: „Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах“. П.3 этой же статьи несколько конкретизирует приведенную норму: „В частности, подлежат запрету:
— все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
— ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
— использование в ходе коммерческой деятельности указаний или обозначений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления, характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров.
Еще 12 видов деятельности определяются как недобросовестная конкуренция в комментарии к Типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. Это следующие виды:
1) подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;
2) выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;
3) неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;
4) побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву их контрактов с нанимателем;
5) угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли;
6) бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции;
7) демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже себестоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;
8) создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет;
9) намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;
10) поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;
11) выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов;
12) нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.
Рассмотрим поподробнее некоторые из них.
Экономический шпионаж – существует также термин промышленный шпионаж, хоть эти два термина часто используют как синонимы, но между ними существует определенная разница, т.к. в принципе промышленный шпионаж является частью экономического. Экономический шпионаж сверх промышленного охватывает и такие сферы, как показатели валовой национальный продукт и т. д. и выходит за рамки данного курсовой работы.
4Основными объектами внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек. С развитием промышленного шпионажа промышленные монополии тщательно охраняют содержание патентов, результаты научно-технических исследований, проекты и эскизы любой своей продукции. В организационную структуру ТНК (транснациональные компании) входят т.н. технические центры основной задачей которых является разработка новых товаров, повышение качества уже существующей продукции, разработка новых технологий и т.д.
В целях повышения прибыли ТНК стремятся к установлению истинной ценности собственной продукции. Для этого производится детальнейший анализ продукции конкурентов с целью установления сравнительного качества своей продукции.
Все промышленные монополии имеют засекреченные лаборатории, где по всем параметрам сравнивают уровни технически решений, качество, производительность и надежность своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов. В этих лабораториях разбирают каждый узел и агрегат собственных машин и аналогичной продукции конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительную ценность той или иной продукции. Учитываются все недостатки или преимущества своих и чужих товаров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают для своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное законодательство или если это выгодно фирме.
Недостатки своей продукции тщательно изучаются. Затем ищутся пути их устранения, если это оказывается выгодно. Но никогда информация о слабых сторонах своей продукции не выходит за пределы таких лабораторий и конечно никогда не доходит до обычных потребителей. Само существование таких лабораторий также не афишируется.
Существуют различные способы получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, как законных, так и незаконных. Законными средствами считаются сбор и анализ информации из официально публикуемых источников, докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов и т.д.
Основными законными путями сбора информации о конкурентах являются: публикации конкурентов и отчеты о деятельности фирм; сведения, данные публично бывшими служащими конкурентов; ежегодные финансовые отчеты; обзоры рынков и доклады инженеров-консультантов; выпускаемые конкурентами издания; анализ изделий конкурентов; отчеты зарубежных филиалов и др..
Так как каждая ТНК знает о возможных действиях, исследований против нее со стороны конкурентов, то в официальных публикациях и отчетах каждая ТНК старается дать минимальную информацию о своей деятельности и финансовом положении, о научно-исследовательских работах. В основном, любая крупная компания составляет несколько вариантов отчета.
Отчет, отражающий истинное состояние дел, в считанных экземплярах представляется высшим руководителям ТНК, которые определяют политику и стратегию корпорации.
Другой вариант отчета, из которого исключена наиболее важная и личная информация, структура производственных издержек, предоставляется руководителям корпорации среднего уровня, некоторым управляющим зарубежными филиалами, некоторым лицам из среды основных акционеров.
Возможен и третий — популярный вариант отчета, в котором отсутствует практически всякий смысл, но зато присутствуют отличные иллюстрации, отчет прекрасно издан и т.д.; такой отчет предназначен для акционеров и широкой общественности.
