–PAGE_BREAK–
2.3. “ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ И КОМПАНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ АКТИВАМИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ”.
“…1. Настоящее Положение определяет правила лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов на территории Российской Федерации.
Органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, является Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации (далее именуется — Инспекция).
2. Под деятельностью негосударственного пенсионного фонда (далее именуется — фонд) понимается некоммерческая деятельность по формированию активов путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передаче этих средств компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов (далее именуется — компания), осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению обязательств перед гражданами.
3. Под деятельностью компании понимается деятельность по размещению активов фонда и управлению ими, осуществляемая компанией на основании договора об управлении активами фонда. Указанный вид деятельности осуществляет компания, несущая имущественную ответственность за сохранность активов фонда и обеспечение минимального уровня рентабельности их размещения, установленного договором об управлении активами фонда и необходимого для выполнения фондом взятых на себя обязательств.
4. Для обеспечения выполнения взятых на себя обязательств фонды и компании обязаны соблюдать правила инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов, а также экономические нормативы, устанавливаемые Инспекцией по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации.
5. Рассмотрение заявлений о выдаче лицензий и выдача лицензий осуществляются за плату, которая поступает в доход федерального бюджета. Оплата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии устанавливается в размере 3-кратного, а за выдачу лицензии — в размере 50-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.
6. Для получения лицензии фонд (компания) представляет в Инспекцию:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием наименования юридического лица, его организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и наименования соответствующего банка, вида лицензируемой деятельности, срока действия лицензии;
б) копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов, в случае если они не заверены нотариусом);
в) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
г) документы, подтверждающие оплату уставного фонда (капитала), – справку соответствующего банка, акты приема — передачи имущества;
д) справку о постановке на учет в налоговом органе;
е) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления о выдаче лицензии;
ж) документ о назначении (избрании) на должность руководителя фонда (компании), главного бухгалтера, их паспортные данные и другие сведения о них.
7. Фонд, помимо документов, перечисленныхв пункте 6 настоящего Положения, должен дополнительно представить в Инспекцию:
бухгалтерский баланс с приложением отчета о финансовых результатах и их использовании по состоянию на последнюю отчетную дату перед представлением документов для получения лицензии (для действующего фонда);
правила фонда (в двух экземплярах) – документ, утвержденный высшим органом управления фондом и определяющий права и обязанности фонда, юридических и физических лиц, перечисляющих в него целевые денежные взносы, и физических лиц, в пользу которых эти взносы перечисляются, порядок ведения именных счетов, а также предлагаемые фондом варианты порядка и условий внесения целевых денежных взносов и осуществления выплат;
экономическое обоснование, включающее в себя справку с указанием предполагаемого количества юридических и физических лиц, перечисляющих целевые денежные взносы, и физических лиц, в пользу которых взносы перечисляются, предполагаемые объемы целевых денежных взносов и выплат (на первые 2 года деятельности), а также расчеты, подтверждающие принимаемые фондом обязательства по каждому из вариантов порядка и условий внесения целевых денежных взносов и осуществления выплат с приложением методики расчета и используемых в расчетах исходных данных;
копию договора между фондом и компанией, в котором должны быть зафиксированы имущественная ответственность компании и ее обязательства по сохранению активов фонда и получению инвестиционного дохода, достаточного для обеспечения обязательств фонда по дополнительному пенсионному обеспечению граждан.
Все указанные документы должны быть прошиты, пронумерованы, удостоверены подписью руководителя высшего органа управления фондом и скреплены печатью фонда.
Фонд также представляет в Инспекцию заключение независимого аудитора по бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и их использовании (для фондов, осуществляющих деятельность в течение не менее чем трех месяцев со дня государственной регистрации).
