Неконтактный ребенок. Ранний детский аутизм.
Нарушения общения.
Для
развития речи важное значение имеет правильное эмоциональное развитие ребенка и
его желание и потребность общаться с окружающими.
Нарушения
в способности к общению у детей встречаются довольно часто. Их причины
многообразны. Неблагоприятные условия воспитания и окружения, психические
травмы, связанные с испугом, внезапным отрывом ребенка от семьи в связи в его
помещением в больницу и тому подобные ситуации могут приводить к невротически
обусловленным затруднениям в общении. Одной из форм таких нарушений является
мутизм – отказ ребенка от общения, – который может быть общим или
избирательным, когда ребенок не контактирует с отдельными лицами, например, с
учителем, с кем-либо из близких и т.п. Нарушения в общении в виде страха речи
могут наблюдаться у детей с заиканием.
При
возникновении всех этих нарушений ребенка следует обязательно показать
специалистам: логопеду, психологу, врачу-психоневрологу или невропатологу.
Ранний детский аутизм.
Кроме
этих форм нарушения способности к общению у детей всречаются и особые стойкие
нарушения, возникающие без видимой причины и преобладающие во всем поведении
ребенка. Это дети с так называемым ранним детским аутизмом (от латинского слова
autos – «сам», аутизм – погружение в себя). При аутизме у ребенка наблюдается
особое нарушение его психического развития. Эти дети избегают общения даже с
близкими людьми, у них отсутствует интерес к окружающему миру, явно выражены
страхи, особенности поведения. Для них характерны повышенные затруднения в
формировании социально-бытовых навыков при сохранном, а часто даже при
опережающем биологический возраст интеллекте.
Детский
аутизм – это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью
формирования различных психических функций, со своеобразными
эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными
расстройствами.
Отличительной
особенностью детей с аутизмом является также однообразное (стереотипное), часто
ритуальное поведение, которое проявляется в однообразном повторении одних и тех
же простых движений или более сложных ритуальных действий. Многие из этих детей
отличаются также чрезмерной психомоторной возбудимостью, двигательной расторможенностью,
которая нередко сочетается с импульсивностью и агрессивным поведением.
Другие,
напротив, заторможены, пассивны, слабо реагируют на внешние стимулы.
Дети
с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются характерными
особенностями психомоторного развития. Прежде всего, такой ребенок рано
избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери,
когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это
делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда. У него
часто преобладает периферическое зрение (смотрит краем глаза, толчкообразный
взгляд); он может также не реагировать на слуховые стимулы, что часто
заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха, которых в действительности
нет.
Уже
с первых месяцев жизни у ребенка при общении со взрослым отсутствует
выразитеьная мимика, улыбка, радостный смех, которые столь характерны для
начального коммуникативного поведения здорового малыша. Отмечаются нарушения
сна, с трудом формируются навыки опрятности. Все эти особенности сочетаются с
неадекватными реакциями на различные воздействия окружающей среды. Даже общаясь
со взрослыми, аутичный ребенок как бы не замечает его. Недостаточная
эмоциональная реакция на мать может сменяться зависимостью от нее: отрыв от
матери приводит к различным формам протестующего поведения.
Поведение
аутичного ребенка часто крайне противоречиво: с одной стороны у него часты
неадекватные страхи (боязнь каких-либо самых обычных предметов, иногда даже
света от настольной лампы), с другой – у него может отсутствовать чувство
реальной опасности. Он может выбегать на проезжую часть улицы, забираться на
высокие карнизы, уходить далеко от дома и т.п.
Социальному
взаимодействию аутичного ребенка с окружающими мешает негативизм – стремление
постоянно противодействовать просьбам и желаниям лиц, взаимодействующих с
ребенком. Родители, не понимая истинного состояния ребенка, часто расценивают
это как упрямство и пытаются силой, а иногда и с применением физических
наказаний, заставить его подчиниться их требованиям.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portalus.ru