Но конкурирующие фирмы, зная о возможных способах сокрытия информации, осуществляют сбор конфиденциальной информации следующими путями:
— различного рода вопросы, задаваемые специалистам конкурента
— приглашение на работу специалистов конкурента
Также могут быть реализованы следующие способы:
— тайное наблюдение за интересующим специалистом, отделом, лаборатории
— использование профессиональных шпионов для получения информации
— подкуп сотрудников из основных отделов конкурента
— внедрение “нужных» лиц в структуру фирмы-конкурента
— подслушивание разговоров и т.д.
— похищение чертежей, образцов, документов
— шантаж и другие способы давления
— получение информации от источников в государственных структурах
— сбор информации через зарубежные филиалы и через общих поставщиков
Еще одним из эффективных способов экономического шпионажа является внедрение «своего человека» в государственные органы, призванные регулировать деятельность промышленных монополий, что позволяет получать необходимую информацию о конкурентах, контролировать действия связанные с антимонопольной политикой и т.п.
Наряду с широко известными методами современный промышленный шпионаж пользуется новейшими достижениями науки и техники. Очень часто стали использоваться различного рода микроскопические приборы на основе различных электронных схем.
Специальная технология позволяет перехватывать любую информацию предаваемую устно, через телефон, телефакс, компьютер. Оконные стекла могут служить микрофонами: по их колебанию специальные устройства восстанавливают картину разговора. Использование электронной техники обеспечивает специальным службам монополий, как и спецслужбам государств, возможность получать необходимую информацию о состоянии дел конкурентов, их переговорах и т.д.
С развитием компьютерной техники и созданием различного рода компьютерных сетей как глобального (мирового масштаба), так и различных локальных сетей, например банковских, встает проблема защиты источников информации в этих сетях, т.к. любое несанкционированное вторжение скажем в банковскую сеть может привести к потере важной информации, к потере ее секретности и как следствие -использованию этой информации в каких-либо корыстных целях.
Развитие компьютеров и компьютерных сетей с развитием компьютерного пиратства и воровства вынудило правительства многих стран применять различные меры; например, в США организована специальная группа, отвечающая за безопасность и неприкосновенность компьютерных сетей и компьютерных баз данных, т.к. любой человек, имеющий компьютер, доступ в сеть и определенный интеллект может получать доступ в такие компьютерные банки данных, которые содержат строго конфиденциальную и секретную информацию, которая не предназначена для рядового пользователя. В качестве примера можно привести случай, произошедший в США, когда один пользователь смог подключиться к сети компьютеров министерства обороны США, в результате его злого умысла была полностью уничтожена важная информация одного из пентагоновских компьютеров.
Угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли – наиболее яркий пример данного метода приведён в IT-индустрии: компания Intel подала иск на фирму VIA, обвиняя её в нарушении патента путём создания чипсета, предназначенного для нового поколения процессоров Pentium. Иск Intel был отклонён, однако это заставило VIA выпустить данный чипсет позже назначенного срока, благодаря чему Intel успела выйти на рынок со своими материнскими платами на собственных чипсетах раньше, чем это сумела сделать VIA.
Демпинг5 – применяется крупными компаниями для захвата новых рынков путём продажи своих товаров ниже себестоимости. В рамках внутреннего рынка государства использование демпинга приводит к разорению мелких фирм и предпринимателей, что способствует установлению монополии. Однако существует и международный демпинг, то есть захват внешних рынков. В этом случае нередко финансирование демпинга может вестись за счёт государства путём субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета.
Помимо основного типа демпинга выделяются ещё и следующие виды демпинга:
Валютный демпинг — экспорт товаров по ценам ниже рыночных за счет снижения обменного курса валюты страны-экспортера. Экспортеры, приобретая товары по низким внутренним ценам, реализуют их по демпинговым ценам на внешнем рынке за твердую валюту, которая затем обменивается на национальную валюту, что ведет к получению курсовой прибыли.
Грабительский демпинг — преднамеренный вывоз товара за границу по ценам более низким, чем цены внутреннего рынка, с намерением подорвать положение зарубежных поставщиков на их собственном рынке. Целью такой акции является устранение конкуренции на внешнем рынке и образование монополии.
