Конец 50 – начало 60-х годов нашего столетия. Неформальная жизнь столицы. Стихи, стихи, стихи…. Доклад по истории ученика 10 “А”класса Гуральского Юрия
В конце 50 –начале 60-х годов нашего столетия, во времена знаметитой “оттепели”, которой предшествовал ХХ съезд партии, политическая либерализация, зарождались новые формы общения между соседями и друзьями– то, что, позднее назовут “московской кухней”. В московских компаниях сложился даже особый стиль общения. Собирались за столом, пели (обычно под гитару), танцевали– и говорили, говорили. Тогда по Москве ходило иножество анекдотов –тоже признак времени, их пересказывали друг другу, не опасаясь получить за это срок. В каждой компании были свои любимые расказчики. Как был и певец. И любимые песни. Это были странные песни: их нельзя было услышать по радио и их не исполняли со сцены, но знали все. Ю. Даниэль назвал это как-то те первые послевоенные годы “временем блатных песен”: “Медленно и постепенно они просачивались с Дальнего Востока и с Дальнего Севера. Они вспыхивали в вокзальных буфетах узловых станций. Указ об амнистии напевал их сквозь зубы. Как пикеты наступающей армии, отдельные песни мотались вокруг небольших городов, их такт отстукивали дачные электрички, и наконец на плечах реабилитированной 58-й они вошли в город. Их запела интеллигенция”. Потом в московские компании пришли другии песни. Это были даже не песни, а пение стихов под гитару. Среди поющих поэтов сразу появились московские кумиры: Булат Окуджава, Юрий Визбор, Новелла Матвеева…. Записи их песен расходились быстро благодаря появившимся магнитофонам. Стихи многократно перепечатывались, и с этого, собственно, начался самиздат.
По свидетельству современников, в самиздате Москвы в конце 50 –начале 60-х годов господствовали именно стихи. Это были прежде всего стихи забытых, запрещенных поэтов–М. Цветаевой, А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама и др. “Увлечение поэзией стало знаменем времени, – напишнт потом Л. Алексеева. –Стихами болели тогда люди, ни прежде, ни позже поэзией и вообще литературой особенно не интересовавшиеся. По всей Москве в учреждениях и конторах машинки были загружены до предела: все, кто мог, перепечатывал для себя и для друзей–стихи, стихи, стихи…. Создалась молодежная среда, паролем которой было знание стихов Пастернака, Мандельштама, Гумилева”.
Становились популярными вечера поэзии –организованные, импровизированные. Участие в подобных вечерах не всегда было безобидным: часто за чтение “безидейных” стихов можно было получить выговор, например, по комсомольской линии.
В 1958 году в Москве был торжественно открыт памятник Владимиру Маяковскому. После завершения официальной церемонии открытия, на котором выступали запланированные поэты, стали читать стихи желающие из публики, в основном молодежь. Участники той памятной встречи стали собираться у памятника, регулярно, пока по запрещению властей чтение не были запрещены. Запрет действовал какое-то время, но поом чтения возобновились.
Начавшись как пеэтические чтения, встречи у памятника Маяковского в течеии 1958-1961 гг. все более приобрели политическую окраску. Последняя из них состоялась осенью 1961 г. , когда были арестованы несколько наиболее активных участников собраний по обвинению в “антисоветской агитации и пропаганде”. Но традиции устной поэзии на этом не закончились. Ее продолжали вечера в Политехническом музее. Там тоже выступали в основном молодые поэты: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Булат Окуджава.