8. Компания помимо документов, перечисленных в пункте 6 настоящего Положения, должна дополнительно представить в Инспекцию:
план управления активами фонда (на первые 2 года деятельности), предусматривающий объем этих активов и направления их инвестирования (в государственные ценные бумаги, акции и облигации предприятий, недвижимость и другие направления);
копию полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности, предусмотренной планом управления активами фонда;
расчет собственных средств;
бухгалтерский баланс компании с приложением отчета о финансовых результатах по состоянию на последнюю отчетную дату перед представлением документов для получения лицензии (для действующей компании).
Все перечисленные документы должны быть прошиты,
пронумерованы, удостоверены подписью руководителя высшего органа управления компанией и скреплены печатью компании.
Компания также представляет в Инспекцию заключение независимого аудитора по бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и их использовании.
9. Требовать от заявителя представления других не предусмотренных настоящим Положением документов запрещается.
10. Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются в Инспекции.
11. Инспекция принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 30 дней со дня получения заявления о выдаче лицензии и необходимых документов.
При необходимости проведения дополнительной, в том числе независимой, экспертизы решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 60 дней со дня подачи заявления о выдаче лицензии и необходимых документов. В зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов главный инспектор Инспекции может продлить срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии до 30 дней.
12. Уведомление об отказе в выдаче лицензии представляется заявителю в письменной форме в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причин отказа.
Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления данного вида деятельности.
13. Лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего ее оплату.
14. В случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется филиалами и представительствами фонда (компании), одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии с указанием местоположения каждого филиала и представительства. Копии лицензии регистрируются Инспекцией.
15. При получении лицензии один экземпляр правил фонда с отметкой Инспекции возвращается фонду. Другие документы не возвращаются.
16. Лицензия оформляется на типовом бланке, утверждаемом Министерством экономики Российской Федерации.
Бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя. Они являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляет Инспекция.
17. Лицензия выдается на срок не менее трех лет. Лицензии могут выдаваться на срок до трех лет по заявлению фонда (компании), обратившегося за ее получением.
18. Лицензия подписывается главным инспектором Инспекции, а в его отсутствие – заместителем главного инспектора Инспекции и заверяется печатью Инспекции.
19. В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица или его юридического адреса, утраты лицензии фонд (компания) обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии. Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.
До переоформления лицензии фонд (компания) осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, в случае утраты лицензии – на основании временного разрешения, выдаваемого Инспекцией.
При ликвидации фонда (компании) выданная лицензия теряет юридическую силу.
20. Инспекция приостанавливает действие лицензии или аннулирует ее в случае:
представления владельцем лицензии соответствующего заявления;
обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
нарушения фондом (компанией) условий действия лицензии;
невыполнения фондом (компанией) предписаний и распоряжений государственных органов или приостановления этими органами деятельности фонда (компании) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ликвидации фонда (компании).
Инспекция в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии или о ее аннулировании в письменной форме информирует об этом решении фонд (компанию) и органы Государственной налоговой службы Российской Федерации.
В случае изменения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, действие лицензии может быть возобновлено.
Лицензия считается возобновленной после принятия соответствующего решения, о котором не позднее чем в 3-дневный срок со дня принятия она письменно информирует фонд (компанию) и органы Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Приостановление действия лицензии может осуществляться также и другими органами, которым это право предоставлено законодательством Российской Федерации.
21. В случае принятия Инспекцией решения о приостановлении действия лицензии или о ее аннулировании фонд (компания) выполняет свои обязательства по ранее заключенным договорам, связанным с деятельностью, на осуществление которой выдана лицензия, до истечения срока действия этих договоров.
22. Инспекция ведет реестр выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий.
23. Инспекция осуществляет контроль за соблюдением фондом (компанией) условий, предусмотренных лицензией.
24. Фонд (компания) имеет право обжаловать решения и действия Инспекции в суд.” [4].
2.4. “ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРАВИЛАМ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА”.
“…1. Основные требования к Правилам негосударственного пенсионного фонда (далее – Основные требования) разработаны во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 792 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов», в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) и Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» и являются обязательными для всех негосударственных пенсионных фондов (далее – фонды), осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.
Основные требования учитывают специфику деятельности фонда по дополнительному пенсионному обеспечению граждан – участников фонда.