Социальный демпинг — демпинг, вызываемый предложением импортных товаров по низкой цене, при расчете которой учитывается низкий уровень заработной платы.
Спорадический демпинг — ситуация, при которой реализация товара за рубежом приводит к его непредвиденному избытку на рынке.
Товарный демпинг — экспорт товаров по ценам ниже цен внутреннего рынка.
Устойчивый демпинг — перманентные длительные усилия по проведению демпинговой политики с целью завоевания конкурентоспособной позиции на внешнем рынке, являющемся более гибким в отношении цен по сравнению с внутренним рынком продавца.
Намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента – применяется для выпуска некачественных подделок под продукцию конкурента. Для фирм, чью продукцию копируют, подделки имеют катастрофические последствия: резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям подделок, подделки подрывают авторитет фирмы, т.к. подделки кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.
Поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами – при данном способе предприятие подвергающееся такому методу может потерять значительную часть своих клиентов, контракты будут уходить к конкурентам.
В российском законодательстве указанной проблеме посвящен Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. в ред. от 25 мая 1995 г., который определяет недобросовестную конкуренцию как любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить (или причинили) убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.”
Из содержания вышеназванного Закона следует, что недобросовестная конкуренция может иметь место только в отношениях между хозяйствующими субъектами (предпринимателя-ми), и ее конкретные проявления могут быть связаны как с объектами интеллектуальной собственности непосредственно (например, «прода-жа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг), так и косвенным образом затрагивать права на те или иные результаты интеллектуальной деятельности „введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товаров“, „некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов“ и др.) (ст.10).
Защита против действий, представляющих собой недобросовестную конкуренцию, может осуществляться двумя способами: 1) посредством обращения в Государственный антимонопольный комитет РФ или его территориальное управление с ходатайством о запрете (пре-сечении) актов недобросовестной конкуренции и применении соответствующих штрафных санкций в отношении нарушителя; 2) обращением в арбитражный суд с иском о запрете актов недобросовестной конкуренции и взыскании убытков с нарушителя.
Нетрудно также заметить, что в определении недобросовестной конкуренции важную роль играют такие оценочные понятия, как „добропорядочность, разумность, справедливость“, что предполагает элемент субъективного усмотрения при квалификации каких-либо действий конкретного хозяйствующего субъекта как добросовестных или недобросовестных. В силу этого несомненный интерес представляет изучение судебной практики, которая, впрочем, на данный момент не слишком обширна. Очевидно, такая ситуация объясняется несколькими причинами. Из опыта других государств известно, что особую остроту борьба с недобросовестной конкуренцией приобретает в условиях развитой рыночной экономики. Это и понятно: недобросовестная конкуренция может иметь место лишь там, где есть конкуренция вообще, т.е. состязание равноправных, экономически самостоятельных и независимых субъектов. Следовательно, эта проблема в определенной степени для нас — проблема „на будущее время“. Но, тем не менее, даже в сегодняшних условиях российского рынка, несформировавшегося, характеризующегося хаотичностью и экономической „анархией“, проблема честной конкуренции существует. Более того, возможно, что это тот самый случай, когда учиться на чужих ошибках не только можно, но и должно. В силу этого использование опыта развитых стран в сфере борьбы с недобросовестной конкуренцией необходимо уже сейчас. Разумеется, вряд ли стоит рассчитывать на то, что, принимая законы о борьбе с недобросовестной конкуренцией „на перспективу“ — пусть даже очень хорошие, мы сможем полностью избежать этого негативного явления, присущего любой рыночной экономике. Мировой опыт показывает, что повышение уровня экономического развития неизбежно ведет к обострению конкурентной борьбы и, как следствие, к появлению все более „изощренных“ форм недобросовестной конкуренции. Этот же опыт свидетельствует об огромной значимости морально-психологического аспекта рассматриваемой проблемы.
