Неизвестное сочинение Генделя

Неизвестное сочинение Генделя

Ю.С. Бочаров

«Слава
в вышних Богу!» – этими словами, как известно, открывается одна из важнейших
частей мессы, именуемая на латинский манер Gloria. В разные эпохи музыку на канонический текст Gloria создавали величайшие
европейские композиторы: Палестрина и Монтеверди, Бах и Вивальди, Моцарт и
Бетховен. А можно ли представить в этом ряду Генделя? Согласитесь, вопрос этот
способен поставить в затруднительное положение даже профессионального историка
музыки. Действительно, вроде бы Гендель писал какие-то сочинения на латинские
тексты, но полных циклов католических месс за ним никогда не числилось. И все
же, вооружившись соответствующим томом Систематического указателя произведений
композитора, в его творческом наследии можно обнаружить сочинение под названием
Gloria для нескольких
вокальных партий и оркестра, написанное примерно в 1740 году и кодифицированное
составителем данного указателя немецким исследователем Б. Базельтом как HWV 245.

Но
вполне вероятно, Гендель обращался к этому тексту как минимум еще раз, причем
гораздо раньше. Во всяком случае, не далее, как в прошлом году Председатель
Генделевского общества в Гёттингене, профессор Гамбургского университета Ханс
Йоахим Маркс сообщил о сделанном им открытии: просматривая манускрипты,
хранящиеся в библиотеке Королевской Академии музыки в Лондоне, он обнаружил в
одном переплете с различными генделевскими ариями доселе неизвестное (причем
абсолютно законченное) сочинение композитора на текст Gloria, написанное для солирующего
сопрано в сопровождении струнных. И открытие это было столь неожиданным для
самого исследователя, что, он сравнил его с «ярким лучом света с Небес»,
подчеркнув, что подобные удачи в жизни музыковеда-историка случаются не чаще,
чем один-два раза в жизни.

Несмотря
на то, что найденная рукопись не является подлинным автографом Генделя, сам
Х.Й. Маркс, а также целый ряд известных ученых, изучающих творчество Генделя
(М. Талбот, К. Прайс, Дж. Робертс и др.), однозначно идентифицировали это
неизвестное сочинение как работу Генделя, относящуюся ко времени его пребывания
в Италии (1707-1709).

Обнародование
этих результатов вызвало в мире эффект разорвавшейся бомбы. Крупнейшие газеты
Запада поместили сообщения о находке на первых страницах, подчас даже не
удосужившись ознакомиться с партитурой. Так, например, знаменитая «Нью-Йорк
Таймс» первоначально назвала Gloria
хоровым произведением. Но и музыканты старались не отставать от журналистов,
сравнивая вновь найденную вещь как минимум с «Мессией». А Николас Макгеган, под
руководством которого две части из Gloria впервые прозвучали 15 марта 2001 года в Лондоне, а все
сочинение целиком было исполнено на Гёттингенском генделевском фестивале 3 июня
2001 года, сравнивал эту находку с обнаружением гробницы Тутанхамона.

Впрочем,
теперь, когда страсти уже несколько улеглись, когда Gloria прозвучала в различных
европейских странах и в США, была записана на несколько компакт-дисков, а ее
партитура опубликована издательством Bдrenreiter,
можно уже более трезво оценить данный феномен.

Найденное
сочинение представляет собой многочастную сольную кантату, написанную на
канонический латинский текст. В музыкальном отношении сочинение это довольно
эффектное – с яркими темами, сильными контрастами аффектов между частями и
исключительно виртуозной партией солирующего сопрано, особенно в заключительном
разделе (Cum sancto spiritum).
Да и в композиционном отношении выстроено весьма искусно – с довольно логичным
тональным планом целого, структурным своеобразием каждой части и интонационными
связями между частями, несомненно, скрепляющими общее целое. И целое это прежде
всего музыкальное. Ибо с текстом автор обращается достаточно свободно – в том
смысле, что повторяет отдельные слова и фразы канонического текста, нарушая
свойственную ему изначально цельность, фактически используя его как текст для
оперных арий того времени.