Под деятельностью фонда понимается некоммерческая деятельность по формированию активов путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и/или физических лиц, передаче этих средств компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов (далее — компания), осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также другие действия по выполнению обязательств перед гражданами.
2. Правила фонда определяют основные обязанности и права фонда в отношении юридических и/или физических лиц, перечисляющих целевые взносы, и физических лиц, в пользу которых эти взносы производятся, а также основные обязанности и права юридических и/или физических лиц, перечисляющих целевые взносы, и физических лиц, в пользу которых эти взносы производятся, порядок ведения именных счетов, предлагаемые фондом варианты порядка и условий внесения целевых взносов и осуществления выплат (пенсионные схемы).
3. В Правилах фонда должно быть дано определение используемых в них специальных понятий и терминов.
Рекомендуется использовать следующие определения:
Вкладчик фонда — юридическое или дееспособное физическое лицо, добровольно либо в силу приобретенных по иным основаниям обстоятельствам осуществляющее внесение целевых (пенсионных) денежных взносов в пользу участников фонда.
Участник фонда – физическое лицо, в пользу которого в соответствии с Договором о негосударственном пенсионном обеспечении осуществляются пенсионные взносы и производятся регулярные денежные выплаты (негосударственная пенсия). Участник может выступать вкладчиком в свою пользу.
Договор о негосударственном пенсионном обеспечении (Договор) соглашение между фондом и вкладчиком в пользу участника, в силу которого фонд обязуется в соответствии с выбранными вкладчиком пенсионными схемами (вариантами пенсионных схем) при наступлении обстоятельств и с соблюдением условий, определенных в Договоре, выплачивать участникам (участнику) негосударственную пенсию. Вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в установленные сроки и в определенных размерах в соответствии с поименованными в Договоре выбранными им пенсионными схемами (вариантами пенсионных схем).
Типы пенсионных схем:
пенсионная схема с установленными размерами пенсионных взносов – пенсионная схема, в которой устанавливается размер пенсионных взносов и порядок их поступления, а размеры и период выплаты негосударственной пенсии устанавливаются после приобретения участником права на выплату ему негосударственной пенсии исходя из пенсионных накоплений (пенсионных сумм);
пенсионная схема с установленными размерами пенсионных выплат — пенсионная схема, в которой участникам фонда гарантируются определенные размеры или не ниже определенных размеров пенсионные выплаты при условии поступления в установленном размере и порядке пенсионных взносов от вкладчиков (вкладчика) фонда.
Пенсионные накопления (пенсионная сумма) – средства, отраженные на именном счете участника или солидарном счете участников. Именной (солидарный) пенсионный счет – форма аналитического учета движения пенсионных сумм.
Пенсионное свидетельство (сертификат, полис) – документ, выдаваемый участнику фонда и подтверждающий возникновение у него права на негосударственную (дополнительную) пенсию на условиях заключенного Договора.
4. В Правила фонда в обязательном порядке должны быть включены все применяемые варианты пенсионных схем (с указанием используемой методики расчета негосударственных пенсий по каждой схеме).
5. В Правилах фонда должны быть регламентированы:
основания для получения негосударственной пенсии. Основаниями для негосударственного (дополнительного) пенсионного обеспечения граждан — участников фонда являются наличие в соответствии с заключенным Договором необходимого страхового либо трудового стажа, достижение установленного пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца участника фонда — его смерть. Основанием для негосударственного обеспечения отдельных категорий трудящихся может являться длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. Отношения, связанные с негосударственным пенсионным обеспечением граждан за счет средств субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, регулируются актами, издаваемыми соответствующими органами государственной власти, предприятиями и организациями;
порядок заключения и оформления договоров по соответствующим
вариантам пенсионных схем;
обязательства и ответственность фонда, вкладчиков и участников;
порядок ведения именных (солидарных) пенсионных счетов, включая условия начисления инвестиционного дохода;
условия досрочного прекращения и/или изменения условий договоров;
порядок наследования средств, отраженных на именных (солидарных) пенсионных счетах;
порядок информирования вкладчиков и/или участников фонда о состоянии пенсионных счетов.