»Современный рынок основывается на последовательном признании и устойчивом уважении к чужой собственности, выгоде конкурента, партнера, кредитора, налогоплательщика. Ни один из субъектов рынка (включая государство) не имеет в экономическом смысле никаких привилегий, кроме поощрения более сильных устремлений встать на высшую ступень конкурентности, использовать для этого свои знания, умения, опыт, любознательность, трудолюбие, организованность, информационную и иную мобильность.”
Приведенная цитата удачно выражает «дух» рыночной экономики в ее высшем проявлении и еще раз подтверждает общность проблем защиты интеллектуальной собственности и борьбы с недобросовестной конкуренцией: и та, и другая могут быть эффективно разрешены лишь при условии формирования в обществе соответствующего психологического климата, при котором правовые предписания соблюдаются вследствие достаточно сильных внутренних нравственных мотиваций.
1.3 Монополия и недобросовестная конкуренция
Монополия – (от греч. “моно” — один, единственный и “роlео” — продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.
Таким образом, монополии на современном этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.
Но с другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.
Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.
Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.
Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред производству.
Непосредственная связь между монополиями и недобросовестной конкуренцией заключается в том, что с одной стороны использование методов недобросовестной конкуренции может привести к созданию монополий на каких-либо рынках, с другой стороны методы недобросовестной конкуренции становятся самым лёгким способом устранения нарождающихся конкурентов для монополий. Яркими примерами могут стать: становление монополии фирмы «Стандарт Ойл» Рокфеллера, имевшего даже своих бандитов для давления на конкурентов, и компания «INTEL», одним из примеров деятельности которой является блокирование начала массового производства нового процессора, созданного российскими разработчиками, путём запрета заключения контрактов с ними всем крупным предприятиям, способным начать данное производство, под угрозой разрыва контрактов заключённых между этими предприятиями и «INTEL». После безуспешных попыток внедрить свой процессор, несмотря даже на помощь мэра Москвы Лужкова, выделившего 10 млн. долларов, наши разработчики вынуждены были продать свои работы «INTEL», основные идеи которых потом были воплощены в новых процессорах «Pentium».
Глава 2. Борьба с недобросовестной конкуренцией
2.1 Методы противодействия недобросовестной конкуренции предприятиями
6Противодействие недобросовестной конкуренции входит в круг задач обеспечения безопасности предприятия в целом. Для её решения необходимо применение комплекса мер правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического характера:
реализации мер противодействия всем видам шпионажа (промышленного, научно-технического, экономического и т.д.);
предупреждения переманивания сотрудников предприятия, обладающих конфиденциальной информацией;
всестороннего изучения деловых партнеров и конкурентов;
своевременного выявления и адекватного реагирования на дезинформационные мероприятия;
разработки и совершенствования правовых актов предприятия, направленных на обеспечение его безопасности;
реализации мер по защите коммерческой и иной информации;
реализации мер по защите интеллектуальной собственности;
выявления негативных тенденций среди персонала предприятия, информирования о них руководства предприятия и разработки соответствующих рекомендаций;
организации взаимодействия с правоохранительными и контрольными органами в целях предупреждения и пресечения правонарушений, направленных против интересов предприятия;
возмещения материального и морального ущерба, нанесенного предприятию в результате неправомерных действий организаций и отдельных физических лиц.
Для противодействия шпионажу необходимо полностью обезопасить все важные объекты от возможности перехвата или хищения важной информации. Для этого необходимо обеспечить защиту от прослушивания помещений, защиту технических средств обработки информации и защиту коммуникаций.