Рукописная
партитура Gloria (без
указания имени автора музыки) по мнению авторитетных специалистов была
выполнена в начале 1730-х годов и, судя по почерку, выполнена явно не Генделем.
В библиотеку Королевской Академии музыки в Лондоне эта рукопись попала еще в
1837 году вместе с библиотекой Р.Дж.С. Стивенса, которому в свое время
досталась от его учителя – известного певца Уильяма Сэвиджа (1720-1789),
принимавшего участие в исполнении многих генделевских произведений.

Но
что особенно интересно, никто ни от кого рукопись Gloria не прятал. Она была вполне
доступна. Более того, предположение о том, что произведение это могло быть создано
Генделем, также не является новостью. Во всяком случае, в списке сочинений
композитора, опубликованном в знаменитом лондонском издании материалов
генделевского симпозиума 1954 г. (под ред. Дж. Абрахама), Gloria значится в числе возможных, хотя
и «сомнительных» творений Генделя. Начальные темы этой кантаты были
опубликованы в 1983 году в журнале Early Music (vol.
11, p. 295). Наконец,
заметим, что рукопись Gloria
уже как минимум 10 лет доступна всем интересующимся: с нею легко можно
ознакомиться, приобретя микрофильм, на который переведены рукописи из
библиотеки Королевской Академии музыки. Так что Х.Й. Маркс фактически не был
первооткрывателем. Он лишь предложил собственный вариант атрибуции Gloria как сочинения
однозначно принадлежащего творческому наследию Генделя.

Происшедшее можно сравнить с такой ситуацией. Представьте
себе, что в каком-нибудь музейном собрании имеется картина эпохи Возрождения,
об авторе которой искусствоведы традиционно говорят лишь как о принадлежащем
кругу Леонардо да Винчи. И вдруг в музее появляется исследователь, который
утверждает, что эта картина принадлежит самому Леонардо. Возможно ли такое?
Разумеется. Но для пересмотра традиционной точки зрения нужны веские
доказательства. Вот и в нашем случае для подтверждения авторства Генделя Х.Й.
Маркс и поддержавшие его коллеги из Великобритании и США должны были
представить соответствующие аргументы. Однако складывается впечатление, что как
журналисты, так и музыковеды поспешили ухватиться за сенсацию, во многом
выдавая желаемое за действительное. Их позицию вполне можно выразить цитатой,
взятой из одной статьи, опубликованной в лондонской «Таймс» 14 марта 2001 года:
«Это выглядит, как Гендель, это звучит, как Гендель и, во имя Небес, это должен
быть Гендель!». Согласитесь, звучит как эффектное заклинание, но все-таки не
как логично аргументированное доказательство. А учитывая скорость, с которой
происходили события (от обнаружения Gloria до издания
этого сочинения прошло лишь два месяца), странно было бы ожидать каких-либо
неопровержимых подтверждений генделевского авторства. И действительно, никаких
документов, однозначно указывавших на это, в руках музыковедов не было. Как,
впрочем, не было сделано никакого серьезного музыкально-лингвистического
анализа с использованием самых современных методик компьютерной диагностики
текстов.

В пользу того, что автором Gloria является Гендель, должен был свидетельствовать тот факт,
что рукопись партитуры переплетена вместе с однозначно принадлежащими Генделю
ариями. Но поскольку в стилистическом отношении музыка данной духовной кантаты
не соответствует генделевской стилистике 1730-х годов, сочинение это отнесли к
более раннему периоду творчества Генделя, совпавшему по времени с пребыванием
композитора в Италии в начале XVIII века, когда им
было создано немало латинской духовной музыки. Предполагалось, что, подобно
нескольким духовным концертам и мотетам, Gloria была написана в 1707 или 1708 году по заказу маркиза
Русполи для исполнения в его загородном имении Виньянелло в расчете на
знаменитую певицу Маргериту Дурастанти, которая, как известно, была
исполнительницей целого ряда сочинений Генделя. В пользу авторства Генделя, по
мысли исследователей, должна также свидетельствовать известная стилистическая
близость Gloria другим его сочинениям «итальянского» периода, вплоть до
фактов интонационного подобия или даже заимствования. И конечно же, сама музыка
– захватывающая, эмоциональная и эффектная, создать которую по силам было лишь
такому большому мастеру, как Гендель.