6. В Правила фонда могут быть внесены и иные положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
7. Правила фонда утверждаются высшим органом управления фонда и являются неотъемлемой частью Договора о негосударственном пенсионном обеспечении…” [5].
продолжение
–PAGE_BREAK–
2.5. «ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА ИНВЕСТИРОВАНИЯ АКТИВОВ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ».
“…1. Основные положения
1.1. Временные правила инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов (далее — Правила) разработаны во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 792 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов».
1.2. Негосударственные пенсионные фонды (далее – Фонды) осуществляют инвестиционную деятельность через компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов (далее Компании), имеющие оплаченный уставный капитал в размере не менее 5000 минимальных месячных размеров оплаты труда, установленных Законом.
1.3. В целях обеспечения надежности и платежеспособности размещение активов Фондов осуществляется на принципах диверсификации, возвратности, доходности и ликвидности, исходя из долгосрочности принятых обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению. Фонды осуществляют контроль за размещением Компаниями их активов.
1.4. Активы Фондов могут размещаться в ином порядке, нежели предусмотрено Правилами, при соблюдении действующего законодательства Российской Федерации и по согласованию с Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Минсоцзащиты России (далее — Инспекция).
1.5. Фонды и Компании несут ответственность за выполнение Правил и соблюдение экономических нормативов надежности и платежеспособности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов (далее — Нормативы), утверждаемых Инспекцией.
1.6. Действие Правил не распространяется на инвестиционную деятельность Фондов в отношении собственных средств.
2. Направление размещения активов Фондов
2.1. В соответствии с настоящими Правилами активы Фондов могут быть размещены в:
ценные бумаги Правительства Российской Федерации;
ценные бумаги органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
банковские вклады (депозиты);
ценные бумаги других эмитентов;
недвижимое имущество;
валютные ценности;
денежные средства на расчетном счете.
К ценным бумагам, в которые в соответствии с настоящими Правилами могут быть инвестированы активы Фондов, относятся облигация, акция, вексель, депозитный сертификат.
2.2. Запрещается инвестирование активов по следующим направлениям:
предоставление займов (кредитов) физическим и юридическим лицам;
заключение договоров купли — продажи, кроме договоров купли — продажи по объектам, предусмотренным п. 2.1 настоящих Правил;
вложение в интеллектуальную собственность;
проведение совместной деятельности, за исключением ее проведения по направлениям вложений, предусмотренных п. 2.1 Правил;
оплата расходов по ведению дел Фонда;
осуществление торгово-посреднической, банковской и производственной деятельности.
2.3. Активы не могут служить предметом залога и уплаты кредитору денежных сумм по обязательствам гаранта.
2.4. Перечень ценных бумаг, в которые могут инвестироваться активы, может быть дополнен другими документами без внесения изменения в настоящие Правила, если законодательством о ценных бумагах эти документы будут отнесены к числу ценных бумаг.
2.5. Инвестиции активов в недвижимое имущество производятся Фондами в соответствии с действующим законодательством.
2.6. Инвестиции активов в валютные ценности производятся с учетом требований законодательства о валютном регулировании.
3. Требования к инвестированию активов Фондов
3.1. В ценные бумаги Правительства Российской Федерации всех видов, за исключением дисконтных векселей, должно быть размещено не менее 30% общей суммы активов.
3.2. В целях соблюдения принципа диверсификации в один объект
инвестиций, кроме инвестирования в соответствии с п. 3.1, не должно быть размещено более 10% от общей суммы активов.
3.3. Объектом инвестиций в соответствии с Правилами является конкретный объект вложения активов:
государственные ценные бумаги одного наименования независимо от их количества;
ценные бумаги органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления одного наименования независимо от их количества;
банковские вклады в один банк, в том числе его филиал, независимо от количества открытых депозитных счетов;
ценные бумаги одного эмитента независимо от их количества;
валютные ценностив части, предусмотренной действующим законодательством, за исключением иностранной валюты, находящейся на расчетных и депозитных счетах.