Комплекс мер по защите помещений включает в себя:
Периодический поиск шпионской аппаратуры (жучков и т. д.);
Наличие для проведения важных совещаний руководства отдельного помещения, специально подготовленного для защиты от прослушивания;
Объектом интереса могут являться технические средства, с помощью которых обрабатывается и хранится деловая, служебная и коммерческая информация. Пишущие машинки, копировальная аппаратура, компьютеры и другая техника излучает различного рода сигналы (электромагнитные, акустические, вибрационные), которые можно принимать в соседнем с Вашим объектом здании и читать затем обрабатываемую на этой технике информацию. Защита технических средств обработки информации может проводиться по таким направлениям:
выявление, устранение и существенное ослабление излучающих сигналов путем доработки самих технических средств;
экранировка средств обработки информации и помещений, в которых они используются;
использование специальных генераторов радиопомех для маскировки (покрытия) побочных излучений.
Информация, составляющая коммерческую тайну, может присутствовать не только в разговорах, проходящих в кабинетах или в документах, которые обрабатываются средствами оргтехники и компьютерами. Важным атрибутом деятельности любого вида коммерческих объектов является связь — телефонная, телексная, специальная компьютерная, радиосвязь и т.п. Конкуренты могут попытаться контролировать каналы связи объекта. При этом их будут интересовать не только внешние каналы, но и внутренняя связь, по которой, как правило, циркулирует служебная информация самого разнообразного содержания.
Защита выходящих из объекта каналов связи, назовем их внешними коммуникациями, будет включать в себя:
использование собственной аппаратуры электронного шифрования для телефаксной, компьютерной и телефонной связи при обмене конфиденциальной или важной информацией с Вашим партнерами и клиентами;
использование платных государственных защищенных каналов связи;
применение заранее оговоренных условных фраз и кодовых выражений при ведении телефонных переговоров по городским каналам связи о времени месте проведения важных деловых встреч и совещаний, особенно, если речь идет о финансовых вопросах или доставке ценностей;
сокращение или исключение обсуждений по городским телефонам важных коммерческих вопросов, особенно при использовании беспроводных (радио) телефонных аппаратов.
Последние два момента также важны для сотрудников службы охраны, использующих радиостанции при несении службы внутри объекта и при сопровождении людей и ценных грузов.
Защита внутренних коммуникаций включает в себя:
экранирование коммуникаций;
использование электронного зашумления коммуникаций и сетей электропитания, обеспечивающих работу техники обработки важной информации;
установка датчиков сигнализации на места возможных посторонних подключений к коммуникациям банка данных (распределительным шкафам, колодкам и разъемам);
использование внутренней телефонной связи, не подключенной к городским телефонным каналам;
Периодический контроль внутренних коммуникаций специалистом службы технической защиты.
В целях защиты связи внутри объекта не рекомендуется использование радиофицированных телефонных аппаратов. Несмотря на их видимые удобства, переговоры по радиоканалу могут стать достоянием посторонних лиц или даже злоумышленников, имеющих соответствующую радиоприемную аппаратуру.
Всестороннее изучение деловых партнёров необходимо для предупреждения возможных действий конкурентов, результатом действий которых может стать обман, срыв сроков или разрыв контрактов с деловыми партнёрами. Изучение конкурентов же на первый взгляд не кажется необходимым, но только обладая информацией о возможных источниках проблем становится возможным и их эффективное решение.
Своевременное выявление и адекватное реагирование на дезинформационные мероприятия. Недавние события в р. Бурятия вокруг «БайкалБанка» особенно чётко показали важность данного аспекта в деятельности любого предприятия, ведь если была бы своевременная реакция руководства и службы безопасности банка, то потери банка могли быть в разы меньше.
Разработки и совершенствования правовых актов предприятия, направленных на обеспечение его безопасности. Наличие определённого внутреннего распорядка и правил (к примеру система пропусков на территорию предприятия, правила уничтожения служебной документации и т. д.) способны помочь в обеспечении защиты секретной информации.
Комплекс мер по защите коммерческой и иной информации включает в себя не только защиту от шпионажа, но и чёткое распределение уровня «посвященности» в секреты предприятия различных сотрудников в пределах необходимых для их нормальной работы.