Но если внимательно проанализировать все вышеназванные
аргументы, несложно прийти к выводу, что они не столь уж безупречны.
Действительно, переплетенные вместе рукописи разных сочинений совершенно не
обязательно должны принадлежать одному и тому же автору. А некоторая
стилистическую общность Gloria с другими «итальянскими» опусами
Генделя – так же не слишком убеждает, ибо в этих опусах, как известно, еще не
окончательно сформировалась специфика зрелого стиля композитора и создавались
они под значительным влиянием сочинений итальянских мастеров того времени. В
этой связи весьма показательно высказывание Пенелопы Рэпсон – руководителя
английского ансамбля Fiori Мusicali, осуществившего самое первое исполнение Gloria 18 мая 2001 г. в Хантигдоне (Великобритания): «Это хорошее
сочинение, достойное исполнения но в нем не чувствуется Гендель».

Есть, правда, в музыке Gloria некоторые интонационно-тематические совпадения с
отдельными фрагментами тех произведений, которые бесспорно написаны Генделем,
причем в 1707 году в Риме. Например, можно указать на сходство начальной
вокальной фразы в первой части (Gloria in excelsis Deo) и начальных тематических оборотов духовного концерта
Генделя для солирующего сопрано, хора и оркестра Laudate pueri dominum (HWV 237 или же начала Qui tollis и № 7 (Detorrente in via) из духовного концерта Dixit Dominus (HWV
232) Однако, учитывая страсть композитора к тематическим заимствованиям из
музыки других авторов, это тоже вряд ли можно рассматривать как неопровержимое
доказательством того, что Gloria принадлежит
перу именно Генделя, а не кого-либо из его итальянских современников.

Так что фактически в ходе активной кампании по внедрению в
творческое наследие Генделя еще одного сочинения на текст Gloria ее главные действующие лица лишь подтвердили тезис о
возможности написания композитором этого сочинения. Была ли эта возможность
реализована? Взвесив все за и против, большинство специалистов ответило на этот
вопрос утвердительно. Скорее всего, они правы, и Gloria действительно написана Генделем. Тем более, что само это
произведение по характеру музыки вполне достойно столь великого создателя. Но
вместе с тем хотелось бы получить и подлинно научное обоснование этого, что,
разумеется, возможно лишь при тщательном текстологическом анализе не только
самой Gloria и других произведений Генделя, но и достаточно
внушительного массива сочинений, созданных современниками композитора –
итальянскими мастерами начала XVIII века (и прежде
всего сочинений духовных).

Г.Ф. Гендель в период пребывания в Италии (1707-1709)

Но
самое интересное, что вне зависимости от окончательного решения проблемы
авторства Gloria уже
заняла прочное место в концертном репертуаре и полюбилась многим слушателям.
Знаменитая английская певица Эмма Кёркби, первой записавшая Gloria на компакт-диск (вместе с
барочным оркестром Королевской Академии музыки под управлением Лоуренса
Каммингса), в одном из интервью заметила, что обратилась к этому сочинению
вовсе не потому, что его автором является Гендель, а из-за его замечательной
музыки. «В нем есть все то, чего можно ожидать от Gloria в руках великого мастера», –
сказала Э. Кёркби. А на последующий вопрос о том, что будет, если впоследствии
обнаружится, что автором этого произведения является кто-то другой, философски
заметила: «Я буду рада как от мысли, что у нас есть еще одно сочинение Генделя,
так и от того, что будет найден какой-либо иной подлинный автор».
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.stmus.nm.ru/