3.4. Одним объектом инвестиций в соответствии с Правилами являются вложения в одну организацию в том случае, если приобретаются ценные бумаги и права собственности за счет активов на долю участия в уставном капитале одного и того же предприятия.
3.5. Денежные средства, находящиеся на расчетном счете Фонда, не рассматриваются как объект инвестиций.
3.6. Совокупные активы, не превышающие 1000 млн. руб., не могут инвестироваться в недвижимость.
4. Контроль за соблюдением Правил инвестирования активов Фондов
4.1. Контроль за соблюдением Правил осуществляется Инспекцией на основании квартальных отчетов Фондов по формам, утверждаемым Инспекцией, которые представляются не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
4.2. В случае, если сложившаяся структура активов не отвечает требованиям настоящих Правил, Инспекция дает Фонду предписание о приведении структуры активов в соответствие с Правилами, обязательное для исполнения Фондом.
4.3. При неисполнении предписаний Инспекции, непредставлении отчетности или представлении недостоверной отчетности Инспекция применяет к Фонду санкции в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 792 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов»…” [6].
Глава 3. Пенсионные хроники.
“… Как следует из информации налоговых органов, в настоящее время в стране имеется свыше тысячи негосударственных пенсионных фондов. Наибольшее количество их находится в г. Москве, Красноярском, Краснодарском и Приморском краях, Самарской, Ростовской, Свердловской, Кемеровской, Челябинской, Нижегородской, Иркутской, Новосибирской и Саратовской областях.
По результатам проверок в связи с установлением различных фактов нарушения налогового законодательства со стороны негосударственных пенсионных фондов за 1995 год доначислено, включая финансовые санкции, около 36 млрд. рублей.
В ходе проверки выявлены серьезные недостатки в организации самой деятельности негосударственных пенсионных фондов.
В нарушение Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 792, более 480 негосударственных пенсионных фондов или свыше 40% от их общего количества осуществляют свою деятельность без лицензии.
Установлены также многочисленные факты отсутствия негосударственных пенсионных фондов по зарегистрированным юридическим адресам, непредставления отчетов и расчетов по налогам, в связи с чем были приостановлены операции по счетам этих фондов и совместно с органами налоговой полиции началось проведение оперативно — розыскной работы.
Такая оперативно — розыскная работа проводилась в 30 регионах с охватом 150 негосударственных пенсионных фондов. Например, только по г. Москве в розыске находится 61 негосударственный пенсионный фонд. Аналогичные факты имеют место в Самарской, Новосибирской, Ростовской, Архангельской, Волгоградской, Кировской, Московской, Тульской областях.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 16.09.92 N 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» предусмотрено, что негосударственный пенсионный фонд заключает договор со страхователем, определяющим размеры, условия и порядок внесения взносов, а также порядок и условия осуществления дополнительных пенсионных выплат последнему.
Как свидетельствуют материалы проверок, большинством негосударственных пенсионных фондов такие договора не заключались. Также не заключались договора со специализированными компаниями по управлению активами фондов на размещение этих активов.
Имеют место многочисленные факты, когда негосударственные пенсионные фонды самостоятельно размещали свои активы, извлекали в результате этого доходы, а также занимались различными видами коммерческой деятельности.
В отчетности данные о полученных доходах в установленном порядке не отражались, что приводило к занижению негосударственными пенсионными фондами налогооблагаемой базы при исчислении и уплате налогов.
Такие факты являются прямым нарушением пункта 3 названного выше Указа. Наряду с нарушениями налогового законодательства и недостатками в организации самой деятельности негосударственных пенсионных фондов установлены многочисленные факты различных махинаций и злоупотреблений в использовании ими денежных средств, в том числе полученных от вкладчиков, рассчитывавших на дополнительное пенсионное обеспечение.
Многие из установленных нарушений в использовании денежных средств (как наличных, так и безналичных) граничат по своей сути с экономическими преступлениями.