Комплекс мер по защите интеллектуальной собственности включает в себя тщательное сохранение в тайне всех секретов «ноу-хау» производства, и их патентирование в случае необходимости.
2.2
Государственные законы и органы исполнительной власти РФ направленные на борьбу с недобросовестной конкуренцией
В РФ защита от недобросовестной конкуренции диктуется федеральным законом №135-ФЗ от 26 июля 2006 года “О защите конкуренции” статьёй 14 “Запрет на недобросовестную конкуренцию”.
Приведём содержание данной статьи:
1. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
2. Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
3. Решение федерального антимонопольного органа о нарушении положений части 2 настоящей статьи в отношении приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.
Также защита от недобросовестной конкуренции диктуется патентным законодательством нашей страны от 23 сентября 1992 г. № 3517-I с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 07 февраля 2003 г. № 22-ФЗ, введенным в действие с 11.03.2003, за исключением абзацев четырнадцатого и пятнадцатого пункта 2, абзаца восьмого пункта 23, пункта 30 статьи 1 и пункта 1 статьи 7 в части, касающейся секретных изобретений, которые вступили в силу с 1 января 2004 года.
Исполнительным органом государственной власти занимающейся вопросами недобросовестной конкуренции является Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) учреждённая указом президента России №314 от 9 марта 2004 г… Опираясь на вышеперечисленные законы и положение о Федеральной Антимонопольной Службе, утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331M, ФАС обладает следующими полномочиями и правами:
Федеральная антимонопольная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;
на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
порядок определения доминирующего положения финансовых организаций на рынке банковских услуг;
порядок определения доминирующего положения финансовой организации по управлению ценными бумагами;
порядок определения доминирующего положения лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг;
порядок определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг;
порядок определения доминирующего положения негосударственных пенсионных фондов;
формы уведомления о соглашениях или согласованных действиях финансовых организаций;
порядок принятия антимонопольным органом решений о проведении дополнительной проверки уведомлений о соглашениях или согласованных действиях финансовых организаций, ограничивающих конкуренцию на рынке финансовых услуг;
порядок выдачи согласия на совершение сделок, связанных с приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций, а также прав, позволяющих определять условия предпринимательской деятельности либо осуществлять функции исполнительного органа финансовой организации;
правила рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;
порядок представления антимонопольному органу ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
правила рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства;
акт о реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;
формы реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;
нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
На основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и в порядке, установленном ими, осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:
осуществляет контроль и надзор:
за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа);
за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;
за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях;
за соблюдением установленных законодательством о естественных монополиях требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий;
за соблюдением установленных антимонопольным законодательством требований о заключении договоров хозяйствующими субъектами и финансовыми организациями, занимающими доминирующее положение на соответствующих рынках;
за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках, перераспределением долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка и их имущества, суммарной величиной установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний;
за деятельностью администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии, а также за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии;
за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов и финансовых организаций;
за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций как между собой, так и между ними и хозяйствующими субъектами выдает:
заключения о последствиях влияния на конкуренцию на внутреннем рынке Российской Федерации специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер в случаях, предусмотренных законодательством в указанной сфере;
заключения о наличии или отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении, изменении и прекращении действия таможенных тарифов, а также при введении нетарифных мер;
предписания, обязательные для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями (их руководителями), федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями (их должностными лицами), физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством и законодательством о рекламе осуществляет согласование:
создания, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций в случаях, установленных законодательством о конкуренции на товарных рынках;
приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
проектов решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций по вопросам предоставления льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам;
ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;
определяет наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках и финансовых организаций на финансовых рынках;
проводит в установленном порядке проверку соблюдения антимонопольного законодательства на товарных рынках хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями, получает от них необходимые документы, информацию, объяснения в письменной и устной формах;
проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, проводит анализ состояния товарных рынков;
осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;
организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
обеспечивает мобилизационную подготовку Службы;
организует профессиональную подготовку работников Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Федеральная антимонопольная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
заказывать проведение необходимых исследований, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;
привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;
издавать индивидуальные правовые акты по отнесенным к компетенции Службы вопросам, в том числе приказы, определения, постановления, в случаях, предусмотренных законодательством о конкуренции на товарных рынках, о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях и о рекламе;
учреждать знаки отличия и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности.
Федеральная антимонопольная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.
При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Служба не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Заключение
Проблема недобросовестной конкуренции является одной из самых актуальных проблем в деятельности большинства средних и крупных фирм. Недобросовестная конкуренция вполне может послужить причиной краха предприятия, поэтому защитные меры имеют крайне важное значение и требуют серьёзного подхода как в финансовом, так и в организационном вопросе.
На сегодняшний день крупные зарубежные транснациональные компании тратят около 20% своего бюджета на защиту своих коммерческих, технологических и др. секретов. Учитывая обороты и доходы этих компаний со всей очевидностью вскрывается глубина и острота данной проблемы. А ведь данные средства могли быть потрачены и на другие цели, например: расширение производства или новые технические разработки.
Самым же опасным последствием недобросовестной конкуренции может стать становление монополии. Все недостатки присутствия монополии на рынке хорошо известны. В тоже время компании занимающие лидирующие или даже монопольные позиции на рынке могут применять методы недобросовестной конкуренции для того что бы устранять более мелких конкурентов. На это их может подтолкнуть понимание того, что действуя по всем правилам здоровой конкуренции они не смогут вытеснить конкурентов.
Исходя из всего вышесказанного видно, что любые проявления недобросовестной конкуренции лишь вредят общему экономическому росту и благосостоянию. Поэтому противодействие данной проблеме является важной задачей не только для бизнеса, но и государства. Только при создании серьёзной законодательной базы и специализированных органов государственной власти возможно эффективная борьба с недобросовестной конкуренцией.
В России в последние годы в этом направлении были сделаны большие шаги. Приняты необходимые законы и создана государственная структура — “Федеральная Антимонопольная Служба”, которая за свой короткий срок своего существования показала, что может успешно поддерживать нормальную конкуренцию во всех сферах экономики нашей страны.
Список использованных источников
Курс микроэкономики. Учебник. Под редакцией Р. М. Нуреева. 2000 г.
А.С. Селищев, “Микроэкономика”, 2-е издание
Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой – М.: Издательство “Экзамен”, 2003.
Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования: Учебное пособие. – М.: Юристь, 1996.
Основы предпринимательской деятельности. Под ред. Власовой М.: «Финансы и статистика», 1994 г.
Советский энциклопедический словарь, издание 4, М., Советская энциклопедия. 1987 г.
Экономическая теория: Учебн. Пособие: В 4 ч. Ч. 1: Основы политэкономического
анализа рыночного хозяйства / Под ред. В.А. Пешехонова, А.А. Шевелева. – СПб.: ОЦЭиМ, 2003.- 124 с.
Гасанов Р.М Промышленный шпионаж на службе монополий. М.: Международные отношения. 1986
Зайдель. Х, Теммен.Р Основы учения об экономике. М.: Дело ЛТД. 1994
Львов. Ю.А Основы экономики и организации бизнеса. С-П. Формика. 1992
Маконнелл. К., Брю. С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: Республика. 1992. Т. 1
Портер. М Международная конкуренция. М.:1994
Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 1986
Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1996.
Толкачев. С. Несовершенная конкуренция. // Российский экономический журнал. 1993. №.5.
www.top-manager.ru/ — TOP-MANAGER журнал для руководителей.
www.ru.wikipedia.org/ — проект свободной многоязычной энциклопедии,
в которой каждый может изменить или дополнить любую статью или создать новую.
www.glossary.ru/ — проект построения единого терминологического Internet-пространства.
www.fas.gov.ru/ — официальный сайт Федеральной Антимонопольной Службы.