Так, в Волгоградской области по Волжскому филиалу Московского негосударственного пенсионного фонда «Союз» имел место факт выдачи беспроцентных ссуд работникам вкладчиков фонда, а именно работникам АОЗТ «Волжскрезинотехника», ТОО «ВГС», ВМУ АООТ «СКЭМ». Всего по распоряжению головного фонда были выданы беспроцентные ссуды на сумму 1766 млн. руб. со сроком погашения 6 месяцев под залог средств, зачисляемых на лицевые счета участников фонда. Об установленном факте проинформирована Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты Российской Федерации по г. Волжскому. Такая деятельность не имеет никакого отношения к деятельности негосударственного пенсионного фонда, установленной законодательством.
В Удмуртской Республике по негосударственному пенсионному фонду «Гранд — Фонд» (г. Ижевск) было установлено, что директору НПФ Хакимову К.Х. 22.08.95 была выдана ссуда в сумме 190 млн. руб., переданная им фермерскому хозяйству — агрофирме «Березово» под 180% годовых. На 01.03.96 деньги НПФ не возвращены.
В Кемеровской области серьезные нарушения в части ведения бухгалтерского учета в Новокузнецком филиале НПФ «Стимул — Фонд» позволили ему списать на затраты без оправдательных первичных документов незаконно полученные руководством филиала денежные средства на общую сумму 133 млн. рублей.
В Республике Башкортостан Международный НПФ «Астрея» заключил с АОЗТ ИК «Гистас» договор об управлении активами НПФ, в результате чего было размещено активов на сумму 357 млн. руб. Из этой суммы 199 млн. руб. перечислены в АКБ «Парекс — Банк» в счет выполнения договора о совместной деятельности между АОЗТ «Гистас» и Латвийско — Российским совместным предприятием «Олевс — Инвест», а 151 млн. рублей – ТОО «Урман».
Таким образом, 350 млн. руб. из общей суммы активов НПФ «Астрея» в размере 357 млн. руб., т.е. почти все активы, были перечислены другим предприятиям. В результате этих перечислений никаких доходов НПФ «Астрея» получено не было, что является нарушением пунктов 1.3 и 2.1 Временных правил инвестирования активов НПФ, утвержденных Приказом Инспекции НПФ при Минсоцзащите России от 15.12.95 N 90.
В Калининградской области негосударственный пенсионный фонд «Генеральный страховой фонд» в 1995 году получил пенсионных вкладов на сумму 60 млн. руб., из них инвестировал через фонд 3 млн. руб., в то же время в I квартале 1996 года указанным фондом было получено пенсионных вкладов на сумму 16 млн. руб., инвестировано самостоятельно в государственные ценные бумаги 11 млн. руб., а на предоставление беспроцентной ссуды физическим лицам было израсходовано 18 млн. рублей.
В Курганской области через негосударственный пенсионный фонд «Благополучие» производилось обналичивание денежных средств одним из предприятий г. Кургана. Следует отметить, что денежные средства юридических и физических лиц привлекались не на долгосрочной, а на краткосрочной основе (на 10 — 15 дней), предоставлялись займы физическим лицам и заключались договора купли — продажи. Указанные факты свидетельствуют о том, что этот фонд не выполняет своего предназначения.
В Липецкой области по итогам работы за 1995 год негосударственным пенсионным фондом «Надежда» был получен убыток в сумме около 7 млн. руб., а в I квартале 1996 года — в сумме 105 млн. рублей. Однако инвестиционный доход работникам фонда и сотрудникам АБ «Липецккредит» исчислялся из расчета 288% годовых при гарантированной ставке в размере 60% годовых для всех прочих клиентов. Кроме того, трем работникам фонда были выданы денежные средства в виде ссуд и командировочных расходов в общей сумме свыше 200 млн. руб., которые в момент проверки в кассу фонда не возвратились. Одновременно были заключены 4 договора на долевое участие в строительстве жилья.
продолжение
–PAGE_BREAK–